Тайны сказок братьев Гримм: почему мачеха выгнала Белоснежку и в чем секрет обуви Золушки
Давным-давно в Германии жили два брата Якоб и Вильгельм Гримм. Жили-поживали, сказки сочиняли, а ровно 200 лет назад, в 1815 году, издали книжку с самыми известными из своих волшебных историй.
Сказкотерапевт Любодара Любченко и специалист по феноменологии Юлия Кеня нашли в сказках тайные смыслы и расшифровали.
ДЕЛО НЕ В ВОЛШЕБНОМ АППЕТИТЕ
Сюжет сказки «Сладкая каша» (нам это название чаще встречается в переводе «Горшочек каши» или «Волшебный горшочек») всем знаком: бедная девочка вместе с матерью умирает с голоду. Чтобы раздобыть на обед хоть что-нибудь, она отправляется в лес. Там ей встречается старуха, которая, пожалев бедняжку, вручает ей волшебный горшочек, поставляющий вкусную кашу в неограниченных количествах. Управлять им просто: перед началом кулинарного действа стоит сказать «Горшочек, вари!», а чтобы остановить его — «Горшочек, полно!» Казалось бы, запутаться сложно. Но, тем не менее, возможно: однажды, когда девочка ушла из дома, ее мама решила стала варить кашу одна и не смогла остановить процесс — она просто не знала заклинания, пишет Сегодня.
В результате весь город буквально завалило кашей.
ДОЧКИ-МАТЕРИ. На первый взгляд, эта сказка о голоде и насыщении, жадности и хорошей памяти, однако не все так просто. На самом деле, говорит Юлия Кеня, эта история о периодах взросления девочки. И первый из них — трансформация в женщину-воина. Это период выживания, когда будущая женщина и мать учится постоять за себя и добывать себе пищу. Второй — получение новых знаний (волшебного горшочка, с которым надо по-особому управляться). Эти два этапа героиня проживает без проблем. Начинаются они на третьем, когда приходит время научиться мудро распоряжаться новым ресурсом. Не осознавая всей его силы, девочка легкомысленно оставляет его дома. В этот момент появляется еще один персонаж — мама, сотворившая беду из лучших побуждений. Эта часть сказки — напоминание: рано или поздно мамам придется увидеть в своих дочерях женщин, наполненных премудростями, недоступными им самим. А это довольно сложный (и часто болезненный) момент. Именно поэтому мама и не знает «противоядия» волшебству горшочка, ведь он просто не принадлежит ей. Так из сказки мамы вынесут осознание: придет день, когда в жизнь дочки им лезть будет запрещено, а девочки поймут, что любой ресурс (знания, силу, умения) мало получить — им еще нужно уметь управлять.
ТУРНИР СРЕДИ ЛЕНТЯЕВ
Вспомним и разрывающих все сказочные шаблоны «Трех лентяев». Великий король перед смертью пожелал, чтобы трон унаследовал самый ленивый из троих его сыновей. Первый сын сказал, что ему лень закрывать ко сну глаза; второй заявил, что не уберет ноги от огня, даже если те загорятся. Но королем стал третий сын, который уверил, что ему будет лень перерезать веревку, даже если он будет повешен.
КАСТИНГ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ. В детстве мамы объясняли нам, что смысл сказки примерно в следующем: если ты — сын короля, то можно нести всякий вздор, ничего не уметь и все равно стать Первым. Но братья Гримм имели в виду совсем другое. «Все мы привыкли, что в сказках ради трона обычно приходится проходить через серьезные испытания: заколоть дракона, добыть звезду или победить в турнире, — поясняет Юлия Кеня. — А тут заветный трон достается счастливчику после неожиданно простого разговора. Так будет думать тот, кто ни разу в жизни не проводил серьезных переговоров. Ведь на самом деле в сказке показан именно интеллектуальный турнир, в ходе которого требовалось показать умение принимать неординарные решения. Ведь доказывать свою разумность, силу и другие «положительные» качества готовы все, а вот признать в себе что-то негативное может далеко не каждый. Для этого нужна адекватная самооценка и самоирония — необходимые качества хорошего топ-менеджера. Само предложение доказать, что ты ленивый — разрыв шаблона, и справиться с ним может только креативный человек». И еще один пункт — смелость и умение рисковать. Ведь, говоря о виселице, третий сын очень рисковал, что его могут проверить «на слабо». Шутить с жизнью дано не каждому, а он решился, и это говорит о его развитой интуиции — очевидно, что умирать он не собирался.
