Образ и характеристика Левши из рассказа «Левша» Лескова с цитатами
Мастер оружейного дела Левша – главный персонаж рассказа Н.Лескова. Интересный сказ, ставший сюжетом мультипликационных и художественных фильмов, театральных постановок, передает суть жизни русского таланта.
Образ и характеристика Левши в рассказе «Левша» помогают проникнуться событиями истории Руси, понять, как и чем жил простой тульский оружейник.
Внешность Левши
Мастер оружейник Левша остался для всех известным только по прозвищу. Никто не знает его настоящего имени. Прозвище дано за умелое владение левой рукой. Даже креститься мастеру удобней левой. Эта способность удивила англичан. Заморские инженеры даже не представляли себе, что можно стать искусным мастером, владея не правой рукой.
Левша страдает от косоглазия. Эта характеристика еще больше поражает. Как сумел косой человек выковать мельчайшие детали для миниатюрной блохи? Какова острота его зрения, что он работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов? Причем выполняет самую тонкую часть изделия.
Другие особые приметы:
Одевается крестьянин из-за бедности скромно:
Паренек не стесняется своего внешнего вида. Привык к нему. В рассказе не присутствует ощущение неудобства, когда паренька переодевают, то есть одежда для него ничего не значит. Страшно читать страницы, где его раздевают в больнице и оставляют практически нагишом на холодном полу. Кому-то его новый костюм очень понравился.
Образ таланта из глубинки
Левша живет в городе Тула в маленьком домике. Тесная хоромина – так характеризует его рассказчик. Приехавшие с Платовым курьеры попытались проникнуть в избушку, но не сумели. Двери были настолько прочными, что остались стоять, выдержав многочисленные удары богатырской силы. Крышу дома сняли быстрее, по бревну. Теснота доказывается спертостью воздуха, которая, когда крыша была снята, так поднялась над домом, что всем вокруг не хватило воздуха. Бедный крестьянин любит своих родителей. Когда его просят остаться в Англии первая причина, почему он отказывается от новых условий жизни, – старенькие родители. Отца он ласково называет тятенькой, мать – старушкой. У Левши еще нет своей семьи, он не женат.
Характер героя из народа
Левша – один из трех самых искусных умельцев города оружейников Тулы. Это значит, что среди всех оружейников старинного города выбрали только тех, кто очень талантлив. Даже представить сложно, сколько настоящих мастеровых живет в городе оружейного производства. На Левшу и его друзей, по мнению рассказчика, надеется вся русская нация. Задача, которая стоит перед мастерами, – доказать, что русские искусники могут делать все лучше других, в данном рассказе, лучше англичан.
Мастера трудолюбивы и упорны. Работу они не отдали раньше завершения, не боясь гнева атамана, довели все до конца.
Особые качества личности
У главного героя много своих индивидуальных характеристик, но в то же время его качества личности делают Левшу символом всего русского народа, доброго и талантливого.
Образованность. Оружейник не обучен грамоте, не образован, как практически все крестьянство на Руси в те годы. Его школа состояла из двух учебников: «Псалтирь» и «Полусонник». Талант живет в мастере от природы. Он сумел его раскрыть.
Хитрость. Простой умелец не выдает задумок, которые возникли у трех оружейников насчет английской поделки. Молчит в Англии, не доверяя свои мысли заморским инженерам. Хитрит по-доброму, без зла и умысла.
Вера в Бога. К делу мастера не приступили без благословения высших божественных сил. Они отправились к иконе Николая чудотворца. Оружейники надеются на себя и на помощь свыше.
Решительность и смелость. Мастер не боится встречаться с русским императором. Не смущают рваные одежды. Он знает, что вместе с друзьями выполнил его приказ, готов ответить за работу. Смело говорит царю, что выгравировали на подковках свои имена, в чем заключалась его работа.
Преданный русскому народу, косой умелец Левша не остался за границей, не стал искать выгоды для себя, даже умирая, думал о том, как помочь Родине. Патриотизм простого крестьянина поражает.
Образ и характеристика Левши в повести Лескова «Левша»: описание внешности и характера в цитатах
Левша в Англии. Художники Кукрыниксы |
Тульский оружейный мастер Левша является главным героем повести «Левша» («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») Н. С. Лескова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Левши в произведении «Левша» Н. Лескова: описание внешности, характера и личности героя в цитатах.
