Рассказ о москве времен ивана калиты по картине васнецов

Сказки

Используя картину «Московский Кремль при Иване Калите» художника А. М. Васнецова, дайте короткое описание Московского Кремля при Иване Калите

Обсуждение вопроса:


Здесь мы видим дубовые кремлёвские стены будущего города, вместо стен, выполненных из сосны, как предполагалось ранее. Художник показал город со стороны реки Неглинной и Москвы реки. На переднем плане изображена небольшая часть реки, лодки и люди, которые занимаются своими делами. Деревянный мост, который переброшен через Неглинку, ведёт в Кремль через Боровицкие ворота. На берегу люди начинают топить бани, а из их окон валят клубки дыма.

Частокол из дуба, установленный напротив кремлёвской стены, построен специально, в целях безопасности Кремля. На холме расположен княжеский терем, соединённый срубами из дерева, а к нему установлена высокая лестница. По левую сторону от княжеского двора изображён Успенский собор, выполненный из камня, а чуть поодаль, построен Архангельский собор.

Васнецов предлагает нам взглянуть на Боровицкий холм и Кремль с той стороны Москвы-реки, где в нее впадает река Неглинка. Судя по тому, что на земле и крышах лежит снег, но река не покрыта льдом – это поздняя осень.

На переднем плане причал и, стоящие возле него, торговые суда. Здесь, Васнецов показал тонкое знание предмета, именно такие лодки, их называли «паузками», ходили по рекам России вплоть до XVIII века. Если присмотреться внимательнее, то на причале видны некие устройства, предназначенные, скорее всего, для разгрузки судов, этакий прообраз современных портовых кранов.

Многие комментаторы называют высокие срубы рядом с пристанью банями, видимо на том лишь основании, что из окон и дверей валит то ли дым, то ли пар. Подобная трактовка вызывает большие сомнения, вряд ли кому-то могла прийти в голову мысль строить бани на торговой пристани. Скорее всего – это купеческие помещения, отапливаемые склады.

Левее видны сложенные на берегу бревна – основной строительный материал средневековой Руси. Чуть выше, перед избами, тоже лес, но уже упорядоченный, сложенный правильными рядами. Обоз, груженный бревнами, стоит перед въездом в Кремль.

Перед стенами Кремля установлен частокол из цельных заостренных сверху бревен. Это дополнительное защитное сооружение в старину называли «тыном», расстояние между ним и основными стенами образовывало предполье – оголенный участок земли удобный для обстрела неприятеля.

Источник

История Москвы

Вы здесь

А. М. Васнецов «Московский кремль при Иване Калите»

В историографии Москвы значительное место занимают картины А.М. Васнецова. Большой знаток истории столицы, председатель Комиссии по изучению старой Москвы, сам, непосредственно, участвовал в археологических изысканиях в древнейшей части города. Работы художника можно считать вполне достоверными иллюстрациями развития города, поскольку в их основе лежат научные исследования и описания, подтвержденные летописными источниками.

История создания

Картина «Московский Кремль при Иване Калите» написана в 1921 году. К этому времени художник стал не только признанным мастером живописи, но уважаемым в научных кругах знатоком истории столицы.

Еще в начале XX века, книгоиздателем и меценатом И.Н. Кнобелем было основано Общество наглядных пособий. Среди популярных изданий, которые оно выпускало, выделяется серия из 50 брошюр, посвященных истории средневековой России, в ней один из разделов целиком посвящен Москве. Издания выполнены в форме пособий для школьников с иллюстрациями. К их написанию привлекли лучших российских художников – братьев А. и В. Васнецовых, С. Иванова, Б. Кустодиева. Специфика печатного издания предъявляет свои требования художникам, отсюда лаконичность и четкая прорисовка деталей оригинала.

Конечно, даже такой знаток Москвы, как А. Васнецов не смог бы воссоздать на полотне точный вид Кремля конца XIII века – это невозможно. Но художник и не ставил перед собой такую задачу. Главное, изобразить тот тип и характер зданий, которые были характерны для конца XIII века. При этом обязательно учесть строительный материал построек и научно подтвержденные места их расположения. Васнецов справился с этой задачей блестяще.

Описание картины

Васнецов предлагает нам взглянуть на Боровицкий холм и Кремль с той стороны Москвы-реки, где в нее впадает река Неглинка. Судя по тому, что на земле и крышах лежит снег, но река не покрыта льдом – это поздняя осень.

