Усадьба манилова из мертвых душ. Описание поместья манилова
К работе над своим главным произведением – поэмой «Мертвые души» — Н.В. Гоголь приступил в 1835 году и не прекращал ее до самой смерти. Он ставил перед собой задачу – показать отсталую поместно-крепостническую Россию со всеми ее пороками и недостками. Большую роль в этом играли мастерски созданные автором образы представителей дворянства, составлявшего основной социальный класс в стране. Описание деревни Манилова, Коробочки, Собакевича, Ноздрева, Плюшкина позволяет понять, насколько различны, но в то же время типичны, бедны духовно были люди, являвшиеся главной опорой власти. Это при том, что каждый из представленных помещиков считал себя лучшим среди остальных.
Роль интерьера
Пять глав первого тома, посвященных помещикам, Гоголь строит по одному принципу. Он характеризует каждого хозяина через описание его внешности, манеру вести себя с гостем – Чичиковым – и родными. Автор рассказывает о том, как была устроена жизнь в поместье, что проявляется через отношение к крестьянам, всему имению и собственному дому. В результате возникает обобщенная картина того, как жили «лучшие» представители крепостной России в первой половине XIX века.
Первым дается описание деревни Манилова – весьма милого и доброжелательного, на первый взгляд, помещика.
Долгая дорога
Не очень приятное впечатление оставляет уже путь в имение. При встрече в городе помещик, пригласивший Чичикова в гости, отмечал, что он живет верстах в пятнадцати отсюда. Однако проехали уже все шестнадцать и даже больше, а дороге, казалось, не будет конца. Два встретившихся мужика указали, что через версту будет поворот, а там и Маниловка. Но и это мало походило на истину, и Чичиков сделал для себя вывод, что хозяин, как это часто водилось, в разговоре сократил расстояние вдвое. Возможно, для того, чтобы заманить – вспомним фамилию помещика.
Наконец, впереди все же показалось имение.
Рабочий кабинет
Достаточно иронично описывает автор кабинет Манилова. Следует упомянуть тот факт, что помещик не занимался управлением имением (всё шло как-то само собой), не писал, не имел бумаг и документов. По сути, наличие кабинета – дань тому же девизу “всё как у всех”.
Как и всё в доме, интерьер кабинета был “не лишён приятности”. Стены были покрашены каким-то голубым цветом, напоминающим серенький, были четыре стула и кресло. Именно в него хозяин заставил присесть гостя. Возможно, это единственный случай, когда помещику понадобился кабинет для рабочих моментов. В остальное время он просиживал там в раздумьях, практически непрерывно куря трубку. Об этом говорило то, что табак был разложен по разным местам комнаты, а на окнах причудливым узором выложены горки пепла из курительной трубки. Это подчёркивало, что хозяин проводит здесь много времени в приятных размышлениях.
Необычное расположение
Первым бросился в глаза двухэтажный господский дом, который был построен на возвышении – «на юру», как указывает автор. Именно с него стоит начать описание деревни Манилова в поэме «Мертвые души».
Казалось, что одиноко стоявший дом со всех сторон обдувают ветра, какие только случались в этих местах. Склон холма, на котором стояло здание, покрывал подстриженный дерн.
Нелепое расположение дома дополняли клумбы с кустами желтой акации и сирени, разбитые в английском стиле. Рядом росли чахлые березы – не больше пяти или шести – и стояла беседка со смешным для этих мест названием «Храм уединенного размышления». Малоприглядную картину довершал небольшой пруд, который, впрочем, не был редкостью в имениях помещиков, увлекавшихся английским стилем.
Нелепость и непрактичность – таково первое впечатление от увиденного хозяйства помещика.
(Гоголь «Мёртвые души», глава 2. См. также статьи Образ Манилова, Описание Манилова, Обед у Манилова.)
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения, и частью по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту же минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно. Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшиеся рака и блестела попавшаяся плотва; бабы, казалось, были между собою в ссоре и за что-то перебранивались. Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням. Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдерганными, как старые рогожки. Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.
Манилов. Художник А. Лаптев
– Павел Иванович! – вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. – Насилу вы таки нас вспомнили!
Оба приятеля очень крепко поцеловались…
Описание деревни Манилова
«Мертвые души» продолжает рассказ о череде убогих, серых крестьянских изб – Чичиков насчитал их не меньше двухсот. Они располагались вдоль и поперек у подножия холма и состояли из одних бревен. Между избами гость не увидел ни деревца, ни прочей зелени, что делало деревушку и вовсе не привлекательной. Вдалеке как-то скучно темнел сосновый лес. Таково описание деревни Манилова.
«Мертвые души» содержат субъективную оценку увиденного Чичиковым. У Манилова ему все показалось каким-то серым и непонятным, даже «день был не то ясный, не то мрачный». Лишь две ругавшиеся бабы, тянувшие по пруду бредень с раками и плотвой, да петух с ободранными крыльями, кричавший во все горло, несколько оживляли представшую картину.
