Параграф 17. Разнообразие, распространение, значение растений.
Вопросы в начале параграфа
1. Какие растения вы знаете?
Деревья, кустарники, плодовые, декоративные, водяные растения, всевозможные комнатные и дикорастущие травы и цветы
2. Где обитают растения?
Растения обитают по всему земному шару: на суше и в воде, в горах и степях, в тундре и пустынях. Даже в Антарктиде и в Арктике есть отдельные виды растений
3. Как человек использует растения?
Вопросы в конце параграфа
1. Что изучает ботаника?
Ботаника – это раздел биологии, изучающий растения. Она изучает виды, особенности строения, роста, цветения, размножения, а так же историю происхождения, среду обитания и ареалы распространения растений.
2. Какое значение имеют растения в природе?
Растения в природе имеют огромное значение. Они обогащают воздух кислородом, который так необходим для существования всех живых организмов, и поглощают вредный для них углекислый газ.
Растения участвуют в почвообразовании и влияют на климатические условия различных природных зон.
Растения служат препятствием для ураганных ветров и образования оврагов, а еще задерживают в почве влагу.Кроме того, растения служат средой обитания и пищей для многих животных.
3. Какое значение имеют растения в жизни человека?
Жизнь человека невозможна без растений. Они служат человеку пищей, используются в качестве лекарственных препаратов, служат строительным материалом, топливом, сырьем для различных промышленных производств. Древесина используется для изготовления посуды, музыкальных инструментов, детских игрушек, бумаги. Волокна отдельных растений необходимы для производства тканей. А многообразие и красота растений доставляют человеку эстетическое удовольствие.
4. Почему нужно охранять растения?
Активное использование растений в процессе жизнедеятельности человека привело к сокращению и даже полному исчезновению многих их видов. Поэтому растения необходимо охранять и создавать благоприятные условия для их произрастания.
5. Какое участие ученики вашей школы принимают в работе по охране природы?
Ученики нашей школы принимают активное участие в субботниках, собирая мусор в ближайших парковых зонах, участвуют в коллективных посадках саженцев деревьев на пришкольном участке и на улицах нашего города. У нас проходят различные конкурсы по изготовлению скворечников и кормушек. Зимой мы подкармливаем птиц.
6. В чем отличие низших растений от высших?
Низшие растения могут состоять из одной клетки. Они не имеют органов и тканей.
Высшие растения состоят из разных тканей и имеют различные органы (корни, стебли, листья).
Подумайте
Почему без растений жизнь на нашей планете будет невозможна?
Растения являются источником кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Растения служат пищей и домом для многих живых организмов.Без растений невозможен очень важный для Земли процесс почвообразования.
Задания
1. Подготовьте рассказ о многообразии и среде обитания растений вашего региона.
Рассказ «Многообразие и среда обитания растений в Московской области»
Природа в Московской области красива и разнообразна. Географически Московская область расположена там, где лесная зона переходит в лесостепную. Поэтому растительный мир здесь очень богат. Север, северо-запад и половину восточной стороны нашей области занимают смешанные и хвойные леса, а в остальной части преобладают луга и степи. На всей территории Московской области много рек и озер, а в Шатурском и Луховицком районах есть болота. Поэтому растительный мир в нашей области представлен практически всеми видами растений, характерных для Средней полосы России.
В лесах растут сосны, ели, дубы, березы, липы, клены, осины и еще много других деревьев. Из кустарников можно встретить заросли можжевельника, жимолости, малины, лещины, ежевики. Обилие грибов и ягод также характерно для Московской области. На болотах растут клюква и брусника, на лесных полянах – черника и земляника. Много лекарственных трав: ромашка, зверобой, ландыш, тысячелистник. В заболоченной местности произрастают кувшинки, рогоз и осока. И это далеко не весь перечень всего того, чем богата наша природа.
В нашей области широко развито сельское хозяйство, поэтому природные степи и луга сохранены в основном в заповедниках и заказниках. На лугах растет много видов цветов и трав. Здесь и колокольчики, и гвоздики, и люпины, и маки, и лютики, и одуванчики, и васильки. Степи в основном представлены ковылем и камышовыми зарослями. Основное же пространство отдано под распашку полей, на которых выращивают различные зерновые культуры.
В Московской области есть несколько заповедников и заказников охраняемых государством, самые крупные из них Приокско-Террасный заповедник и Национальный парк «Лосиный остров». В них растут редкие растения, занесенные в Красную книгу.
2. Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений.
Около 700 видов растений Московской области занесено в Красную книгу. Это редкие и исчезающие виды различных растений:
• деревьев (береза карликовая, клен полевой),
• кустарников (морошка, клюква, жимолость голубая),
• трав (ежеголовник злаковый, ковыль перистый, черемша, шалфей клейкий, зверобой изящный) и папоротников (многоножка обыкновенная);
• цветов (рябчик шахматный, гвоздика песчаная, горицвет весенний, лен желтый, фиалка топяная);
• мхов (сфагнум тупой).