ТРИ ПРАВИЛА. Также для начальника (неважно, частной фирмы или всей страны) необходимо умение убеждать. Ведь король, правивший страной много лет и сумевший удержаться на своем месте, дураком явно не был. Убедить его мог не каждый (первым двум братьям, например, этого не удалось), а третий сумел. Разобрав сказку под этим углом, мы получаем полное руководство к действию для тех, кто хочет достигнуть успеха: уметь рисковать и убеждать, быть смелым и креативным, а еще — доверять своей интуиции.
ЖИЗНЬ В ЗОЛЕ И МИНИАТЮРНЫХ ТУФЛЯХ
Говоря о сказках немецких братьев, нельзя забыть о Золушке. Строго говоря, Якоб и Вильгельм сказку только отредактировали — миру этот сюжет был известен далеко до их рождения. Пока самым ранним вариантом считается манускрипт, найденный в Древнем Египте: в нем рассказывается о прекрасной юной девушке, которая пошла купаться в реке и лишилась сандалий — их унес в клюве пролетающий мимо орел. И принес он их не в свое гнездо, а фараону. Обычные сандалеты, конечно, вряд ли заинтересовали бы повелителя египетских земель. Но в том-то и дело, что обычными они не были — размер их оказался просто крошечным. Фараон решил разыскать владелицу, а дальше финал известен.
С пересказами сказка обрастала новыми подробностями. Но несколько пунктов оставались неизменными: имя, связанное с пеплом (а значит, и с огнем), фея или птица, активно участвующая в судьбе, маленький размер туфельки, интерес принца и свадьба. В сказке братьев Гримм добавились и кровавые подробности: желание сестер Золушки стать принцессами было настолько сильно, что они отрубали себе пятки и пальцы для того, чтобы влезть в заветный башмачок. И еще: обратите внимание, что жених не смотрит в лицо Золушке и не стремится услышать ее голос. Увидев, что туфелька подошла, он сразу хватает девушку и везет во дворец.
БАШМАЧОК. С уверенностью можно сказать, что главный герой сказки — именно обувка. «Туфелька — метафора опоры в жизни, — поясняет Любодара Любченко. — Желание сестер влезть в нее показывает, насколько сильно женщины ищут опору именно в мужчине и на какие жертвы ради этого готовы».
Бросается в глаза и кочующий из сюжета в сюжет размер башмачка: везде он описан миниатюрным и, очевидно, принадлежит женщине невысокой. «В этом случае размер, особенно для мужчин, имеет огромное значение, — добавляет Юлия Кеня. — Жизнь учит нас, что женщины маленького роста бывают властными (Юлия Тимошенко, 163 см), воинствующими (Жанна д’Арк, 160 см), подавляющими (Клеопатра, 154 см) и даже свирепыми (Эйлин Карол Уорнос, американская серийная убийца, 162 см). Но мужское сердце об этом не думает — в женской миниатюрности мужчинам видятся только нежность, беззащитность, женственность. Такую женщину хочется защищать, и влюбиться в нее очень просто. При этом, если верить братьям Гримм, Золушка не инфантильна — она умеет обращаться с хозяйством, знает, чего хочет, и умеет принять помощь: ведь она решила поехать на бал и таки попала, хоть шансов для этого не имела никаких».
ЧТО ВИДИТ ТРЕТИЙ ГЛАЗ
Сказка «Одноглазка, Двухглазка и Трехглазка» поражает воображение сразу: «у женщины было три дочери. У одной был глаз один, у другой два, у третьей — три». При этом среднюю дочку мама не любила и за «нормальность» морила голодом, стараясь извести. Сказка полна тайных смыслов, но основной — в количестве глаз. Вспомните момент, когда сестры решили узнать, почему Двухглазка не умирает (ее тайно кормила волшебная козочка). С Одноглазкой героиня справилась просто, заставив уснуть («Спи, глазок, спи скорей!»). А вот с Трехглазкой справиться не смогла (забыла о третьем глазе). Забыть что-то, что видишь каждый день, можно только в одном случае — если не придавать этому значения. Проще говоря, у Двухглазки не хватило мудрости узнать своего врага. Который ее и сдал, после чего козочку убили. «Можно рассмотреть эту сказку и под тем углом, что все три сестры — части одного целого, — добавляет Юлия Кеня. — Одноглазка — самая слабая часть, у которой несогласие со своей несимпатичностью (напоминает переживания подростков). Двухглазка — период получения знаний о способностях, а Трехглазка — ступень зрелости и разумности.
