Что такое Могучая кучка
Могучая кучка («Новая русская музыкальная школа») — это творческое объединение гениальных русских композиторов, которое внесло огромный вклад в развитие музыкальной культуры России. Оно было образовано в середине ХIХ века.
В составе «Могучей кучки» были композиторы:
Ещё «Могучая кучка» называется «Новой русской музыкальной школой» или «Балакиревским кружком».
Могучая кучка на английском языке:
Почему их назвали «Могучей кучкой»?
«. сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
В. В. Стасов
Сами композиторы предложили название «Новая русская музыкальная школа».
Интересные факты о Могучей кучке
История не знает ни точной даты основания, ни даты распада «Могучей кучки», т. к. на протяжении долгого времени им не получалось встретиться всем вместе.
Датой основания принято считать концом 1850 – началом 1860 гг. и дату распада называют серединой 1870 гг.
Мусоргский и Бородин познакомились в военно-сухопутном госпитале ещё в 1856 году. В то время Мусоргский был дежурным офицером, а Бородин — дежурным врачом.
Музыкальный критик Стасов зачастую оказывается в числе Могучей кучки, хотя он не был композитором. Происходит это из-за огромнейшего влияния, которое он оказал на творческую деятельность этой группы.
История создания Могучей кучки
Их история начинается в 1855 году, когда Балакирев приехал в Петербург. Он знакомится с музыкальным критиком Стасовым, который идейно направляет неопытного, но очень одарённого, восемнадцатилетнего пианиста Балакирева.
В следующем, 1856 году, Балакирев знакомится с Ц. А. Кюи. Балакирев увлекает его своей смелостью в музыке и у Кюи появляется глубокий интерес к этому виду искусства.
Мусоргский познакомился с Балакиревым в 1857 году. Про эту встречу сам Мусоргский потом говорил, что «перед ним раскрылся новый, неведомый ему до сих пор мир».
Уже спустя несколько лет, в 1862 году им уже составили компанию Римский-Корсаков и Бородин. В то время Римский-Корсаков был очень молодым и по возрасту, и по музыкальным взглядам. А Бородин на то время уже был выдающимся учёным-химиком.
В начале 1863 года и была сформирована Могучая кучка.
В 1862 году, с помощью Г. Я. Ломакина, они смогли открыть Бесплатную музыкальную школу. Кроме этого целью «Могучей кучки» было донести до народа музыку профессиональных композиторов — сделать её понятной, и они этого достигли.
Завершение Могучей кучки
Мусоргский умер в 1881 году. Перед смертью у него были проблемы и финансового типа, и со здоровьем, что заставило его отойти от творчества.
Смерть Бородина в 1887 году поставила точку в деятельности Могучей кучки. После этого каждый композитор пошёл своей дорогой. Один только Стасов поддерживал отношения со всеми композиторами.
Только Римский-Корсаков продолжил свой путь в музыке — он стал педагогом и дирижёром Бесплатной музыкальной школы.
Участники «Могучей кучки»
«Могучая кучка», «Новая русская музыкальная школа», «Русская пятерка», «Балакиревский кружок» — всё это — названия одного и того же союза композиторов, объединившихся в своих творческих убеждениях, формировавшегося на протяжении нескольких лет в столице Российской Империи Санкт-Петербурге (исследователи приводят период с конца 1850-х по начало 1860-х годов). Удивительно, но за весь период своего существования содружество практически не меняло свой состав, настолько сплоченными и вдохновленными совместным творчеством были его члены.
Основоположники кружка
Рассказ об этой уникальной композиторской унии стоит начать с краткого повествования обо всех ее участниках и основателе. В этот перечень попали широко известные деятели музыкального искусства, которые стояли у истоков этого творческого тандема:
Эта троица жила общей идеей, сохраняя ей верность до конца существования кружка и собственной жизни. Каждый участник состоялся в профессиональном плане, всячески способствуя в становлении творческих соратников.
Римский-Корсаков и Бородин
Чуть позже формирующийся кружок пополнился новыми участниками, которые также внесли свою лепту в его деятельность. Самый молодой из них стал последователем союза, продолжив дело своих единомышленников даже после его распада. Этими двумя новичками оказались:
Несмотря на то, что руководить коллективом доводилось Балакиреву, его идейным вдохновителем и постоянным консультантом практически во все времена оставался писатель и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов. Именно в докладе идеолога о «Могучей кучке», составленного после прослушивания концерта руководителя группы Балакирева, было впервые упомянуто ее название, впоследствии ставшее наиболее известным.
История создания и деятельность
Сегодня можно найти довольно много интересной информации о «Русской пятерке», а также о ее продолжении, основателем которого стал один из членов союза Римский-Корсаков, поэтому целесообразно привести выжимку самых важных фактов из жизни великого творческого коллектива.
