Детский час
для детей и родителей
Рассказ о музыке
Музыка – это танец звуков, созданный человеком. Язык музыки – чувственный, не поддающийся нравственному контролю, неуловимо гибкий, непредсказуемый.
Музыка, как скульптура и живопись, берёт для себя материал из внешнего мира; дело последних двух искусств – это сочетание красок и форм; дело музыки – сочетание звуков. Музыка заимствует звуки из мира материального, но распоряжается ими свободно. Она подбирает их и сочетает по своему желанию; дело её – непрерывное творчество.
Предоставляя другим художествам форму, она оставляет себе время. Музыка воодушевляет время голосом, ритмом, живой силой, действующей на нас неотразимым обаянием.
Музыка зародилась в глубокой древности. Покровителем музыкального искусства, как и искусства в целом, был бог Аполлон. У первобытных людей музыка играла важную роль. Убаюкивая младенцев, матери тихонечко напевали. Борющиеся против врагов воины устрашали противника особыми песнями — кликами. Поэты-сказители сопровождали свой неторопливый рассказ аккомпанементом на простом струнном инструменте, который держали на коленях.
Музыкальное произведение — есть движение, оно захватывает душу в свой безостановочно льющийся поток. В каждом переливе слышна скрыто бьющаяся жизнь; вот почему музыка так сильно волнует наши чувства своим глубоко проникающим очарованием.
Какая бывает музыка? Типов музыки множество. Классическая, электронная, джазовая, в стиле кантри, блюз, рок, поп, метал, народная, духовная, национальная… А также спокойная, зажигательная, танцевальная, заставляющая смеяться и плакать…
Звуки приводят мозг в определённое настроение, восприятие музыки индивидуально. Физиологическое состояние, в которое погружает нас музыка, служит как бы фоном, по которому воображение выводит свободно свои узоры. Ария, развеселившая сегодня, завтра может нагнать тоску. Бетховен писал своё знаменитое адажио к симфонии, имея в виду мирные радости, простодушное веселие сельского праздника. Разыгрываемое медленнее, нежели как предполагал композитор, сочинение это является чем-то величественным, простота его принимает возвышенный тон.
Чтобы дать нам сильнее почувствовать наслаждение, музыка раздробляет свой материал на отдельные звуки. Она усыпила бы нас, погрузила бы в мечтательное томление, если бы постоянно возвышалась и спускалась рядом звучных вибраций.
…Усталый человек после работы спешит на концерт классической музыки. Концертная программа будет длиться два часа, человек поглядывает на часы. Но вот раздались волшебные звуки музыки, концерт начался. Музыка начинает говорить с нашими чувствами. Действие её субъективно и в то же время могущественно. Куда подевалась усталость? Лицо человека светлеет, он погружён в чарующий мир звуков…
Подбор материала: Ирис Ревю
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Доклад Музыка как вид искусства 5, 8 класс сообщение
Музыкальная культура – многообразна, в ней выделяются различные компоненты: уровень пения, навыки восприятия музыки, творческая активность, эстетический вкус, восприятие. Музыка как вид искусства, величайшее средство для всестороннего развития детей школьного возраста, способствующая формировать их духовный мир. Она способна развить кругозор, воспитать и определить у детей отношение к окружающему миру. Урок музыки помогает школьников воспринимать, мыслить, привить эстетический вкус, развить воображения.
Многие преподаватели по музыке задают вопрос – как правильнее формировать воспитание ребёнка средствами музыки? Механизм формирования ребёнка не должен сводиться к развитию отдельных качеств, потому что педагогическая концепция должна основываться на обучении, который бы способствовал развитию, а также приобщал к самообразованию.
Для вышеперечисленных целей и функций педагог должен ставить перед собой определённые задачи на:
Урок музыки – это искусство, творчество, на котором должно быть определённая направленность:
Для вышеперечисленных задач для педагога необходимы качества: доброжелательность и положительность к ученикам.
Важно приобщать учащихся к музыке в три этапа: подготовительный, учебный и развивающий.
