краткое сообщение о мюзикле 5 класс
Мю́зикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.
Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии («Моя прекрасная леди» по Бернарду Шоу, «Целуй меня, Кэт!» по Шекспиру, «Человек из Ламанчи» по Сервантесу, «Оливер!» и «Ночь открытых дверей» по Диккенсу).
Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался.
Мюзикл — жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики. В России пример такого наиболее успешного стационарного мюзикла — «Юнона и Авось».
По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль.
Идеальным воплощением этого жанра сало произведение композитора Дж. Керна и либретиста О. Хаммерстайна «Плавучий корабль» (1927 год). В то время это творение называли еще не мюзиклом, а музыкальной комедией. Однако, стереотип о том, что мюзикл исключительно разновидность комедийного жанра, стал быстро исчезать с возникновением джаза, который придал поверхностным музыкально-зрелищным постановкам неожиданную глубину.
Официальной датой рождения мьюзикла принято считать март 1943 года, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля «Оклахома» Р. Роджерса и О. Хаммерстайна. Эта постановка отличилась своей сквозной драматургией, которую в симбиозе развивали все виды творчества: актерская игра, музыка, вокал, пластика и т. д. Ее уже нельзя было назвать «легкой комедией», ведь она несла в себе такие ценности как любовь и патриотизм. Именно поэтому, со временем, музыка из этого мюзикла стала официальным гимном штата Оклахома.
После этого взрывного спектакля, который взял два Оскара и много лет не сходил с бродвейской сцены, началась новая эпоха сначала американского, а потом и мирового музыкального театра, которую возглавляли такие композиторы как Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, Э. Ллойд Уэббер, Р. Роджерс и т. д.
Бродвейские «тусовки» стали известны на весь мир. Мюзикл процветал! Репертуары театров ежегодно пополнялись новыми произведениями: «Розмари», «Я пою о тебе», «Трехгрошевая опера», «Моя прекрасная леди», «Звуки музыки», «Скрипач на крыше», «Хелло, Долли!» и т. д.
В России новый жанр был принят с радостью. Первые его признаки можно было увидеть в картинах «Веселые ребята» с участием Леонида Утесова и джазового ансамбля, «Цирк», «Волга-волга». Рок музыка использовалась в постановке спектаклей «Свадьба Кречинского», «Тиль», известный всем «Юнона и Авось».
Западные тенденции мюзикла стали укрепляться в России с 1999 года. Например: «Метро», «Нотр-Дам де Пари», «Чикаго», «Кошки», «Призрак оперы» и т. д. Со временем мюзи
Мю́зикл (англ. Musical) — музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства. Несмотря на то, что английский термин «мюзикл» является сокращением от «музыкальной комедии», он может представлять собой также трагедию, фарс или драму [1].
Ввиду большого жанрового сходства с опереттой, мюзикл как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался, однако на протяжении своего существования он сформировал свои особенности, которые отличают его от других жанров.
Конспект урока по музыке 5 класс » Мюзикл»
специалист в области арт-терапии
Тема раздела : «Музыка и литература»
Тема урока : Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
Номер урока в теме: урок № 18
Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская «Учебник 5 класс».
Цель урока: Сформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.
Образовательная : изучение учащимися жанра мюзикла, его характерных особенностей и жанровых категорий; знакомство с историей развития мюзикла за рубежом и в России.
Развивающая : развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач; развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля; развитие вокальных навыков;
Воспитательная : воспитание сознательного отношения к учёбе, коммуникативных умений. Способствовать формированию личностных качеств (отзывчивость, честность, доброта, любовь).
-предметные: Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота.
Участие в музыкальной жизни класса, школы
Осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета;
Личностные : учатся д елиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях
Универсальные учебные действия
— познавательные УУД: Учатся выделять специальную информацию из текста
-регулятивныеУУД: Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.
-коммуникативные УУД: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания
Тип урока : открытие новых знаний.
Формы работы учащихся : коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).
Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, баян.
1. Организационный этап
Дети входят в класс под музыку (Р. Роджерса «Звуки музыки») и рассаживаются по своим местам.
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель говорит о том, что урок сегодня необычный…и что бы понять, о чем будет идти речь, нужно просмотреть небольшой видеоролик…(просмотр фрагмента мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббера)
Учитель вместе с детьми обсуждает увиденный фрагмент.
-Что мы увидели в этом фрагменте? Это была опера? Балет? А, может,- оперетта? Как Вы думаете, какой жанр театрального искусства предстал перед нами?). Дети с помощью наводящих вопросов выходят на жанр МЮЗИКЛ (появляется тема на доске)…
А что это за жанр? В чем его особенности? Давайте выяснять… А разобраться в этом нам поможет небольшая игра
Учитель предлагает поиграть в игру «Верно ли утверждение?»
Учащимся раздают листы с вопросами, на которые они могут ответить только «Да» или «Нет»
Учитель оговаривает, что в конце урока ученикам предстоит еще раз ответить на эти же вопросы и сравнить ответы.
