1. Жизнь Мцыри в монастыре.Характер и мечты юноши.2. Что увидел и узнал Мцыри о Жизни во время своих испытаний(строфы
Ответ или решение 2
1. Жизнь Мцыри в монастыре тяготила его. Он был нелюдим и горд, молча переносил тоску по Родине. Он всё же выучил «чужой язык» и даже хотел принять монашеский обет, но внезапно исчез, так как не смирился со своим положением. Он мечтал о свободе, о «чудном мире тревог и битв», мечтал вернуться на Родину, увидеть отца и мать, жить яркой, полноценной жизнью. А жизнь в монастыре была для него лишь мучительным существованием.
2. Мцыри увидел необъятные просторы юга: горы, хребты, холмы, рощи, а в далеке — снежные вершины Кавказа. Он понял, что там его Родина, в нём ожили воспоминания о далёком детстве, он вспомнил отца, мать, сестёр, свои игры на берегу ручья.
3. Мцыри увидел «молодую грузинку», он был очарован её красотой. Он хотел вернуться домой, но не мог отыскать дорогу на Родину — это приводило его в ярость и отчаяние. Но он был горд и «помощи людской не желал», так как для людей он «был чужой, как зверь степной». На него нападает «могучий барс» — Мцыри побеждает в смертельном бою. После долгих скитаний по лесу он оказывается в знакомой местности — «вернулся я к тюрьме моей».
4. Мцыри считает, что он не смог вернуться на Родину, так как жизнь в неволе наложила на него свой отпечаток: «на мне печать свою тюрьма оставила». Он сравнивает себя с тепличным цветком, мечтающем о жизни в прекрасном саду, но высаженный среди роз, он погибает от палящего солнца и ночного холода.
5. Мечты Мцыри о свободе, о семье, о любви, о Родине свойственны каждому человеку. Люди стремятся жить яркой, насыщенной и полноценной жизнью.
1. Жизнь Мцыри в монастыре тяготила его. Он был нелюдим и горд, молча переносил тоску по Родине. Он всё же выучил «чужой язык» и даже хотел принять монашеский обет, но внезапно исчез, так как не смирился со своим положением. Он мечтал о свободе, о «чудном мире тревог и битв», мечтал вернуться на Родину, увидеть отца и мать, жить яркой, полноценной жизнью. А жизнь в монастыре была для него лишь мучительным существованием.
2. Мцыри увидел необъятные просторы юга: горы, хребты, холмы, рощи, а в далеке — снежные вершины Кавказа. Он понял, что там его Родина, в нём ожили воспоминания о далёком детстве, он вспомнил отца, мать, сестёр, свои игры на берегу ручья.
3. Мцыри увидел «молодую грузинку», он был очарован её красотой. Он хотел вернуться домой, но не мог отыскать дорогу на Родину — это приводило его в ярость и отчаяние. Но он был горд и «помощи людской не желал», так как для людей он «был чужой, как зверь степной». На него нападает «могучий барс» — Мцыри побеждает в смертельном бою. После долгих скитаний по лесу он оказывается в знакомой местности — «вернулся я к тюрьме моей».
4. Мцыри считает, что он не смог вернуться на Родину, так как жизнь в неволе наложила на него свой отпечаток: «на мне печать свою тюрьма оставила». Он сравнивает себя с тепличным цветком, мечтающем о жизни в прекрасном саду, но высаженный среди роз, он погибает от палящего солнца и ночного холода.
5. Мечты Мцыри о свободе, о семье, о любви, о Родине свойственны каждому человеку. Люди стремятся жить яркой, насыщенной и полноценной жизнью.
«Характер и мечты юноши-послушника» в поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова
Просмотр содержимого документа
«»Характер и мечты юноши-послушника» в поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова»
Плюхина Надежда Владимировна- учитель русского языка и
литературы КГУ «Камышенская средняя школа» ВКО
Тема: “Характер и мечты юноши-послушника” в поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
Цели:
развивать навыки анализа текста, характеристики героев
выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы
воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова
1. Организационный момент.
. Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю.Лермонтова.
2. Проверка домашнего здания.
