Сочинение про «Маму» 4 класс
Моя мама самая лучшая. Она меня очень любит. Когда я рядом с ней я чувствую себя в безопасности. Я знаю, что она мне всегда поможет. И чтобы не случилось, любая проблема может быть решена. У моей мамы много друзей. Они часто приходят гости. И мы к ним тоже ходим. Мне нравится у них в гостях, потому что у них есть дети, и мы с ним играем. Например, у тети Ани две девочки, мы с ними играем. Их зовут Даша и Марина. Нам нравится играть в куклы. Мама и Тетя Аня тоже иногда играют с нами.
Полгода назад мама купила котенка. Теперь мы все о нём заботимся. Мне очень нравится его кормить. Мама давно обещала завести котенка, она сдержала обещание.
Моя мама иногда кажется очень строгой, но это не совсем так. Обычно она очень строгая, когда дело касается безопасности. Например, как правильно перейти дорогу или не гулять допоздна. Я понимаю, что она просто за меня боится и переживает. Потому, что она меня любит.
Вариант 2
Я очень люблю свою маму. Она самый дорогой для меня человек! Люблю просто за то, что она у меня есть. Ближе неё у меня никого нет. Моя мама очень красивая, у неё большие голубые глаза и русые длинные волосы. Мою маму зовут Марина Анатольевна. Когда она улыбается, мне тоже хочется улыбнуться в ответ. Она очень добрая, хорошо ладит с людьми, её все уважают, ценят и любят. Она всегда поддержит в трудную минуту и согреет своей теплотой, если мне грустно.
Я очень хочу, чтобы моя мама никогда не огорчалась, чтобы она всегда оставалась такой радостной и весёлой как сейчас, чтобы её глаза светились как два ясных солнышка. Я очень люблю свою маму и благодарен за всё, что она сделала для меня. Мне очень хотелось бы, чтобы её улыбка ещё чаще радовала меня и окружающих людей.
Вариант 3
Мама – это самый родной и близкий человек для всех людей. Мою маму зовут Ирина. Она молодая и красивая. Мама нигде не работает. Каждое утро они с папой отвозят мою сестренку Дашу в детский сад, а потом мама проверяет, а иногда и помогает делать мне уроки. Мама очень трудолюбивая и умелая. Она всегда все успевает: и приготовить, и прибраться. Мама так вкусно готовит, что мы всегда просим добавки.
У мамы есть хобби, она любит вязать. Нам с Дашей она связала носки и варежки, а папе – свитер и шапку. Мама всегда заботится о нас и переживает, если что-то не так. Моя мама очень добрая. Правда, когда мы с Дашей балуемся, она бывает строгая и может нас иногда поругать. Я очень люблю свою маму, она — мой лучший друг. Я рассказываю ей все мои секреты и тайны. Мама всегда поймет и поможет.
Я стараюсь не огорчать её своими поступками. Делаю дома сюрпризы для мамы, чтобы у неё всегда было хорошее настроение. Моя мамочка лучше всех!
Рассказы о маме для школьников
Рассказы о маме и для мамы для детей
Рассказы про маму для детей
Рассказы для чтения в начальной школе. Рассказы для младшего и среднего школьного возраста.
АУ. Автор: Л. Пантелеев
Старшая сестра учила младшую читать. Оленька выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы вместе.
В книге написано: «АУ».
— Что тут написано, Оленька?
— Ну, как же не знаешь?! Эта А, а эта У. А если их сложить, что получится?
— Ну вот что, — сказала старшая сестра. — Представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?
Оленька подумала и говорит:
— Если я в лесу заблужусь, я буду кричать: «Мама!»
Что сказала бы мама? Автор: Л. Воронкова
Гринька и Федя собрались на луг за щавелем. И Ваня пошел с ними.
— Ступай, ступай, — сказала бабушка, — наберешь щавелю — зеленые щи сварим.
Весело было на лугу. Траву еще не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.
Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Все дальше и дальше уходили они по высокой траве, по веселым цветам.
— Что-то здесь пчел много!
— Правда, здесь пчел много, — сказал и Ваня. — Все время гудят.
— Эй, ребята, — закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!
Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.
— Ребята, отступай! — скомандовал Гринька. — Только тихо, руками не махать, а то пчелы закусают.
Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчел. И совсем было ушли ОТ пчел, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрел на пчельник и стоял среди ульев, а пчелы так и налетали на него.
— Ребята, — крикнул Ваня, — Васятку пчелы закусали!
— А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька. — Нас и самих пчелы закусают.
— Надо его отца позвать, — сказал Федя. — Вот пойдем мимо их дома — его отцу скажем.
