Рассказ о народах россии для 2 класса татары

Сказки

Татарский народ: культура, традиции и обычаи

Татары – тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане, в государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР. В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности, что составляет 4% всего населения страны, по численности они занимают второе место после русских, 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан в столице Приволжского федерального округа со столицей в городе Казань и составляют большую часть (53%) населения республики. Национальный язык – татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа), имеет несколько диалектов. Большинство татар – мусульмане-сунниты, встречаются и православные, и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

Культурное наследие и семейные ценности

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.

Татарские обычаи и традиции

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.

Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.

Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.

Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» – например Ураза гаете – праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».

В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.

Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.

Источник

Доклад на тему Татарский народ сообщение

Татары, как называют их сейчас, произошли от различных ханств, которые перестали существовать после 19 века. Сейчас татары проживают на территории России, Татарстана, Башкортостана и других местах, но на этих трёх территориях проживает больше всего татаров.

По официальной версии татары произошли от нескольких народов, в частности от болгаров и монголов. Однако исследования дали знать, что у основных групп татар нет каких-либо общих предков, а это значит, что они формировались независимо друг от друга.

В основном, татары состоят из основных этнических групп: Казанские, Сибирские и Касимовские татары. Соответственно они связаны с областями, в которых проходило формирование и становление татаров, как отдельного народа.

Родной язык татаров, как ни странно, татарский. У татарского языка есть множество диалектов. Также у татаров присутствует своя письменность, которая совершенствовалась в процессе развития татарского народа, и она до сих пор совершенствуется и развивается.

Читайте также:  Рассказ по картине конец зимы полдень 3 класс с опорными словами

Национальная одежда татарского народа включает в себя шаровар и рубашку, поверх которой был камзол, а в холодную пору татары надевали шубу или бешмет, а в более теплую погоду верхней одеждой служил казакин. В качестве головных уборов татары мужского пола использовали тюбетейку, а женщины надевали шапочку и платок. Национальной обувью татар были кожаные ичиги. Свою одежду татары обычно делали из кожи или хлопка.

Праздников у татарского народа было много, в частности эти праздники были связаны с земледельческим делом, но есть и праздники, которые не связаны с этим, к примеру, помочи, это помощь при проделывании трудных работ.

Численность татар в Российской Федерации составляет около 5 000 000 человек, что составляет около 3% от всего населения России.

Вариант №2

Каждый народ в мире имеет какую-то особенность, чем-то отличается от других, имеет свои традиции, язык, праздники. Несмотря на то, что на свете имеется огромное количество народов, я хочу рассказать о татарском народе.

Практически все татары живут в республике Татарстан, но также они проживают на всей территории России, некоторые находятся за ее пределами.

У татар есть свои традиции, например, традиционная свадьба. Обязательная часть такой свадьбы- проведение никаха. Никах проводится дома или в мечети, обязательное присутствие муллы. После официальной части всех гостей зовут за стол, на котором расположены только татарские национальные блюда, например, чак-чак, катык, корот, каймак и многие другие. Все татары очень отзывчивые и гостеприимные, поэтому стол зачастую очень хорошо оформлен.

Еще одна традиция- проведение праздника сабантуй. Этот праздник проводится после окончания посевных работ. На сабантуе проводятся различные соревнования, например, скачки на лошадях, борьба куреш и многие другие. Выигравшие получают хорошие призы.

Еще одной традицией является Ураза байрам и Курбан байрам. Их празднование проходит после долгих постов, во время которых в светлое время суток нельзя употреблять пищу и даже пить воду. А вот время этих праздников каждый верующий должен зарезать барана и раздать всем нуждающимся.

В современном мире татары остались такими же гостеприимными и отзывчивыми людьми, которые всегда помогут в сложных ситуациях, дадут правильный совет, приютят и накормят.

Татарский народ

Популярные темы сообщений

Ворона – очень умная птица. В ее характере присутствует осторожность, терпение и наглость. Эта птица загадочна и неповторима. Вороны – крупные птицы отряда Воробьинообразные. Они относятся к роду Вороны семейства Врановые.

Аварии, возникающие во время движения какого-либо транспортного средства и повлекшие за собой повреждения непосредственно средства передвижения, а также случаями гибель людей, называют транспортными авариями.

Анатолий Георгиевич Алексин – известный русский классик, драматург и сценарист. Он был рожден в Москве в 1924 году. Настоящая фамилия – Гоберман. Отец Анатолия являлся преподавателем в институте экономики,

Источник

Проект «Народы России. Татары»

Докучаева Юлия
Проект «Народы России. Татары»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»

Проект

«Народы России. Татары»

Выполнила: воспитатель Докучаева Ю. В.

Участники: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 4 месяца.