Читайте также:  Рассказ о судьбе левши 6 класс по литературе лесков кратко о нем

На переднем плане причал и, стоящие возле него, торговые суда. Здесь, Васнецов показал тонкое знание предмета, именно такие лодки, их называли «паузками», ходили по рекам России вплоть до XVIII века. Если присмотреться внимательнее, то на причале видны некие устройства, предназначенные, скорее всего, для разгрузки судов, этакий прообраз современных портовых кранов.

Многие комментаторы называют высокие срубы рядом с пристанью банями, видимо на том лишь основании, что из окон и дверей валит то ли дым, то ли пар. Подобная трактовка вызывает большие сомнения, вряд ли кому-то могла прийти в голову мысль строить бани на торговой пристани. Скорее всего – это купеческие помещения, отапливаемые склады.

Левее видны сложенные на берегу бревна – основной строительный материал средневековой Руси. Чуть выше, перед избами, тоже лес, но уже упорядоченный, сложенный правильными рядами. Обоз, груженный бревнами, стоит перед въездом в Кремль.

Перед стенами Кремля установлен частокол из цельных заостренных сверху бревен. Это дополнительное защитное сооружение в старину называли «тыном», расстояние между ним и основными стенами образовывало предполье – оголенный участок земли удобный для обстрела неприятеля.

Художественные приемы

Источник

История Москвы

Вы здесь

Сочинение — Картина Васнецова «Московский кремль при Иване Калите»

Отец художника был священником. Но он не только читал книги по религии и занимался своим приходом. Васнецов старший любил природу. Кроме того, он изучал разные науки и занимался живописью, сам немного рисовал. Он привил своим мальчикам любовь к природе, наблюдать за изменениями в ней.

Художник многого добился, написал множество картин. На его творчество очень повлиял старший брат. Но, в отличие от брата, Аполлинарий писал чаще картины на историческую тему. Среди них несколько картин о Москве. «Московский Кремль при Иване Калите» тоже принадлежит ему.

На картине видны дубовые стены в виде частокола для будущего Кремля. Художник изобразил его со стороны Неглинки и реки Москвы. Частокол в те времена строился для безопасности. Впереди видно лишь небольшой кусочек реки. Изображенные у берега лодки на ней говорят о том, что в ту эпоху река была судоходна. Люди на картине занимаются будничными делами. Через Неглинку перекинут деревянный мост, ведущий к Боровицким воротам Кремля. Топятся бани у берега, об этом говорят клубы дыма из окон. Дальше на холме стоит терем князя, который соединен деревянными срубами с другими строениями, к нему ведет лестница. Слева от дворца расположен каменное строение Успенского храма. А немного дальше выстроена Архангельская церковь.

Дома, изображенные на картине, добротные, судя по всему, там жили приближенные князя: бояре, дворяне, богатые купцы.

Пейзаж оживляет зимний небосвод и живость общего тона. Снежный покров осветляет картину.

Прежде чем писать свои пейзажи Москвы, Васнецов изучал подробно все документы, связанные с тем, что он собирался изображать. Ему это было нетрудно. С 1918 года он был председателем комиссии по изучению исторических памятников Москвы, которая с конца 13 столетия стала княжеской резиденцией. С 1330 года начато строительство стен и башен из дубовых бревен. Калита был очень жестким князем. Он сумел подчинить своему влиянию даже гордый Новгород. И на картине отображен процесс становления Руси.

Внутри Кремля располагалась наиболее старая церковь Москвы — Собор Спаса на Бору, (второе название его храм Спас-Преображения). Он построен в честь тысячелетия Константинополя. В 1933 г. собор уничтожили. Одно время здесь погребали московских князей. Затем усыпальницу перенесли. Князей стали хоронить в Архангельском соборе, а княгинь в Вознесенском монастыре.

Для работы над картиной он использовал не только архивные документы. Он длительное время изучал остатки строений Якутского острога, Тихвинский монастырь, которые, по мнению творца, больше похожи на Московский Кремль времен правления Калиты.

Работа выполнена смешанной техникой. Здесь использованы карандаш с акварелью.

Достоинства этой, как и других исторических картин художника заключаются в переданной теплоте чувств Васнецова, отсутствии холодности, свежести исполнения, без лишних детализаций.