И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошел прямо на пчельник.
— Иди сюда! — крикнул он Васятке.
Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчел и кричал во весь голос.
Ваня подошел к Васятке, взял его за руку и повел с пчельника. До самого дома довел.
Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
— Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчелы искусали! — Посмотрела на Ваню: — Ах, батюшки, Ванек, — сказала она, — и тебе от пчел досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит — перестанет!
— Мне ничего, — сказал Ваня.
И пошел домой. Пока шел, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
— Пчелы, — ответил Ваня.
— А почему же Гриньку и Федю пчелы не тронули?
— Они убежали, а я Васятку вел, — сказал Ваня. — А что ж такого? Поболит — перестанет.
Отец пришел с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
— Федя с Гринькой от пчел убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?
Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
— Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!
Как я помогал маме мыть пол. Автор: В. Голявкин
Я давно собирался пол вымыть. Только мама не разрешала мне. «Не получится, — говорит, — у тебя. »
— Посмотрим, как не получится!
Трах! — опрокинул ведро и пролил всю воду. Но решил, так даже лучше. Так гораздо удобней мыть пол.
Вода на полу: тряпкой три — и все дело. Воды маловато, правда. Комната-то у нас большая. Придется еще ведро на пол вылить.
Вылил еще ведро, вот теперь красота! Тру тряпкой, тру — ничего не выходит. Куда же воду девать, чтобы пол был сухой? Без насоса тут ничего не придумать. Велосипедный насос нужно взять. Перекачать воду обратно в ведро.
Но когда спешишь, все плохо выходит. Воды на полу не убавилось, и в ведре пусто. Наверно, насос испортился.
Придется теперь с насосом повозиться. Тут мама в комнату входит.
— Что такое, — кричит, — почему вода?
— Не беспокойся, мама, все будет в порядке. Надо только насос починить.
Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро выжала. И так несколько раз подряд. И воды на полу не стало.
Все оказалось так просто. А мама мне говорит:
— Ничего. Ты мне все же помог.
Все куда-нибудь идут. Автор: В. Голявкин
После лета все во дворе собрались.
— Я иду в первый класс.
— Я во второй класс иду.
— Я в третий класс иду.
— А я? — спросил маленький Боба. — Выходит, я никуда не иду? — И заплакал.
Но тут Бобу позвала мама. И он перестал плакать.
Сочинение про маму, 4 класс
Мама – это самый первый человек, которого мы видим при рождении. Это самое первое наше слово. Мамины руки придерживают нас, когда мы учимся ходить. Когда она целует ушибленный локоть, боль сразу проходит. Мама – это самый главный человек в нашей жизни и самый лучший друг, которому можно рассказать абсолютно всё. Когда мама рядом, нам хорошо и мы чувствуем себя в безопасности. И не важно, ребёнок ты или взрослый человек, мама всегда будет на первом месте. Она всегда с сочувствием относится к нашим проблемам и искренне за нас переживает.
Мама – это самый лучший учитель, который не научит ничему плохому. Она всегда даёт дельные советы, которые нам помогают. Только мама может бросить всё и прийти на помощь, когда нам очень плохо. Ни в одном другом человеке мы не нуждаемся так, как в маме. Только мама может нам всё простить. И только она может, не раздумывая, отдать за нас свою жизнь, если возникнет такой выбор.
Мамина любовь безгранична и бесконечна. Плохие мы или хорошие, мама всегда будет нас любить. Мамино тепло окружает нас на протяжении всей нашей жизни. Когда она обнимает нас, хочется, чтобы этот миг не кончался. Нужно всегда беречь, любить и ценить маму, ведь она только одна и другой мамы больше не будет.
Сочинение про маму, 4 класс (2 вариант)
Для каждого человека огромную роль в жизни играет мама. В жизни бывают разные ситуации, но именно о ней мы думаем, когда нам очень плохо. Мы хотим, чтобы она нас приласкала, обняла и поддержала.
Моя мама никогда на меня не кричала, но использовала строгий тон в своей речи, когда хотела поругать меня. Это отложилось в моей памяти и повлияло на мой характер. К сожалению, именно из-за этого я многого ей не рассказываю, когда меня мучают какие-либо проблемы или я хочу поделиться своим вдохновением. На самом деле мне очень хотелось бы ей рассказать столько информации, которой она не знает. Несмотря на это в обычной жизни мы прекрасно общаемся, смеёмся и отдыхаем вместе. Я с удовольствием смотрела на её счастливые глаза, когда мы впервые с ней вместе оказались на море за границей. Мне очень хочется, чтобы таких совместных прекрасных моментов у нас было как можно больше.
