Рассказ о моей прабабушке в годы войны

Сказки

История жизни моей прабабушки в истории Отечества

Три недели назад завершился основной этап голосования конкурса писем «О войне написано не все», который газета «Вести» проводит совместно с сетевым изданием «Леноблинформ». Читатели определили лучшие письма, которые вышли в «Финал четырех». Его победитель по итогам нового голосования получит 10 тыс. рублей. Сегодня «Вести» завершают публикацию лучших конкурсных произведений (см. также №71 от 23.09.20, №73 от 30.09.20 и №75 от 07.10.20) письмом школьника из Волхова Романа Трошина, который провел архивное исследование и составил биографию своей прабабушки. Голосование на сайте «Леноблинформа» продлится до 4 ноября, после чего мы объявим имя победителя, которого выберут читатели.

Прабабушка с мамой,

братом и младшей сестрой

«Уважение к прошлому –

вот черта, отличающая образованность от дикости»

Сегодня мы очень мало знаем об испытаниях, выпавших на долю тех, кто прошел войну, пережил голод, оккупацию, кто поднимал наше Отечество после войны, восстанавливал страну после разрухи. Что же им всем пришлось пережить и через что пройти?

И нашу семью Великая Отечественная война не обошла стороной. Историей своей семьи я интересуюсь давно. Многие исторические моменты страны можно отследить на судьбе моих прадедов, которые были и будут для меня образцом порядочности, воспитанности, честности, трудолюбия.

В нашей семье много сохранилось документов, подтверждающих прошлое моих родных, и большая их часть — это боевые и трудовые награды моих прадедушек и прабабушек. Я решил написать биографию моей прабабушки Надежды Васильевны Андриановой.

Прабабушка прожила 87 лет, до 3 января 2011 года. К сожалению, ее уже нет в живых и информацию о ней, узнавал у людей, близко знавших ее: моей бабушки Андриановой Галины Александровны, моей мамы Трошиной Ольги Николаевны, сестры бабушки Апрелевой Людмилы Александровны. Работал с семейным архивом, обращался за информацией в КИЦ им. А.С. Пушкина города Волхова, музей им. Г.О. Графтио, военный комиссариат Волховского района и использовал интернет-ресурсы. Вот что я узнал.

Прабабушка – Андрианова Надежда Васильевна (в девичестве Микрюкова) родилась 20 сентября 1923 года в деревне Кокоренцы Зуевского района, Кировской области, Пермский край. Семья многодетная (пять детей: две сестры и два брата). Надежда была самой старшей из детей. Семья была на хорошем счету в деревне. Папа работал портным верхней одежды, мама — колхозница.

Шел 1941 год. Моей прабабушке — 17 лет. Последний год в школе, подготовка к выпускным экзаменам и светлые надежды на будущее. Наступил долгожданный выпускной бал 21 июня. А утром 22 июня по радио услышали страшную весть о войне.

Всех мужчин сразу призвали на фронт. Начался холод и голод. Всю работу выполняли женщины и дети. На их долю выпали все тяготы работников тыла. Надежда пошла работать счетоводом на бумажную фабрику. А уже в июле 41-го она принимает решение вступить в ряды красноармейцев, но на тот момент ей не исполнилось еще и 18. В военкомате она прибавила себе год.

В июле 1942 года была призвана Зуевским РВК (Районный Военный Комиссариат) в Рабоче-крестьянскую Красную Армию в звании младшего сержанта в должности начальника поста и направлена на Волховский фронт. Служила в 54-й армии, в 47-м отдельном батальоне воздушного наблюдения, оповещения и связи, разведчицей 2-й роты.

Из личных воспоминаний моей прабабушки: «Кто говорит, что на войне не страшно? Страшно, тяжело, опасно. Конечно же, война не для девушек. Мы с девчонками прибыли по распределению в село Паша. Жили в почти не отапливаемой казарме, спали не раздеваясь. Очень трудно и страшно. Нашей задачей было обнаружить самолеты и сообщить в штаб. Для этой цели построили деревянные смотровые вышки, на которых мы — молоденькие девчонки — дежурили по одной. Очень многие мои подруги погибли в этом лесу от рук фашистских диверсантов».

В сентябре 1943 года моя прабабушка получила назначение начальником поста, в ноябре этого же года было присвоено звание сержанта. О ней, как о лучшем наблюдателе, напечатали материал в красноармейской газете «За Родину», 11 декабря 1944 года.

