Рассказ о любви и кавказ сравнение

Сказки

Любовь «как поединок роковой» (по рассказам Чехова «О любви» и Бунина «Кавказ»)

Разделы: Литература

— Продолжить работу над комплексным анализом художественного текста
— Развивать речь учащихся через урок-полилог («учитель-учащиеся»)
— Воспитывать духовные ценности учащихся через нравственные проблемы, поставленные в своих произведениях Чеховым и Куприным.

Предварительно учащиеся должны ознакомиться с текстами произведений по учебнику.

Любовная тема стала одной из центральных в творчестве Бунина, ее не обошел стороной и Чехов, и каждый из них попытался разобраться в ее морально-этических и нравственных проблемах.

Что есть любовь? Величайшее счастье или величайшая трагедия?

Сегодня мы вместе с этими писателями попробуем ответить на поставленные ими вопросы.

Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию, которая объединяется темой так называемой «футлярной жизни». Герои этих рассказов («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») закрыты от окружающей жизни, потому что они ее боятся. Но нас сегодня интересует не это, а любовная история и нравственные размышления о ней.

Итак, рассказ А.П.Чехова «О любви».

Название произведения указывает на его тему – любовь.

(Доска делится пополам. Слева записываем название рассказа, потом туда вписываем план сюжета).

— Назовите и охарактеризуйте (кто есть кто) героев рассказа.

(Алехин Павел Константинович – рассказчик
Анна Алексеевна – его возлюбленная
Луганович – ее муж)

То есть перед нами классический «любовный треугольник».

— Как развиваются взаимоотношения Алехина и Анны Алексеевны?

Как меняются их чувства?

(Ответы с использованием текста. Параллельно на доске записываем план-схему сюжета).

1. Знакомство. Зарождение любви.
(с.47 «Так понравилось в ней… Я видел женщину молодую, прекрасную… Я почувствовал в ней существо близкое…»)
2. Счастье взаимного влечения (светлое чувство)
(с.48 «Ее взгляд. рука. шаги… производили впечатление чего-то… необыкновенного»;
(с.50 «Мы подолгу говорили, молчали, но не признавались в нашей любви»)
3. Страдание из-за невозможности быть вместе. Разрыв.
(с.51 «У нее бывало дурное настроение, раздражение… Мы все молчали…»)
4. Развязка. Осознание утраты. Личная драма.
(с.52 «О, как мы были с ней несчастны»)

Таким образом, автор подробно ОПИСЫВАЕТ их состояние, чувства.

— Можно ли их чувства назвать настоящей любовью? (да)

Почему они не смогли быть вместе? Чехов считает, что они боялись разрушить удобную, устоявшуюся жизнь.

(Нет. Каждый думал о счастье не для себя, а для любимого.

с.50 «…и ее мучил вопрос: принесет ли мне счастье ее любовь…»)

— Правильно ли они поступили по мнению героев и по вашему мнению? (с.52 финал)

— Каков тип текста в данном эпизоде? (размышление).

— В предыдущем? (описание).

— Оправданы ли они? (да).

Рассказ И.А.Бунина «Кавказ».

(аналогично левой стороне заполняем правую часть доски)

— Какова тема этого рассказа? (любовь)

Это произведение входит в цикл рассказов Бунина о любви «Темные аллеи», лейтмотивом которого можно считать слова автора: «любовь прекрасна» и «любовь обречена».

— Назовите и охарактеризуйте героев. (он, она, ее муж)

То есть перед нами опять «любовный треугольник», но нет имен, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, ее нравственный аспект.

(составляем план-схему сюжета)

— С какого момента описываются взаимоотношения героев? Показано ли зарождение любви? (Нет. Пункт 1 исключаем)

1. –
2. Взаимное влечение. Ожидание возможного счастья.
— Безоблачно ли оно? Какие чувства, ощущения сопровождают героев на этом этапе?
(ощущение тревоги. с.56 «жил томительно… входила поспешно… прекрасная бледность любящей женщины)
3. Страдания из-за страстного желания быть вместе и страха перед мужем (расплатой)
— Исчезает или усиливается чувство тревоги?
(усиливается, появляется ощущение опасности, которое связывается с жестоким мужем. с.56, с.57)
4. Счастье взаимной любви, обретения друг друга.
5. Трагическая развязка, гибель героя.