Его работа, как и другие картины, воссоздают древний Клемль столицы, похожий на сказку. Немного наивная картинка Москвы прошлой эпохи очень трогательна. Она показывает, насколько любил автор этот город.

Читайте также:  Рассказ на ночь ребенку 9 лет слушать

Источник

Описание картины Аполлинария Васнецова «Московский кремль при Иване Калите»

Как выдающийся знаток исторических мест Москвы, Васнецов часто писал картины, изображавшие Москву и ее окрестности. Картина «Московский Кремль при Иване Калите» была закончена в 1921 году. В это время художник уже имел признание не только среди живописцев, но и в научных кругах.

В те времена выпускались брошюры — краткие пособия, посвященные историческим местам России.В том числе пособия включали серию брошюр об истории Москвы. Брошюры были исполнены в формате пособий для учеников с картинками. Лучшие российские ученые участвовали в написании картин для пособий, включая и Васнецова.

Естественно невозможно было воссоздать со стопроцентной точностью здание Московского Кремля. Но такая задача и не стояла. Главное нужно было показать характер и тип построек того времени. Васнецов блестяще сумел точно описать не только места нахождения построек, но и изобразить материал, из которого были изготовлены здания.

На картине мы видим Москву поздней осенью — река еще не замерзла, но крыши домов и земля уже покрыты снегом. Мы видим Боровицкий холм и Кремль с того места, где Неглинка впадает в Москву-реку.
Впереди мы видим лодки-паузки у причала, торговые суда.

Причал заполнен предметами и инструменты, которые, вероятно предназначались для разгрузки грузов с лодок и кораблей. Вдали виднеются домишки из которых валит дым. Вероятно это бани или отапливаемые помещения, для хранения товаров.

Так же повсюду мы видим бревна — в реке, на берегу, сваленные в кучу и аккуратно уложенные. Так художник показал сплав, осуществлявшийся в те времена по Москве реке. Мужики на берегу вылавливали подплывающие бревна и складывали его на берегу, далее его грузили на обозы и везли ближе к городу. Один из таких обозов так же изображен на картине возле ворот Кремля.

Художник верно изобразил мощные стены Кремля, сделанные из острых и мощных бревен. Так в то время дополнительно защищали город, оставляя между ним и частоколом свободный участок. С этого участка удобно было обстреливать врага.

В середине на полотне можно увидеть часть стены и башню с входными воротами. На воротах висит икона. За воротами мы видим жилые терема, хоромы князя, другие жилые и хозяйственные постройки. Наверху в правой части картины изображена часть собора Успения Пресвятой Богородицы, а еще правее — Собор святого Архистратига Михаила, где после смерти был похоронен и сам Иван Калита.

Источник

moscowwalks.ru

В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.

История Москвы в картинах Аполлинария Васнецова

Аполлинарий Васнецов. «Основание Москвы». Вторая половина 12 века, по приказу Юрия Долгорукого на Боровицком холме в слиянии рек Неглинная и Москва строится деревянная крепость

Аполлинарий Васнецов, изумительный художник, мастер исторической реконструкции, всегда будто находился в тени своего старшего брата Виктора Васнецова, автора знаменитых русских полотен «Богатыри», Аленушка» и прочих.

После себя Аполлинарий Васнецов оставил множество живописных и графических работ с дотошной реконструкцией Москвы в разные эпохи. В этой публикации мы посмотрим самые яркие из них с комментариями.

Смотреть изумительную старую Москву Аполлинария Васнецова —>


Строительство новых стен. 12 век


Двор удельного князя.

Автор не уточняет, какого точно князя, но давая усредненную картинку времен феодальной раздробленности до возвышения Москвы в начале 14 века при Иване Калите.


Кремль при Иване Калите.

В первой половине 14 века Москва становится важнейшим городом северо-восточной Руси. При Иване Калите строится новый деревянный Кремль. Митрополит Петр перенес свою резиденцию в Москву, в результате в Кремле появляются первые каменные соборы


Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском. Примерно 1368 г.

Скорее всего, Васнецов немного преувеличивает, поскольку согласно данным раскопок из камня были сложены только башни и самые уязвимые участки крепости, в основном же укрепления оставались деревянными.