Из воспоминаний моей прабабушки: «Сразу после снятия блокады, нас отправили в Ленинград, и мы своими глазами увидели весь этот ужас: все здания разрушены, на улицах горы трупов, пустота, холод и голод. Как показывают блокаду в фильмах и книгах — это только часть правды. На меня увиденное произвело огромное впечатление, до сих пор не могу сдержать слез».

Но несмотря на все трудности войны, которые пришлось пережить молодым ребятам и девушкам, они не утратили веры в Победу и мирную жизнь. На фронте они дружили и влюблялись. Моя прабабушка на Волховском фронте познакомилась с прадедушкой, и вместе они прошли всю войну и весь жизненный путь. Победу они встретили в Эстонии и там же зарегистрировали свой брак.

За боевые заслуги моя прабабушка Надежда Васильевна Андрианова получила Орден Отечественной войны II степени, медаль «За боевые заслуги», медаль Жукова, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», знак «Отличник ПВО», почетный знак «В память битвы за Ленинград», значок «Фронтовик 1941–1945», памятный знак «Память Погостья».

После войны — везде разруха. Работать в деревне кроме стариков, женщин, детей и тех немногих мужчин, которые вернулись с фронта, некому. Жили трудно. Выращивали овощи, ели лебеду, ботву свеклы. Восстанавливали хозяйство.

Надежда Васильевна начала работать учителем начальных классов с 1 сентября 1945 года и тут же поступила в Тихвинское педагогическое училище. В 1946 году закончила обучение с присвоением звания «Учитель начальной школы». Преподавала в школах Волховского района: д. Бор, д. Прусыно-Горка, д. Зеленец, д. Усадище. В школе проработала 40 лет, до 27 августа 1985 года.

За успешную и плодотворную учебно-воспитательную, производственную, общественную и коммунистическую работу была награждена медалями, нагрудными значками и почетными грамотами. До 1975 года являлась депутатом Усадищенского сельского Совета депутатов трудящихся Волховского района. Моя прабабушка была очень трудолюбивым, добрым, ответственным человеком и педагогом с большой буквы.

По состоянию здоровья прабабушка ушла на заслуженный отдых, но сидеть без дела она не смогла и активно участвовала в жизни школы и своих сельчан. Сколько же ей пришлось пережить! Таких испытаний хватило бы не на одного человека. Но они не сломили ее. С достоинством Надежда Васильевна преодолела все, оставаясь доброй и заботливой. Я горжусь своей прабабушкой.

Огромное спасибо моим родным — маме и бабушке, которые помогли мне написать биографию прабабушки.

Источник

Моя прабабушка – труженица тыла

В этом году вся страна отметит 75-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Война прошла через каждую семью, разделила всех советских людей на «фронт» и «тыл».

Хочу рассказать о моей милой, доброй прабабушке Антонине Павловне Кулигиной, которая во время войны трудилась в тылу.

Моя бабушка родилась 28 августа 1929 году в Рязанской области в маленьком посёлке. Семья её была большая: папа, мама, три брата, одна сестра и она. Ей было 11 лет, когда началась Великая Отечественная война.

Война – это большая всеобщая беда. Как рассказывала мне бабушка, многие мужчины в селе ушли на фронт, забирали и молодых парней. А оставшиеся женщины и дети выполняли всю работу в селе. Ничто их не останавливало: ни голод, ни холод, ни жара. В своём возрасте прабабушке приходилось работать наравне с взрослыми. Возила сено и силос, пахала на быках и лошадях, которые падали без сил.

«На фронте им было конечно очень трудно. И мы втылу старались тоже помочь приблизить Победу», – вспоминала прабабушка.

В тяжёлые годы во время войны не было еды и одежды. Суп варили из разных съедобных трав. Собирали различные семена, делали из них муку и лепили лепёшки. Всё приходилось есть, так как надо было жить. Бывало, суп делали из одной картошки и капусты, вот и всё. Особенно трудно было зимой. Летом можно было пойти в лес, набрать ягод, грибов, а зимой было плохо от голода и холода. Были и радостные моменты, когда после тяжёлого трудного дня собирались все вместе, пели песни, играли.

Удивляюсь, как прабабушка выдержала и вынесла все тяготы военных лет. Она рассказывала, как закончилась война. Плакали тогда все, но это были слёзы радости.