Смотрите:
Краткое содержание «Левши»
Все материалы по «Левше»
Образ и характеристика Левши в повести «Левша» Лескова
«. оружейники три человека, самые искусные из них, один косой Левша. «
«. недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации.»
«. три искусника ни на какой спрос не отпираются. «
«Туляки, люди умные и сведущие в металлическом деле. «
– А зачем же он левой рукой крестится?
«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.»
«Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. У нас это так повсеместно. «
«. да всю крышу с маленького домика сразу и своротили. у мастеров в их тесной хороминке*. » (*от слова «хоромы»)
«. один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны. «
«. за шивороток косого Левшу, так что у того все крючочки от казакина* отлетели. «
«Идет в чем был: в опорочках**, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик*** старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.»
(*казакин — верхняя одежда, короткий кафтан, застёгиваемый на крючки; **опорочки — истоптанные башмаки; ***озямчик — русская старинная верхняя одежда.)
«. надо взяться подумавши и с Божьим благословением.»
«Туляки. известны также как первые знатоки в религии. Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела. «
«Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на Бога надеяться. «
«. туляки ему в хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил. «
«Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять. «
«. Сошлись они все трое в один домик к Левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли. День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что‑то такое, а что куют – ничего неизвестно.»
«А Левша отвечает: «Что ж, такой и пойду, и отвечу.»
«. а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.»
«. слышно, что тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают.»
«Тульские мастера, которые удивительное дело делали. «
«. ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали. «
«. Надо, – говорит, – всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.»
«. я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может.»
– Бог простит, – это нам не впервые такой снег на голову.
«Это жалко, лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали, то бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой машине расчет силы есть. «
«. мы в науках не задались, но только своему отечеству верно преданные.»
«. я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать.»
«Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился. «
«. все рассказал: какая у Левши болезнь и отчего сделалась.»
«Я эту болезнь понимаю, только немцы ее лечить не могут. «
И с этою верностью Левша перекрестился и помер. Государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой Крымской кампании.»
«Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований. «
Критика об образе Левши
«Истинно патриотическим самосознанием наделены в сказе одни тульские оружейники. Узнав от Платова о поручении царя, они берутся за дело без всякой суетности, серьезно и всесторонне его обдумав, испросив благословение на свой труд у Николы Мценского.
(И. В. Столярова, «Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах», вступительная статья к тому 1, 1996 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Левши в повести «Левша» Лескова: описание внешности, характера и личности героя в цитатах.
Рассказ о левше с цитатами из текста 6 класс
Лесков. Левша. Краткий пересказ с иллюстрациями
Персонаж сказа Лескова (см. краткую биографию этого писателя) настолько нарицателен, что не имеет даже собственного имени. Левша – его прозвище. Сам автор так пишет о своём герое:
Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною фантазиею миф он интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно.
По его же словам, безымянный левша – «эпический характер», в котором отразилось «с гордостью и любовью» воспоминание о прежней старине, когда машины ещё не сравняли неравенство талантов и дарований, и гений побеждал в борьбе против прилежания и аккуратности.
В сюжете Лескова левша – один из трёх самых искусных тульских оружейников. По желанию царя Николая I и во славу России они взялись посрамить хитроумных английских мастеров, которые изготовили крошечную механическую блоху.
Внешность левши при первом появлении его в сказе обрисовывается нарочито кратко, но очень характерно:
. косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны.
Однако он, как и его товарищи, – выдающийся мастер, который увлекается своей любимой работой так, что забывает обо всём. Получив задание от царя, тульские оружейники запираются в маленьком домике и занимаются своим делом столь усердно, что не обращают внимания ни на что вокруг. Любопытные стараются разузнать, что именно делают мастера, но тщетно:
Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются, и даже чем питаются – неизвестно. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит, – не выскочут ли в перепуге и не объявится ли тогда, что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров; один раз только левша высунулся по плечи и крикнул:
– Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул, и за свое дело принялся.
Лесков подчёркивает бедность и простоту левши. По окончании работы атаман Платов ведёт левшу с подкованной блохой к самому Государю Николаю Павловичу. Тульский мастер является перед монархом в почти что нищем виде:
Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.
Левша хорошо знает себе цену, но ведёт себя очень скромно. Мастерством своим он не гордится, хотя оно поистине великое:
– Если бы, – говорит, – был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы, – говорит, – увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.
