Рассказ о московском университете имени ломоносова

Сказки

История Московского университета

Университет сегодня

Сегодня Московский университет — крупнейший классический университет России, в котором обучается более 45 тысяч человек из всех регионов страны (на разных формах обучения). В МГУ 40 факультетов (за последние 20 лет создан 21 факультет), 15 научно-исследовательских институтов, около 750 кафедр, отделов и лабораторий, Медицинский научно-образовательный центр, Научная библиотека, 4 музея, Ботанический сад, Научный парк, филиалы в Севастополе, Ташкенте, Астане, Баку, Душанбе, Ереване.

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» Московскому университету предоставлено право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и выдавать дипломы о высшем образовании собственного образца.

МГУ осуществляет обучение по собственным образовательным уникальным 6‑летним образовательным стандартам, реализуемым в двух формах: интегрированная магистратура (нормативный срок обучения 4 года в бакалавриате и 2 года в магистратуре) и специалитет (нормативный срок обучения 6 лет). Особенностью интегрированной магистратуры является непрерывная подготовка студентов (на протяжении 6 лет обучения) по выбранному направлению, что является гарантией качественной подготовки специалистов в избранной области. В условиях перехода страны на двухуровневую систему высшего образования план приема в бюджетную магистратуру МГУ позволяет продолжить обучение в магистратуре всех выпускников МГУ (бакалавров), способных и готовых к дальнейшему обучению.

В МГУ реализуется 228 основных образовательных программ высшего образования (специалитет, бакалавриат, магистратура), в том числе 139 программ на основе собственных образовательных стандартов.

В Московском университете реализуются Межфакультетские учебные курсы — семестровые курсы лекций, читаемые для студентов вне зависимости от факультета, на котором они обучаются, ведущими профессорами и преподавателями МГУ, другими признанными специалистами в своей области, способными ярко и увлекательно показать связи между различными областями знания: наукой, искусством, политикой, культурой, общественными и социальными процессами. Ряд межфакультетских учебных курсов читается в дистанционном онлайн формате через Интернет на основе специально подготовленных видеозаписей лекций, дополненных различными заданиями, обеспечивающими промежуточную проверку знаний учащихся. Освоение межфакультетских курсов является неотъемлемым элементом обучения студентов в Московском университете и входит в учебный план студентов.

В последние годы в МГУ проводятся следующие олимпиады: Олимпиада школьников «Ломоносов», Всероссийская Интернет-олимпиада «Нанотехнологии — прорыв в будущее», Всероссийский турнир юных физиков, Олимпиада школьников «Государственный аудит», Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!», Олимпиада школьников «Турнир имени М.В. Ломоносова», Московская олимпиада школьников, Открытая олимпиада школьников по программированию и другие.

Студенты Московского университета — неоднократные победители российских и международных олимпиад по различным предметам, а его выпускники — востребованные на современном рынке труда специалисты.

Активно работает Студенческий совет МГУ — представительный орган студенческого самоуправления Московского университета, способствующий эффективному образовательному процессу, воспитательной работе, профессиональному становлению студенчества. Работа Студенческого совета МГУ нацелена на поддержание творческой инициативы обучающейся молодежи, вовлечение ее в научную жизнь университета, а также на помощь в организации и проведении культурно-массовых, спортивных и досуговых мероприятий. Среди студенческих инициатив особое место занимает участие в назначении стипендий и материальной помощи, контроле обеспечения качества образования, получаемого студентами МГУ.

Большую роль в образовательном процессе в Московском университете играет международное сотрудничество. Ежегодно на включенное обучение в зарубежные вузы-партнеры направляется около 500 студентов и столько же приезжают в МГУ на включенное обучение. География международного сотрудничества охватывает 130 стран из всех регионов мира.

Общая численность научно-педагогических работников МГУ — около 10 тысяч человек, в том числе, более 5 тысяч профессорско-преподавательского состава и более 4 тысяч научных работников. 80% научно-педагогических работников имеют ученые степени кандидата и доктора наук.