Жизнь стала потихонечку налаживаться. Антонина Павловна выросла, вышла замуж. Появились дети: два сына и две дочки. Много лет работала учителем в школе. Рано умер её муж (мой прадед). Она сильно переживала и заболела. Из‑за болезни пришлось оставить работу. О ней заботились её дети. Слава богу, она выздоровела.

В этом году моей прабабушке исполниться 91год. Она не сидит на месте, любит что‑то делать дома: готовить, убирать или шить, кормить цыплят и кроликов, потому что она привыкла всегда работать.

Читайте также:  Примеры конфликтов из сказок и способы их разрешения примеры

Моя прабабушка награждена юбилейными медалями «к 70-летию Победы» и недавно ей вручили юбилейную медаль «к 75-летию Победы».

Сейчас у моей прабабушки 12 внуков и 23 правнуков, которые, её очень любят и берегут.

Я счастлив, что родилась в мирное время, а так же горжусь своей прабабушкой. Когда вырасту, я буду рассказывать своим детям о войне, которая коснулась нашей семьи, чтобы связь поколений не прерывалась.

Источник

«Жизнь тружеников тыла на примере военного детства моей прабабушки»

1.1. Современники моей прабабушки………………………………………………5

1.2. Омское село в годы войны……………………………………………………..7

2.1. История семьи моей прабабушки……………………………………………. 8

2.2. Рассказ прабабушки о своём военном детстве………………………………9

2.3. Данные о тружениках тыла Тарского и Седельниковского районов……..12

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе мы и детство и война.

Всё дальше и дальше уходит от нас Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. И всё меньше и меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, отданы миллионы жизней в борьбе с фашистами [4].

Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство [4].

Как-то мы с мамой сидели и разговаривали о моей прабабушке, которая во время войны была ребенком, но она трудилась и помогала фронту. После этого разговора я задумалась о том, что очень мало знаю о судьбе своей прабабушки, о том, как она жила и трудилась во время войны. Я решила глубже об этом узнать.

Своей работой мы хотели показать события Великой Отечественной войны глазами ребенка, еще юной девочки, живущей в тылу. Она вспоминала, а мы записывали. Это рассказ о собственной жизни – борьбе за выживание.

Новизна работы заключается в том, что до меня в семье никто не занимался исследованием судьбы прабабушки.

Цель работы: узнать о жизни тружеников тыла на примере военного детства моей прабабушки.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи :

1. Изучить материалы о тружениках тыла.

2. Расспросить прабабушку с целью изучения фактов ее жизни и изучить документы из архива моей семьи.

3. Собрать сведения о тружениках тыла Тарского и Седельниковского районов Омской области.

Объект исследования – труженики тыла в годы войны.

В ходе работы я использовала следующие методы :

Теоретический: анализ литературы и интернет – источников.

Интервью (беседа) с моей прабабушкой.

Опрос руководителя Тарского клуба «Поиск» и членов Совета ветеранов ВОВ.

Обобщение полученных данных.

ГЛАВА I . ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

1.1. Современники моей прабабушки.

О Великой Отечественной войне нам многое известно из книг и документальных источников. В 2016 исполнился 71 год со дня окончания ВОВ. Участников боевых действий осталось очень мало. Большинство участников тех событий – это труженики тыла, сироты войны и дети войны.

Тружениками тыла называют всех тех, кто работал и помогал фронту с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года в возрасте от 10 лет и старше. У всех тружеников тыла имеется медаль и удостоверение (Приложение 5).

Трудовой героизм был нормой поведения. Свыше 16 млн. тружеников города и села удостоены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.». В стране широко развернулось всенародное движение по сбору личных средств на строительство танков, самолетов, подводных лодок для действующей армии [9].

В ходе войны перед тружениками всей страны вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны.

Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Инициатива и творчество рабочих были направлены на увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств [11].

В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч пионеров и школьников. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам – школьникам [6].

Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна [6]. Работники тыла стояли в одном ряду с доблестными солдатами Советской армии и ковали победу для фронта. Они делали танки, пушки, самолёты, плавили сталь, добывали уголь, растили хлеб. Труженики тыла заслуживают такого же уважения и почёта, как и солдаты, воевавшие на полях сражений.

1.2. Омское село в годы войны.

Родина моей прабабушки – это Седельниковский район Омской области. В Сибири не было военных действий, но сибиряки делали всё для победы в тылу и также заслуживают почёта и уважения [2].

