Рассказ о космических ракетах для 1 класса азбука

Сказки

Как просто и понятно рассказать ребенку о космических ракетах?

Приветствуем вас на сайте » Наш секрет «!

Бездонное синее небо издавна манило к себе людей. В своих мечтах человек уже давно парил в небе, как птица. Сегодня разговор пойдет о летательном аппарате, на котором человек смог преодолеть земное притяжение и подняться в космос. А что ты знаешь о космических ракетах?

Детям о ракетах. Давайте начнем рассказ с самого начала, чтобы малыш получил представление о космосе. Земля опоясана тонким воздушным слоем, который называется атмосферой. Возле самой Земли атмосфера густая и плотная, а чем дальше и выше от поверхности Земли, тем меньше воздуха, и атмосфера становится менее плотная. В космосе воздуха почти нет.

Постепенно с подъемом вверх небо темнеет – из голубого оно превращается сначала в фиолетовое, а затем в черное.

Рассказ о ракете

В космосе на орбите летают корабли и спутники. Ниже в атмосфере космические корабли летать не могут из-за того, что плотные слои атмосферы мешают им и тормозят их движение.

Ракета должна преодолеть плотные слои атмосферы и добраться до своей орбиты. Для этого ее необходимо разогнать до огромной скорости – 8 км в секунду. Ракете предстоит довольно длинный путь, а это значит, что нужно очень много топлива. Целые железнодорожные цистерны с топливом.

Как же снабдить ракету таким количеством топлива, ведь заправочных станций в воздухе нет? Как справиться с тяжелыми цистернами из-под топлива, которые очень тяжелые, даже когда пустые? Ответы на эти и подобные вопросы дал много лет назад великий ученый Константин Эдуардович Циолковский.

Цистерны (или ступени) ставят друг на друга, сверху ставят пилотируемый отсек. Именно поэтому ракета такая высокая.

В каждой ступени есть двигатель с топливом. Первая, нижняя, ступень самая большая и мощная, в ней больше всего топлива, так как она начинает разгон всей ракеты.

Каждая следующая ступень меньше предыдущей.

К последней ступени прикрепляется сам корабль, который и нужно отправить на орбиту. Корабль занимает гораздо меньше места, чем ступени.

Ракета стартует на двигателях первой ступени. Когда все топливо этой ступени расходуется, ступень отсоединяется от конструкции и падает на землю. Вес ракеты становится намного меньше.

Начинают работать двигатели второй ступени, затем третьей и т.д. Корабль оказывается на орбите, когда отсоединяется последняя ступень. Таким образом, корабль, как по ступеням лестницы, поднимается в космос. Такую схему работы предложил все тот же Циолковский.

Когда ракета выведена на орбиту, она может летать долго и совсем без топлива. Как будто ракета катится с горы и конца пути не видать.

Первая многоступенчатая ракета была создана в Советском Союзе под руководством академика Сергея Павловича Королева. С ее помощью был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли.

Свой путь в небо ракета начинает со стартовой площадки, которая находится на космодроме. Стартовая площадка — в виде огромной железобетонной плиты. Вот так, оказывается, несложно рассказать ребенку о ракете.

Старт ракеты

На космодроме есть и своя техническая площадка, где готовят космические корабли к полету.

Главное здание технической площадки – сборочный завод. Это огромный монтажно-испытательный корпус (МИК). Все составляющие части ракеты доставляются к заводу по железной дороге. В МИКе сначала тщательно проверяют, а затем собирают все части ракеты. После сборки проверяется исправность ракеты целиком. И только после этой проверки ракета выезжает из МИКа.

Тепловоз везет ее к стартовой площадке с высокими ажурными фермами.

Со стартовой площадки ракета уходит в полет. Размер стартовой площадки примерно такой, как размер Красной площади в Москве. В центре площадки находится огромная дыра (шахта), в которую опускают хвост ракеты перед стартом. Под хвостом тянется бетонный газоотводный канал. После запуска двигателей по каналу побежит море горячего дыма и огня.

Когда устанавливают ракету на стартовую площадку – хвост опускают в шахту, и сразу же гигантские металлические фермы зажимают ракету со всех сторон. Потом к четырем основным фермам присоединяются и другие. На одной из ферм есть лифт, на котором человек может подняться до самой вершины ракеты и еще раз осмотреть и проверить все перед стартом.