НОВЫЙ МОТИВ СТАРЫХ СКАЗОК: Рапунцель в положении и Белоснежка, которую любит мама
На днях мир поклонников братьев Гримм облетела новость — в США впервые выпустили их сказки в изначальном варианте, без какой-либо редактуры. Впрочем, особой сенсации не вышло — большинство из широко известных их произведений и так не редактировались и известны нам в оригинале. Но две из любимых нами сказок от оригинала таки сильно отличаются.
БЕЛОСНЕЖКА. Рассказ о доброй девушке, изгнанной злой мачехой-королевой, понятен всем: добро побеждает зло. Однако не стоит забывать, что эти качества легко меняются местами, особенно если меняется взгляд на ситуацию. Тем более, когда мы узнаем, что в оригинальной версии девушку выгоняла не мачеха, а родная мама. При этом в сказке нигде не говорится, что мама не любила Белоснежку. А значит, она выгнала на улицу любимого ребенка. Любому современному человеку это трудно понять. Именно для того, чтобы понимать сказку было легче, и чтобы образ матери сохранял свою чистоту, редакторы изменили маму на мачеху. И тем самым невольно поспособствовали развитию такого явления, как инфантилизм.
РАПУНЦЕЛЬ. В первоначальной версии сказки об этакой девочке-колокольчике говорилось, что она забеременела от принца в первую же совместную ночь. Причем сама Рапунцель об этом не подозревала и продолжала тайно принимать его в своей светлице. А через несколько месяцев, не сумев пролезть в любимое платье, удивленная девушка прибежала к мачехе-волшебнице с вопросом, почему платье стало тесным в талии. «Такой оборот братья Гримм могли допустить, чтобы рассказать об отношении женщин к плотской любви, — говорит сказкотерапевт. — А точнее — показать, что никого интереса (и тем более желания) в этой области у дам нет и быть не должно. Единственным оправданием разговоров на эту тему среди женщин мог стать момент ожидания ребенка. Ведь во времена великой инквизиции женщину могли даже счесть ведьмой и сжечь на костре за разговоры о неплатонической любви». Очевидно, что редакторы значительно переписали сказку из воспитательных и моральных соображений.
4. Ревнивая мачеха
Белоснежка
Сказка начинается с того, что в середине зимы королева сидит и шьет у окна во дворце. Она случайно укололась иголкой, и на снег под окном упали три капли крови. Когда она увидела этот окровавленный снег, у нее появилось странное желание: она захотела родить дочь: белую, как снег, красную, как кровь, и темную, как черная оконная рама. Ее же лание исполнилось, но вскоре после рождения девочки она умерла.
Это небольшое вступление дает некоторое представление о ситуации, с которой начинается сказочная история. Королева, которая вскоре умрет, хочет родить дочь, и ее же лание исполняется. Это значит, что в какой-то мере произошло обновление феминности: изменился либо образ ани-мы у мужчины, либо феминная часть личности женщины.
Сказочные женские персонажи обычно символизируют эмоциональную жизнь или особенности человеческих отношений. Как правило, у женщин, в отличие от большинства мужчин, проблема духовности не стоит на первом месте. Именно поэтому мужские сказочные персонажи, особенно короли и принцы, часто символизируют духовную установку или духовную жизненную философию.
Приходит нечто новое – Белоснежка; при этом характерно, что ее образ сопровождает число три: сначала три капли крови, затем три цвета. Уже не кажется случайным, что в сказке выведены три женских персонажа: королева-мать, Белоснежка и ее злая мачеха. Известны триады древних богинь, в частности, триада Деметры, Коры и Гекаты.
Деметра – это материнская фигура, Кора – фигура дочери, а Геката – богиня луны и колдовства, присутствующая при похищении Коры. Богини судьбы тоже часто образуют триады (например, три Мойры).
Позже в нашей истории появятся семь гномов, и тогда вместе с принцем, будущим женихом Белоснежки, в сказке будет восемь мужских персонажей. Число семь значимо, так как оно предшествует восьми. Число восемь – двойная четверица – обычно указывает на новую целостность, а число три – на динамическое развитие в направлении четырех, на эволюционное разделение единого целого на две противоположности29. В таком случае мы можем говорить об эмоциональном развитии, которое проходит через конфликт.
