Презентация по ОРКСЭ на тему «Коллектив начинается с меня»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Коллектив начинается с меня 4 класс
Коллектив – это группа людей, объединённых общими интересами, Совместной деятельностью.
Главное в коллективе: умение понимать других людей Дорожить их доверием Уважать человеческое достоинство Быть заинтересованным участником общих дел
Правила поведения в коллективе: С утра настраиваться на доброжелательное отношение к людям 2. Спорьте да не вздорьте 3. Не ищите виноватого 4. Не будьте категоричны в своих суждениях 5. Ничего не начинайте во гневе
Что может сделать каждый из вас, что бы укрепить отношения в классе?
Сохранять и укреплять Уважение друг к другу!
Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — выше этого нет ничего. Конфуций
Спасибо за внимание!
Номер материала: ДБ-100183
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Спортивные клубы появятся в каждой российской школе к 2024 году
Время чтения: 1 минута
Аккредитация российских вузов станет бессрочной с 1 марта 2022 года
Время чтения: 2 минуты
Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет
Время чтения: 1 минута
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах
Время чтения: 1 минута
Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня
Время чтения: 2 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по ОРКСЭ в 4 классе «Коллектив начинается с меня»
специалист в области арт-терапии
«Коллектив начинается с меня»
Технологическая карта урока
Коллектив начинается с меня
Планируемые образовательные результаты
Определение понятия коллектив, выделение факторов успешности коллектива, формирование позиции «Коллектив начинается с меня», умение разбираться в своих поступках.
П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; сравнение понятий коллектив и группа; умение анализировать свое состояние.
Р. Умение адекватно воспринимать оценку высказываний; контроль и коррекция.
К. Умение работать в группе; согласовывать свои действия с другими участниками; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Формирование ценностного отношения к коллективу. Развитие ответственности за свои слова и поступки. Способность оценивать свои поступки.
Сформировать позицию, что коллектив начинается с самого себя.
Основные понятия, изучаемые на занятии
Дружба, коллектив, успешность
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на занятии
Басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», толковый словарь Ожегова
Организационная структура занятия
Этап 1. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Основные формы работы учителя и учащихся
— Сегодня мы продолжаем разговор о каждом из вас в отдельности и обо всех в целом. И начнем наш урок с игры.
Стулья предварительно расставлены в круг, есть место и для учителя, сзади на каждом стуле закреплен жетон определенного цвета, по цветовому свойству учащиеся делятся на группы (3 цвета – 3 группы). Участники занятия садятся в круг. Ведущий предлагает, передавая друг другу клубочек атласной ленты и наматывая часть ленты на запястье, говорить следующее: « Здравствуй, Аня. Мне приятно с тобой общаться, потому что…» Педагог также активно увлечен в игру.
После того, как высказались все участники, ведущий подводит итог: «Наш клубочек волшебный»! Почему я так решила? (ответы детей).
— Он смог нас объединить! Зачем я это сделала?
Что вы сейчас чувствуете и почему? Когда вы также себя чувствовали?
Подвести детей к мысли, что это напоминает семью, общество, группу, коллектив.
Попробуйте подвигать руками. Что вы чувствуете, испытываете? Почему? Когда вы испытывали такие же чувства? На что это похоже?
Подвести детей к мысли, что это похоже на взаимодействие людей, действия могут зависеть не только от самого себя, но и от других.
Ведущий тянет ленту, ленточка затягивает запястья детей и уменьшает пространство между участниками группы, заставляет детей невольно двигать руками.
— Что происходит? Как вы себя ощущаете и почему? Зачем я это сделала? На что это похоже?
Подвести детей к мысли, что это похоже на взаимодействие людей, одним комфортно – другим нет и надо быть острожным, т.к. твои действия могут привести к нежелательным последствиям в действиях другого.
Сейчас вы можете принять такое положение, чтоб вам было комфортно (кто-то освободится, кто-то ослабит ленту, кто-то останется в исходном положении).
— Кто хочет пояснить, что он сделал и почему? Какой вывод можем сделать?
