Рассказ о леонардо да винчи эпохи возрождения

Сказки

Леонардо да Винчи — титан Возрождения

Леонардо да Винчи выделялся среди других талантливых личностей, которыми была прославлена эпоха Возрождения. Он был и живописцем, и архитектором, и естествоиспытателем, и инженером.

Родился близ города Винчи, поэтому его имя и означает «Леонардо из Винчи». В детстве отдали учеником в мастерскую знаменитого живописца Вероккьо. Как и положено настоящему художнику, изучал анатомию, чтобы правильно изображать человеческое тело. Леонардо работал во Флоренции, в Милане и Риме, служил инженером в папской армии. В конце жизни переехал во Францию, где пользовался покровительством и уважением короля Франциска II как художник, инженер и архитектор. Он занимался там организацией придворных празднеств, проектировал канал между Луарой и Соной, а также новый дворец, для постройки которого нужно было изменить речное русло. Во Франции Леонардо скончался и был похоронен. Благодаря его переезду «Мона Лиза» теперь хранится в Лувре.

Самое яркое наследие гения — живописные полотна. Одним из первых он использовал прием сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом. Однако сам Леонардо считал себя в первую очередь инженером. Он оставил множество рисунков и чертежей. Среди них летательный аппарат, бронированная машина, велосипед, парашют и многое другое.

Леонардо да Винчи решил создать летательный аппарат. Он изучал, как летают птицы и летучие мыши, чтобы изобрести устройство, которое приводилось бы в движение с помощью мышечной силы, но опыты оказались неудачными. И тогда Леонардо придумал идею аппарата тяжелее воздуха, управляемого механической силой. Он считается изобретателем вертолета, что, конечно, преувеличение: для вертолета нужен был, прежде всего, двигатель, а для него тогда еще не настало время.

Разгадка Моны Лизы

«Мона Лиза», или «Джоконда», — самая знаменитая картина Леонардо. Полное название — «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». По поводу женщины, изображенной на картине, высказывались разные мнения, вплоть до того, что это автопортрет, но не так давно подтвердилось, что здесь изображена все же Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца тканями Франческо дель Джокондо. Доказательство этого — найденные заметки знакомого Леонардо, Агостино Веспуччи, в которых он пишет о работе художника над портретом Лизы.

Оружие Леонардо

Военное изобретение Леонардо да Винчи, воплощенное в жизнь, — это колесцовый замок для пистолета. Предыдущая конструкция вызывала открытый огонь, что приводило к демаскировке. Леонардо сделал курок с зажатым кусочком кремня и колесиком под ним. Стрелок с помощью особого ключа заводил пружину, нажимал на курок и приводил в движение колесико. Кремень опускался на него, и от трения возникала искра. Этот замок был настолько удобен, что его применяли вплоть до XIX в.

Витрувианский человек

Этот рисунок Леонардо сделал в 1490 г. как иллюстрацию к книге о работе древнеримского архитектора Витрувия «Об архитектуре». Он предназначался для определения правильных пропорций человеческого тела так, как они были описаны у Витрувия.

Витрувий использовал те же пропорции в архитектуре, Леонардо же считал, что в человеке соединены три стихии — искусство, наука и божественные начала. Таким образом, рисунок еще и отображает Вселенную, где квадрат — материальная сфера, а окружность — духовная.

Леонардо как кулинар

Леонардо увлекался не только живописью и техникой, но также кулинарией и искусством сервировки. Он был распорядителем придворных пиров в Милане и придумал несколько приспособлений для приготовления пищи. Леонардо предложил блюдо, которое пользовалось популярностью: тонко нарезанное тушеное мясо с овощами.

Источник

Леонардо да Винчи. Высокий ренесанс

Наиболее яркий художник эпохи Высокого Ренессанса. Обладал разносторонними талантами: он был живописцем, математиком, инженером, музыкантом, поэтом. Он во многом опережал свое время, например, он пробовал сконструировать летательный аппарат, одним из первых он прибегал в научных целях к анатомированию организма человека.

Леонардо был внебрачным сыном Пьетро Антонио из благородного флорентийского рода. Отец всегда поощрял сына в его начинаниях, в его творчестве. С юности Леонардо обладал необузданным характером, чарующим музыкальным голосом, великолепной внешностью. Физическая сила его была огромна; говорят, он ломал железную подкову так же легко, как полску свинца.

Учился он у знаменитого Вероккио до тех пор, пока ученик не перерос учителя. В искусстве Леонардо углублялся в природу и в человеческую личность. Он умел передать характер человека, как никто до сих пор.