Хронология событий
Началось все с балакиревского приезда в Северную Пальмиру. Сочинивший свои первые этюды в 4 с небольшим года 18-летний юноша мечтал о музыкальной карьере в столице. К тому моменту он был вхож в лучшие дома Петербурга, где проводились музыкальные вечера, и уже успел написать дебютный концерт аллегро, который довелось услышать критику Стасову. Впечатленный емким содержанием программы, общественный деятель подружился с талантливым музыкантом и именно с его легкой руки было положено начало творческому союзу. Далее события развивались в следующей последовательности:
Балакирев познакомил своих новоиспеченных соратников с основными теоретическими понятиями об оркестровке, гармонии, композиции и прочих важных составляющих музыкального мира. Единомышленники увлекались трудами известных русских критиков Белинского, Чернышевского, Герцена и Добролюбова и считали себя последователями Глинки, который только-только ушел из жизни, оставив после себя богатое культурное наследие.
Распад и наследие
Каждое собрание соратников проходило в более чем оживленной атмосфере. В воздухе буквально витал дух демократии, поэтому неудивительно, что представители русской интеллигенции, прославлявшие свою родную землю и народ, помышляли о настоящей культурной революции. Нередко великий класс посещали и другие творческие личности, среди которых художник Илья Ефимович Репин, писатель Иван Сергеевич Тургенев, скульптор Марк Матвеевич Антокольский и пр. Вхож в кружок был и знаменитый композитор Петр Ильич Чайковский, правда, отношения с ним у главы и участников музыкального коллектива далеко не всегда складывались лучшим образом.
К сожалению, в 70-х годах в союзе композиторов возникли разногласия, и после 20-летнего существования «Русская пятерка» распалась. Тогда усилиями Римского-Корсакова центр деятельности бывшего союза удалось сохранить, как и его основную идеологию, переместив ее в учебные классы Петербургской консерватории, что было воспринято в штыки Кюи. Чуть позже композитором был организован так называемый «Беляевский кружок», который стал негласным наследником «Новой русской музыкальной школы».
Уже в начале XX века Римский-Корсаков, возглавлявший новый музыкальный союз, разделил бразды правления с другими видными деятелями искусства, среди которых оказались Анатолий Константинович Лядов, Александр Константинович Глазунов и Николай Васильевич Арцыбушев. Чуть позже Римский-Корсаков поделился своим мнением по поводу связи между «Могучей кучкой» и «Беляевским кружком», сказав, будто у них есть действительно много общего, кроме того, что предшественник был революционным, ввиду особенностей того времени, а его последователь — размеренным и прогрессивным.
На самом же деле существенных отличий было гораздо больше, ведь чего только стоит приверженность нового союза разным направлениям и музыкальным авторам, влияние которых на коллектив было колоссальным. Возвращаясь к событиям прошлых лет, придется отметить, что для «Могучей кучки» такие тенденции были недопустимыми в принципе. Кроме того, являясь негласным наследником «Русской пятерки», «Беляевский кружок» фактически не имел единой программы и идеологии, на которой бы строились новые произведения.
Доклад по теме
Нетрудно представить, как могли к этому относиться другие участники бывшего клуба по интересам, которые, к слову, также не сидели без дела. К примеру, тот же Балакирев получил пост главы придворной Капеллы, продолжая распространять свои знания и выпуская все новых и новых последователей собственной школы. Все эти моменты обязательно стоит внести в сообщение о знаменитом творческом союзе, кратко перечислив самые интересные факты о «Могучей кучке».
Не стоит забывать, кому довелось входить в эту группу, и интересы, которые смогли объединять таких разных людей на протяжении целых 20 лет. На завершающем этапе обязательно нужно перечислить наиболее известные произведения композиторов «Могучей кучки», среди которых:
В конце необходимо подвести итоги о том творческом и просветительском вкладе, который смог внести союз и его основатели в культурную жизнь и развитие России. Можно дополнить доклад фотографиями композиторов и рисунками театральных декораций к некоторым их постановкам.
Могучая кучка
Из Википедии — свободной энциклопедии
Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками традиций М. И. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке. Поиски национальных корней и тяга к родной культуре обратили деятелей искусства к народным темам.
В реализации национально-эстетических принципов, провозглашённых идеологами содружества Стасовым и Балакиревым, наиболее последовательным был М. П. Мусоргский, меньше других — Ц. А. Кюи. Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь». Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и Богослужебного пения, но распространились также и на драматургию, жанр (и форму), вплоть до отдельных категорий музыкального языка (гармония, ритмика, фактура и т.д.).
Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примкнули Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки и искусства, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин, Васнецов.
Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере. Члены этого кружка часто встречались с писателями А. В. Григоровичем, А. Ф. Писемским, И. С. Тургеневым, художником И. Е. Репиным, скульптором М. М. Антокольским. Тесные, хотя и далеко не всегда гладкие связи были и с Петром Ильичом Чайковским.
В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.