По истечении времени, данного на выполнение этого задания, учитель просит группу огласить ответы на вопросы, и фиксирует ответы в таблице на доске.
2. Где и когда зародился этот жанр?
3.Когда мюзикл появился в России?
4.Что является литературной основой мюзикла?
5.Каковы сюжеты мюзиклов?
6.Какими качествами должен обладать актер мюзикла?
4. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель рассказывает о том, что автором мюзикла, считают композитора, написавшего музыку к спектаклю, т.к. именно музыка играет здесь главную роль. А что же такое современный мюзикл?
Это шоу, грандиозное и дорогое. Здесь все работают «как часы». Сотни артистов играют, танцуют и поют. Еще сотня людей управляет декорациями, светом и звуком.
Современный мюзикл – это театр «легкого» стиля, запоминающийся, звонкий, пронизанный острыми ритмами.
Все в нем необычно – и музыка, и танцы, речь, жесты, костюмы, декорации.
Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это, скорее всего напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, выкрики, пение-шопот.
А танцующий хор в мюзикле – обычное явление.
Очень часто мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго.
В мюзикле играют универсальные актеры, все они должны уметь петь и танцевать и быть драматическими актерами одновременно.
Кроме этого, исполнители главных ролей должны обладать соответствующей внешностью. Ведь 150 килограммовый певец в роли юного прекрасного героя – вещь в мюзикле невозможная.
Одним из самых популярных композиторов мюзикла, вне всякого сомнения, является Эндрю Ллойд Уэббер – английский лорд, бизнесмен, мультимиллиардер, и, одновременно с этим, талантливейший композитор 20 века. Английский композитор, лорд, бизнесмен, мультимиллиардер. Родился он в Англии, в 1948 г., в музыкальной семье. Отец – музыкант и композитор, мать – учительница музыки, и поэтому с детства он начал увлекаться и заниматься музыкой. Обучался игре на фортепиано, скрипке и валторне.
Вновь обратившись к теме кошек, Уэббер создает мюзикл «Кошки», который был сыгран в общей сложности 7485 раз, и переведен более чем на 20 языков.
Сейчас перед Вами появятся герои этого мюзикла – кошки, которые живут на гигантской живописной помойке. Все они разные, но собрались здесь на ежегодный бал Джелликл – кошек. На этом балу будет выбрана одна из кошек, которая отправится в кошачий рай, для того, что бы возродиться к новой жизни.
Кошки рассказывают о себе в песнях и танцах.
Неожиданно на этом балу появляется кошка Гризабелла, презираемая кошачьей братией за свое высокомерие в молодости.
Гризабелла исполняет арию «Память», в которой она призывает всех помнить о прошлом. Сейчас Вы услышите эту арию…
Прослушивание арии «Память»…
Мы сказали, что это ария…
Эта музыка напоминает оперную арию? Чем? А чем отличается от нее?
( Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это скорее напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, вскрики, пение-шепот. При этом артисты хора еще и танцуют. А оркестр аккомпанирует этому действию, используя ритмы и тембры джаза и рок-музыки.)
Как Вы считаете, почему эта мелодия привлекает внимание певцов «легкого» жанра?
Каков характер музыки? Почему мелодия так печальна? Что Вы представляли себе, когда слушали это произведение? Как Вы думаете, о чем идет речь в этой арии? Сколько частей мы можем выделить в этом произведении? Какие-то из них повторялись?
Мелодия арии «Память» стала одной из самых любимых во всем мире и производит неизгладимое впечатление на всех слушателей. Ее исполняют на нескольких языках…
Мы сейчас посмотрим и послушаем русскоязычное исполнение…
Обратите внимание на взаимоотношение Гризабеллы с другими кошками. Сумела ли она завоевать любовь и уважение кошек?
Вы заметили, как кошки смотрели на Гризабеллу? Можно сказать с обожанием…и даже подпевали ей. Именно Гризабелла получает право возродиться для новой жизни в кошачьем раю. Мюзикл заканчивается всеобщей радостью и восторгом по поводу происходящего.
5.Первичная проверка понимания.
Учитель предлагает детям обобщить новый материал и попытаться выделить характерные особенности мюзикла:
Равноправие музыки, танца и разговорного жанра
Ведущая роль музыки эстрадного плана
Яркий, зрелищный спектакль с обилием спец. эффектов и необычными декорациями
В основе мюзикла могут лежать как литературные произведения, так и различные истории из жизни, газетные статьи и т.д.
6. Первичное закрепление.
Учитель снова обращается к заданию «Верно ли утверждение?» и просит учеников ещё раз ответить на поставленные вопросы, но уже исходя из знаний, полученных на уроке. После чего происходит обсуждение и выделение правильных ответов.
Для обобщения и закрепления полученных знаний, ученикам предлагается решить кроссворд
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
7.Информация о домашнем задании.
Домашнее задание: х удожественная зарисовка понравившегося сюжета или героя мюзиклов «Кошки»
Исследовательская работа по теме «Мюзикл»
специалист в области арт-терапии
Подробнее о работе:
Анализ литературы по проблеме исследования.