Я всегда и во всём стараюсь помогать своей маме. Ведь она сильно устаёт на работе, а потом ещё и делает домашние дела. Я поливаю цветы, мою посуду и помогаю маме готовить. Она очень ценит мою помощь и всегда хвалит меня. Я очень люблю свою маму!
Сочинение про маму для 4 класса
Самый дорогой человек в моей жизни — это моя любимая мама. Она среднего роста, очень женственная. У нее невероятно красивые светлые локоны, не очень длинные. Глаза у моей матери голубые словно морская волна. Они всегда ясные, приветливые, нежные. Говорит мама спокойным тоном. Говорить с ней всегда любопытно и приятно. Мама очень терпеливая, добрая и радостная, энергичная и уникальная. Ее все обожают.
Мама всегда поддерживает меня в трудную минутку. Она умеет делать очень многое: вышивать крестиком, вязать различными методами, шить и очень вкусно готовить. Мамина профессиональная деятельность — парикмахер. Я обожаю следить, как она трудится — делает людей прекрасными. Однако она поздно приходит домой по той причине, что у нее немало клиентов.
У меня с матерью немало общего. Мы с этим человеком совместно вяжем, шьем, вышиваем. Я ей помогаю в абсолютно всех делах. Моя любимая мама лучшая и я ее очень-очень люблю!
Сочинение о маме для 4 класса
Моя любимая мама – самый дорогой человек для меня. Я ее безумно люблю. Люблю не за что-то, а просто за то, что она у меня есть. Я очень горжусь и дорожу собственной матерью. Ближе ее у меня никого нет.
Мою любимую маму зовут Юлия Владимировна. Она невероятно красивая. Люблю мамину искреннюю улыбку и большие красивые коричневые глаза, которые сверкают озорными огоньками.
Я очень признательна любимой маме за все, что она делает для меня. Люблю, когда мы с этим человеком гуляем и ходим в гости. Хочу, чтобы моя мама никогда не огорчалась, всегда была радостной и весёлой.
Я счастлива, что у меня есть мама! Ведь какое количество малышей лишены материнской заботы, их сердца не заполняет материнская любовь.
Я обожаю свою маму, она – мой самый лучший друг!
Сочинение о маме для 4 класса, примеры и план
Не всегда бывает просто написать сочинение о маме. 4 класс — это время, когда словарный запас ребёнка развит, но не настолько, чтобы описать все мысли и чувства, о которых он хотел бы написать. Проект сочинения на тему матери довольно интересный и отлично помогает ребёнку развить навыки изложения своих мыслей. Поэтому для помощи в составлении рассказа о маме ниже приведены несколько примеров сочинений.
План сочинения
Хорошее сочинение очень сложно написать без хотя бы короткого плана. Список вопросов, на которые должно отвечать сочинение про маму в 4 классе:
А также можно добавить дополнительные пункты, если вы хотите сказать что-то индивидуальное для вашей семьи. Вполне достаточно набросать небольшой мини план перед началом работы. Нелишним будет посмотреть, как говорят о своих матерях разные герои в классической и современной литературе, выписать оттуда несколько запомнившихся предложений.
Название работы
Все знают, что большая часть успеха сочинения — это правильно подобранное название. Кроме того, оно должно соответствовать и теме сочинения. Вот несколько оригинальных и необычных тем для, казалось бы, такого простого рассказа о маме. В 4 классе такие сочинения, вероятно, будут высоко оценены:
Несмотря на то что эти названия так похожи, содержание каждого из подобных сочинений будет уникально и неповторимо. К тому же преподавателя, возможно, заинтересует такой необычный подход к сочинению у ученика 4 класса.
Спасибо, мамочка
Мать — самый дорогой человек для меня, поэтому я её так люблю. Люблю просто за то, что она есть у меня, а не за что-то конкретное. Своей мамочкой я горжусь и восхищаюсь. Больше всего мне в ней нравятся её зелёные глаза и улыбка. Её руки всегда тёплые и заботливые. Ими она укладывает спать нас, своих детей, лечит нас, когда мы заболеем и защищает, если мы чего-то боимся.
Матерь всегда добрая и всем улыбается. Правда, когда мы с сестрой балуемся, она может строго с нами говорить. Но я не боюсь её и не обижаюсь, ведь когда мне бывает грустно или одиноко она всегда обнимет меня и приголубит.