Последние годы жизни Леонардо были годами скитаний.Он ничего не скопил в блестящие дни своей жизни при дворе и вернулся во Флоренцию бедняком. Но нищета поддерживала его дух в постоянном напряжении; следующие четыре года были одним длительным экстазом творческой работы.

«Джоконду» копировали многократно и безуспешно: она была неуловима, даже отдаленным подобием не возникала на чужом полотне, оставалась верной своему создателю. Ее пытались разъять на части, отобрать и повторить хотя бы вечную улыбку, но на картинах копировальщиков улыбка выцветала, становилась фальшивой, погибала, как существо, заточенное в неволю.

Существует предположение, что в «Джоконде» художник запечатлел свое душевное состояние, свою «идею», свое мировоззрение и мировосприятие. Даже ее высокий лоб, увеличенный почти отсутствием, по моде того времени, бровей, называют «лбом Леонардо да Винчи». Как будто он говорит своим портретом: «Я не тот, за кого себя выдаю, вот он я, настоящий».

Прошли века, а зрители до сих пор не понимают, в чем причина эффекта этой кроткой и грациозной загадочности, таинственности улыбки Джоконды. И, кажется эта тайна останется вместе с нею до конца мира.

Читайте также:  Рассказ бунина цифры очень краткое содержание

Мадонна Литта (1482)

Мадонна Бенуа (1480)


Юная флорентийка, милая и обаятельная, одетая по моде того времени, посадила к себе на колени сына.Забавляя его, она отделила от скромного букетика цветок и протянула ребенку. Младенец схватил одной рукой руку матери, а второй старается взять цветок. Мать беззаботно смеется, наблюдая за малышом. Картина полна нежности и покоя, написана в мягких тонах.

Портрет Джинервы деи Бенчи (1478)

Дама с горностаем. Чечилия Галлерани (1486)

Чечилия сидит в свободной, естественной позе, ее спокойный взгляд ясных глаз пронизаны какой-то мягкой ласковостью. На черном фоне выделяется ее светло-голубое платье. Прозрачные светло-серые тени придают картине завораживающую силу. Рыжеватые волосы Чечилии гладко уложены и стянуты вуалью. Белый зверек на руках женщины назван автором горностаем, хотя таковым не являлся. Очевидно, «горностай», по-гречески «гале», использован как намек на фамилию Чечилии, а также на то, что она держала в своих руках самого властителя Милана, названного поэтом Беллинчони «горностаем».

От картины веет гармонией, чувством радости и покоя, светлой доброты.

Мадонна в скалах (1486)

Тайная вечеря, фреска

Св. Анна с Мадонной и младенцем Христом (1510)

Бьянка Сфорца (ок.1495, Леонардо?)

Благовещение (1475)

Иоанн Креститель (1516)

Мадонна с гвоздикой (1478)

Источник

Флорентийский гений Леонардо да Винчи

Талант Леонардо да Винчи, пожалуй, самый яркий и многогранный в истории человечества. А его способность объединять искусство, науку и технику — прямое тому подтверждение.

Леонардо да Винчи — бастард, ставший гением

Леонардо родился бастардом. Он появился на свет 15 апреля 1452 года от связи потомственного нотариуса Пьеро да Винчи с незамужней крестьянкой Катериной Липпи. В эпоху Ренессанса рождение внебрачных детей, особенно среди правящей аристократии, не считалось чем-то позорным, поэтому семья отца спокойно воспринимает факт рождения Леонардо.

Родись Леонардо да Винчи в законном браке, ему судьбой было бы предначертано стать нотариусом, но он получает только начальное образование, едва владеет латынью и с трудом алгеброй. Его пытливый ум получил свободу выбора, он применяет эмпирический подход к изучению мира и становится самоучкой.

Надо отдать должное Пьеро — он учел творческие способности сына и, чтобы дать ему профессию, из родного Винчи перевез мальчика во Флоренцию. Когда в городе появляется Леонардо, Флоренцией заведует богатое семейство банкиров — Медичи. Они брали под свое крыло художников-новаторов, в числе которых были Леонардо, Боттичелли и Микеланджело, а также покровительствовали художественным мастерским.

Формирование творчества Леонардо да Винчи

Леонардо исполняется 14 лет, и отец пристраивает его подмастерьем к Андреа Верроккьо — художнику и инженеру, под началом которого трудилась одна из лучших мастерских во Флоренции. Работая с Верроккьо, он придумывает и мастерит механизмы для театральных постановок и карнавалов, разрисовывает декорации и пишет картины на заказ. В отличие от своего учителя Леонардо пользуется масляными красками, а не темперой. Разрабатывает метод, размывающий резкие очертания, — сфумато. Во главу угла ставит не только изображение правильной перспективы, но и отражение психологического портрета человека.

