Роль искусства в современном обществе.
Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.
Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.
Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.
Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.
Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.
Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.
III. Заключение.
Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.
Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного — в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.
Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.
Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:
— формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,
— формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
— развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;
— развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;
— развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.
«Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», – указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.
Литература
Гнедич П.П. История искусств, 2002
Каган М. С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с
Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975
Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.
Искусство в жизни человека
Искусство – отражение творчества, способ запечатлевать, воспроизводить мысли, фантазии и действительность, требующее особого мастерства. Искусство в жизни человека занимает одну из лидирующих позиций. Это один из главных способов проявить себя, оно формирует внутренний мир человека, его духовные ценности, наполняет жизнь. Им можно описать и выразить свои эмоции, чувства, побудить к действию и развитию.
Искусство — это душа человечества, которая зародилась еще с древних времен, когда люди выражали себя в наскальной живописи. Практически каждый человек знает с детства прекрасные классические произведения Чайковского, Моцарта, Баха, картины непревзойденных Микеланджело, Леонардо да Винчи, авторов литературных произведений, а также памятники архитектуры и скульптуры. В искусстве заложены чувства, которые человек пытается передать миру.
Психология искусства
К различным направлениям деятельности, которыми занимается психология, также относится искусство. Психология искусства рассматривает, как создание и восприятие произведений влияет на жизнедеятельность человека. Она исследует мотивы, побуждающие творить, сам процесс, способности автора, его чувства и переживания на момент создания произведения. Творцы свои жизненные проблемы переносили в музыку, произведения, на холст, приравнивали себя к создаваемым персонажам. В искусстве происходит становление личности самого автора, которое прослеживается психологией. Также изучается и анализируется, как воздействие определенных произведений производит разное впечатление на людей, вызывает различные эмоции.
Выготский «Психология искусства» внес огромный вклад своим трудом в развитие этой науки. Он охарактеризовал теорию искусства и дал начало новому направлению в этой области.
Виды и функции искусства
Существует три вида искусства:
К каждому виду относится множество подвидов, а также жанров. Одной из функций искусства является передача информации, эмоций и чувств, которые могут воздействовать на настроение. Еще оно может использоваться в лечебных целях, довольно распространена арт-терапия. Часто психологи на основании рисунков пациентов, могут сделать определенные выводы по поводу его психического и эмоционального здоровья, ведь рисунок передает внутреннее видение мира.
Влияние искусства на человека
Человек является основной темой практически всех творений. Создаются совершенные образы личности в искусстве любой эпохи. С древних времен воспеваются подвиги, рисуются идеальные пропорции тела, создаются совершенные скульптуры.
Искусство является одним из важных этапов в эволюции человека, участвует в формировании общественного мнения и различных точек зрения. Оно неотступно преследует нас всю жизнь, в нем мы находим новые знания, наслаждение, ответы на важные и интересующие нас вопросы. Оно, как правило, созвучно с нашими мыслями. Из всего многообразия, которое предоставляет искусство, человек находит себе по душе то, что ему ближе всего и понятней.
Большое влияние на человека оказывает музыка. Она способна умиротворять и возбуждать чувства человека, погружаться в свои мысли, снимать стресс и напряжение. Музыка влияет на эмоции, заставляет плакать или радоваться. Прослушивание классической музыки способно повысить умственные способности или излечить человека от некоторых недуг, у кормящих матерей увеличить выработку молока.
Человек в искусстве запечатлевается в веках. Люди умирают, а искусство остается, проходит через годы и столетия, рассказывает будущим поколениям о былых мировоззрениях, переносит в мир, когда произведение было создано, помогает прочувствовать атмосферу того времени и традиции. Каждая эпоха вносит свои изменения в искусство, приносит что-то новое, дополняет. Человек должен захотеть принять в себя искусство, чтобы оно благотворно повлияло на него и донесло истинный смысл его предназначения.
Выдающийся физик XX века Вернер Гейзенберг писал: «Действительность ничему нас не учит.
