Рассказ о колоколах для 2 класса по музыке

Сказки

Доклад-сообщение про Колокола

Колокол – музыкальный инструмент куполообразной формы с язычком внутри этого купола. Звук извлекают путём удара языка по стенке. Есть варианты без язычка, но это редкость. Там по стенкам купола ударяют специальным молотком.

Как и многие другие вещи, первые колокола появились в Китае. В Европе этот инструмент появился намного позже. Древний колокол делался из железа. Это сейчас их отливают из бронзы, чугуна и даже стекла, иногда используют и драгоценные металлы.

У колоколов всего 2 функции:

Как музыкальный инструмент колокола используют в церквях. Звук колоколов с колокольни Храма слышен далеко вокруг. Перезвоном собирают народ к богослужению, в праздники оповещают о начале литургии. Иногда ударяют в один колокол. Этот звон называют благовест. А иногда звонят во все колокола. Человек, который этим занимается, зовётся звонарь. Чаще звонари – это мужчины, ведь иногда язык колокола довольно тяжёлый и требуется немало сил и умения, чтобы инструмент издал звук.

Сейчас колокола тоже используются как сигнал. Рында на корабле – это не что иное, как колокол. В него бьют, чтобы обозначить время, как сигнал тревоги или оповещение для других судов в тумане. Применяется колокольчик и в школах. Первый и последний в жизни школьника звонок издаётся с помощью колокола.

По размеру колокола бывают разные: от многотонного инструмента, до маленького колокольчика, который можно прикрепить на булавке к одежде. Самый знаменитый многотонник – это Царь-колокол, который находится в Москве, в Кремле. Ежегодно сотни тысяч туристов приезжают посмотреть на него. Увы, этот колокол больше никогда не зазвонит. Большой кусок откололся от него. Хотя по назначению Царь-колокол никогда и не использовался.

Приписывают колоколам магические и целебные свойства. Говорят, что колокольный звон исцеляет от бессонницы, помогает восстанавливаться организму после операций, успокаивает душевнобольных и даже разрушает раковые клетки. Не выносит колокольный звон и нечистая сила. Правда это или нет доподлинно не известно, но в любом случае послушать мелодичный колокольный звон всегда приятно и интересно. А колокола – это тот инструмент, который всегда будет востребован.

Картинка к сообщению Колокола

Популярные сегодня темы

Российская Федерация состоит из множества субъектов, которые имеют свою историю и особенность. Одним из самых значимых субъектов России является Ростовская область. Расположена она на юге евр

Малина-это многолетний полукустарник произрастающий во многих частях света. В России произрастает в европейской части, а также в гористых возвышенностях Башкирии, на Урале и западной Сибири

Столетняя война – военное столкновение между Францией и Англией, длящееся в течение 126 лет, с 1337 по 1453 гг. Главной причиной Столетней войны стала нестабильная политическая обстановка на

Повар – человек, профессия которого заниматься приготовлением пищи. Настоящий кулинар – творец. Он может сделать самые разнообразные шедевры из продуктов, имеющихся под рукой. Повар знает, ка

В современном мире человека постоянно преследуют суета, движения, скорость. Но далеко не всегда он справляется самостоятельно с подобными категориями, которые устойчиво вошли в нашу жизн

Металл на данный момент имеет особую популярность при изготовлении различных предметов. В основном это железо, но также и применяют цветные металлы, такие как алюминий, титан и прочие

Источник

Презентация к уроку музыки 2 класс «Колокола России»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Колокольные звоны России

любовь печаль радость гордость тревожность восхищение

Как появились колокола?

История рождения колокола на Руси

Колокольный звон- это часть русской культуры, это голос Родины.

Исаак Ильич Левитан «Вечерний звон».

звонница Ростова Великого Где живут колокола?

Имена колоколов Медведь Глухой Лебедь Переспор

Виды колокольных звонов Перезвон – удары в разные колокола поочерёдно. Обычно от большого колокола к малым.

1 группа: тили-бом, тили-бом, тили-бом. 2 группа: бим- бом, бим- бом. 3 группа: бом, бом, бом.

«Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»

Опера «Борис Годунов» М.П.Мусоргский

Колокольчики Мы девчонки озорные (ди-ли,ди-ли, дон-дон) Колокольчики степные (ди-ли,ди-ли, дон-дон) Ну-ка, гости не скучайте (ди-ли,ди-ли, дон-дон) Колокольчика встречайте (ди-ли,ди-ли, дон-дон)

оцени свое настроение после урока

Загляните к нам в окошки (ди-ли,ди-ли,дон-дон) И похлопайте в ладошки (ди-ли,ди-ли,дон-дон) Угостим вас пирогами (ди-ли,ди-ли,дон-дон) Пойте, пойте вместе с нами (ди-ли,ди-ли,дон-дон) Для друзей споем мы песню (ди-ли,ди-ли,дон-дон) С песней дружба интересней (ди-ли,ди-ли,дон-дон) Мы возьмем с собой в дорогу (ди-ли,ди-ли,дон-дон) Каждой песни понемногу (ди-ли,ди-ли,дон-дон)

Номер материала: ДБ-318815

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Аккредитация российских вузов станет бессрочной с 1 марта 2022 года

Время чтения: 2 минуты

Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет

Время чтения: 1 минута

Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах

Время чтения: 1 минута

В России создадут «белый интернет» для школьников

Время чтения: 1 минута

Вступил в силу закон о просветительской деятельности

Время чтения: 4 минуты

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Время чтения: 3 минуты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по музыке «Колокольные звоны России» для 2 класса

специалист в области арт-терапии

«Колокольные звоны России»

для учащихся 2 класса

Выполнила: Русаева Светлана Николаевна, учитель музыки

1-й квалификационной категории,

МКОУ «ООШ №4 имени Ю.А.Гагарина» Городского округа город Фролово Волгоградской области,

Тема урока: Колокольные звоны России.

Программа: Искусство. Музыка. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, раздел «О России петь – что стремиться в храм», урок № 1

Цель урока: раскрыть значимость колокольных звонов в культуре русского народа.

образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения колоколов на Руси, с понятием «тембры», с тембрами колоколов, с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов, научить определять на слух разные виды колокольных звонов, узнавать имитацию колокольного звона на основе сформированных знаний;

развивающие: развивать умение применять полученные знания, умения в ситуации интерграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях, способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, исполнение песен и попевок).

Читайте также:  Сказки о чистоте природы

воспитательные: воспитывать бережное отношение к русским традициями исторически сложившимся символам русской земли.

познакомятся с понятием «тембр», с разными тембрами колоколов,

научатся различать виды колокольных звонов,

получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, исполнят песню («Песня о России»)

познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются учебником, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения,

регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают цели и задачи урока, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

оценивают результаты своей деятельности.

«Вечерний звон» слова И.Козлова, музыка народная, исп. Мужской хор «Пересвет»,

М.П. Мусоргский, фрагмент из оперы «Борис Годунов», (пролог, 2 картина, оркестровое вступление),

Запись колокольных звонов: Ростовский перезвон, Благовест.

«Песня о России» муз. В.Локтева, сл. О.Высотской.

Оборудование урока и методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация к уроку, аудио- и видеозаписи фрагментов музыкальных произведений, фортепиано

Дидактические средства: учебник, колокольчики, карточки.

Организация начала урока.

Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке, настроить на взаимодействие с музыкой.

Вход детей в класс, музыкальное приветствие

У.: Прозвенел звонок,

У.: Здравствуйте, ребята!

У доски выставлены колокольчики разных размеров, учитель просит обратить внимание, что необычного сегодня в классе дети увидели.

Актуализация опорных знаний.

Задача: вывести детей на проблему урока, сформулировать её.

У.: Когда сегодня вы вошли в класс, на что вы обратили внимание?

Д.: Увидели колокольчики.

У.: А что такое колокольчики, или колокола?

Если дети затрудняются, пояснить, что колокол – это инструмент чашеобразной формы, который издает звук.

У.: Где вы раньше видели колокольчики или колокола?

Д.: Видели в церкви, на линейке в школе, в деревне у бабушки. (Слайд 1,2, 3)

У.: А как извлекается звук? (показать детям ближе, дать позвонить одним колокольчиком)

Д.: Мы раскачиваем колокольчик, внутри язычок, который стучит о стенки колокольчика.

