Рассказ о листопадничке 3 класс слушать

Сказки

Читательский дневник по сказке «Листопадничек» Ивана Соколова-Микитова

Автор: Соколов-Микитов, Иван Сергеевич

Название произведения: «Листопадничек»

Жанр: сказки о животных

Главные герои: Листопадничек, мама зайчиха, Бобры.

Второстепенные герои: выдра, рысь, лиса.

Характеристика главных героев:

Зайчонок — листопадничек. Трусливый, но любопытный.

Ухаживал за бобрятами.

Сумел вернуться домой.

Бобры — добрые и отзывчивые.

Приняли зайчонка и пожалели его.

Заботливые и добродушные.

Мама зайчиха — тёплая, добрая, надёжная.

Характеристика второстепенных героев:

Выдра, Рысь, Лиса — страшные звери, ходившие вокруг хатки.

Краткое содержание сказки «Листопадничек»

Листопадничек родился осенью. Его назвали так потому, что в ту пору шли листопады.

Наступала зима, и зайчата боялись холодов.

Они мечтали улететь с журавлями.

Листопадничек решил бежать за перелётными птицами, но добрался только до хатки бобров.

Бобры предложили ему жить в хатке, обещая тепло.

Листопадничку не понравилось в хатке.

Там было сыро и темно.

Но вход был скрыт водой и ему пришлось остаться.

Долгую зиму зайчонок ухаживал за бобрами и боялся страшных зверей, бродивших вокруг.

Весной вода смыла плотину и зайчик чуть не утонул.

Он выбрался на берег и побежал к маме.

Мама пригрела его, а остальные зайцы стали считать смелым и отважным.

План произведения:

4. Предложение бобра.

6. Уход за бобрятами.

11. Возвращение к маме.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль рассказа «Листопадничек»:

Главная мысль сказки в том, что на чужой стороне может быть и теплее, да дома всё равно лучше.

Основная идея сказки в том, что ребёнок должен слушать родителей, чтобы не попасть в беду.

Чему учит произведение

Сказка учит нас любить и ценить природу.

Учит любить свой родной дом.

Учит смелости и решительности, предусмотрительности, осторожности.

Учит не забывать родных.

Краткий отзыв о сказке «Листопадничек» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что никогда нельзя покидать родной дом без важной причины.

Всегда нужно слушаться родителей, ведь они плохого не посоветуют.

Герой рассказа проявил излишнюю самостоятельность и провёл не самую лучшую зиму в своей жизни.

Он чуть не погиб, зато понял, что лучше мамы нет на свете никого.

Это очень интересная и поучительная сказка о природе и животных.

Из неё мы узнаём о том, как живут в лесу бобры, и чего боятся зайцы.

Автору удалось написать историю, которой веришь.

Её герою сочувствуешь.

Он вызывает симпатию, несмотря на то, что всё это началось с его шалости.

Мне очень понравился молодой зайчик, который хотел оказаться на юге, а попал в хатку бобров.

Он был безрассудным, но проявил смелость и умение терпеть.

И поэтому выжил и вновь увидел маму.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что наши желания не всегда могут совпадать с возможностями.

И не стоит пытаться достичь того, что недостижимо в принципе.

Это может привести к печальным последствиям.

Пословицы к сказке:

Своя хатка — родная матка.

В гостях хорошо, а дома лучше.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Хорошо то, что хорошо кончается.

Поспешишь — людей насмешишь.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

– Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья.

Горькой показалась ему твёрдая ивовая кора.

Словарь неизвестных слов:

Листопадничек — зайчонок, который рождается осенью;

Хатка — жильё бобра.

Читайте также:  Рассказ про животных из красной книги россии с названиями

Ещё читательские дневники по произведениям Ивана Соколова-Микитова:

Рассказ «Русский лес»

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Источник

Конспект урока по литературному чтению: » Листопадничек.»

специалист в области арт-терапии

Конспект урока по литературному чтению

Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» (2 урок)

· преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать тексты, делать выводы, ориентироваться в тексте, находить ответы на вопросы.

· слушать и понимать речь других, выразительно читать.