С самого моего рождения она заботится обо мне каждый день, всегда дарит свою любовь и заботу. За это я благодарен своей мамуле. Часто я стараюсь помогать ей по дому или с другими делами: я мою посуду, помогаю нести тяжёлые сумки из магазина и делаю всё, что она попросит. Мама не только следит за тем, чтобы я хорошо учился в школе, но и сама учит меня полезным и нужным вещам. Часто мы ходим с мамой в парк, в кино или в гости к друзьям.
Свою мамулю я стараюсь никогда не огорчать, чтобы она всегда радовалась и улыбалась, чтобы её улыбка радовала меня и всех окружающих. Я хотел бы пожелать ей здоровья, счастья и терпения, чтобы сбылись все её мечты и желания. Ведь ей, как и нам, нужно внимание и забота. Я буду всегда стараться радовать мамочку своими поступками, учёбой и поведением.
Спасибо тебе, родная, за то, что ты у меня есть.
Рассказ о матери
Свою мать я очень люблю. Она дала мне жизнь и научила многому из того, что я сейчас знаю. Зовут мою мамочку Елена Викторовна. Она работает бухгалтером в крупной фирме. Эта работа ей очень нравится и она часто рассказывает про неё, когда я спрашиваю. Несколько раз она даже брала меня с собой и я помогал ей нести тяжёлые бумаги.
Дома у неё тоже много работы. Она готовит обеды, стирает одежду и убирает в квартире. Я стараюсь помогать ей во всех этих делах, чтобы у неё осталось больше времени на её любимое хобби — вязание. Она вяжет каждый вечер. Мне она уже связала шапку и варежки, а папе — свитер и шарф.
Иногда мама задерживается на работе и приходит домой поздно. Тогда мы с папой стараемся делать все сами, чтобы у неё осталось больше времени для отдыха.
Зимой и летом моя мать очень любит активный отдых. Мы с ней часто плаваем в реке на летних каникулах и ловим там же рыбу. А зимой ходим на каток и катаемся на лыжах по заснеженному лесу.
Я люблю свою маму и стараюсь хорошо учиться, чтобы не огорчать её ни в чём. Но даже если я что-то не понимаю или у меня не получается, она всегда поможет мне и поправит.
Всю мою жизнь мамочка рядом со мной. Я очень дорожу ей и понимаю, как ей иногда бывает сложно, поэтому часто делаю ей сюрпризы и радую своими успехами.
Моя мама — настоящая подруга
Мою маму зовут Елена Викторовна, и для меня она самая родная во всём мире. Уже 11 лет она оберегает меня, заботится обо мне и учит, как стать хорошим человеком.
Я знаю, как она старается, чтобы в будущем у меня остались только самые тёплые и приятные воспоминания о прошедшем детстве. Когда я закрываю глаза и думаю о ней, я сразу же слышу её мягкий голос, который невозможно спутать ни с чем другим. Часто, когда был маленьким, я засыпал под её колыбельные.
Со временем вместе с ней я познавал этот дивный, удивительный мир. Она читала мне сказки, истории и даже умные книжки. Казалось, она знает всё на свете: почему небо голубое, трава зелёная, почему солнце горячее и откуда берутся звёзды. Она была рядом со мной в самые радостные и горькие моменты. Она воспитывает меня и учит меня быть самостоятельным и отвечать за свои слова и поступки.
Мама оберегает наш семейный очаг от невзгод и жизненных проблем. У неё есть совет на любой случай, если мне сложно или грустно. Моя сестра мечтает стать такой же сильной и умной, как наша мамуля.
Мама — мой лучший друг потому что я могу доверить ей любой секрет, она никогда не будет смеяться надо мной и поможет справиться с любыми трудностями, поэтому я её очень люблю.
В этих сочинениях школьники и их родители могут почерпнуть для себя не только темы для написания, но и целые стилистические приёмы. Написать маленький доклад по русскому языку о матери может любой, но только творчески составленное, проработанное сообщение достойно высшей оценки.
Рассказы о маме: Борис Емельянов
Об авторе этой книги:
Я хочу сказать, дорогие ребята, несколько слов об авторе этой книги.
Я знал его. Он был человеком весёлым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал. Собственно говоря, путешествием была вся его жизнь. Он находился в непрестанном поиске и когда работал журналистом в довоенные годы, и когда в годы сражений выступал на страницах военных газет и журналов с огневой публицистикой, с очерками, окрылявшими сердца защитников Родины.
Самое важное то, что его поиски увенчались счастливыми находками. В результате вы, ребята, получили увлекательные, умные книги, на обложках которых вас встречает имя близкого и верного друга: Бориса Емельянова.
Борису Александровичу было чем поделиться с вами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями.