Кроме того государство взяло под охрану некоторые виды водных растений. Это сальвиния плавающая, полушник озерный, рдест красноватый, кубышка малая.
3. Какие растения используют в озеленении вашего микрорайона, поселка, села? Какие из них в какой период наиболее декоративны?
В Москве для озеленения улиц используют различные виды растений, которые радуют глаз в течение всего года. Список их очень велик.
Вечнозеленые сосны и ели в зимний период напоминают о лете.
Сирень и черемуха весной наполняют улицы своим ароматом и красотой цветения.
Летом цветение лип делает воздух медово-сладким, а осенью яркая красота кленовых листьев поднимает настроение.
Декоративные насаждения цветов на клумбах дарят эстетическое наслаждение с начала весны и до конца осени.
§ 13. Разнообразие, распространение, значение растений — Пасечник. 5 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Какие растения вы знаете?
Травы, цветы, деревья, кустарники и другие растения.
2. Где обитают растения?
Растения обитают по всему земному шара — и на суше, и в воде. Много растений можно увидеть в лесу и на лугу. Растения растут в тундре, в степях и пустынях. Бывают морские, речные и озерные растения. Разнообразные растения растут в горах и в долинах.
3. Как человек использует растения?
Человек использует растения в самых разнообразных целях:
Вопросы в конце параграфа
1. Что изучает ботаника?
Ботаника — это наука о растениях. Эта наука изучает виды растений, их ареал обитания, особенности роста, цветения и размножения, применение, строение. взаимодействие с другими живыми организмами и все остальное, что связано с растениями.
2. Какое значение имеют растения в природе?
Благодаря способности к фотосинтезу, растения поглощают углекислый газ и насыщают воздух кислородом, который необходим всем живым существам обитающим на планете. Кроме того, растения являются пищей и местом обитания многих животных и других организмов.
3. Какое значение имеют растения в жизни человека?
Люди питаются растениями, а также продуктами их переработки. Растения используются человеком в качестве сырья для различных областей промышленности, для изготовления лекарств, бумаги, в качестве строительного материала и топлива. Кроме того, растения приносят человеку эстетическое удовольствие и радость.
4. Почему нужно охранять растения?
В результате хозяйственной деятельности человека и природных катаклизмов многие растения уже исчезли с лица Земли, а некоторые растения находятся на грани исчезновения или их численность сильно сократилась в последние годы. Именно поэтому одной из главных задач человечества является охрана и защита растений от вреда, причиняемому человеком. Мы должны сохранить нашу природу для своих потомков, ведь жизнь людей без растений невозможна!
5. Какое участие ученики вашей школы принимают в работе по охране природы?
Ученики нашей школы помогают в посадке деревьев, очистке лесов и парков от мусора. На уроках технологии ма научились делать скворечники и кормушки. Теперь мы можем помочь птицам и мелким животным выжить в холодные месяцы и найти уютный дом для выращивания птенцов весной.
6. В чём отличие низших растений от высших?
Низшие растения — это растения, тела которых либо одноклеточные, либо многоклеточные, но не имеют сложного тканевого строения. У них нет отдельно листьев, стеблей или корня — только единое слоевище или таллом.
Высшие растения отличаются сложным строением и многообразием тканей. Тело высших растений расчленено на органы: корни, стебель, листья и т.д.
Подумайте
Почему без растений жизнь на нашей планете будет невозможна?
Растения являются важной частью великого круговорота веществ в природе. Во-первых, они способны преобразовывать минеральные вещества и простые органические вещества в сложные органические вещества, являющиеся пищей для животных и людей. Во-вторых, растения поглощают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания живых существ на планете.
Без растений у других живых организмов на планете не было бы пищи, воздуха и, часто, места обитания.
Задания
1. Подготовьте рассказ о многообразии и среде обитания растений вашего региона.
Рассказ «Многообразие и среда обитания растений в Москве и Московской области»
Москва и Московская область находится на границе лесной и лесостепной природных зон. На севере и северо-западе области более 80% территории занимают леса, на востоке лес занимает только половину территории, а на юге региона преобладают луга и степи. Также, Москва и Подмосковье богаты водными ресурсами: реками и озерами, что является благоприятным условием для особенного многообразия растительного мира региона.
В лесах Подмосковья встречаются практически все виды растений, характерных для Средней полосы России: ели, сосны, берёзы, дубы, буки, осины, чёрная и серая ольха, ивы, липы, клёны, ясени и вязы. В подлеске растут кустарники бересклета, жимолости, калины и лещины. Леса богаты ягодами и грибами. Например, часто встречаются заросли брусники, черники, калины, лесной земляники, малины и других ягодных кустарников и травянистых растений. Не меньшим разнообразием отличаются и лесные лекарственные травы Москвы и Подмосковья. Тысячелистник, зверобой, подорожник, ландыш, пижма и конечно же крапива — это далеко не полный перечень лекарственных трав, которыми богаты местные леса.
