Как песня помогала побеждать. 10 песен военных лет
Песни ярко отражали все события, происходящие на фронте и в тылу, согревали душу, призывали к подвигу. Песни иногда лучше политруков говорили о патриотизме, солдатской дружбе и любви. Песни были необходимы человеку как воздух, они не давали черстветь человеческим чувствам. Я помню, что мой отец, гвардии старший сержант Иванов Георгий Васильевич, привёз с фронта альбом, в котором были с большой любовью записаны известные нам все песни и их окопные вариации. И такие альбомы были у многих солдат. А у каждой песни, родившейся в военные годы, своя история, свой путь, и своя судьба.
Источник: https://pinterest.com
Начало войны было ознаменовано появлением самой суровой и самой яркой военной песни, из когда-либо сложенных людьми. Это «Священная война». О создании этой песни Российское военно-историческое общество» уже писало на своём сайте «История РФ».
«Прощайте скалистые горы»
Кроме маршей, создавались и суровые песни-вальсы о войне. «Прощайте скалистые горы» – песня, посвященная воинам-североморцам, и родилась она на Северном флоте. Однажды, листая старые газетные подшивки, композитор Евгений Жарковский наткнулся на стихи Николая Бунина, которые он переложил на мелодию.
Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовет!
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.
А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля.
Растаял в далеком тумане Рыбачий,
Родимая наша земля.
Корабль мой упрямо качает
Крутая морская волна,
Поднимет и снова бросает
В кипящую бездну она.
Обратно вернусь я не скоро,
Но хватит для битвы огня.
Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,
Как море мертво без меня.
Нелегкой походкой матросской
Иду я навстречу врагам,
А после с победой геройской
К скалистым вернусь берегам.
Хоть волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля,
Но радостно встретит героев Рыбачий,
Родимая наша земля.
«Вечер на рейде»
Одной из первых лирических песен, появившихся в 1941 году, стала песня Василия Павловича Соловьева-Седого «Вечер на рейде» на слова Александра Чуркина. Зимой композитор выступал на Калининском фронте. После в неформальной обстановке его попросили спеть что-нибудь «для души». Уже со второго куплета ему стали подпевать бойцы:
Припев:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море,
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.
А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее, друзья.
На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман.
И берег родной целует волна
И тихо доносит бaян.
Судьба этой песни удивительна. Её считали своей и моряки, и пехотинцы, которые пели «Уходим завтра в поле…». Десантники перед вылетом на свои операции пели: «прощай, земля Большая! Десант наш улетает…». И даже итальянские партизаны на эту мелодию создали свою песню.
«Катюша»
Одной из самых популярных песен войны стала известная «Катюша». Ещё в 1938 году её создали поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер, а в годы войны, когда тысячи других Катюш отправились на фронт, появились песни переиначенные, о сражающейся Катюше – разведчице, медсестре, партизанке. Но особое звучание песня приобрела, когда народ дал ласковое название «катюша» новому оружию – гвардейскому миномёту.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поёт,
Пусть он землю бережёт родную,
А любовь Катюша сбережёт.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
У этой песни есть замечательное продолжение. В Смоленской области на высоком берегу реки Угры, где рос Михаил Матусовский, был поставлен памятник «Катюше». Памятник песне! Если вы знаете, где есть ещё такой, напишите в нашу редакцию.
«В землянке»
Особое место в солдатских сердцах заняла песня «В землянке». Стихотворение даже для печати не предназначалось, а когда песня появилась, была принята всеми. И навсегда поселилась в солдатских окопах и блиндажах. Слова принадлежат поэту Алексею Суркову, который передал их композитору Константину Листову, а уже Леонид Утёсов сделал её одним из самых востребованных шлягеров войны.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти – четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
«Жди меня»
Вроде совсем простая история у стихотворения «Жди меня» Константина Симонова, написанного в августе 1941 года и посвящённого актрисе Валентине Серовой. Оно тоже не предназначалось для печати, но 9 декабря 1941 года автор прочитал его в радиоэфире. На основе отзывов от слушателей Симонов всё-таки согласился его отдать в печать, и 14 января 1942 года стихотворение было напечатано в газете «Правда». В 1942 году Матвей Блантер положил его на музыку. Рассказывают, что раненые солдаты во время войны во фронтовых госпиталях, когда им было особенно больно, читали наизусть «Жди меня». Песня звучит в фильмах «Парень из нашего города» (1942) и «Жди меня» (1943).