Дома вам было предложено составить краткий рассказ о жизни Мцыри в монастыре, о характере и мечтах главного героя поэмы. Давайте послушаем, что у вас получилось.
Рассказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника”.
А теперь перейдем к теме нашего сегодняшнего урока и начнем с характеристики образа Мцыри в поэме.
Образ главного героя поэмы.
Беседа по вопросам.
Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?
Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?
Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину.
Задание по группам.
а) бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.
б) встреча с грузинкой
Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Его поражает богатство природы, контрастирующее с монотонностью монастырского существования. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.
Что же познал Мцыри, очутившись на свободе?
Ощущение счастья вызвано у Мцыри не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу “меж бурным сердцем и грозой”; общение с природой принесло радость (“ему было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов”); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала “сладкую тоску”. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом –жизнь!.
Что значит для героя жить?
Нашел ли Мцыри ответы на вопросы, “прекрасна ли земля”? Зачем живет человек на земле?
Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен!- таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог-гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.
Почему погиб Мцыри?
Гибель Мцыри нельзя назвать примирением с судьбой и поражением. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.
3. Тест.
4. Подведение итогов.
Итак, сегодня на уроке мы с вами продолжили работу над развитием навыков анализа текста, научились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри.
6. Домашнее задание: 1. Напишите письмо Мцыри.
2. Выучите понравившийся отрывок из поэмы.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемvio.uchim.info
Похожие презентации
Презентация на тему: » 1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника; 2. Что увидел и узнал Мцыри во время скитаний. 3. Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за.» — Транскрипт:
2 1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника; 2. Что увидел и узнал Мцыри во время скитаний. 3. Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за три блаженных дня. 4. Почему Мцыри не достиг Родины? 5. Как вы думаете, что личного внес М.Ю. Лермонтов в свою поэму?
3 Что говорит Мцыри о месте, где он вырос? (цитаты из текста) «Я вырос в сумрачных стенах»; «На мне печать свою тюрьма оставила…»; Мцыри бежит из «земли чужой», «от келий душных». К чему стремиться Мцыри? (цитаты из текста) «Я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе»; Мцыри бежит «в тот чудный мир тревог и битв, где люди вольны, как орлы».
4 Бескрайняя любовь к, стремление к и героический протест против. жизни свободе неволи
5 Жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам и желаниям. Требование свободы, стремление к ней присуще Мцыри, однако герой обречен на одиночество среди чужих – в этом и заключается трагичность судьбы Мцыри.
8 Романтизм (фр. romantisme) явление европейской культуры в XVIIIXX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.фр.XVIIIXX
11 снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам; две сакли дружною четой, «объятья жадные» тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки «грустно нежен и глубок», её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист – передают поэтическое восприятие мира героем.
13 «Смутный гул в долине с ветром пробежал. », «Я тайный замысел ласкал. ». «. унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор. ». «Казалось, звон тот выходил из сердца». «. палил меня огонь безжалостного дня», «иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном». «. моя в огне. (рука) Знай, этот пламень с юных дней Таяся жил в груди моей; Но ныне пищи нет ему, И он прожёг свою тюрьму…»
14 «Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». «Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине. ». «Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно. И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут. »
15 «Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв». «И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста». С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.
16 «Как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник», «он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал». «Я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!», «в снегах, горящих, как алмаз», «как узор, на ней зубцы далёких гор». «дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой» «вой протяжный, жалобный, как стон», «он застонал, как человек».
18 В этих сравнениях выражается сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом Оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы.
20 У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
21 Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова. Какую роль играют картины природы в раскрытии идеи произведения? Почему Мцыри не нашел пути на Родину?
Мцыри: краткое содержание и анализ поэмы Лермонтова. О каких горах идет речь в произведении?
«Мцыри» рассказывает о мальчике-горце, который во время Кавказской войны попал в плен к русским, а затем рос в грузинском монастыре. Уже юношей он сбегает из обители в надежде добраться на родину.
«Мцыри» считается одним из последних образцов классического романтизма в русской поэзии.