В соответствии с принятым в 2016 году законом «О внесении изменений в пункт 4 «Закона о науке и государственной научно-технической политике» Московскому университету предоставлено право самостоятельно формировать диссертационные советы и присуждать ученые степени кандидата наук и доктора наук.

МГУ имени М.В.Ломоносова — ведущий научный центр страны, в составе которого сформировались крупные научные школы, работали и работают Нобелевские лауреаты, лауреаты Государственных премий СССР и России. Из 18 Нобелевских лауреатов — наших соотечественников одиннадцать являлись выпускниками или профессорами Московского университета.

Эффективно работает аналитическая информационная система «Наука-МГУ» («ИСТИНА»),созданной специалистами нашего университета, в которой собирается и анализируется информация об основных достижениях ученых МГУ (публикациях всех видов, учебных курсах и др.).

Московский университет успешно выполняет Программу развития до 2020 года. В Программе зафиксированы такие приоритетные направления развития Московского университета, как космические исследования, стратегические информационные технологии, комплексные исследования человека, био- и нанотехнологии, рациональное природопользование и др.

Специалистами Московского университета созданы спутники («Университетский-Татьяна», «Университетский-Татьяна-2», «Ютсат» (в сотрудничестве с индийскими университетами), «Вернов» и «Нуклон». 28 апреля 2016 года с космодрома «Восточный» запущен спутник «Ломоносов» — настоящая космическая лаборатория для изучения экстремальных явлений в нашей Вселенной.

МГУ располагает самым мощным в России и СНГ супервычислителем. Суммарная пиковая производительность университетского суперкомпьютерного комплекса превышает 4,5 петафлопса.

МГУ ведет активное научно-техническое сотрудничество с различными зарубежными компаниями. Со многими из них МГУ имеет масштабные долговременные отношения: создаются совместные лаборатории, проводятся специальные конкурсы и учебные программы. Среди таких компаний с мировой известностью — Intel, Google, Procter & Gamble, Schlumberger, LG Chem, HP, Samsung, Elsevier.

В Московском университете ведется большое строительство: за последние 10 лет удвоена территория кампуса, построено около 1 млн кв. м учебных и научных площадей. Открыты Интеллектуальный центр — Фундаментальная библиотека, Медицинский научно-образовательный центр, Шуваловский и Ломоносовский корпуса, новое студенческое общежитие, Университетская гимназия. Идет работа по созданию научно-технологической долины «Воробьёвы горы» — университетского кластера, объединяющего на одной территории корпуса для научных исследований и реализации инновационных проектов, для культурно-просветительской деятельности, а также современные спортивные площадки.

Во всех международных университетских рейтингах МГУ всегда признается лучшим среди университетов России.

Источник

Рассказ о московском университете имени ломоносова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ) – крупнейшее и, несомненно, лучшее высшее учебное заведение России, что подтверждают и последний рейтинг британского издания Times Higher Education, и глобальные исследования ряда отечественных организаций. Большая часть зданий университета располагается на Воробьевых горах, на юго-западе Москвы, образуя уникальный «студенческий город», попасть в который многие мечтают с детства. МГУ сегодня – это ведущий научно-исследовательский центр, известный не только собственными стандартами обучения, но и насыщенной культурной жизнью, особой творческой атмосферой и традициями, передающимися из поколения в поколение.

Сэкономь на путешествии!

Видео: МГУ

Основные моменты

На протяжении всей своей 260-летней истории вуз остается самым престижным в стране. В его стенах получили образование И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Н.И. Пирогов, Максимилиан Волошин, Б.Л. Пастернак, В.В. Познер, А.С. Политковская, Е.В. Касперский, М.С. Горбачев, Борис Акунин и многие другие выдающиеся личности. Из 18 советских и российских лауреатов Нобелевской премии 11 были студентами или преподавателями Московского государственного университета. 12% всех зарегистрированных в Советском Союзе открытий принадлежит его бывшим студентам.