Подмосковье — это развитый сельскохозяйственный регион, поэтому природные степи и луга здесь сохранились только в заповедниках и заказниках. Остальные же открытые территории уже давно превратились в поля, засаженные пшеницей, рожью, кукурузой и другими культурными растениями. На лугах же произрастают всевозможные травы и цветы: ковыль, лютики, колокольчики, васильки, маки, одуванчики и огромное количество других луговых растений. Большие площади в регионе занимают болота, на которых можно встретить осоку, рогоз и кувшинки.
Растения Москвы — это в основном декоративные растения, специально посаженные в парках, скверах и на аллеях. Это могут быть липы, берёзы, клёны, тополя, буки и вязы, а также сборы газонных трав и садовые цветы: пионы, розы, георгины, астры, бархатцы и хризантемы. Впрочем, на территории Москвы находится несколько заказников, памятников природы и национальный парк «Лосиный остров». В них произрастают растения характерные для Средней полосы России.
2. Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений?
В Красную книгу Москвы и Московской области занесено почти 700 видов растений. Это деревья, травы, кустарники, цветы, мхи, водоросли и лишайники. Например, к охраняемым растениям относится:
Для охраны этих растений на территории региона создаются заповедники, заказники, природные и национальные парки.
3. Какие растения используют в озеленении вашего микрорайона, посёлка, села? Какие из них в какой период наиболее декоративны?
В Москве, а также в городах и сёлах Подмосковья для озеленения используются самые разнообразные виды растений:
Некоторые из них, например ели и сосны, относятся к вечнозелёным растениям и прекрасно выглядят и зимой, и летом. Лиственные деревья наиболее декоративно выглядят с мая по конец октября. Кустарники — в период цветения: от конца марта до конца июня. Травянистые и цветковые растения радуют глаз с начала весны и до конца осени.
Словарик
Ботаника — это наука о растениях.
Низшие растения — это одноклеточные или многоклеточные растения, тело которых состоит не имеет сложного строения и состоит из единого слоевища или таллома.
Высшие растения — это многоклеточные растения, имеющие сложное строение и многообразие тканей. Тело высших растений разделено на отдельные органы: корень, стебель, цветок, листья и т.д.
Слоевище — тело многоклеточных низших растений.
Таллом, тоже что и слоевище — тело многоклеточных низших растений, не разделённое на отдельные органы.
§ 17. Разнообразие, распространение, значение растений
Разнообразие растений. Растения различаются по размерам. Есть среди них и микроскопические водоросли, и огромные деревья, возвышающиеся над землёй более чем на 100 м (рис. 54).
Рис. 54. Размеры растений
Различна также продолжительность их жизни. Можно встретить дубы, которым более тысячи лет. Но есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней. Большинство растений обладают зелёной окраской (рис. 55), но некоторые не имеют её, например заразиха (рис. 56).
Рис. 55. Тысячелистник и гвоздика-травянка
Где встречаются растения. Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Множество растений живёт в морях и океанах, озёрах, прудах и реках. Растут они в безводных пустынях и на топких болотах, высоко в горах и в глубоких ущельях. А как велико разнообразие растений на лугах, в степях и лесах! Их можно найти в тёплое время года даже в ледяных пустынях Арктики и Антарктики.
Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях.
Значение растений в природе. Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Леса, луга, болота и пустыни населяют разнообразные представители живого мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми, в свою очередь, питаются хищники.
Значение растений в жизни человека. Невозможно представить себе нашу жизнь без растений. Люди питаются растениями и продуктами их переработки, используют как сырьё для различных отраслей промышленности и для приготовления лекарств, как строительный материал и топливо. Из древесины делают бумагу, на которой печатают газеты, журналы, книги, школьные учебники.
Трудно перечислить всё, что получает человек от растений. Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырьё. Они украшают нашу жизнь, приносят радость.
Древний человек искал и собирал дикие съедобные и лекарственные растения (рис. 57). С переходом к оседлому образу жизни человек стал выращивать злаковые, плодово-ягодные, лекарственные, кормовые и технические культуры. Развитие земледелия потребовало новых знаний об отношении растений к среде, о свойствах различных культур и их сортов, о том, как следует обрабатывать почву и ухаживать за ней, чтобы получить хорошие урожаи, и т. п.
Учёные выводят новые высокоурожайные и устойчивые к болезням сорта культурных растений. Это помогает обеспечить население достаточным количеством разнообразных пищевых продуктов.
Рис. 57. Лекарственные растения
Вы знаете, что без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с лица Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить, а во многих регионах Земли воссоздать благоприятные для жизни растений природные условия — одна из главных задач человечества. Для рациональной хозяйственной деятельности необходимы ботанические знания.
Что изучает ботаника. Ботаника (от греческого слова «ботанэ» — зелень, трава, растение) — наука о растениях. Она изучает их жизнь, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в Мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.
Все растения в зависимости от строения делят на две большие группы — низшие и высшие.
Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки. Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греческого слова «таллос» — зелёная ветвь). У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.
У высших растений тело расчленено на органы — ли-стостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые построены из различных тканей.
Новые понятия
Ботаника. Низшие растения. Высшие растения. Слоевище. Таллом
Вопросы
Подумайте
Почему без растений жизнь на нашей планете будет невозможна?