Характеристика и образ Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданнице Островского сочинение
Ключевым персонажем произведения является Лариса Дмитриевна Огудалова, младшая дочь Хариты Игнатьевны.
Писатель представляет героиню в образе красивой, молодой, умной и порядочной девушки, не имеющей приданного, из-за отсутствия которого у нее не складывается личная жизнь.
Лариса характеризуется прекрасными человеческими качествами, отличаясь скромностью, честностью, открытостью, искренностью и добротой души. Девушка великолепно образована, начитана, музыкальна. Ее отличительной чертой является уникальная способность глубоко чувствовать и любить.
Лариса искренне верит в настоящую взаимную любовь и не понимает позицию матери о выгодном замужестве, однако в силу воспитания и привитого ей уважения к старшим не может ослушаться указаний Хариты Игнатьевны, вынужденная улыбаться и развлекать гостей, собранных в качестве потенциальных женихов.
В юности девушка влюбляется в красивого дельца Паратова, который бросив ее, уезжает из уездного города. Маменька находит на роль жениха мелкого чиновника Карандышева, использующего Ларису в качестве предмета для удовлетворения собственных эгоистичных амбиций с целью укрепления своего положения в местном обществе богатых и расчетливых дельцов. Ради прекращения сплетен и слухов, Лариса Дмитриевна соглашается на брак с нелюбимым человеком.
Девушка осознает, что окружающие, в том числе друзья их семейства, воспринимают ее как забавную игрушку, пытаясь лишь тешить свое собственное самолюбие и тщеславие. Многие мужчины готовы использовать ее двусмысленное положение ради низменных удовольствий.
Переживая внутренние терзания, стыдясь высокомерия жалкого Карандышева, Лариса всей душой бросается к Паратову, появившемуся в городе, отдавая ему всю свою любовь, себя без остатка, веря в иллюзорный образ любимого человека. Ожидая предложения от Паратова о вступлении в брак, Лариса оказывается жестоко предана возлюбленным, который объявляет ей о своем обручении с богатой женщиной, просто воспользовавшись нежными и истинными чувствами влюбленной девушки.
Понимая, что не сможет существовать в примитивном мире лживых и пошлых дельцов, Лариса ощущает жестокие душевные и сердечные переживания, в результате которых получает избавление от них в виде смертельного выстрела, сделанного в ее сердце Карандышевым.
Повествуя о судьбе Ларисы Дмитриевны, писатель раскрывает проблемы, связанные с существованием человеческих чувств и холодного расчета, влекущие за собой трагические последствия для чувственных и душевных людей, сталкивающихся с жестоким существованием в обществе унижений и бесчеловечности.
Вариант 2
Лариса влюблена. Это главная драма ее жизни. Сергей Сергеевич Паратов, два месяца ездивший к ним в дом, вскружил голову бедной девушке. Спустя время он внезапно исчез, а Лариса продолжает любить и ждать.
Уставшая от душевных переживаний, постоянных унижений в собственном доме Лариса соглашается на брак с Карандышевым. Она не любит его, но хватается как за спасительную соломинку, в надежде на тихую спокойную жизнь в деревне с мужем. Но и тут ей отказано в тишине и покое. Юлий Капитоныч хочет свадьбу с размахом. Он, будучи человеком глупым и тщеславным, хочет самоутвердиться за счет этого брака.
Лариса пытается смириться с той жизнью, которая ожидает ее с будущем супругом. Она не любит Карандышева и не скрывает своих чувств. Своими попытками сравниться с Паратовым жених еще больше опускается в глазах Ларисы.
И как только она снова видит Сергея Сергеевича, ее сердце бьется сильнее, она теряет голову и соглашается на прогулку по Волге, вопреки приличиям того времени. Она надеется на свое спасение. рассчитывает, что Паратов сделает ей предложение. Но она жестоко ошибается. Паратов обручен. Его признание разбивает сердце Ларисы Дмитриевны.
Сочинение про Ларису
Пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница» написана в 1879 году за семь лет до смерти писателя. Имея большой жизненный опыт, автор открывает читателю конфликт душевности главной героини Ларисы с безжалостным устройством буржуазного общества.