Определение жанра мюзикл;
История создания мюзикла;
Развитие мюзикла в Америке;
Развитие мюзикла в России;
Я думаю, что у каждого человека есть свои вкусы и предпочтения в музыке, т.к. она является выражением его эмоций, настроений, мыслей. Это может быть классическая, поп, электронная музыка, блюз, кантри, рок, шансон, мюзиклы и т.д.
Учёные разных стран утверждают, что музыка не только способствует интеллектуальному развитию человека, формирует его характер, воспитывает чувства, но и способствует появлению вкуса к жизни.
Музыка может быть разной, главное, чтобы она была качественной, понятной слушателю, чтобы человек находил в ней необходимые в данный момент чувства и даже мысли, поддерживала его в минуты отчаяния. Люди старшего возраста чаще всего слушают бардовские песни, классическую, джазовую музыку. Профессиональные музыканты слушают и смотрят оперы, оперетты, балеты.
Проблема заключается в следующем: многие люди не имеют возможности побывать на постановке мюзикла, так как мюзиклы ставятся в театрах оперетты, в театрах мюзикла и все они находятся в Москве и крупных городах. Это очень дорогостоящая постановка и билеты на постановку мюзикла не каждый может позволить себе купить, это касается и меня, так как я живу в небольшом поселке.
Цель работы: исследовать, насколько важен и популярен данный жанр.
Узнать историю возникновения мюзикла.
Изучить историю возникновения мюзикла в России.
Выяснить основные направления, стили и жанры мюзикла.
Изучить мюзиклы для детей.
Провести анализ и подвести итоги.
Теоретическая и практическая значимость исследования : Теоретическая значимость работы заключается в том, что, работая над выбранной темой, узнаешь много нового и интересного для того чтобы в дальнейшем обобщить представление о мюзикле.
Определение жанра мюзикл
Современное музыкальное искусство наполнено разнообразием жанров и направлений. Сейчас на эстраде можно встретить и представителей классической школы, и различных молодёжных субкультур, и всевозможных музыкальных направлений. Что же такое мюзикл и в чём заключаются особенности этого уникального жанра?
Мю́зикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.
Не существует фиксированной длины для мюзикла, и он может длиться от короткого одноактного представления до нескольких действий и нескольких часов (или даже нескольких вечеров). Однако, большинство мюзиклов длится от получаса до трех часов. Мюзиклы сегодня обычно представляются в двух действиях, с одним перерывом от десяти до 20 минут. Первый акт почти всегда несколько длиннее, чем второй акт, и вообще представляет большую часть музыки. Мюзикл может быть построен приблизительно на 4-6 главных тематических мелодиях, которые повторяются всюду в представлении, или может состоять из ряда песен, не непосредственно музыкально связанных. Разговорный диалог обычно вкрапляется между музыкальными номерами, хотя использование «вокального диалога» или речитатива не исключено.
История создания мюзикла
Сколько же лет мюзиклу? Искусство рассказывать истории с помощью песен относится к незапамятным временам. Мы знаем, что древние греки включали музыку и танцы в их театральные постановки еще в 5 веке до н.э. Некоторые из них писали специальные песни под каждый мюзикл, другие использовали существующие. Эти пьесы сочетали в себе политическую и социальную сатиру и все остальное, что может развлечь массы. С помощью песен можно было комментировать действия, рассказывать о происходящем и т.д.
Римляне скопировали практически все формы и традиции греческого театра, но они внесли и некоторые изменения. В частности, они стали подбивать обувь металлом, чтобы было лучше слышно движение танцоров, что стало подчеркивать важность спецэффектов.
МЮЗИКЛ: ЖАНР ИЛИ СИНТЕЗ ЖАНРОВ?
Можно сказать, что ни один жанр музыкального театра в 20 веке не порождал столько вопросов и загадок, как мюзикл. И споры не стихают до сих пор: Что это? Жанр? Или смесь жанров? Дело в том, что мюзиклу подвластно многое: он может притвориться легкой комедией, может рассказать о жизни двух – трех людей, может развернуть на сцене грандиозное эпическое действие, может отказаться от разговорных сцен, может быть рок – оперой или существовать в классических традициях.
— МЮЗИКЛ-ДРАМА : жанр опирается на разговорный диалог.
МЮЗИКЛ-ОБОЗРЕНИЕ : эстрадное ревю, но скрепленное драматическим сюжетом.!
Развитие мюзикла в Америке
История мирового мюзикла на сегодня насчитывает около 100 лет. Хотя некоторые эксперты считают первым в мире мюзиклом оперу Жоржа Бизе «Кармен» (1874), а некоторые идут еще дальше и начинают отсчет с «Волшебной флейты» Моцарта (1791). Безусловными предтечами мюзикла можно считать «Оперу Нищих» Джона Гея (1787) или комические оперы Джилберта и Салливана (середина 19 столетия). Первым настоящим американским мюзиклом считается «Плавучий театр» композитора Джерома Керна и либреттиста Оскара Хаммерстайна (1927). Однако тогда еще «Плавучий театр» назывался не мюзиклом, а ещё музыкальной комедией.
