Рассказ о любом соборе церковь храм являющимся символом города или крепостью

Сказки

10 знаменитых соборов Санкт-Петербурга 🕔 1 мин.

Город Санкт-Петербург трижды менял название. Во время революции и советской власти он был Петроградом и Ленинградом, а с 1991 года снова стал Санкт-Петербургом. Горожане любовно зовут его просто — Питер. И хотя есть исторические данные, что город хотели назвать в честь апостола Петра, все связывают его название с именем царя Петра І, который принимал непосредственное участие в строительстве города.

Питер сравнительно молод. В нем не найдешь доисторических и средневековых древностей, но все самое лучшее петровских и последующих времен представлено во всей красе. Особенно это касается архитектуры, ведь здесь трудились по-настоящему гениальные архитекторы.

Невозможно не посетить улицу Росси, Невский проспект, Зимний дворец и Петергоф. Петербург – это город музей. Вся его историческая часть занесена в список ЮНЕСКО. Главная артерия – Нева, оживляет город, превращая его в северную Венецию. Здесь не меньше каналов, чем в прославленном городе, но точно больше мостов. Например, с Троицкого моста видно еще семь, а с Кашиного – девять. Их проектировали умнейшие инженеры.

Соборы Санкт-Петербурга — ФОТО

1. Казанский собор

Казанский собор – это собор-памятник воинской славы России. Здесь похоронен М. И. Кутузов, хранятся знамена разгромленной французской армии. Главная святыня храма – казанская икона Божьей Матери. Перед ней молились русские солдаты и сам Кутузов во время Отечественной войны 1812г. На площади перед собором стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толи. Благодаря архитектурному решению Воронихина, собор словно раскрывает объятья. Полукруглая колоннада насчитывает 96 мраморных колон.

2. Исаакиевский собор

Один из символов Петербурга — Исаакиевский собор, одновременно удивляет и восхищает. Монолитные колонны, огромный купол, статуи 12 апостолов и скульптуры на фронтоне, множество барельефов говорят о том, что в строительство вложило душу множество людей. Скромную церквушку, в которой венчался Петр І, перестраивали и украшали все российские монархи. Последняя версия архитектора Монферанна в стиле классицизма радует горожан по сей день. Внутри собор отделан малахитом, золоченой бронзой, лазуритом, искусно выложенной мозаикой. Здесь трудились такие живописцы как Брюллов, Бруни, Рисс. В одном из окон почти 30м витраж, изображающий Воскресшего Христа. В 1922г богатство храма было изъято на нужды бедных. Большевики нагрузили 2т серебра и почти 50кг золота. Сегодня можно забраться на купол собора и наслаждаться великолепными видами Петербурга.

3. Владимирский собор

Владимирский собор – памятник архитектуры барочного стиля. Сама церковь была задумана архитектором Трезини, но строительство затянулось, и в разные годы над ее возведением трудились Кварнеги, Мельников, Руска, Гольмом. Церковь имеет пять куполов, отдельно стоит колокольня. Главная святыня храма – икона 18 века Владимирской Божьей Матери. Эту церковь любил посещать Достоевский, здесь отпевали няню Пушкина. В советское время храм был закрыт, и заработал только в 90г. В 2000г. он получил статус собора.

4. Петропавловский собор

Петропавловская церковь строилась 19 лет. Ее пестовал Петр І, Екатерина ІІ, Петр ІІ, императрица Анна. Петропавловский собор входит в архитектурный ансамбль Петропавловской крепости, и является самым высоким зданием Петербурга. Отчасти это из-за 40м шпиля, который украшает многоярусную колокольню. На самой его верхушке прикреплен золоченый трехметровый ангел-флюгер. Говорят, что на него ушло 8 кг золота. А кровельщику, который однажды спас ангела после бури, водрузив его на место, царь разрешил пить бесплатно в любом заведении до конца жизни. Петропавловская церковь – храм-мавзолей. Здесь захоронена вся династия Романовых за малым исключением. Кроме отпеваний и поминальных служб в храме не проводилось других обрядов. В Петропавловской церкви интересно посмотреть на уникальный музыкальный инструмент – карильон. Его клавиатура связана с 51 колоколом. Посещение открыто для туристов.