Лариса Дмитриевна Огудалова – очаровательная, тонкая, искренняя и умная девушка, ставшая жертвой общества. Из-за отсутствия состояния у семьи даже друзья относятся к ней как к игрушке, которую можно поставить на кон в игре. Родители хорошо воспитали дочь, однако позиция матери, которая пыталась выдать её за богатого жениха, ей не понятна. Девушка верит в настоящую любовь и впоследствии страдает от этого. Добродушная Лариса не смогла рассмотреть истинную суть Сергея Паратова, считая его идеалом. Однако для него она проста забава. Вскружив ей голову мужчина женится на другой с большим приданым. А Лариса, отчаявшись, соглашается пойти по венец за первого встречного лишь бы покинуть ненавистный город.
Человеком, который принял это предложение, стал Карандышев, маленький человек без чести и благородства. К сожалению и он видел в Ларисе лишь вещь, повышающую его статус. Паратова глубоко задевает выбор девушки, и он решает вернуть её. Хоть и понимает, что жениться на богатой женщине. Мужчину не волнует её судьба, он хочет лишь развлечься напоследок.
Раскрыв Ларисе правду о том что обручён с другой, он не испытывает ни малейшего чувства вины. Девушка же становится обесчещенной в глазах общества. Состоятельный друг семьи Вожеватов мог бы помочь ей, но предпочёл не вмешиваться, разыгрывая её в орлянку с Кнуровым. Купец же тоже видел в Ларисе лишь любовницу-содержанку.
Выстрел Карандышева убивает девушку. Но это не волнует Ларису, она рада, что ужасы мерзкого общества останутся позади. Она понимает, что в её жизни не будет настоящей любви и все так и будут видеть в ней игрушку. И она больше не хочет существовать в мире, где богатство и власть ставят выше любви.
Поражает жизненный путь этой доброй девушки, которая даже перед смертью не потеряла свою чистоту. И слова, сказанные ей, лишь подчёркивают её трагедию: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на игрушку».
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданнице
Популярные сегодня темы
Главной героиней пьесы выступает Катерина. Она рано вышла замуж. Она была воспитана по старым традициям, которые заключались в уважении и покорности своему мужу. К Тихону она испытывала только жалость.
Роман «Тихий Дон» содержит 4 тома и является первым и лучшим произведением Михаила Шолохова. В романе описывается судьба донского казачества. В романе автор описал самых разнообразных образов.
Максим Горький тот человек, который не стеснялся описывать жизнь такой, какая она есть на самом деле. Автор делает очень большое ударение на трудности и невзгоды, которые выпали на долю многих людей.
Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу самых великих русских писателей. Это безусловный и абсолютный факт. Произведения Михаила Юрьевича написаны на остросоциальные темы
Образ и характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница», описание в цитатах
Образ и характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница» Островского: описание в цитатах
«Огудаловы все‑таки фамилия порядочная, и вдруг за какого‑то Карандышева!»
«Мы люди бедные, нам унижаться‑то всю жизнь.»
«Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет. «
«. надо их спросить, сладко ли им жить‑то. Старшую увез какой‑то горец, кавказский князек. Вот потеха‑то была… Как увидал, затрясся, заплакал даже – так две недели и стоял подле нее, за кинжал держался да глазами сверкал, чтоб не подходил никто. Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа‑то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого‑то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер.»
«. состояние небольшое, давать приданое не из чего. «
«Да что ж делать‑то, где взять женихов‑то? Ведь она бесприданница.»
«. я решилась наконец выйти замуж за Карандышева, чуть не за первого встречного. Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней.»
«Ну, что такое Карандышев! Не пара ведь он ей, Василий Данилыч!»
«Но что меня заставило. Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из города?»
«. барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет. «
«Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждения слушать вас.»
«Слушать ваш очаровательный голос, забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве.»
«Очаровательное создание! Повелительница моя!»
«Господа, вы сейчас восхищались талантом Ларисы Дмитриевны. Ваши похвалы – для нее не новость; с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае. Да‑с, талантов у нее действительно много.»
«Много блестящих молодых людей окружали ее. «
«. да ведь она простовата. Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо. Да, правду; а бесприданницам так нельзя. К кому расположена, нисколько этого не скрывает.»
«Опять притворяться, опять лгать!» (слова Ларисы)
«Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; относитесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты и не пропустите их!»
«. со мной говорите осторожнее. Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно? Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна.»