В «Моей прекрасной леди» дебютировала великая актриса мюзикла Джулия Эндрюс, которая впоследствии прославилась в музыкальных фильмах «Звуки музыки» и «Мэри Поппинс». Кроме того, на 50-е приходится расцвет творчества великого американского композитора Леонарда Бернстайна. Стоит упомянуть три его произведения: «Чудесный город», «Кандид» и навсегда оставшуюся в истории мюзикла «Вестсайдскую историю».
Вскоре американские мюзиклы начали свое триумфальное шествие по всему миру. Тем не менее, жанр мюзикла оказался чрезвычайно притягательным для актеров всех стран и всех театральных направлений. Это, несомненно, связано не только с естественной тягой к популярности, но и с желанием освоить новый жанр, расширить свои творческие возможности.
С 1970-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос суперзвезда » в 1971 композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса.
Другое творение Уэббера, «Кошки» в 1981 по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом», представляет яркие запоминающиеся образы, пластичные и гибкие танцы, узнаваемые кошачьи интонации в музыке (рис.16). Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы», совмещающий в себе черты детектива и триллера.
Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго.
Развитие мюзикла в России
В 2001 году состоялась премьера первого полностью русского мюзикла — «Норд-Ост», написанный российскими композиторами и либреттистами на основе романа Каверина «Два капитана». Он пользовался колоссальным успехом, и жанр мюзикла начал становиться крайне популярным Важной вехой стала постановка в 2006 году мюзикла «Mamma Mia!» на сцене Московского дворца молодежи. Мюзикл «Монте-Кристо» — оригинальная российская постановка, авторами которой являются Роман Игнатьев (музыка) и Юлий Ким (стихи, либретто В 2009 г – российский мюзикл «Мастер и Маргарита». В 2009 г. мюзикл «Три мушкетера » написан по роману Александра Дюма-отца – это озорное, динамичное и зрелищное шоу для всей семьи с любимыми всеми песнями Максима Дунаевского на стихи Марка Розовского и Юрия Ряшенцева. В 2010 году на основе оригинального либретто Льва Толстого появился мюзикл «Анна Каренина » музыку к мюзиклу написал Роман Игнатьев, слова Юлий Ким (рис.30)
Жанр мюзикла развивается в нашей стране и становится очень популярным.
В настоящее время продолжают работать композиторы, начинавшие в советскую эпоху, многие из которых к этому времени имеют «собственные» театры. Известные советские музыкальные фильмы и мультфильмы переделываются в сценические версии. Возникает огромное количество «семейных» мюзиклов — музыкальных спектаклей, рассчитанных на детскую аудиторию.
.Мюзиклы, основанные на популярных мультфильмах, — одни из самых успешных в мире. Знакомый сюжет и любимые с детства герои, оживающие на сцене, — уже половина дела. «Красавица и Чудовище» — это еще и яркие костюмы, эффектные декорации таинственного замка и забавные персонажи. История любви Красавицы и Чудовища отошла на второй план и немного стушевалась среди красочных массовых сцен, песен и танцев (рис.32)
Мюзикл «Маугли» Автор либретто, автор музыки и текстов Владислав Сташинский воспроизвёл в театре настоящую музыку джунглей — в партиях героев можно услышать и рычание, и шипение, и вой, и пение птиц, и звуки тропического леса (рис.33)
«Малыш и Карлсон» — детский мюзикл о «лучшем в мире привидении с мотором». Режиссёр Д. Славин. В ролях: Л. Кытманова, С. Даллакян, Е. Ветрова.
Какой музыке отдают предпочтение подрастающее поколение? С этой целью мною было проведено интервьюирование обучающихся нашей школы 5-10 классов (35 человек), ответы, на вопросы которого помогли сделать соответствующие выводы. Было предложено выбрать музыкальное направление, которое нравится детям (поп-музыка, рок-музыка, рэп, хип-хоп, RnB, джаз и мюзиклы.
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет
Шабалина Т. Статья «Мюзикл»
Алексеев Э.Е. Азбука жанра. Творческие проблемы мюзикла (рус.) // Театр : журнал. — 1967. — № 9. — С. 141—147.
Чёрная Г. О сценической природе мюзикла // Вопросы театрального искусства: сборник научных статей. — 1-е изд. — М. : ГИТИС, 1977. — С. 228—259.
Данько Л.Г. Мюзикл как особая форма музыкально-драматического спектакля: лекция для студентов институтов культуры по курсу «История музыки». — Л.: ЛГИК, 1977. — 26 с.
Гринберг М. Современный мюзикл // Советский музыкальный театр. Проблемы жанров. — 1-е изд. — М. : Сов. композитор, 1982. — С. 231—286.
Великие мюзиклы мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 704 с
Кудинова Т. Н. От водевиля до мюзикла. — М.: Сов. композитор, 1982. — 175 с. — 20 000 экз.
Кампус Э. Ю. О мюзикле. — Л.: Музыка, 1983. — 128 с.
