Приведу здесь рассказы двух человек, ставших очевидцами действия потусторонних сил, не объяснимых для них с логической точки зрения.
Очень давно, еще в дореволюционные годы, некий инженер из Львова был вовлечен волею судьбы в кошмарное приключение. Он отправился в служебную командировку в один небольшой городок. Остановился там в гостинице.
— Мне отвели комнату в самом конце длинного коридора, — вспоминал впоследствии он. — За исключением меня, в это время не случилось в гостинице ни одного приезжего. Заперев дверь на ключ и на защелку, я лег в постель и потушил свечку. Прошло, вероятно, не более получаса, когда при свете яркой луны, освещавшей комнату, я совершенно ясно увидел, как дверь, которую я перед этим запер на ключ и на защелку и которая приходилась прямо напротив моей кровати, медленно открылась. И в дверях показалась фигура высокого, вооруженного кинжалом мужчины, который, не входя в комнату, остановился на пороге, подозрительно осматривая комнату, как бы с целью обокрасть ее.
Пораженный не столько страхом, сколько удивлением и негодованием, я не мог произнести ни слова, и прежде чем собрался спросить о причине столь неожиданного посещения, он исчез за дверью. Вскочив с постели в величайшей досаде на подобный визит, я подошел к двери, чтобы снова запереть ее, но тут, к крайнему своему изумлению, заметил, что она попрежнему заперта на ключ и на защелку.
Пораженный этой неожиданностью, я некоторое время не знал, что и думать. Наконец, рассмеялся над самим собой, догадавшись, что все это было, конечно, галлюцинацией или кошмаром, вызванным слишком обильным ужином.
Я улегся снова, стараясь как можно скорее заснуть. И на этот раз я пролежал не более получаса, как снова увидел, что в комнату вошла высокая и бледная фигура. Войдя в комнату крадущимся шагом, она остановилась близ двери, оглядывая меня маленькими и пронзительными глазами…
Даже теперь я как живую вижу перед собой эту странную фигуру, имевшую вид каторжника, только что порвавшего свои цепи и собирающегося на новое преступление.
Обезумев от страха, я машинально схватился за револьвер, лежавший на моем столике. В то же время человек двинулся от двери и, сделав, точно кошка, несколько крадущихся шагов, внезапным прыжком бросился на меня с поднятым кинжалом. Рука с кинжалом опустилась на меня, и одновременно с этим грянул выстрел моего револьвера.
Я вскрикнул и вскочил с постели, и в то же время убийца скрылся, сильно хлопнув дверью, — так что гул пошел по коридору. Некоторое время я ясно слышал удалявшиеся от моей двери шаги. Затем на минуту все затихло.
Еще через минуту хозяин с прислугой стучались ко мне в дверь со словами:
— Что такое случилось? Кто это выстрелил?
— Разве вы его не видали? — сказал я.
— Кого? — спросил хозяин гостиницы.
— Кто же это такой? — опять спросил хозяин.
— Не знаю, — ответил я.
Когда я рассказал, что со мной случилось, хозяин спросил, зачем я не запер дверь.
— Помилуйте, — ответил я, — разве можно запереть ее крепче, чем я ее запер?
— Но каким образом, несмотря на это, дверь все-таки открылась?
— Пусть объяснит мне это кто может. Я же решительно этого понять не могу, — отвечал я.
Хозяин и прислуга обменялись значительными взглядами.
— Пойдемте, милостивый государь, я вам дам другую комнату. Вам нельзя здесь оставаться.
Слуга взял мои вещи, и мы оставили эту комнату, в стене которой нашли пулю моего револьвера.
Я был слишком взволнован, чтобы заснуть, и мы отправились в столовую… По моей просьбе хозяин приказал подать чаю мне, и за стаканом пунша рассказал следующее.
— Видите ли, — сказал он, — данная вам по моему личному приказанию комната находится в особенных условиях. С тех пор как я приобрел эту гостиницу, ни один путешественник, ночевавший в этой комнате, не выходил из нее, не будучи испуган. Последний человек, ночевавший здесь перед вами, был турист, которого утром нашли на полу мертвым, пораженным апоплексическим ударом. С тех пор прошло два года, в продолжение которых никто не ночевал в этой комнате. Когда вы приехали сюда, я подумал, что вы — человек смелый и решительный, который способен снять проклятие с комнаты. Но то, что случилось сегодня, заставляет меня навсегда закрыть эту комнату…
Читатель, не знаю, уловили ли вы всю мерзкую, гнуснейшую подоплеку жуткого происшествия среди ночи в гостиничном номере?