«Вы только о себе! Все себя любят! Когда же меня‑то будет любить кто‑нибудь? Доведете вы меня до погибели?!»
«Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите.»
«Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда.»
«. Сергей Сергеич приехал на один день, и она бросает для него жениха, с которым ей жить всю жизнь. Значит, она надежду имеет на Сергея Сергеича; иначе зачем он ей!»
«. должно быть, обещания были определенные и серьезные, а то как бы она поверила человеку, который уж раз обманул ее!»
«. как могу я уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует.»
«Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.»
«Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)»
Происхождение Ларисы Огудаловой
Лариса Дмитриевна Огудалова происходит из порядочной, но обедневшей семьи. Её отец умер. Она живёт с матерью Харитой Игнатьевной, которой уже удалось выдать замуж двух старших сестёр Ларисы, однако их брак нельзя назвать удачным. Из-за бедности каждая из них столкнулась с несчастьем: одна вышла замуж за иностранца, который на самом деле оказался шулером, вторую увёз какой-то горец, который, возможно, даже не довёз её до Кавказа, зарезав по дороге от ревности.
Лариса не хочет для себя такой же трагической судьбы. Она мечтает о настоящей любви, но пока она вынуждена участвовать в частых приёмах, которые в их доме проводит её мать ради счастья дочери. Их посещают потенциальные женихи, которых девушка должна развлекать своими романсами, любезностями, улыбками, шутками и танцами. Однако Ларису крайне тяготит общество людей, которые видят в ней только красивую игрушку и развлечение. Никто не задерживается в их доме с серьёзными намерениями.
В произведениях Островского многие имена, фамилии и отчества персонажей являются говорящими. Много таких имён и в «Бесприданнице»:
Образ и характеристика героини
Образ Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница» очень яркий и запоминающийся. Это утончённая, нежная, обворожительная молодая девушка с тонкой душевной организацией и богатым внутренним миром. В пьесе о её внешности говорится мало: «одета богато, но скромно», в основном её описание складывается по реакции остальных героев. К примеру, цитатный образ можно составить с помощью следующих высказываний:
Её основные отличительные качества — уникальная способность глубоко чувствовать и по-настоящему сильно любить. Однако именно они в итоге сыграли с ней злую шутку. Другие присущие ей черты характера:
Огудалова умеет танцевать, петь романсы, обладает хорошим голосом, чем привлекает публику. Но все видят только оболочку, никто не пытается интересоваться её внутренним миром. Её не понимает даже собственная матушка, которая считает, что важнее всего — поскорее выдать дочь замуж за богатого, а для этого можно притворяться и лгать, причём чувства дочери совершенно её не волнуют. Мать и дочь очень разные, они имеют различные жизненные ценности.
Лариса не принимает позицию матери о выгодном замужестве, но, имея превосходное воспитание, не смеет перечить и ослушаться, поэтому улыбается гостям и развлекает их своим обществом. При этом в душе она мятежница, но её эмоции и помыслы не находят выхода, она не вольна выбирать собственную судьбу. Она — крайне противоречивая фигура в литературе, но именно этим и привлекает.