В Омской области Седельниковский район в годы ВОВ покинуло более пяти тысяч призывников и добровольцев. Уходили на фронт отцы, мужья, братья, сыновья, уходили с надеждой и верой поскорее избавиться от фашистского нашествия. Вчерашние школьники покидали родные края, обещая до последней капли крови защищать Отчизну. Более двух тысяч земляков так и не вернулось с полей сражений. В их честь в центре с. Седельниково был возведен Мемориал Славы где выбито на плитах 2352 имени (Приложение 2) [8].

В сельском хозяйстве Омской области накануне войны были колхозы и совхозы. В годы войны сельское хозяйство Омской области, как и весь тыл, оказалось в тяжелом положении. Оно должно было обеспечить продуктами не только себя, но и воюющую армию. К тому же из Омских хозяйств на фронт было направлено десятки сотен тракторов, автомобилей, лошадей. Около половины трактористов и комбайнеров были призваны в действующую армию [7].

Нехватка людей стала сразу же остро ощущаться и в Седельниковском районе, и в целом по стране. Тогда на помощь пришли женщины и девушки, которые пришли учиться на краткосрочные курсы трактористов и комбайнеров. За годы войны имена нескольких сотен и тысяч женщин прославились героическим трудом [7].

Тяжелейший труд лег и на детские плечи школьников нашей области. Во время каникул вместо отдыха они трудились нередко наравне со взрослыми: работали на сенокосилках и тракторах, на уборке овощей и прополке зерновых. Дети быстро осваивали новую для них профессию трактористов и успешно пахали землю, сеяли и убирали хлеб. Многие дети за свой труд были удостоены званиями «Ударник Социалистического труда» [8].

Главной задачей являлось выполнение и перевыполнение государственных планов по заготовке хлеба и других продуктов сельского хозяйства: молока, мяса, картофеля и других овощей. Крестьяне, сами жившие впроголодь, в тяжелейших лишениях, отдавая зачастую последнее. С этой задачей справились [11].

Таким образом, изучив различные источники, мы выяснили, что труженики тыла нашей страны, несмотря на суровые условия, внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.

ГЛАВА II . ГОДЫ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ.

2.1. История семьи моей прабабушки.

Суровое военное время, голод, холод, гибель отцов на полях сражений – дети сороковых взрослели быстро, трудились наравне со взрослыми. Война ворвалась в жизнь внезапно, детям, потерявшим родителей, было вдвойне тяжело. На примере моей прабабушки мы хотим рассказать о трудном детстве того времени [7].

Моя прабабушка Стахиюк Анастасия Владимировна родилась 7 февраля 1928 года в деревне Ильинка – Седельниковского района Омской области (деревня Ильинка уже не существует на карте Седельниковского района) (Приложение 3). Росла она вместе с братом в семье военного. Потом отец Гамза Владимир Андреевич привел в дом другую женщину. Забрав брата Витю и новую жену, отец уехал с ними на Украину в Крым, где воевал против фашистов, там же и погиб. О его гибели Анастасия Владимировна ничего не знает. Да и знать не хочет. Осталась обида за маму, за себя. А мать Гамза (Черномазова) Мария Ивановна не смогла пережить этого горя и еще, будучи тридцатилетней, молодой женщиной умерла.

Рано осиротев, моя прабабушка, ей тогда было 7 лет, осталась жить со старой бабушкой Гамза Прасковьей Петровной (матерью отца). Благодарна она ей очень, без слез и вспомнить ее не может. Если бы не старая бабушка воспитывалась бы она в детском доме. Детство у прабабушки было тяжелое: довоенное и военное, бабушка, Прасковья Петровна, часто болела. Приходилось, самой, этой маленькой девочке и воду носить и печь топить и корову доить. Пришло время, идти в школу. Пошла в школу в соседнюю деревню за 12 километров от дома. Трудно было ходить от деревни в деревню, но учиться очень хотелось. Зимой бывало идёшь, дорогу снегом заметет, и думаешь как бы с пути не сбиться. А зимы какие раньше суровые были не такие как сейчас. Пожалела тогда меня тетя и забрала к себе жить. Тетю звали Гамза Лидия Иосифовна (Приложение 3). Это была сестра отца. Добрая была женщина. У нее было двое своих детей (Николай и Яков), и я была третей (Приложение 3). На лето бабушка, Прасковья Петровна, забирала меня к себе, а зимой жила у тёти и училась в школе. Это было её довоенное детство, а потом началась война.