Межибовская Р.Я. Играем мюзикл. — М.: Советская Россия, 1988. — 96 с.
Бушуева С.К. Мюзикл // Искусство и массы в современном буржуазном обществе: Сб. Гос. НИИ искусствознания. — 1-е изд. — М. : Сов. композитор, 1989. — С. 170—193. — 320 с.
Мюзикл
Мюзикл и его начало ……………………. 4
Зачатки мюзикла и его корни ………………………4
История некоторых мюзиклов ………10
Зачатки мюзикла и его корни
В мюзикл вошли многие виды искусств: комическая опера, оперетта, пародия, феерия, музыкальная комедия и т.д. Мюзикл имеет корни в разнообразных водевилях, музыкальных шоу средних веков.
Еще в далекой Греции в амфитеатрах шли первые музыкальные представления. Древние греки включали танец и музыку в поставках своих комедий и трагедий уже в V веке до нашей эры. В то время как афинские драматурги пересказывали существующие песни, Софокл придумывал свои песни. На сценах амфитеатров на открытом воздухе ставились пьесы, пьесы были разными: политическая сатира и социальная, игра жонглеров, и даже юмор сексуального характера, словом, показывали пьесы, которые могли развлечь народ. Песни обычно исполнял хор, который комментировал действа, но хор также занимал свое место на сцене и сольные выступления не встречались. Никаких источников древнего музыкального комментирования не сохранилось, поэтому немного пьес дошло до наших дней. Так как эти музыкальные выступления не имели никакого прямо эффекта на развитие современного музыкального театра, они доказывают, что идеи мюзикла зародились еще 2500 лет назад.
Римляне скопировали и расширили формы и традиции греческого театра. В III веке до н.э. комедии Платона включали песни и элементы танца, которые сочетались и являлись единым целым всего действа. Чтобы сделать более ярким танец в больших открытых театрах, римские актеры прикрепляли к обуви металлические пластины. Поскольку театр на воздухе вмещал в себя тысячи людей, то было необходимым акцентировать внимание зрителей на самом представлении и специальных эффектах. Если римскому театру способствовала греческая литература, то музыкальная комедия унаследовала зрелищность и многочисленные технические достижения.
В средневековье культурным оплотом Европы являлись путешествующие менестрели и бродячие труппы, которые исполняли популярные песни и показывали комедии. В XII – XIII веках была принято изображать религиозные драмы. Некоторые из этих драм дошли до нас, например, «Пьеса Герода» и «Пьеса Даниэля». Предназначенные как религиозные инструменты наставления, основанные на церковном пении, эти пьесы развились как самостоятельная форма музыкального театра.
В некоторых из музыкальных произведений интересней всего поэтические формы – часто, как своего рода часть пьесы – чередуются с прозаическими диалогами и литургическим пением. Иногда доходило то того, что почтив весь текст был сложен в стихах с небольшими (или вообще отсутствием таковых) вступлениями литургических песен. Хорошо заметно это в «Пьесе Даниэля».
Музыкальные пьесы достигли вершины своего расцвета в эпоху Возрождения в комедиях, в которых хриплые клоуны рассказывали о своих похождениях, используя известные истории. Этими клоунами были Арлекино, Пульцинелла и Скарамуч – эти клоуны уставили стиль для западной комедии в течении многих лет. Формально музыкальный театр был редок для Возрождения, но Мольер поставил несколько пьес в виде комедии с песнями (музыка была написана Джином Баптистом Лаллайом), когда Луи XIV узаконил песни и танцы в конце 1600 годов.
К 1700 годам в Англии, Франции и Германии встречались две формы музыкального театра – оперы-баллады и комические оперы.
Опера существует с конца 1500 годов, но современный музыкальный театр и фильм – не прямые потомки оперы. Однако оперу можно назвать потомком классического театра. Когда авторы и композиторы эпохи Возрождения пытались возродить греческую драму, они добавили в нее музыку, что в конечном счете привело к рождению оперы.
Мелодии оперы были частью популярной культуры 1800-ых и в начале 1900-ых, поэтому они в некотором роде повлияли на музыку театров того времени. Однако, так называемые «комические оперы», которых было много на Бродвее в конце 1880-ых и 90-ых годов, не являлись оперой как таковой. Производители называли эти шоу «комическими операми», чтобы придать им более высокую оценку, и в таких «операх» звучали длинные диалоги, сопровождавшиеся музыкой. Это и являлось мюзиклом. Однако многие факты, такие, скажем, как юридические ограничения, заставили развиваться мюзикл дальше.
Мюзикл как сценический жанр появился в США в конце 19 начале 20 века, а в 1920-е годы мюзиклы начали экранизировать, что сделало этот жанр еще более популярным. Пожалуй, киномюзикл единственный жанр, так тесно связанный со взлетами и падениями Голливуда. Один из первых звуковых музыкальных фильмов «Певец джаза» (1927) с участием бродвейской звезды Эла Джолсона в строгом смысле слова нельзя назвать мюзиклом, это была только заявка, но уже в следующем фильме «Опытный певец» (также с участием Джолсона) обозначились жанровые музыкальные черты ленты. В 1929 на экраны вышел мюзикл «Бродвейская мелодия», став одним из самых кассовых фильмов того времени. Кроме того, эта картина первая среди мюзиклов была удостоена премии «Оскар».