Отношения Ларисы с другими персонажами
За свою жизнь юная Лариса столкнулась с жестокими людьми, каждый из которых не видел в ней настоящую личность и желал использовать её в своих интересах. Это в итоге и привело к трагедии. В таблице можно выделить персонажей, так или иначе повлиявших на жизнь девушки, и кратко рассказать о них:
Сергей Сергеич Паратов | Привлекательный делец из судохозяев, который около двух месяцев посещает приёмы в их доме. Он кажется Ларисе настоящим идеалом мужчины, способным изменить её жизнь к лучшему. В нём она видит образ лирического героя из романтических сочинений, которыми она так очарована. |
Юлий Капитоныч Карандышев | Небогатый чиновник с уязвлённым самолюбием, стремящийся за счёт брака с Огудаловой самоутвердиться и укрепить своё положение в обществе состоятельных и расчётливых дельцов. Имеет к Ларисе чувства, но она не принимает их. Он мелочен и смешон в своих попытках примкнуть к кругу тех, кем он никогда не сможет стать. Он становится ещё более ничтожным в глазах девушки, когда пытается сравняться с Паратовым. |
Мокий Пармёныч Кнуров | Пожилой человек с очень большим состоянием, также часто посещающий дом Огудаловых. Он женат, но надеется, что Лариса Дмитриевна, забыв о чести, может стать его любовницей и содержанкой. Он подлый и бессердечный человек, думающий только о собственных интересах. |
Василий Данилыч Вожеватов | Молодой человек из представителей богатой торговой фирмы, купец. С Ларисой знаком с раннего детства, они ещё маленькие вместе играли, поэтому она считает его родным и слепо доверяет ему, чем он и пользуется. Он хитрый, подлый и безнравственный, думающий лишь о личной выгоде и равнодушный к бедам подруги детства. При этом ему нравится бывать дома у Огудаловых, но жениться он не намерен. |
Трагедия судьбы Огудаловой
Вскружив голову Ларисе Дмитриевне и отбив потенциальных женихов, Паратов уезжает из их уездного городка, оставив её с болью в сердце и пустыми надеждами. Она уже «отравлена» им и не может излечиться от этой любви. Но ей ничего не остаётся, кроме как выйти замуж практически за первого встречного, предложившего ей руку и сердце — Карандышева, хотя она и осознаёт, что он не ровня ей. Он кажется ей жалким и ничтожным, а брак с ним — унизительным.
Она чувствует, что приговорена к печальной жизни с мелким чиновником, тянущей её на самое дно всё дальше от той романтики и красоты, к которой так тянется её душа. Для неё это невыносимо.
Кроме того, героиню раздражает то, что Карандышев пытается сравниться с Паратовым. Она говорит ему: «С кем вы равняетесь!», не хочет участвовать в его честолюбивых идеях вроде претенциозного обеда, а также наедине открыто говорит ему, что пока не любит его, он намного ниже Паратова, а за Сергеем Сергеичем она пошла бы по первому зову.
Разумеется, когда Паратов опять приезжает в город, Лариса стремится снова его увидеть, ведь её чувства к нему никуда не исчезли. Она хочет сама решить свою судьбу и примкнуть к красивому романтичному миру, из которого, как ей кажется, происходит её возлюбленный. Она полагает, что путь к этому миру лежит через столь же романтичный, безрассудный и эффектный поступок, который она опрометчиво совершает, отправившись с о своим любимым на ночную прогулку по Волге в мужской компании. В этот момент она счастлива и вновь очарована, снова строит планы на будущее и надеется на счастье.
Однако на самом деле её возлюбленный оказывается таким же жестоким, подлым и бессердечным человеком, совершающим поступки в личных интересах и ради своей выгоды. Он сообщает ей, что обручён: в этот страшный момент судьба Ларисы Огудаловой трагическим образом решается.
Героиня не понимает, почему Паратов не сказал ей об этом раньше. Но она знает, что теперь, после ночи с ним, её девичья честь утрачена навсегда. Согласно нравам того времени, её больше не возьмёт замуж ни один достойный господин.
Между тем Вожеватов и Кнуров мечут жребий, кому она достанется в качестве содержанки. Но ей уже всё равно, она становится абсолютно равнодушной к собственной судьбе и вскоре заявляет Карандышеву, что выберет кого угодно, пусть даже Кнурова, но не его. Тогда тот стреляет в неё из-за ревности, воскликнув фразу, ставшую довольно известной цитатой: «Так не доставайся же ты никому!».
Перед смертью героиня благодарит его за свою гибель, ведь жизнь в мире холодных расчётливых дельцов была для неё мучением. Она не решилась бы на самоубийство, о котором, возможно, подумывала, а выпущенная в неё пуля стала для неё спасением.
Драма Ларисы Огудаловой заключается в том, что она, будучи чувственной, тонкой и романтичной натурой, оказывается в жестоком и примитивном мире, где материальное вытесняет духовное. Люди думают только о деньгах, положении в обществе и развлечениях, а тех, кто по-настоящему умеет любить, мечтать и чувствовать, остаётся всё меньше, да и они чаще всего несчастны. В произведении автор затрагивает тему соотношения человеческих чувств и холодного расчёта, показывая, что существование чувственных и душевных людей, столкнувшихся с жестокостью и бесчеловечностью, может окончиться трагедией.