Размышляя о произведении Чехова, мы пришли к выводу, что автор описывает состояние героев через рассказ Алехина.

— Как Бунин показывает изменение состояния героев? Что или кто помогает нам понять их настроение?

(природа: пункты 2-3: с.57 «В Москве шли холодные дожди…» от пункта 3 к пункту 4: с.58 «Утром… было солнечно, душно». пункт 4: с.58, 59 «…место первобытное… цветущий кустарник. горячее солнце было уже чисто и радостно…» То есть все напоминает райский сад, обильно используются эпитеты)

— Как определить тип текста данного эпизода (пункт 4)?

— Любили ли герои друг друга по-настоящему? Докажите это через художественные приемы описания и композицию.

(Да. Райский сад = райское блаженство; по объему – самый большой эпизод)

Природа, на фоне которой герои испытывают блаженство, ассоциируется с райским садом, но она же как будто предупреждает о грозящей катастрофе.

— Найдите в тексте «вестников несчастья».

(«черкешенки в черных, длинных до земли одеждах», «гробовая чернота лесов», гроза и др.)

Эта «траурная» мелодия подготавливает читателя к неизбежной катастрофе.

(констатация факта. Повествование, очень сухое, сжатое, подчеркивает бездну трагизма)

В начале рассказа героиня сообщает, что ее муж заявил: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера».

— Как мы понимаем эти слова в начале рассказа?

(угроза жене, готовность к мести, убийству)

— Исполнил ли он свою угрозу? Как мы понимаем ее в конце рассказа?

(Да. Но не в отношении жены. Он не захотел быть обманутым мужем, оскорбленным офицером)

Весь рассказ «Кавказ» посвящен описанию любви и достижению счастья. В отличие от чеховских персонажей бунинские влюбленные позволили себе быть счастливыми.

— Добились ли герои счастья? Почему?

(Их счастье очень кратковременно. Трагический финал доказывает, что на лжи и обмане ничто долго не устоит)

Тема урока звучит так: «Любовь как «поединок роковой». Расшифруем ее.

Читайте также:  Рассказы о дружбе и друзьях для детей

Поединок – дуэль (один на один); единоборство.

Роковой – судьбоносный, трагический.

То есть – «трагическое единоборство».

— Любовь – это трагическое единоборство кого с кем?

(любящих друг с другом; любящих с другими людьми, с обществом, с миром, с судьбой)

— Есть ли это в рассказах Чехова и Бунина? (да)

В рассказе Чехова «О любви», по мнению автора, живое, искреннее чувство губится самими любящими, которые привержены «футлярному» существованию. Они всего боятся. И понимают неправильность «футлярной» жизни слишком поздно. Их мечты о счастье вдребезги разбиваются о тусклую и неинтересную повседневность («…я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить…»).

Герои рассказа Бунина «Кавказ», пользуясь терминологией Чехова, оказались «выше» пошлых ложных представлений, сковывающих и определяющих судьбы людей. Но принесло ли это им счастье? Нет. Так как же быть?

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
(Ю. Левитанский)

1. Устное сочинение по теме урока.|
2. Читать статью учебника о Куприне, ответить на вопросы (с.62-63).

Источник

Любовь «как поединок роковой» (по рассказам Чехова «О любви» и Бунина «Кавказ»)

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Чехов-Бунин.doc

Конспект урока литературы в 8 классе преподавателя русского языка и литературы ФГКОУ МКК «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ» Савичевой Татьяны Викторовны

Тема: Любовь «как поединок роковой» (по рассказам Чехова «О любви» и Бунина

Цели и задачи: продолжить работу над комплексным анализом художественного текста; развивать речь учащихся через урок-полилог («учитель-учащиеся»); воспитывать духовные ценности учащихся через нравственные проблемы, поставленные в своих произведениях Чеховым и Куприным.

