специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выполнила учитель украинского языка и литературы, русского языка и литературы МОУ «Школа № 16 г.Тореза» Лебедева О.А.
«История, которая запомнится надолго» «Маленький секрет» Сказка
В маленькой избушке, На лесной опушке, Жили две подружки.
. Дело делали одно. Звали их А и О.
. Мысли дружно излагали, изложения писали.
. Что же делать? Как же быть? Буквы надо помирить.
. Долго думали, гадали, суффикс в гости к ним позвали. Вот кто может помирить. Дальше вместе будут жить.
. Если суффикс а за корнем, Ты, пожалуйста, запомни, ИзлАгаем с буквой А. Так пиши теперь всегда. Если суффикс отдыхает, ПолОженье О спасает.
. Изменилась жизнь подруг, Стало всё понятным вдруг. Снова трудятся они От рассвета до зари.
. Ты теперь секрет их знаешь, так смотри не потеряй. Чтобы в корнях не ошибиться, Суффикс а ты проверяй.
Спасибо за внимание!
Номер материала: ДБ-1565011
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах
Время чтения: 1 минута
В российских вузах начнут готовить новых специалистов в области климата
Время чтения: 1 минута
Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов
Время чтения: 1 минута
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Апелляция ЕГЭ 2021
Время чтения: 6 минут
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по русскому языку «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА О КОРНЯХ ЛАГ И ЛОЖ»
специалист в области арт-терапии
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА О КОРНЯХ ЛАГ И ЛОЖ.
Тема урока: Чередующиеся гласные в корнях лаг – лож.
Знать: условия выбора написания лаг, лож.
-определять условия выбора букв о, а в корнях лаг – лож;
-строить устный, развернутый ответ по схеме.
Оборудование: таблица «Правописание гласных в корне слова», иллюстрации к лингвистической сказке, перфокарта.
— Ребята, посмотрите схему.
— Какие правила из тех, что перечислены в ней, вы уже знаете, а какие еще не изучали?
— Используя схему, кратко расскажите о правописании гласных в корне слова.
— Приведите свои примеры слов на указанные правила.
Правописание гласных в корне слова
-Понаблюдайте, как произносятся и как пишутся гласные в корнях слов в последнем столбике: изложение, предлагать?
— Какие это гласные? Можно ли их проверять?
— Сегодня мы повторим сведения о правописании известных вам безударных проверяемых и непроверяемых гласных, а также познакомимся с пока вам неизвестными чередующимися гласными а//о в корнях лаг-лож. Научимся определять условия выбора чередующихся гласныха//о и составлять текст на лингвистическую тему.
— И снова пригласим в гости героев из лингвистической сказки о корнях Лаг и Лож, которые помогут нам лучше запомнить новую тему.
1.Лингвистическая сказка о корнях Лаг и Лож.
За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Была у нее два брата – Лаг и Лож. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.
Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих братьев Лаг и Лож, того награжу по-царски».
Со всех земель невиданного Царства съехались Гласные, Согласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки.
Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не удалось ему допрыгнуть до братьев. Гласные и вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестры согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж понравились им братья Лаг и Лож. Согласная Г быстро подскочила к брату Лаг, а ее сестра Ж – к брату Лож. Да так и остались они навсегда вместе.
С тех пор как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Лаг, а если сестрицу Ж – то братец Лож.
— Как графически вы обозначите условие выбора орфограммы в следующих словах: изложение, предлагать…
2. Работа с теоретическим материалом (п. 52, стр.198)
— Что нового узнали вы о правописании гласных в корне слова?
— Приведите примеры на данное правило.
— Распределите данные слова на три группы: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
— Как нам сделать это рационально? (Записать колонками)
Д…лекий, предлагать, с…леный, г…ризонт, изложить, к…нфеты, вб..гают, сл…гаемое, л…ловый, пом…риться, обн…вить, разл…жить, сл…жение, п…хучий, б…гровый, прил…гательное.
— Объясните, почему в первом столбике должны быть записаны пары слов, а во втором и в третьем – по одному слову?
— Дополните каждую графу таблицы тремя примерами.
— Составьте связный рассказ на лингвистическую тему: «Что я знаю о правописании гласных в корне слова».
— Дополните ответ или оцените.
2. Работа с учебником (упр.508).
— Вы уже знаете, что лексическое значение слова можно объяснить через однокоренное слово;
— Подумайте, корень лож в слове ложь тот же, что и в словах изложение, положение или это другой корень, с другим значением;
— Составьте предложения с этими словами. Обозначьте корни.
3. Запись в ученический «Этимологический словарь».
— Класть или положить?
— При записи этих предложений ученик затрудняется в выборе глаголов. Помогите ему:
1. В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда … свои вещи на отведенное для них место».
2. Закончив уроки, я собираю книги, тетради и … их в портфель.
3. Когда прочитаешь книгу, … ее на прежнее место.
4. Работа с текстом.
Мы предполагали отправиться в лес рано утром, но задержались. Вдоль дороги, кроме кустарников, не было видно никакой другой растительности. Вдруг мы увидели озеро, заросшее камышом. Сразу решили расположиться на отдых. У костра пели песни и с наслаждением ели печеную картошку. Молодая поросль ложилась у наших ног.
Мы долго еще бродили по лесу, нам не хотелось возвращаться домой.
— Выразительно прочитайте отрывок.
— Докажите, что это текст.
— Определите тему и идею.
— Объясните знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор первого предложения, постройте схему.
— Выпишите слова с чередующимися гласными.
— Объясните их правописание.
— Правописание каких слов вызвало у вас затруднения? Почему?
5. Игра «Составь слово».
6. Работа с перфокартой.
— Что нового вы узнали на уроке?
— На какие группы делятся гласные в русском языке?
— Какие условия выбора написания корней лаг – лож вы узнали?
— Зачем нам необходимо знать это правило?
Корни лож-лаг – что это такое, как запомнить правило их написания и как правильно обозначать эти корни на уроке русского языка в школе
Если после корня есть «а» — пишем в нем «а». Если ее нет — пишем «о».
Сразу объясняю правило. В корнях лож-лаг надо писать букву «а», если после них есть «а». Сравните: полагать – положить.
Другое объяснение. Пишем «а» перед «г» и «о» перед «ж»: отложить – безотлагательно.
Это вот та суть, которую вы обязательно должны запомнить и выучить. Выучите ее прямо сейчас и давайте поговорим про эти корни немного подробнее. Тем более, если вы учитесь в школе и готовитесь к ВПР, ЕГЭ или ОГЭ.
Как надо оформлять орфограмму лож-лаг
Вот смотрите, делаете вы дома упражнение по русскому языку. И вам там встретилось слово «перел…жить». Что сделает слабый ученик? Он просто вставит букву «о» и пойдет переписывать упражнение дальше. Что сделает слабый учитель? Ничего. Оставит как есть.
А сильный учитель поступит иначе. Он напишет на полях или под домашней работой «Где объяснение?» и поставит двойку.
Если вам встретилось слово с пропущенной буквой – надо его отработать. То есть объяснить эту пропущенную букву.
В корнях лож-лаг объяснять надо так. Вы подчеркиваете одной черточкой букву «а» или «о», которую вставили в слово. Затем выделяете корень «лож» или «лаг». Если после корня есть суффикс «а», то вы его выделяете как суффикс и подчеркиваете двумя чертами. А если его нет – пишете рядом в скобочках «(нет а)».
Другой вариант объяснения – подчеркнуть двумя чертами «г» или «ж».
Как объяснять эту орфограмму у доски
Все то же самое, только надо еще вслух прокомментировать каждое свое действие. А комментировать надо так (заучивайте прямо готовыми фразами):
Думаю, все просто и понятно. Но если не вникли – смотрите вот это видео, в котором я лично (для вас специально) объясняю, как работать с орфограммами.