«Мцыри»: кратчайшее изложение поэмы М.Ю. Лермонтова
Русский генерал во время Кавказской войны возвращается из похода и везет с собой пленного мальчика. Ребенок болен, и его оставляют на попечение монахам в неназванном грузинском монастыре.
У главного героя нет имени, по заглавию поэмы его называют Мцыри («послушник» по-грузински). Мальчик все время томится воспоминаниями о родине, воспринимает монастырь как тюрьму. О себе он говорит:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Перед смертью юношу тяготит то, что он так и не повидал родной край:
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
Мцыри просит похоронить его в дальнем углу монастырского сада, где на его могилу будут взирать горы Кавказа, и обещает, что это принесет ему успокоение.
Слушать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в формате аудиокниги:
Что значит «мцыри» по-грузински? Перевод на русский
О каких горах идет речь в произведении Лермонтова?
В поэме Лермонтова «Мцыри» речь идет о горах Кавказа. Сам автор указывает конкретное место:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
Очевидно, что Лермонтов вдохновлялся храмом Джвари, расположенным близ Мцхеты, у впадения Арагви в Куру.
В конце произведения Мцыри называет горы, на которые будет смотреть его могила:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?
Если верить первому лермонтовскому биографу П.А. Висковатову, Лермонтов якобы услышал историю о побеге молодого послушника на Кавказе в 1837 году, во время первой ссылки.
Путешествия по Военно-грузинской дороге, поэт «наткнулся в Мцхете на одинокого монаха», сообщает Висковатов. И «узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. »
Что касается история о схватке Мцыри с барсом, то это отражение грузинского фольклорного сюжета. Известны полтора десятка вариантов древней песни «Юноша и тигр», этот же сюжет использовал в поэме «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.
«Мцыри»: анализ произведения
Таким образом, автор смотрит на происходящее с высоты вечности. И это примиряет читателя с жизненной трагедией, дает успокоение.
Если вы хотите глубже понять поэму «Мцыри», послушайте, как вдохновенно о ней рассказывал ведущий советский лермонтовед Ираклий Андроников:
Образ Мцыри в поэме
Образ Мцыри в поэме
…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!
1. Реализация домашнего задания
Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника
-Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой
Хоть незнакомой, но родной
Я мало жил и жил в плену
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог
Я променял бы если мог
Пройти в родимую страну-
Вывод: представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным значит для него вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул. Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»
Про милых, близких и родных,
Про волю дикую степей
Про легких, бешеных коней,
Про битвы чуждые меж скал
В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв»
2 Работа над образом Мцыри (Беседа по тексту поэмы)
Мцыри признается старику-монаху
Я знал одной лишь думы власть,
Она, как червь, во мне жила
Изгрызла душу и сожгла
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв.
-Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?
Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с которым герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней.
Роль пейзажа в поэме
Пейзаж играет в поэме существенную роль, тем более он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри
-Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите. Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?
(Со слов “Кругом меня цвел божий сад» до слов «Я в нем глазами и душой тонул»)
Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для него первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны неба и земли. Синеву и чистоту небес герой воспринимает необыкновенно, готов видеть ангела полета. Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смерью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.
Анализ художественных приемов
-Нашел ли Мцыри ответ на вопрос «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?
3. Групповая работа
Анализ эпизодов, где действует Мцыри.
Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить
А) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край
Б) Встреча с грузинкой
— Что значит жить для героя?
-Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
-Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.
Гиперболы: О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил
Метафоры: Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской…
Я грыз сырую грудь земли…
Сравнения: Я сам как зверь был чужд людей
И полз и прятался как змей
Эпитеты: Но юность вольная сильна
Задание: Найдите в статье Белинского «Стихотворения Лермонтова» строки, в которых критик говорит о языка поэмы, о размере, которым написана поэма.
-Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму, как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?
Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 30-х годов такой призыв звучал как смелый вызов современникам, т. к. чувства и переживания Мцыри-это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии, звал увидеть и почувствовать красоту подвига. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри.
Поэму многие заучивали наизусть, сильно увлекался поэмой Белинский.
Сообщение ученика «Наши современники о произведении Лермонтова»- материал в учебнике на с. 158