Перед смертью Огудалова понимает, что в мире, где деньги и вещи ценятся выше чувств, она и сама стала красивой вещью, за которую борются мужчины как за ценный приз. Об этом она говорит в своём монологе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Наконец, слово для меня найдено», «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова».
Лариса Огудалова
История персонажа
Лариса Огудалова — одна из самых драматических фигур русской классической литературы. Героиня пьесы Александра Островского «Бесприданница» поразила читателей глубиной души, чистотой сердечных порывов. Способная на настоящую, страстную, не знающую преград любовь, девушка сталкивается с жестокосердием мира. В этом мире царит единственная страсть — власть денег, здесь нет места для юной бесприданницы.
Автор и история создания персонажа
Образ Ларисы Огудаловой исследователи творчества Островского сравнивали с героиней другой пьесы классика, Катериной Кабановой. Между женскими персонажами действительно много схожих черт, однако есть и отличия. Катерина живет в законном браке, при обеспеченном муже. Социальное положение Ларисы незавидно — девушка не имеет приданого, что для второй половины XIX столетия в России ставило крест на удачном замужестве.
Тем не менее и Кабанова, и Огудалова — по характеристике страстные, не боящиеся своих желаний, жаждущие свободы. Девушки выбирают любовь сердцем, не обращая внимания на материальные ценности. Для обеих свободолюбие, искренность, становятся началом трагедии — и ту, и другую героиню ожидает печальный финал, гибель. Они — жертвы обстоятельств, исторических реалий, сложившихся в то время.
Судьба Ларисы Огудаловой
Характер героини пьесы, ее внешность раскрываются через цитаты, диалоги других персонажей, рассуждающих о бесприданнице. Лариса молода и красива, но живет с матерью бедно, поэтому не может надеяться на выгодное замужество. Год назад у девушки был роман с судовладельцем Сергеем Паратовым. Однако возлюбленному юной Огудаловой пришлось срочно покинуть город.
С этих пор мать красавицы, Харита Игнатьевна, держит дом открытым для женихов. Однако подходящей партии нет. Обеспеченные господа не хотят брать в жены бесприданницу, остальные претенденты далеко не завидны — в этом трагедия истории. Устав терпеть в доме вечера-смотрины, Лариса заявляет матери, что выйдет за первого, кто предложит руку и сердце.
Им становится мелкий чиновник Юлий Капитоныч Карандышев. Лариса презирает жениха, но не может нарушить данное слово. Когда же идут приготовления к свадьбе, по городу проносится новость, что Сергей Паратов возвращается — на этот раз, чтобы продать любимый пароход «Ласточку».
Ларису одновременно тревожит и волнует новость о возвращении барина — ведь в сердце героини еще горит любовь к Сергею. В доме Огудаловых званый обед, на который приезжают местные купцы. Один из них, Мокий Парменыч Кнуров, давно имеет виды на юную красавицу, но может предложить девушке стать только содержанкой — ведь сам давно женат. Среди гостей появляется и Паратов, который, оставшись наедине с Ларисой, добивается признания в любви.
Девушка не знает, что барин уже помолвлен с богатой невестой, что, как только продаст пароход, сразу покинет город. Вечером того же дня Юлий Карандышев приглашает Паратова, Кнурова, друга детства Ларисы Василия Вожеватова к себе на ужин. Бедная обстановка, напряженная атмосфера, пьяный жених, потешающиеся над ним гости-купцы ранят Ларису в самое сердце.
Героиня готова покинуть мать и жениха — Огудалова в порыве страсти, бесконечной влюбленности в Паратова принимает предложение от судовладельца ехать с ним за Волгу. На следующее утро Кнуров и Вожеватов обсуждают судьбу Ларисы. Дельцы знают, что Сергей Сергеевич «миллионную невесту» на Ларису не променяет. Теперь юная Огудалова — легкая добыча, ведь поездка с Паратовым компрометирует героиню.
Купцы решают, что дальнейший путь Ларисы — путь содержанки. Каждый из персонажей желает взять красавицу в качестве спутницы на выставку в Париж, и чтобы узнать, кому улыбнется удача, бросают монету. Тем временем сбежавшая невеста открывает для себя горькую правду — Паратов обманул Ларису Огудалову, ее надежды, любовь, чистоту. Вскоре бесприданницу находит Карандышев. Чиновник рассказывает Ларисе о брошенной монете, говорит о том, что для богачей девушка — всего лишь вещь.