Дальше учителю необходимо обратить внимание детей на то, что это музыкальный инструмент, который издает один по высоте звук

У.: Чем отличаются данные инструменты?

Д.: Они разного размера

У.: Одинаково ли они звонят, одинаковые звуки издают? (позвонить разными колокольчиками).

Д.: Разные колокола издают разные по высоте звуки. Большой колокол – низкий звук, маленький колокольчик – высокий звук.

I I I. Изучение нового материала.

У.: У каждого колокольчика свой звук, как и у каждого человека, свой голос. А можно ли сыграть мелодию этими инструментами?

Д.: Можно, если будет много колоколов.

У.: А где можно увидеть много колоколов?

Слушание Ростовского перезвона

У.: Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Д.: О колоколах, о том, как они звонят.

Сегодня колокололитейные заводы есть в нескольких крупных городах России. Но раньше таких возможностей не было, и мастера-литейщики справлялись с трудным делом так (Слайды 8-9):

1. Вырывалась яма, в которой особым образом готовилось дно (площадка из глины или кирпича должна была быть идеально ровной).

2. Из глины готовилась форма с пустотой внутри, а по краям ямы строились несколько печей для плавки металла.

3. В форму по нескольким каналам заливали расплавленную колокольную медь (смесь бронзы и олова). Для особой красоты звука к смеси могли добавлять и серебро.

4. Яму накрывали и ждали, когда металл постепенно остынет.

5. Затем форму освобождали от земли, разбивали глиняный кожух, а колокол извлекали и несли к священнику для благословения.

К колоколам на Руси всегда было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Про колокола и колокольные звоны всегда говорили много добрых и красивых слов. Колокола называли русским чудом, и даже называли их молитвой. А вы знаете, что такое молитва?

Д.: Это обращение к Богу, просьба.

У.: Верно. А в народе говорили, что икона – это молитва в красках (Слайд 10), храм – это молитва в камне (Слайд 11), а колокол – это молитва в звуке (Слайд 12). Колокольные звоны называли «звучащей иконой». А еще говорили, что это голос Родины. А о чем нам может говорить голос Родины, то есть колокол? О добре и зле, и счастье, о печали и радости, о любви. Когда нам колокол говорит о печали, зле, горе?

Д.: Когда война, пожар, беда.

У.: А каким голосом нам говорит колокол об этом?

Д.: Тихим, низким, или наоборот очень кричащим, очень громким.

У.: А когда колокол говорит о радости, счастье, о любви?

Д.: Когда радостные события – победа, свадьба, праздник.

У.: А каким голосом нам об этом колокол сообщает?

Д.: Нежным, ласковым, добрым.

У.: Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу, сказали о том, какой он, голос – низкий, высокий, громкий, тихий и т.д. (Слайд 13) другими словами, вы назвали окраску разным голосам, т.е. ТЕМБР. Тембр – это окраска звука (Слайд 14). У каждого человека свой голос, а значит, свой тембр. И у каждого колокола своя окраска звука, свой тембр.у большого колокола тембр будет низким, а у маленького – высоким.

Каждый колокольный звон имеет свое название. Их много (Слайд 15), но мы с вами познакомимся только с некоторыми из них. Один из колокольных звонов называется БЛАГОВЕСТ. (Слайд16). Это особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в самый большой колокол. Это слово состоит из двух слов: благо и весть, что значит благая весть. (повторить вслух вместе с детьми слово БЛАГОВЕСТ)

Давайте послушаем, как звучит Благовест. (видеофрагмент)

Слайд 17, рассказ о колоколе Сысое, слушание Красного звона с Сысоем.

У.: Если прислушаться к колокольным звонам, то можно расслышать целые фразы, даже предложения. Посмотрите на карточки (лежат на каждой парте), на них нотная запись колокольного звона. (проиграть на инструменте или пропеть, показывая рукой направление мелодии). Сколько колоколов участвуют в этом звоне?

Д.: три (могут сказать четыре, нужно добиться правильного ответа, обосновать)

У.: Чем они отличаются?

