Рассказ о народных промыслах пензенской области

Сказки

Народные промыслы Пензенского края

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народные промыслы Пензенского края

Промысел – мелкое ремесленное производство бытовых изделий ручным способом

«Что ни ремесло,
то и промысел»

Промыслы
Местные
Отхожие
(хозяйственное занятие крестьян
вне мест их постоянного проживания)

Народный промысел –
одна из форм художественного творчества, производство художественных изделий

В Пензенской области в местах традиционного бытования народных художественных промыслов сохраняются и развиваются 12 видов

Заполни таблицу
» Народные промыслы Пензенского края»

Гончарное ремесло
с.Абашево Беднодемьяновский район
Тимофей Никитович Зоткин
Заслуженный художник РСФСР

Стекольный промысел, Никольский район

В 1764 году здесь был основан Хрустальный завод Бахметевых, который прославил Сурский край на весь мир. Никольские мастера алмазной грани изготавливали хрусталь для коранованных особ. Их шедевры храняться ныне в Эрмитаже, Русском музее, Павловском дворце.
Бахметьев Алексей Николаевич
владелец Никольского хрустального завода в Пензенской губернии

Лозоплетение
с.Засечное Пензенский район

Керамический промысел
Бессоновский район

Ковроткачество
Белинский район, Спасский, Вадинский, Мокшанский, г.Пенза

Золотое шитье, г.Пенза

Художественная ковка металла
г.Кузнецк

Пуховязание, с.Оленевка
Пензенский район

Пропильная резьба, Городищенский район

Лыкоплетение,
Пензенская губерния

Валяльный промысел,
с.Чемодановка Бессоновского района

Шитье костюмов
Городищенский район

Музей народного творчества

Пензенский музей народного творчества — государственный музей, занимающийся сохранением, изучением и пропагандой традиционных пензенских художественных промыслов, ремесел и работ народных умельцев.
Открыт 26 января 1975 года.
Директор — Ведяева Наталья Анатольевна.
Расположен в здании усадьбы пензенского леспоромышленника С. Л. Тюрина. Здание является памятником деревянной архитектуры первой половины XIX века.

Спасибо за внимание

Презентация учителя ИЗО
Голуб Елены Борисовны
МОУ «Школа № 225»
г. Заречный Пензенская область

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах

Время чтения: 1 минута

Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня

Время чтения: 2 минуты

Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет

Время чтения: 1 минута

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Время чтения: 3 минуты

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Апелляция ЕГЭ 2021

Время чтения: 6 минут

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Пензенская глиняная игрушка

В Пензенском крае издавна был широко развит гончарный промысел. В дореволюционные годы им занимались мастера в сёлах Абашево, Языково, Толстово, Лемзай и Каменка. Но только в двух местах — наровчатском Абашево и чембарском Языково — гончары делали не только посуду, но и на радость детворе игрушки и свистульки.

Что представляет собой сегодня языковская игрушка, к сожалению, известно лишь очень узкому кругу специалистов и коллекционеров. Изделия же мастеров из Абашева знают не только учёные и любители прикладного искусства, но и люди далёкие от народных промыслов.

Происхождение абашевской игрушки пока не выяснено, существует даже предположение о связи её со старообрядчеством или даже язычеством (1). Считается, что гончарный промысел в этом селе возник в XVIII веке, когда неподалёку была найдена необыкновенно эластичная, устойчивая к обжигу глина. Сначала из неё лепили посуду: горшки, кувшины, блюда, корчаги, Посуда получалась прочной и красивой. Её с удовольствием покупали жители соседних сёл. Позднее некоторые гончары начали лепить и игрушки, в том числе игрушки-свистульки или, как их звали в Абашеве, «дудки» (2). Мастера-«дудочники» лепили то, что видели вокруг себя. Лепили глиняных собачек, коней, баранов, козлов, коров, петухов и прочих зверушек и птиц, лепили всадников-солдат на конях и дам-барынь в шляпах.

p1000852.jpg

В 1902 году в селе Абашево насчитывалось почти 200 гончаров и «дудочников» (5). Но тот тип игрушки, что существует сейчас, был создан в 30-е годы XX века. Его автором считается мастер Ларион Зоткин. Собиратель малой народной пластики Н. М. Церетелли так пишет о своей встрече с этим незаурядным умельцем: «Я помню, например, как я спросил его, что означает игрушка, изображавшая, очевидно, офицера в парадной форме, держащего подмышкой какую-то птицу. Глаза Лариона Зоткина, так звали кустаря, как-то робко вздрогнули, и он, застенчиво улыбаясь, сказал: «А это офицер украл петуха». Вынимая из корзины несколько глиняных собак, совершенно одинаковых по форме, но разной окраски, он долго любовно держал в руках одну из них, коричневую с зелёной головой, всю покрытую крупными серебряными горошинами.

— А вот это. замечательная собака, — с какой-то особой нежностью в голосе сказал он. И я поверил, что передо мной «Замечательная Собака» (6).

Изделия Лариона Зоткина, глиняные свистульки и барыни, Церетелли описал в своей книге «Русская крестьянская игрушка», изданной в 1933 году, Именно эта книга «открыла» для искусствоведов и коллекционеров абашевскую игрушку. «С тех пор книга стала библиографической редкостью, и лишь немногие сегодня держали её в руках» (7).

С 1930-х годов мало что изменилось. Как пишет в своей книге искусствовед Г. Блинов, «не только сюжеты, но и характер их воплощения в сегодняшней игрушке верны традиции. Фотографии современных абашевских «свистунов» помогут служить иллюстративным материалом к книге Н. Церетелли» (8).

p1000848.jpg

Мы знаем зоткинское творчество не только по фотографиям и музейным экспозициям. В нашей семье хранится коллекция свистулек, изготовленных Т.Н. Зоткиным — 26 фигурок оленей, коров, козлов, баранов, собак, всадников конях и загадочных существ, которых сам Зоткин называл драконами. Все эти игрушки повторяют тот тип декоративного изображения, который был создан Ларионом Зоткиным. Длинные шеи увенчаны маленькими головками с рогами разного силуэта. Только рога и позволяют отличить, к примеру, баранов от козлов или оленей. Что касается последних, то рога у них трёх типов: веером-«солнцем», деревом-«елью» и более-менее реалистичные, как у настоящих оленей. Во всём остальном фигурки животных абсолютно идентичны: массивные и коротконогие, вместо хвоста у них свисток. Всадники — точная копия игрушек начала XX века: нос выполнен характерным защипом, правда, иногда обозначены круглыми маленькими дырочками ноздри (ноздри есть и у всех «зверушек»), глаза, как и у животных, — круглые дырки, а вот рот уже не «открыт», а лишь обозначен неглубокой насечкой. У некоторых «солдат» вылеплена и недлинная бородка. Расписаны фигурки локально, яркими масляными красками без орнаментировки, чаще всего одним цветом (лишь у барынь детали костюма иногда окрашены в два контрастных цвета). Украшением служат насечки на глине и отдельные детали, окрашенные бронзовой (реже алюминиевой) краской. Это рога, уши, лапы, рот, иногда крупные налепные «пуговицы» на груди или «перья» по бокам у птиц, зверей и драконов. У всадников выделены кокарды, эполеты и кисти рук.

p1000855.jpg

Абашевская игрушка донесла до нас голоса давно ушедших времён. Несмотря на пессимистические прогнозы, сделанные в конце прошлого, XX века, она существует и не нуждается в возрождении (15). Ещё при жизни Т.Н. Зоткина в Абашеве была создана керамическая мастерская по выпуску абашевской игрушки. Начали обучать древнему промыслу и учащихся местной школы. Сейчас в селе находится лаборатория по возрождению абашевской игрушки, возглавляемая художником по керамике И.С. Калимулиной. Нашлись последователи у мастера и в Пензе — лепить абашевскую игрушку начали профессиональные художники Е.В. и Т.Е. Соловьёвы. Изготовлением абашевской игрушки занимаются в Пензенском Центре реабилитации инвалидов и в кружке при 35-й школе г. Пензы. Хочется думать, что абашевские «свистуны» — один из лучших образцов русской народной скульптуры — не исчезнут с Пензенской земли, и будут ещё долго радовать всех любителей народного искусства.

Читайте также:  Раскраска для детей сказка о мертвой царевне и семи богатырях

p1000845.jpg

Село Языково расположено в 10 километрах от г. Белинского, на пути в лермонтовские «Тарханы». Глиняные горшки, кувшины, крынки, игрушки и свистульки делали здесь с незапамятных времён. Языковских мастеров знали по всему Поволжью: ни одна сельская ярмарка не обходилась без языковских гончаров. В XX веке гончарный промысел здесь был почти забыт, но не умер. Нашлись талантливые упорные мастера, чьим старанием возродилось древнее ремесло. А.И. Арбин и С.П. Почивалов в послевоенные годы начали лепить горшки, тарелки, кружки и для семьи, и для продажи (17). Были ещё в Языкове старики, которые помнили секреты ремесла; они-то и учили молодых мастеров.

Казалось бы, гончарное ремесло везде одинаково, но, тем не менее, каждый местный промысел имеет свои традиции. Были такие и у языковцев. Глину копали обязательно зимой, чтобы стены глубоких ям не обвалились. Брали глину из четырёх разных слоев в зависимости от того, какие вещи собирались лепить. Самой ценной считалась синяя глина. Дома глину заливали горячей водой и мяли, пока она не становилась пластичной. Вылепленные горшки или свистульки обжигали, мазали дёгтем для чернения, укладывали «в горы» вместе с крапивой и лопухами. Через некоторое время откапывали и сыпали на них землю, чтобы не обдирались при охлаждении. Особо ценились так называемые обливные горшки, которые чернили специально приготовленным свинцовым порошком (18).

В июле 2002 года, во время поездки в Тарханы на лермонтовский праздник, мы купили языковский горшочек. Это простой неглазурованный сосуд высотой 13 см, вылепленный из жёлтой глины. Горшочек лощёный, но лощение нанесено не слишком старательно, небрежными штрихами. По плечикам сосуда идёт полоса процарапанного орнамента: две ровные черты, между ними — волнообразная линия и дата. По краю слива — небольшой валик. Горшочек сочетает в себе простоту утилитарной вещи и изящество формы, в которой нет ничего лишнего.

p1000853.jpg

И.И. Захарова, М.Е. Захарова

1. Бахмутов А. Секрет абашевской игрушки. // Пензенская правда. 1 ноября 1989.

2. Жуков П. Сердце художника. // Пензенская правда. 2 декабря 1986.

3. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л., 1975. С. 12.

4. Блинов Г.М. Абашевские «дудки». // Народное творчество. 1993. № 8. С. 23.

5. Сокольская керамика: Каталог выставки Пензенского музея народного
творчества. Пенза, 1995. С. 3.

6. Церетелли Н.М. Как я стал коллекционером. // Сура. 1996. №4. С. 237.

7. Мочалов В. «Отец», «сын» и абашевские игрушки. // Сура. 1996. № 4. С. 231.

8. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. М., 1977. С. 128.

9. Жигулёва В.М. Комплектование коллекций народного искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника. Проблемы и опыт. // Русское народное искусство. Сообщения. 1996. Сергиев Посад, 1998. С. 20.

10. Жуков П. Указ. соч.

11. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. С. 35.

12. Шапошникова Л.В. От Алтая до Гималаев. М., 1998. С. 51.

15. Бахмутов А. Указ. соч.

16. Сокольская керамика. С. 3.

17. Булавинцев Н. Песнь гончарного круга. // Пензенская правда. 27 августа 989.

Источник

Ко Дню рождения Пензенской области НОД по художественно-эстетическому развитию «В стране пензенских мастеров»

Акжигитова Айшат
Ко Дню рождения Пензенской области НОД по художественно-эстетическому развитию «В стране пензенских мастеров»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитиюв средней группе на тему: «В стране пензенских мастеров (Коллективная композиция)

Воспитатель 1 квалификационной категории Акжигитова А. М. МБДОУ Д/С №3 Г. КАМЕНКА КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Цель: углублять и конкретизировать представление о народном декоративном искусстве пензенских мастеров.

Познавательное развитие: продолжать знакомить с мастерами игрушечного дела с. Абашево Пензенской области.

Художественно-эстетическое развитие: учить видеть характерные особенности абашевской игрушки, ее отличие от других народных игрушек, выделять элементы узора, орнамента, понимать закономерности форм, цвета, технику выполнения игрушек.

Социально-коммуникативное развитие: вызвать интерес к изучению родного края, воспитывать уважение к народным умельцам и их изделиям.

Речевое развитие: ввести в речь новые слова, обогащать читательский опыт стихами о родном крае.

Предварительная работа: знакомство с народным декоративным искусством (гжель, хохлома, городец, рассматривание иллюстраций, чтение стихов.

Материал: альбом «Абашевские игрушки», глиняные игрушки, эскизы с элементами росписи, контурное изображение абашевской игрушки (олени, петухи, утки, козлы)

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение В. Василенко «Мои игрушки».

Со старинной сказкой схожи,

Появились предо мной:

Их рога на ель похожи,

Цвет их жёлтый, голубой,

Тёмно- красный и зелёный.

Стройный козлик и олень

Забавлять меня готовы,

Быть со мною целый день.

Воспитатель показывает детям игрушки и рассказывает…

-Дети, а как вы думаете, для чего делались такие игрушки? (педагог обобщает ответы детей). Давным-давно на Руси не было таких игрушек, как сейчас, и дети играли с глиняными. Сейчас они находятся в музеи народного творчества.

А сейчас мы немного поиграем в игру «На бабушкином дворе».

У меня есть петушок.

Есть козленок озорной.

Вот затряс он бородой.

Кошка Мурка хороша.

Ходит мягко, неспеша.

Вот лошадка серый бок.

Начала она скакать,

Приглашает всех играть.

— Ребята, а сейчас я предлагаю попробовать себя в роли народных умельцев и так же красиво расписать вырезанную из бумаги фигурку. А затем мы сделаем общую картину «Абашевская мастерская».

Дети приступают к рисованию. Воспитатель подходит к каждому ребёнку и напоминает о том, как правильно расписывать фигурку.

По мере готовности работ дети вместе с воспитателем раскладывают и приклеивают фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.

По окончании занятия педагог читает стихотворение:

Село Абашево большое

И хоть немного здесь садов,

Здесь много делают игрушек,

Для разных наших городов.

Здесь много разных мастеров

Трудолюбивый был народ,

Он не любил безделья.

Лепил кто дудки, кто горшки,

Лепили всё на все лады,

И были птички и зверьки

Затем предлагает полюбоваться всем вместе общей композицией.

3. Заключительная часть. Итоги.

— Какие вы молодцы, у всех получились красивые игрушки. Вы настоящие народные умельцы!

— Ребята, в свободное время картину можно дополнить, если у вас появятся интересные предложения.

«Кошечка». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию Тема: «Кошечка»[/b] Образовательные области в рамках которых проводится занятие: Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

«Встреча с грустной бабочкой в стране насекомых». Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Мероприятие «День рождения Пензенской области» День рождение Пензенской области 4 февраля 2018 года исполнилось 79 лет со дня образования Пензенской области. «Есть в глубине России удивительные.

Фотоотчет о проведении мероприятий к 80-летию пензенской области «….Подобно тому как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

НОД по художественно-эстетическому развитию «Радуга» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Радуга» Возрастная группа: старшая Форма НОД: подгрупповая. Интеграция.

Источник

История ремесел села Индерка Сосновоборского района Пензенской области на примере домовой резьбы.

История ремесел села Индерка Сосновоборского района Пензенской области на примере домовой резьбы.

Читайте также:  Рассказы на ночь для детей современные слушать

Гяряй Равилевич, учитель ИЗО

1.1 История ремесел Пензенской области с.6

1.2 Ремесла Сосновоборского района с. 6

1.3 Ремесла села Индерка Сосновоборского района с. 7-8

1.4 Домовая резьба. Резьба по дереву с. 8-11

Список литературы с. 14

Я живу в сельской местности, в построенном моими родителями доме. Говорю на татарском языке. Мой язык, моя культура, традиции моего народа мне очень близки. Все, что меня связывает в этом мире, имеет прочные связи с культурой моего народа.

Из года в год люди меняются, меняется и отношение к окружающим нас предметам, вещам. По-другому мы относимся к порядкам и правилам, придуманными нашими предками. Проходя по улицам моего села, я заметил отсутствие на окнах новых домов резных наличников. Конечно, дома теперь и строят по- новому, и украшают по- новому, но красоту резных украшений ничто не может заменить. Украшая дома резными узорами, люди создавали вокруг себя мир красивый и богато украшенный резным декором в национальных мотивах. Я для себя решил узнать побольше о домовой резьбе моего села.

По своему характеру татарский орнамент глубоко связан с древней земледельческой культурой, начало которой было положено давным-давно. Техника орнаментации, сохранившаяся до сегодняшнего дня в народном творчестве, способствовала развитию криволинейных мотивов, узоров и в целом своеобразного стиля, оказавшего значительное влияние на более поздний орнамент, связанный с другими техниками орнаментации (резьба по камню, дереву и т.д.)

Известная роль в этом процессе относилась и к тем этнокультурным взаимоотношениям, которые постоянно существовали у наших предков с соседними народами, имеющими довольно отличительный характер искусства. Татарский орнамент от относительно скромной и суховатой простоты орнамента булгарского периода перешёл к более динамичным, декоративно насыщенным, в которых основное место отводилось традиционному «цветочному стилю». Зарождение этого стиля относится к концу XV – началу XVI вв.

Изучая промыслы и ремёсла с. Индерка, я, прежде всего, обращал внимание на художественное исполнение изделий старинных и современных мастеров.

На сегодняшний момент нет сведений об искусстве татар мишарской группы, а лишь имеются незначительные, обрывистые высказывания и доводы. В краеведческом музее посёлка Сосновоборск вообще отсутствуют сведения о занятиях жителей с. Индерка. Мне стало интересно, откуда и как появились различные узоры в национальном орнаменте на изделиях, сделанных руками наших предков. Кто и как повлиял на создание мотивов в орнаменте, какие были мастера, кто их научил, и откуда они брали сюжеты для своих творений. Чем же отличается орнамент с. Индерка (в частности в домовой резьбе)? Кто из современных мастеров занимается зодчеством, и как сохраняются и передаются знания, накопленные нашими предками?

Цель работы: изучить историю ремесел с. Индерка на примере домовой

— провести сравнительный анализ стилей и видов русской народной и татарской резьбы;

-выяснить происхождение резных рисунков в домовой резьбе;

изучение литературы по данной проблеме;

опрос старожилов села;

Данную работу сделал под руководством учителя ИЗО Шаипова Гяряя Равилевича.

В процессе работы использовал работу Валеева Ф. «Татарский орнамент», Семенцова А.Ю. «Резьба по дереву» и др., интервью с жителями села, данные школьного краеведческого музея,

исследовал узоры на элементах домовой резьбы.

Ремесло на заказ- это производство изделий ремесленником, ведущим своё хозяйство, по заказу потребителя из своего сырья или заказчика. К этому виду ремесла примыкает и работа, выполняемая ремесленником в чужом хозяйстве на условиях сдельной или подённой оплаты. Такой способ изготовления ремесленных изделий иногда выделяется в особую разновидность ремесла. При ремесле на заказ ремесленники, хотя часто и занимаются подсобно сельским хозяйством, уже образуют группу, специально занятую промышленным трудом.

Ремесло на рынке является мелкотоварным производством, при котором ремесленник либо сам продаёт изделия потребителю на небольшом местном рынке, либо сбывает их с целью дальнейшей перепродажи купцу. Ремесленное производство на местном рынке, когда сохраняется личный контакт производителя и потребителя, основано, подобно ремеслу на заказ, на узком разделении труда внутри небольшого городского или сельского района. Однако производство, рассчитанное на более широкое разделение труда, влечёт за собой широкое развитие обмена и появление купечества как особой социальной группы. С возникновением ремесла, особенно на рынке связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров.

История ремесел Пензенской области.

В Пензенской губернии промыслы и ремёсла были представлены довольно широко. В рапорте 1762 – 1767гг. генерал А.Свечин писал, «что жители губернии делали долбленые кадки, ушаты, квашни разных размеров, стойки, чашки, медовые кадки и сему подобную посуду, распространены рогожный и тележный, спичечный и бондарный, бредневый, канатный и ткацкий промыслы, пухопрядение и вязание пуховых платков»2.

В «Кратком очерке кустарных промыслов Пензенской губернии за 1902 год» написано: «…В губернии имелись сапожный, голичный и шорный промыслы, ткали подпруги, сарпинки и ткани для драпировки, вязали варежки, валяли валенки, делали щётки и картузы. Более ста хозяйств занимались гончарным делом».

Кроме этого изготавливали грубую мебель. Развивались лесные промыслы),бка леса, делали телеги и сани, гонка дёгтя), ткали рогожь и кулей из лыка3

Но со временем некоторые ремесла и промыслы в XX веке частично или полностью исчезли. 9 мая 1966 года в «Пензенской правде» поэтесса А.П.Анисимова и археолог М.Р.Полесских писали: « Исчезли: самотканый, льняной и посконный холсты, полотенца с бранным узорами на концах, браные столешники, пестрядина и парадные клетчатые ткани. Перестали плести корзины из белых прутьев ивы, камыша, соломы, стружки, вязать из цветной шерсти, низать из бисера, делать шкатулки с инкрустацией из крашеной и некрашеной соломы…»

В Сосновоборском районе к концу XIX в. были развиты: кирпичное, санное, колёсное, валяльное, лопатное, рогожное производства, ткали одежду, вязали варежки, вышивали (см. приложение №3).

В настоящий момент многие ремёсла в Сосновоборском районе утеряны или продолжают медленно умирать, хотя появились и новые – лозоплетение, резьба по дереву (фигурная), изготовление глиняных игрушек, роспись по дереву (см приложение №16,17 ).

Ремесла с. Индерка Сосновоборского района.

Первые упоминания о нашем селе относятся к началу XVIII века. Население села Индерка занималось заготовкой корабельного леса, сельским хозяйством, занимались торговлей.4

Изучая историю с. Индерка я не обнаружил документальных свидетельствований о развитии ремёсел в с. Индерка в XVIII – XIX вв. Известно, что жители села занимались поставкой корабельного леса, сельским хозяйством, собирали плоды и ягоды. Между делом вязали, плели лапти, корзины, вышивали на полотенцах, платках, почти в каждом доме имелся ткацкий станок. Со временем, обучались новым видам ремесел у соседей- русских, мордвы. Так обучились бондарному делу, колесному ремеслу и некоторым элементам домовой резьбы.

Все мотивы и рисунки на наличниках можно разделить на несколько групп: узоры 1,2,3,4 комплекса. Узоры 1 комплекса образованы из простейших линейных мотивов и фигур, зигзагов, мотивов жгута, наклонных и прямых, треугольников, косой сетки, квадратов, различных кругов, розеток. Эти узоры наиболее характерны для аппликации и ткачества. Основными видами композиции являются ленточный бордюр с повторяющимся раппортом* и розеткой (концентрическая, радиальная). Данные элементы характерны для искусства Волжско-камских булгар8.

Узоры 2 комплекса образованы из криволинейных мотивов – спиралей, скобы, волнообразных мотивов, спиралевидных растительных мотивов. Узоры подобного типа были широко распространены среди кочевников степной зоны.

Узоры 3 комплекса состоят из цветочно-растительных элементов – сердцеобразных, тюльпанообразных, трилистников, листовидных форм. Данные элементы появляются у горноалтайских монголов и других народов.

В 4 комплекс входят мотивы и узоры, распространенные со времен образования булгарского государства. Узоры состоят из сложных плетенок, пальметт**, полупальметт и трилистника. Данные элементы встречаются на многих наличниках, подкарнизных досках, на украшениях ворот и заборов (см. приложение №12, 15).

Своеобразное влияние оказало на творчество мастеров-плотников соседство с русскоязычными селами. Наряду с сохранением традиций в шитье, вязании, ткачестве, архитектуре со второй половины XIX века ощущается заметное влияние русской архитектуры и искусства: узоры становятся богаче зооморфным орнаментом, ещё богаче становится цветовое решение в шитье (этому способствовало появление новых красок, нитей и т.д.) В архитектуре: жилище приближается к линии застройки заборов, уменьшается высота ограды, увеличивается роль прямой оси улицы, более конструктивно решаются архитектурные формы и украшения. Близость и доступность леса позволяли использовать древесину для застройки, украшения жилищ, изготовления домашней утвари, различных приспособлений, которые украшались различным резным узором.

Читайте также:  Сказки пришвина и бианки

Домовая резьба. Резьба по дереву.

Резьба по дереву возникла ещё с древнейших времён. Лиственницу, сосну, ель, берёзу, клён и многие другие породы мастера с давних времён использовали для изготовления всего, что было необходимо в быту. Из дерева рубили жилища, хозяйственные постройки, воздвигали храмы, делали мебель, орудия труда, мастерили посуду и детские игрушки. Это самый доступный, прочный и легко поддающийся обработке материал. Не последнее место играла и красота материала – его разнообразный цвет и естественный узор древесины, которые так превосходно умели использовать мастера в своих поделках. Человек издавна стремился не только окружать себя необходимыми в своем быту предметами, но и украшать их. Чувство красоты в нём развивалось неотрывно от процесса труда, оно рождалось из потребности человека творить. Творчество отражало духовную культуру человека. Так, из века в век, вбирая всё лучшее, что было создано раньше, складывалась национальная культура и искусство народа.

Большое значение в деревянном зодчестве придавалось резному декору сооружений, наиболее яркой страницей этого искусства является домовая резьба. Узорные доски с сочной, высокой рельефной резьбой, с заглубленным фоном подчёркивают и выявляют конструктивные особенности сооружения. Контрастируя с бревенчатой постройкой, узорные доски выявляют основные объемы – глубина западающего в тень фронтона подчеркнута ярко освещенными крыльями, светличный проём окаймлён рельефной рамой наличника, под лобовой доской идут широкой орнаментальной полосой наличники окон, торцевые доски чётко ограничивают края сруба, резные очелья ворот и калитки, нависая над полотнами створок, завершают фасад архитектурного комплекса.

Архитектурная резьба по дереву имела различное распространение. В конце XVIII –первой половины XIX веков она занимала сравнительно небольшое место в украшении жилища. Вторая половина XIX века даёт гораздо больший процент использования резных украшений в декоре сельских построек. Широкое распространение архитектурная резьба по дереву получает в конце XIX – начале XX вв.9

Для конца XVIII века – начала XIX века была характерна выемчатая и контурная резьба (см. приложение № 2); для первой половины и середины XIX века – «глухая» и контурная резьба. Последний вид техники получил особенно широкое распространение с середины XIX века. С конца XIX века получает развитие пропильная резьба европейского происхождения.

Выемчатая техника резьбы по своему характеру аналогична резьбе народов финно-угорского происхождения, чувашей и русских.

Резные украшения, выполненные в технике «глухой» резьбы (см. приложение №14), делала исполнение этой резьбы довольно не сложным: какой-либо рисунок на плоскость доски или обструганного бревна (например, стоек ворот) наносился легко и быстро, затем мастер срезал долотом лишние куски дерева вокруг орнамента. Отделка узоров и необходимая моделировка поверхности производилась стамеской и ножом таким образом, что на фоне доски или гладкой поверхности бревна получался рельефный рисунок. Разная степень глубины рельефа создавала богатую игру света и тени, обогащая орнаментальный узор. В данной технике обычно делались, полурозетки с отходящими от центра волнистыми радиальными лучами. Ими украшали стойки ворот, подкарнизные плоскости наличников окон.

Наиболее популярной в украшении жилища являлась техника накладной, или наживной резьбы. Для выполнения узора заготавливались отдельные геометрические формы, нередко со скошенными краями и без прорезей на поверхности. Такая накладка в дальнейшем прибивалась на украшаемую поверхность жилища. Инструментами служили топор, пила и стамеска.

Кроме подкарнизных плоскостей наличников окон, стоек ворот, накладные узоры в виде ромбов, квадратов, треугольников, сияний, розеток создавались в обрамлении фронтонных ниш, в плоскости обшивки углов фасадов, на карнизах и регалиях ворот, в завершении оград, на фронтонах крылец.

В данных видах резьбы отсутствуют цветочно-растительные и зооморфные мотивы.10*** Лишь в начале XX века в технике контурной резьбы появляется цветочно-растительный мотив. Чаще всего эти мотивы в виде спиральных завитков с лиственными отростками, иногда цветами, располагались в подкарнизной плоскости наличников окон (см. приложение №9), а также в плоскости обшивки углов фасадов. Контурная резьба, довольно простая по технике исполнения, приводит к значительному повышению роли резного украшения жилища.

Наряду с контурной резьбой, ажурная резьба способствовала еще большему обогащению резного декора геометрическими и растительными узорами. В этой технике создавались довольно сложные трафаретные орнаменты (см. приложение12).

Пропильная резьба с ее ажурным узором постепенно заменила строгий и умеренный декор с крупномасштабными элементами в технике накладной контурной резьбы. Орнамент получается за счет создания на плоскости накладки сквозных прорезей. Обычно инструментами являлись пила, ножовка и сверло (см. приложение №10). Распространение пропильной резьбы приводит к появлению резного орнамента почти на всех архитектурных деталях жилища. Пропильным узором украшался весь абрис наличников окна, его подкарнизной плоскости, нередко верх оконного карниза и его боковые стороны.

Используя, простейшие прямые и криволинейные геометрические, а также цветочные узоры и их комбинации, резчики создавали с помощью трафарета разные комбинации в украшении жилища, ворот, ограды.

Для домовой резьбы села Индерка наиболее характерным является контурная резьба, пропильная резьба, ажурная резьба, а также геометрическая резьба. Многие прорезные узоры имеют общие черты с резной орнаментикой жилища русских сел, а так же ближайших татарских (с. Бестянка, с.Т.Сыромяс).

Наличие контурной резьбы характерно для искусства татар – мишарей (татары села Индерка относятся к данной языковой группе) (см приложение № 6). На наличниках очень мало элементов зооморфного орнамента, Цвет преимущественно монохромный (см. приложение №10,14,15). Несмотря на то, что домовой резьбой в селе Индерка начали заниматься в конце XIX начале XX века (братья Мельзетдиновы), широкое распространение домовая резьба получила только после 50-х годов XX века. Жители села плотничали, ездили по другим населенным пунктам и оттуда привозили разные рисунки для использования при изготовлении наличников и т.д. Постепенно складывался определенный узор на элементах домовой резьбы, характерный для резных изделий села Индерка (см. приложение № 10).

В настоящий момент в нашем селе работают несколько мастеров по изготовлению наличников (см. приложение №5). Изготавливают детские салазки, наличники для окон, сундуки, колеса для телег, табуретки, разделочные доски, скалки. Женщины вышивают, шьют, вяжут.

Сделанная мною работа по изучению ремесел села Индерка является первой в направлении изучения ремесел моего села. Сложность работы заключалась в отсутствии необходимых исследований по изучению узоров на украшениях домовой резьбы, также сведений по развитию ремесел села Индерка. В ходе интервьюирования жителей выяснилось, что домовой резьбой в селе Индерка начали заниматься в конце XIX века. Резьбой занимались братья Мельзетдиновы (см. выше). Ремеслу они научились от отца и у мастеров поселка Сосновоборск и села Тешнярь. В разные годы работали много мастеров, создавали свой своеобразный рисунок наличников, подкарнизных досок, украшений калиток и ворот. Основой рисунка являются мотивы узоров древних булгар и татар Поволжья, возникшие в XIV – XIX веках11

В современных изделиях домовой резьбы (наличниках) ощущается заметное влияние финна – угорского и русского искусства (мастера учились у русских и мордвы).

Несмотря на изменение технологии строительства жилых зданий и надворных построек, сегодня сохраняются традиции украшать дома домовой резьбой.

Моя исследовательская работа может быть использована на уроках технологии, ИЗО, истории и краеведения. Данные и фотографии найдут свое место в школьном краеведческом музее, сама работа пополнит список исследовательских работ учащихся нашей школы.

Источник

Познавательное и интересное