Подвести детей к мысли, что каждый человек по-разному себя чувствует в группе, обществе, у каждого своя дистанция, некоторые себя комфортно чувствуют, когда он вместе с кем-то, другие наоборот – им нужна свобода действий.
— Ребята, вы можете освободиться от ленточки и продолжить нашу беседу.
— Какие выводы вы сделали для себя во время упражнений?
Взаимодействия людей могут для одних быть комфортными, для других нет; у каждого человека есть своя дистанция общения; иногда действия одних ведут к действиям других, поэтому надо быть осторожными, чтобы другим не причинить вред
— На какую тему мы сегодня будем рассуждать (ответы детей: о коллективе, дружбе). Зачем важно обсудить эту тему?
А в конце занятия я хочу получить от вас ответ на вопрос: « Согласны ли вы с высказыванием: Коллектив начинается с меня?»
рефлексия своих чувств.
Личностные компетенции: «вижу, слышу, чувствую».
ОРКСЭ (модуль » Светская этика») Коллектив.( 4 класс)
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ ОРКСЭ коллектив 4 кл Тарамбула ВВ.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мечетинской средней общеобразовательной школы
Зерноградского района Ростовской области
(модуль « Светская этика»)
Подготовила учитель начальных классов:
Тарамбула Вален6тина Владимировна
Предмет : ОРКСЭ (модуль «Светская этика»)
Тема: Чтобы быть коллективом.
углублять представление о взаимоотношениях в большом коллективе.
Задачи:
— раскрывать значение понятий «школьный коллектив», «классный коллектив», «совместная творческая деятельность», «толлерантность»;
— развивать умение ценить настоящую дружбу, взаимопонимание и взаимоуважение в отношениях между одноклассниками.
— воспитывать внимательное, заботливое отношение к своим одноклассникам
Ход урока.
1. Орг. Момент. Позитивный настрой.
Добрый утро! Я рада видеть вас, ваши улыбки. От них становится светлее и теплее, и как важна для человека поддержка, похвала, доброе слово. Подарите друг другу улыбку.
2. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы говорили о том, что….. (ответы детей) (Жизнь протекает среди людей). Почитаем обращение Жак-Жана Руссо ( на экране) Кто написал ответ (зачитывают, идёт обсуждение, вывод и переход к теме урока.
3.Самоопределение к деятельности.
А как вы думаете уютно ли человеку быть одному? В чем он нуждается? (в общении)
Значит ему лучше жить где? (в семье, коллективе)
Как вы думаете о чем у нас пойдет разговор на уроке? ( о коллективе)
4. Работа по теме урока.
1. Как вы считаете что такое коллектив? (дети высказываются)
3 .Виды коллективов: трудовой, спортивный, семейный, учебный (на доске)
А что их должно объединять? ( уважение, понимание, доверие, общие дела)
Но мы все разные, у каждого есть свои интересы, это должно вносить особенную изюминку в коллектив.
— Всегда ли вы понимаете друг друга? Почему? (ответы детей)
— А что нужно для того чтобы вы понимали друг друга ?( Взаимоуважение, сдержанность)
Рассказывание учителем легенды:
-В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то.
-Как вы думаете, что написал старец?
-Правитель посмотрел и удивился: на листе 100 раз было написано одно и то же слово ПОНИМАНИЕ. Найдите это слово на доске, среди других слов!
— Почему так важно понимать друг друга?
«Понимание- начало согласия» Б Спиноза
«Понимание- начало доверия, а доверие-первое условие дружбы» Ж.Лабрюйер
— А какие для этого нужны усилия? (видеть и чувствовать потребности и интересы окружающих)
Вывод : Мы все разные, но нас объединяет то, что мы все учимся в одном классе и должны находить точки соприкосновения.
5.Игра: «Закончи фразу» (на экране)
-Мне нравится, когда мои друзья…
-Я не люблю, когда меня…
-Мне очень приятно говорить друзьям…
-Своими друзьями я всегда…
-Я могу дружить с теми, кто…
-Со мной можно дружить, потому что…
Составление сенквейна на слово коллектив (работа в группе – зачитать)
6.- А каким образом можно преодолеть в отношениях с одноклассниками проявления несдержанности, вспыльчивости, раздражительности?