Предварительно учащиеся должны ознакомиться с текстами произведений по учебнику.

Любовная тема стала одной из центральных в творчестве Бунина, ее не обошел стороной и Чехов, и каждый из них попытался разобраться в ее морально-этических и нравственных проблемах.

Что есть любовь? Величайшее счастье или величайшая трагедия?

Сегодня мы вместе с этими писателями попробуем ответить на поставленные ими вопросы.

Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию, которая объединяется темой так называемой «футлярной жизни». Герои этих рассказов («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») закрыты от окружающей жизни, потому что они ее боятся. Но нас сегодня интересует не это, а любовная история и нравственные размышления о ней.

Итак, рассказ А.П.Чехова «О любви».

Название произведения указывает на его тему – любовь.

(Доска делится пополам. Слева записываем название рассказа, потом туда вписываем план сюжета).

— Назовите и охарактеризуйте (кто есть кто) героев рассказа.

(Алехин Павел Константинович – рассказчик; Анна Алексеевна – его возлюбленная;

То есть перед нами классический «любовный треугольник».

— Как развиваются взаимоотношения Алехина и Анны Алексеевны?

— Как меняются их чувства?

(Ответы с использованием текста. Параллельно на доске записываем план-схему сюжета).

1. Знакомство. Зарождение любви.

(с.47 «Так понравилось в ней… Я видел женщину молодую, прекрасную… Я почувствовал в ней существо близкое…»)

2. Счастье взаимного влечения (светлое чувство)

(с.48 «Ее взгляд. рука. шаги… производили впечатление чего-то… необыкновенного»;

(с.50 «Мы подолгу говорили, молчали, но не признавались в нашей любви»)

3. Страдание из-за невозможности быть вместе. Разрыв.

(с.51 «У нее бывало дурное настроение, раздражение… Мы все молчали…»)

4. Развязка. Осознание утраты. Личная драма.

(с.52 «О, как мы были с ней несчастны»)

Таким образом, автор подробно ОПИСЫВАЕТ их состояние, чувства.

— Можно ли их чувства назвать настоящей любовью? (да)

— Почему они не смогли быть вместе? Чехов считает, что они боялись разрушить удобную, устоявшуюся жизнь.

— Правильно ли они поступили по мнению героев и по вашему мнению? (с.52 финал)

— Каков тип текста в данном эпизоде? (размышление).

— В предыдущем? (описание).

— Оправданы ли они? (да).

(аналогично левой стороне заполняем правую часть доски)

— Какова тема этого рассказа? (любовь)

Это произведение входит в цикл рассказов Бунина о любви «Темные аллеи», лейтмотивом которого можно считать слова автора: «любовь прекрасна» и «любовь обречена».

— Назовите и охарактеризуйте героев. (он, она, ее муж)

То есть перед нами опять «любовный треугольник», но нет имен, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, ее нравственный аспект.

(составляем план-схему сюжета)

С какого момента описываются взаимоотношения героев? Показано ли зарождение любви? (Нет. Пункт 1 исключаем)

2. Взаимное влечение. Ожидание возможного счастья.

— Безоблачно ли оно? Какие чувства, ощущения сопровождают героев на этом этапе?

(ощущение тревоги. с.56 «жил томительно… входила поспешно… прекрасная бледность любящей женщины)

3. Страдания из-за страстного желания быть вместе и страха перед мужем (расплатой)

— Исчезает или усиливается чувство тревоги?

(усиливается, появляется ощущение опасности, которое связывается с жестоким мужем. с.56, с.57)

4. Счастье взаимной любви, обретения друг друга.

5. Трагическая развязка, гибель героя.

Размышляя о произведении Чехова, мы пришли к выводу, что автор описывает состояние героев через рассказ Алехина.