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня.
Выпьют горькое вино
На помин души.
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой.
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
«Синий платочек»
В годы войны в солдатской среде была очень популярна незамысловатая песня про синий платочек. В своей книге «Голоса времени» известный поэт А. Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идёт война народная…» в солдатских сердцах теплятся слова песни «Синий платочек». Музыка была написана польским композитором Ежи Петерсбурским, а слова Яковом Галицким. Непритязательная лирическая песня «Синий платочек» стала очень любимой песней солдат на фронтовых концертах, а для Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко стала визитной карточкой.
Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.
Порой ночной
Мы распрощались с тобой.
Нет больше ночек!
Где ты, платочек,
Милый, желанный, родной?
Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек
Синий платочек
Снова встает предо мной.
И мне не раз
Снились в предутренний час
Кудри в платочке,
Синие ночки,
Искорки девичьих глаз.
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч.
Как провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок голубой.
«Тёмная ночь»
Не менее значимое место на фронтах и в тылу заняла песня «Тёмная ночь» Никиты Богословского на слова Владимира Агатова, написанная для фильма «Два бойца». Песня стала очень популярной в СССР и одной из самых популярных песен, созданных во время Великой Отечественной войны. В 2015 году проводилось социологическое исследование, в котором текст песни занял 25-е место в топ-100 самых популярных песен России, включающем в числе прочего русскую и мировую классику.
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами.
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная черная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила.
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи,
Вот и теперь надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!
«Огонёк»
Продолжая тему песен войны нельзя не вспомнить песню «Огонёк». Стихотворение появилось в апреле 1943 года в газете «Правда». Автором стихотворения был Михаил Исаковский, а вот автор музыки неизвестен. Правда, многие композиторы и музыканты, в том числе и М. Блантер, Н. Макаров, Л. Шварц, И. Лаврентьев пытались сочинять, но это была другая музыка. Автор известного всем варианта так и остался неизвестен, а для слушателей музыка стала народной.
На позицию девушка
Провожала бойца,
Тёмной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренёк,
На окошке на девичьем
Всё горел огонёк.
И пока за туманами
Видеть мог паренёк,
На окошке на девичьем
Всё горел огонёк.
Парня встретила славная
Фронтовая семья.
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья,
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонёк?
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонёк?
И подруга далёкая
Парню весточку шлёт,
Что любовь её девичья
Никогда не умрёт.
Всё, что было загадано,
В свой исполнится срок, –
Не погаснет без времени
Золотой огонёк.
Всё, что было загадано,
В свой исполнится срок, –
Не погаснет без времени
Золотой огонёк.
И спокойно, и радостно
На душе у бойца,
От такого хорошего
От её письмеца.
И врага ненавистного
Крепче бьёт паренёк,
За советскую Родину
За родной огонёк.
И врага ненавистного
Крепче бьёт паренёк,
За советскую Родину,
«Случайный вальс»
Песня «Случайный вальс» – ровесница Сталинградской битвы. Она была написана как раз в дни, когда отмечалась победа над армией вермахта в городе на Волге. Первоначально поэт Евгений Долматовский опубликовал стихотворение под названием «Танцы до утра». Чуть позже Марк Фрадкин придумал мелодию. На встрече с командующим фронтом Константином Рокоссовским авторы рассказывали о своих творческих планах, и тут политуправление предложило создать им что-то вроде офицерского вальса. После непродолжительной работы была сочинена песня «Офицерский вальс». Впоследствии песня получила название «Случайный вальс».
Ночь коротка, спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.
После тревог спит городок,
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок.
Хоть я с вами совсем не знаком,
И далёко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного…
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоём,
Так скажите хоть слово,
Сам не знаю о чём.