Необходимо вырабатывать нравственную установку на определённые правила и нормы поведения, следуя которым вы сумеете сохранить доброжелательные отношения в коллективе.
Что такое установка? (ответ в учебнике с.66)
Это готовность следовать чему- либо. В нашем случае- нравственным правилам.
Правила в учебнике на с.66 к оторым можно следовать (зачитать)
Советы Корнеги зачитать
7. Итог Творческая работа
Составить ( работа в группах)
«Правила дружного коллектива» записывают на листочках, прикрепить на доску к слову коллектив ( как дерево).
8.Рефлексия.
«Мой класс- я в классе»
Вырази цветом своё настроение в коллективе. Зелёныё- отличное, красный- плохо, жёлтыё- безразлично.
9. Д\з с 64-67. Оценка за работу
Выбранный для просмотра документ Светская этика коллектив.pptx
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Класс коллектив.docx
-Как вы считаете, что такое коллектив? Очень сложное слово (ответы детей).
Итак, коллектив – это группа людей с общими интересами. Что вас объединяет? Какой интерес?
В школе складывается коллектив класса, коллектив школы. Ваши родители работают в рабочих коллективах.
— А как вы думаете, что служит основой прочного коллектива?
В коллективе, как правило, люди много общаются. Но достаточно ли для образования коллектива только общения?
Прочные коллективы создаются там, где есть общее дело. Какие общие дела есть в вашем классе?
— Ваш класс может: Вместе учится
Делать творческие проекты
Помочь благоустроить школьный двор.
Выехать на природу. Сочинить стихотворение.
Пойти в больницу к заболевшему товарищу.
Спеть веселую песню.
Всем классом сходить в кино
Смотрите, как много у вас общих дел.
Но не всякое общее дело может сплотить людей в хороший коллектив. Если люди работают, учатся в одном помещении, но каждый делает только свое дело и не думает о других, прочного коллектива нет. Важно, чтобы люди помогали друг другу, заботились друг о друге, т.е. важно сотрудничество между людьми
— Много времени вы проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой, не замечаете, друг друга, обижаете. А ведь мы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы.
В том, что вы очень разные, легко убедиться, сыграв в игру «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ»
В нашем классе самым самостоятельным является…
Часто меня приятно удивлял…
Жизнь – c ложная штука, но в ней, никогда не пропадет…
Хулигану не повезет, если на его пути встретится…
Самая одаренная личность в нашем классе – это…
Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…
Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…
Интересно наблюдать, как у доски отвечает…
Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…
Незаменимым на классных вечерах является…
Самым добрым человеком в классе, можно назвать…
В политики целесообразно рекомендовать…
Щедрость не знает границ у…
Скромность всегда украшает…
Самый непослушный в классе…
Веселее в классе, когда приходит…
Вот видите, все вы разные. Кто-то добрый и спокойный, кто-то шумный и дерзкий, кто-то хорошо учится, а кто-то совсем не хочет учиться.
И будучи очень разными, каждый из вас привносит в ваш коллектив что – то свое, и из этого складывается общая атмосфера в нем.
Для того, чтобы класс стал настоящим сплоченным коллективом, предстоит всем вместе приложить немало сил. Это сделать нелегко, вы все такие разные, с разными привычками, взглядами, и т. п. И все же вы должны учиться строить отношения, договариваться между собой.
-Когда людям легче договориться друг с другом?
— Людям легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом, когда они вместе и придерживаются каких-то единых правил.
А единые правила поведения в обществе, какой предмет изучает? СВЕТСКАЯ ЭТИКА!
Вспомним золотой правило этики!
Придумайте три правила, которые необходимы вашему коллективу, чтобы он был по – настоящему дружным. Правила должны быть понятными, выполнимыми и краткими. (Работа в группах).
А теперь давайте посмотрим ваше домашнее задание, что у вас получается, а что нет.
Было еще одно задание, давайте посмотрим, кому и какие солнечные лучики вы приготовили.
– Попробуйте одним пальцем поднять карандаш (книгу, ручку) над партой.
– Конечно же, карандаш (книгу, ручку) легче и удобнее было поднять всеми пальцами. Так происходит и в семье, в коллективе. Если за дело взялись все, то оно обязательно будет успешным.