5. Собор Воскресения Христова на Крови

Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) было решено построить после покушения на царя Александра ІІ. Камни, на которые упал смертельно раненый царь, считаются одной из реликвий собора. На реализацию проекта ушло 24 года. Девятиглавый храм является памятником мозаичного искусства. Во внешнем убранстве собора прослеживаются мотивы московских церквей, формы древнерусского зодчества. Впервые мозаичная техника была применена для внешних работ, а несколько куполов были покрыты декоративной эмалью. Внутреннее оформление храма богато и необычно тем, что почти все пространство покрывают мозаичные картины из Евангелие, искусные узоры. Мозаичные композиции создавались мастерами гранильных фабрик по эскизам Васнецова, Беляева, Харламова и др. В храме стоят колонны из фиолетовой яшмы и крест из топаза, а при декорировании иконостаса, потолка, пола были использованы полудрагоценные камни.

6. Никольский морской собор

Никольская церковь – памятник барочного стиля. Полностью она называется Николо-Богоявленской и состоит из двух церквей – нижней — во имя Николая Чудотворца, и верхней – во имя Богоявления. Храм был задуман как главный памятник и святыня военно-морского флота России. Екатерина ІІ подарила церкви 10 икон в честь победы родного флота над турками и шведами. Рядом с храмом установлен памятник погибшим при Цусиме, мемориальные доски в честь погибших моряков во время японской войны, и доски, относящиеся к современным событиям: морякам «Комсомольца» и «Курска». Вокруг разбит великолепный парк. Храм двухэтажный, имеет пять золотых куполов. Чуть в стороне – колокольня, которую украшает высокий шпиль. Храм великолепно сочетает золотые и небесные (или морские) цвета в отделке. Издавна здесь проводились поминальные и победные службы, посвященные русскому флоту.

7. Троице-Измайловский собор

Монументальный белоснежный храм был построен в честь измайловского полка российской армии. Пять синих куполов с золотыми звездами и крестами заметны на 20 км расстоянии. С западной стороны можно увидеть скульптуры ангелов, отлитых из бронзы. По преданию цвет куполов соответствовал цвету мундиров измайловского полка. Внутреннее убранство храма отличается искусными росписями, украшено коринфскими колоннами. На стенах висели турецкие знамена в знак того, что победу в войне даровал Бог. В 2005г. перед храмом восстановлена колона Славы, сложенная из трофейных турецких пушек.

8. Смольный собор

Бело-голубой пятикупольный собор стал пятиглавым по настоянию Елизаветы ІІ. Изначально Растрелли задумывал его с одним куполом. В принципе, к собору и относится только один купол – остальные четыре принадлежат колокольне. Собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. В конце 18 в. Екатериной ІІ был построен первый в России женский институт благородных девиц. А в революцию тут располагался штаб большевиков. В наши дни здесь часто звучит классическая музыка. Храм имеет статус концертного зала.

9. Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор никогда не прекращал своей религиозной службы, и оставался действующим даже в советские времена. В наши дни здесь можно послушать выступление солистов Академической капеллы. Главная святыня храма – это икона «Всех Скорбящих Радосте» и образ Спаса Нерукотворного. До революции в храме хранились трофеи российско-турецкой войны, которые в настоящее время хранятся в Эрмитаже. На своем веку храм пережил сильный пожар, и архитектор, который отстраивал его заново, получил от царя бриллиантовый перстень за работу. Во время войны в подвале церкви действовало бомбоубежище.

10. Андреевский собор

Действующий православный собор расположен на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Эта церковь стала местом проведения радостных и торжественных служб, которые посещали члены царской семьи и знаменитости того времени. Эту церковь считали своей кавалеры ордена Андрея Первозванного. Позднее даже был установлен барельеф с изображением ордена. Не смотря на такую любовь богатых людей, церковь всегда ставила своей главной задачей заботу о бедных. Из достопримечательностей храма выделяются 17 метровый резной трехъярусный иконостас, серебряное облачение в алтаре.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

7 древнейших храмов России

С еверный храм в Карачаево-Черкесии построили еще до Крещения Руси, а керченскую церковь Иоанна Предтечи — во времена Тмутараканского княжества. В новгородском соборе Софии Премудрости Божией в Новгороде молился Иван Грозный, а собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире реставрировал Андрей Рублев. Рассказываем о самых древних храмах России, некоторым из них — больше 1000 лет.