Будем дружить, петь и кружить.
Я совсем танцевать разучился
И прошу вас меня извинить.
Утро зовёт снова в поход,
Покидая ваш маленький город,
Я пройду мимо ваших ворот.
Хоть я с вами совсем не знаком,
И далёко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного…
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоём,
Так скажите хоть слово,
Сам не знаю о чём.
«Дорога на Берлин»
Закончить наш сборник замечательных песен Великой Отечественной войны хочется песней «Дорога на Берлин». Эта необычная песня, которую мы привыкли слышать в исполнении Леонида Утёсова. Пели её и Марк Бернес, и Иосиф Кобзон.
История песни началась в ноябре 1943 года в белорусском Гомеле, который только что освободили советские войска. Под впечатлением от победы поэт Евгений Долматовский набросал несколько незатейливых строк, а Марк Фрадкин написал музыку. Они презентовали песню Леониду Утёсову. Но время показало, что текст песенки коротковат. В стихах Долматовского был призыв идти на Минск, но в начале июля Минск освободили, и Утёсов начал подстраиваться под быстро менявшуюся обстановку. Он самостоятельно стал прибавлять названия новых городов, взятых нашими войсками: Брест, Львов, Люблин, Варшава и так далее, заканчивая словами «На Берлин» Песня стала песней Победы…
С боем взяли мы Орёл, город весь прошли,
И последней улицы название прочли,
А название такое, право, слово боевое:
Брянская улица по городу идёт –
Значит, нам туда дорога,
Значит, нам туда дорога
Брянская улица на запад нас ведёт.
С боем взяли город Брянск, город весь прошли,
И последней улицы название прочли,
А название такое, право, слово боевое:
Минская улица по городу идёт –
Значит, нам туда дорога,
Значит, нам туда дорога
Минская улица на запад нас ведёт.
С боем взяли город Минск, город весь прошли,
И последней улицы название прочли,
А название такое, право, слово боевое:
Брестская улица по городу идёт –
Значит, нам туда дорога,
Значит, нам туда дорога
Брестская улица на запад нас ведёт.
С боем взяли город Брест, город весь прошли,
И последней улицы название прочли,
А название такое, право, слово боевое:
Люблинская улица по городу идёт –
Значит, нам туда дорога,
Значит, нам туда дорога
Люблинская улица на запад нас ведёт.
С боем взяли город Люблин, город весь прошли,
И последней улицы название прочли,
А название такое, право, слово боевое:
Варшавская улица по городу идёт –
Значит, нам туда дорога,
Значит, нам туда дорога
Варшавская улица на запад нас ведёт.
С боем взяли мы Варшаву, город весь прошли.
Значит, нам туда дорога,
Значит, нам туда дорога.
Песни военных лет продолжают поддерживать историческую память и не дают забыть о Великом подвиге нашего народа. Мы остаёмся великим народом, пока помним и поём песни военных лет. Сегодня песни военной эпохи продолжают быть востребованными и занимают особое место в национальном репертуаре. Мы поём их не только 9 Мая, когда не петь их просто невозможно, но и в горе и в радости, всегда, когда душа просит. Эти песни поют и за дружескими застольями, на корпоративах, на свадьбах и в туристических походах. Очень популярны конкурсы песен Великой Отечественной войны в исполнении молодых авторов и певцов.
Роль музыки в годы Великой Отечественной войны
Война безжалостно отбирала у людей самое дорогое: любовь, родных, уверенность в завтрашнем дне, детство и счастье, даже надежду, но всегда у людей оставалось только одно — музыка.
Роль песни в годы войны была чрезвычайно высокой. Она складывалась обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души и воспевало великий подвиг русского народа. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Музыка поддерживала людей в трудные минуты, утешала их измучившиеся души. Она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело и находило в себе новые силы хранить надежду. У каждой песни этого времени своя история, свой путь, и своя судьба.