О чем надо помнить
Если вы объясняете корни лож-лаг через буквы «г», «ж», то надо помнить про исключение «полог». Ученик может в нем увидеть корень «лог», но на самом деле там все слово корень, поэтому под наше с вами правило «полог» не подходит.
Мне лично этот вариант с буквами г/ж не нравится. Какой-то он мутный. Я его встретил впервые в справочнике Розенталя. В школьных учебниках он нигде не приводится, там всегда предлагается объяснять через наличие/отсутствие суффикса «а».
Это действительно удобно и просто. Есть «а» после корня – пишем «а». Нет «а» – пишем «о».
Примеры слов с чередованием лож-лаг
Обязательно прочитайте все эти примеры вслух. А еще лучше – потренируйтесь объяснять в каждом из них буквы «о» и «а».
Что надо знать про корни лож-лаг
Это корни с так называемой чередующейся гласной. Вообще в русском языке выделяется ровно три типа гласных, вот они:
То есть если у вас гласная в корне чередующаяся, то проверять ее ударением – грубейшая ошибка. Вот смотрите, беру я слово «пол…гать» и проверяю его ударением: «полОжим». Под ударением «о». Но если я напишу «о», то мне даже компьютер подсветит ошибку. Нет в русском языке слова «пологать». Только «полАгать» и никак иначе.
Почему в лож-лаг чередуется гласная
Сразу запомните и поймите важную тонкость. Мы пишем «о» или «а» не потому, что после корня есть «о» или «а». И не потому, что в корне «г» или «ж». А потому, что эти буквы обусловлены историей языка.
Филологи изучали древние языки и пришли к выводу, что в слове, например, «отложить», этимологическая гласная (то есть самая древняя, исконная, самая правильная) – «о». А вот в слове «безотлагательно» – «а».
Но детям в школе невозможно объяснить суть вот этих древних процессов. Это и студенты-то не всегда понимают. Поэтому в школе мы запоминаем правописание с помощью «вспомогательных» способов – вот этих самых букв после корня или конечных согласных в корне.
Что еще почитать и посмотреть
Начните прямо сейчас заниматься на полностью бесплатных тренажерах от Викиума. Там есть разные тренажеры – на тренировку орфографической зоркости, на работу с правилами пунктуации, на восприятие текста и пр. Отберите для себя те, которые больше всего нравятся (см. раздел «Способность к работе с текстом»), и прокачивайте на них русский в свободное время. Например, в маршрутках.
Когда разберетесь с тренажерами, обязательно прочитайте вот эти мои статьи:
Напишите на этой странице электронный адрес, я на него отправлю вам четыре очень хороших электронных книги по русскому. В них простыми словами объясняются сложные правила, даются таблицы и схемы для быстрого запоминания. Для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ, эти книги будут бесценны.
Если вы ходите на репетиторство, то я вам рекомендую 1-2 занятия пропустить, подкопить деньги и купить за 890 рублей курс «Идеальный русский» от Викиума. Он продается с бессрочным доступом, там есть и теория, и практика в виде программ-тренажеров. Я думаю, хорошая вещь. Тем более, стоит дешево.
Заключение
В этой статье мы поговорили о правописании слов с корнями лож/лаг. Запомнили ли вы, что гласная в этих корнях – чередующаяся, то есть ее ни в коем случае нельзя проверять ударением? Объяснил ли я вам, какие условия чередования влияют на выбор букв «о» и «а»?
Если остались вопросы – присылайте их в комментариях, я отвечу. Всем спасибо, хороших вам оценок в школе.
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Корни лаг-лож.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ВЫРОСШИЙ ВЫРАЩИВАТЬ
Выделим сначала корни, Подчеркнем за ними букву! Если вдруг за корнем А, То напишем сразу ЛАГ!