Главная задача музыкальной педагогики на уроке музыке – развитие и поддерживание интересов к музыке у школьников, а также приобщение их к музыкальному самообразованию, возбудить активность подростка, вовлечь во все виды, исходя из реальных возможностей ученика.
Доклад №2
Музыка является одним из видов искусства. Музыку любят все. Так как все люди – разные, то и музыка каждому нравится разная: кому-то – классическая, кому-то – духовная, кому-то – авторская песня или джаз. Но песни любят все: и слушать, и петь. Поют поодиночке, это называется соло. И вместе, это называется хором. Поют даже те, у кого нет ни слуха, ни голоса.
Как и текст, музыку можно записать. И если для записи текста требуется много букв, то для записи музыки – всего семь нот, которые знают все. Опытные люди, дирижеры, например, могут читать партитуру по нотам.
Музыка сопровождает человека всегда. Кто-то исполняет музыку, а кто-то слушает. Кто-то учит музыке, а кто-то учится. Считается, что человек, имеющий музыкальное образование, отличается от остальных: он тоньше, чувствительнее и целеустремленнее.
Люди слушают музыку всегда и везде: на катке и в поезде, в машине и в ванной комнате. Почти все напевают, а некоторые насвистывают во время занятия любимым делом.
Музыку части используют и в быту: мелодия на звонке в квартиру, на телефоне, на часах.
Музыка помогает людям проснуться и заснуть, успокоиться и взбодриться. Бодрая музыка повышает работоспособность. Если во время уборки или помощи маме включить веселую музыку, дело пойдет гораздо быстрей. На многих выставках звучит негромкая классическая музыка, которая не только не мешает, но помогает просмотру. В парке Зарядье приглушенно играет хорошая музыка, которая создает настроение и не мешает людям разговаривать. Во всех торговых центрах играет хорошая танцевальная музыка, создающая ощущение праздника: сразу хочется купить обновку или подарок. И в торжественных случаях без музыки не обойтись: при любом награждении звучит гимн, на параде играют духовые оркестры.
Удачно написанная музыка обеспечивает пятьдесят процентов успеха фильма, а мюзиклы часто становятся самыми любимыми: Мама, Приключения Электроника, Выше радуги, Мэри Поппинс. И мультфильмы: Бременские музыканты и Приключения капитана Врунгеля.
Чтобы слушать музыку, нужны специальные устройства. Сейчас их очень много, и они есть у каждого. Раньше для этого был один патефон: это – старый проигрыватель, который заводили вручную. Звук выходил из огромной трубы. Завода хватало ненадолго, и ручку надо было постоянно вертеть. На патефоне можно было слушать только пластинки. Они были маленькие и довольно тяжелые. На каждой стороне была записана только одна песня.
Слово «музыка» часто используют при сравнении: красиво и легко, как песня. Просто, как три аккорда. Архитектуру называют застывшей музыкой.
Музыку можно сочинять, слушать, петь и даже танцевать. Пение на классическую музыку называется оперой, а танцы – балетом. Самый известный российский композитор-классик – П. И Чайковский. Его оперы и балеты считаются лучшими произведениями в мире.
Музыка – наша работа и отдых, увлечение и настроение. Музыка – наша жизнь: индивидуальная и неповторимая для каждого. И любимая, конечно.
Музыка как вид искусства
Популярные темы сообщений
В семействе Соколиных есть хищная птица, которая называется кречет. Является самой крупной птицей этого семейства. Сильные, умные, выносливые, стремительные – это все о кречетах.
Летучая мышь является единственным зверем, которая умеет летать по воздуху, поэтому ее можно назвать птичкой, однако у нее есть особенность – она не кормит своих деток молоком.
Самым крупным грызуном в природе, который обитает вдоль рек и озер считается бобер. Это животное получило свою славу благодаря умению строить крепкие плотины и хорошо плавать. Бобры распространены на территории Евразии и Северной Америке.