Катюша
Еще до войны, в 1938 году, уже известный поэт Михаил Исаковский, автор Вдоль деревни и Зелеными просторами, сочинил два четверостишия, ставших в дальнейшем частью русской культуры:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла…
Вскоре после написания этих строк у поэта состоялось знакомство с композитором Матвеем Исааковичем Блантером. Стихотворение настолько поразило Блантера, что он сам загорелся невероятным желанием создать песню.
Премьера Катюши состоялась в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 года её исполнила Валентина Батищева. По воспоминаниям Блантера: «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов».
Катюшу знал не только усталый русский народ, но и весь мир. Приехав из Италии, известный поэт Александр Прокофьев сказал, что почти всё население не только наслышаны об этой песне, но и готовы в любой момент её спеть. Она побывала также и в США. Украинский поэт Андрей Малышко, вернувшись оттуда вскоре после войны, писал в одном из своих стихотворений:
И напев отогревал им душу,
Белым цветом яблонь осыпал.
Негры пели славную «Катюшу»,
Ту, что Исаковский написал.
А в Японии, например, есть кафе Kachusha, в котором каждый вечер не проходит без этой песни. Но невероятно интересным фактом для Михаила Исаковского стало то, что некоторые немцы тоже знают Катюшу. С его слов: «Весьма любопытную историю рассказал мне еще в дни войны поэт Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове. Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, больно знакомую песню. Немцы прокрутили ее раз, потом поставили второй раз, потом третий… Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу Катюшу?! Не бывать этому! Надо отобрать у них её!»
Сегодня же можно сказать, что Катюша — это бесхитростные строчки, которые идут прямо из человеческой души. Эта песня стала гимном всего хорошего, светлого и доброго, что пытался разрушить агрессивный фашистский механизм.
Симфония № 7 «Ленинградская»
Шостаковичу неоднократно предлагали эвакуироваться, но, несмотря на эти предложения, композитор остался в осажденном Ленинграде. Летом 1941 года первая часть произведения была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации.
О своей работе над написанием симфонии композитор говорил: «Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».
Симфония имела громкое название — Ленинградская. Его она получила от известной русской поэтессы Анны Ахматовой. Эта композиция стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам. Так воспринимали её не только на Родине, но и во многих странах мира.
На момент исполнения симфонии в Куйбышеве среди слушателей оказался специальный корреспондент популярнейшего английского издания Time. Он был поражён той энергетикой, которой был наполнен зал. Яркая, выразительнейшая композиция доводила людей до слёз — они не могли не гордиться своей страной. Творческий триумф действительно восхитил британцев, и в 1942 году вышел выпуск журнала с изображением Дмитрия Шостаковича.
Ленинградская симфония была написана в блокадном городе как ответ немецкому нашествию. Она продемонстрировала сопротивление российской культуры захватчикам, отражение агрессии на высоком, духовном уровне, на уровне музыки. Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения создала огромный резонанс в мире. Эта композиция, наряду с песней Священная война, стала знаменем веры русского народа в свою победу.
Ехал я из Берлина
Это поистине великое творение Льва Ивановича Ошанина стало одной из первых «победных» песен. Автор лирики рассказывал, как родилась идея о создании композиции: «Однажды утром, я услышал, что наши находятся на подступах к Берлину. И ощущение долгожданной Победы стало зримым, вошло в душу, отодвинуло все беды и печали войны. И я представил себе нашего парня, еще почти мальчишку, но уже зрелого солдата, человека, спасшего родную землю, и человека, у которого ещё всё впереди. И я увидел этого парня в его счастливом, звонком полёте домой. И сама собой пришла ёмкая и гордая строчка – Ехал я из Берлина». Но о своей затее написать стихотворение Ошанин никому не рассказывал до тех пор, пока победа не стала очевидна для всех, чтобы не сглазить.
Ехал я из Берлина
По дороге прямой,
На попутных машинах
Ехал с фронта домой.
Ехал мимо Варшавы,
Ехал мимо Орла —
Там, где русская слава
Все тропинки прошла.