Единичность, или изначальная целостность, символически воплощается в образе умирающей королевы. Она символизирует состояние, в котором человек сохраняет свою целостность, а потому не имеет проблем, так как у него еще не сформировались противоположности.
В этой темноте бессознательного появление Белоснежки становится лучом света. Она – словно белый снег на темной оконной раме[28]. Белый цвет – это цвет невинности и чистоты; это цвет дневного света, содержащего остальные цвета спектра. Он может символизировать чис тоту или искренние, наивные эмоции, которые чаще всего встречаются у маленьких девочек. Именно по этой при чине он связан с образом маленькой девочки, особенно в начале сказки, хотя, несомненно, имеет универсальный смысл. Во внутреннем мире мужчины тоже есть нечто, ассоциирующееся с Белоснежкой, т. е. наивная анима, Мужчинам могут сниться такие образы. То же самое можно сказать о фигуре злой королевы-мачехи, ибо тщеславие и ревность нельзя назвать качествами, которые присущи только женщинам.
Если сопоставить эти цвета со стадиями алхимической трансформации, то образ Белоснежки будет ассоциироваться с состоянием albedo, которое следует за состоянием nigredo. У него много общего с Луной, белой госпожой алхимии. В образе Белоснежки также можно найти определенное сходство с душой, которую в учениях гностиков называют девой света.
В образе Белоснежки воплощаются изначальные, неподдельные эмоции, без всякой примеси эгоистической фальши или вторичной выгоды. Характерный для нее белый цвет может символизировать и духовность, ибо имеет прямое отношение ко всему божественному и сверхъестественному. Он ассоциируется с чем-то неземным. С самого начала он символизирует эмоции, которые сохраняют искренность и наивность, ибо еще не столкнулись с неоднозначностью жизни.
Но образ Белоснежки связан и с черным цветом оконной рамы, и в особенности – с алым цветом трех капель крови на белом снегу. Черный цвет ассоциируется со злом и мраком, а алая кровь, контрастирующая с холодной белизной снега, символизирует тепло, жизнь, эмоциональность, иначе говоря, активное проявление симпатии. Черты личности, которые символизируют черный и красный цвета, были привнесены в жизнь Белоснежки извне, причем в негативной форме благодаря усилиям страстной и злой мачехи – женщины, которая вышла замуж за отца Белоснежки после смерти ее родной матери и которая не смогла смириться с тем, что падчерица оказалась красивее ее.
По характеру мачеха – полная противоположность главной героини. Как только в психике появляется нечто яркое, как, например, образ Белоснежки, то сразу формируется и его противоположность – воплощение абсолютной, дикой злости, и начинается борьба между добром и злом.
О мачехе в сказке говорится следующее: «Она была горда и самонадеянна и не могла вынести мысли, что кто-то может превзойти ее по красоте». В другом месте сказки молено прочитать такие слова: «И зависть, и высокомерие стали расти в ее сердце, как сорняки: все выше и выше, поэтому она не могла успокоиться ни днем, ни ночью». Ее основные черты – тщеславие и ревность, способные все погубить. В отличие от светлой природы, связанной с Белоснежкой, она воплощает ревнивую, эгоистичную установку, окрашенную соответствующими эмоциями. Такую установку можно видеть у людей, у которых «эмоциональное» отношение к другим людям вытесняется любовью к себе; с другими они строят только выгодные для себя отношения. Существуют также и матери, которые любят своих детей так, что готовы удушить ребенка в своих объятьях.
Таким образом, конфликт между Белоснежкой и злой королевой может указывать на столкновение двух установок в психике женщины. В подобном случае идеальные положительные эмоции сосуществуют с эгоистичными склонностями. Ревность, воплощенная в образе королевы-мачехи, по сути, отрицает любовь, а значит, пытается ее погубить. В основном поступки мачехи диктуются не любовью, а жаждой власти, потребностью в доминировании над другими. Ревнивец стремится к единоличной власти над значимым для него человеком. Только женщина, которая безраздельно находится под властью бессознательного, никогда не сталкивается с такими проблемами. Как правило, такого рода конфликт заставляет человека развиваться, а это можно сделать, только осознав свой эгоизм. По существу, сказка о Белоснежке иллюстрирует процесс эмоционального развития, в ходе которого человеку приходится болезненно осознавать свои внутренние противоречия.