Читайте также:  Сказки красная плесень все песни

2.2. Рассказ прабабушки о своём военном детстве.

О своём военном детстве прабабушка рассказала нам сама. Мы задавали ей вопросы, а она нам отвечала. В нашей семье принято уважать старшее поколение, поэтому к своей прабабушке мы обращаемся на «Вы».

-А как Вы узнали о начале войны?

-Мы с ребятишками играли на улице. Прибежала соседская девочка и сказала, что началась война.

Когда началась война, мне было всего 13 лет. Жизнь во время войны была очень тяжелой и у тех, кто был ближе к фронту, и у тех, кто жил в глубоком тылу. На фронт, как и везде, из нашей деревни забрали всех мужчин. Все хозяйство легло на женские и детские плечи.

В это время я училась в школе. Наверное, как и везде у нас в школе не хватало учителей, так как многие из них ушли на фронт. Учебников почти не было, совсем не было тетрадей, писали на листах старых книг или газет. Писали палочками или гусиными перьями, чернила делали из сажи или свеклы. Занятия приходилось посещать не всегда. Сказывались трудные бытовые условия. Нередко случалось так, что у нас в семье было одно пальто, одни сапоги, и в весеннюю распутицу мы не могли посещать занятия. Многие ученики из-за тяжелых материальных условий вынуждены были бросить школу.

Сама жизнь заставляла этих людей работать от зари до зари, и поэтому пришлось расстаться со школой и мне. Наряду со взрослыми, я стала работать в колхозе. К тому времени основными работниками в деревне были только женщины, дети да вернувшиеся с фронта инвалиды

Мы, школьники, помогали колхозу: работали на сенокосе, пололи просо, зимой собирали золу для удобрения полей, домашнее хозяйство тоже лежало на наших хрупких плечах, так как у взрослых было много других забот. Все работали: дети и взрослые, днем и ночью, не считались ни с чем.

Рабочий день во время посевной начинался в четыре часа утра и заканчивался поздно вечером, при этом голодным селянам надо было успеть еще и засадить свой собственный огород. Из-за отсутствия техники все работы приходилось выполнять вручную. Впрочем, народ у нас был находчивый. Колхозницы пахали, запрягая в плуг женщин, что посильнее. За работу получали паек. Летом бегали по лесу, собирали ягоды, травы, а осенью до «белых мух» копали картошку. Трудно жилось, голодно. Летом ещё ничего: питались всем, что растёт в лесу: ягодами, грибами, а зимой – сложнее: суп из картофельных очистков, болтушка из отрубей и летние заготовки: жёлуди, засушенные травы, хлеб с клевером, оладьи из картошки, запивая все это солодом из сахарной свеклы. Иногда ходили собирать на поля оставшиеся колоски и гнилую картошку – вот и вся наша еда.

Во время войны на нашей улице остался один мужчина, старый дедушка, который бесплатно возил дрова для семей, в которых были женщины и дети. Мы, ребятишки, помогали ему разгружать эти дрова.

-А где Вы встретили День Победы и как его отмечали?

-О Победе объявили по радио. Все плакали от радости и счастья. Этот день ждали, потому что советские войска были в Берлине. Об этом говорили по радио. День Победы для нас стал самым счастливым днём.

-В чём, по-вашему, секрет победы?

-Секрет победы в патриотизме народа. Одни воевали, другие работали в тылу. Советский народ делал всё ради победы.

Я выросла, выучилась. Работала в деревне на току (заведующей складом), затем продавцом. Была депутатом сельского совета (Приложение 5). Вышла замуж. Мужа звали Степан. Он был председателем колхоза. Родила и вырастила четверых детей.

Всенародная беда сплотила нас и помогла выжить, выстоять, победить, и это уже было подвигом, который совершили не только взрослые, но и дети. Наше поколение хорошо знает, что такое война, и поэтому готовы вслед за поэтессой Людмилой Татьяничевой повторять:

Что мне надо? Скажу по совести:

Непременней всего на свете

Я хочу, чтоб ни войн, ни горестей

Не изведали наши дети!