Усадьба глазами гостя
Как оказалось, хозяин немного приукрасил рассказ о местоположении своего имения, оно находилось намного дальше, чем было сказано. На подъезде к деревне Чичиков замечает большой каменный дом, который расположен на возвышении, клумбы с сиренью на английский манер. “Украшают” картину две бабы, которые бродят по воде и вылавливают сетью из господского пруда рыбу и раков, при этом ругаясь и сквернословя. Гостя удивляет то, что в деревне практически нет никакой растительности (ни деревца, ни кустика), а только деревянные избы. До безумия гостеприимный хозяин встречает гостя прямо у крыльца со сладкой улыбкой и такими же речами.
Встреча с хозяином
Описание деревни Манилова из «Мертвых душ» будет неполным без знакомства с самим хозяином. Он стоял на крыльце и, узнав гостя, тут же расплылся в самой веселой улыбке. Еще при первой встрече в городе Манилов поразил Чичикова тем, что в его внешности, казалось, было много сахара. Теперь же первое впечатление только усилилось.
В действительности помещик сначала представал человеком очень добрым и приятным, однако спустя минуту это впечатление совершенно менялось, и вот уже возникала мысль: «Черт знает что такое!». Дальнейшее поведение Манилова, чрезмерно заискивающее и построенное на желании угодить, это полностью подтверждает. Хозяин расцеловался с гостем, словно они были приятелями целый век. Затем пригласил в дом, всячески пытаясь выказать уважение к нему тем, что никак не хотел входить в дверь раньше Чичикова.
Внутренняя обстановка
Описание деревни Манилова из поэмы «Мертвые души» вызывает ощущение нелепости во всем, включая убранство господского дома. Начнем с того, что рядом с дорогой и даже изящной мебелью, стоявшей в гостиной, располагались пара кресел, на обшивку которых в свое время не хватило ткани. И вот уже несколько лет хозяин всякий раз предупреждал гостя, что они еще не готовы. В иной комнате мебели не было вовсе вот уже восьмой год – с момента женитьбы Манилова. Точно так же за ужином на стол могли поставить рядом роскошный бронзовый подсвечник, выполненный в античном стиле, и какого-нибудь «инвалида» из меди, всего в сале. Но никто из домашних на это не обращал внимания.
Так же смешно выглядел и кабинет хозяина. Он был, опять-таки, непонятного серо-голубого цвета – что-то подобное тому, что автор уже упоминал, давая общее описание деревни Манилова в начале главы. На столе года два лежала книга с закладкой на одной и той же странице – ее никто никогда не читал. Зато по всей комнате был разложен табак, а на подоконниках предстали ряды горок, выложенных из золы, остававшейся в трубке. Вообще, мечтать и курить – это были главные и притом любимые занятия помещика, совершенно не интересовавшегося своими владениями.
Сочинение: Описание и характеристика дома Манилова в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)
(354 слова) Чичиков – главный герой поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» — совершает визиты помещикам с целью осуществления своей сделки. Первым «на пути» у героя оказывается Манилов. Автор детально описывает его имение, территорию усадьбы, чтобы лучше раскрыть характер персонажа. Гоголь типизирует всех героев, обличая определенные общественные пороки.
Манилов – «человек ни то ни сё». Это пустой, бездуховный персонаж, в котором слишком много «приторности», сахара. Его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным героем. Интерьер Манилова полностью передает характер героя. Так, в доме Манилова всегда что-то отсутствовало. Например, часть мебели была обтянута дорогой материей, а другая – рогожей. Вот уже на протяжении многих лет он говорил, что вскоре будет все выглядеть однородно, однако ничего не менялось. Во многих комнатах и вовсе не стояло мебели. Манилов – ленивый помещик, который не проявлял особого интереса к своему хозяйству.
Комната Манилова, как и сам персонаж, выглядела приятно. Стены выкрашены в голубую краску, которая была похожа но серую. Даже в этой детали нет определенности. На столе у Манилова всегда лежала книжка с закладкой на одной и той же странице. Это указывает на необразованность героя, его стремление выглядеть, а не быть умнее. Однако за этой красивой оболочкой невозможно что-то разглядеть. Даже имена детей Манилова говорят о безграмотности героя (в них присутствует смешивание частей слов из разных языков- греческого и латинского).
Манилов отличается от других помещиков своей мечтательностью. Он много времени проводит в размышлениях, часто фантазирует. Однако ни одна из его задумок так и не была воплощена. Мечтательность героя отражена и в интерьере его дома. В помещении можно увидеть старинные предметы: «щегольской подсвечник из тёмной бронзы». Однако рядом с ним стоит «медный инвалид». Неопределенность – одна из основных черт характера героя. Манилов часто придерживается чужого мнения, не способен самостоятельно принимать решения. Поэтому, и в его интерьере, и в его поступках всегда будет неоднозначность. Герой старается понравиться всем без исключения, поэтому он выглядит слишком «слащаво», ненатурально.