– И твое имя тут есть? – спросил Государь.
– Никак нет, – отвечает левша, – моего одного и нет.
– А потому, – говорит, – что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может.
– Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?
– Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.
Как и все русские праведники, Левша кроток, не обидчив. Когда вспыльчивый атаман Платов начинается извиняться перед ним:
– Бог простит, – это нам не впервые такой снег на голову.
Он настолько прост и неимущ, что для отправки в Англию приходится придавать ему приличный вид за счёт казны:
. граф Кисельвроде велел, чтобы обмыли левшу в Туляковских всенародных банях, остригли в парикмахерской и одели в парадный кафтан с придворного певчего, для того, дабы похоже было, будто и на нем какой-нибудь жалованный чин есть.
Как его таким манером обформировали, напоили на дорогу чаем с платовскою кисляркою, затянули ременным поясом как можно туже, чтобы кишки не тряслись, и повезли в Лондон.
Левша во всём неприхотлив. Он может почти не есть, но, по российскому обычаю, никогда не откажется выпить:
Ехали курьер с левшою очень скоро, так что от Петербурга до Лондона нигде отдыхать не останавливались, а только на каждой станции пояса на один значок еще уже перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались; но как левше после представления государю, по платовскому приказанию, от казны винная порция вволю полагалась, то он, не евши, этим одним себя поддерживал и на всю Европу русские песни пел, только припев делал по-иностранному: «Ай люли – се тре жули».
Сразу по приезде в Англию левша проявляет нелюбовь ко всему иноземному:
Сел тут левша за стол и сидит, а как чего-нибудь по-аглицки спросить – не умеет. Но потом догадался: опять просто по столу перстом постучит да в рот себе покажет, – англичане догадываются и подают, только не всегда того, что надобно, но он что ему не подходящее не принимает. Подали ему ихнего приготовления горячий студинг в огне, – он говорит: «Это я не знаю, чтобы такое можно есть», и вкушать не стал; они ему переменили и другого кушанья поставили. Также и водки их пить не стал, потому что она зеленая – вроде как будто купоросом заправлена.
Англичане по достоинству оценивают его мастерство. О подкованной блохе левши печатается «клеветон» (фельетон) в английских газетах. Иноземцы обращаются с левшой уважительно и радушно, но он относится к ним осторожно и недоверчиво:
Англичане левшу сейчас хлоп-хлоп по плечу и как ровного себе – за руки. «Камрад, – говорят, – камрад – хороший мастер, – разговаривать с тобой со временем, после будем, а теперь выпьем за твое благополучие».
– Нет, – говорит, – это не порядок: и в Польше нет хозяина больше, – сами вперед кушайте.
Англичане всех вин перед ним опробовали и тогда ему стали наливать. Он встал, левой рукой перекрестился и за всех их здоровье выпил.
Книжное образование левши очень скудно:
Англичане. начали расспрашивать левшу: где он и чему учился и до каких пор арифметику знает?
– Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.
Англичане переглянулись и говорят:
А левша им отвечает:
– У нас это так повсеместно.
Англичане сожалеют насчёт необразованности левши. В ответ он выставляет им на вид свой патриотизм:
– Это жалко, лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения, знали, то, бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой машине расчет силы есть; а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и не прыгает и дансе не танцует.
– Об этом, – говорит, – спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные.
А англичане сказывают ему:
– Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет.
Но на это левша не согласился.
– Мы, – говорит, – к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет.
Он горячо предан не только русской родине, но и православной вере. Англичане предлагают ему перейти в свою религию, но
– Этого, – ответил левша, – никогда быть не может.
– Потому, – отвечает, – что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.
– Вы, – говорят англичане, – нашей веры не знаете: мы того же закона христианского и то же самое Евангелие содержим.
– Евангелие, – отвечает левша, – действительно у всех одно, а только наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее.
– Почему вы так это можете судить?
– У нас тому, – отвечает, – есть все очевидные доказательства.
– А такие, – говорит;– что у нас есть и боготворные иконы и гроботочивые главы и мощи, а у вас ничего, и даже, кроме одного воскресенья, никаких экстренных праздников нет.
Узнав, что левша «в холостом звании», англичане хотят женить его, но тульский мастер и тут вежливо отказывается:
– Мне с англичанкою, хоть и повенчавшись в законе, жить конфузно будет.