Лариса Огудалова в театре и фильмах
Первые постановки пьесы прошли в театрах Москвы и Петербурга в скором времени, после написания произведения. Однако публике и театральным критикам не понравились спектакли. Признание зрителей пришло позднее, уже после смерти драматурга, в конце 1890-х годов. Тогда в роли Ларисы на сцене появилась талантливая актриса Вера Комиссаржевская. В течение последующих десятилетий пьеса Александра Николаевича ставилась во многих российских театрах.
А. Н. Островский «Бесприданница»: характеристики героев
Краткое содержание:
Характеристики героев
Лариса
Лариса Огудалова – главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», дочь Хариты Игнатьевны. Это красивая и умная девушка с великолепными личностными качествами. Она скромна, начитана, открыта, честна, не льстива, обладает целым набором талантов, способна на глубокие чувства. Однако в обществе, которое ее окружает, ее искренность и добродетели считаются чуть ли не пороком. Один из новоиспеченных молодых дельцов, Вожеватов, отмечает, что бесприданницам вроде нее, не следует быть такой прямодушной. Личная жизнь Ларисы не складывается, так как человек, которого она любила, Сергей Сергеич Паратов отогнал всех ее женихов, а сам наскоро уехал из города.
Харита Игнатьевна в погоне за женихами стала приглашать других молодых людей, заставляя дочь улыбаться сквозь слезы и развлекать гостей. Вскоре объявился новый жених, но его арестовали за растраты прямо у них дома. Отчаявшись, Лариса дала слово выйти замуж за первого, кто ей предложит. Таким образом, она пыталась избежать унижений и кривотолков, связывающих ее с Паратовым. Тогда в ее жизни появился Карандышев – мелкий чиновник, давно влюбленный в нее. Со временем Лариса поняла, что ни Паратов, ни Карандышев не любят ее по-настоящему. Каждый из них пытается тешить свое самолюбие и тщеславие. А другие мужчины, посещающие их дом, не прочь воспользоваться двусмысленным положение девушки и сделать из нее содержанку. Так и не найдя искренней любви и понимания, она предпочитает умереть. Выстрел Карандышева становится для нее спасительным. Он спасает ее от жестокой реальности.
Карандышев
Карандышев Юлий Капитоныч – один из главных персонажей пьесы «Бесприданница», молодой и небогатый чиновник, жених Ларисы Дмитриевны. Это скромный молодой человек с претензией на большее. Основные его черты – это болезненное чувство собственного достоинства и уязвимое самолюбие. Собираясь жениться на Ларисе, он считает себя благодетелем, спасающим бесприданницу. На самом деле, он хочет обладать «вещью», чтобы утереть нос ее предыдущим поклонникам. Он не упускает возможности прилюдно похвастать, что Лариса – разборчивая невеста, оттого и предпочла его.
Со временем Карандышев понимает, что его никто не воспринимает всерьез. Даже будучи официальным женихом девушки, он остается «запасным вариантом». Герой не может перенести такого унижения, что влечет за собой трагический исход. Лариса сама понимает, что как Паратов, так и Карандышев любят ее по своим меркантильным причинам. Она просит своего жениха быть с ней искренним и нежным, но раздраженное самолюбие затмевает ему глаза. На просьбы Ларисы поскорее уехать в деревню, он отвечает, что нужно еще обвенчаться непременно в городе, чтобы люди не говорили, что он ей не пара. На самом деле, им движет желание победить Паратова. Поняв, что своими действиями он не увлечет Ларису, и, не желая отдавать ее другому, в финале произведения он убивает ее. Этот поступок – его последняя попытка одержать верх над своими соперниками.
Паратов
Паратов Сергей Сергеич – один из главных героев пьесы «Бесприданница», блестящий барин из судохозяев лет 30, возлюбленный Ларисы. Это настоящий кутила, смелый прожигатель жизни, видный и красивый мужчина, ловелас и сердцеед, который, по сути, является охотником за богатыми приданым. В него безумно влюблена Лариса Дмитриевна – молодая и красивая бесприданница, которой он вскружил голову, чтобы лишь потешить свое самолюбие. Она в нем видит идеал мужчины и тяжело переживает его отъезд. То, чем восхищается Лариса, не что иное, как обман, пыль в глаза. За внешним лоском героя скрывается отсутствие искренних эмоций. Это прекрасно известно Кнурову и Вожеватову – настоящим хозяевам жизни.