В 1930-е годы, золотой век Голливуда, популярность киномюзикла растет благодаря ведущему голливудскому хореографу-постановщику Б. Беркли, который сумел придать этому жанру стремительный электризующий характер. В его известных мюзиклах «Золотоискательницы 1933 года» (1933), «42-я стрит» камера Беркли постоянно в движении: то скользит вдоль зеркальной поверхности пола, отражающего стройные ноги танцующих, то устремляется вверх, где мелькают их руки.
Другим королем мюзикла 1930-х годов был замечательный танцовщик Фред Астер, выступавший со своей постоянной партнершей Джинджер Роджерс. Актер был не только постановщиком танцев в мюзиклах, но и автором песен («Сногсшибательная шляпа», 1935, «В ритмах свинга», 1936, «Потанцуем», 1937 и др.)
1941 годом датирована яркая музыкальная комедия «Серенада солнечной долины», которую обессмертил выдающийся джазовый музыкант Глен Миллер и его оркестр. В Россию эта лента попала только после войны вместе с другими трофейными фильмами, но сразу же завоевала бешеную популярность. Мелодии из этого фильма напевали повсюду.
Ни одна из голливудских студий не хотела отставать в области мюзикла. Но, пожалуй, ведущей студией по производству наиболее удачных мюзиклов стала Метро-Голдвин-Мейер (МГМ). В 1940-е и в начале 1950-х годов, когда жанр мюзикла достиг своего пика, засверкали звезды Джуди Гарленд («Встретимся в Сент-Луисе», 1944, В. Миннелли), Риты Хейворт («Девушка с обложки», 1944), Джина Келли и Стенли Донана («Увольнение в город», 1949, «Пение под дождем», 1952, «Всегда прекрасная погода», 1955).
В 1961 на экраны вышла «Вестсайдская история» Р. Уайза, ставшая настоящим потрясением, соединив в себе волшебную музыку Л. Бернстайна и полную драматизма отточенную хореографию Дж. Роббинса с остросоциальной проблематикой сценария. Фильм совершенно был удостоен сразу нескольких премий «Оскар».
Одной из лучших экранизаций тех лет стала также «Моя прекрасная леди» (1964) на музыку Ф. Лоу. Попытку совмещения, казалось бы, несоединимых жанров анимации и мюзикла предпринял Уолт Дисней в фильме «Мери Поппинз» (1965).
Среди американских мюзиклов последующих десятилетий следует выделить «Смешную девчонку» (1968) с Б. Стрейзанд, «Кабаре» (1972) с Л. Миннелли режиссера и хореографа Б. Фосса, «Весь этот джаз» (1979) также Б. Фосса, «Томми» (1975) К. Рассела,«Волосы» (1979) М. Формана, «Слава» (1980) А. Паркера. В 1970-е годы взошла звезда талантливого английского композитора Э. Ллойда Веббера. Его лучшие мюзиклы были экранизированы и до сих пор идут на экранах с большим успехом «Иисус Христос — суперзвезда_” (1973, режиссер Н. Джуисон), «Эвита» (1994), за песню «Любите меня» из которого композитор был удостоен премии «Оскар».
Мюзикл во всем мире воспринимается прежде всего, как американский жанр, но и в других странах к нему также обращались ведущие режиссеры во Франции Ж. Деми поставил свой самый известный фильм «Шербурские зонтики» (1964) с чарующей музыкой М. Леграна, одухотворяющей лирическое повествование о любви. Фильм был удостоен главного приза на Международном кинофестивале в Канне. В 1968 в Великобритании был поставлен мюзикл К. Рида «Оливер!» (премия «Оскар», 1968), трогательная и одновременно динамичная история героя романа Ч. Диккенса.
В советском кино мюзикл не имел таких четко очерченных рамок, как в американском, и всегда тяготел к музыкальному фильму. И все-таки, несмотря на размытость границ в определении жанра, среди огромного количества советских музыкальных фильмов можно выделить ленты, родство которых с мюзиклом не вызывает сомнений. Это «Айболит-66» (1967) Р. Быкова, «Мелодии Верийского квартала» (1973) Т. Шенгелая, «Романс о влюбленных» (1974) А. Михалкова-Кончаловского и некоторые другие. Успешно в жанре мюзикла-экранизации работают режиссер Л. Квинихидзе (Соломенная шляпка, Небесные ласточки, 31 июня, «Мэри Поппинс, до свидания!»), В. Воробьев («Свадьба Кречинского»), Е. Гинзбург («Веселапя хроника опасного путешествия», «Остров поргибших кораблей»). Особое место среди телевизионных мюзиклов занимают музыкальные телефильмы М. Захарова “ Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо» (музыка Г. И. Гладкова) и другие.