Сегодня около 300 академиков и членов-корреспондентов Академии наук РФ преподают в университете. 39 факультетов, около 40 тысяч студентов, шесть филиалов, в том числе в других странах, исследовательские институты – масштабы, размах и огромный внутренний потенциал этой альма-матер действительно впечатляют! Университетский кампус считается самым большим в мире. В настоящее время МГУ продолжает активно развиваться, строятся новые корпуса, научный парк привлекает талантливых молодых ученых и предпринимателей для создания высокотехнологичных проектов.

Читайте также:  Пришвин михаил михайлович рассказы для детей

Основатели

Честь создания Императорского Московского университета принадлежит выдающемуся русскому ученому-естествоиспытателю Михаилу Васильевичу Ломоносову, императрице Елизавете Петровне и государственному деятелю и меценату Ивану Ивановичу Шувалову. В переписке с последним Ломоносов предоставил развернутый план структуры университета.

Генерал-адъютант Шувалов был фаворитом императрицы и имел на нее огромное влияние. Именно по его ходатайству был подписан указ о создании университета, куратором которого он стал. В его ведении были и хозяйственные вопросы, и бюджет, и выбор профессоров и студентов, гимназия. Шувалов сумел добиться независимости учебного заведения от местных властей. Библиотеку университета Иван Иванович пополнил своими собственными книгами. Она в течение ста лет оставалась единственной доступной общественности.

Шувалов приглашал иностранных профессоров, а за границу отправлял талантливых студентов. Многие из них после возвращения становились преподавателями в alma mater (Зыбелин, Вениаминов, Третьяков и другие). Даже когда он отошел от дел, то продолжал интересоваться делами университета: хлопотал за Михаила Хераскова, вернув на должность куратора; поддерживал Н.И. Новикова, который находился в опале за острые сатирические произведения.

Из истории университета

Торжественная церемония открытия Императорского Московского университета состоялось 12 (25) января 1755 года в день святой великомученицы Татианы. Более ста лет это был праздник основания университета, а затем стал Днем студента. Утром состоялось богослужение в соборе Казанской Божией Матери, затем в стенах учебного заведения выступили преподаватели. Был дан обед, а вечером – праздничная иллюминация. Событие широко освещала отечественная и зарубежная пресса.

Университет располагался в здании Аптекарского дома (Красная площадь) бывшего Земского приказа. Первый набор составил всего 16 студентов. В основном это были выпускники московской Славяно-греко-латинской академии. На лекции и диспуты могли приходить все желающие.

Первоначально образование было бесплатное, а впоследствии денег за учебу не брали только с самых талантливых. Обязательным было получение на философском факультете базисных знаний по истории, поэзии, критике, физике, оратории. Затем студенты, согласно природным талантам, либо продолжали учебу, либо переходили на медицинский или юридический факультеты. Государственных ассигнований было недостаточно. Е. Дашкова, Демидовы, Строгановы и многие другие меценаты всячески помогали университету: учреждали стипендии для талантливых студентов, завещали свои собрания книг.

Дворяне предпочитали военную службу. В конце XVIII века из 24 профессоров университета только трое были дворянского происхождения, остальные – дети мелких чиновников, духовных лиц, купцов. В гимназии при университете также учились в основном разночинцы. Среди преподавателей заведения были ученики Ломоносова из университета в Петербурге – Барсов, Яремский, Поповский. Вторая гимназия была основана позже. В 1756 году начала свою работу типография университета. Здесь печатали переводы работ Шекспира, Дидро, Вольтера и многих других. Два раза в неделю выходили «Московские ведомости» – независимая газета. Здесь же начала работу книжная лавка. В 1757 году был создан студенческий хор, затем и театр. Годом позже постановки уже собирали жителей Москвы.