Обратимся теперь к некоторым деталям. У злой королевы есть зеркальце, которое говорит ей правду и которое всегда помогает ей узнать, где и как живет Белоснежка Королева спрашивает: «Зеркальце мое, скажи, кто на свете всех прекрасней?» – и получает ответ. С одной стороны, зеркальце – это инструмент подкрепления ее тщеславия, но, на самом деле, его функция гораздо шире: для королевы это источник информации о других людях, а значит, оно яв ляется воплощением высшего разума. Благодаря зеркальцу королева становится всевидящей и всемогущей. (Богини Геката и Луна также считались всевидящими.) В разных странах в разные эпохи существовала общая идея, связан ная с возможностью видеть самые отдаленные события с помощью волшебного зеркальца, которое знает о че ловеке больше, чем он знает о себе сам.
Обычно мы используем зеркало для того, чтобы узнать, как мы выглядим. Оно отражает нашу внешность; симво лически оно указывает на процесс рефлексии, созерцания с целью самопознания и получения инсайта. Королева же использует его волшебные свойства, чтобы следить за другими. Зеркало становится инструментом ее ревности. Это значит, что теневая сторона женщины – или мужской анимы – не по назначению использует то, что само по себе обладает позитивными качествами. Есть нечто дьявольское в том, что зеркальце всегда говорит королеве правду. Оно безжалостно толкает человека на конфликт. Поэтому в одной из версий этой сказки информацию королеве-мачехе сообщает не зеркальце, а злой дух.
В образе егеря воплощается психологическая сущность, которая называется анимус; анимус – это маскулинная часть женской психики, разновидность духовности, которая необходима для индивидуального развития женщины. Если такое развитие не происходит, женщина становится жертвой негативного анимуса. Вместо серьезной рефлексии она проявляет самоуверенность и склонность к догматизму, т. е. становится одержимой своей пагубной маскулинностью. В сказках встречается ряд символов фатального анимуса, например, это образ Синей Бороды, убийцы женщин, или образ главаря разбойников в сказке «Разбойник-жених».
Как правило, позитивный анимус воплощается в образе Прекрасного Принца, которого любит главная героиня, по которому она тоскует и за которого она, в конечном счете, выходит замуж; он символизирует ее подлинную, осознанную интегрированную маскулинность. Женщина, обладающая позитивным анимусом, является энергичной, инициативной, одухотворенной, религиозной, при этом ее духовность не вступает в конфликт с ее сущностью.
Чтобы обмануть злую королеву, егерь принес ей печень и легкие животного, которые та принимает за внутренности Белоснежки и с удовольствием их съедает. Ее материнство – потребительское, она буквально хочет съесть тех, о ком обязана заботиться; ее материнство не идет ни в какое сравнение с «дающей» матерью, любовь которой придает ребенку силы. Злая королева воплощает характерную тенденцию тратить свои эмоции только на себя, нанося тем самым ущерб объекту своей любви. Человек с такими личностными особенностями причиняет вред не только другому, но и своей внутренней Белоснежке.
Белоснежка оказалась за семью горами от королевского дворца и добралась до домика, в котором жили семь гномов. Ее бегство через горы символически означает определенную стадию в развитии женщины, обусловленную внутренним конфликтом. Семь гор могут символизировать, например, семь стадий алхимической трансформации, которая тоже воплощает стадии личностного развития. Подразумевается, что человек должен достичь высшего уровня; но прежде нужно спуститься в долину, в центр конфликта. После этого мы увидим конфликт в иной перспективе и сможем посмотреть на него «сверху вниз». Он будет выглядеть менее близким, и мы сможем подняться над собой и своими страстями.
Перебравшись через горы, Белоснежка нашла себе пристанище у семи гномов. В чем заключается психологический смысл образа семи гномов? Как правило, в мифологии и суевериях гномы – это искусные и трудолюбивые существа, напоминающие кабиров, которые одевали гре ческого бога Гефеста. Часто они владеют тайными сокровищами или занимаются их раскопками; в этой сказке они добывают золото. Иначе говоря, они занимаются поисками глубинных ценностей. Кроме того, согласно народным поверьям, гномы имеют доступ к тайным знаниям и мудрости и время от времени дают советы, которые могут быть и курьезными, и полезными.