Кнуров
Кнуров Мокий Парменыч – один из персонажей драмы Островского «Бесприданница», пожилой и состоятельный человек, крупный делец с завидным состоянием. Это истинный представитель «чистой публики» города Бряхимова, как отмечает буфетчик Гаврило. В начале пьесы становится ясно, что у него есть определенные привычки. Например, он любит заботиться о своем здоровье, подолгу гуляя по бульвару, чтобы нагулять аппетит. Он частый посетитель кофейной, но предпочитает общаться только с людьми своего положения. В поисках достойного собеседника он ездит в Москву, Петербург и даже за границу. Окружающие почтительно относятся к этому герою. Вожеватов при встрече кланяется, Огудалова уважительно и взволновано встречает его, всем видом показывая, что для нее честь принимать такого «высокого» гостя.
Кнуров ценит красоту и считает, что все можно купить, вплоть до любви. Ларису Дмитриевну он считает «дорогим бриллиантом», а себя – художником-ювелиром. Он готов немало потратиться, чтобы сделать эту бедную, но красивую девушку своей содержанкой. Именно Мокий Парменыч дает Харите Игнатьевне денег на подвенечное платье и приданое Ларисы. При этом он намекает, что если девушка передумает выходить замуж, он не прочь предложить свою «дружбу» и пожизненное содержание. По-своему Кнуров действительно желает девушке счастья. Он искренне жалеет, что она выходит замуж за такого глупого и мелкого чиновника как Карандышев. По его мнению, Ларисе быстро наскучит полумещанская жизнь с бедняком. Поэтому он предлагает ей уехать с ним в Париж на выставку и бросить затею с замужеством.
Вожеватов
Вожеватов Василий Данилыч – один из персонажей пьесы «Бесприданница», очень молодой человек, представитель богатой торговой фирмы, любит одеваться по-европейски, типичный пример купеческой знати XIX века. Этот герой полагается только на холодный расчет и деньги для него самоцель. К людям он относится в зависимости от их материального благосостояния и социального положения. Сам автор неодобрительно и даже презрительно относится к этому герою. Несмотря на то, что он мог вполне жениться на Ларисе и спасти ее положение, он предпочитает оставаться в стороне. Ведь ему неведомо чувство любви. Он холоден, практичен, расчетлив и не намерен жениться на бесприданнице.
Свои отношения с Ларисой он описывает как приятельские, не более того. Она для него как игрушка. Он может ей подлить лишний стаканчик шампанского тайком от Хариты Игнатьевны, привезти книг с романтическим содержанием. Ему нет дела до ее нравственности, он просто развлекается. Когда Лариса ищет у него сочувствия и понимания, он говорит: «уважаю я вас и рад бы… я ничего не могу». При этом он легко играл в орлянку с Кнуровым на честь девушки. Когда удача оказалась на стороне Кнурова, он даже обрадовался, что растрат будет меньше.
Харита Огудалова
Харита Игнатьевна Огудалова – хитрая и проворная вдова, мать Ларисы Дмитриевны. Благодаря ее ловкости, их дом всегда полон гостей, в частности женихов. Автор настойчиво подчеркивает разность дочери с матерью. Если Харита Игнатьевна одевается изящно, но не по летам, то Лариса всегда одета со вкусом, но скромно. Она умеет льстить и заискивать, принимать подарки и материальные блага от богатых, в то время как Лариса далека от этого. Она по настоянию матери лишь улыбается гостям и вежливо их принимает. Для того чтобы развлечь их она часто музицирует на рояле или гитаре.
Второстепенные герои
Гаврило. Второстепенный персонаж, содержатель кофейной на бульваре, где происходят важные события пьесы.
Иван. Второстепенный персонаж, слуга Гаврило в буфетной.
Робинзон. Второстепенный персонаж, актёр Счастливцев, которого Паратов подобрал на необитаемом острове на Волге. Его высадили там за непотребное поведение на одном из кораблей.
Илья-цыган. Второстепенный персонаж, руководитель цыганского хора.
Ефросинья Потаповна. Второстепенный персонаж, тетка Карандышева.