Таким образом, при создании своих героев Н.В.Гоголь использует такой прием, как типизация. Для более глубокого анализа характеров персонажей, читателям необходимо обращать внимание на каждую деталь: как в портрете, так и в интерьере. Обстановка помещения отражает наиболее важные черты героев, она становится воплощением внутреннего мира помещиков. Так, неопределенность, «сахарность» Манилова отражается в приятной комнате, в неоднородной мебели.
Автор: Анастасия Сметанова
Знакомство с семьей
Жена Манилова подобна ему самому. Восемь лет совместной жизни мало изменили отношения между супругами: они все также угощали друг друга кусочком яблока или прерывали занятия, чтобы запечатлеть поцелуй. Манилова получила хорошее воспитание, научившее всему, что было необходимо для счастливой семейной жизни: говорить по-французски, играть на фортепьяно и вышивать бисером какой-нибудь необычный чехольчик, чтобы сделать сюрприз мужу. И все равно, что на кухне готовили плохо, в кладовых не было запаса, ключница много воровала, а слуги все больше спали. Гордостью супругов были их сыновья, названные странными греческими именами и обещавшие в будущем показать большие способности.
Описание деревни Манилова: положение крестьян
Из всего сказанного выше уже напрашивается один вывод: все в имении шло как-то так, своим чередом и без какого бы то ни было вмешательства хозяина. Эта мысль подтверждается, когда Чичиков заводит разговор о крестьянах. Оказывается, Манилов даже не представляет, сколько душ у него умерло за последнее время. Не может дать ответ и его приказчик. Он лишь отмечает, что очень много, с чем помещик тут же соглашается. Впрочем, слово «много» не удивляет читателя: описание деревни Манилова и те условия, в каких жили его крепостные, дают понять, что для имения, в котором помещик совсем не заботится о крестьянах, это обычное дело.
В результате вырисовывается малопривлекательный образ главного героя главы. Бесхозяйственному мечтателю не приходило в голову выехать на поля, узнать, в чем нуждаются зависящие от него люди, или хотя бы попросту пересчитать, сколько их у него. Причем автор добавляет, что мужик запросто мог обмануть Манилова. Он отпрашивался якобы подработать, но сам спокойно шел пьянствовать, и до этого никому не было дела. К тому же все слуги, включая приказчика и ключницу, были нечисты на руку, что вовсе не беспокоило ни Манилова, ни его супругу.
Усадьба и деревня Манилова в «Мертвых душах»: описание поместья, имения
Ниже представлена цитатная характеристика усадьбы (имения, поместья, деревни) Манилова в поэме «Мертвые души».
Смотрите:
— Все материалы о Манилове— Все материалы по поэме «Мертвые души»
Усадьба и деревня Манилова в «Мертвых душах»: описание поместья, имения
В поместье Манилова имеются поля, крестьянские дома, господский дом, пруд, лес, беседка, клумбы. Манилов мало вникает в хозяйственные дела. Хозяйство Манилова живет своей жизнью, а его крестьяне ленятся и пьянствуют.
Автор ничего не говорит о хозяйственных постройках в имении Манилова (то есть об амбарах, складах и т.д., как у Плюшкина, например).
Описание усадьбы Манилова в цитатах
Гоголь описывает усадьбу Манилова и постройки в ней следующим образом:
«. Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением.
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном.
На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины.
Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков.
У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту же минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно.
Вид оживляли две бабы, которые [. ] брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшиеся рака и блестела попавшаяся плотва. «
«. Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес
«. Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он. » (вид с крыльца Манилова)
«. прямо на горе увидишь дом, каменный, в два этажа, господский дом, в котором, то есть, живет сам господин. Вот это тебе и есть Маниловка, а Заманиловки совсем нет никакой здесь и не было. » (соседские крестьяне о Маниловке)
«. Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», – «Да, недурно», – отвечал он обыкновенно, куря трубку [. ] «Да, именно недурно», – повторял он. «
Это была цитатная характеристика усадьбы (имения, поместья, деревни) Манилова в поэме «Мертвые души» Гоголя.
Выводы
Довершают описание деревни Манилова цитаты: «есть род людей … ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан… к ним следует примкнуть и Манилова». Таким образом, это помещик, от которого, на первый взгляд нет никому вреда. Он всех любит – даже самый отпетый мошенник у него превосходнейший человек. Иногда мечтает о том, как бы устроить лавки для крестьян, но эти «прожекты» очень далеки от реальности и никогда не будут воплощены на деле. Отсюда общее понимание «маниловщины» как социального явления – склонность к псевдофилософии, отсутствие всякой пользы от существования. А с этого и начинается деградация, а затем и крах человеческой личности, на что обращает внимание Гоголь, давая описание деревни Манилова.
«Мертвые души», таким образом, становятся приговором обществу, в котором лучшие представители поместного дворянства подобны Манилову. Ведь остальные окажутся еще хуже.