Еще одна существенная особенность сказочных гно мов – их небольшой рост; в сказке на этом делается особый акцент, когда Белоснежка входит в их жилище. В сказке говорится: «У них в домике все было маленьким, но так опрятно и аккуратно, что трудно выразить словами». Можно предположить, что малые размеры подчеркивают относительность привычной для нас меры. Войдя к гномам, Белоснежка попадает в мир иной размерности. Такое ощущение возникает у людей, когда они вступают в контакт с глубинными уровнями бессознательного. Полное преодоление серьезного конфликта, подобного тому, о котором говорится в сказке о Белоснежке, может помочь человеку установить связь с такими глубинными слоями психики, в которых пространство и время становятся относительными[29]. Небольшой рост гномов означает также психологические возможности, которые кажутся незначительными, а в действительности являются весьма значительными.
Короче говоря, мы можем считать гномов воплощением той благотворной, творческой, духовной силы, которая помогает Белоснежке разрешить конфликт, который сначала кажется неразрешимым. Многочисленность гномов, в отличие от одинокого принца, который окончательно разрешает конфликт, тоже свидетельствует о том, что творческая духовная сила по-прежнему остается неинтегриро-ванной. Вместо одного большого прожектора семь маленьких светлячков. С точки зрения психологии это может означать, что существует много полезных идей и инсайтов, но нет общего связного взгляда или логической цепочки мыслей, которые помогают разрешить конфликт.
Гномы разрешили Белоснежке поселиться у них в домике при условии, что она станет выполнять всю домашнюю работу. Чтобы жить вместе с этими маленькими духами, ей следовало хорошо потрудиться, а не сидеть сложа руки. Так и женщина, у которой существует внутренний эмоциональный конфликт, может получить какое-то, пусть временное, облегчение, занявшись дополнительной внутренней работой – очищением своего психического пространства.
В последний раз королева-мачеха попыталась погубить Белоснежку с помощью отравленного яблока. В мифологии этот плод обычно считается символом любви. Он ассоциируется с богиней любви Венерой. Но в библейской истории вкушение яблока Адамом и Евой привело их к осознанию иной морали. Поэтому яблоко ассоциируется не только с любовью, но и с осознанием. В нашей сказке одна половина яблока красная, другая белая – сочетание цветов, которые играют важную роль в жизни Белоснежки. В данном случае белизна холодного снега и алый цвет крови составляют сферическое целостное единство.
Эрос не может долго подчиняться никакому закону, независимо от того, основан он на власти или на удовольствии. Люди, которые в течение какого-то времени превратно понимают суть эроса, могут стать фригидными или импотентами. Женщина, которая вышла замуж за мужчину, соблазнившись его богатством или социальным статусом, не осознает, что отравилась собственным яблоком, так как использовала любовь в эгоистических целях.
На этот раз гномы уже не сумели вернуть ее к жизни, но когда пришло время ее хоронить, они не смогли положить ее тело в черную землю, ибо не увидели в нем никаких признаков разложения. Щеки девушки были по-прежнему свежи и румяны. Поэтому они положили ее в стеклянный гроб, который оставили на вершине горы, где могли постоянно его охранять. На гробе они написали золотыми буквами имя Белоснежки, это означало, что здесь покоится королевская дочь. Надпись подчеркивает особый статус Белоснежки; в стеклянном гробу лежит не обыкновенная девушка, а принцесса, рожденная стать королевой.
Для простых людей королева была подобием богини, олицетворяя власть, которой следовало поклоняться. Наверное, такой властью в психике человека обладает и образ Белоснежки. Действительно, в данный момент она кажется мертвой, но если она оживет, то станет королевой и будет править на всей территории королевства. Она станет воплощением высшей надличностной внутренней ценности, которая может управлять психикой, упорядочив существующий в ней хаос, так как символизирует истинный эрос и подлинную любовь.
Итак, нам только кажется, что Белоснежка умерла, отравившись ядом; в сказке отмечается, что ее тело не подверглось разложению. Так в сказке символически передается идея вечности человеческого бытия. Видимо, к такому заключению нас подводит свойственное психике ощущение бессмертия.
Стеклянный гроб, в который гномы положили Белоснежку-это холодный, невидимый покров, который ограждает ее от жизни. В некоторых сказках принцесс запирают в хрустальные дворцы или помещают на вершину неприступной стеклянной горы. Белоснежка лежит в стеклянном гробу в состоянии, напоминающем смерть; ее можно видеть, но к ней нельзя прикоснуться. Таково символическое выражение состояния одиночества и эмоционального отчуждения от жизни. В таких случаях человек живет как бы наполовину.