Она ограничивается ответами на наши вопросы.
Если мы у нее ничего не спросим, она ничего нам не скажет».
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. «
А.С. Пушкин
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
У каждого из нас есть выбор: какую роль играть, что думать об окружающем мире и что делать. Этот выбор составляет основу нашей внутренней силы и ответственности. Наши действия или бездействие создают мир таким, каким мы его видим.
Мы должны определить свои отношения ко всем важным вопросам. Общество дает на это право и винит, если мы не способны воспользоваться этим правом.
Понимание и осознание нашей ответственности в движении и развитии нашего рода.
Что мы ждем от урока музыки? Здесь мы учимся слушать – слышать – размышлять – делать выводы.
Российский историк, Николай Михайлович Каразмзин, в предисловии к «Истории государства Российского» пишет:
Никола́й Миха́йлович Карамзи́н (1 [12] декабря 1766, Знаменское, Симбирская губерния — 22 мая [3 июня] 1826, Санкт-Петербург, Российская империя) — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).
Карамзин вошёл в историю как реформатор русского языка. Его слог лёгок на галльский манер, но вместо прямого заимствования Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».
Иммануи́л Кант (22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.
Стивен Крейн (англ. Stephen Crane; 1 ноября 1871, Ньюарк, Нью-Джерси, США — 5 июня 1900, Баденвайлер, Германия) — американский поэт, прозаик и журналист. Крейн умер 5 июня 1900 в Германии, в курортном городке Баденвайлер, где впоследствии от той же болезни умер Чехов.
История в некотором смысле есть священная книга народов: зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; изъяснение настоящего и пример будущего.
Правители, Законодатели смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать как учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие.
Но и простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей; питает нравственное чувство и располагает душу к справедливости.
Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума!
Как получается, что нас волнуют трагедии Уильяма Шекспира? Что волнует нас в событиях, столь далеких от наших сегодняшних проблем?
Историческая достоверность, конкретные события, основанные на фактах, имеющих отношение к дате и месту отходят на второй план, а порой вызывают у нас скуку. На первый план выходит художественная достоверность, психологические, социальные и политические идеи, которые представляют собой неизменные особенности человеческой природы.
Для нас, «Юлий Цезарь» – о том, как поступить, выбирая между верностью другу и благом государства, как реагировать на слухи и заговоры, как различать дурное предчувствие и панику. Пьеса показывает, как добрые намерения приводят к ужасным результатам, и рассматривает, какую роль играют ошибки и слепота в делах даже порядочных людей.
Сейчас в новостях предпочтение отдается точности фактов, скорости передачи, безликости, при практически полном исключении всего остального.
И все же интерес к дальним странам и сочувствие просто дремлют. Надо лишь овладеть некоторыми методиками, присущими искусству, у которого есть способы представить историю в таком виде, чтобы она помогла перенести знания через культурную и бытовую пропасти, и показала жизненный опыт других, как резервуар, из которого мы сможем постоянно черпать вдохновение, осторожность, выдержку и понимание.
В средние века художники принадлежали к той же цеховой организации, что и врачи и аптекари. Одни готовили микстуры и отвары, другие толкли порошки, которые служили компонентами красок для картин. Это выглядело схоже не только внешне. И те и другие по-своему восстанавливали утраченное совершенство тела, крепость веры и спокойствие разума. Со временем живопись изменилась, но она до сих пор сохраняет способность возвращать людям ощущение гармонии, вне зависимости от сюжета.
Картина фильтрует реальность. Она освобождает ее от всего наносного, утяжеляющего, загромождающего. В защищенном пространстве картины зритель сможет перевести дух, подобно путешественнику, который прошел долгий путь и дошел наконец до места, где можно устроить привал.