Борис Емельянов был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах и пионерских отрядах. Ребята всегда с огромным интересом слушали его. Сейчас Бориса Александровича уже нет среди нас. В 1965 году он умер. Но побеседовать с ним вы можете. Раскройте книги писателя — и вы услышите его живой голос.
ОБИДА
Утром в воскресенье дети сидели на подоконнике и глядели во двор: ждали маму.
Во дворе дотаивали на солнце снежные кучи, и от крыльца к воротам под горку бежал ручей. Мохнатое существо, закутанное в платки и башлыки, похожее на медвежонка, носило на лопатке снег — от кучи к ручью.
— Нюшка, — сказала Маша с завистью,— гуляет. А мы тут сидим.
— Ну и что,— сказал Миша.— Мама сейчас придёт, и мы тоже пойдём гулять. Вон она, мама, в воротах, гляди, бежит.
Мама у Маши и Миши была молодая, тоненькая, как девочка, мама-подружка.
Папа плавал на ледоколе далеко в море, такая ему выпала служба, мама работала на фабрике, и дети часто и подолгу оставались дома одни с бабушкой.
Маму свою Миша и Маша любили.
Сегодня мама задержалась во дворе, и брат с сестрой глядели на эту задержку с неодобрением. Неужели она не понимает, её дети ждут! Что за человек! Ни с того ни с сего мама остановилась возле мохнатой Нюшки и долго смотрела на неё и смеялась. А потом стала завязывать и перевязывать бесчисленные Нюшкины шарфы, платки, башлыки, тесёмки от варежек и тесёмки от шапкиных ушей. Нюшка, видно, была довольна, стала крутить головой в разные стороны, а раньше не могла. А под конец, что уж было совсем ни к чему, мама расцеловала Нюшку в круглые красные щёки. Маша даже отвернулась, чтоб не видеть такое.
— Ну,— наконец сказала мама,— где мои дети? Куда они делись?
Молчание в комнате испугало маму.
— Что случилось. — спросила она громко.— Почему молчите?
— Мы на тебя обиделись,—мрачно сказала Маша.— Мы здесь!
— Обиженные,— подтвердил Миша.
— За что?—спросила мама.
— Сама знаешь за что,— сказал Миша.— Зачем Нюшку целовала? Она что — твоя?
— Не твоя,— сказала Маша.— Не надо было её целовать.
— Башмаки у неё всегда развязываются,— сказал Миша.— Вчера у неё гамаша с ноги слезла и намокла. Нос у неё мокрый. Ты бы ей ещё нос вытерла.
— Вы, мои милые дети, что-то сегодня ерунду говорите,— сказала мама.— Я Нюшу люблю, она хорошая девочка. Нос у неё сухой. Живёт она на нашем дворе, в нашем государстве. Мы с Катей, её матерью, рядом за станками стоим и на вас, шалопутов, работаем. А вы, дети мои,— глупые ревнивые дураки!
— Ладно, — сказала тогда Маша совсем обиженно. — Пусть глупые. Целуй умных.
Маша с Мишей залезли за диван и долго там сидели и шептались.
— Так,— говорил Миша громким, на всю комнату, шёпотом.— Мы на тебя ещё и папе пожалуемся, когда он приедет, чтоб не обзывала дураками. Мы тебе устроим.
— Жалуйся, ябеда,— сказала мама с другой стороны дивана.— Устраивай. Очень мне только интересно, вы со мной, обиженные, пойдёте гулять или останетесь дома?
Дети за диваном минуту помолчали.
— Можем пойти,— сказал Миша.
— Сделайте такое одолжение,— засмеялась мама.— Пожалуйста, пойдёмте.
Бабушка осталась печь пироги. Дети отправились с мамой в зоопарк, ходили там по мокрым весенним дорожкам.
— Отойдите от загородки подальше. У этого верблюда страшная морда, и он может на вас плюнуть.
— Верблюд этот совсем не страшный,— сказал Миша.— Это наш верблюд!
Маша добавила твёрдо:
— Мы этого верблюда любим. Нюшка плюётся, когда сердится, а этот верблюд никогда.
— Вот что,— сказала мама и посмотрела на ребят с великим удивлением.— Вот что,— повторила она.— Вот, значит, какие мы!
Мама схватила в охапку Мишу и Машу и стала их тормошить и целовать, а они кричали: — Пусти! Целуй свою Нюшку!
Вечером Миша и Маша опять сидели за диваном. На этот раз они загадывали и разгадывали трудную загадку: за что они на маму обиделись?
Загадку эту они так и не разгадали: обижаться было не за что, да и вспоминалась обида с большим трудом.