Храм на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия

Каменный храм недалеко от Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии возник в X веке, возможно еще до Крещения Руси. В этих местах находилась столица древнего государства Алания — жители этого города приняли христианство в 916 году.

Читайте также:  Рассказы чарушина о домашних птицах

Стены храма построены из песчаника, а крыша выстлана тонкими каменными плитами. Под ними находилась прослойка из бересты — такой прием не встречался ни в одном храме на территории Северного Кавказа. Внутри зодчие устроили единственную в Алании в те времена купель для крещения, а за храмом появилось кладбище. Церковь посвятили святому Николаю — небесному покровителю Николая Мистика, который тогда был константинопольским патриархом.

За всю историю здание ни разу не перестраивали, сейчас оно выглядит так же, как и 10 веков назад. На скалах недалеко от храма можно увидеть лик Иисуса Христа, написанный прямо на камнях.

В наше время храм пустует. Богослужения здесь проходят только раз в году — 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, самого почитаемого святого на Кавказе.

Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи

Точная дата постройки храма неизвестна. Исследователи полагают, что его возвели в X веке, а в строительстве использовали элементы еще более древнего культового здания VI века. Среди них — византийский обожженный кирпич, резные колонны из греческого мрамора с голубыми прожилками и каменные перекрытия. В стенах обнаружили амфоры VIII века, они служили голосниками — усиливали звук и устраняли эхо.

В XIII–XV веках, когда Керчь стала генуэзской колонией, в храме появились итальянские фрески. Часть из них погибла во времена Крымского ханства: власти отдали здание под мечеть, и рабочие выскоблили и замазали лики святых.

Достраивать храм начали в XIX веке. В 1801 году возвели западный придел, а в 1845-м — двухъярусную колокольню и северный притвор в неовизантийском стиле. Когда копали фундамент, обнаружили погребальные стелы V века до н. э. Камни вмонтировали в южную стену храма.

В советское время в храме находился Керченский лапидарий — коллекция археологических находок античных времен. А в наши дни здесь снова проходят богослужения.

Собор Софии Премудрости Божией в Новгороде

Софийский собор в Великом Новгороде заложил князь Ярослав Мудрый на месте 13-главого храма 989 года. Освятил его первый русский епископ Лука Жидята в 1050 году.

Собор построили по распространенному в Древней Руси типу — крестово-купольному. Очертания его основания напоминали крест, а внутреннее пространство состояло из основного объема под куполом и четырех галерей с разных сторон.

Изнутри отделывали храм уже в следующем столетии. Его декорировали на манер византийских соборов, только вместо мрамора и мозаики на стены нанесли штукатурку и фрески. В конце XII века в соборе установили бронзовые врата, которые создали в Магдебурге немецкие мастера. Створки украсили барельефами по сюжетам из Ветхого и Нового Заветов.

В соборе сохранились фрагменты фресок XII века: изображения пророков и ангелов на сводах главного купола и настенные лики святых Константина и Елены. В храме можно также увидеть царское моленное место, которое установили по приказу Ивана Грозного, и паникадило — основной канделябр. Его подарил собору Борис Годунов.

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)

Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.

В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.

В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.

Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.

Церковь Бориса и Глеба села Кидекша

Борисоглебская церковь в селе Кидекша недалеко от Суздаля появилась еще во времена Юрия Долгорукого, в 1152 году. Это одно из первых белокаменных зданий Северо-Восточной Руси.

Возводить церковь в те времена было почти так же сложно, как и египетские пирамиды. Материал добывали под Москвой, за 500 км от этих мест, перевозили по рекам и сушей. Рабочие обтесывали булыжники и укладывали их практически без раствора.

В облике церкви сочетались черты русской средневековой архитектуры и западного романского стиля: традиционное кубическое основание, необычно оформленный портал и аркатура — ряды декоративных ложных арок на стенах. На протяжении всей истории храм не раз реставрировали, а в XVII веке заменили купол.

В конце ХХ века Борисоглебскую церковь включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни храм не действует, здесь изучают фрески XII века и проходят раскопки. Под современным полом исследователи обнаружили первоначальное основание иконостаса и омфалий — место для епископа — из редкого розового камня. Омфалий Борисоглебской церкви — самый древний в России.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор возвели на берегу реки Великой в Пскове по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Точную дату постройки установить не удалось, однако известно, что в 1156 году храм уже существовал.