Дом и обстановка
Ещё до того момента, как Чичиков попал в дом к Манилову он замечает объект, который ярко характеризует натуру хозяина – это зелёная беседка с надписью “Храм уединённого размышления”. “Храм” зарос, немного обветшал, но является гордостью хозяина, подчёркивая, как он думает, его тонкий душевный склад. Пруд – тоже деталь, характеризующая хозяина – он завёл его по веянию моды, в нём нет практической пользы. Такие пруды, по замечанию автора, не редкость в имениях того времени. Всё, как у всех – это скрытый девиз Манилова.
Единственным отличием от общепринятого порядка у семейства Маниловых было то, что они утопая в мечтах и забавах, не умели оформить свой быт надлежащим образом. Необходимая мебель не была закуплена, рассуждения о том, что пора заказать её продолжались годами. Мебель в гостиной была красива, но несколько кресел обтянутых рогожей, годами ждали, когда про них вспомнят и доделают начатую работу. Незаконченность была заметна во всём интерьере. Обстановка говорила о том, что хозяева имеют очень хороший доход, но совершенно не приспособлены к жизни, не практичны, и, скорее всего, ленивы. Красивые дорогие предметы в доме соседствовали с дешёвыми неприглядными (автор приводит в пример восхитительный “античный подсвечник” и “медный засаленный инвалид” – они оба украшали стол за трапезой, и это не смущало хозяев). Такой подход говорит не о высоком вкусе, а о том, что Маниловы слишком тонки и возвышенны, чтобы обращать внимание на бытовые мелочи.
Усадьба и деревня манилова в “мертвых душах”: описание поместья, имения
Школьные сочинения
Сочинение описание образа Манилова и его встречи с Чичиковым. Дорожные картины в начале поездки.
 Завязав знакомства, Павел �ванович «решился перенести свои визиты за город и навестить помещиков Манилова и Собакевича». Вот наш герой в дороге.
Непригляден, беден открывшийся его взору пейзаж: кочки, ельник, кусты.
 Перечисление мелких, незначительных предметов, оценочные эпитеты (низенькие, Р¶РёРґРєРёРµ, обгорелые, старые, РґРёРєРёРµ), сравнения (деревни, РїРѕС…РѕР¶РёРµ РЅР° «старые складенные дрова») – этими приемами создается типичная картина убожества, нищеты СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ провинции, Рё РІ то Р¶Рµ время читатель подготавливается Рє встрече СЃ жалким, пустым образом Р¶РёР·РЅРё помещика Манилова, Рє которому направляется Чичиков.
Усадьба Манилова. Описание деревни и усадьбы красноречиво характеризует помещика. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть».
Пять-шесть «мелколистых, жиденьких» берез; РїРѕРґ РґРІСѓРјСЏ РёР· РЅРёС… – беседка СЃ надписью «Храм уединенного размышления» (высокая торжественность слов так РЅРµ соответствует реальной картине!).
Вокруг господского дома разбросаны «серенькие бревенчатые» избы деревни, и «нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно».
Темнеет «скучно-синеватым» цветом сосновый лес. Даже сама погода безликая, унылая: «День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета».
Авторское отступление о методах изображения характеров.
В лирическом отступлении автор затрагивает вопрос о двух творческих приемах изображения характеров.
РћРґРёРЅ – романтический, РєРѕРіРґР° С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє «бросает РЅР° полотно» слепящие краски, создавая СЏСЂРєРёР№, РЅРѕ нежизненный портрет.
Авторская характеристика Манилова.
Характер, подобный маниловскому, типичен: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы».
� в портретной характеристике это «ни то, ни се»: видный человек, но только «на взгляд»; черты лица «не лишены приятности», но приятность эта какая-то приторная, липкая; манеры «заискивающие», улыбка «заманчивая»; «белокур, с голубыми глазами». Недаром первое впечатление доброты, приятности быстро проходит и остается брезгливое отвращение или «скука смертельная».
«У Манилова ничего не было»: ни мыслей, ни чувств, ни жизни. Характер этого человека как бы сливается с тоном серого, скучного, безжизненного пейзажа его деревни и усадьбы.
Даже авторская речь при рассказе о Манилове строится на безличных, неопределенных оборотах («хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался оно шло как-то само собой»).
Но когда-то, во время службы в полку, он считался «скромнейшим, деликатнейшим, образованнейшим» (все в превосходной степени!) человеком. Мимолетное замечание, полное сарказма.
Если Манилов считался таким, то каковы же были те, кто оценивал его!
Слащавая сентиментальность Манилова особенно комична в его отношениях с женой.
Как «умилительно» они сюсюкают! �х речь полна существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, чехольчик.
РћРЅРё «запечатлевали РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ такой томный Рё длинный поцелуй, что РІ продолжение его РјРѕР¶РЅРѕ было легко выкурить маленькую соломенную сигарку» – гипербола яркая Рё комичная.