Сборник сказок и рассказов. Коллективная работа учащихся 5–6-х классов «Как появилась музыка»
Разделы: Музыка
В далекие-далекие времена, когда до цивилизации было еще далеко, мужчины охотились, женщины занимались собирательством, готовили пищу, а дети как всегда были непослушны. Но только один был не такой как остальные. Все считали его ненормальным: он был очень послушен, ему чудились какие-то люди, он видел разные сны.
Он рассказывал, что в снах он видит прекрасного, великого человека с большими белоснежными крыльями. Этот человек подносил ко рту какую-то небольшую палочку и дует в нее. А из палочки доносятся чудесные, необычные звуки.
Такой сон снится ему каждую ночь. Только звуки из той палочки разные: то нежные и мягкие, то резкие, веселые.
Но вот однажды сны перестали ему сниться. Что-то случилось. Может быть, он вырос и стал взрослым? Но желание услышать снова те волшебные звуки становилось в нем еще сильнее. Он решил во чтобы то ни стало воспроизвести эти звуки. Он срезал стебель бамбука, проделал в нем несколько отверстий и тут мир впервые услышал…
К сожалению, эти первые звуки не были так уж прекрасны. Но через несколько тысяч лет на свет появилась флейта.
Дерксен Маргарита, 5«В» класс
Любитель-рыболов
Жил-был мальчик. Он любил ходить на рыбалку и петь песни. Он пел песни о цветах, о полях, о животных, о небе, о солнце…
Придет мальчик на озеро и начнет распевать песенки. Рыбам очень нравилось слушать эти песни, и они подплывали к берегу все ближе и ближе, и стали попадаться на крючок.
Через некоторое время не попавшая на крючок рыба поняла, что если звучит песня, то их ожидает опасность. С тех пор, как песня начиналась, так рыба расплывалась. Мальчик понял, почему рыба не ловится.
Когда он стал взрослым, то сочинил песню «Любитель-рыболов».
Масленникова Наташа, 6«В» класс
Одушевление леса музыкой
Когда-то жил на белом свете скрипач, который очень любил музыку. Однажды осенью он пошел в лес и взял с собой свою любимую скрипку. Настроение его было очень грустное, поэтому он и стал играть в лесу грустную музыку. Ручей стал журчать еще тише, деревья на ветру колышутся быстрее. Кузнечик стал петь под музыку свою любимую песенку. Кукушка и соловей подпевают ему. Скрипачу очень понравилась эта живая мелодия. Он шел домой и радовался, потому что никогда не слышал такую одушевленную музыку.
Колодин Саша, 6«В» класс
Как сочинили песню
Когда-то давным-давно жил в своей избушке сверчок. Когда заходило солнце, и наступала ночь, он выходил и запевал свою любимую песню. Люди, услышав эту замечательную песенку, радовались. Но кроме сверчка есть и другие разные насекомые и животные, которые тоже издают звуки. Например: кукушка и дятел. Кукушка кукует и получается песенка. Ку-ку!
Ку-ку! Как будто она где-то спряталась, выглянет и кукует! Это самая любимая моя птица.
Дятел-врач деревьев. Он своим клювом стучит по дереву и издается звон или стук и получается мелодия.
Кирюхина Таня, 6«В» класс
Как Ерёма песню сочинил
Жил-был в деревне Ерема, который был большим выдумщиком. Он всегда что-то придумывал, знал много прибауток, шутил со всеми.
И вот однажды барин приказал ему сходить на базар в другой город. Ерема собрался в путь, взял котомку и пошел.
Дорога в город шла через лес, идти ему было скучно. Но, зайдя в лес, он услышал много звуков: пение птиц, шелест листвы, потрескивание веток под ногами. Эти звуки Ереме понравились, у него поднялось настроение. Под звуки леса он стал напевать себе под нос шутки и прибаутки, которые он знал. Так у Еремы получилась песня.