Если за корнем А, то и в корне А А пишется перед Г О – перед Ж Лаг- Лож-
ПАМЯТКА лаг и лож Если за корнем А, то и в корне А А пишется перед Г О – перед Ж
Домашнее задание: пп. 84, упр. 448
Караул! У меня незавидное пол.жение: сегодня пишем изл.жение! Текст надо изл.гать подробно. Все части распол.жить в соответствии с планом. Пол.гаться на товарища не могу, потому что распол.жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл.жение за предл.жением. Пол.гаясь на свои знания, я старательно все изл.гаю. Грамотно изл.женный текст – залог успеха. Отл.жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол.жение.
Положение, изложение, излагать, расположить, полагаться, расположился, предложение, полагаясь, излагаю, изложенный, отложить, положение. Критерии оценивания: «5» – все слова написаны правильно «4» – 1-2 ошибки «3» – 3-5 ошибок
Спасибо за урок! Все свободны )))
Выбранный для просмотра документ Сказка.doc
Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.
С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-.
Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.
– Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его. (Формулируют правило)
– Как вы думаете, почему царица Грамматика путала братьев? Чем похожи эти корни? (одинаковое лексическое значение)
– В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая? (Формулируют закономерность: за корнем –лаг- всегда стоит суффикс
– Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность. (Формулируют правило).
– Сравните сформулированное правило с правилом в вашем учебнике. Запишите слово-исключение полог.
Корни лаг и лож
специалист в области арт-терапии
Учитель: Карноухова Анастасия Николаевна, МКОУ «Спартаковская СОШ»
Урок русского языка в 5 классе
УМК: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А., Тростенцова и др.
Цели урока: а) формировать представление о способе выбора написания о-а в корне лаг-лож, обучать умению определять написание о-а в корне с чередованием и комментировать условия написания,
б)способствовать развитию мыслительных операций анализа, синтеза обобщения, классификации, совершенствовать орфографическую зоркость,
в) способствовать созданию благоприятных условий для развития интереса к изучению языкового материала.
Планируемые результаты обучения:
личностные: проявлять интерес к изучению русского языка и орфограмм в частности, осознавать важности учебы, знаний по русскому языку, правильного написания слов, выражать стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные : осознавать цели учебной деятельности, принимать учебную задачу, планировать учебные действия совместно с учителем, действовать по плану, соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, осуществлять самоконтроль, самооценку;
познавательные: использовать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности;
предметные: знать понятие «орфограмма», значение изучения орфограмм, условия выбора написания о-а в корне лаг-лож, уметь грамотно писать слова с изученной орфограммой, отличать омонимичные слова, в которых лаг-лож является корнем.
Тип урока : введение нового знания.
Технологическая карта урока
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Уверена, что сегодня мы хорошо поработаем на уроке и узнаем много нового.
Слушают, демонстрируют готовность к уроку
Личностные: самооценка готовности к уроку .
Задает вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа):
— Ребята, мы с вами продолжаем наше изучение раздела «Орфография». С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках?
— Что такое орфограмма?
— А для чего мы должны изучать орфограммы?
— Пригодится ли в жизни качество — быть грамотным человеком?
— С какими орфограммами вы уже знакомы.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
Регулятивные: осознание ценности изучаемого материала и практической его важности
Коммуникативные: построение связного устного высказывания
Организует выполнение учащимися практического задания и беседу по вопросам:
Запишите слова: рассчитывать на помощь, сжать в руках, бесшумные шаги, бескрайние просторы, слагать стихи, расписание занятий, сложить в кучу, разрезать здесь, беззвездная ночь.
— Кто не справился с заданием? Почему?
— какие слова вызвали у вас затруднения?
— Что предстоит выяснить сегодня на уроке?
Выполняют практическое задание и участвуют в беседе; формулируют цель урока.
Регулятивные: понимание учебной задачи, осознание учебных действий, оценивание своей деятельности;
Познавательные: использование операций сравнения, анализа, обобщения.
Коммуникативные: построение связного устного высказывания.
Предметные: знание правописания слов с приставками на з-, с- и слов с орфограммами в корне.