В период работы в мастерской он пишет такие произведения, как «Крещение Христа», «Благовещение», большое количество «Мадонн». Венцом его портретной нерелигиозной живописи становится картина «Джиневра Бенчи».

Про Леонардо говорили, что это человек редкой красоты и огромной физической силы. Он носил длинные золотые кудри, держался с большим достоинством, надевал яркие, а иногда эпатажные наряды. Единственным недостатком да Винчи становится привычка не заканчивать начатые работы. Поэтому, открыв в 1478 году свою мастерскую, его ожидает полный коммерческий провал.

Изобретения Леонардо да Винчи

Леонардо чувствует, что его способности и круг интересов превосходят его КПД, и в 1482 году решается переехать в Милан. Герцог Лодовико Моро приглашает да Винчи ко двору в качестве постановщика представлений. Он разрабатывает звуковые и технические спецэффекты, придумывает художественную составляющую театрализации, изобретает механизм вращающейся сцены. Гений Леонардо настолько уникален, что ко двору пришлись его песенные (на зависть современным рэперам) и музыкальные импровизации (он не знал нот и играл на слух), он сочинял басни, выступал с бестиариями и «пророчествами», баловал публику фокусами, загадками и шарадами собственного сочинения.

Леонардо имел много друзей, его ценили и уважали. Одной из важнейших работ, которую он провел в сотрудничестве со своими приятелями, стал чертеж «Витрувианского человека». Что касается художественного мастерства, то в миланский период он достигает пика своего совершенства. В эти годы Леонардо создает произведения «Дама с горностаем», «Портрет музыканта» и «Портрет юной невесты». По заказу герцога Лодовико Леонардо расписывает стены церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Там создается одно из главных произведений его жизни — «Тайная вечеря». За работой художника мог наблюдать каждый желающий — акт творчества в эпоху Возрождения превращался в перфоманс. А работал да Винчи очень оригинально, его то душили приступы неистового желания писать, то вдохновение покидало автора, и он уныло сидел рядом со своим творением, ничем не занимаясь, на современный манер, прокрастинируя. В этот раз он закончил произведение, и оно получилось совершенным.

Творчество Леонардо да Винчи в контексте эпохи Возрождения

В свои 50 лет Леонардо возвращается во Флоренцию. В эти годы он начинает писать портрет «Мона Лиза», получает заказ на картину «Святая Анна с Мадонной и младенцем». В это же время написаны полотна «Спаситель мира» и «Святой Иоанн Креститель».

Читайте также:  Рассказ о марсе 2 класс по окружающему

С 1499 по 1512 годы гений ведет кочевой образ жизни, переезжая из Флоренции в Милан и обратно, некоторое время живет в Риме. В какой-то момент Леонардо даже состоит на службе у кровожадного Чезаре Борджиа.

Этот период ознаменуется творческим соревнованием молодого Микеланджело и зрелого Леонардо. Впрочем, соревнование немного потрепало нервы обоим художникам и ничем особенным не закончилось.

У Леонардо была одна особенность — он не зацикливался на деньгах, не любил писать для кого-то, поэтому дорогие сердцу произведения он часто не возвращал заказчикам. Венец творчества да Винчи — «Мона Лиза». Практически 15 лет шедевр путешествовал со своим автором, Леонардо все время что-то доделывал.

Летом 1516 года он поступает на службу к королю Франции Франциску I. Это было время, когда да Винчи полностью мог погрузиться в инженерию. 2 мая 1519 года Леонардо скончался в своей постели.

Леонардо да Винчи похоронили во французском городе Амбуаз, но точное местоположение его останков неизвестно.

Источник

Леонардо да Винчи философ и творец эпохи «Возрождения»: биография, факты

Содержание:

Леонардо да Винчи, о чем знают немногие, был внебрачным ребенком. Биологический отец сэр Пьеро, состоятельный нотариус и торговец 25 лет от роду, находясь в отпуске в городе Винчи (Италия), познакомился с юной девушкой, 15-летней крестьянкой по имени Катерина (некоторые историки считают, что она могла быть рабыней с Ближнего Востока). Роман длился недолго, и будущий отец вернулся в свой родной город Флоренцию.

Леонардо родился на свет 15 апреля 1452 года в поселение Анчиано (Anchiano), вблизи небольшого городка Винчи, в независимой от Италии в то время Флорентийской республике. Первые 3 года своей жизни, будущий живописец провел с матерью, и изменил свой социальный статус исключительно потому, что у отца законных детей так и не родилось. Брак Пьеро с равной ему по статусу и положению, оказался бездетным. Отец забрал сына на воспитание.