Авторская характеристика четы Маниловых завершается риторическими вопросами-выводами: «Конечно, можно заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев.
 Зачем, например, глупо и без толку готовиться на кухне? Зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время?»
Отступление о воспитании. Сатирическое изображение женского дворянского воспитания в рассказе о Маниловых не случайно. �менно воспитание готовит человека к жизни.
А к чему готовят три «главных предмета» всех пансионов: «французский язык, необходимый для счастья семейной жизни (!), фортепьяно, для доставления приятных минут супругу, и наконец вязание кошельков и других сюрпризов»?
«Приятный разговор». О чем идет дообеденный «приятный разговор»? Да ни о чем, никакого определенного, содержания нет.
Прекраснодушие Рё сентиментальность Манилова выражаются РІ восторженных (Рё очень неопределенных) оценках, которыми РѕРЅ характеризует всех СЃРІРѕРёС… знакомых: губернатор – «препочтеннейший Рё прелюбезнейший» человек, вице-губернатор – «милый», полицмейстер – «приятный» Рё С‚. Рї.
А Чичиков? О, этот сразу попадает в тон беседы, соревнуется с Маниловым в умилительных определениях и даже начинает говорить восклицаниями: «� как вошел в свою должность, как понимает ее!» (о губернаторе); «Чрезвычайно приятный и какой умный, какой начитанный человек!» (о полицмейстере). � здесь гоголевская саркастическая насмешка: «Мы у него [полицмейстера] проиграли в вист вместе с прокурором и председателем палаты до самых поздних петухов»,- говорит Чичиков и тут же делает вывод: «Очень, очень достойный человек».
выкрашены какой-то голубенькой краской, вроде серенькой»; книжка, уже два года заложенная на 14-й странице; табак и «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами.
Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени». Так через детали быта рельефно проступают «тонкие», «почти невидимые» черты пошлого человека.
Несколько проникнутых предельной любезностью фраз – Рё Чичиков, наконец, приступает Рє делу.
Количество умерших после ревизии крестьян? Манилов, как и следовало ожидать, не знает.
Он пытается делать вид знающего человека, но только как попугай поочередно повторяет ответы и вопросы приказчика и Чичикова.
Для чего же нужны Чичикову эти сведения? � Манилов слышит поразительное: гость хочет «приобресть мертвых, которые впрочем значились бы по ревизии, как живые».
В толк самого дела Манилов «никак не вник», но пришел в восторг от замысловатых, туманных объяснений Чичикова.
Проводив гостя, помещик погружается в свои нелепые мечтания. Понять странную просьбу гостя он так и не может.
О Манилове (итоги).
Характеристика Манилова (как Рё РґСЂСѓРіРёС… помещиков – владельцев крепостных РґСѓС€) строится РїРѕ определенному плану: пейзаж (деревня, усадьба), портрет помещика, его быт, разговор Рѕ «мертвых душах». Авторские характеристики, замечания Рё отступления раздвигают рамки рассказа, определяют отношение писателя Рє персонажам РїРѕСЌРјС‹. Два-три метких просторечных выражения дают сатирическую оценку действиям Рё характерам персонажей (так, РІ главе Рѕ Манилове чрезвычайно любезные С…РѕР·СЏРёРЅ Рё гость, РІРѕР№РґСЏ наконец Р±РѕРєРѕРј РІ дверь, несколько «притиснули» РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°).
Что же главное в Манилове? Поражает духовное убожество этого человека, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов.
Последовательно и все более полно раскрывает автор серость, безликость, полный отрыв этого человека от жизни.
Слова «Манилов» и «маниловщина» прочно вошли в наш язык, стали характеристикой сладеньких болтунов, которые скудость мысли, пустоту души, уход от жизненных трудностей прикрывают прекраснодушной фразой.
Манилов
Персонаж прозаической поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Помещик, бездеятельный мечтатель. У Манилова двое сыновей и жена Лизонька.
История создания
Идею «Мертвых душ» Гоголю подсказал Александр Пушкин, как следует из книги Гоголя «Авторская исповедь». Сам Пушкин эту идею перехватил у некоего господина во время ссылки в Кишинев. Некто рассказал Пушкину о городке в Бессарабии, где уже давно не умирает никто, кроме военных.
В начале XIX века в этот городок из центральных российских губерний сбежало много крестьян. Беглецов разыскивала полиция, но те брали себе имена умерших, так что выяснить, кто есть кто, было невозможно. В результате выходило, что в этом городе долгое время не регистрировались смерти. По статистике люди перестали умирать.
Власти начали расследование, и выяснилось, чтоб беглые крестьяне, у которых не было бумаг, присваивали себе имена умерших.
Сам Гоголь впервые упоминает о том, что работает над «Мертвыми душами», в письме к Пушкину от 1835 года. Год спустя Гоголь едет в Швейцарию, потом в Париж и в Италию, где продолжает работать над романом.