История некоторых мюзиклов
Как и в наши дни, рассказы о преступлениях на сексуальной почве были особенно популярны у читателей. Третьего апреля 1924 года вышла еще одна статья Уоткинс, под заголовком «Убийца ставит пластинку с джазом в то время, как ее жертва умирает». На этот раз речь шла о замужней женщине по имени Бьюла Эннэн, застрелившей своего любовника. Тот скончался под аккомпанемент популярного в 20-е годы фокстрота Hula Lou, под эту же музыку Бьюла рассказала своему мужу о том, что произошло.
Шумиха, сопровождавшая эти и другие криминальные истории, произвела сильнейшее впечатление на Морин. Позднее, оставив газету, она отправилась изучать драму в Йельский университет. Именно там, в качестве учебного задания, ею была написана пьеса «Чикаго».
Морин не только получила за свою работу самый высокий балл в классе: 30 декабря 1926 года спектакль «Чикаго»открылся на Бродвее. Пьеса выдержала 182 представления, в 1927 году был снят одноименный фильм, а в 1942 вышла картина «Рокси Харт» режиссера Уильяма Вельмана с Джинджер Роджерс в главной роли. К сожалению, пьеса «Чикаго» оказалась единственным заметным произведением Морин Даллас Уоткинс.
Неудивительно, что Боб Фосси, знаменитый хореограф и бродвейский режиссер, известный своим откровенным и чувственным стилем, не смог пройти мимо такого сюжета. Впервые он задумался о постановке в середине пятидесятых, однако долгое время ему не удавалось уладить вопрос с правами.
Для реализации проекта Фосси привлек композитора Джона Кандера и либреттиста Фрэда Эбба, которые уже успели покорить Бродвей своими мюзиклами «Кабаре» и «Зорба».
Премьера мюзикла состоялась в театре «46 Улица» 3 июня 1975 года с Гвен Вердон в роли Рокси, Читой Ривера в роли Вельмы и Джерри Орбахом в роли Билли. В шоу также непродолжительное время играла Лайза Минелли. Когда Вердон оставила мюзикл, ее место заняла ученица и протеже Фосси, Энн Ринкинг.
«Чикаго» было хорошо встречено публикой. Однако в том же году состоялась премьера мюзикла, который отодвинул «Чикаго» на второй план. Речь идет о «Кордебалете», оставившем работу Кандера и Эбба без наград (из 12 номинаций на «Тони» спектакль «Чикаго» не выиграл ни одной) Моментально став хитом сезона на Бродвее, «Кордебалет» довольно скоро был поставлен в Лондоне, в то время как «Чикаго» открылось в Уэст-Энде только в 1979 году. Эта постановка не имела ничего общего со спектаклем Боба Фосси.
«Чикаго» был удостоен шести премий «Тони», в том числе в номинациях «Лучший восстановленный мюзикл», «Лучшая хореография», «Лучшие световые эффекты» и «Лучшая режиссура», а также премии «Грэмми» за лучший альбом.
Как ни странно, тема мюзикла не перестала быть актуальной. То, что в 70-х казалось мрачной сатирой, теперь стало частью повседневной жизни американцев. Процесс по делу O. Дж. Симпсона или, скажем, скандальная история Моники Левински являются тому подтверждением. Благодаря телевидению и прессе они вошли в каждый дом и превратились в захватывающее reality show. Теперь, вместо того, чтобы шокировать зрителя, персонажи «Чикаго» приглашают его в опасный, но соблазнительный мир скандальных историй и манипулирования общественным сознанием.
Сорок вторая стрит
Продюсером шоу стал Дэвид Меррик (David Merrick). Когда потенциальные инвесторы сообщили ему, что проект обречен, он решил поставить спектакль на свои собственные средства.
Notre-Dame de Paris / Собор Парижской Богоматери
Идея дать новую жизнь персонажам Гюго пришла в голову Люку Пламондону, уроженцу французской Канады, автору текстов к французской рок-опере «Starmania». Он рассказывает, что как-то раз, пытаясь найти тему для мюзикла, просматривал книгу о популярных литературных героях. Любопытно, что внимание Пламондона привлекла не Эсмеральда, а Квазимодо. Именно этот персонаж, чье имя стало нарицательным, навел либреттиста на мысль сделать из классического произведения Гюго рок-оперу. Пламондон не был первым, кого посетила идея использовать роман «Собор Парижской Богоматери» как основу для произведения совершенно другого жанра. Великая книга Гюго была экранизирована много раз; существует и старейший, еще немой фильм со знаменитым Лоном Чейни в роли Квазимодо, и более поздние картины, и телеверсии ; по мотивам романа были созданы даже балеты и мюзиклы. Кроме того, сам Гюго предполагал, что «Собор. » может послужить основой для оперы, и даже написал либретто.
Казалось, что «Cats» прописались на Бродвее и в Уэст-Энде навсегда, однако даже волшебство когда-нибудь заканчивается. На Бродвее «Кошки» закрылись в 2000 году. 11 мая 2002 года состоялось последнее представление мюзикла в Лондоне. За 21 год лондонскую постановку посмотрело более 8 миллионов человек, а ее создатели заработали 136 миллионов фунтов-стерлингов.
