Рассказ о ленинградской области 4 класс окружающий мир

Сказки

Окружающий мир 4 класс 1 часть. Наш край – Санкт-Петербург

1) Что можно рассказать о нём по карте?

По карте о Ленинградской области можно рассказать многое.

Её географическое положение, размеры, назвать реки, которые в нём протекают, указать столицу.

По физической карте можно описать рельеф земной поверхности, рассказать об особенностях природы.

2) На карте вашего края найдите главный город, город или село, где вы живёте. Что можно рассказать по этой карте о вашем крае?

Административным центром области является город Санкт-Петербург. Он расположен в устье реки Нева, на северо-западе Европейской части России, на берегах Финского залива Балтийского моря.

3) Дайте краткую характеристику своего края по плану:

2) положение на карте;

3) особенности природы;

4) особенности экономики;

5) экологические проблемы;

6) охрана окружающей среды.

4) Краткая характеристика Ленинградской области:

1. Название:

2. Положение на карте:

Расположена на северо-западе Европейской части России, в пределах Восточно-Европейской равнины. Берега области омываются Балтийским морем, Ладожским и Онежскими озёрами. По территории области протекает река Нева.

3. Особенности природы:

Климат области Атлантико-континентальный с мягкими зимами и прохладным летом. Значительная часть области покрыта лесами. Ленинградский край лежит в пределах природных зон тайги и смешанных лесов. В лесах области обитают волки, кабаны, косули, медведи, лоси, зайцы, куницы и многие другие животные. В водоёмах много рыбы, в Балтийском море водится нерпа и тюлень.

4. Особенности экономики:

Ленинградский край — крупный промышленный регион, но основные промышленные предприятия расположены в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Здесь развито судостроение, машиностроение, металлургия. Санкт-Петербург крупный торговый порт и военная база. Сельское хозяйство области в большей мере представлено предприятиями животноводства (мясомолочного, свиноводство, звероводство). В растениеводстве области выращивают картофель, в меньшей степени зерновые культуры.

5. Экологические проблемы:

Основными экологическими проблемами области являются загрязнение атмосферы, почвы, водных источников, в том числе вод Балтийского моря и Ладожского озера выбросами промышленных предприятий, вырубка лесов, браконьерство.

6. Охрана окружающей среды Санкт-Петербурга:

Для охраны окружающей среды в Ленинградском регионе приняты несколько программ по защите окружающей среды, созданы специальные мониторинговые службы. На территории области устроен Нижнесвирский заповедник, заказник Мшинские болота, природный парк Вепсский лес.

Источник

Ленинградская область — краткая информация

Лениградская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа.

Дата образования – 1 августа 1927 год.

Площадь — 83 908 кв.км.
С запада на восток — 450 км, с севера на юг 320 км.

Население — 1 813 816 чел ( данные 2018 г.)
Плотность населения – 19,1 чел. на 1 кв.км.
Доля городского населения — (66,4%, сельского — 33,6%.

Административный центр Ленинградской области — город Санкт-Петербург, который является самостоятельным субъектом Российской Федерации и в состав Ленинградской области не входит.

Географическое положение Ленинградской области

Находится на северо-западе европейской части России. Большая часть территории Ленинградской области — низменность (Прибалтийская, Приневская, Вуоксинская, Свирская и другие) со следами деятельности ледников. Южнее Финского залива и Ладожского озера протягивается Балтийско-Ладожский уступ (высота до 300 метров).

Границы Ленинградской области

на севере — с Республикой Карелия
на востоке — с Вологодской областью
на юго-востоке — с Новгородской областью
на юге — с Псковской областью, с Санкт-Петербургом (полуанклав)
на западе — с Эстонией
на северо-западе — с Финляндией.
на запада Финский залив.

Климат Ленинградской области

Ленинградская область относится к зоне умеренного климата, переходного от океанического к континентальному, с умеренно мягкой зимой и умеренно теплым летом.

Количество осадков за год 600—700 мм. Наибольшее количество осадков выпадает на возвышенностях, максимум — на Лемболовской. Минимальное количество осадков выпадает на прибрежных низменностях. Наибольшее количество осадков выпадает летом и осенью.

Читайте также:  Сказки толстой список сказок

Отличительной чертой области является природный феномен высоких широт – белые ночи, которые наступают в конце мая и продолжатся до середины июля.

Водные ресурсы Ленинградской области

Главные реки: Нева, Волхов, Свирь, Вуокса.

Растительный мир Ленинградской области

Географически территория Ленинградской области лежит в полосе южной тайги. Изначально здесь преобладал типично таежный пейзаж — глухие таежные леса, перемежаемые время от времени топкими болотами. Даже в наши дни, после многих веков хозяйственного освоения этих земель, леса занимают около половины их территории, а болота – примерно 12%.

Особенно крупные лесные массивы сохранились на востоке области – по берегам Свири, Паши, Ояти. В большинстве мест распространены еловые леса. а на песчаных почвах Карельского перешейка – сосновые. Там же располагается уникальный заповедник — Линтуловская лиственничная роща, заложенная в 1738 г. для выращивания корабельного леса.