Здание построено практически без фундамента, местами зодчие даже не стали снимать верхний слой почвы с травой. Дело в том, что берег сложен из песчаника — очень подвижного материала, который сильно расширяется в зимнее время. Фундамент со временем мог треснуть. Вместо него строители подсыпали бутовый камень, а стены укрепили специальным раствором с известью. Поэтому здание не разрушалось, несмотря на процессы в почве.

Храм расписали в 30-х годах XII века греческие мастера. Фрески были выполнены минеральными красками и схожи с византийскими иконами. В XVII веке изображения закрыли штукатуркой и забелили. По случайности это помогло сохранить около 80% рисунков. Сегодня росписи Спасо-Преображенского собора — наиболее полный памятник средневековой фресковой живописи в России.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.

В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.

В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.

На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочный иконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.

В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник

7 великих соборов России и еще 75 храмов, которые нужно знать
Группа авторов, 2010

Православное зодчество – бесценное сокровище русской культуры. В этой книге мы расскажем вам о великих православных соборах России. Вы узнаете об особенностях архитектуры и внутреннего убранства, истории и святынях 7 главных храмов нашей родины: храма Христа Спасителя, собора Василия Блаженного, Успенского собора Московского Кремля, Исаакиевского собора, Казанского собора, собора Святой Софии Премудрости Божией и Успенского собора во Владимире. Также в книге собраны увлекательные очерки о еще 75 выдающихся храмах, находящихся в разных уголках нашей страны. Открыв книгу, вы попадете в светлый, добрый, чистый православный мир русской земли. Издание предназначено для широкого круга читателей. В нем содержатся редкие, удивительной красоты фотографии святых мест.

Читайте также:  Почему мальцев ослеп в рассказе в прекрасном и яростном мире

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 7 великих соборов России и еще 75 храмов, которые нужно знать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Собор Василия Блаженного

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих — Постника и Барму. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек — Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Адрес: Москва, Красная площадь.

Храм Покрова Богородицы, более известный как собор Василия Блаженного, — главный храм Красной площади и всей Москвы. Для многих жителей Земли — это такой же яркий символ Москвы, как Эйфелева башня для Парижа или статуя Свободы для Нью-Йорка.

Ранее на этом месте, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль (его засыпали в XIX в.), стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы. По нему же была тогда названа Троицкой прилегающая торговая площадь, позднее получившая название Красной.

Во время походов на Казань вокруг Троицкой церкви ставили деревянные храмы в честь святых, в дни памяти которых были одержаны победы. Так, отряд татарской конницы князя Епанчи был разбит 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских — Александра, Иоанна и Павла; крепостную стену Казани пробили 30 сентября, в день памяти Григория Армянского; штурм города начался 1 октября, в праздник Покрова, а закончился на следующий день, в праздник Киприана и Устиньи. Храм Входа Господня в Иерусалим был основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву. Другие храмы были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями.

……После триумфальной победы над Казанским ханством появилась идея построить на месте нескольких деревянных церквей один большой каменный собор.

Его возводили в 1555–1561 гг. под руководством известного псковского зодчего Посника Яковлева по прозвищу Барма. Строители скомпоновали на одном основании восемь столпообразных храмов, симметрично размещенных вокруг девятого, увенчанного шатром столпа — самого высокого и сложного в архитектурном оформлении. Здание возвели из кирпича — в ту пору еще сравнительно нового материала, из белого камня были выполнены только фундаменты, цоколь и некоторые элементы декора.

Уже в июле 1557 г. митрополит Макарий в присутствии царя освятил храм. Однако строительство продолжалось и позднее, уже при других царях из династии Романовых. В 1588 г. с северо-востока к собору был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного (1469–1552). К нему примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный над местом погребения блаженного Иоанна Московского.

Покровский собор стал воинским храмом и символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима. Он представлял собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима — Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова. До конца XVI в., когда на территории Кремля построили колокольню Ивана Великого, Покровский собор был самым высоким зданием в столице.

Московский чудотворец Иоанн Блаженный родился в вологодских пределах. В молодости он трудился на солеварнях, соединяя тяжелый труд с молитвой. Позже Иоанн перешел в Ростов, где начал подвиг юродства. Он носил вериги в виде тяжелых железных крестов, а на голове — большой железный колпак. В Москве ходил босой и почти нагой даже в самые лютые морозы, предсказывал смутное время и нашествие поляков: «В Москве будет много видимых и невидимых бесов».