Ракета установлена, ее крепко удерживают металлические фермы. Теперь настала очередь заправки ракеты топливом. К бакам ракеты подсоединяются толстые шланги, и насосы начинают качать топливо из хранилища.

После заправки к ракете подъезжает автобус с космонавтами. Космонавты на лифте поднимаются на самый верх ракеты и заходят на корабль.

Далее фермы отходят от ракеты, и она остается одна на стартовой площадке. Проводами ракета соединена с подземным командным пунктом. Его называют бункером.

Ракета не взлетит, пока оператор не получит ключ. После команды «Ключ на старт!» оператор поворачивает ключ в замке.

С этого момента вся система начинает работать в автоматическом режиме, оператор только внимательно следит за исполнением команд.

После команды «Зажигание» мощные насосы начинают качать топливо из баков ракеты в камеры сгорания.

Происходит вспышка, и от электрической искры воспламеняется топливо. Через сопла двигателей вырывается наружу мощнейший поток пламени.

Нарастает шум. Ракета в огне и дыме стоит в ожидании последней команды.

И вот звучит долгожданная команда «Старт», и как из вулкана медленно взлетает ракета ввысь для разгона.

Источник

Космическая азбука

Цель: прививать любовь к Родине, развивать интерес к окружающему миру.

Оборудование: презентация Power Point о космосе, экран, мультимедийная установка, раздаточный материал.

– Сегодня мы с вами немного “прикоснемся” к известному и неизвестному космосу.

А поможет нам в этом АЗБУКА.

(Показ слайдов по алфавиту.)

Как заманчиво стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать черные дыры
И трактат сочинить непременно –
“Изучайте глубины Вселенной”

Б – большая медведица.

У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды – и все подряд,
Как алмазные, горят!
Среди звезд, больших и ярких,
Чуть видна еще одна:
В середине рукоятки
Приютилася она.
Ты получше приглядись,
Видишь,
Две звезды слились?
Та, которая крупнее,
Называется Конем.
А малышка рядом с нею –
Всадник,
Скачущий на нем.
Замечательный наездник,
Этот звездный принц Алькор,
И несет его к созвездьям
Конь Мицар во весь опор.
Треплет конь золотогривый
Золоченую узду. Правит
Всадник молчаливый
На Полярную звезду.

Ученик Светятся звезды, светятся.
Даже порой не верится,
Что так велика Вселенная.
В небо смолисто-черное
Гляжу, все забыв на свете.
А все-таки это здорово,
Что ночью нам звезды светят.

Чернели грозно кратеры
и россыпи камней,
но были скалы дикие
мрачнее и грозней!
они, как пики, врезались
в безоблачный простор.
ни кустика, ни травки,
ни речек, ни озер.

В космической ракете.
С названием “Восток”
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Учитель: Деймос – астероид длинной 16 км. Его приравнивают к малым планетам.

Читайте также:  Принц и принцесса сказка для детей

Учитель: Европа – это самый красивый спутник Сатурна.

Ж – животные –космонавты.

На площадке во дворе
Вместе с малышами
Бегал ма-а-а-ленький щенок
С длинными ушами.
Веселил щенок ребят,
Сколько было смеха!
А потом узнали мы:
Он в Москву уехал!
Было так, друзья мои:
Теплой ночью в мае
На Луну смотрел щенок,
Беспокойно лая.
Шел ученый человек:
– Песик, что с тобою?
Ты желаешь поиграть
С Луной золотою?
В ракете хочешь полететь?
А вы меня возьмете?
Ты капитаном можешь стать
Ты капитаном можешь стать
У нас на звездолете!
Назвали Марсиком щенка.
Он тренируется, растет,
Вот-вот отправится в полет.
Марсик нарядный в костюме зеленом.
Отнес его лично в кабину ученый:
Он будет в ракете у нас командиром,
Быстрее несите сюда пассажиров!
Свинка морская, зайчик и еж.
(Зверюшек таких
На Луне не найдешь!)
Рабочие с крысами
Клетку несут!
Готово!
И грохот потряс тишину,
И чудо-ракета летит на Луну!

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звезд. –
Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!

Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до Солнца долететь.
И всерьез, не понарошку
Познакомиться с Луной,
Погулять на ней немножко
И вернуться вновь домой.