· находить признаки литературного произведения относить произведение к определённому жанру, размышлять о характере и поступках героя

· прививать ответственное отношение к учению, формировать коммуникативные навыки, учить быть терпеливыми и терпимыми, воспитывать доброжелательность

· формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию.

· выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Тип урока: закрепление знаний.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Ребята, вы у меня очень умные, дисциплинированные, самые лучшие. Не волнуйтесь, отвечайте громко, четко. Я очень надеюсь, что вы на уроке будете работать активно. А сейчас речевая разминка. Прочитайте все вместе

Серый зайка, не мечтай,

Лучше сказки почитай!

Зайка носик почесал

Зайкам сказки почитал!

-Прочитайте стихотворение, выделяя голосом глаголы,

-Прочитайте, выделяя голосом существительные.

II I . Постановка темы и цели урока

О ком говорится в этом стихотворении? Как вы думаете, о каком произведении будем говорить сегодня, в котором главный герой тоже заяц?

(И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»)

Назовите тему урока. (И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»)

Зная тему, определим цель урока (Анализировать, учиться правильно и выразительно читать, определять идею, делать выводы, ценить дружбу, обсуждать и рассуждать, думать, сравнивать, высказывать своё мнение и слушать чужое).

А теперь прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку.

Какие7 правил чтения вы знаете?

1. Название текста. 2 Автор 3. Герои 4. События 5. Новизна 6. Непонятное 7.Смысловая доминанта. Главное в тексте

-Почему сказка называется «Листопадничек? А как по другому назвали бы сказку вы?

-Проверим, что знаете об авторе.

— Назовите фамилию, имя и отчество автора.

— Что означают эти числа в жизни писателя?

1892 (родиля в этом году), 20 (последние 20 лет жил в доме на берегу Волги), 83 (прожил столько лет), 1 (воевал в 1 мировую войну), 1975 (умер)

— В каких экспедициях участвовал? (в экспедиции по освоению Северного морского пути)

-Что было главной добычей после каждой охоты? (книги)

— Как называлась газета, которую он издавал с детьми в деревне? («Заячья газета»)

— Почему в последние годы Иван Сергеевич наговаривал свои произведения на диктофон? (ослеп)

-Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

— мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

— непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

— любознательный (задаёт вопросы бобрам);

— терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

— добрый (помогал нянчить бобрят);

— заботливый (кормит бобрят);

— смелый (научился плавать);

— любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

Составьте синквейн о зайчике

2 – 2 прилагательных;

4 – ключевое предложение из текста;

Читайте также:  Рассказ про сталинградскую битву для детей 6 7 лет

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

Заботится, боится, ныряет

Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:

• трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);

• запасливые (готовят корм на зиму);

• гостеприимные (приютили зайца);

• заботливые (волнуются за бобрят);

• смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);

• чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).

Из каких же частей состоит сюжет данного произведения?

1) Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте как называют охотники осенних зайчат. Найдите и прочитайте о чем мечтал самый маленький зайчонок. Найдите и прочитайте журавли собирались к отлету. Найдите и прочитайте о чем плакали листопаднички. Найдите и прочитайте, что сказал листопадничек братьям, когда убегал в теплые края

2) Чтение по ролям Сейчас прочитаем отрывок по ролям, где говорится о разговоре Листопадничка с бобрами. Какие роли мы должны распределить?

(автор, зайчонок, бобр)

3) Вставьте подходящее слово из текста:

· А в бобровой хатке (2 этажа)

· В уголке на сене сладко – сладко спят пушистые (бобрята)

· Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур (лопаткой)

· -Бррр! Ах, какая (холодная) вода!

· Мы звери (трудолюбивые).

Попробуйте с помощью опорных слов составить мини рассказ от имени Листопадничка – Какой-Я? Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка.

Намучился отведал подумал

Остался Листопадничек побежал

Натерпелся Вспоминал испугался

Восстановите опорную сеть (Работа в парах)

покажите, как зайчики любуются журавлями

заяц побежал за журавлями

бил по стенке испугался выдры

запйчик оказался в воде, вылетел из воды

обнял маму и заснул

4) Составление цитатного плана

На столе карточки. Выбираете карточки и читаете. А теперь кто из вас считает, что ваша цитата в сказке раскрывает начало поднимите руку. Прочитайте. Ребята, что у нас получился? (план) Какой план? (цитатный) из скольки частей получился план?