Д.: Размером, а значит высотой.

У.: Расположите на своих карточках колокола, где какой звучит.

Для этого задания можно заранее рассадить детей с учетом индивидуальных способностей и дать разные карточки – второй вариант с более сложной нотной записью, с участием большего количества колоколов.

Читайте также:  Рассказ о воронежской области 4 класс

Далее исполнить попевку всем вместе (или по группам). Также можно выделить группу ребят, «отделив» большой колокол и исполнить.

У.: Куда нас приглашают колокола?

Д.: в церковь, на службу.

У.: Вот и мы с вами «позвонили», как колокола.

Одни люди любили звонить, а другие любили слушать. А среди слушателей находились сочинители музыки – композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент из оперы русского композитора М.П. Мусоргского (Слайд 18)

III. Слушание и анализ музыки

Задача этапа: помочь услышать «колокольность» в композиторской музыке, обратить внимание на элементы выразительности, которыми пользуется композитор.

М.П. Мусоргский, опера «Борис Годунов», пролог, 2 картина оркестровое вступление.

У.: Что вы услышали? На что похожа эта музыка?

Д.: Звучат колокола, колокольный звон.

У.: Как звучит этот колокольный звон?

Д.: Тревожно, взволнованно, величественно, мощно.

У.: Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?

Д.: Большие и маленькие.

У.: А как вы догадались?

Д.: Низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола.

У.: А вы услышали именно колокола?

Ответы детей могут быть разными, учителю необходимо обратить внимание детей на то, что это музыкальные инструменты подражают звучанию колоколов, композитор использует разные тембры музыкальных инструментов, разные динамические оттенки, чтобы был слышен «колокольный звон».

Работа с учебником

Задача этапа – сопоставить произведения музыки и изобразительного искусства.

У.: В нашем учебнике на стр. 40 иллюстрация картины русского художника Исаака Левитана. Давайте внимательно рассмотрим, что же изображено на ней.

Д.: Мы видим на ней церкви, и время, судя по всему, вечерней службы

У.: Почему картина «Вечерний звон» носит «музыкальное» название? Можем ли мы услышать колокольные звоны?

Д.: наверное, художник слышал колокола, когда рисовал свою картину.

; а на картине «Над вечным покоем» – печальным, грустным, скорбным, задумчивым.

У.: А какой голос будет у колоколов? (При ответе дети используют слова-подсказки, которые даны у вас в учебниках на цветных плашках)

Д.: На картине «Вечерний звон» колокольный звон будет задушевным, нежным, радостным, задумчивым, с любовью.

Звучит фрагмент песни «Вечерний звон» сл. И.Козлова, муз. народная

У.: Есть ли что-то удивительное в исполнении песни?

Д.: Да, голоса изображают звучание колоколов

У.: В какой момент это происходило?

Д.: В начале и в конце фрагмента.

У.: Это были одинаковые колокола?

У.: Но только ли из изображения колокольного звона состояла песня?

Д: Нет, ещё пели слова, как в обычной песне

У.: О чём была эта песня?

Д.: О воспоминаниях, о родном крае, который человек покинул

У.: А участвовали ли в исполнении музыкальные инструменты?

Д.: Нет, только голоса

У.: Что же выступало в роли сопровождения, аккомпанемента для мелодии?

Д: Подражание колокольному звону

У.: А теперь вернёмся к картине и уже заданному вопросу: можно ли её назвать музыкальной?

Д.: Да, и церковь на том берегу реки говорит нам об этом

Можно обратить внимание детей на то, сколько разных линий на картине: река и берега, отражения, контуры леса и храма на фоне неба. А какие это линии? (плавные, извилистые) нарисовать их на доске, обратить внимание на схожесть рисунка и нотной записью на карточках. Как вы думаете, можно было бы спеть эти линии, если разместить их на нотном стане? (да, получится мелодия).

Д.: О любви к Родине.

Задача этапа: закрепление и обобщение знаний, полученных на уроке.

У.: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?

Д.: О колоколах, колокольном звоне, о том, что каждый колокол имеет свой тембр.

У.: Где мы слышим колокольные звоны?

Д.: В церкви, они зовут нас на службу.