М – Малая медведица.

Ученик. Малая медведица.

Мы слыхали:
Две медведицы
По ночам
На небе светится
Ночью вверх мы взглянули –
Увидали
Две кастрюли

А во тьме,
Горя багровым светом,
Из глубин космического льда
Смотрит Марс –
Безлюдная планета,
Хмурая военная звезда.

Так темно и тихо стало,
Звезды на небе блестят!
Погляди, звезда упала
Прямо-прямо-прямо в сад!
Мы искали на площадке
Золотистую звезду,
Отыскали мы на грядке
И левкой и резеду.
– я нашла! – сказала Тоня
И разжала кулачок,
А у Тони на ладони –
Золотистый светлячок.

Учитель: Нептун – восьмая планета нашей системы, считая от Солнца. Нептун была открыта в 1846 году. Эта планета не видна невооруженным глазом, но ее можно разглядеть в бинокль.

Учитель: это определенный путь, который проделывает планета всю свою жизнь.

П – Плутон Плутон – девятая, последняя планета солнечной системы. Он расположен в 40 раз дальше от Солнца, чем земля и значит, что Солнце светит там в 1600 раз слабее.

Учитель: Довольно часто на Солнце, даже при небольшом увеличении, можно рассмотреть детали, сильно отличающиеся по яркости от окружающего фона – пятна, факелы, протуберанцы.

Учитель: это космический корабль, который запускают с различными целями, направлениями в космос.

Есть в небе звездочка одна,
Какая не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на нее гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.

Звезды, звезды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор,
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчанье долгом
Человек в простор ночной –
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, – Водолей,
Стрелец и Лебедь, Лев, Пегас и Геркулес.
Ю.Синицын

Учитель: Туманности – мерцающие “островки”, похожие на облачка тумана. На ясном ночном небе их можно рассмотреть и они все имеют разную природу. Есть туманность – Улитка, Кошачий глаз, Эскимос, Розетка.

Учитель: Уран – седьмая планета солнечной системы. Эта планета отличается от других тем, что она вращается в противоположную сторону.

Учитель: Фобос – спутник Марса, длиной 28 километров.

Учитель: Харон – спутник Плутона.

Учитель: Центавр А – эллиптическая галактика. Галактика это “звездные острова” и даже “звездные материки”, которые существует параллельно нашей солнечной системы.

Учитель: Черные дыры – это мертвые звезды, вернее последняя стадия их существования. Так считают ученые – астрономы.

Учитель: Эридан – это спиральная галактика. Галактика это “звездные острова” и даже “звездные материки”, которые существует параллельно нашей солнечной системы.

Над крышами квадратными
Космическими картами
Мерцают небеса.
Над нами звезды ясные,
Далекие и близкие.
Мальчишки остроглазые
На них давно прописаны.

Учитель: Чтобы закрепить, проведем небольшую викторину.

(Показ слайдов с картинками на тему: “космос”.)

Учитель: Приготовьте свои компьютеры. Изобразите в программе “рисование” рисунки на тему: “космос”.

(Показ слайдов с рисунками и выполненными работами учащихся.)

Источник

Презентация «Космическая азбука» Для внеклассной работы.

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Астроном Астроном – учёный, который изучает космос.

Байконур http:// Космодром Байконур является первым и в настоящий момент времени самым крупным космодромом в мире. Располагается он на территории Казахстана, неподалеку от поселка Тюратам. Площадь, которую занимает этот космодром, равна 6717 км².

А Б К И З Ж Е Д В Г Р П О Н М Л Х Ф У Т С Ш Щ Э Ю Я Ч Ц

Ио Пятый спутник Юпитера – Ио, является самым вулканическим активным телом в Солнечной системе. Вулканы выбрасывают серу на высоту 190 миль (300км). Поверхность Ио – это сплошные лавовые озера и поймы жидких пород.

Земля Земля – это третья планета от Солнца и единственная из известных нам планет, на которой существует жизнь.

Егоров Борис Борисович Егоров известен как советский космонавт №9 и 13-й космонавт в мире. Выполнял полет 12 – 13 октября 1964 г. в статусе врача-космонавта многоместного космического корабля «Восход» совместно с В.М.Комаровым и К.П.Феоктистовым.