Проанализировав полученный материал, я пришла к выводу, что моим родным, не пришлось встретить врага лицом к лицу на поле боя, на их счету нет ни одного убитого фашиста. Но победа над врагом одерживалась не только на поле боя, но и в тылу. Если бы не труд женщин, которые растили хлеб, чтобы кормить бойцов, если бы не труд детей и подростков на заводах по выпуску снарядов, если бы не работа врачей и медсестёр, спасавших раненых… Если бы не работа тружеников тыла—не одержать бы нашей армии победы над врагом. Победа была общей. И одну из страниц этого общего дела написали мои родные.

2.3. Данные о тружениках тыла Тарского и Седельниковского районов.

Проводя исследование, мы решили узнать сколько тружеников тыла живёт в Тарском и Седельниковском районах, так как моя прабабушка прожила большую часть своей жизни в Седельниковском районе, а в данный момент живёт уже четвёртый год в городе Тара.

Обратившись к председателю Тарского районного отделения Омской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) Котлячкову Александру Никоновичу и руководителю Тарского городского клуба «Поиск» Лукьянцеву Геннадию Григорьевичу, а также к председателю Седельниковского Совета ветеранов Казаеву Сергею Равильевичу, мы получили следующие данные о ветеранах и тружениках тыла на 01 января 2017 года:

Источник

Рассказ о моей прабабушке в годы войны

Б) «Всё для фронта, всё для победы»…………………………6-7

4. Используемая литература…………………………………..9-10

1. Вступление

Я бы хотела рассказать о них, им пришлось пережить все тяготы Великой Отечественной войны. Моя прабабушка Иванова Платонида (на современном языке и в некоторых источниках Полина) Фёдоровна является участником Великой Отечественной войны с фашисткой Германией и Японией, а вторая прабабушка Макарова Екатерина Александровна во время войны работала в тылу.

Цель: Выяснить, какой вклад внесли мои прабабушки в победу советского народа над фашизмом, и как повлияла на их судьбу Великая Отечественная война.

Задачи: 1) рассказать военную биографию Платониды Фёдоровны.

2) рассказать трудовую биографию во время войны Екатерины Александровны

3) выяснить, как война отразилась на их судьбе

Для получения достоверной информации моя семья обратилась в военный архив, кроме того я расспрашивала свою бабушку, маму, использовала материалы из Интернета, а так же воспоминания ветеранов войны и тружеников тыла, которые расположены в нашем школьном музее. На основе полученных данных, их анализа и было создано это исследование.

2. Основная часть

А)Боевая биография Платониды Фёдоровны Ивановой

Платонида Фёдоровна родилась 20 мая 1920 года, в селе Куйта Нукутского района. Моя прабабушка Платонида на войну ушла добровольцем, именно поэтому о ней очень мало сведений. Её муж Александр был директором Куйтинской школы. В то время была «охота» на умных, образованных, талантливых людей. Хотелось бы остановиться и не много рассказать о той самой «охоте».Политические репрессии в СССР — принудительные меры государственного воздействия, включающие различные виды наказаний и правоограничений, применявшиеся в СССР к отдельным лицам и категориям лиц по политическим мотивам. Количество жертв репрессий Сталина исчислялось не десятками, не сотнями тысяч, а семью миллионами умерших от голода и четырьмя миллионами арестованных. Только количество расстрелянных составляло порядка 800 тыс. человек… И мой прадедушка зная об опасности, которая постоянно везде подстерегала его, был вынужден скрываться в лесу, только по ночам приходил ненадолго домой. Но однажды ночью в доме его застали неизвестные люди, как теперь известно, из НКВД и увезли в неизвестном направлении, больше его никто никогда не видел и о его дальнейшей судьбе ничего не известно. Моя прабабушка осталась одна с тремя детьми: Степаном, Петром и моим дедушкой Александром. Здесь просто нельзя не вспомнить слова Эдуарда Асадова о войне: «Слова, что это — кара за грехи, Кого всерьез, скажите, убедили? Ну хорошо, пусть взрослые плохи, Хоть и средь них есть честны и тихи, А дети? Чем же дети нагрешили?» Видя, в какой тяжёлой ситуации находится её страна, моя прабабушка решила пойти на войну добровольцем, чтобы помочь своей стране в борьбе с фашизмом. Она хотела, чтобы её страна осталась свободной и независимой, чтобы люди жили в мире и согласии. Она пешком пришла из Нукутского района в Аларский военкомат, оставив своих детей родственникам.