Обратимся к двум произведениям, которые непосредственно обращены к прошлому или славным представителям прошлого: «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки» Модеста Петровича МУСОРГСКОГО (1839-1881) и Прелюдии из Сюиты «Из времен Хольберга» Эдварда ГРИГА (1843-1907)
Первым произведением, появившимся вслед за «Борисом Годуновым», в год первой постановки его, была сюита «Картинки с выставки». Когда после смерти друга Мусоргского, Виктора Александровича Гартмана (1834—1873), Стасов устроил в Петербурге выставку его работ, Мусоргский, вдохновившись ею, написал сюиту и посвятил ее памяти друга. За основу «Выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику.
ПьесаIl vecchio castello (итал. Старый замок) основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней (возможно, для показа размеров замка). В каталоге выставки такое произведение не значилось. У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия — пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль.
В оркестровке Равеля мелодию играет альт-саксофон, появляясь здесь единственный раз на протяжении сюиты.
Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».
Как объяснить причину популярности этой музыки? Спокойная, загадочная, таинственная, печальная, красивая, волнующая. Погружаясь в этот мир, начинаешь мечтать и представлять картину рыцарских турниров и серенад у башни замка. Музыка благородная и величественная в своем спокойствии и неспешном движении. В ней нет суеты и беспокойства.
Иммануи́л Кант (22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.
Однако с таких «чистых предметов» начинается всякое человеческое познание.
Например, законы астрономии нельзя увидеть, разглядывая в телескоп звездное небо, законы истории нельзя осознать, посмотрев в окно или прочитав газету.
Все наши знания, в том виде, в каком они у нас есть, взяты не из окружающего мира. Мир дает только сырой материал, служит пищей и толчком нашему воображению.
И истина, полученная таким путем, всегда индивидуальна. Никто за вас понимать ничего не будет. Понять должны вы сами. И если вы что-то поняли, передать другому свое понимание вы так же не можете, он должен сам и по-своему понять.
Когда случается такое событие, оно потрясает нас, переворачивает душу, мы чувствуем себя посвященными в новое знание, в новую истину.
Можно привести в пример произведение искусства, которое есть всегда открытие того, что есть на самом деле. На картине Ван Гога изображены просто башмаки. И все же благодаря искусству Ван Гога нам открывается мир таким, каким мы его раньше не видели.
«Тяжелая и грубая прочность башмаков собрала в себе все упорство неспешных шагов вдоль всегда одинаковых борозд, над которыми дует пронизывающий резкий ветер. На коже осталась сырая сырость почвы. Одиночество забилось под подошвы этих башмаков. Тревожная забота о будущем хлебе насущном сквозит в этих башмаках, забота, не знающая жалоб и радость, не ищущая слов. «
Башмаки стоят у всех на виду, но надо их увидеть так, как увидел Ван Гог, как увидел Хайдеггер, и такое вúдение есть посвящение в истину, совершенно непонятную незрячим и непосвященным.
Но в современной культуре можно отметить и течение Нью-эйдж (англ. new age, дословно «новая эра») — жанр музыки с расслабляющим и лёгким звучанием. Нью-эйдж сочетает инструменты и приёмы, характерные для электронной музыки и этнической музыки, и характеризуется, как правило, спокойным темпом, использованием лёгких и поднимающих настроение мелодий. Эта музыка используется для релаксации, медитации и стимулирования творчества.
Человек должен создавать себя так же, как создается произведение искусства – отбрасывая от себя все случайное, наносное, избавляясь от автоматизма существования, ибо только тогда он может придать своей жизни целостность, завершенность, смысл. Жизнь без подобных усилий, жизнь сама по себе – только распад.
Искусство удивительный феномен, произведения искусства – словно узлы, организующие жизнь. Произведения искусства, с детства приучают нас видеть во всем интригу, фабулу, сюжет, ждать счастливого или печального конца, вообще относится ко всем явлениям жизни, где на само деле столько хаотического и случайного, как к чему-то, имеющему целостность, общий смысл и законченность.
Истинный художник подражает не жизни, а силам, рождающим жизнь.
Каждый человек производит свой мир, свою вселенную только в том случае, если он является своим собственным творцом, если стремится к своему способу существования. Каждый человек должен быть своим собственным произведением.