Он всем безбоязненно говорил правду, невзирая на чины и положение. Царю Борису Годунову однажды заявил: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет». Перед смертью святой Иоанн указал место для своей могилы у храма Покрова на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного. Готовя себя к погребению, он снял вериги и трижды облился водой. В 1589 г. перед самой смертью у блаженного открылся дар исцелений. Он почитался в Москве как великий чудотворец и провидец.

12 июня 1672 г. в одном из приделов собора Василия Блаженного были обретены мощи блаженного.

Символы в камне — четверки и восьмерки

В Покровском соборе не только молились — он сам был запечатленной в камне иконой. Сложное на первый взгляд хаотическое нагромождение деталей имеет свой скрытый сакральный смысл.

Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют восьмиконечную звезду, составленную из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов. Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму.

Кроме того, восьмиконечная звезда — это и символ Пресвятой Богородицы — Владычицы Церкви и Царицы Небесной. В православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова.

Число 8 также символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после второго пришествия Христа.

Квадрат — символ твердости и постоянства веры — служит космическим символом Вселенной: его четыре стороны символически отражают четыре стороны света, четыре ветра, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре стены Небесного Иерусалима.

……Все эти символы в своей совокупности выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора — главного храма Москвы, претендующей на звание Третьего Рима.

Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. В древней христианской церкви под сенью совершалась евхаристия.

От сложного к еще более сложному

Престолы в трех храмах на главной оси освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора. Именно Троицкий храм-придел, очевидно, был главным в идейной композиции собора.

Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Он был красно-белым с золотыми луковичными главками — как символическое выражение апокалиптического образа Небесного Престола в окружении облеченных в белые одежды старцев с золотыми венцами на головах. Возможно, это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы — уставного акафиста, который читали во время Великого поста во славу Божией Матери.

В 1672 г. в юго-восточном углу собора построили одиннадцатую церковь. Небольшой храм возвели над могилой московского юродивого Иоанна Блаженного, похороненного здесь еще в 1589 г. Для него была использована угловая часть галереи подклета. Южную арку заложили, а к восточной арке пристроили апсиду.

……В 1680 г. собор отремонтировали и в аркадах подклета разместили тринадцать престолов церквей, стоявших ранее вдоль рва на Красной площади на месте публичных казней времен Ивана Грозного («на крови»).

Тогда же церковь Василия Блаженного получила с севера придел, вскоре надстроенный вторым этажом. Деревянные навесы над гульбищем заменили кирпичными сводчатыми галереями на столбах.

Читайте также:  Ребята отложите пока свои тетради достаньте текст рассказа и положите перед собой черновик

Над открытыми ранее лестницами появилась кровля, а над площадками — четыре шатровых рундука. Была перестроена и звонница, украшенная снаружи во вкусе XVII в. В этот же период на вновь выстроенных сводах, опорных столбах галерей и парапетах гульбищ появилась первая орнаментальная роспись. Она выходит и на наружные стены галерей. Основные башни сохраняют в это время роспись «под кирпич», лишь наличники окон украшает полихромная живопись.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью — желтой на голубом фоне. Во второй половине XVIII в. при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, колокольню соединили со зданием собора, были добавлены шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

Приделы были соединены сложной системой переходов, а храмы увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор стал очень праздничным и нарядным.

В 1737 г. Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади.

Алтарь храма под открытым небом

При всем великолепии своего внешнего облика внутри Покровский собор совсем небольшой. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом. Внутри собора все желающие просто не могли поместиться. Духовенство занимало Лобное место, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом.

В допетровской Москве во время празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь — в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим, за ними следовали многочисленная знать, духовенство, стрельцы, певчие, дети. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль.

Век воинствующего атеизма

После революции храм тоже оказался на волосок от гибели. В сентябре 1918 г. большевики расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили. С 21 мая 1923 г. храм открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея. При этом до 1929 г. в церкви Святого Василия Блаженного проводились богослужения.

Уже в 20-е гг. XX в. развернулись широкие научно-реставрационные исследования, благодаря которым удалось восстановить первоначальный облик собора и воссоздать в отдельных церквах интерьеры XVI–XVII вв.