Заветный Камень
В 1943 году в газете Красный флот композитор Борис Мокроусов, который и сам был защитником Севастополя, прочитал поразительный рассказ боцмана: «Обычный моряк оказался зажат во вражеском кулаке вдали от Севастопольских берегов. В шлюпке посреди огромного синего моря он медленно умирал. Лишь частичка его родной земли — гранитный осколок, не давал ему навечно сомкнуть глаза. Последним желанием усталого моряка было вернуть этот камень на свою Родину. Ему, к великому сожалению, не удалось сделать это лично, поэтому его дорогие товарищи поклялись довести дело до конца. Они дали обещание очистить Севастополь от врага и вернуть осколок домой. До самого последнего метра они передавали друг другу эту частичку русской земли, словно самую дорогую вещь. Они вернулись, они выгнали фашистов из своего дома — они победили…»
Этот рассказ тронул композитора до глубины души и вместе со своим боевым товарищем, поэтом Александром Жаровым, они решили написать песню, основой для которой и стала эта история.
Он камень сжимал посиневшей рукою
И тихо сказал умирая:
«Когда покидал я родимый утес,
С собою кусочек гранита унес…
Затем, чтоб вдали
От крымской земли
О ней мы забыть не могли.
В памяти русского народа навсегда сохранилась эта песня. Ведь она рассказала нам о той вечной любви наших людей к русской земле, о той железной верности своему Отечеству, а главное — самому себе.
Вечер на Рейде
Во время Великой Отечественной войны было написано множество чутких и душевных лирических песен. Одну из них написали Ленинградские защитники — композитор Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин.
Композитор вспоминает, как написал эту песню:
« Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу, и меня охватывало горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства. Дома я сел за рояль и за несколько часов сочинил песню, варьируя бесконечно одну и ту же фразу: «Прощай, любимый город… »
Начальник ансамбля песни и пляски ЦДКЖ Вайнер говорил об этой песне:
«Хорошо помню тот памятный визит к нам Василия Павловича. Был он взволнован и возбужден. А потом до меня донеслись звуки рояля и негромкое пение. Незнакомый напев, задушевный, волнующий, заставил отложить все дела. Это был «Вечер на рейде».
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
День Победы
Стоит отметить главную «победную» песню, без которой рассказ о военной музыке был бы неполным. Песня День Победы появилась только через 30 лет после завершения войны, она была написана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым.
После выхода песни поэт говорил:
«Меня поймут ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва-едва переступили школьный возраст! Как часто грезилось нам — измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком — по траве, по лужам…».
Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе.
Композиция была принята в штыки.« Так исполнять песню о Победе — кощунство », — говорил Союз композиторов. Для них Давид Тухманов был «юным» эстрадником, несерьезным музыкантом. Они считали, что он не имеет право прикасаться к святому. Тем не менее, День Победывсё-таки зазвучала и не где-нибудь, а на официальных торжествах. Впервые её исполнили 8 мая 1975 года в Краснознамённом ансамбле песни и пляски имени Александрова и 9 мая — на праздничном Голубом огоньке в исполнении Леонида Сметанникова.
Песня звучала недолго — жалобы Союза композиторов привели к тому, что на пол года она исчезла из эфиров. Но в композицию искренне влюбился набирающий популярность певец Лев Лещенко. Именно ему удалось возродить песню 10 ноября на концерте в праздник Дня милиции. Это был самый настоящий триумф: СМИ почти без перерывов транслировала выступление Лещенко, а через какое-то время композиция стала лауреатом Песни года.
Фронтовые бригады
Словно под аккомпанемент веры и надежды всего своего народа солдаты шли под выступления фронтовых исполнителей. За годы войны артисты провели для советских военных 1 миллион и 350 тысяч спектаклей, концертов и творческих встреч – не было ни одной военной части, где бы не побывали «бродячие» театры и творческие бригады. Вместе с Красной Армией они прошли весь путь войны. Из самых знаменитых артистов Вахтанговского, Малого, Ленинградского театра драмы им А.С. Пушкина, Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького и др. были созданы фронтовые филиалы. К работе таких бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде – на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах. Всего работало около 4 тысяч фронтовых объединений, в которых приняли участие 42 тысячи актёров и музыкантов, многие из них выступали по 300 раз. Мы считаем важным упомянуть хоть нескольких из них:
Владимир Петрович Баталов — советский режиссёр театра и кино, актёр и защитник отечества. Во время Великой Отечественной войны он возглавлял фронтовые бригады. А остаток жизни руководил народным театром при заводе имени Лихачёва.