Сюита «Из времен Хольберга» Эдварда ГРИГА (1843-1907) – дань памяти выдающегося писателя и просветителя, датского драматурга Людвига ХОЛЬБЕРГА (1684–1754). Уроженец Бергена, родного города Грига, деятель датского театра Хольберг, равно почитаемый в Норвегии и Дании, принадлежит двум национальным культурам.
Плодовитая литературная деятельность Хольберга доставила ему очень значительные средства, которые он, однако, не считал своей исключительной собственностью и потому мало пользовался ими для себя лично.
Большую часть своего состояния он употребил на покупку нескольких имений близ города Сорё, доходы с которых назначил на возобновление и упрочение государственной «академии» (высшее учебное заведение, упразднённое за недостатком средств ещё в 1665 г.). Останки Хольберга покоятся в Сорё, в академической церкви.
3 декабря 1884 года в ознаменование двухсотлетия со дня рождения Хольберга в Бергене состоялось открытие памятника писателю. Под управлением Грига на площади перед памятником была исполнена его хоровая кантата «Памяти Хольберга». А 7 декабря в юбилейном концерте Григ впервые сыграл фортепианную версию сюиты «Из времен Хольберга». Уже в феврале следующего года Григ завершает инструментовку сюиты и 12 марта 1885 года дирижирует премьерой ее оркестрового варианта. Собственно, именно в оркестре замышлял Григ, по его словам, произведение, образцом для которого он избрал оркестровые сюиты Баха и Генделя, современников Хольберга
Цикл традиционно открывается Прелюдией, выдержанной в торжественно-приподнятом тоне. Баховской модели следуют, баховским духом проникнуты и Сарабанда, и Гавот, и в особенности печальная Ария, заставляющая вспомнить медленные части скрипичных концертов Баха, арии из его кантат и пассионов.
Оживленный Ригодон, замещающий традиционную жигу, венчает сюиту: контрастный средний эпизод возвращает лирико-драматические образы Арии, а торжественная поступь заключительных аккордов tutti перекидывает арку к Прелюдии.
Эдвард ГРИГ «Из времен Хольберга». Прелюдия. Первый номер сюиты.
Музыка взволнованная и энергичная. Это обращение к истории, но в ней нет спокойствия и эпичности «Старого замка».
Взволнованное начало переходит в плавную, парящую мелодию. Трепет и волнение при прикосновении к страницам старинного фолианта. Постепенно легкая мелодия приобретает силу и энергию. История наполняет сердца гордостью и восхищением: «славны были наши деды. » О чем эта музыка?
Философ Николай Николаевич Страхов (1828-1896) так описывает процесс развития и взросления человека: «Если же мы учимся или вообще если заботимся о нашем умственном развитии, то это основано на уверенности, что мы можем достигнуть зрелого понимания вещей.
Мы готовы сто раз изменить наши мнения, готовы ежеминутно подвергать их критике и строгому исследованию никак не с тем, чтобы жить в каком-то вечном круговороте, но именно для того, чтобы достигнуть наконец твердых, вполне отчетливых убеждений, которых не может сломить уже никакая критика.
Что мы ждем от урока музыки? Здесь мы учимся слушать – слышать – размышлять – делать выводы. Для понимания – обращаем внимание на детали, элементы музыкального языка… Наши оценки должны опираться на ясные и понятные критерии.
О чем это стихотворение?
Стивен Крейн (англ. Stephen Crane; 1 ноября 1871, Ньюарк, Нью-Джерси, США — 5 июня 1900, Баденвайлер, Германия) — американский поэт, прозаик и журналист. Крейн умер 5 июня 1900 в Германии, в курортном городке Баденвайлер, где впоследствии от той же болезни умер Чехов.
Маленький человек готовится покорить рассерженные горы, которые выстроились в боевом порядке.
Но ему говорят: он покорит их, т.к. его предки покоряли их много раз.
Список литературы