Детство и юность Леонардо да Винчи

Отец надеялся приучить юного Леонардо к правовой практике, но будущий живописец оказался чужд общественной деятельности, ему было это не интересно. Зато он любил рисовать. Увидев склонность сына к творчеству, отец отправил его в одну из лучших в то время художественных мастерских во Флоренции, к скульптору и живописцу Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio).

В мастерской Верроккьо, Леонардо не только обучался живописи, но и изучал гуманитарные науки, приобрел навыки с работой по дереву, с кожей, гипсом, глиной и химическими элементами. Верроккьо был человеком неординарным с широким кругозором, любил и предпочитал не столько теорию, сколько практическую деятельность, ставил эксперименты и опыты. Эта страсть в поиске новизны и усовершенствовании старого, передалась и Леонардо да Винчи.

В своей мастерской Верроккьо нередко привлекал наиболее талантливых помощников к выполнению определенных заданий или фрагментов в своих работах. Так при работе с картиной «Крещение Христа», Верроккьо поручил Леонардо изобразить двух ангелов. Как позже было описано историками это взаимное творчество, учитель, взглянув на работу своего подмастерья, был настолько обескуражен и потрясен превосходством работы своего ученика, что положил кисть и больше к ней не притрагивался. Возможно, что событие было приукрашено или преувеличено.

Известно, что Леонардо был удостоен чести называться мастером в Гильдии святого Луки, получив в 20 летнем возрасте признание и открыв свою мастерскую, он продолжал общаться на протяжении нескольких лет со своим учителем. Что говорит, о том, что у них были хорошие и дружеские отношения.

Леонардо да Винчи большинством людей воспринимается как изобретатель, эксцентричный человек и живописец. Между тем первым из освоенных им профессиональных навыков была музыка: он великолепно играл на лира да браччо (струнный смычковый инструмент). И на этом поприще существенно преуспел.

Леонардо да Винчи был и левшой, и правшой

Довольно известный факт: да Винчи в равной степени владел обеими руками. В медицине такие люди называются амбидекстрами. Вопрос в другом: врожденная это была способность, или же художник старательно ее развивал. У историков и искусствоведов нет единого мнения. Превалирует точка зрения, что Леонардо все же изначально был левшой, а владение правой рукой было приобретено путем упорных упражнений.

При этом среди амбидекстров он тоже стоит особняком, поскольку художник мог совмещать два действия сразу: одной рукой записывал свои мысли, другой при этом был способен живописать. Большинство своих записей Леонардо делал зеркальным образом (те, которые писались левой рукой): прочитать его заметки можно только используя зеркало.

Поварское искусство тоже талант

Леонардо да Винчи был очень разносторонним человеком. В том числе – и хорошим кухарем. Кулинарией он интересовался вплотную, разработал несколько собственных рецептов, которые до сих пор высоко ценятся в ресторанах, большое внимание уделял сервировке, считая, что от подачи блюда во многом зависит его вкус. Леонардо успел побывать в должности шеф-повара в таверне «Три улитки» во Флоренции, пока последнее не сгорело.

Умение правильно накрыть стол спасало художника в тяжелые моменты жизни: целых 13 лет он оставался распорядителем пиров в Милане. Заодно изобрел ряд приспособлений, которые облегчали поварам их нелегкий труд. Несмотря на то, что сам Леонардо (по косвенным свидетельствам) придерживался вегетарианства, его коронным блюдом считалось мясо, тушеное со специями, нарезанное тончайшими ломтиками и покрытое поверх тушеными же овощами.

Таинственная «Мона Лиза»

Как бы ни был талантлив и разносторонен да Винчи, все же в первую очередь он был живописцем. Именно с его полотнами и связаны основные загадки биографии Леонардо. А самая знаменитая и таинственная его работа – это «Мона Лиза» и её загадочная улыбка. Оставим в стороне чисто искусствоведческие загадки с красками и слоями, нам будет достаточно исторических – и странных событий, связанных с полотном. Например, чем вызвана улыбка натурщицы?

Читайте также:  Проверочная работа по рассказу тургенева бирюк 7 класс ответы

С «Моной Лизой» связаны поистине детективные истории. Главная из них – похищение полотна из Лувра его же сотрудником, Винченцо Перуджей. Зачем он это сделал, так и не удалось установить точно. Наиболее достоверная идея – хотел вернуть картину на родину. Портрет не могли найти почти три года. И за это время было продано минимум 6 копий, причем за деньги, запрашиваемые за оригинал. Пока картину искали, в тюрьме успел посидеть в качестве подозреваемого поэт Аполлинер, еле сумел оправдать себя Пабло Пикассо. Когда картина все же была найдена, популярность «Джоконды» взлетела до небес. Это мог быть и хитрый пиар ход.