НАДО И НЕ ХОЧЕТСЯ
С вечера у мамы разболелась голова. Ночью Маша проснулась и увидела: мама сидит у стола под лампой и обеими руками сжимает голову у висков, так ей больно.
Маша сказала спросонок:
— Милая мамочка, мне тебя жалко.
Утром мама, как всегда, встала рано. Миша и Маша лежали и смотрели, как мама расчёсывает перед зеркалом волосы, а потом на кухне застучал крышкой чайник, бабушка вошла и сказала:
— Ну, лежебоки! Вставайте на работу. Живо!
— Работы у нас никакой нет, мы маленькие.
— Это ты маленькая, а я большой. Работа у меня есть: состругать табуретку. Кот её ободрал когтями. Можно её, конечно, состругать завтра.
— Мне надо сшить Матрёшке платье. Табуретка твоя — ерунда.
— Хватит разговаривать,— сказала бабушка и сдёрнула с ребят одеяла.— Мать сейчас уйдёт.
Мама сидела за столом бледная. Она и чашку с чаем не допила и плюшку не доела, а только сказала:
— Милые мои товарищи! Если бы вы знали, как вашей маме сегодня не хочется идти работать!
— Не хочется и не ходи,—сказал Миша.— Сиди дома.
— Конечно, не ходи, раз не хочется,— сказала Маша.
Мама посмотрела на ребят с удивлением и вроде даже не поняла, что они говорят.
— А как же быть, дети мои, если надо?—сказала она, стукнула Мишу легонько по затылку, поцеловала обоих ребят, оделась и ушла.
Сели ребята на диван, наморщили лобики и задумались. Думали, а о чём, кто знает. Часто, что ли, они так задумываются?
— Иди стругай табуретку,— сказала Маша.
Миша покачал головой и сказал:
— Надо!—строго сказала Маша.— Бабушка об неё вчера занозила палец.
Осталась Маша одна. Сшить, что ли, платье Матрёшке или не сшить? Не хочется. А надо. Не ходить же Матрёшке голой.
МАМА ВСЕ ПОНИМАЕТ
Совсем, казалось, весна пришла, и вдруг небо нахмурилось и сверху посыпался снег. Миша и Маша пошли к бабушке на кухню и долго стояли возле плиты и молчали.
— Ну,— сказала бабушка,— говорите сразу, что надо.
Сразу говорить дети почему-то не умели.
— На улицу ты нас не пустишь,— сказала Маша.
— Не пущу,— подтвердила бабушка.
— Мы и не просимся, — сказал Миша.
— На улице грязно,— сказала Маша.
— Мокро,— добавил Миша.— Холодно.
— Скучно,— сказала Маша.— На улице никого нет.
— Какие умные дети!— воскликнула бабушка.— Ничего им объяснять не надо. Всё видят, всё знают сами.
— Милая бабуся,— сказала тогда Маша,— позволь, пожалуйста, мы позовём к себе Нюшу и Федю.
— Пожалуйста,— сказал Миша жалобно.
— Мы ничего не испачкаем и не разобьём,— сказала Маша.— Будем сидеть тихо.
— А во что вы будете играть?—спросила хитрая бабушка.— В футбол?
— Миша будет нам рассказывать про своё путешествие в Африку,— сказала Маша.
— Про чьё путешествие?— переспросила изумлённая бабушка.
— Про своё,— сказала Маша.— Очень интересно.
Через полчаса Нюшка и её братишка Федя сидели в гостях у Миши и Маши. Нюшка, когда с неё сняли шарфы, платки, шубку и варежки, оказалась очень гладенькой, толстой девочкой, и они с Федей были похожи друг на друга, как два мячика.
Дети сидели в комнате на самом деле тихо. Бабушка долго недоверчиво прислушивалась к тишине, а потом вытерла руки, отставила суп с конфорки и тоже пошла слушать про путешествие.
Миша, оказывается, в Африку уже приехал и теперь ходил в дремучем тропическом лесу и охотился на диких зверей. Нюшка и Федя слушали его молча, раскрыв рты, и всему верили.
Миша рассказывал здорово.
— Иду — никого нет. Сяду — лев! Сяду — тигр с тигрятами!
— Ой!—сказала Нюшка чуть слышно.— Я боюсь.
Миша посмотрел на неё презрительно.
— Ты бы уж постоял, что ли, отдохнул,— сказала бабушка, явно жалея внука.— Легко ли эдак, вприсядку, по Африке.
— Ты, бабушка, в охоте не понимаешь,— сурово объяснил Миша.— Если стоять — звери не подойдут близко, увидят.