Читайте также:  Попурри из сказок в гостях у сказки

Наша семья делала запрос в центральных архив Министерства обороны РФ города Подольска, но в ответ мы получили лишь один лист из города Гатчина с небольшими сведениями о моей прабабушки. (см. приложение 1) Платонида проходила службу в 108 береговой артиллерийской батарее с 1943 года по ноябрь 1945 года. Эта батарея являлась одним из подразделений 79-го Отдельного артиллерийского дивизиона. Этот дивизион являлся береговой артиллерийской батареей ТОФ, целью которого являлось береговая оборона и укрепление районов сухопутной границы на Дальнем Востоке. Моя прабабушка была принята в стрелковую дивизию и была стрелком. 108 береговая артиллерийская батарея в период с 9.08.1945 года по 3.09.1945 года входила в состав действующей армии. Она находилась на мысе Сутковского (берег Судхузе). Прабабушка Поля в первый раз увидев японцев, очень удивилась, но постепенно привыкла к ним. Японцев она видела разных: командиров, пленных, простых солдатов. Рядом с ними, на другом берегу, располагалась японская армия. Со стороны противника очень часто были провокации. Несколько раз они нападали ночью, сбрасывали боеголовки. Был случай, когда пару японцев разведчиков влились в наш отряд, под видом бурят и их долгое время никто не мог разоблачить, вспоминала прабабушка Поля. Случалось, что японцы нападали на нас, чтобы отвлечь наше внимание, а тем временем их армия шла в совершенно другом направлении. Моей прабабушке вручили Орден Отечественной войны II степени. (см.приложение 3)Орденом Отечественной войны награждались солдаты и начальствующий состав Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск. Потом прабабушке Поле вручили Орден Трудовой Славы III степени.

По окончанию войны моя бабушка жила в посёлке Забитуй, помогала детям, растила и очень любила своих внуков. Она получала пенсию 80 рублей. Мой папа вспоминает, что бабушка никогда не рассказывала о войне, потому что ей было очень больно об этом говорить (см.приложение 4). Она только всегда говорила, что как только оказалась на войне, с первого дня начала курить. Папа помнит, как бабушка очень часто курила до конца своих дней, а курила она трубку. Она умерла 7 декабря 1996 года. В 2008 году моей прабабушке за военную службу в Действующей армии, установили надгробный памятник за счёт средств, выделяемых Министерством обороны из федерального бюджета. (см.приложение 2,6)

К большому сожалению, все документы прабабушки Поли были безжалостно уничтожены одной из её невесток, по-видимому, она посчитала их не нужными. Поэтому, сведений о прабабушке очень мало. Все ордена моей прабабушки бесследно исчезли.

Б) «Всё для фронта, всё для победы»

После войны также, как и прабабушка Поля, жила в посёлке Забитуй, родила троих детей: Галину, Тамару и Андрея. Три года назад её забрала в Кутулик дочь Галина. К счастью, она до сих пор жива, живёт с моей бабушкой Галиной, очень любит своих правнуков и учит их правильным манерам и как не совершать ошибки в жизни. Как труженик тыла, она получает довольно хорошую пенсию. У неё есть орден Трудового Красного Знамени и орден Ленина. Орден Трудового Красного Знамени учреждён для награждения за большие трудовые заслуги перед Советским государством и обществом в области производства, науки, культуры, литературы, искусства, народного образования, здравоохранения, в государственной, общественной и других сферах трудовой деятельности. Орден Ленина являлся высочайшей наградой СССР, им награждали за особо выдающиеся заслуги в революционном движении, трудовой деятельности, защите социалистического отечества, становление дружбы и сотрудничества меж народами, укреплении мира и прочие особо выдающиеся заслуги перед государством и обществом. Это означает, что моя прабабушка не просто работала во время Войны на благо страны, а работала очень даже хорошо. К сожалению, расспросить прабабушку более подробно, у меня не получается, так как она очень сильно болеет.

3.Заключение

История – это наука, которая всегда учит людей, чтобы они не повторяли ошибок предшественников. И я очень верю и надеюсь, что в нашем современном мире никогда не будет третьей мировой войны, что нам не доведётся испытать всех ужасов войны, голода и разрухи, которые пали на тяжкую долю наших предков. Надеюсь, что в нашем мире не будет военных конфликтов, но, к сожалению, я всё чаще узнаю о вооружённых столкновениях. А ведь война ломает жизни миллионов и более людей, гибнут и страдают невинные люди, женщины, дети, старики. Так давайте же жить дружно!