Алистратов Алексей, 5«Б» класс
Как появилась песня
Жили-были дед да баба. И был у них сын Иван. Однажды он пас овец. Ему так надоело сидеть, что он сорвал тростник и дунул в него. У него получился звук. Тогда Иван добавил дырочки. У Ивана получилась музыка. Потом он рассказал об этом соседям. Так весть разошлась по всей местности. Благодаря Ивану на земле появилась музыка.
Хабаров Женя, 5«Б» класс
Как появилась первая музыка
Шел древний человек и вдруг он увидел бабочку, хотел ее поймать руками, но бабочка улетела. И получилось, что человек хлопнул в ладоши. Человек удивился и начал хлопать дальше.
Потом побежал к своему племени и начал показывать, как он умеет хлопать в ладоши. Люди удивились и тоже начали хлопать в ладоши. Так появилось первое развлечение и (музыка) звуки.
Есипова Даша, 5«Б» класс
Откуда музыка берёт своё начало
Однажды женщины разделывали тушу мамонта и кинули шкуру на кувшин, который был всеми заброшен. Через два дня женщина подошла к этому кувшину и хотела снять кожу, но она засохла. И тогда женщина взяла палку и начала бить по шкуре, так получился звук.
А в это время мужчины возвращались с охоты домой. Один из них нечаянно кончиком ветки задел об натянутую струну. И получился звук.
Вечером, когда было всеобщее собрание, они начали показывать, что они обнаружили. Тогда женщина начала палкой бить по засохшей шкуре на кувшине, а мужчина тянуть и отпускать натянутую струну.
И получилось очень красивая мелодия и еще инструменты.
Осипова Оля, 5 «Б» класс
Как появилась музыка
В древности люди не выращивали скот, не занимались земледелием, а выживали тем, что давала природа. Они ходили по лесам и полям, по берегам рек и морей и искали себе пропитание. Однажды, один человек, живший в одном племени, на берегу моря искал на мелководье моллюсков для того, чтобы принести их в свое племя на обед. Вечером, сидя у костра, опустошив раковины, один из людей стал дуть в пустую раковину, и из нее полились мелодичные звуки. Кто знает, может быть так и появилась музыка.
Кохановская Карина, 5«Б» класс
Гномы
Жили в лесу три гнома. Они только и делали, что искали клад и возвращались в свой скучный и пустой дом. Но однажды, когда гномы несли клад, один бриллиант упал и издал звук. Один гном услышал это и стал ронять бриллианты. Так появился звук.
Абрашкина Вика, 5«Б» класс
Музыка и песня
Жил-был дровосек, и было у него двое детей.
Пошли как то дети гулять в лес. И стало детям скучно, и стали дети придумывать разные шутки и прибаутки. Соединили все вместе и получились слова песни.
Шли дети дальше, видят колокольчиков видимо-невидимо. Они дотронулись до них и услышали звук.
Потом еще и еще, то звонче, то тише, то высоко, то ниже.
Вот так, одновременно дотрагиваясь до цветов и напевая шуточные слова, получилась веселая песня.
Василой Аня, 5«Б» класс
Два друга
Жили-были два друга любопытный и ленивый. Была зима. И вдруг любопытный говорит:
– Хочется мне что-нибудь открыть!
А ленивый говорит:
– Да не получится у тебя ничего!
– Получится – говорит любопытный и начал изобретать. Изобретал, изобретал, но ничего не получилось. Ну, все думает любопытный: «Он был прав».
Однажды заходит любопытный в хижину и вдруг задел он сосульку, и она упала с прекрасным звуком. Он услышал и сорвал несколько сосулек, взял две палочки и начал играть. Когда ленивый услышал и сразу же пришел к любопытному и увидел, что любопытный все-таки изобрел музыку.
Гранкина Оля, 5«Б» класс
В стране предметов
Потапова Кристина, 5«В» класс
Лесная песня
На лесной поляне жил один маленький кузнечик. Он был очень любопытным и изобретательным. Однажды он проснулся рано утром и пошел прогуляться. Прыгнул на колокольчик и замер «Что за удивительный звон?»: подумал про себя кузнечик – надо запомнить. Вдруг внезапно дунул ветерок и рядом росший еще один колокольчик тоже зазвенел «динь – динь».