– Отчего же так?– спрашивают.– Вы не пренебрегайте: наши тоже очень чисто одеваются и хозяйственные.
– Это не важно суть – узнать можете: мы вам грандеву сделаем.
– Зачем, – говорит, – напрасно девушек морочить. – И отнекался. – Грандеву, – говорит, – это дело господское, а нам нейдет, и если об этом дома, в Туле, узнают, надо мною большую насмешку сделают. Потому что таким делом если заняться, то надо с обстоятельным намерением, а как я сего к чужой нацыи не чувствую, то зачем девушек морочить?
Сахар с чаем левша употребляет только по-русски: вприкуску.
При всей своей внешней простоте, он очень любознателен и с интересом изучает британское производство – «и металлические фабрики и мыльно-пильные заводы, и все хозяйственные порядки». Но несмотря на все притягательные английские чудеса, тульский мастер быстро начинает тосковать по родине и просится домой. Англичане отправляют его в Россию на своём корабле. По пути левша с нетерпением ждёт встречи с родной землёй:
Тут поместили левшу в лучшем виде, как настоящего барина, но он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился, а уйдет на палубу, под презент сядет и спросит: «Где наша Россия?»
Англичанин, которого он спрашивает, рукою ему в ту сторону покажет или головою махнет, а он туда лицом оборотится и нетерпеливо в родную сторону смотрит.
Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а, левша все вниз в каюты нейдет – под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит.
Человек открытый, левша завязывает на корабле дружбу с английским полшкипером – и вновь предаётся русской страсти к выпивке. Они со шкипером начинают соревноваться, кто больше выпьет, заключают даже «парей» (пари) и допиваются до того, что начинают видеть чертей в море.
Так их и привезли взаперти до Петербурга, и пари из них ни один друг у друга не выиграл; а тут расклали их на разные повозки и повезли англичанина в посланнический дом на Аглицкую набережную, а левшу – в квартал.
Отсюда судьба их начала сильно разниться.
Вернувшись на любимую родину, великий мастер не встречает там столь тёплого отношения, как в Англии – и это тоже весьма характерная для России черта!
Англичанина как привезли в посольский дом, сейчас сразу позвали к нему лекаря и аптекаря. Лекарь велел его при себе в теплую ванну всадить, а аптекарь сейчас же скатал гуттаперчевую пилюлю и сам в рот ему всунул, а потом оба вместе взялись и положили на перину и сверху шубой покрыли и оставили потеть, а чтобы ему никто не мешал, по всему посольству приказ дан, чтобы никто чихать не смел. Дождались лекарь с аптекарем, пока полшкипер заснул, и тогда другую гуттаперчевую пилюлю ему приготовили, возле его изголовья на столик положили и ушли.
А левшу свалили в квартале на пол и спрашивают:
А он от болезни, от питья и от долгого колтыханья так ослабел, что ни слова не отвечает, а только стонет.
Тогда его сейчас обыскали, пестрое платье с него сняли и часы с трепетиром, и деньги обрали, а самого пристав велел на встречном извозчике бесплатно в больницу отправить.
Левшу долго возят на холоде по больницам, нигде не принимая без «тугамента» (документа). Он смертельно заболевает. Спасти его пытается лишь английский товарищ-полшкипер – и не получает помощи ни от кого из российских вельмож и бюрократов. Но даже и в минуты перед кончиной бескорыстный и незлобивый левша думает прежде всего о России, с трудом выговаривая последние слова:
И с этою верностью левша перекрестился и помер. [Доктор] Мартын-Сольский сейчас же поехал, об этом графу Чернышеву доложил, чтобы до государя довести, а граф Чернышев на него закричал:
– Знай, – говорит, – свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть.
«Левша» Н.С. Лескова: план, сочинение, характеристика Левши, герои. 6 класс
«Левша» Лескова: план произведения. Как и о чем писать в сочинении? Образ Левши, характеристика главного героя: имя, портрет Левши. Тема и герои произведения: царь, Платов. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?
Сказ Н.С. Лескова «Левша» проходят в школах на уроках русской литературы уже в 6 классе. Оттого произведение принято воспринимать как «детское» и объяснять попроще: Лесков воспевает искусство и патриотизм русских мастеров, сочувствует их тяжелой судьбе.
Левшу – безымянного тульского мастера – обычно называют положительным героем, воплощающим в себе «лучшие черты русского народа».