Животный мир Ленинградской области

Поскольку для Ленинградской области, в основном, характерен тип северных лесов, то и встречаются здесь, главным образом, животные тайги – заяц, белка, куница, лисица, хорь, крот, из крупных — лось. Некогда многочисленные таежные хищники — волк и медведь, рысь — в наши дни довольно редки. Для обогащения фауны области сюда в свое время были завезены и успешно акклиматизированы ондатра, бобр и американская норка. В настоящее время в лесах области насчитывается около 50 видов животных.

Из 250 видов птиц наиболее распространены рябчик, тетерев, серая куропатка, несколько видов уток и куликов. Встречаются и редкие, например, серый журавль.

Полезные ископаемые.

Бокситы, глина, фосфориты, сланцы, гранит, известняк, песок.

Источник

Наш край. Ленинградская область

Урок посвящен природе Ленинградской области.

Просмотр содержимого документа
«Наш край. Ленинградская область»

Урок по окружающему миру по теме «Природа родноrо края. Ленинградская область», 4 класс,

Цель: познакомить с расположением родного края на политико­ административной карте РФ, некоторыми сведениями о родном крае, особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, особенностями экономики, проблемами экологии.

осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и

взаимодействия с учителем и одноклассниками.

давать характеристики изучаемым объектам,

работать с текстовым и иллюстративным материалом,

осуществлять обобщение, делать выводы.

развивать умение выступать перед классом,

выражать свою точку зрения.

совершенствовать умение работать в группах.

формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,

формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Расширить знания об окружающем мире,

Формировать умение находить и показывать свой регион на карте России.

Развивать умение находить объекты на контурной карте.

Иметь представление о природных зонах Ленинградской области.

Повторить знания о полезных ископаемых родного края.

Составлять экологические цепи и предлагать пути решения экологических проблем.

Тип урока: урок изучения нового материала

1 Организационный момент П Определение темы урока Учитель:

Посмотрите на экран. Перед нами карта России. Вы видите, какая у нас огромная страна, она занимает первое место в мире по своей площади.

Посмотрите на доску и прочтите тему нашего сегодняшнего урока. (Наш край)

О чудесном нашем крае

О прекрасном милом крае,

(Учитель включает аудиозапись песни « Наш край». ( То березка, то рябина…)

— Как вы понимаете выражение «мой край»? (Это край, где мы родились, учимся, живём. Это наша родина.)

— Если посмотреть на административную карту России, то можно увидеть Ленинградскую область, похожую на бабочку, которая раскинула свои крылья на северо-западе нашей страны.

Правильно. Наверное, вы уже путешествовали по Ленинградской области, отдыхали за городом, на даче; были в санатории или спортивном лагере.

Читайте также:  Рассказ о жуках 2 класс окружающий мир

Сегодня у нас необычный урок. Чему он будет посвящен? (Ленинградской области).

Правильно. Мы будем изучать природу родного края, путешествуя по Ленинградской области.

При подготовке к уроку вы провели большую работу, каждая группа внимательно изучала свою тему.

Назовите вопросы, которые мы будем рассматривать сегодня.

111. Знакомство с новым материалом Учитель:

-Очень важно, изучая природу родного края, знать его рельеф и климат. Давайте послушаем ребят, которые готовились по этой теме.

-Мы изучали климат и рельеф Лен. области. Область целиком расположена на территории Восточно-Европейской равнины. Поэтому рельеф Лен. области имеет равнинный характер, встречаются незначительные высоты, в основном 50-150 метров над уровнем моря. На Карельском перешейке находится много скал и большое кол-во озёр.

-Низменности в основном расположены по берегам Финского залива и Ладожского озера.

-А сейчас наши ребята познакомят вас с климатом Лен. области.

-За год выпадает 600-700мм осадков. Наибольшее кол-во осадков в виде дождя выпадает летом и осенью.

2 группа. «Полезные ископаемые))

-А сейчас мы узнаем, чем богата Ленинградская область.

1-Наша группа изучала полезные ископаемые Лен. области. Мы познакомим вас с некоторыми из них. Послушайте загадки.

2 Сто лет гниёт на болотах живёт,

Им топили, а теперь забыли.

3-Правильно. Торф добывается на большей части области. Обнаружено 2300 месторождений. Самые крупные находятся на юге и востоке (на карте).

-Нас поразил такой случай. В толще торфа обнаружен рыцарь в полном вооружении и его конь, которые провалились в болото много столетий назад. Это говорит о том, что торф препятствует разложению живой материи.

Он прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны.

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

-Правильно. Гранит и песок добывают на северо-западе области.

Покрывают им дороги, Улицы в селеньях.

А ещё он есть в цементе,

-Добыча ведётся в городе Пикалёво.

-Огромное значение имеют бокситы, их добывают открытым способом в районе города Бокситогорска. Фосфатные руды и марганец добывают в акватории Финского залива.

-Наша область отличается большим количеством водоёмов, мы можем увидеть красивые реки и озёра. Подробнее о них расскажут ребята.