В 1804 году был изменен Устав. Нововведения коснулись управления, была введена должность попечителя. Кандидатура ректора утверждалась императором.

На рубеже веков началось образование научных сообществ. Московский государственный университет не только замечательно вписался в светскую жизнь города, но и собрал вокруг себя талантливых и незаурядных людей. А через несколько лет выпускники – молодые образованные люди – сформировали костяк, который задавал характер московской жизни.

История и архитектура главных зданий

В конце XVIII века Екатерина II купила здание на Моховой улице и выделила средства на строительство 7 корпусов и храма. Главное здание Московского университета (так называлось старое здание) строилось 7 лет под руководством М.Ф. Казакова. Однако в результате Московского пожара 1812 года все строения были разрушены, сгорели бесценные архивы. Восстановлением руководил Д. Жилярди. Он сохранил общие черты старого здания, полукруглый актовый зал, купол. Добавил в оформление фасадов барельефы, лепные украшения, характерные для стиля московский ампир.

В 1836 году Е. Тюрин построил университетскую церковь на месте бывшего флигеля Пашковых. Внутренний интерьер украшен скульптурами ангелов, росписями Ланжелотти и Клауди. В этой церкви отпевали Н.В. Гоголя, А.А. Фета, профессоров университета. После Октябрьской революции в храме располагался студенческий клуб, а затем Студенческий театр.

Сегодня на Моховой расположены 3 факультета, издательство, архив Музея истории МГУ, церковь, библиотека и Дом культуры. В старом здании находится Институт Азии и Африки. Ныне в ведении университета около семисот отдельных зданий. Особого внимания заслуживает современное Главное здание МГУ. В течение 37 лет оно оставалось самым высоким сооружением (236 метров со шпилем) в Европе, 50 лет – в России. Часы, установленные на башне здания, остаются самыми большими в стране, равно как термометр и барометр. Порядка 500 предприятий были задействованы в грандиозном строительстве, которое курировал сам нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия.

Главным архитектором МГУ был назначен Б.М. Иофан (создал проект Дома правительства на набережной). Именно он задумал общую конструкцию сооружения – высокая центральная часть и четыре более низких по бокам. Общая конструкция строго подчиняется правилу золотого сечения. Архитектор настаивал на возведении здания возле бровки. Из-за разногласий Б.М. Иофан был отстранен. Новым руководителем стал Л.В. Руднев. Здание университета перенесли на 800 м.

Многие передовые технологи впервые были использованы именно при строительстве здания МГУ. Одновременно возводились вспомогательные строения, расчищалась площадка под мичуринские аллеи, засыпалась слоем чернозема. Высаживался плодово-ягодный питомник – закладывалась основа Ботанического сада. Оформлением фасадов занималась скульптурная мастерская В.И. Мухиной. Шпиль, колосья и звезда были покрыты желтыми стеклянными пластинами, имитируя позолоту. Во внутреннем убранстве использовались уральские самоцветы, хрусталь, драгоценные породы дерева, мрамор.

Интересные факты и мифы

Главное здание университета окутано множеством тайн и студенческих легенд. Очень распространен миф о том, что МГУ уходит под землю на сотни метров. Наверное, он имеет реальную историческую основу, ведь Б.М. Иофан предлагал углубиться до материковой плиты. Но, естественно, это повлекло бы за собой огромные затраты, да и сроки поджимали.

Миф о том, что Главное здание строили заключенные, находит и сторонников, и противников. Якобы на верхних этажах были даже устроены пункты по их размещению, чтобы сократить расходы на транспортировку и поселение. Распространенной была история о том, что кому-то удалось сбежать. Противники версии утверждают, что вряд ли такое стратегически важное строительство могло быть доверено заключенным. Есть утверждения, что использовался труд немецких военнопленных.