Одним из основных условий прочного коллектива является дружба между теми, кто живет, учится или работает вместе, рядом.
Подумайте! А что значит дружба? При каких условиях она бывает крепкой? Каким же должен быть настоящий друг (ответы учащихся)
Дружбы не бывает без взаимного уважения, доверия, взаимопомощи.
-Я думаю, что каждому бы очень хотелось, чтобы рядом находился верный школьный друг, человек, который всегда придет на помощь, спросит: «Как дела?», иногда поможет сделать домашнее задание, поговорит с тобой на перемене
Давайте посмотрим, какие еще интересы могут вас объединить?
Игра Учитель обращается к классу с утверждениями, а те, к кому это относится, поднимаются с места.
— любит играть в хоккей;
— является футбольным болельщиком;
— готовится в будущем к службе в армии;
— собирается в будущем выйти замуж;
— сам стирает свои вещи;
— после окончания школы поступит в институт
— умывается по утрам;
— ходит в магазин за продуктами;
Теперь вы знаете, что является главным для создания коллектива: общение, общее дело, сотрудничество, дружба.
Я не люблю, когда мои одноклассники….
Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе…
— Учитесь понимать своих одноклассников, старайтесь быть доброжелательными к ним, уважайте тех, кто рядом. Помните, дружба в классе крепка доверием и взаимопониманием. А основа прочного коллектива, как и крепкой семьи – ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ.
Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Коллектив начинается с меня.» (4 класс)
специалист в области арт-терапии
Урок по основам светской этики № 15. Дата
Тема. Коллектив начинается с меня.
Цель: научить детей дружески общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы.
Тип урока: изучения нового материала
Планируемые результаты: создать условия для познавательной активности каждого ученика; способствовать развитию внимания, связной устной речи.
Регулятивные : оценивает свои достижения на уроке.
Познавательные : овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося,
Методы и формы обучения: фронтальная, беседа.
Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.
— Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о каждом из вас в отдельности и обо всех в целом. Послушайте стихотворение и подумайте, почему я начинаю урок с этих строк?
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
-Как вы думаете, почему я начала наше занятие с этих строк?
— На какую тему мы сегодня будем рассуждать (ответы детей: о коллективе, дружбе).
— Почему важно обсуждать эту тему?
Постановка темы и задач урока.
-Мы начинаем урок который вновь подарит нам радость общения друг с другом и много интересных заданий.
— Тема урока «Коллектив начинается с меня».
Работа в парах. Выяснение целей, ожиданий и опасений. Упражнение «Фруктовый сад».
— 1 задание сегодняшнего урока – упражнение «Фруктовый сад».
У вас на партах вырезанные из цветной бумаги яблоки и лимоны. На яблоках вам нужно написать свои ожидания от сегодняшнего урока, а на лимонах – свои опасения. ( Дети наклеивают свои фрукты на деревья ).
— Посмотрите еще раз на нашу тему и запишите свои высказывания.
(Учитель зачитывает ожидания и опасения)
— А в конце урока мы посмотрим сбылись ли ваши ожидания и опасения.
. Восприятие и осознание нового материала.
— Вот вы записали свои ожидания от сегодняшнего урока. А как вы понимаете слово коллектив? (ответы детей)
— А вот что об этом пишет энциклопедия.
Коллектив – группа людей, объединенных общей работой, учебой или интересами.
— А наш класс можно назвать коллективом? Почему?
— Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
— Чему мы будем учиться?
( разобраться, что такое коллектив и каким он должен быть, какую роль в коллективе играет каждый из вас).
Я расскажу вам одну историю.
В 4 классе училась девочка Наташа. И однажды ей с родителями пришлось переехать в другой город. Весь класс отправился провожать Наташу на вокзал. После того, как дети попрощались с девочкой, они спросили учителя, будут ли сегодня уроки. Учитель ответил, что для них состоялся главный урок в их жизни.
— Почему учитель так ответил?
— Что он этим хотел сказать?
Р абота в группах. Акростих эпитетов к слову «КОЛЛЕКТИВ».
— А сейчас давайте подберем эпитеты к слову «коллектив».