Когда я была на серединном этапе своего исследования по данной теме, на Украине только начинались развиваться события, государственной переворот, который привёл к таким ужасным и печальным последствиям, плоды которого до сих пор пожинает весь украинский народ, их семьи, близкие. Страшно подумать, что когда-то мои прабабушки всеми силами боролись с таким злом, как фашизм, а теперь мне приходится наблюдать, как в наши дни, война всё чаще становится путём достижения своих целей… Пусть со мной кто-то не согласится, но ни один человек не заслуживает того, чтобы участвовать в войне. Также нельзя обойти стороной события, происходящие на Ближнем Востоке, на территории Сирии. Я думаю, что они никого не оставят равнодушным. Как бы это красноречиво и грубо не звучало, но это всё говорит о том, что, к сожалению, история, а точнее ошибки предыдущих военных и государственных политических деятелей, ничему не учат людей. Они продолжают вести бессмысленные войны, проливать кровь невинных людей, стариков, женщин, детей, оставлять бесчисленное количество людей инвалидами навсегда, делать детей сиротами, забирать близких людей. Хотелось бы привести цитату великого французского писателя и философа Альбера Камю: «Люди все хотели понять, где война и что в ней гнусного. Она в страшном одиночестве того, кто сражается, и того, кто остается в тылу, в позорном отчаянии, охватившем всех, и в нравственном падении, которое со временем проступает на лицах. Наступило царствие зверей.»

Использованная литература и источники информации:

1. История России, XX век. 9 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

2. Информация от моей бабушки Ивановой Галины Александровны, дочери Макаровой Екатерины Александровны.

3. Информация от моего дедушки Иванова Александра Александровича, сына Ивановой Платониды Фёдоровны.

4. Данные центрального военного архива Министерства обороны РФ города Подольска.

5. Информация от Федерального казённого учреждения военного комиссариата Иркутской области, отдел по Аларскому, Балаганскому, Заларинскому и Нукутскому районам.

6. Информация от Федерального казённого учреждения военного комиссариата Иркутской области.

7. Информация от моей прабабушки Макаровой Екатерины Александровны, работника тыла во время ВОВ.

9. Информация от жителей села Куйта Аларского района.

10. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия (Глав. ред. М.М. Козлов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1985).

11. Япония в войне 1941–1945 гг. Такусиро Хаттори.

12. Данные школьного краеведческого музея МБОУ Куйтинской СОШ Аларского района.

13. Данные школьного краеведческого музея МБОУ Куйтинской СОШ Нукутского района.

14. Данные школьного краеведческого музея МБОУ Кутуликской СОШ Аларского района.

15. Архивные данные администрации посёлка Кутулик

16. Данные Аларского районного краеведческого музея.

17. Японские укрепления на островах Тихого океана 1941-1945. Г.Л.Ротманн, Я.Палмер.

18. Информация от Иванова Александра Александровича, внука Платониды Фёдоровны и Екатерины Александровны (моего отца).

19. Информация от Иванова Алексея Александровича, внука Платониды Фёдоровны и Екатерины Александровны (моего дяди).

20. Архивные данные администрации посёлка Новонукутский.

21. Информация от Ивановой Ирины Петровны, внучки Платониды Фёдоровны.

22. Информация от Ивановой Алёны Петровны, внучки Платониды Фёдоровны.

23. Информация от Макаровой Тамары Александровны, дочери Екатерины Александровны

5. Приложения.

Приложение 1. Удостоверение участника Великой Отечественной войны моей прабабушки Платониды Фёдоровны.

Приложение 2. Ответ из Министерства Обороны РФ на просьбу моей семьи установить прабабушке памятник.

Приложение 3. Копия Орденской книжки моей прабабушки Платониды Фёдоровны

Приложение 4. Мои прабабушки Платонида Фёдоровна с внуком Александром (моим отцом) и Екатерина Александровна.

Приложение 5. Комната в школьном музее, посвящённая Великой Отечественной Войне и землякам-героям, участвовавшим в ней.

Приложение 6. Не совсем достоверная информация о моей прабабушке Платониде Фёдоровне на сайте SKORBIM.com Международная система поминовения усопших. http://skorbim.com/

Приложение 7. Стена комнаты в школьном музее, посвящённая нашим землякам, ветеранам ВОВ, героям Советского Союза и полному кавалеру Ордена Славы, которые как и моя бабушка, сражались с «фашистскими» захватчиками за свободу и независимость своей Родины

Источник

Познавательное и интересное