Различные толки ходят и вокруг скульптуры И.В. Сталина. Студенческие фантазии помещали ее и в центр криогенной установки, и вместо шпиля на башне. Звучит правдоподобно версия о том, что изготовленная фигура вождя после смерти Сталина 5 марта 1953 года просто не была установлена. Поговаривают также о существовавших планах переименования университета в честь «вождя народов», как будто для этого даже были заготовлены буквы. Этот миф остается неподтвержденным.

В архивах МГУ есть эскизные проекты с различными идеями для украшения башни здания. Варианты предлагались самые разные: и фигура Ленина, и Ломоносова, и Сталина, и просто круглый купол. В результате шпиль увенчан пятиконечной звездой, как и остальные «сталинские высотки» (кроме здания МИД).

Также поговаривают о секретной ветке метро, которая протянута от Кремля до Внуково. В газетах часто появлялись фотографии схем. Карта разветвленных тоннелей и автомобильных магистралей находится в одном из подвальных помещений.

Читайте также:  Рассказ о бабушке и дедушке 6 класс кратко

Существует легенда о четырех яшмовых колоннах из Храма Христа Спасителя, которые якобы украшают парадную приемную ректора.

И еще: в честь 250-летия Московского государственного университета был запущен университетский спутник «Татьяна» для исследования космического пространства. Этот факт, как вы понимаете, является реальным и в дополнительном подтверждении не нуждается.

Видео: Ужасы общежития Главного Здания МГУ

Московский университет сегодня

МГУ продолжает строиться: территория, которую занимает университет на Воробьевых горах (146 га), будет увеличена вдвое. Здесь планируют создать научную долину. Сегодня в лабораториях альма-матер проходят исследования по всем отраслях науки. Здесь кипит студенческая жизнь: около 40 спортивных секций, театральная и танцевальная студии, КВН. На территории находятся современные спортивные комплексы, бассейны, четыре музея с уникальными экспонатами.

Учиться в самом большом и престижном вузе России мечтает немало молодых людей, серьезно задумывающихся о своем будущем. Полученное в этих стенах образование – отличный фундамент для карьеры. Международные программы по обмену, стажировки, гранты для одаренных студентов открывают прекрасные возможности. Стоимость года обучения, на сегодняшний день, составляет около 325 тысяч рублей. Самый популярный в последние годы – факультет государственного управления.

В среднем, обычный конкурс в МГУ составляет шесть человек на место. Понятно, что на менее востребованные направления меньше желающих. Но сюда мало поступить – нужно еще и усердно грызть гранит науки, чтобы удержаться.

Реально ли учиться в МГУ бесплатно? Да, но только талантливым и очень работоспособным. При университете функционирует школа-интернат, в которой получают знания около 300 одаренных детей страны.

Будущие абитуриенты могут попробовать свои силы в различных олимпиадах – международных и проходящих непосредственно в МГУ, а также чемпионатах проектов и универсиадах (информация о них доступна на сайте университета). И поскольку вуз заинтересован только в лучших из лучших, то призеры и победители этих состязаний зачисляются вне конкурса.

Условия поступления, правила подачи документов, информация о проходных баллах регулярно обновляется на сайте www.msu.ru.

Как добраться

Доехать до Главного здания МГУ можно на метро до станции «Университет», далее пересесть на автобус (остановка «Дом культуры»).

Источник

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

Основание Московского университета им. Ломоносова

Старое здание Московского университета

В Москве 26 апреля (7 мая) 1755 г. открылся первый в нашей стране университет, точнее, в этот день открылась часть университета — гимназия, но через три месяца начались занятия и в самом университете. Открытие университета было торжественным. Единственная тогда в России газета рассказывала, что в этот день в здании университета на Красной площади побывало около 4 тыс. гостей, весь день гремела музыка, пылала иллюминация, «народа было несчетное число, через весь день, даже до четвертого часа пополуночи.

Необходимость создания университета

Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не могли удовлетворить потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.
В 1741 г. российский престол заняла императрица Елизавета Петровна. Она способствовала развитию отечественной науки и культуры, приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом — императором Петром I. Он мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.