Кремль при Иване III

В конце 15 века итальянскими зодчими возводится нынешний краснокирпичный Кремль, еще без шатровых завершений и шпилей с деревянными крышами на типично итальянских башнях. Внутри крепости уже стоят каменные палаты, построен Успенский собор, строится Благовещенский. По Васильевскому спуску вверх уже начали рыть Алевизов ров. Через реку в Замоскворечье уже проложен наплавной мост.


Кремль в конце 14 века

В 1382 г. к Москве подошли войска Тохтамыша. Два дня москвичи и литовцы отчаянно отбивали атаки, мощные крепостные стены невозможно было взять приступом, тогда Тохтамыш пошел на хитрость и прислал нижегородских князей Василия Кирдяпу и Семёна Дмитриевича. Князья убедили обороняющихся сдаться при условии, что Тохтамыш не сделает ничего дурного. Ворота города были открыты, но обещания хан не сдержал, город был разграблен, а множество населения перебито.


Кремль при Иване Грозном. 1550-е

Стены Кремля побелены (спорная гипотеза для того времени). Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в процессе строительства


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века.

Смутное время закончилось. У власти первый из династии Романовых — Михаил. Кремль масштабно реконструировали.


Площадь Ивана Великого в Кремле, 17 век.


Троицкий мост и Кутафья башня

Ныне официальный туристический вход в Кремль и Александровский сад вместо реки.


Книжные лавки на Спасском мосту, 17 век

Мост через Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века.

Вид на Кремль с нынешней Берсеневской набережной. К 1692 г. был построен Всехсвятский мост, прозванный Большим Каменным, действительно большой и каменный с торговыми лавками и проездными воротами. О стоимости строительства моста в народе ходили легенды, до наших дней дожила поговорка «дорогой как каменный мост». Мост дожил в перестроенном виде аж до 1853 года, после чего был разобран и заменен металлическим, но народное название за полтора века прижилось и используется до сих пор.


Всехсвятский мост


Всехсвятский мост зимой и скоморохи на переднем плане.


Вид Кремля и Всехсвятского моста из Замоскворечья.

Замоскворечье тогда было районом стрельцов, защищавших город с юга от набегов крымских татар на оборонительных укреплениях Крымского вала.


Красная площадь во второй половине 17 века

Такой Москву принял Петр I


Старое устье реки Неглинной

К Кремлю еще примыкает стена Белого города, сквозь дыру в которой протекает Неглинная.


Воскресенский мост через Неглинную перед входом на Красную площадь у одноименных ворот, 17 век


Спасские водяные ворота Китай-города. Васильевский спуск китайгородская стена


Отъезд с кулачного боя. То же самое место зимой

В 17 веке город сильно растет, и в своих работах, посвященных этому периоду и позже Васнецов уже отходит от Кремля.

Башня стояла примерно на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Её пушки были направлены на Крымский брод. В Смутное время у этой башни был большой бой.


Пушечно-литейный двор на реке Неглинной

В 17 веке здесь работало около 500 мастеров, в работе использовались водяные колеса на реке. Именно отливали пушки для стрельцов и в 16 веке отлили Царь-пушку. Напоминанием об этом дворе до сих пор служит Пушечная улица за Центральным детским миром.


У Мясницких ворот.

На месте храма Фрола и Лавра сейчас пустырь у театра Et Cetera, справа от несохранившихся ворот сейчас стоит вестибюль м.»Чистые пруды»


Лубяной торг на Трубе.

Трубная площадь, названная по дыре в стене Белого города (дыре) для реки Неглинной. Здесь торговали лубом и готовыми срубами для строительства домов.


Выход боярыни


Медведчики


Скоморохи


Вьюжит. Метель. Старая Москва


На крестце (на перекрестке) в Китай-городе.

Густонаселенный квартал Зарядья. Ныне на этом месте пустырь вдоль Варварки


Улица в Китай-городе.

И снова Зарядье. Васнецов все больше дает волю фантазии. На этих картинах грань между историей и сказаниями начинает размываться. Закончим подборку совсем фантастической картиной:


Двор князя Жемчужного

Вымышленная архитектура, вымышленные персонажи, а вот Кремль за рекой настоящий


Аполлинарий Васнецов


Мемориальная доска на доме 6 в Фурманном переулке, где жил и работал Аполлинарий Васнецов

Также может быть интересно

Источник

Читайте также:  Рассказ про эрмитаж на английском языке с переводом
Познавательное и интересное