Читайте также:  Рассказ как я провел лето на английском в прошедшем времени

Деймос Деймос — сын Ареса (Марса) и Афродиты, демон ужаса Вместе с братом Фобосом (демоном страха) постоянно сопровождал отца в битвах. Не расстался с отцом и поныне: два естественных спутника планеты Марс получили от астрономов имена Деймос и Фобоса.

Венера Венера – вторая планета в Солнечной системе. Венера почти такого же размера, что и Земля. Это самая горячая планета Солнечной системы.

Гагарин Юрий Алексеевич Гагарин – 12 апреля 1961 года выполнил первый в мире космический полет на корабле-спутнике «Восток»: облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.

Ракета Ракета-носитель Протон (УР-500, 8К82) — ракета-носитель тяжёлого класса, предназначенная для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и далее в космическое пространство.

Поляков Валерий Владимирович Поляков — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза и Герой России, инструктор-космонавт-исследователь отряда космонавтов ГНЦ ИМБП. 66-й космонавт СССР и России, 207-й космонавт мира. Обладатель мирового рекорда самого длительного полёта в космос (437 суток и 18 часов).

Орбита Орбита – путь тела в космическом пространстве, по которому это тело движется под действием гравитации другого тела.

Николаев Андриян Григорьевич Николаев- Первый полет в космос совершил 11-15 августа 1962 года на космическом корабле «Восток-3». Второй полет совершил 1-19 июня 1970 г. в качестве командира космического корабля «Союз-9″ совместно с Севастьяновым В. И. Это был самый длительный полет корабля типа » Союз «.

Леонов Алексей Архипович Леонов 18-19 марта 1965 года совместно с П.И. Беляевым совершил полет на космическом корабле «Восход-2. Во время полета впервые в мире вышел в открытое космическое пространство и провел вне шлюзовой камеры в открытом космосе 12 минут 9 секунд.

Харон Харон – спутник Плутона. Плутон и Харон вращаются друг вокруг друга и напоминают двойную планету. А находятся они так далеко от Земли, что ни в один телескоп нельзя подробно рассмотреть, как они выглядят.

Уран Уран – газовый великан. Он окружён кольцами. Уран- планета-лежебока. Он вращается вокруг Солнца «лёжа на боку».

Савицкая Светлана Евгеньевна Савицкая-родилась 8 августа 1948 г. в Москве. Советский космонавт, лётчик-испытатель, педагог. Вторая в мире женщина-космонавт. Первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза. Полковник авиации.

Щит Созвездие Щита было предложено в 1684 г. польским астрономом Яном Гевелием и названо им Щит Собеского в честь польского короля Яна Собеского. В настоящее время созвездие называется просто Щит.

Источник

Конспект урока по окружающему миру. 1-й класс. «День космонавтики»

Класс: 1

Тема. День космонавтики.

Оборудование: фотографии космонавтов, раздаточный материал, рисунки учащихся.

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Учитель. Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы? (На рисунках изображены шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, парашют, Карлсон)
Дети. Все они способны к полёту.
У. На какие группы можно разделить эти предметы?
Д. Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт.
У. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах! (Рисунок 1, Рисунок 2)
– Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? (Ответы учащихся.)
– Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт:

Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)

– Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой.

Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

3. Постановка задач урока

– Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте задачи нашего урока.

4. Работа над лексическим значением слов.

У. Как вы понимаете, что такое космос?

Высказывания учащихся. Рассматривание рисунков детей на тему «Космос».

У. В своих рисунках вы показали, как представляете себе космос. Словарь Ожегова так объясняет это слово.

Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир.

– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.

5. Работа с ключевыми словами

– На доске записаны «ключевые слова» нашего урока. Прочитайте слова космической азбуки. Все ли слова вам понятны. Объясните, как понимаете их смысл. Нет ли в «азбуке» лишних слов?

Космическая азбука: «Восток», женщина-космонавт, искусственный спутник, космос, космонавт, космическая станция, кролики, лайка, мышки, скафандр, Юрий Алексеевич, 12 апреля.

6. Работа с текстом учебника

У. Прочитайте текст учебника про себя. Правильно ли выбраны ключевые слова? Какие?
– Как вы поняли, почему именно 12 апреля считают днём космонавтики?
– Посчитайте, сколько лет прошло со дня первого полёта в космос?
– Ответьте на вопросы учебника.
– Зачем люди летают в космос?
– Знаете ли вы имена женщин-космонавтов? Их фотографии помещены в учебнике. (На доску вывешиваются портреты С.Савицкой, В. Терешковой)

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о В.Терешковой, С.Савицкой.