У.: С каким колокольным звоном мы с вами познакомились?

У.: Что означает слово благовест?

Д.: Добрая, радостная весть.

У.: Закончить наш сегодняшний урок хотелось бы «Песней о России», которую мы с вами разучили на предыдущих уроках.

Методические материалы к уроку:

Сайт «Zvon» («Русская Православная Церковь. Общество Церковных Звонарей»)

Источник

Разработка урока музыки «Великий колокольный звон» (2 класс)

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Разработка урока.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1 им. академика Б.Н. Петрова»

Составила учитель музыки

Синельщикова Елена Ивановна

Цель урока: Введение учащихся в художественные образы духовной музыки.

Тип урока: у рок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урок: комбинированный.

Технология: развивающего обучения, критического мышления, информационно – коммуникационная, игровая.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

формировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси;

формировать представление об использовании колокольных звонов в классической музыке на примере оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского;

формировать язык музыкальных терминов;

формировать навык восприятия и анализа колокольных звонов;

формировать умение применять знания на практике.

развивать у учащихся способность воспринимать колокольные звоны как проявление духовной деятельности человека;

способствовать формированию у учащихся интеллектуальных умений:
умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать;

пробуждать и развивать творческую активность и способности учащихся.

воспитывать нравственное отношение к православным культурным ценностям;

средствами музыкального искусства способствовать всестороннему развитию личности;

воспитывать культуру слушания.

Оборудование: компьютер, медиа – проектор, фортепиано.

Ход урока

II . Подготовка к усвоению нового материала.

Исполняется песня «Ангел мой со мной»

Учитель Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. Наукой многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.

— Как вы думаете, о чём идёт речь?

Учитель Вы, наверное, все слышали колокольные звоны.

— А всегда ли одинаково звонят колокола?

— А как вы думаете, почему?

— А вам хотелось бы узнать это?

— Как вы думаете, для чего нам нужны знания о колоколах?

А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Да, мы познакомимся с интересной стороной творчества русского народа – колокольными звонами и узнаем всё о колоколах.

Тема нашего урока – «Великий колокольный звон».

Читайте также:  Рассказ про сову по биологии

III . Объяснение нового материала (введение в тему).

Учитель Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула.

Учитель Существует такая легенда, что ещё в IV веке, в Италии, один монах заболел, пошёл в лес за целебными травами, устал, да и прилёг на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Скорее даже не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то отходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию колокольчика, отлив его из металла. Так появился первый колокол.

Учитель На Руси мастера колокольного дела появились лишь к концу 12 века и само литьё колоколов превратилось в дело государственной важности. Для того, чтобы колокол хорошо звучал, мастер должен был знать технику отливки, математические пропорции, состав металла. И у каждого мастера были свои секреты.

Учитель Для колоколов стали строить специальные помещения – звонницы.

Звонница – это стена с проёмами для колоколов.

Колокольня – это многоярусное сооружение для колоколов.

Учитель Музыкантов, которые управляли колоколами на колокольнях, называли звонарями. Встарь хорошие звонари очень ценились. Была даже такая поговорка: «Не пойдёшь в звонари, не попадёшь и в пономари» (служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении). Чтобы легче было запомнить колокольные перезвоны, звонари стали придумывать разные попевки, подходящие под тот или иной звон:

«Пеки блин – дров нет, пеки блин, дров нет»,

«а мы вас обокрали, а мы вас обокрали»,

«а мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем».

Игра «Колокольный перезвон»

Учитель В старой Руси существовал такой обычай: в пасхальные дни в церковный колокол мог звонить любой человек. Этим правом многие охотно пользовались. Но тогда с колоколен раздавались не мелодии церковных гимнов, а «Барыня», «Камаринская», «Во саду ли, в огороде».

IV . Физкультминутка. Игра на детских музыкальных инструментах

Исполнение детским шумовым оркестром «Во саду ли, в огороде». Фронтальная работа.

Исполнение на колокольчиках «Во саду ли, в огороде». Групповая работа.

На каждое событие, к каждому празднику звонари придумывали особый звон, имеющий свой характер, значение и настроение.