Иллюстрация Кукрыниксов
Однако внешняя простота лесковских произведений обманчива. Его герои не делятся на чисто положительных и чисто отрицательных: и Левша, и оба русских императора, и казак Платов, и английский полшкипер наделены как недостатками, так и благородными чертами. Автор над всеми подшучивает и всем сочувствует.
Сбивает с толку и язык Лескова. Сдобренный «народными» словечками и оборотами, он вызывал удивление у современников: так в народе никогда не говорили. Этот наивный и насмешливый язык выдуман самим Николаем Лесковым и существует лишь в его книгах.
После публикации сказа литературные критики спорили о смысле «Левши»: одни видели в нем саркастическую насмешку над русским народом, другие – неглубокую ура-патриотическую сказку о превосходстве русских над иностранцами. Сам Лесков открещивался от этих обвинений.
Содержание
План произведения
Чтобы составить план, нужно выделить в произведении ключевые моменты. Вот они:
О чем писать в сочинении по «Левше»
Тема и проблематика
Тема сказа – судьба талантливого человека в России. Лесков поднимает проблему несправедливости: гениальный мастер всю жизнь терпит унижения.
Герои
Герои описаны без лишних подробностей, символически: они воплощают русскую жизнь в разных ее проявлениях.
Левша – безымянный тульский мастер, необразованный, но гениальный в своем деле. Скромный, по-своему верующий, любящий родину, но при этом недалекий, по-детски наивный и склонный к пьянству.
Император Александр I – поклонник всего иностранного. Уверен, что в России нет мастеров, способных сравниться с англичанами. Больше всего боится обидеть иностранцев своей неучтивостью.
Император Николай I – государь, верящий в талант русского народа и в то, что свои люди его не подведут. Именно он решает отправить левшу в Англию, чтобы тот продемонстрировал иностранцам подкованную блоху. В дальнейшем исчезает из сказа, никак не участвует в судьбе простого мастера.
Атаман Платов – герой войны 1812 года, мужественный, но грубый и скорый на расправу. Убеждает Александра I в превосходстве русских мастеров над иностранцами, но сам обращается с мастерами как с холопами: ругает, унижает и бьет. Лишь когда левше удается произвести впечатление на императора, просит у него прощения за побои.
Английский полшкипер – спутник и собутыльник левши во время обратного плавания из Англии в Россию. Фактически, это он спаивает левшу и доводит до могилы. Но он сохраняет дружеские чувства к своему «камраду», пытается помочь мастеру. Полшкипер находит левшу в больнице и стремится исполнить его последнее желание: довести до сведения императора, что за границей «ружья кирпичом не чистят».
Доктор Мартын-Сольский – врач, который старается передать слова левши царю. Единственный из приближенных ко двору, кто согласился это сделать.
Граф Чернышёв – грубый и злой военный министр, который отказывается передать предупреждение левши императору. Когда предсказание мастера сбывается и русские ружья оказываются негодными для стрельбы, Чернышёв вновь прогоняет Мартын-Сольского: «Пошел к черту, плезирная трубка, — не в свое дело не мешайся, а не то я отопрусь, что никогда от тебя об этом не слыхал, — тебе же и достанется».
Образ и характеристика Левши
Главный герой лишен имени. Слово «левша» Лесков пишет с маленькой буквы. Получается, это даже не прозвище, а обозначение, чтобы отличить одного безымянного тульского мастера от двух других.
Левша единственный, чьего имени нет на подковах стальной блохи: «Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».
Портрет
Оружейник внешне неказист, «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при учении выдраны». Поэтому голова у него «щипаная». К царю он является в порванной одежде и избитый Платовым: «он в чём был взят, и теперь очень в злом виде».
Иллюстрация Кукрыниксов
Характеристика
Левша – человек простой и недалекий. Он виртуозно владеет ремеслом, но совершенно безграмотен во всем остальном: «Наша наука простая: по Псалтырю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем».
Левша уверен в своем искусстве и не боится представить подкованную блоху на суд царя. При этом он совершенно не умеет держаться перед теми, кто выше по званию, – «не понимает, как надо по-придворному с лестью или с хитростью, а говорит просто».
У мастера есть собственная рабочая гордость, его обижают незаслуженные обвинения и побои Платова. Но левша, с детства привыкший к унижениям, безропотно терпит все издевательства:
А вот к хорошему тульский оружейник не привык: даже от сладкого чая он морщится. Когда же на английском корабле «поместили левшу в лучшем виде, как настоящего барина», то «он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился».
