Рассказ о народном музыкальном инструменте ложки

Сказки

Ложки

Ложки – старинный ударный музыкальный инструмент славянского происхождения, относится к классу идиофонов. Игральный набор составляют 2-5 штук: одна штука комплекта выглядит массивнее, превосходит остальные размером, называется игровой, остальные – веерные.

История происхождения

Русские ложки считаются древнейшим музыкальным приспособлением. Изначальные документальные свидетельства датированы XVIII веком, однако, несомненно, история возникновения народного инструмента гораздо древнее. Часть исследователей полагает: происхождение славянского музыкального предмета связано с испанскими кастаньетами.

Простейшими деревянными музыкальными приспособлениями, помогающими отбивать ритм, славяне пользовались давным-давно. Их применяли пастухи, воины, охотники, обычный сельский люд, справляя праздники, проводя ритуалы, обряды.

Деревянные ложки первоначально распространились среди неграмотного крестьянского населения. Данный факт отчасти объясняет отсутствие ранних документальных свидетельств. Старинные модели изготавливались вручную, обогатить звучание помогало оснащение конструкции колокольчиками, бубенцами. Интересный факт: выражение «бить баклуши» подразумевало начальный этап создания инструмента, считающийся наиболее легким: необходимо просто сделать баклушу из чурбана. Обтесывать, закруглять, шлифовать, выскабливать заготовку – дело гораздо более сложное.

Отличие музыкальной модели от столовых приборов – толстостенность, высокая прочность, помогающая извлекать низкие звуки. Привлекательный вид инструменту придавала красочная роспись поверхности.

XIX век – период возрождения исконно русских музыкальных инструментов. Музыкальные ложки стали полноценными участницами народных инструментальных оркестров. Появились виртуозы, выступающие сольно, сопровождающие игру на ложках сложными трюками, танцами, песнями.

Сегодня инструмент является незаменимой частью народного ансамбля.

Техника игры

Ложкарь (человек, играющий на ложках) извлекает звуки, используя разнообразные приемы:

Обычно ложкари играют, используя 3 предмета. Правильно держать их необходимо следующим образом: первая (игровая) находится в правой руке, вторая, третья (веерные) зажаты между пальцами левой. Удары совершаются «игровым» экземпляром: скользящим движением исполнитель бьет по одной чашечке, сразу переходя на следующую.

Возможна игра 2-мя, 4-мя, 5-ю предметами. Иногда исполнитель стоит, иногда располагается, сидя. Разнообразия звуков музыкант добивается, делая параллельно удары о пол, тело, иные поверхности. Ложкари используют множество приемов: простейшие, доступных новичкам, сложные, требующих опыта, регулярных тренировок.

Использование

Ложки из дерева активно используются современными музыкантами. Славянская находка распространилась повсеместно, встречается в США, странах Европы. Британская рок-группа «Caravan» проводит концерты, используя новшество – электроложки.

Чаще инструмент используют оркестры, играющие народную музыку. Благодаря незамысловатости, простейшим приемам игры способны научиться далекие от музыки личности, поэтому ложки прекрасно вписываются в домашние ансамбли, дошкольные детские коллективы.

Помимо музыкальной составляющей, данный инструмент является популярным сувениром, неразрывно олицетворяющим Россию, ее культуру, историю.

Источник

Творческий проект «Ложки как музыкальный инструмент»

Елена Пименова
Творческий проект «Ложки как музыкальный инструмент»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

общеобразовательная школа №37 города Смоленска

«Ложки как музыкальный инструмент«

Творческий проект

Авторы проекта: Алисов Сергей, Алиев Эльшат,

Богданова Снежанна, Братикин Сергей,

Вавильченкова Юлия, Кадочников Никита,

ученики 3 классов МБОУ СОШ №37

(ансамбль ложкарей)

Руководитель проекта: Пименова Е. Г.

Читайте также:  Рейпольский иллюстрации к сказке спящая красавица

учитель музыки МБОУ СОШ №37

(высшая квалификационная категория)

Ложки как музыкальный инструмент

Руководитель проекта: Пименова Елена Геннадьевна, учитель музыки МБОУ СОШ №37, руководитель ансамбля ложкарей.

Цель проекта:

знакомство с традициями и историей русской культуры.

Задачи проекта:

• изучить историю возникновения ложек;

• совершенствовать исполнительские приемы игры на ложках;

• участие в концертной деятельности.

Возраст участников проекта: учащиеся 3 класса общеобразовательной школы.

Режим работы над проектом: внеурочная деятельность.

• изучение и анализ литературы, информации в Интернете;

• практические занятия по развитию ритмического слуха и обучению приемам игры на ложках;

• концертное исполнение ансамблем «Рондо в турецком стиле» из сонаты №11 Моцарта.

Выбор и обоснование проекта.