– Интересно получается – сказал кузнечик и прыгнул на другой цветочек.
– Дон-дон – прозвенел цветок.
Динь-дон – как красиво звучит. Попрыгал дальше. В центре поляны на пеньке сидел зайчик и стучал лапками по пню «тра-та-та-тра-та». Кузнечик задумался. Соединил звуки колокольчиков и бой зайчика – «Динь-дон-трата-та». Получается очень интересное смешивание звуков.
Ближе к полудню он подустал и прилег возле березки отдохнуть. Лежал и наигрывал сегодняшние находки «Динь-дон-тра-та-та». «Чего-то не хватает» – сказал про себя кузнечик и заснул. В то время на ветку березы сел соловей и залился разными красочными звуками: ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. Кузнечик вскочил и закричал – «Вот это то, что надо». Соединил все звуки и получилось удивительное сочетание – Динь-дон, тра-та-та, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.
На следующий день кузнечик пригласил на полянку ветерок, колокольчики, зайчика и соловья. И попросил, чтобы они произнесли эти звуки одновременно. Дунул ветерок, зазвенели колокольчики, зайчик пробил чечетку на пеньке, соловей засверестел. Получилась красивая добрая мелодия, на которую собрался весь лесной народ. И слушали эту лесную песенку до заката солнца. Песенка закончилась, на полянке стало темно, и сова сказала – ого.
Недорезова Аня, 6«В» класс
Три брата
Что роднит музыку с литературой
На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов. Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник — это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.
Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации — ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, — мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.
Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.
По каким же направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы?
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом.
Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов — все то, что композиторы слышат в жизни, побуждает их к созданию таких больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера. Во многих из них песни, мелодии, напевы получают как бы вторую жизнь, композиторы заново открывают их слушателям.
Литературную (словесную, нередко стихотворную) основу — программу — имеют многие инструментальные произведения. Создавая их, композиторы опираются на то содержание, которое изложено в литературном источнике или выражено в названии сочинения.
Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Подчас именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. В древних мифах, народных сказках, легендах и преданиях часто говорится о чудотворной силе музыки, о народных музыкантах.
Незабываемые образы различных музыкальных сочинений, жизнь и творчество знаменитых композиторов, музыкантов-исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.
И музыку, и литературу объединяет общность жанров. Нередко поэтические произведения получают названия песня, романс, запевка, а музыкальные — сказка, поэма, баллада и др.
Пусть поэтические строки, которыми названо большинство разворотов учебника, помогут тебе глубже почувствовать и понять изложенный материал.
Урок музыки в 5-м классе по теме «Музыка в сказке»
Разделы: Музыка
Определить роль и значение музыки в сказках.
1. Познакомить с музыкальными фрагментами из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.
2. Закрепить навык слушания и анализ музыкального произведения.
3. Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.
Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; Е.Птичкин “Сказки гуляют по свету”, словарь “эмоций”.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие на мелодию Э. Грига “Утро”.
Учитель:
Здравствуйте, дети.
Я рада вас видеть
И снова вас слышать.
Учащиеся: Приветствуем Вас!
ДО – добавочная снизу,
РЕ – под первою всегда,
МИ – на первой притаилась,
Меж второй и первой – ФА,
СОЛЬ – застряла на второй,
Средь второй и третьей – ЛЯ,
СИ – на третьей поищи,
А под четвёртой снова – ДО.
3. Сообщение темы урока.
Литература и музыка тесно связаны друг с другом. Сегодня мы встретимся с одним из любимых вами жанров литературы – сказкой! Подумаем, какую роль может играть музыка в сказках. Итак, тема урока “Музыка в сказке”.
Вопрос: Назовите сказки, в которых говорится о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах.
Ответы: “Бременские музыканты”, “Колобок”, “Золушка”…
Сказочные балы и пиры не обходятся без музыки. Во всех сказках, где есть карнавалы, пиры, балы звучит музыка.