— Теперь-то уж поняла,— сказала бабушка.— Конечно, охотничье дело тонкое. Спасибо, внук, за науку. Нюшку только не обижай и макакой не зови! Сидите, сидите, я вас скоро чаем поить буду с вареньем.
Бабушка удалилась на кухню успокоенная и примирённая с Африкой. Увы! Тишина не продлилась до чая. Скоро из комнаты раздался страшный рёв и вой, и спустя минуту в кухню долетел отчаянный Нюшкин вопль. Это Миша, оказалось, нечаянно превратился в тигра, потом обратно в охотника, потом из охотника во льва. Лев прыгнул на Нюшку и защёлкал зубами.
Всё остальное бабушке не надо было рассказывать. Льву попало веником, Нюшке выдали конфету вне очереди. Чайник закипеть не успел.
Миша решил возвращаться из Африки. Скоро оттуда не доедешь. Хорошо, что у него под рукой была волшебная мамина кровать с блестящими никелированными шарами у изголовья. На этой кровати можно, как на самолёте, лететь куда угодно. Нужно только повернуть в разные стороны два блестящих шара, и кровать вылетит в окно мигом. Лучше всякого самолёта.
— Пожалуйста! — Миша пригласил слушателей садиться. Не оставаться же им в африканских лесах без Миши.
Трудно будет только удержаться вчетвером на пружинном матрасе; как-никак вылетать с третьего этажа.
— Держитесь крепче! Лезьте! Нюшку мы подсадим. Нюшка побледнела и сказала коротко:
Нюшка схватилась за диван и за ковёр на полу обеими руками. Голос у неё стал переходить на визг, словно на улице с ходу притормаживали машину.
— Не полечу. Не трогай. Ай!
Миша сказал громко:
— Федька! Помоги мне её отодрать от дивана.
— Чудачка! Это охотничьи рассказы. Никто никуда не полетит.
Нюшка завизжала удивительно, ни на что не похоже. Бабушка в коридоре выронила чайник из рук; хорошо, что не обварилась. Нюшку успокаивали полчаса.
Вечером бабушка сказала маме категорически:
— Наташа! Мишку надо за враньё выпороть. Язык у него подвешен не как у людей. С таким языком долго ли до беды? Нюшку он сегодня напугал до полусмерти.
Дети за диваном слушали со страхом.
— Очень уж Нюшка кричала пронзительно.
— Бабке, конечно, вся вера,—пробурчал Миша, прислушиваясь.— Ишь ты, расписывает.
Бабушка тем временем досказывала происшествие до конца.
— А ведь это, пожалуй, и не враньё,— задумчиво сказала мама.
— А что?—спросила бабушка.
— Фантазия, — ответила мама тихо. — Выдумка. А ну, подите сюда, охотники.
Дети вылезли из-за дивана и стали. руки по швам.
— Как там погода в Африке?—спросила мама.
— Тёплая,— сказал Миша и подмигнул Маше: мама всё поняла.
МАМИНЫ РУКИ
Такой это был несчастный, нехороший день! С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.
— Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли?— и положила Маше на лоб свою руку.
Руки у мамы были удивительные; сухие, чуть шерша¬ венькие, но такие лёгкие и добрые.
На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
— Фу,— сказала она.— Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
— Ну вот!—удивилась мама.— Сколько лет жилидружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
— Жёсткие,— ответила Маша.— Царапаются.
Мама посмотрела на свои руки. Маше показалось, грустно.
— Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
Встала и ушла в ванную мыться.
Маше так вдруг стало жалко маму.
Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.
— Сиди!—сказала бабушка грозно.— Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит; полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!
— Я её обидеть не хотела,— сказала Маша плача.
— Не хотела, да обидела,— сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое. Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих. Надрала бы уши.
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась в чём дело.
— Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать,— сказала она.— Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте.
— Знаю, знаю!—закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю.
— Ничего ты не знаешь,— сказала мама.— А если знаешь — говори.
— Знаю,— сказала Маша.— Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я ведь твои руки обидела.
— Ну и надеру,— сказала мама.— Чтоб не обижала.
— Бабушка тоже говорила,— сказала Маша из угла,— что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.
Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.
МАМИНО ГОРЕ
Что такое счастье—кто знает? Мама говорила: счастье у каждого своё.
Так, наверно, и есть на самом деле.