Тщеславная, эгоистичная часть психики тайно отравляет и парализует личность. Гроб также является символом ужасной матери, т. е. смертоносного материнского начала[30]. Старая королева стремилась уничтожить эмоции. И она добилась того, что они оказались заперты и «законсервированы».
Для нас это может значить, что последним средством спасения может оказаться не особая изощренность, а некое потрясение, которое может перевернуть все человеческие чувства.
Освободившись от своей искаженной жизненной установки, Белоснежка уже не могла оставаться такой, как раньше. Парадоксально, что такая возможность появилась у нее только благодаря злой королеве с присущим ей коварством. Таким образом королева становится частью «силы, которая хочет причинить вред, но в результате делает только добро»[31].
Этот парадокс иллюстрирует относительность добра и зла. Снова и снова мы видим, что совершаемые людьми ошибки и трудности, которые они испытывают, заставляют их развиваться в том направлении, которое иначе исключалось бы. Сначала главная героиня пытается избежать своей судьбы, но это у нее не получается. Судьба не позволяет ей убежать от себя. Ей суждено быть отравленной ядом и умереть, т. е. потерять себя и пережить потрясение. Только потом она сможет жить.
Сказка заканчивается свадьбой Белоснежки и Принца и наказанием злой королевы. Брак символизирует плодотворное соединение маскулинной и феминной противоположностей. Как отмечалось ранее, образ Принца, мужского персонажа с самым высоким статусом, может означать логос, духовную установку, имеющую приоритет по отношению к эросу девушки. Как егерь и семь гномов в начале сказки, Принц символизирует позитивный анимус. Это образ новой, освобождающейся духовной жизненной установки, включающей чуткость, религиозность, мужество и подлинное осознание своей сущности и сущности других людей.
Без тесной связи со своим анимусом зрелая женщина часто представляет собой только половину личности. «Бракосочетание» между феминным Эго и анимусом – это coniunctio, достижение целостности, единство внутренних противоположностей. Другую сторону медали представляет точно такая же связь между Эго мужчины и его анимой. В обоих случаях это связь между эросом и логосом.
Если эмоциональная жизнь человека сочетается с подлинным осознанием, ему больше не грозит опасность проявления эгоцентризма и ревности, воплощенных в злой королеве, и тогда она сама доведет себя до смерти, как это и происходит в конце сказки. По-видимому, ее роль исчерпалась сразу после того, как соединились маскулинная и феминная противоположности, ибо она символизирует темную сторону, которая лишь временно способствует процессу индивидуации[32].
В сказке «Белоснежка и семь гномов» ясно показано, что зло, которое психологически является негативной составляющей Тени, в зрелом возрасте начинает играть интегрирующую роль. В этом заключается одна из возможных причин особой сложности проведения психотерапевтической работы. Жестокий конфликт между светом и тенью часто становится необходимым, если нужно достичь прогресса в терапии. Недаром одно из имен дьявола – Люцифер, т. е. носитель света. Наша ревнивая королева-мачеха тоже относится к этой категории зла. Тем не менее не следует забывать, что Тень – это огромная опасность для человеческой психики. Драма далеко не всегда имеет такой благополучный финал. Нередко случается, что Тень приводит человека к гибели, а не к трансформации и зрелости.
Осмысливая эту сказку, можно понять важность осознанного страдания человека, находящегося во власти Тени. Есть люди, которые просто подавляют свою ревность и эгоизм, считая, что им не присущи эти качества. Обязательно нужно иметь в виду, что только осознанное страдание ведет к развитию, иначе это будет просто бессознательное ощуще ние Тени. Осознанное страдание происходит вследствие столкновения противоположностей и приносит ощущение обновления. Тогда формируется и зрелое отношение к эмоциям, и подлинное понимание себя и других. Появляется возможность для установления искренних отношений, которые основаны на доверии.
Никто не может утверждать, что достиг абсолютной целостности. Содержание сказки о Белоснежке можно считать некой идеальной моделью личностного развития женщины, которую нельзя точно повторить, но которая должна быть постоянной целью. Точнее говоря, Белоснежка – это образ богини или бессмертной души, божественной части человеческой психики. Даже если она умирает, то все равно чудесным образом возвращается к жизни, ибо воплощает изначальное человеческое переживание – приходящую с возрастом способность любить.