Первое и современное издания «Мертвых душ»
Отдельные главы из незаконченного еще романа Гоголь при встрече читал Пушкину и другим собственным знакомым. В 1842 году произведение впервые вышло в печать. Роман не закончен.
Сохранились неполные черновики нескольких глав второго тома.
Биография
Манилов — мужчина средних лет дворянского происхождения, помещик. У героя белокурые волосы, голубые глаза и располагающая улыбка. Герой обходителен и учтив, часто смеется и улыбается.
При этом щурится или зажмуривает глаза и становится похожим на кота, которого «пощекотали за ушами».
Производит впечатление видного и приятного человека на первый взгляд, однако внешности и манерам Манилова свойственна некая слащавость, чрезмерная «сахарность».
Манилов был офицером, но теперь в отставке. Сослуживцы считали героя образованным и деликатным человеком. Еще в армии у героя появилась привычка курить трубку.
Герой женат уже больше восьми лет, но по-прежнему счастлив в браке. Манилов и супруга Лизонька довольны друг другом и нежно общаются.
Герой воспитывает двоих сыновей шести и семи лет, которым дал необычные имена на «греческий» манер.
Манилов мало отличается от людей одного с ним круга, это типичный богатый господин дворянских кровей. Несмотря на приятность и доброту характера, Манилов скучен, общаться с ним не интересно. Герой ничем не выделяется, не способен увлечь беседой и выглядит бесхарактерным человеком, лишенным внутреннего стержня.
Герой не спорит и не бывает заносчив, не имеет увлечений, собственного мнения или взглядов, которые считал бы нужным отстаивать. Манилов в принципе неразговорчив, больше склонен витать в облаках и размышлять об отвлеченных предметах.
Герой может войти в комнату, сесть в кресло и на несколько часов впасть в прострацию.
Манилов необыкновенно ленив. Герой пустил хозяйство на самотек, и дела в усадьбе улаживаются без участия хозяина. Манилов ни разу в жизни не видел собственных полей и не ведет учета умершим крестьянам, что говорит о полном равнодушии героя к собственному имению.
В доме Маниловых дела тоже идут из рук вон плохо, и хозяева не обращают на это внимания. Слуги Маниловых пьют, не следят за собственным внешним видом и не выполняют обязанностей, ключница приворовывает, в кладовых пусто, а кухарка расходует продукты бестолково.
Сами хозяева, как и прислуга, не обращают внимания на то, что происходит в доме и в каких условиях живут.
Манилов угощает Чичикова щами и, судя по всему, никаких других блюд в доме нет.
У Маниловых еда «заменена» приятной беседой, и собственно к обеду Чичиков внимания не проявляет.
В гостиной Манилова стоят два кресла, которые нужно перетянуть, а хозяин уже много лет ленится заказать обивку, хотя денег у семьи хватает. Герой не может обставить пустые комнаты в доме с момента собственной свадьбы и не в состоянии два года дочитать одну книгу. Одно из немногих достоинств Манилова — аккуратный почерк.
При этом к людям вообще и к крепостным в частности Манилов относится хорошо. Герой обходителен и вежлив в беседе с простым кучером или учителем собственных детей.
Манилов с доверием относится к людям, чем пользуются принадлежащие герою крестьяне.
Мужики имели обыкновение приходить к хозяину и отпрашиваться якобы на заработки, а на самом деле, получив разрешение на отлучку, отправлялись пьянствовать.
Манилов любит гостей и не жалеет комплиментов для новых знакомых, которым хочет понравиться. Манилов часто льстит главному герою, Чичикову, хвалит образование и манеры гостя. Фамилия «Манилов» дана герою, чтобы подчеркнуть «приторность» характера героя, попытки «заманить», привлечь к себе людей, быть милым.
Обед Манилова с Чичиковым
«Мертвые души» Манилов отдает Чичикову бесплатно и даже оформляет необходимые бумаги за собственный счет, чтобы сделать новому знакомцу приятное. Сам Чичиков смотрит на Манилова как на человека «сахарного» и скучного.
В сравнении с Маниловым сам Чичиков выглядит приятным и достойным на первый взгляд человеком, но по сути это пронырливый карьерист и подхалим.
В образе Манилова писатель рисует один из типичных портретов эпохи — безвольного помещика-мечтателя, который проживает пустую, лишенную цели жизнь в безделье и лени. На первый взгляд Манилов – совершенно безвредный человек, однако может своей бездеятельностью и пассивностью нанести немало урона и собственному хозяйству, и обществу в целом.
Противоположность Манилову — Настасья Петровна Коробочка, небогатая коллежская регистраторша, вдова, которая живет в маленьком доме и ведет себя с торговой деловитостью. Единственный смысл жизни героини — забота о собственном хозяйстве и накоплении добра. Окружающих людей героиня воспринимает как «кошельки», из которых можно вытянуть деньги.
Цитаты
«Нет уж извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю».
«О! Павел Иванович, позвольте мне быть откровенным: я бы с радостию отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы.