Винченцо Перуджи похититель «Мона Лизы»

В годы второй мировой «Мону Лизу» в числе прочих экспонатов Лувра вывезли в строжайшей тайне. Временное местонахождение картин было раскрыто уже по окончании боевых действий. Такая секретность оказалась полностью оправданной: как выяснилось, Третьим рейхом была организована целая команда во главе с немецким искусствоведом Гансом Поссе, чьей задачей было нахождение наиболее известных полотен и организация самого большого мирового музея в Линце.

Несколько малоизвестных фактов

Намереваясь более детально изучить жесты и движения человека, Леонардо приступает к углубленному изучению анатомии человека. Для того чтобы подробнее разобраться в человеческой анатомии, он получил разрешение на расчленение умерших. Изучал строение человеческого тела на трупах. Зарисовки внутренних органов, сердца, мышц и костей человека, органов выделения, в истории изучения строения человека представлены одни из самых первых.

Леонардо и Франциск I

Король Франции в 1516 году «пригласил» Леонардо в свою страну, где он и прожил последние годы своей яркой и насыщенной жизни. Милостью Франциска Первого, Леонардо получил официальное звание главного инженера, архитектора, и художника при дворе. Высокие договаривающиеся стороны составили контракт, в который, по настоянию да Винчи, внесли пункт, согласно которому за живописцем закреплялась «свобода грезить, мыслить и творить». Однако договоры не особо помогают в подобной ситуации: ничем примечательным «французский период» в жизни Леонардо не ознаменовался. Живописью во Франции да Винчи почти не занимался. Основными его занятиями были организации праздников при дворе короля, планированием конструкции нового дворца, проектом канала между двумя реками, а также конструкцией новой лестницы в Шамборском замке.

Затосковав по родине и потеряв интерес к искусству, Леонардо проводил много времени в беседах со священниками, коих в замке короля было всегда предостаточно. Этот период жизни Леонардо историки отмечают, как наиболее приближенный к Богу. Леонардо да Винчи в чужих землях стал религиозен, он все больше размышлял о Боге и религии.

Обращая внимание на период застоя в жизни да Винчи, нужно сказать, о том, как он попал во Францию. Историческое сражение, битва при Мариньяно, сражение Франциска I за Миланское герцогство. Полная победа Франциска I над Львом X привела его в Милан и первое, что он захотел увидеть это «Тайную вечерню» в церкви Санта-Мария делле Грацие.

Король был в восхищение от увиденного, собрав своих придворных архитекторов и художников, он велел перенести фреску во Францию, даже если при этом придется перевести всю церковь. Поломав голову над прихотью короля, придворные архитекторы сообщили, что сделать этого невозможно. Фреска будет повреждена и утрачена навсегда. Смирившись с обстоятельствами, король принял другое решение: «раз уж я не могу забрать с собой картину, то заберу художника, пусть он мне изобразит произведения не менее гениальные». Так Леонардо да Винчи попал во Францию и хоть к нему относились с почтением и уважением, творить во Франции он так и не смог. Последней работой Леонардо был механический лев, который мог самостоятельно передвигаться.

Леонардо да Винчи механизмы и чертежи

Когда Леонардо прибыл в Париж по зову короля Франциска I первое, что его поразило в Париже, знаменитом городе любви и романтики, так это его зловония, да, да именно зловония. У парижан были явные проблемы с гигиеной. Леонардо был тонкой и чуткой натурой, поэтому детально разработал проект водопровода, смыва и самого «унитаза», специально для короля. Король оценил проект, а также оценил стоимость проводки водопровода в замок, в итоге «чудо-изобретение», так и осталось на бумаге.

Последние дни Леонардо да Винчи

По мнению современных учёных, причиной недуга с рукой, и последующей смерти да Винчи стал инсульт. Первый приступ почти обездвижил правую руку, второй приступ, случившийся двумя годами спустя, стал причиной смерти великого мастера. Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет в замке Кло-Люсе во Франции в окружении своих учеников и друзей, среди которых был Франциск I.

Дневники Леонардо да Винчи

В 1994-м компьютерный магнат Билл Гейтс купил за 30 млн. долл. Codex Leicester (Лестерский кодекс) – все рукописные заметки да Винчи, которые дошли до нас. Заметим, что жадничать Гейтс не стал, и собрание работ художника вот уже 15 лет демонстрируется в музее Сиэтла.

Источник

Познавательное и интересное