Иван Иванович Шувалов

Важную роль в реализации образовательной политики России играл фаворит императрицы камер-юнкер И.И. Шувалов. В 1750-х Шувалов имел заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, содействовал развитию русской науки и искусства, оказывал покровительство учёным, писателям и художникам. В числе прочего он поддерживал многие начинания М. В. Ломоносова. Под его покровительством в 1755 году был основан Московский университет (Шувалов стал его первым куратором), а в 1757 году создана Академия художеств (Шувалов был её президентом до 1763). Молодой, обаятельный, патриотически настроенный дворянин существенно влиял на развитие отечественной науки и культуры, покровительствовал русским ученым, писателям, поэтам, художникам. Благодаря содружеству и сотрудничеству графа Шувалова и академика Ломоносова, родилась мысль о создании московского университета. Граф Шувалов нисколько не сомневался в том, что если России дать просвещение, то она станет на равных «соревноваться в образованности» со всеми развитыми народами Европы. Эти мысли и стремления сближали его с М.В.Ломоносовым, которого граф Шувалов ценил как выдающегося русского ученого.

Идея создания университета была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. Но более распространено утверждение о том, что Московский университет создан благодаря заботам великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, имя которого он и носит.

Михаил Васильевич Ломоносов

Московский университет не был первым университетом России, но это был первый университет, в который принимали всех без исключения молодых людей, независимо от того, к какому сословию они принадлежат. От молодого человека, поступающего в университет, требовалось одно: чтобы он был талантлив и хотел учиться.

Такого университета еще не было в России. Правда, в 1725 году в Петербурге открылась Академия наук с университетом. Несмотря на то, что там преподавали самые передовые ученые России: М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, Г.В. Рихман, им так и не удалось превратить Петербургский академический университет в общерусский центр просвещения. Академики-иностранцы стремились сохранить свое исключительное положение в России, поэтому студентов и преподавателей предпочитали иностранных, вместо того чтобы «открывать» в России отечественные таланты.

12 (25) января 1755 года, в Татьянин день, императрица подписала указ об основании Московского университета, кураторами которого были назначены И.И. Шувалов, Л. Блюментрост (лейбмедик), а директором — A.M. Аргамаков.

Указ императрицы Елизаветы Петровны

Первые профессора были большей частью иностранцами, только двое из них были русскими: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф.Я. Яремский — они были воспитанниками Петербургского академического университета.

Хотя Ломоносов не присутствовал на открытии университета и не преподавал там, он принимал деятельное участие в развитии Московского университета: добивался, чтобы в первом русском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке. Его старания увенчались успехом только через 3 года после его смерти. Согласно Указу Екатерины II, «для лучшего распространения в России наук начались лекции во всех трех факультетах природными россиянами на российском языке».

В качестве здания для Московского университета был выбран Аптекарский дом, располагавший рядом с Красной площадью у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Он был построен в конце XVII в. и напоминал своей конструкцией знаменитую Сухареву башню. Указ о передаче открывавшемуся Московскому университету Аптекарского дома императрица Елизавета подписала 8 августа 1754 г.

Организация учебного процесса

Первоначально в Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров. На философском факультете полагалось четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На юридическом факультете работали три профессора: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Планировалось, что на медицинском факультете будет три профессора: химии, натуральной истории и анатомии (здесь несколько лет были вакансии).

Читайте также:  Рассказ серая шейка мамин сибиряк читать распечатать

Плановые занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета. За неделю до очередного диспута объявлялась его тематика и фамилии докладчиков из числа студентов. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе. Становление Московского университета проходило трудно. Медленно росла численность студентов — в 1758 г. их было лишь 100 чел.

Только 30 студентов получали из казны жалованье в размере 40 руб. в год, а остальные жили на собственные средства. В протоколе конференции университета от 2 июля 1759 г. есть такая запись: «Одной из причин, препятствовавших успешности занятий, было отсутствие учебников, которыми казеннокоштные не могли обзавестись по бедности».