»
«Позвольте вам этого не позволить. Это кресло у меня уж ассигновано для гостя: ради или не ради, но должны сесть».
«Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се…
Экранизации
В 1960 году режиссер Леонид Трауберг снял драму «Мертвые души» по собственному сценарию. В основу фильма лег одноименный спектакль, поставленный во МХАТе в 1932 году. Инсценировку писал Михаил Булгаков, взяв за основу роман-поэму Гоголя. Роль Манилова в этом фильме исполнил актер Юрий Леонидов.
Юрий Богатырев в образе Манилова
В 1984 году вышел советский мини-сериал «Мертвые души» из пяти серий. Жанр сериала — сатирическая трагикомедия. Режиссером стал Михаил Швейцер, а роль Манилова исполнил актер Юрий Богатырев. Супругу героя, Лизоньку, сыграла актриса Лариса Удовиченко.
В 2005 году вышел восьмисерийный сериал Павла Лунгина «Дело о «Мертвых душах». Сценарий создан на основе сразу нескольких произведений Николая Гоголя — «Мертвые души», «Записки сумасшедшего», «Ревизор» и др. Павел Чичиков здесь — мошенник, который исчез из тюрьмы.
Главный герой сериала — Иван Шиллер, коллежский регистратор, расследует дело об исчезновении Чичикова и для этого прибывает в некий уездный городок. Местные чиновники всячески препятствуют приезжему господину в расследовании.
По ходу дела Шиллер вынужден пройти через несколько странных встреч, а в финале герой сам превращается в мошенника Чичикова. Роль Манилова в сериале играет актер Павел Любимцев.
Помещики в Мертвых душах. Манилов. Ноздрев. Собакевич. Коробочка. Плюшкин
В поэме “Мертвые души” Гоголь создал необычайную по размаху и широте картину современной ему России, изобразив ее во всем величии, но в то же время со всеми ее пороками.
Он с такой силой сумел погрузить читателя в глубины душ своих героев, что произведение на протяжении многих лет не перестает производить потрясающее впечатление на читателей. В центре повествования поэмы – крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу.
Дворянство занимало привилегированное положение и несло ответственность за экономическое и культурное развитие государства. Представители этого сословия – помещики, «хозяева» жизни, владельцы крепостных душ.
В своей поэме Гоголь создал целую галерею русских помещиков, составляющую основную часть дворянства.
Раскрывая характеры обитателей патриархальных усадеб – Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина – автор выявил типичные черты российского дворянства: умственное и моральное убожество, паразитизм, бездумное расточительство.
Все эти общие качества Гоголь раскрыл в ярких незабываемых образах, создав типические характеры. Порядок, в котором мы знакомимся с помещиками, определяется развитием сюжета.
Автор стремился показать, как люди под влиянием среды теряют человеческие чувства, как мертвеют их души. Вслед за разъезжающим по России Чичиковым автор ведет читателей от одного помещика к другому, и чем дальше, тем больше раскрываются неприглядные картины их пошлой жизни и их низменные нравы.
Галерею образов помещиков открывает Манилов, усадьбу которого называют парадным фасадом помещичьей России. При первом знакомстве этот герой производит приятное впечатление культурного, деликатного человека. Но уже в этой беглой авторской характеристике нельзя не заметить иронию.
В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость, о чем говорит сравнение его глаз с сахаром. Далее становится ясно, что под приятно-обходительным обхождением с людьми скрывается пустая душа.
В образе Манилова представлено множество людей, о которых, по словам Гоголя, можно сказать: «люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан».
Они живут в деревне, имеют склонность к изысканным, витиеватым оборотам речи, так как хотят казаться просвещенными и высокообразованными людьми, глядят на все спокойным взглядом, и, покуривая трубку, мечтают сделать что-нибудь хорошее, например, выстроить каменный мост через пруд и завести на нем лавки.
Но все их мечтания бессмысленны и неосуществимы. Об этом говорит и описание усадьбы Манилова, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков: по состоянию усадьбы можно судить о характере хозяина. Манилов хозяйством не занимается: все у него «шло как-то само собой»; и на всем отразилось его мечтательное бездействие, в описании пейзажа преобладает неопределенный, светло-серый цвет.
Светские мероприятия Манилов посещает потому, что их посещают другие помещики. Так же обстоят дела и в семейной жизни и в доме.
Супруги любят целоваться, дарить чехольчики на зубочистку, и не проявляют особой заботы о благоустройстве: в доме их всегда есть какой-нибудь недостаток, например, если вся мебель обита щегольской материей, обязательно найдутся два кресла, обтянутые парусиной.
Характер Манилова выражается в его речи и в том, как он ведет себя во время сделки с Чичиковым. Когда Чичиков предложил Манилову продать ему мертвые души, он растерялся.