— Вспомните, что такое эпитеты? (признак предмета или явления)
Учащиеся составляют акростих эпитетов (красочные определения предметов, выраженные в форме прилагательных) к слову «КОЛЛЕКТИВ»
Классный, красивый, крутой
Общий, оригинальный, объединенный
Любимый, лучший, ласковый
Веселый, вежливый, воспитанный
— Какое правило нам встречается в слове коллектив? (Удвоенные согласные).
После выполнения задания каждая группа выбирает оратора, который презентует свой вариант.
— Подходят ли эти слова-определения для нашего класса?
— Да, жизнь преподносит разные уроки и сюрпризы. А вот один из них.
— Что в сказках люди складывают в сундучки? (вещи, богатство)
— Можно ли богатство потрогать руками? ( можно, если это какие-то драгоценности ).
— Но есть богатства, которые нельзя потрогать руками.
— На доске записаны слова. Давайте их прочитаем.
( доброта , обидчивость, з аботливост ь, злопамятность, отзывчивость , трусость, трудолюбие, сострадание , грубость, лень, преданность, лживость)
— Какие из них вам непонятны?
— Что это за слова? Как назвать их одним словом? (качества человека, черты характера)
— У вас на партах лежат листочки.
— Подчеркните качества, которые вы бы хотели видеть в ребятах нашего класса. (Учащиеся подчеркивают)
— Что вы не подчеркнули, оставили? ( оставили отрицательные черты характера)
-Почему? ( Мы оставили такие отриц. качества, нам не нужны учащиеся с такими качества).
— Допишите еще 1 или 2 положительных качества.
— Давайте эти качества положим в наш сундучок.
— Как можно назвать содержимое этого сундучка?
— Содержимое сундучка – духовное, нравственное богатство.
Работа с учебником – с. 68.
— А что такое общая атмосфера в классе?
— Какие нормы поведения должны быть в коллективе?
— Как вы понимаете слова Ш.Руставели?
— Скоро закончится вторая четверть. Начнутся самые долгожданные и веселые каникулы. Как вы думаете, чего или кого вам будет не хватать в самое любимое время для всех школьников? (Ответы детей).
-Я думаю, что каждому бы очень хотелось, чтобы на протяжении этого времени рядом находился верный школьный друг, человек, который всегда придет на помощь, спросит: «Как дела?», иногда подскажет на уроке, поговорит с тобой на перемене.
-А каким же должен быть настоящий друг? Продолжите высказывание:
« Друг – это…» (ответы учащихся)
Рассказывание учителем легенды:
-В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то.
-Как вы думаете, что написал старец?
— Какое это качество?
-Правитель посмотрел и удивился: на листе 100 раз было написано одно и то же слово УВАЖЕНИЕ.
— Почему так важно уважать друг друга?
— Давайте прочитаем об этом в учебнике.
Работа с учебником (продолжение). – с. 69
Закрепление и осмысление нового материала
— Для того, чтобы класс стал настоящим сплоченным коллективом, предстоит всем вместе приложить немало сил. Это сделать нелегко, мы все такие разные, с разными привычками, взглядами. И все же мы должны учиться строить отношения, договариваться между собой.
-Когда людям легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом?
— Когда они вместе и придерживаются каких-то единых правил.
— У вас на партах лежат ладошки. Я предлагаю вам на пальчиках нарисованной ладошки написать лучшие качества того ребенка, имя которого там написано.
— Мы сложим все ладошки в нашу волшебную шкатулку, а на уроке технологии создадим из них Дерево Дружбы.
— Теперь я надеюсь, каждый из вас имеет представление, что такое коллектив и каким должен он быть.
Подведение итогов. Рефлексия.
-Сегодня мы еще раз убедились, что каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив очень сплоченный.
— Сбылись ли ваши опасения на уроке? А ожидания?
— Поднимите руки, кто из вас теперь может сказать: «Коллектив начинается с меня». Почему?
— Оцените свою работу на уроке.
— Я надеюсь, что этот разговор пойдет вам на пользу. Вы будете более внимательными к друзьям, уважать их, будете всегда готовы прийти на помощь.