Проект «История моей семьи»
специалист в области арт-терапии
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что одной из базовых национальных ценностей является семья. Соответственно задачей духовно-нравственного развития является осознание ценности семьи как первоосновы принадлежности к народу Российской Федерации, понимание нравственных устоев, уважение к родителям.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна ещё и потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. В это м и заключается актуальность проекта. В программах школьных курсов преподавание истории практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает обучающимся усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.
В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.
Изучить историю семьи, ее традиции, проследить связь поколений с целью укрепления духовных и культурных семейных ценностей.
• изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
• усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике;
• совершенствование умения поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации;
воспитание гражданина и патриота,
формирование бережного отношения к семейным традициям и ценностям.
развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного мышления, воображения, восприятия, памяти.
коррекция и развитие связной устной речи,
коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над текстами),
коррекция и развитие памяти,
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей),
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости).
Проект «История моей семьи» имеет как теоретическую, так и практическую направленность: знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, составление родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации.
Формы проведения занятий:
Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми и родителями.
• составление и презентация найденной информации;
• публичные выступления обучающихся с информацией,
• проведение занятий совместно с родителями.
Данная проектная деятельность имеет взаимосвязь с такими школьными предметами, как «Обществознание», «История».
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
2. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В результате работы учащиеся должны знать :
• понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок».
• историю возникновения имён и фамилий;
• степени родства в семье;
• семейные увлечения и традиции.
• составлять «ленту времени» своей жизни;
• составлять родословное древо;
• вместе с учителем и родителями разрабатывать свой фамильный герб,
• применять полученные знания на практике;
• работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
• формировать собственную позицию, делать выводы.
Критерии оценки знаний, умений и навыков:
-уровень активности участия в проектной деятельности совместно с родителями;
-уровень овладениями навыка поисковой деятельности;
-уровень проявления активности при выступлениях с сообщениями;
-уровень самостоятельности в умении анализировать, сравнивать и делать выводы;
-уровень творческого подхода к оформлению информации по проекту;
-уровень заинтересованности в проектной деятельности;
-уровень усвоения знаний об истории своей семьи.
При отслеживании результатов деятельности, мною выделено три уровня:
Низкий уровень : удовлетворительное владение теоретической информацией по темам проекта, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в проектной деятельности, уровень знаний истории своей семьи.
Средний уровень : достаточно хорошее владение теоретической информацией по теме проекта, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, принимать активное участие при проведении практических занятий, уровень знаний истории своей семьи.
Высокий уровень : свободное владение теоретической информацией по проекту, умение анализировать литературные источники и данные исследований, проводить учебно – исследовательскую деятельность совместно с классным руководителем, активно принимать участие при проведении практических занятий, уровень знаний истории своей семьи.