Образовательная область: познавательно – нравственное развитие.

Итоговое мероприятие: фестиваль «Дружба народов России» для детей средней, старших, подготовительных групп и их родителей.

Актуальность проекта: В современном мире дети в большинстве своем не знают народы, проживающие на территории России. Татары – вторые после русских по численности населения, мы решили познакомить детей с татарами.

Ожидаемый результат: Расширение представлений детей об окружающем мире. Привить детям уважение к татарам, как одному из народов нашей большой многонациональной страны России; способствовать развитию творческих и познавательных способностей детей и родителей в разных видах деятельности; вызвать интерес у участников проекта к дальнейшему знакомству с традициями и обычаями других народов; научить играть в народные игры, повысить активность родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

Цель: Познакомить детей с татарами, как представителями народа России.

— формировать представление о республике Татарстан,

— формировать представление о достопримечательностях Казани,

— познакомить детей с костюмами, культурой, традициями и обычаями, кухней и бытом татар,

— познакомить с народной мудростью и сказками татар,

— познакомить с народными играми татар и научить играть в них,

— развивать словарный запас,

— расширять кругозор, развивать любознательность,

— развивать творческие способности детей.

— прививать интерес к народному прикладному творчеству,

— воспитывать уважение и доброжелательность к татарскому народу и гордость за свою большую многонациональную страну.

Этапы проекта.

• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

2 этап Реализация проекта:

— развитие навыков социального поведения и общения, познавательного интереса, связной речи, творческих способностей и выразительности речи, уважения и доброжелательности к народам России:

— сюжетно-ролевые игры: «Встречаем гостей», «Мы в музей ходили» (познакомить с татарским гостеприимством,национальными блюдами и напитками: «чак-чак», «эчпочмак», «токмач», «бешбармак», «чай с молоком», познакомить детей с некоторыми словами на татарском языке, рассмотреть костюмы, жилище и быт татар);

— беседа «Мы разные, а страна одна»;

— этические беседы: «Уроки дружбы», «Уроки взаимопомощи», «Уроки доброжелательности»;

— рассматривание иллюстраций «Народы России»;

Читайте также:  Рассказ на тему левша народный герой

— инсценировка татарской сказки «Шах петух»;

— ручной труд: изготовление книжки-малышки «В орнаменте душа народа»;

— формирование представлений о народах России, развитие психических процессов,познавательного интереса и любознательности:

— презентация «Народы России – татары»;

— презентация «Природа, растения и животный мир Татарстана»;

— рассматривание и изучение национальной символики, костюма татар;

— ознакомление с национальной культурой, традициями и обычаями, кухней и бытом татар;

— рассматривание и изучение национального творчества и ремесел татар;

— рассматривание альбома «Народы России – татары»;

— рассматривание фотографий «Достопримечательности Казани»;

— дидактические игры: мемо «Достопримечательности России» развитие внимания, памяти; настольная игра «Наша страна Россия» формирование представлений о родной стране; разрезные картинки «Достопримечательности Казани» развитие мышления; «Найди такой же» развитие внимания; мозаика «Татарские узоры» развитие мышления, мелкой моторики.

Татарскиепословицы и поговорки:

Не стучи в чужие ворота и в твои стучаться не будут.

Кто работает, тот и сыт,

Лучше делать одно ремесло хорошо, чем десять плохо.

Человек без родины – соловей без песни.

Одним ударом дерева не срубишь.

Один раз не сумеешь – второй раз научишься.

Безделье – ключ к бедности.

И тысяча теток не заменит родной матери.

Без глаза проживешь, а без родины нет.

— развитие творческих способностей, внимания, мышления,мелкой и общей моторики:

— слушание народных песен и мелодий;

— разучивание татарского танца;

— рисование: «Татарский орнамент», татарская роспись «Украсим тарелку», «Красивая шкатулка»

— лепка из соленого теста «Чак-чак», «Эчпочмак», из глины «Пиала», из пластилина рельефная «Татарские узоры», из теста – выпечка «Юка – татарская лепешка».

— аппликация «Украшаем татарский фартук», «Татарский орнамент- тюльпан», «Сапоги ичиги»;

— конструирование коллективное из бумаги «Мечеть».

— развитие ловкости, координации, внимания, татарские народные игры: «Продаем горшки» (Чулмак уены, «Юрта», «Скок-перескок» (Кучтем-куч, «Тюбетейка», «Тимербай», «Угадай и догони» (Читанме, бузме, «Спутанные кони» (Тышыаулы атлар).

Продаем горшки (Чулмак уены)

Сколько дать тебе рублей? Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

На земле чертят большой круг диаметром 15 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30 35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется

без места, становится водящим.

Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга.Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.

Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором.Все четыре круга идут и напевают:

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под национальную музыку идут в один общий круг. По ее окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.

Спутанные кони (Тышыаулы атлар)

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева)

Угадай и догони (Читанме, бузме)

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Читайте также:  Рассказ о своем друге по немецкому 5 класс

Правила игры: если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать; как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.

Взаимодействие с родителями:

— выставка творческих детских работ;

— создание мини музея «Народы России. Татары» совместная работа родителей и воспитателей;

— создание альбома «Народы России. Татары», «В орнаменте душа народа» совместная работа родителей и воспитателей;

— организация выставки «Татарские сказки» совместная работа родителей и воспитателей;

— разучивание стихотворения на татарском языке – мама со своей дочерью;

— мастер – класс для детей «Татарская выпечка»;

— фестиваль «Дружба народов России»;

— консультации: «Роль народных традиций и обрядов в воспитании национальной культуры у детей дошкольного возраста», «Традиции и обычаи татарского народа».

Презентация проекта родителям и педагогическому коллективу.

Отчет о проделанной работе, подведение итогов.

Организация выставки книг «Татарские сказки».

Создание мини музея «Народы России. Татары»

Участие группы в фестивале «Дружба народов России».

Список используемой литературы:

1. Материалы из Интернета – интернетресурсы.

2. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная к школе группа О. В. Дыбина. мозаика- синтез Москва 2015г.

3. «Этические беседы с дошкольниками» В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. мозаика- синтез Москва 2016г.

4. «Народы России» демонстрационное пособие издательство «ТЦ Сфера».

Приложение – результаты проекта, консультации для родителей, продуктивная деятельность.

«Роль народных традиций и обрядов в воспитании национальной культуры у детей дошкольного возраста»

У каждого народа имеются своеобразные, сложившиеся в течение многих тысячелетий цельная воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей к будущей жизни, своя народная педагогика, которая в течение длительного времени, совершенствуясь и улучшаясь, передается от старшего поколения к младшему, становится в последствии достоянием молодых родителей и даёт положительные воспитательные результаты в нравственном становлении личности.

Многие традиции и обычаи различных народов отличаются только лишь по форме, а по содержанию одинаковы. В связи с этим изучение педагогических обычаев и традиций какого-либо отдельного народа имеет важное значение не только для него, но и для других народов.

При изучении общества проблемы семьи всегда обращали на себя внимание. Именно в семье складывались и сохранялись народные традиции и поддерживались коллективным мнением. Семья имеет свой уклад, авторитет свои традиции, обычая, праздники, с помощью которых народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, характер.

Самым важным высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд-главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его жизни человека находит отражение во многих пословицах татарского народа:-«Сначала сделай, потом говори», «Не суди человека по словам, суди по делу»

Воспитание детей без труда в семье невозможно представить. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребенку с учетом его возраста находится подходящий вид труда. Одной из характерных черт педагогики татарского народа, является культ матери, культ родителей, культ старшего человека. «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай»-говорят татары.

Гостеприимство татарского народа означает не просто кормление гостя, главным образом это признак уважения к человеку. Гостя рекомендуется встречать у ворот, оказывать всяческие почести и затем провожать его до ворот ласково и приветливо.

«Традиции и обычаи татарского народа»

Выражением эмоциональной и эстетической жизни народа выступают обряды и праздники. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан, так и светские праздники, отмечаемые в определённое время года.

Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю.

Шакирды (ученики медресе) обходили дома с песнями- пожеланиями благополучия и здоровья и в ответ получали угощение от хозяев.

Особо почитаемыми считались мусульманские праздники. Самым значительным из них является Курбан-байрам, это праздник жертвоприношения в память о готовности пророке Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до праздника начинают откармливать жертвенное животное, считается обязательным приготовить еду из мяса.

Ураза-байрам отмечается по завершению тридцатидневного поста в месяц рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане отправляются в мечеть, а вечером устраивается праздничное семейное застолье.

Тема национальных праздников широко освещена в народном фольклоре, сказаниях, в произведениях татарских писателей, композиторов и художников.

По сей день жива традиция празднования Сабантуя, традиционные народные праздники обогатились новыми, в которых нашли отражение социальные и политические изменения в обществе. Главным из них стал День Республики (30 августа). Именно в этот день в 1990 году Татарстан принял Декларацию о Государственном Суверенитете. День Республики отражает в себе и старинные традиции и современность. Это память о прошлом и устремления в будущее. В этот день расцветают города и села республики, весь многонациональный народ Татарстана собирается, чтобы увидеть праздничное театрализованное представление под открытым небом с историческими обычаями и традициями, конными скачками, национальной борьбой, выступлениями ансамблей старинных инструментов и фольклорных групп.

Источник

Познавательное и интересное