Винсенте Миннели (28 февраля 1910, по другим данным — от 1902 до 1913, Чикаго — 25 июля 1986, Лос-Анджелес), американский кинорежиссер, классик голливудского мюзикла 1940-50-х гг.
Родился в семье странствующих актеров, с трех лет выступал в семейном шоу братьев Миннелли. В школе обнаружил способности к рисованию. С 1929 в шоу-бизнесе в качестве фотографа, заместителя менеджера, художника сцены и художника по костюмам. В начале 1930-х гг. работал в ревю Флоренса Зигфелда и был назначен главным художником нью-йоркского мюзик-холла «Радио-сити». С 1935 — режиссер на Бродвее, где осуществил ряд популярных постановок.
На протяжении двадцати лет (1942-62) Миннелли работал по контракту с «Метро-Голдвин-Майер» (не имеющий прецедента рекорд длительности контракта с этой компанией) и снял 29 фильмов. Среди постановок этого общепризнанного лидера американского мюзикла такие фильмы, как «Встретимся в Сент-Луисе» (1944), «Иоланда и вор» (1945), «Зигфелд Фоллиз» (1946), «Пират» (1948), «Американец в Париже» (1951), «Жижи» (1958, премия «Оскар» за лучшую режиссуру). С самого начала Миннелли стремился к органическому слиянию хореографии, музыки и драматургии. В соответствии с условностью жанра он делал акцент на театральности стиля и сказочности действия. Благодаря Миннелли Голливуд признал искусство декоративного оформления и необходимость психологической достоверности в обрисовке персонажей мюзикла.
В промежутках между мюзиклами Миннелли снимал экранизации классики, комедии, мелодрамы и биографические фильмы: «Мадам Бовари» (1949, по Г. Флоберу); «Плохой и прекрасная» (1952); «Жажда жизни» (1955, по И. Стоуну); «Чай и симпатия» (1956). В 1960-е гг. Миннелли снял ряд фильмов (лучший из них «Четыре всадника Апокалипсиса»,1961, по Б. Ибаньесу), ни один из которых не достигает уровня его классических работ. В последней ленте Миннелли «Это покажет время» (1976) снялась его дочь Л. Миннелли.
Жак Деми (5 июня 1931 — 27 октября 1990), французский кинорежиссер.
Закончил техническое киноучилище (так называемую «Школу на улице Вожирар»). Начинал ассистентом в мультипликационном кино. В 1955 дебютировал как режиссер фильмом «Башмачки из долины Луары».
В 1960 снял с Анук Эме фильм «Лола» — поэтично-сентиментальную притчу об ожидании счастья, о верности в любви. Эта тема проходит и через другие его ленты, в числе которых — фильм «Шербурские зонтики» (1964, главная премия на Международном кинофестивале в Канне), решенный в неожиданной стилистической манере мюзикла по-французски, где диалоги пелись на музыку М. Леграна. Фильм привлек внимание во всем мире своей темой разрушенного счастья молодых людей (которых с большой искренностью играли К. Денев и Нино Кастельнуово). За ним следует еще один мюзикл «Девушки из Рошфора» (1968; с К. Денев и ее сестрой Ф. Дорлеак), решенный как американский мюзикл с большим числом отлично поставленных танцевальных номеров.
Гениальность Эндрю Ллойд-Уэббера проявляется в его удивительной способности свободно обращаться с различными музыкальными стилями: он соединяет рок и классику, с одинаковой легкостью пародирует оперетту, рок-н-ролл и даже новомодный рэп, он всегда современен и при этом обладает собственным оригинальным стилем. Его дар талантливого мелодиста дополняется умением самостоятельно создавать сложнейшие оркестровки для своих вещей (чем в наше время может похвастаться редкий композитор), а также уникальным театральным «чутьем».
Эндрю Ллойд-Уэббер является обладателем семи наград Тони, трех Грэмми, пяти наград Лоуренса Оливье, Золотого Глобуса, Оскара, награды Общества Критиков за лучший мюзикл 2000 года, а также многих других. В 1992 году Эндрю был посвящен в рыцари за заслуги перед родиной и стал именоваться сэром Ллойд-Уэббером, а в 1997 году получил статус лорда и дефис в фамилию. Теперь он именуется лордом Ллойд-Уэббером, бароном Сидмонтонским.
Как бы мы ни относились к мюзиклу, он стал неотъемлемой частью нашей культурной жизни. Каждый год выходят новые и новые мюзиклы, и для них нет никаких преград – ни языковых, ни географических, ни каких-либо еще. Однако, этот вид искусства еще молод, но ему уже пророчат светлое будущее, а в нашей стране он уже начал свой творческий рост. Некоторые даже считают поход на мюзикл средством от депрессии. Кто знает, быть может, погрузившись в зачарованный мир театра под звуки музыки и песни, человек забывает свои проблемы, а выходя, уже смотрит на них по-другому.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001 г.