1.»Называют охотники осенних зайчат листопадничками».

2. «– А я один побегу за журавлями в теплые страны».

3. «-Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду».

4. «– Плыви, спасайся, а то пропадешь!»

5. «С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым. «

5) Составление картинного плана

У вас было домашнее задание нарисовать иллюстрации к сказке. Вот они перед вами. Ваша задача соотнести свои цитаты и рисунки. Выходите и рассматриваете рисунки, выбираете тот рисунок, который по вашему мнению подходит к вашей цитате. Берете рисунки в руки, показываете и зачитываете. Итак, ребята, что у нас получился? Какой план?

Составьте по плану рассказ о герое произведения «Листопадничек»

План рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась). Мне очень запомнился(ась). Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился(ась). )

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

5. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

6. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

Читайте также:  Притчи и сказки о вежливости

5. Новизна. Что нового вы узнали из сказки «Листопадничек»? (Я узнал, что зайчат, родившихся осенью называют листопадничками, что бобрята строят хату и тд)

На прошлом уроке мы разбирали незнакомые слова. Дома вы должны были выучить эти слова. У меня на столе карточки со словами и карточки с значениями этих слов. Подойдите к столу и выберите любую карточку. Все, у кого слова строятся вдоль доски, у кого значение слов садятся за парты. Внимание! А сейчас все внимательно прочитайте, что у вас написано на карточке. Вам необходимо найти свою пару. Для этого вы называете слово, а вы внимательно слушаете и если ваше значение подходит к этому слову, то подходите к своей паре и читаете. Если на ваше слово никто не отзовется, вы сами ищите свою пару.

7. Смысловая доминанта. Главное в тексте

Работа с пословицами

Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходят к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

1. Много спать – дела не знать.

2. Дома и стены помогают.

3. Чужая сторона – дремучий бор.

4. В гостях хорошо, а дома лучше!

5. Друзья познаются в беде.

6. Сердце матери лучше солнца греет

Это и будет смысловой доминантой сказки. Только дома нас ждут, любят, заботятся о нас. Дом- это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!» –

-Какая тема сказки? (Доброта, взаимовыручка, любовь)

-Какова главная мысль сказки? (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни)

-Вернемся к эпиграфу нашего урока. Давайте попытаемся ответить на вопрос:

-Чему учит сказка? Надо слушаться родителей, нет места дороже и ближе родного дома

К каким сказкам относится «Листопадничек»? Литературные сказки.) Почему вы так считаете? (потому что сказка обработана автором и автор выражает свое отношение к героям и событиям?)

А к какой группе сказок относится сказка «Листопадничек»? Объясните почему. (Это сказка про животных. В сказке главные герои животные. Ж ивотные разговаривают, события нереальные)

-Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

-Со всеми ли задачами мы сегодня справились?

— Оцените, как вы поработали.

1. Знал значения всех непонятных слов.

2. Знал ответы на все вопросы про автора.

3. При работе успел выполнить все задания.

4. Понял смысловую доминанту.

5. Активно работал на уроке.

— Какие задания показались вам интересными?

— Ребята, с каким чувством, настроением вы заканчиваете урок? Поделитесь. (Свободные высказывания)

X. Домашнее задание.

— Ребята, представьте себе, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие еще приключения могли бы с ним произойти? Придумайте свой рассказ.

XI. Заключительные слова учителя

– В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Как вы соотнесёте смысл этой пословицы с содержанием сказки? (если бы Л-к не убежал из дома, то не осознал бы, где на самом деле лучше, и кто ему дорог. Как мы уже сказали, в гостях хорошо, но дома лучше. Хальмгагар келдм Орсн боран гиидг, ирсн гиич хярдг. Мана гиичнр бас хярх. Ода хальмг авьясар ирсн гиичнрт хальмг авьясар белг огхм.

Источник

Познавательное и интересное