……В 1936 г. Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади.

Но на защиту храма выступил архитектор П.Д. Барановский. Он наотрез отказался готовить храм к взрыву и пригрозил покончить жизнь самоубийством. В ЦК тоже нашлось много защитников храма, и Сталин был вынужден отменить решение.

В 1957 г. были найдены остатки фресок XVI в., изображавших ложные окна, ромбы и кокошники, — черным по белому фону, а также черные буквы «летописи» об окончании строительства собора, написанные по белому фону фриза в основании шатра Покровской церкви. В ней строители указали точную дату завершения строительства собора — 12 июля 1561 г. (Петров день). В 1960-е гг. железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.

Посетители храма-музея могут услышать историю сооружения этого архитектурного и культурного шедевра русской культуры, увидеть интерьер, посетить его сокровищницу.

В 9 иконостасах собрано около 400 икон новгородской и московской иконописных школ XVI–XIX вв. В интерьерах четырех церквей реконструировали иконостасы XVI в. с иконами XVI–XVII вв., среди которых есть такие раритеты, как «Троица» XVI в., «Александр Невский в житии» XVII в. В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII–XIX вв.

В церкви Феодосии, которую в конце XVIII в. превратили в ризницу — хранилище церковных ценностей, создана выставка «Святыни Покровского собора». В экспозиции собраны уникальные образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства, принадлежавшие этому храму на протяжении XVI–XX вв., а также раритеты, относящиеся к истории строительства собора.

Покровский собор находится в федеральной собственности. С 1990 г. он используется одновременно и как музей (филиал Государственного исторического музея), и как храм. В дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

Василий Блаженный родился в декабре 1469 г. в крестьянской семье в селе Елохове, тогда находившемся за пределами Москвы. Его провидческий дар обнаружился уже в 16-летнем возрасте. Василий улыбнулся, услышав, как некий посадский человек заказывал сапоги, которых бы хватило на несколько лет — юноше открылось, что заказчик завтра умрет. Когда это исполнилось, Василий ушел из сапожной мастерской, став бродягой.

Зимой и летом Василий ходил нагим, часто притворялся лишенным дара речи, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост и носил вериги. Он прославился умением видеть суть, скрытую под привычной внешностью вещей. К примеру, бросал в стены домов благочестивых людей камни, объясняя это тем, что в добрых домах нет места бесам, они стоят вовне, он видит их и отгоняет.

Один раз он даже разбил камнем икону Богоматери у Варварских ворот, которая с давних пор считалась чудотворной. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить. Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!» Когда это сделали, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя». Однажды Василий Блаженный разбросал калачи у одного продавца на базаре, и тот сознался, что в муку подмешаны мел и известь.

Во время нашествия крымского хана Махмет-Гирея (1521) Василий увидел в Успенском соборе летящий огонь и услышал глас, возвестивший, что Богоматерь оставляет Москву. Тогда он усилил молитвы, и видение прекратилось, а крымский хан отступил. В 1547 г. Василий горько плакал перед Воздвиженским монастырем, предвещая страшный пожар Москвы, который начался именно с этой обители.

Василия Блаженного знали в Москве все — от простого торговца до царя Ивана Грозного. Царь принимал святого в своем дворце, прислушиваясь к рассказам о его видениях и советам. Он почитал и даже побаивался Василия, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Царь с царицей и царевичами посещал святого у смертного одра 2 августа 1552 г. После кончины Василий был погребен у Троицкой церкви — царь сам нес гроб до могилы. Когда через несколько лет построили храм Покрова, могила оказалась у самой его стены.

В 1558 г. юродивого причислили к лику святых. Над его гробом был устроен придел, и собор стал называться храмом Василия Блаженного. Церковь отмечает память святого в день его кончины 2 (15) августа.

Храм стоит на Красной площади в самом центре Москвы. Ближайшие станции метро «Китай-город», «Площадь революции» и «Охотный Ряд».

Время работы музея: пн., ср., чт., пт., суб., вс. — с 11.00 до 18.00, касса до 17.00, вт. — выходной день. Первый понедельник каждого месяца — санитарный день.

Входная плата: взрослые — 100 руб., школьники, студенты колледжей и вузов дневной формы обучения и пенсионеры — 50 руб.

Источник

Познавательное и интересное