В конце 1757 г. граф И.И. Шувалов приказал отпускать деньги на обувь и платья, чтобы прилично одеть студентов. Тогда же было приказано выдавать казеннокоштным «в прибавок жалованья для пищи по полтине в месяц каждому». Инструкция директору университета (§22) запрещала студентам входить в классы в нагольных шубах, серых кафтанах и лаптях, что считалось одеждой бедняков. При жизни Ломоносова Московский университет ещё не был Императорским: учебное заведение подчинялось непосредственно Правительствующему сенату, а его профессура не подлежала никакому суду, кроме университетского. Деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом о учреждении Московского университета». Только при Александре I, в 1804 г., был принят новый устав Его Императорского Величества Московского университета, согласно которому ректор ежегодно избирался профессорским собранием и утверждался лично императором. С этого времени до 1917 года университет именовался Императорским Московским университетом.

Нагрудный знак выпускника Императорского Московского университета

Укреплению дисциплины среди студентов, поощрению их усердия в учебе служило награждение маленькими шпагами, что давало личное дворянство. За особые заслуги лучшие студенты досрочно получали очередные воинские звания. Обучение в Московском университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс университета, студент получал обер-офицерский чин (воинское звание младшего офицера запаса).

С весны в вечернее время студенты и университетские гимназисты привлекались к военной подготовке. Студенты и гимназисты образовывали университетский потешный батальон, его смотр каждую осень проводил Московский военный комендант или один из шефов полков, стоявших в городе.

Первоначально со студентов не взималась плата за обучение, но государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, поэтому в дальнейшем от платы стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали свой университет и выпускники. В трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл видную роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика.

В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

Свыше 100 лет университетская библиотека была единственной в Москве общедоступной библиотекой.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.

Татьянин день

Существует версия, что И.И. Шувалов представил Елизавете Петровне Указ об Университете именно 25 января, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.

Святая мученица Татиана. Икона

Святая мученица Татиана

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье — ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

С начала основания праздник не отмечался пышно и включал в себя молебен в университетской церкви и небольшие торжества. Однако в 60-е годы XIX века 25 января становится неофициальным студенческим праздником, который делился на официальную и неофициальную части. К официальным торжествам относились: обед в столовой, молебен в университетской церкви на Моховой, обращение ректора к студентам и вручение наград, а также прогулки по помещениям университета: аудиториям и библиотекам.

После этого начиналась неофициальная программа. Студенты веселились и гуляли по центру Москвы группами, распевая песни. Полиция относилась к шумным студентам с пониманием, а под утро полицейские писали на спинах перегулявших студентов адрес мелом и развозили их по домам. В этот праздник стирались все различия: преподаватели гуляли со студентами, богатые веселились с бедными. Богатые студенты одевались по-простому и веселились с остальными студентами на улице. Выпускники университета также с огромным удовольствием отмечали этот праздник. Таким образом, день основания университета стал любимым праздником всех студентов страны.

Праздник был такой веселый, что все, кто мог, присоединялись и гуляли в этот день, а выпускник университета А.П. Чехов однажды сказал по поводу празднования Татьяниного дня: «В этот день выпили все, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замерзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали. Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди».

После празднования столетнего юбилея в 1855 году появилась традиция устраивать ежегодную встречу выпускников Московского Университета в Татьянин день как регулярное торжество.

После революции большевики посчитали праздник слишком буйным. В 1918 году университетскую церковь закрыли, в ней устроили читальный зал. Праздник «Татьянин день» заменили в 1923 году на «День пролетарского студенчества», а празднование Татьяниного дня запретили. В 1992 году, после вступления на должность ректора Виктора Антоновича Садовничего, была возобновлена традиция празднования в Московском университете Татьяниного дня.

Современное здание Московского государственного университета им. Ломоносова

Источник

Познавательное и интересное