По телевизору я видела выступление ансамбля ложкарей, в котором играли только мальчики. А когда летом я ездила в деревню к бабушке, там играли на ложках и взрослые, и дети вечерами, сидя на завалинке. Мне очень захотелось научиться играть на ложках. Осенью в нашей школе начал занятия ансамбль ложкарей, и я начала заниматься в нем. Когда я смотрела на играющих ребят, мне казалось, что это так легко,а на самом деле оказалось совсем не так: ложки никак не держались в моих ладошках, болели пальчики. Я поняла, что игра на ложках требует труда и терпения.

История возникновения ложек.

Нам очень захотелось узнать историю появления ложек. Как давно и где они появились? Кто первый стал играть на ложках? На наших занятиях мы узнали, что родина деревянной ложки – Египет. Это было очень давно. Сначала ложки делали из камня. Каменная ложка – тяжёлая, очень неудобная. Потом ложку стали делать из дерева. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков.

Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце 18 века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

То, что инструмент бытовал задолго до конца 17 века, косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к 18-19 векам. Например, ложки изображены в руках потомственных скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты украшены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя,есть надпись: «Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом – с рожками и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет».

Эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память.

Читайте также:  Придумать докучные сказки для детей 3 класс

Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций.

Деревянные ложки хороши ещё и тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать.

Материал и технология изготовления ложек.

Деревянные изделия не только красивы – это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т. д. Пользоваться деревянными изделиями полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон веков ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Вырезать настоящую русскую ложку непросто, от мастера требуется большое мастерство и талант. Вырезание деревянных сувениров – это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объёмная или гранёная.

Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т. п. Деревянные ложки имеют нарядный вид. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходится разглядывать в лупу отдельные её детали.

Другие ложки расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

Ложка как музыкальный инструмент.

Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий сразу оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек. Есть народные мастера, которые делают только музыкальные ложки. Их ложки отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большой звучностью; они используют лучшие породы древесины. Такие ложки называются «звончатые».

Реализация творческого проекта. Ход работы. Описание этапов творческого процесса.

К концу года нами уже были созданы музыкальные композиции,чаще всего это были русские народные мелодии: «Во саду ли, с огороде», «Светит месяц», «Ой ты, зимушка-зима», «Как родная мать», «Калинка». Мы учились играть слаженно и выразительно, слушать друг друга во время игры. В концертных выступлениях участвовали с удовольствием и поддерживали друг друга во время исполнения.

Ход работы

На одном из занятий нам было предложено прослушать произведение, которое мы слышали раньше, но не знали, как оно называется. Оказалось, что это музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Вместе с преподавателем мы прослушали его, разобрались в строении и характере музыки (количество частей, повторяющиеся эпизоды, в соответствии с выводами нами были выбраны приемы игры на ложках, наиболее выразительно передающие характер той или иной части музыкального произведения. Так, для основной части мы решили взять прием «мячики», а для 2 части – прием «размах». В ходе работы эти приемы были дополнены, например на последнюю фразу 1 части добавили «мячики» по локтю и плечу. В заключительной части включили два варианта «перемены» и поочередное вставание участников, а завершается выступление эффектной «корзиночкой».

Читайте также:  Сказку придумать про мышку

От занятия к занятию нам становилось все интереснее работать над этой музыкой, появлялись новые идеи и дополнения, которые еще лучше смогут «украсить» произведение. Поскольку над произведением Моцарта мы работаем впервые и вполне сознаем ответственность перед слушателями в исполнении классической музыки, мы старались не «перегружать» основное звучание, а лишь оттенять его и дополнять самобытным звучанием деревянных ложек. Над слаженностью исполнения работали усердно и с желанием. Не сразу стали получаться «перемены», т. к. это довольно сложный прием и требует концентрации внимания всех участников, что в силу индивидуальных особенностей ребят составляет большую сложность. И все-таки, через несколько занятий у нас стала «вырисовываться» основная картинка музыкальной композиции, а в процессе индивидуальной работы с некоторыми ребятами и у них стало получаться ритмичное исполнение данного приема. Когда были отработаны основные приемы, мы соединили композицию в единое целое, сначала в медленном темпе, а затем в темпе оригинала.

Оценка творческого проекта.

В результате работы над проектоммы пришли к таким выводам:

Ложки бывают разные по назначению, по форме, по строению.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало отличаются от обычных ложек.

Ложки, сделанные из разных пород деревьев, звучат по-разному.

• Классическая музыка получает новое необычное звучание в различном исполнении.

Прошло время, и мы научились играть на двух ложках, а теперь и на трёх ложках. Наши ребята с удовольствием играют на ложках, нам очень нравится этим заниматься. Мы выступаем на концертах, участвуем в конкурсах. В репертуар ансамбля обязательно будем включать музыку известных композиторов, которую раньше считали трудной и несовременной. А теперь будем защищать наш творческий проект на школьном Дне науки.

1. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.

2. Латышина Д. И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времён. – М. : ЦГО, 1995.

3. Исакова И. Г., Кравчук В. М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.

Иллюстрации деревянных ложек с художественной росписью.

Экскурсионный проект «Знакомство с детским садом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №16 «Росинка» Проект «экскурсионный» Ясельной группы Тема проекта: «Знакомство.

Источник

Познавательное и интересное