Бабушкино счастье свой срок на земле отслужило и лежало завёрнутое в бумажку в большой красной коробке у бабушки на комоде. Миша и Маша один раз залезли потихоньку в красную коробку, когда бабушки не было дома, и нашли в ней две дедушкины медали и тоненькое золотое колечко. Дедушку убили на войне. Дети это знали. Бабушкино счастье они завернули обратно в бумажку, коробку поставили на место и целый день сидели по разным углам и опять думали.
Дети привыкли верить в мамино счастье. Мама у них была счастливая. Вот и сегодня она вернулась с работы, бабушку обняла и сказала:
— Нашу Трёхгорку сегодня наградили орденом Ленина. Ой, как я рада!
— А тебя, дочка, не наградили?
Мама ответила весело:
— Меня в этот раз не наградили. Наградной лист нам, говорят, пишут.
— Характер у тебя, Наталья, счастливый. Умеешь ты радоваться не за себя, а за других. Это хорошо.
Через три дня всё стало плохо. Мама сидела с бабушкой за столом и пила чай, дети лежали в кроватках и шёпотом ссорились. Маша сегодня сломала Мишину удочку — доставала удочкой из-под дивана катушку с нитками. Конечно, Миша сердился. Маша отдавала за удочку Матрёшкину синюю кофту. Миша не брал и требовал две тетрадки и красный карандаш. Вдруг мама сказала:
— Такое горе, такое горе. Катя заболела.
Миша даже привскочил на кровати и опять лёг. Вот тебе и раз. А они думали, что у счастливой мамы горя никогда не бывает.
Бабушка сказала по-своему:
— Ты, Наталья, не расстраивайся. Всё перемелется, мука будет. Поправится Катерина, вот увидишь. Это ведь не царское время, когда рабочему человеку жизни не было. Вылечат. Только надо её лечить с умом и со скоростью.
— Кате фабричный комитет дал бесплатную путёвку в санаторий, и завтра она уезжает. Всё равно беспокойно.
— Характер у тебя, Наталья, скверный,— вздохнула бабушка.— Горюешь не за себя, а за других.
— Катерина — моя сменщица и подруга,— сказала мама сурово. — Кому же о ней горевать, как не мне. Дети останутся одни на целый месяц.
— С таким гореваньем тебя надолго не хватит,— сказала бабушка.
— Хватит и останется, — сказала мама. — Мы народ крепкий.
— Останется!—подтвердили дети радостным хором.— Мы крепкие.
Мама даже вскочила со стула.
— Спать сейчас же!—рассердилась мама.— Это ещё что за фокусы? Вот уж действительно горе моё.
— А вчера говорила, что радость,— пробормотал Миша.— Тебя пойми.
На другой день мама вроде была весёлая, ходила по комнате и пела. Маша теперь сидела у стола хмурая и молчаливая. Миша в углу стругал табуретку.
Мама посмотрела на Машу.
— Ну,— сказала она,— что затуманилась?
— Ничего я не затуманилась,— сказала Маша.— Нюшка и Федя остались одни. Тётя Катя уехала.
— Тебе-то что,— сказала мама.— Уехала и уехала.
— Нюшка — моя подруга, — сказала Маша. — Кому же о ней беспокоиться, как не мне.
— Федька плачет с утра, — сказал Миша.
— Возьмём Нюшку и Федю к нам жить, пока тётя Катя не вернётся,— сказала Маша.
— Конечно, возьмём,—сказал Миша.— Зачем беспокоиться зря. Взяли, и делу конец.
Так и решили. Взяли Нюшку и Федю. Жили все вместе целый месяц. Выздоровела тётя Катя и вернулась.
— Ну вот, жители. Погоревали, и хватит.
КОНЕЦ
Все как будто несчастья кончились, точно их и не было, а всё-таки какая-то грустинка из дома не убежала и где-то в нём спряталась.
Миша и Маша слышали: мама, когда в комнате гаснет свет, о чём-то вздыхает, а ночью иногда вдруг вскрикивает. Бабушка тогда просыпается и говорит маме:
— Спи, Наташа, спи, милая.
Дети забеспокоились и пошли к бабушке: нет ли у мамы ещё какого горя, чем они могут маме помочь?
— Ладно уж, утешители,— сказала бабушка.— Горя у матери никакого нет. Просто она об Николае, о вашем отце, соскучилась и о нём беспокоится. Плавает-то ведь он не в корыте, а в Северном Ледовитом океане. Там сейчас такого нанесло льда, что даже отцовский ледокол дорогу к берегу никак не проложит. Поняли?
— Поняли,— сказали дети.— А что же нам теперь делать?
— Ничего не делать,— сказала бабушка.— Мать не расстраивать и ждать. У моря погоды и отцовского благополучного возвращения.
Рассказы о маме