-Наша группа изучала водоёмы Лен. области. Мы узнали, что почти вся территория относится к бассейну Балтийского моря. Мы нарисовали схему рек, где показали основные водоёмы Лен. Области (показ схемы)

Самые крупные реки – Нева, Свирь, Волхов, Вуокса, Нарва, Луга. Река Нева – очень глубокая и широкая судоходная река, хотя и короткая. Её протяжённость всего 74км

Протекай спокойно, плавно, Горделивая Нева, Государей зданье славно И тенисты острова!

-Многие из наших ребят отдыхали на реках и озёрах Лен. области.

-В сентябре этого года мы с классом ездили на экскурсию в крепость Орешек. Мы узнали, что Ладожское озеро самое большое озеро в Европе, его площадь

равна 18 000 км 2. Поэтому на Ладоге, как и на море, бывают штормы.

Ладожское озеро
Спокойное и буйное,
Ладожское озеро
Тихое и шумное.

Штиль и шторм, пугающий
Волны поднимающий.
Ветер, лодку кренящий,
Свистящий, воду пенящий

-Мы гуляли по берегу Ладожского озера, он покрыт огромными валунами.

-В этом районе шли ожесточенные бои с фашистами. Мы возложили цветы

к памятнику павшим бойцам.

Закат Онежский. Небеса пылают
Безумством красок и палитрою огня.
И золотой фольгою воды томно отражают
Небесные причуды.

Спокойно озеро, широко,
Как чаша полная водой,
Зарёй подёрнуто с востока,
Хранит пленительный покой.

Красивое как море
С прибрежными холмами,
С водой небесно- синей
В сверкающих лучах,

Читайте также:  Рассказы эдуарда шима для 3 класса

Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу.

Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад.

-Растительный мир Ленинградской области богат и разнообразен и сейчас нам об этом расскажет следующая группа.

V Работа по группам

4 группа. «Растения Лен. области» ·

-Мы узнали, что территория Лен. области расположена в зоне тайги. На севере преобладают хвойные леса, на юге области-смешанные(на карте).

Леса занимают больше половины территории Лен. области. Мы подготовили коллаж «Ярусы леса».

Кустарники (подлесок): можжевельник, волчье лыко, крушина.

Кустарнички и травянистые растения: брусника, черника, голубика и др.

-Все ярусы леса тесно связанны друг с другом.

-Леса Лен. области больше по площади лесов нескольких европейских государств. Они очень красивы. Там сохранились такие уголки, куда не ступала нога человека.

Но в наше время мы должны охранять леса. К сожалению, постепенно хвойные деревья вытесняются лиственными.

-Скажите ребята, как человек может навредить лесу? (Ответы детей)

В Ленинградской области создан федеральный заповедник Нижнесвирский. Более 15 заказников.

-Лес важен ещё и тем, что он является домом для многих животных. Итак, давайте послушаем рассказ детей.

V группа. «Животные Ленинградской области»

-Наша группа изучала животный мир Ленинградской области. Он очень разнообразен. В основном в области обитают лесные животные. Среди них 68 видов млекопитающих.

Реже встречаются волк, кабан, косуля, лисица, лось, медведь, рысь, олень.

-Встретились на опушке леса лиса и зайчишка. Идёт лиса, за живот держится, а у зайчишки лапка перевязана. Спрашивает лиса зайца:

-А с тобой что, лисонька?

-Плохо мне зайчик. Надоело мне мышами да землеройками питаться. Решила я чем-нибудь вкусненьким полакомиться. Подкралась я к дачному посёлку, а там на окраине огромная куча мусора и пахнет так вкусно. Стала я есть, да тут и подавилась, чуть не задохнулась. (вытаскивает пакет)

-Знаешь зайчик, что это такое?

-А вы, ребята подскажите нам, что это? И почему так плохо стало лисе?

-Чего нельзя делать в лесу?

-А сейчас наши ребята расскажут нам об охране животных и охране растений.

-Мы подготовили макеты Красной книги.

Красная книга Ленинградской области была создана в 1999 году. (Дети показывают книги, называют растения и животных)

-А сейчас наши ребята расскажут нам об охране животных и охране растений.

Красная книга Ленинградской области была создана в 1999 году. (Дети показывают книги, называют растения и животных)

Красная книга Ленинградской области

В соответствии с федеральными законами от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» и от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Правительство Ленинградской области 8 апреля 2014 г. приняло постановление № 106 «О Красной книге Ленинградской области». Согласно этому постановлению «Красная книга Ленинградской области является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и специальных мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Ленинградской области.

VI этап. Итоги урока.

-Ребята, что главное вы поняли из нашего урока? (Нужно беречь природу)

— Молодцы. Вы очень хорошо подготовились к уроку и, подводя итог, нашего урока, я хочу, чтобы вы послушали такие важные слова:

Не губи последнего болота! Загнанного волка пощади!

Чтобы на Земле осталось что-то

Пришел момент, когда вам нужно оценить свою работу. У вас на партах лежат оценочные листы, поставьте себе отметку.

-Вы отлично поработали, и у вас будет необычное задание.

Источник

Познавательное и интересное