— Как Бунин показывает изменение состояния героев? Что или кто помогает нам понять их настроение? (природа: пункты 2-3: с.57 «В Москве шли холодные дожди…» от пункта 3 к пункту 4: с.58 «Утром… было солнечно, душно». пункт 4: с.58, 59 «…место первобытное… цветущий кустарник. горячее солнце было уже чисто и радостно…» То есть все напоминает райский сад, обильно используются эпитеты)

Читайте также:  Пираты карибского моря мертвецы не рассказывают сказки последняя часть

— Как определить тип текста данного эпизода (пункт 4)? (описание)

— Любили ли герои друг друга по-настоящему? Докажите это через художественные приемы описания и композицию. (Да. Райский сад = райское блаженство; по объему – самый большой эпизод)

Природа, на фоне которой герои испытывают блаженство, ассоциируется с райским садом, но она же как будто предупреждает о грозящей катастрофе.

— Найдите в тексте «вестников несчастья». («черкешенки в черных, длинных до земли одеждах», «гробовая чернота лесов», гроза и др.)

Эта «траурная» мелодия подготавливает читателя к неизбежной катастрофе.

(констатация факта. Повествование, очень сухое, сжатое, подчеркивает бездну трагизма)

В начале рассказа героиня сообщает, что ее муж заявил: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера».

— Как мы понимаем эти слова в начале рассказа? (угроза жене, готовность к мести, убийству)

— Исполнил ли он свою угрозу? Как мы понимаем ее в конце рассказа? (Да. Но не в отношении жены. Он не захотел быть обманутым мужем, оскорбленным офицером)

Весь рассказ «Кавказ» посвящен описанию любви и достижению счастья. В отличие от чеховских персонажей бунинские влюбленные позволили себе быть счастливыми.

— Добились ли герои счастья? Почему? (Их счастье очень кратковременно. Трагический финал доказывает, что на лжи и обмане ничто долго не устоит)

Тема урока звучит так: «Любовь как «поединок роковой». Расшифруем ее.

Поединок – дуэль (один на один); единоборство.

Роковой – судьбоносный, трагический.

То есть – «трагическое единоборство».

— Любовь – это трагическое единоборство кого с кем?

(любящих друг с другом; любящих с другими людьми, с обществом, с миром, с судьбой)

— Есть ли это в рассказах Чехова и Бунина? (да)

В рассказе Чехова «О любви», по мнению автора, живое, искреннее чувство губится самими любящими, которые привержены «футлярному» существованию. Они всего боятся. И понимают неправильность «футлярной» жизни слишком поздно. Их мечты о счастье вдребезги разбиваются о тусклую и неинтересную повседневность («…я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить…»).

Герои рассказа Бунина «Кавказ», пользуясь терминологией Чехова, оказались «выше» пошлых ложных представлений, сковывающих и определяющих судьбы людей. Но принесло ли это им счастье? Нет. Так как же быть?

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

1. Устное сочинение по теме урока

2. Читать статью учебника о Куприне, ответить на вопросы (с.62-63).

Выбранный для просмотра документ Чехов-Бунин.ppt

Источник

Моделирование

Урок по литературе

Тема любви в произведениях «О любви», «Кавказ», «Куст сирени».

Тип урока – комбинированный (усвоения навыков и умений анализировать произведение, сравнивать и сопоставлять; подготовить к написанию сочинения-рассуждения).

Форма урока – моделирование

Место урока в учебной программе

Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов «Кавказ», «Куст сирени», «О любви».

Тематическое содержание урока

. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история упущенного счастья. Психологизм рассказа.

. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика.

. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

«Любовь в произведениях русских писателей» (по рассказам И. Бунина «Кавказ», А. Куприна «Куст сирени», А. Чехова «О любви»)

— развивать навыки грамотной речи; развивать умение анализировать, сравнивать и сопоставлять,

— воспитывать стремление к взаимопониманию и согласию.

Оборудование: проектор, компьютер, у учащихся лист бумаги и карандаши для создания модели.

v работа в малых группах,

v технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «любовь».