Звон, который торжественно рассказывал о доброй благой вести, назывался «благовест». (Прослушивание)

Благовест – ритмичные удары в один колокол.

Слайд №13

По праздникам плыл в небе «красный», т.е. красивый звон, получивший название «трезвон». (Прослушивание)

Трезвон – одновременный звон нескольких колоколов.

важность предстоящей службы или действа, например, в Для того, чтобы подчеркнуть дни больших крестных ходов, перед чином коронаций, перед посвящением в епископы, звучали перезвоны.

Перезвон – поочерёдные удары от большого колокола к малым.

V . Рефлексия. Первичная проверка понимания.

Сыграть на колокольчиках уставные звоны.

Учитель Колокола среднего или большого размера часто получали собственные имена. Поводом для этого могло служить либо его происхождение, либо необычный тембр.

Слайд №15

1т 280 кг. Почему у него такое имя?

Почему у него такое имя?

Почему у него такое имя?

Слайд №18

32 тонны.

VI . Творческое задание. Создать проект «Наш колокол». Работа в группах

Дать ему название и с пояснением.

Сыграть группой любой уставный звон.

Учитель Самый большой в мире колокол, который правда никогда не звонил, находится в Кремле, у подножия колокольни Ивана Великого и называется Царь – колокол. Весит он 200 тонн.

В мае 1737 года в Москве случился невиданный пожар, от которого пострадал почти весь город. Над колоколом загорелись леса, с помощью которых гиганта собирались поднять из ямы. Желая потушить огонь, на раскалённый колокол вёдрами лили холодную воду. От перепада температур колокол треснул и от него откололся кусок весом в 11 тонн. Колокол стал непригодным для использования по назначению.

Учитель Я уже говорила, что д ля того, чтобы подчеркнуть важность предстоящего события, на Руси всегда звучали колокольные звоны. Модест Петрович Мусоргский, сочиняя свою оперу «Борис Годунов», рассказывающую нам преступную историю восхождения на престол царя Бориса Годунова, не мог в сцене коронации не обойтись без колокольного звона. Прослушаем этот фрагмент.

Учитель Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке? (большие, средние и маленькие).

– А как вы догадались? (низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола, средние звуки – средние колокола).

— А каким образом на сцене можно установить колокольню?

Учитель Поэтому колокола заменяют оркестровыми колоколами.

Это набор стальных трубочек, подвешенных к раме.

Учитель Низкие звуки – большие колокол, высокие звуки – маленькие колокола, средние звуки – средние колокола. А как называется это выразительное средство музыки? (Регистр)

Дидактическая игра «Музыкальные бубенчики» (определит по наигрышу регистр и поднять карточку с изображением колокольчика соответствующего света: жёлтый – высокий регистр, зелёный – средний регистр, коричневый – низкий регистр)

Слайд №24

VII . Развитие вокальных исполнительских способностей.

Скромный синенький цветок, травке кланяется он,
Назван звонко, но не слышен нам его цветочный звон.
Музыкальные приветы шлёт он полю по секрету.
Мил он, нежен и пригож, на светильничек похож.
Все, надеюсь, угадали, как цветочек тот назвали?

Исполнение песни «Колокольчик»

1.Как называется тема нашего урока? (щелчок) Великий колокольный звон

2. Как называется стена с проёмами для колоколов? (щелчок) Звонница

3. Как называется многоярусное сооружение для колоколов? (щелчок) Колокольня

4. Как называется звон, состоящий из ритмичных ударов в один колокол? (щелчок) Благовест

5. Как называется одновременный звон нескольких колоколов? (щелчок) Трезвон

6. Как называется звон, состоящий из поочерёдных ударов от большого колокола к малым? (щелчок) Перезвон

7. Как называется церковный служитель, обязанный звонит в колокола по обряду? (щелчок) Звонарь

8. Как называется набор стальных трубочек, подвешенных к раме, заменяющий в оркестре колокола? (щелчок) Оркестровые колокола

9. Как называется опера русского композитора, с которой мы сегодня познакомились на уроке? (щелчок) «Борис Годунов»

10. Назовите имя этого композитора. (щелчок) Мусоргский

IX . Информация о домашнем задании.

Источник

Познавательное и интересное