Но, даже понимая, что предложение гостя явно противоречит закону, он не смог отказать такому приятнейшему человеку, и лишь пустился в размышление о том, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» Автор не скрывает иронии: человек, не знающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственное хозяйство, проявляет заботу о политике. Фамилия Манилова соответствует его характеру и образована автором от диалектного слова «манила» – тот, кто манит, обещает и обманывает, льстивый угодник.
Иной тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична, знает цену «копейке». Описание ее деревни говорит о том, что она всех приучила к порядку. Сеть на фруктовых деревьях и чепец на чучеле подтверждают, что у хозяйки до всего доходят руки и ничего не пропадает в ее хозяйстве.
Осматривая дом Коробочки, Чичиков обращает внимание, что обои в комнате старые, зеркала старинные. Но при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как Манилов. Продавая Чичикову необычный товар, она боится продешевить.
После торга с Коробочкой, Чичиков «был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро». Хозяйка уморила его своей дубинноголовостью, бестолковостью, скупостью и желанием повременить с продажей необычного товара. «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», – говорит она Чичикову.
На мертвые души она смотрит так же, как на сало, пеньку или мед, думая, что и они могут в хозяйстве понадобиться.
На большой дороге, в деревянном трактире встретил Чичиков Ноздрева – «исторического человека», с которым познакомился еще в городе. И именно в трактире чаще всего можно встретить таких людей, которых, по замечанию автора, на Руси немало. Говоря об одном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям.
Ирония автора заключается в том, что в первой части фразы он характеризует ноздревых как «хороших и верных товарищей», а затем добавляет: «…и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы». Этот тип людей известен на Руси под именем «разбитного малого».
С третьего раза они говорят знакомому «ты», на ярмарках покупают все, что в голову ни взбредет: хомутья, курительные свечи, жеребца, платье для няньки, табаку, пистолеты и т. д., бездумно и легко тратят деньги на кутежи и карточные игры, любят приврать и без всякой причины «подгадить» человеку. Источником его доходов, так же как и у других помещиков, служат крепостные крестьяне.
Такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность, бездумье, отражаются в его отрывочной, быстрой речи, в том, что он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях: «скотовод эдакой», «свинтус ты за это», «такая дрянь». Он постоянно ищет приключений и совсем не занимается хозяйством.
Об этом говорит незаконченный ремонт в доме, пустые стойла, неисправная шарманка, проигранная бричка и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно.
Ноздрев уступает место Собакевичу. Этот герой представляет тип помещиков, у которых все отличается добротностью и прочностью.
Характер Собакевича помогает понять описание его усадьбы: несуразный дом, полновесные и толстые бревна, из которых построены конюшня, сарай и кухня, плотные избы мужиков, портреты в комнатах, на которых изображены «герои с толстыми ляжками и неслыханными усами», ореховое бюро на нелепых четырех ногах.
Одним словом, все похоже на своего хозяина, которого автор сравнивает со «средней величины медведем», подчеркивая его животную сущность. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации, достаточно вспомнить его чудовищный аппетит. Помещики, подобные Собакевичу, – злобные и жестокие крепостники, никогда не упускавшие своей выгоды.
«Душа у Собакевича, казалось, закрыта такою толстою скорлупой, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности», – говорит автор. Тело его стало неспособно к выражению душевных движений. В торге с Чичиковым обнаруживается главная черта характера Собакевича – его неудержимое стремление к наживе.
Завершает галерею лиц, с которыми заключает сделки Чичиков, помещик Плюшкин – «прореха на человечестве». Гоголь замечает, что такое явление редко встречается на Руси, где все любит скорее развернуться, нежели съежиться.
Знакомству с этим героем предшествует пейзаж, детали которого раскрывают душу героя. Ветхие деревянные строения, темные старые бревна на избах, крыши, напоминающие решето, окна без стекол, заткнутые тряпками, раскрывают Плюшкина как плохого хозяина с омертвевшей душой.
Но картина сада, хотя заглохшего и глухого, создает иное впечатление.
При его описании Гоголь использовал более радостные и светлые тона – деревья, «правильная мраморная сверкающая колонна», «воздух», «чистота», «опрятность»… И сквозь все это проглядывает жизнь самого хозяина, душа которого угасла, как и природа в глуши этого сада.
В доме Плюшкина тоже все говорит о духовном распаде его личности: нагроможденная мебель, сломанный стул, высохший лимон, кусочек тряпки, зубочистка… Да и сам он похож на старую ключницу, лишь серенькие глазки, как мыши, бегают из-под высоко выросших бровей.
Все умирает, гниет и рушится около Плюшкина. История превращения неглупого человека в «прореху на человечестве», с которой знакомит нас автор, оставляет неизгладимое впечатление. Чичиков быстро находит общий язык с Плюшкиным.
Одно только заботит «заплатанного» барина: как бы при совершении купчей крепости не понести убытки.
Страницы: 1 2
Если Вам понравилось сочинение на тему: Помещики в Мертвых душах. Манилов. Ноздрев. Собакевич. Коробочка. Плюшкин, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Нравится