Нежелание левши остаться в Англии, где к нему относятся хорошо и ценят за талант, поначалу выглядит непонятно: то ли в нем говорит патриотизм, то ли просто привычка к прежней жизни.
— Мы, — говорит, — к своей родине привержены и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я ещё в холостом звании.
И все-таки левша оказывается патриотом. В Россию он уезжает, как только замечает важную деталь: англичане смазывают ружья, а не портят их кирпичом, и нужно передать это русским солдатам.
Но благородный порыв левши ни к чему не приводит. Из-за пьянства он попадает в больницу, а из-за нежелания чиновников слушать умирающего мастера его предупреждение так и не передают царю. В итоге левша пропадает ни за грош.
Единственное дело, которым он запомнился, – изготовление гвоздиков для подков стальной блоги. Трудно придумать более бессмысленное занятие.
Почему левша и его товарищи взялись поддержать Платова?
В учебнике В.Я. Коровиной для 6-го класса школьникам предлагается ответить на несколько вопросов по произведению Лескова. Первый из них: «Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?»
«Взялись поддержать Платова и с ним всю Россию» – это цитата из самого сказа, то есть рассказчик оценивает работу мастеров как желание послужить стране.
Сами мастера-оружейники несколько раз повторяют, что главное для них – не подвести императора, что для них крайне важно «царское слово»: «Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется»; «будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет»; «будет тебе что-нибудь государеву великолепию достойное представить».
То есть главный мотив мастеров – не подвести царя, который им доверился, честно выполнить свою работу.
Русский народ в сказе «Левша»
Еще один вопрос, который задают в школе: «Какие лучшие качества русского народа изображены в сказе “Левша”». В 6-м классе ответить на него можно просто: трудолюбие, скромность, умение превозмогать трудности, патриотизм.
Но не всегда сказ Лескова воспринимали так однозначно. После публикации «Левши» отдельной книгой в 1882 году произведение критиковали как либералы, так и консерваторы, отмечал Б.Я. Бухштаб в комментариях к Собранию сочинений Н.С. Лескова в 11 томах.
Например, рецензент «Отечественных записок» критиковал Лескова за то, что тот «придумал развлечение — рассказывать сказки, или сказы, как он их (вероятно, для большей важности) называет», и упрекал автора в славянофильском шовинизме. Либеральная газета «Голос» относила сказ Лескова к числу произведений, «где русский человек затыкает за пояс иностранца».
А вот рецензент консервативного «Нового времени», наоборот, ругал Лескова за чересчур пессимистичный взгляд на соотечественников: «Русский человек у себя дома превращается в существо низшего порядка. Гениальный “Левша” (читай: русский народ) преображается в забитого, безличного, чувствующего свое ничтожество рабочего, который безропотно идет своей серенькой, неприглядной полоской. “Левша”, по рассказу г. Лескова, не только не разумеет ясно выгод своих, но и не очень чувствителен к варварскому обхождению с ним. Словом, совсем как подобает людям низшей, недоразвившейся породы».
А вот либеральный «Вестник Европы» заметил неоднозначность сказа: с одной стороны, в нем излагается славянофильская теория «о сверхъестественных способностях нашего народа», и вместе с тем произведение «заключает в себе весьма злую и меткую сатиру на эту же самую теорию».
Сам Лесков, отвечая критикам, признавал, что образ левши – в каком-то смысле обобщенный образ русского народа. «Но не могу принять без возражения укоры за желание принизить русский народ или польстить ему», – подчеркивал автор.
Я даже недоумеваю, из чего могли быть выведены такие крайне противоречивые заключения. Левша сметлив, переимчив, даже искусен, но он «расчет силы не знает, потому что в науках не зашелся и вместо четырех правил сложения из арифметики все бредет еще по псалтырю да по полусоннику». Он видит, как в Англии тому, кто трудится, — все абсолютные обстоятельства в жизни лучше открыты, но сам все-таки стремится к родине и все хочет два слова сказать «государю о том, что не так делается, как надо», но это левше не удается, потому что его на «парат роняют». В этом все дело.
Я никак не могу согласиться, чтобы в такой фабуле была какая-нибудь лесть народу или желание принизить русских людей в лице «левши». Во всяком случае, я не имел такого намерения.