4. Повторение пройденного материала
Задание: Отгадав кроссворд, вы узнаете, с какой сказкой, а точнее, сказочной былиной мы познакомимся поближе.
5. Изучение нового материала
“Садко” – сказочная былина. Былина – старинное сказание о народном герое.
Вопрос: Каких вы знаете былинных героев?
Ответы: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
Садко – новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами.
Это не просто былина, а сказка.
Вопрос: Что сказочного произошло с Садко?
Ответы: Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его дочерьми.
Вопрос: На каком инструменте играл Садко?
Ответ: Садко играл на гуслях.
Гусли – старинный русский народный инструмент.
Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора – белый клён.
Прослушивание фонограммы “Гусли”. “Гусли 13 века. Народная опера”, Альбом “Глас Руси”, Славянский аутентичный фольклор.
Слова учителя на фоне звучания музыки:
Как во славном Нове-городе
Был Садко, весёлый молодец;
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил – играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских.
Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков положил былину о Садко в основу музыкального произведения.
Вопрос: Какой музыкальный жанр переводится как “труд”, “сочинение”?
Вопрос: Как называется краткое содержание оперы или балета? В переводе означает – “маленькая книжечка”.
Римский-Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих произведениях.
Римский-Корсаков написал 15 опер. Среди них: “Снегурочка”, “Золотой Петушок”, “Кащей Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”, “Садко”…
Вопрос: Что вы можете сказать о названиях этих опер? Какой литературный жанр лежит в их основе?
По праву Римского-Корсакова считают композитором-сказочником.
Вопрос: Где можно послушать оперу?
Ответ: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ
Вопрос: В нашем городе находится один из известнейших в мире театр оперы и балета.
Кто знает название этого театра? Кто из вас там бывал?
Ответ: Мариинский театр.
Своё название получил по имени жены императора Павла1, Марии Фёдоровны.
Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков.
Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра фантастические и реальные образы создают музыканты.
Вопрос: Как называется группа музыкантов в театре?
6. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов
В опере есть сцена на берегу Ильмень-озера. Садко собирается на кораблях отправиться в путешествие и просит гостей-купцов рассказать о своих странах. Каждый из гостей рассказывает о своей стране. Варяжский гость – о Скандинавии, Индийский гость – об Индии, а Веденецкий гость – об итальянском городе Венеции.
Используемый источник – DVD видео “Садко” Римский-Корсаков, Кировский театр оперы и балета, Валерий Гергиев.
Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).
Вопрос: Что можно сказать о характере музыки?
Ответ: Суровая, мужественная, величественная музыка.
Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.
Задание: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.
Ответ: Музыка – мощная, могучая, гордая.
Вопрос: Как называется низкий мужской голос?
Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.
Вопрос: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя).
Ответы: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий.
Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.
Задание: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.
Ответ: Музыка медленная, плавная, чарующая.
Вопрос: Как называется высокий мужской голос?
Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.
Задание: Определите характер музыки.
Ответ: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный.
Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого гостя”. Слайд №13
Задание: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.
Ответ: Очаровательная, восхитительная, блестящая.
Мужской голос, исполняющий песню, называется БАРИТОН
Вопрос: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?
Ответ: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.
“А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”.
Вопрос: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?
Ответ: Темп, динамику, тембр, мелодию…
7. Исполнение песни учащимися
Исполнение учащимися песни Е.Птичкина “Сказки гуляют по свету”.
Приложение 2. Текст песни
8. Подведение итогов урока.
Вопрос: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?
Ответы: Становится разнообразнее, интереснее.
Вопрос: Какие сказки не могли бы существовать без музыки?
Ответ: Сказки, где есть балы, пиры, музыканты, песни, пляски
9. Домашнее задание
Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал моря разных стран. А вы дома с помощью красок, карандашей и фломастеров на бумаге нарисуйте море, которое вам больше всего запомнилось.
За видео обращайтесь, пожалуйста, к автору