7. Физминутка «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.

8. Работа в группах. Маркированное чтение

У. Предлагаю вам узнать немного больше. Каждый из вас получил лист с текстом и заданием. Вы читаете текст, отвечаете на вопросы. Затем читаете текст повторно и отмечаете знаком «V» то, что уже знали раньше, новую информацию отмечаете знаком «+».

Класс делится на группы, каждая получает своё задание.

Примерные тексты.

1 группа. Космическая орбитальная станция. (Рисунок 3)

– У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.

Читайте также:  Проверочная работа 2 класс по литературному чтению сказка мудростью богата

1. Как называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. на что похож космический дом?

2 группа. Как работают космонавты.

– Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.

Вопрос: Что делают космонавты на космической станции?

3 группа. Животные-космонавты. (Рисунок 4)

– Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

1. Какие животные летали в космос?
2. Что узнали о полёте мышки?

4 группа. Собаки-космонавты. (Рисунок 5)

– Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.

1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?

5 группа. Первый космонавт. (Рисунки 6, Рисунок 7)

– 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым.

1. Как зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?

6 группа. Скафандр. (Рисунок 8)

– В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.

1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?

7 группа. Искусственные спутники. (Рисунок 9)

– 4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики.

Вопрос: Что изучают искусственные спутники Земли?

9. Подведение итогов работы групп

У. Поднимите руку дети, которые до чтения текста всё это уже знали. Для кого прочитанное было незнакомо?
Сейчас от каждой группы выступит один ученик, он подведёт итоги работы группы, расскажет, что нового и интересного узнал из статьи, а остальные учащиеся дополнят его ответ, если будет необходимо.
У. Вопросы 1 группе:
– Кто из живых существ первым полетел в космос?
– Почему это были животные, а не люди?
– Верно ли выбраны слова-названия в космической азбуке?
Вопрос 2 группе:
– Как готовили собак в космическое путешествие?
Вопрос 3 группе:
– Кто был первым космонавтом и как проходил первый полёт?
Дополнительное сообщение о детстве Ю.А.Гагарина. (Заранее подготовленный ученик)
У. Если спросить космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты».
– Как вы думаете, любой ли человек может стать космонавтом?
– Каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь? (Ответы детей.)

10. Работа в парах. Игра «Собери слово»

У. Поиграем в игру. На столе у вас карточки с буквами. Соберите из них слово-качество настоящего космонавта.

Слова: космонавт, трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный.

У. Каким же должен быть космонавт? (На доску вывешиваются карточки с названием качеств космонавтов.)
В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.

Космонавт, не забудь
Во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).

11. Физминутка

– Космонавты должны быть сильными и ловкими. Предлагаю вам зарядку на внимание.
– Правая рука делает круги влево, другая – вправо.
– Правая рука чертит в воздухе треугольник, а левая – круг.
– Правая нога в воздухе квадраты, а левая рука – треугольники.
У. Продолжим подведение итогов работы групп. В нашем городе есть улица Леонова. В честь кого она названа?
Д. Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос. Он жил и трудился в городе Калининграде.
Вопрос 4 группе: Как называется второй дом космонавтов?
У. Вопрос 5 группе: Как работают космонавты на орбитальных станциях?
Вопрос 6 группе: Расскажите о специальной одежде для космонавтов.
У. Как вы понимаете слово «спутник»? (Используем словарь Ожегова)
У нашей планеты есть естественный спутник Луна. Зачем же нужны искусственные спутники? Это вопрос для 7 группы.

12. Подведение итогов. Рефлексия

У. Вернёмся к нашей «Космической азбуке», все ли слова были подобраны правильно. Можем ли мы её дополнить? О космосе можно говорить много, к этой теме мы не раз ещё вернёмся.
– А сейчас заранее подготовленный ученик проведёт викторину «Знаешь ли ты космос?»

Используется серия картинок с изображением Луны, шлема, Солнца, ракеты, космонавта, лунохода, скафандра, спутника, парашюта и другие. (Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15)

Источник

Познавательное и интересное