Евгений Прокопьевич Бусыгин — казанский этнограф и профессор Казанского университета. В ноябре 1940 года был призван в армию, где отслужил в музыкальном взводе. Во время военных выступлений Евгений Прокопьевич играл на трубе. В 1941 году его 93-я дивизия участвовала в Битве за Москву. Вскоре под Малоярославцем он был ранен в голову, но чудом остался жив. После выздоровления музыкант был прикреплён к Ансамблю песни и пляски 20-й Армии. Коллектив обслуживал фронтовые бригады артистов и много гастролировал. Стараниями этого ансамбля в солдатах нашей армии никогда не гас огонёк надежды вернутся домой.
Клавдия Шульженко — выдающаяся советская певица и актриса. С детства она с упоением и высокими мечтами слушала игру своего отца на духовых инструментах. Она влюбилась в музыку и театр, поэтому посвятила им всю свою жизнь. В первый год ленинградской блокады героиня дала 500 концертов и сотни раз выезжала на фронт вместе со своим джаз-оркестром, выступая перед бойцами. В 1942 году была награждена медалью За оборону Ленинграда, а 9 мая 1945 года – орденом Красной Звезды.
Со скрипкой в руках и нежным звоном своих голосов эти герои помогали своему народу не меньше, чем солдаты клинка и пороха.
Зарубежное признание
Отвага и самоотверженность героев сегодня признаётся не только их детьми, но и иностранцами. Они пишут грозные песни о великих битвах русских солдат во имя своей Родины, во имя её спасения. Нам кажется, что стоит выделить несколько весьма известных зарубежных треков.
Sabaton
Эта песня рассказывает о крупнейшей танковой схватке, которая состоялась под Прохоровкой в ходе обороны Курска. Событие датируется 12 июля 1943 года. Именно об этой битве «грязи и стали» повествует Panzerkamph.
Accept
В 2012 году эта немецкая группа выпустила целый альбом с одноименным названием главного сингла Stalingrad. Песня рассказывает об одном из важнейших сражений — битве за Сталинград, длившейся с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943-го.
Dark Lunacy
9 мая 2014 года итальянская группа Dark Lunacy представила публике свой новый альбом The Day of Victory. Треки из альбома, как и его название, приурочены ко Дню Победы. Они напомнили людям всего мира об ужасах, которые творились в период Великой Отечественной войны. С помощью характерного для группы звучания им удалось передать всю злость и боль, что терзали советский народ на протяжении нескольких лет.
З аключение
Дух и невероятная энергетика военных композиций до сих пор лежит глубоко в душе как старшего, так и молодого поколения. Сегодня музыканты абсолютно разных жанров: от простых акустических бардов, до целых оркестров и даже тяжелых металлистов, с гордостью напоминают нам о великих музыкальных творениях наших отцов. Они не дают нам забыть подвиги своих великих предков.
Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы можем хотя бы отдаленно понять чувства солдат, защищавших свою Родину. Именно благодаря музыке того времени, мы способны ощутить на себе чудовищную тяжесть материнских слёз, ожидавших их возвращения, и то неописуемое счастье, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года. По своему эмоционально-духовному наполнению, военные песни превзошли всё, что существовало на нашей эстраде прежде, и всё, что вышло на нашу эстраду после. Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную кровью землю нам, их счастливым детям. И завещают беречь её.
Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о своём будущем — нам важно, чтобы все ужасы, что пережили наши предки, не повторились вновь. Поэтому мы и должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны и пред их непосильным трудом. Они никогда не забудутся нами. А инструментальный кавер на песню Василия Ивановича Лебедева-Кумача, завершающий эту памятную записку, станет символом вечной клятвы детей этих великих героев, которые сегодня с гордостью восклицают: « Мы помним вас и будем помнить! ».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов