Детский сад изнутри
Решила рассказать о своем опыте работы в детском саду, потому что со временем поняла, что работа воспитателем — это абсолютно мое — то, чем мне хотелось бы заниматься всю свою жизнь. Но, к сожалению, уровень заработной платы не позволяет даже задуматься о том, чтобы вернуться к педагогической деятельности. На 15-20 тысяч рублей в Москве не то, что не проживешь, даже за жилье заплатить не сможешь. Но я не оставляю надежды найти такой вариант работы с детьми, который позволит мне заниматься любимым делом и не задумываться о материальной стороне вопроса.
Итак, расскажу об особенностях работы воспитателем в отдельно взятом муниципальном детском саду Москвы в средней группе детей возраста 4-5 лет в 2009-2010 годах. Я проработала полный год, все четыре времени года, включая летний период, когда наш детский садик был дежурным. История, разумеется, абсолютно субъективна и не претендует на истину в последней инстанции – понятно, что в каждом детском саду совершенно разный персонал, руководство, материальная база, разве что дети в большинстве своем похожи.
а заканчивается в 19-00. В каждой группе два воспитателя и одна нянечка. Один
воспитатель работает с 7-00 до 13-00, второй его сменяет — с 13-00 до 19-00. Кажется, точное время смены можно обговаривать, либо это может регулироваться внутренним уставом и распорядком. Неподвижными остаются только границы — время начала и конца рабочего дня.
Из-за маленьких зарплат воспитатели иногда берут вторые смены в других группах, а иногда полностью работают в своей группе или подрабатывают нянечкой, что не очень хорошо сказывается на воспитательном процессе. На мой взгляд, у детей должен быть перед глазами разный подход к воспитанию и обучению, но, главное, воспитателю всегда лучше быть этаким веселым и жизнерадостным Карлсоном, который не испытывает эмоциональных перегрузок, не злится на детей и не позволяет себе срывать на них свою усталость.
Несмотря на их похожесть в границах одного возраста и некоторый стандарт общего развития, они все очень разные. Когда встречаешься с ними в первый раз, кажется, что никогда никого не запомнишь. Будешь все время по бумажечке зачитывать имена с фамилиями, стараясь различать их по деталям одежды.
К моему великому удивлению, все оказалось совсем не так. Через пару недель уверенно различаешь каждого из них, а через месяц готов рассказать родителям об особенностях всех воспитанников. Кто-то обожает собирать пазлы, кто-то прилежно учится и перфекционистки заполняет тетрадки, кто-то обладает бурной фантазией в играх и на прогулках, кто-то без ума от кубиков разных размеров и строит из них целые города с замками. Кто-то с удовольствием проявляет нежность и любовь к воспитателю, кто-то стесняется своих эмоций, кто-то плачет и легко расстраивается, а кто-то буйствует и терроризирует всю группу.
У меня был один сложный ребенок с синдромом дефицита внимания, если бы тогда можно было найти больше литературы об этом или узнать какие-то подробности, то я бы по-другому выстраивала процесс воспитания. Но мне приходилось руководствоваться интуицией, так как все, что говорили о нем другие воспитатели было просто потоком негатива, вроде — он не от мира сего, ненормальный, а иногда просто — дурак и всё. А этот мальчик оказался просто особенным, непохожим на остальных настолько, что надо было выстраивать индивидуальный подход. Но какой индивидуальный подход, если в группе 25 детей, которые иногда устраивают такой тарарам, что хочется всех рассадить по углам и услышать наконец тишину.
На детей никогда нельзя воздействовать физически.
Даже если они начнут уничтожать казенное имущество или бить других детей. Воспитатель должен уметь словами или своими действиями утихомирить детей и вырастить из них дисциплинированный коллектив. Я сама по себе абсолютный бунтарь. Мне нравится творчество, полет фантазии, радостные и счастливые дети, бегающие или увлеченно играющие. Но в этом случае мне обо всем таком пришлось на время забыть. Точнее, мне всё же удалось найти точку равновесия, золотую середину, при которой получалось лавировать между строгостью и любовью.
У меня достаточно громкий голос, но даже я временами его срывала. Потому что голосовое воздействие — практически единственное, что остается воспитателю, чтобы не испугать детей, но заставить их слушаться. Забудьте про сказки с Мэри Поппинс. Коллектив из 25 совершенно разных личностей выходит из-под контроля каждую минуту времени. А у вас строгий распорядок. У вас по расписанию еда, обучение, прогулки и свободное время. Иначе с таким количеством детей справиться невозможно.
Самое важное для воспитателя — найти мягкий, но действенный кнут, который позволит регулярно всем вместе пить чай с грузовиком пряников. У меня получилось. Дети безумно любили меня, а я их. Утром, когда они видели, что на смене я, то вместо привычного плача с удовольствием быстро переодевались и бежали в группу. Родители говорили, что «вечером только и разговоров про Марину Владимировну и кучу интересного, что она придумала и рассказала». Заслужить любовь и внимание детей не через страх и повиновение, а уважение и любовь — дорого стоит. Считаю это своим скиллом, умением, которое победило, несмотря на протесты и скепсис других воспитателей.
Примерный распорядок дня был следующим. Прием детей, завтрак, физкультура, уроки по расписанию, прогулка, обед, сон-час, полдник, факультативное занятие, свободное время, прогулка. Почти все элементы распорядка были подвижными, за исключением еды и послеобеденного сна. Естественно, в дождь и мороз детей никто гулять не поведет, тогда можно придумать какие-нибудь игры в группе. Мне нравилось чередовать учебные занятия с легкими физическими упражнениями, дети с удовольствием разбавляют умственную и физическую активность.
Еще мне нравилось участвовать в играх детей — строить вместе с ними города из кубиков, играть в дочки-матери, хотя у воспитателей с этим строго. Воспитатели должны направлять детей в играх, но не играть вместе с ними. Точную причину я так и не выяснила, но в основном это «правило» оправдывали тем, что стирается субординация, дети быстро такому воспитателю «садятся на шею» и манипулируют. На прогулках тоже советовали следить за детьми, сидя на лавочке, а не играть с ними в футбол и подвижные игры, что делала я. Ну просто мне было скучно, а с детьми так интересно и весело! Субординация осталась на месте, хотя, иногда мне было откровенно сложнее, чем другим — строгим и консервативным воспитателям.
Мне нравилось творчески подходить к процессу обучения.
Например, в преддверии праздников дети из года в год готовят стандартные и одинаковые открытки. На 8 марта — мамам и бабушкам, на 23 февраля — папам и дедушкам и так далее. Я решила разнообразить процесс. Вспомнила, что в моем детстве было соленое тесто. Нашла в интернете его рецепт и выпекла дома 25 сердечек. Принесла их в группу, раздала вместе с красками и сказала детям рисовать на сердечках все, что им захочется, что придет в голову. Разукрасить это в качестве подарка маме. Вы бы видели их лица. А лица и восторги мам после получения подарка вообще сложно описать. Открытки я тоже делала вместе с детьми креативные — в виде рамок с фотографиями, украшенные ракушками.
Способов множество, а удовольствие детей от всего нового и необычного настолько искренние и сильные, что постоянно хотелось регулярно привносить в свою работу элементы творчества. Еще я как-то прочитала перед сон-часом детям книжку. Им это настолько понравилось, что они уже во время обеда спрашивали, что я буду читать на этот раз. Книжки вообще читаются детям регулярно, но вот перед сон-часом все очень строго — дети разделись, легли в кровати и молча обязаны заснуть. Иначе все будут недовольны. Чтение книжек вслух, когда дети лежат в кроватях — самый клевый и простой способ спокойно отправить детей в царство безмятежного сна.
Самое важное — мантра для воспитателя: детей надо сдать родителям ровно такими же, какими их привели в сад.
Никаких травм, царапин, синяков быть не должно. Каждое такое «отличие» у ребенка необходимо подробно объяснить, потому что иначе это «воспитатель недоглядел», а невнимательных воспитателей не любят не только родители, но и весь коллектив. На самом деле, не так уж и редки случаи, когда воспитатель в общей суматохе не заметил, как двое детей тихонечко подрались, один другому нанес увечья до степени транспортировки в травмпункт, а родители подали на воспитателя в суд, который признал его вину и лишил возможности заниматься педагогической деятельностью. Также ни в коем случае нельзя забирать ребенка и отводить его куда-то за пределы детсадовской территории. Бывают случаи, когда родители опаздывают и вовремя ребенка не забирают, так вот, надо сидеть и ждать.
Когда детей забирают, начинается еще одно испытание для воспитателя, которое со временем проходит. Детей нужно отдать строго в руки родных, а иногда этих родных у ребенка добрый десяток человек. Братья, сестры, бабушки, племянники, тети, дяди и так далее. В первые дни мне хотелось держать каждого ребенка за руку, а приходящего взрослого различать только если ребенок сам к нему бросится в объятия, или по паспорту. А есть такие дети, которых мама зовет-зовет, а он сидит в песочнице, занят делом и не откликается. Воспитателю остается только сверяться по своим книжечкам и записям, чтобы опознать родителя. Ходит куча баек, когда детей забирали чужие родители, дедушки путали их, бабушки не разглядели, а дети уверенно шагали с чужим взрослым в темную даль.
До сих пор непонятно, как реагировать на рассказы детей о проведенном дне в детском саду. Иногда бывает, что дети любят фантазировать. Иногда они фантазируют страшные вещи про воспитателей.
Но чаще всего они искренне рассказывают обо всем подряд. Был случай, когда нянечка специально открывала окно в спальне во время сон-часа, чтобы дети заболевали, и их приходило меньше. Дети говорили об этом родителям, но те не верили, только спустя кучу времени обратили внимание на последствия, которые сходились с детскими рассказами. Дети также любят рассказывать воспитателям, которые вызывают их доверие, о том, что происходит у них дома. Не наказывайте и не ругайте их за это, но будьте в курсе, что воспитатель может знать о подробностях вашего семейного быта.
Отдельно еще хочется сказать что-то вроде напутствия родителям. Как врачи не любят, когда пациенты им рассказывают про «правильное» лечение, так и воспитатели не очень жалуют родителей, которые знают, как «правильно» детей воспитывать. Самое ценное, что вы можете сделать в помощь воспитателю — рассказать об особенностях вашего ребенка. Кто-то чаще, чем обычно ходит в туалет, кто-то постоянно мерзнет и спит под двумя одеялами, кто-то терпеть не может творожную запеканку, у кого-то аллергия, кому-то надо каждый час причесываться. Конечно, все это воспитатель со временем узнает и сам, но набьет при этом ряд шишек
посредством выяснения подробностей у ребенка. Поэтому, любая информация про ваших детей всегда будет полезна воспитателю. Хорошо, если у вас есть хотя бы один человек в семье, который может в любой момент сорваться и прибежать за ребенком. Мир не идеален, хотелось бы, чтобы ничего страшного в нем не случалось, но бывает всякое, а иногда время — слишком ценный ресурс, чтобы им
разбрасываться.
Конспект итогового занятия в средней группе «Моя группа»
Елена Чаус
Конспект итогового занятия в средней группе «Моя группа»
Конспект итогового занятия в средней группе на тему
Цель: формировать представления о своей группе.
• уточнять и обобщать знания детей о группе, детском саде;
• формировать представления о сотрудниках детского сада и их обязанностях;
• совершенствовать умение составлять короткий рассказ о группе, игрушках;
• развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление;
• формировать чувство товарищества, доброжелательности к другим детям;
• воспитывать любовь и уважение к сотрудникам детского сада.
Предварительная работа: беседы «Что нравится в группе», «Правила поведения в групповой комнате, спальне, раздевалке», «Если твой друг заболел», «Чем отличается спортивный и музыкальный зал от группы»; целевые прогулки в группу раннего возраста и подготовительную к школе группу, музыкальный и спортивный зал; дидактические игры «Найди такой же», «Принеси и покажи», «Холодно-горячо», «Куда залетела муха», сюжетно-ролевые игры «Уложим куклу спать», «Больница», «К нам гости пришли», «Детский сад», чтение стихотворений А. Барто «Игрушки», «Мой мишка», рассказа Л. Берг «Малыши помогают ребенку».
Материалы и оборудование: фотографии и картинки детского сада и его помещений.
1. Организационный момент
В группу приходит воспитатель, в руках у него игрушка Карлсон.
— Я уже был у вас в гостях, и мне очень понравилось в вашей группе. Я захотел еще раз повидаться с вами. Отгадайте мою загадку:
Детки в домике живут,
Здесь играют и поют,
На прогулки вместе ходят,
Здесь друзей себе находят.
Как тепло, уютно в нем,
Угадайте, что за дом?
2. Работа по теме занятия
— А что такое детский сад, кто в нем находится? (Дом, в который каждый день приходят дети)
— Ребята, назовите адрес детского сада, на какой улице расположен ваш детский сад? (Город Электросталь, улица Западная)
— Ребята, у меня для вас фотовыставка. (Дети рассматривают картинки и фотографии детского сада и его помещений)
— Что это за здание? Расскажите о нем. (Правильно, детский сад находится в большом, кирпичном, двухэтажном здании)
— Ребята, как называется ваш детский сад? («Золотой петушок»)
— Что вы можете рассказать про свой детский сад? Какой он? (Ответы детей)
— Что вы делаете в детском саду? (Ответы детей)
— А вы любите свой детский сад? (Ответы детей)
— А какая это группа? (Средняя)
— На каком этаже она находится? (На втором)
— Как называется ваша группа? («Пчелки»)
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера (машут ладошками)
А за нею шмель-шмелек (на каждое название насекомого загибают
И веселый мотылек, один пальчик)
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут ладошками)
От усталости упали. (роняют ладони на стол)
— Ой, какие у вас красивые игрушки, как их много. Расскажите мне о них. (Ответы детей)
— Ребята, а зачем вам мозаика, пазлы, пирамидки? (Ответы детей)
— А что это у вас стоит на полках? Это разные виды конструкторов? Зачем они нужны? (Ответы детей)
— А это у вас уголок природы? Для чего он нужен? (Ответы детей)
— Как много у вас книг! Вы любите их рассматривать? О ком в них написано? (Ответы детей) Я знаю, как называется уголок для книг – книжный уголок.
— Ребята, а музыкальный уголок у вас есть? Покажите мне его. Какие музыкальные инструменты здесь находятся? (Ответы детей) Можно мне на них поиграть? (Карлсон и дети играют на музыкальных инструментах)
Игра на музыкальных инструментах
— А где вы рисуете? (Дети показывают уголок изобразительной деятельности) Ребята, что вам нужно для рисования? (Ответы детей)
— Какой у вас красивый кухонный гарнитур, плита. Для чего это у вас? (Ответы детей) Какая красивая посуда, что это, для чего? (Ответы детей)
— Давайте, пойдем в магазин и купим продукты для праздничного обеда. Где у вас магазин?
Дидактическая игра «В магазин за покупками»
Дети показывают игровую зону «Магазин», кассу, весы, продукты, делают покупки, оплачивают их.
— Ребята, а где у вас можно причесаться? В парикмахерской? А что еще здесь можно сделать? (Дети показывают игровую зону «Парикмахерская» и рассказывают о том, что здесь можно сделать)
— А куклам можно сделать прически? Где ваши куклы? (Дети показывают кукол, которые сидят на диване) А наряжаться ваши куклы любят? Где их одежда? (В сундуке ряжения) (Дети отвечают и показывают)
— Ребята, кто играет с куклами? (Девочки)
— А с чем играют мальчики? (Ответы детей)
— Давайте немного подвигаемся.
Физкультминутка «Девочки и мальчики»
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп, (хлопки ладошками)
Прыгают, как мячики: скок, скок, скок. (прыжки на двух ногах)
Ножками топчут: топ, топ, топ! (притопывание)
Весело хохочут: ха, ха, ха! (дети смеются)
Глазками моргают, (ритмичное зажмуривание глаз)
После отдыхают. (приседают, руки свободные)
— Ребята, а куда ведет эта дверь? (В спальню)
— Зачем нужна спальня, что вы там делаете? (Рассказы детей)
— А какие еще здесь есть помещения? (Умывальная комната, раздевалка)
— Можно мне на них посмотреть? Расскажите, что вы здесь делаете? (Рассказы детей)
— Ой, ребята, как мне нравится ваша группа! Скажите, пожалуйста, кто живет в детском саду? (Дети, взрослые)
— А дети в вашем детском саду одного возраста? (Нет. Большие и маленькие)
— Вы ходили в группу к малышам? (Да)
— А к старшим ребятам? (Да)
— У них группы одинаковые или разные? Расскажите. (Рассказы детей)
— Сколько групп в вашем саду? (Много) Значит, и детей много? (Да)
— Ребята, чем вы занимаетесь в детском саду? (Ответы детей)
— Ой, как интересно вы здесь живете, весело! Я тоже люблю веселиться и приглашаю вас на веселую разминку.
Физкультминутка «Детский сад»
Детский сад, детский сад, (хлопки на каждое слово)
Он всегда ребятам рад.
Буду в садике играть, (повороты туловища вправо-влево) И конструктор собирать,
Буду бойко танцевать, («пружинка»)
И лепить, и рисовать, (имитация лепки)
Буду песни напевать. (руки «замком» перед собой)
— Ребята, в детском саду работают взрослые? (Да)
— Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, о ком оно.
Кто учил вас кушать ложкой,
Справиться с любой застежкой,
Кто читал стихи и сказки,
Пластилин давал и краски?
— Как зовут ваших воспитателей? А в чём заключается работа воспитателей? (Ответы детей)
С зорьки ясной дотемна
В нашем садике она.
Кто обед нам принесёт
Вы, конечно, помогаете,
На столы вы накрываете.
И учитесь не крошить,
И песка не наносить.
— Как её зовут? Что делает Антонина Николаевна в группе? (Ответы детей)
— Какие ваши воспитатели? (Ответы детей)
— Какие правила поведения нужно выполнять, чтобы не огорчать воспитателей? (Ответы детей)
— Так здорово, что с вами работают такие добрые и заботливые взрослые. Они заботятся о вас, делают так, чтобы вам было хорошо, уютно, комфортно и интересно находиться в нашем любимом детском саду «Золотой петушок». И вы тоже должны ценить и уважать их труд.
— Ребята, мне у вас очень понравилось. Спасибо вам, дети, за внимание ко мне, за то, что со мной играли и все мне рассказали о своей группе. А теперь мне пора к другим детям, хочу посмотреть, как они живут. До свидания.