«Любовь — это бесценный дар.

Это единственная вещь, которую мы можем подарить,

и все же она у тебя остаётся».

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания.

Сравнить рассказ И. А. Бунина «Кавказ» с рассказом А. П. Чехова «О любви». Прослушать ответы (2-3) учащихся, завершить ответы можно ознакомлением школьников с размышлением литературоведа В. И. Коровина об этом рассказе:

« А. Бунина «Кавказ» раскрывает перед читателем иную по сравнению с рассказом А. П. Чехова «О любви» сторону сильного и горячего чувства. В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. В рассказе Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти. И все-таки оба рассказа драматичны и даже трагичны. В «Кавказе» герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Их чувство раскрывалось на фоне великолепной, прекрасной и экзотической природы, символизирующей вечность, неисчерпаемость жизни. Но рядом с этим возвышающим душу чувством постоянно ощущалась тревога, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Особенно остро это переживала влюбленная женщина, которой хотелось продлить счастливые дни. Но именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Муж-офицер, который любил свою жену и догадался о ее измене, свел счеты с жизнью. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Но он смягчает драматизм рассказа: офицер умирает слишком театрально, слишком искусственно. В его смерти нет суровой, пристойной случаю простоты, а есть какой-то неуместный вызов жизни. И все это тоже происходит на фоне природы, сама естественность которой внутренне одухотворена. Так в рассказ Бунина входит мысль о величии бытия, об искусственности человеческих представлений, в которых даже трагедия любви смешана с фальшью».

Читайте также:  Рассказ о жизни животных зимой с притяжательными прилагательными

III. Определение цели урока, формулировка учебных задач.

Задачи:

ü познакомиться с рассказом «Куст сирени»

ü проследить истории семей (по рассказам «О любви», «Куст сирени», «Кавказ»);

ü сравнить и проанализировать особенности взаимоотношений героев;

ü собрать материал (создать модель) к написанию сочинения

IV. Изучение нового материала.

1. Знакомство с фактами биографии писателя.

Любовь Куприна к человечеству проступает ясным подтекстом почти во всех его повестях и рассказах, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности. Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это – тема любви, вечного, чистого и светлого начала, способного облагородить душу любящего человека

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. В 1894 году оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889 году).

В 1894 году Александр Иванович Куприн пишет рассказ «Куст сирени».

Рассказ читает учитель (или аудио чтение), учащиеся следят по тексту

2. Вопросы на читательское восприятие, аналитическая беседа.

Учитель: Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

Ученик: Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.

Учитель: В чём особенность отношений героев?

Ученик: Алмазов говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче, срывает злость на Вере. Но Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы. Она очень любит своего мужа и готова ему помочь.

Учитель: Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

Ученик: Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.

Учитель: Проследите по тексту, как поведение Веры влияет на поведение его мужа?

Ученик: Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.

Под воздействием жены он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены

Учитель: В каком еще эпизоде мы видим переживания героини?

Ученик: Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.

Учитель: Чем же заканчивается эта история?

Учитель: Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?

Ученик: Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.

3. Работа с эпиграфом.

Учитель: Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе?

Ученик: Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их.

Учитель: Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

Ученик: Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.

V Составление кластера со словом ЛЮБОВЬ (Ассоциации со словом «Любовь»)

Сравнение рассказа с произведениями Чехова «О любви», Бунина «Кавказ».

Опираясь на составленный кластер, учащиеся работают над сравнительной моделью произведений. Учащиеся работают в малых группах. Делают краткие записи.

Пример полученной модели:

облагородить душу любящего человека.

Герои жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.

любовь друг другу и

получают её друг от друга.

стремление сделать другого счастливым.

Любовь – это необыкновенная сила.

Любовь часто приносит страдание и боль.

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена

Счастье одного может привести к трагедии другого.

Мечты о счастье вдребезги разбиваются о тусклую и неинтересную повседневность

VII Защита модели (Выступления учащихся)

Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).

XI. Подведение итогов. Комментирование оценок

Источник

Познавательное и интересное