Гостиница пустует. Постояльцев в ней нет. Наконец, к радости хозяина гостиницы, появляется постоялец — наш инженер из Львова. При великом множестве иных свободных комнат хозяин отдает приказ поселить гостя в «комнате, на которой лежит проклятие». Два года назад в этой комнате умер при таинственных обстоятельствах некий турист. И с той поры никто в ней не жил.
Хозяин не хочет внезапно умереть там по неизвестной причине. Себя, драгоценного, ему очень и очень жалко. А приезжего человека не жалко.
Итак, в гостиничный номер ворвался среди ночи некий призрачный «каторжник» с явным намерением зарезать очередного постояльца… Преступный умысел был отчасти усмотрен представителями органов правопорядка и в действиях другого таинственного «вторженца неведомо откуда». Расследованием его бандитского налета на один дом занималась в 1926 году киевская милиция.
Рассказывает непосредственный участник тех давних событий, инспектор уголовного розыска А. С. Нежданов:
«Осенью 1926 года в субботний вечер в управление милиции Киева поступило телефонное сообщение от начальника райотдела милиции Ловлинского, что в одном из домов, находящемся в Демневской слободке, рабочей окраине Киева, происходит что-то непонятное. Имеет место самопроизвольное передвижение предметов. И хозяин дома просит срочного приезда представителей милиции.
Прибыв на место, мы увидели очень большое скопление народа вокруг двора деревянного дома. Во двор милиция людей не пускала.
Начальник райотдела милиции доложил нам, что в его присутствии имело место самопроизвольное передвижение предметов, как, например, чугунков и дров в русской печке, медного кувшина, стоявшего на мраморном умывальнике, и прочего. Кувшин оказался приплюснутым внутри умывальника. В чем дело? В доме орудует, что ли, некий невидимый злоумышленник?
Случай как для меня, так и для других работников милиции был настолько несуразным, что поверить было трудно. Стали мы тщательно осматривать кухню, комнаты — нет ли каких-нибудь тонких проволочек, ниток, которыми можно было бы передвигать незаметно кастрюли и другие предметы, но ничего не обнаружили. В доме, кроме пятидесятилетней хозяйки, ее взрослого сына и квартирантки, жены инженера Андриевского, была еще соседка.
Уже когда я сидел в столовой, при мне слетела со стола на пол медная кружка с водой. Так как мы, представители власти, никак не могли объяснить народу и себе это «происшествие», но боялись, что среди собравшегося населения могут быть серьезные инциденты, поскольку одни считали, что это «чудо», а другие доказывали, что шарлатанство, — я был вынужден пригласить с собой в гормилицию знакомую хозяйки дома, соседку, которая, как тогда казалось, влияла на всю эту «историю». Тем более что она меня как бы с угрозой предупредила, чтобы я осторожно сидел за столом в столовой, иначе может упасть люстра. В ответ ей мною было заявлено, что люстра не упадет. И не упала.
За ее приглашение в гормилицию я в понедельник получил соответствующий нагоняй от прокурора города. Но я был удовлетворен тем, что после моего отъезда с этой женщиной воцарилось спокойствие в доме на Демневской слободке.
Однако через какой-то промежуток времени при посещении указанной соседкой этого дома и встрече ее с Андриевской опять предметы стали «прыгать».
Этим происшествием в Киеве, насколько я помню, занимался профессор Фаворский, и даже была опубликована большая статья в газете на украинском языке».
Рассказы о нечистой силе
Небольшой сборник русских старинных рассказов о встрече со сверхъестественными существами. (:diablo:) (:vampire:) (:girl_werewolf:)
Один мужик шел поздно вечером с крестин, порядочно захмелевший. вдруг навстречу ему является его приятель, ушедий несколько недель назад на заработки. Приятели решили обмыть водочку свою встречу. Пошли они на ближайший постоялый двор. Дорогою мужик вытаскивает свою табакерку и начинает нюхать из неё табак.
– О, какая же у тебя дрянная табакерка!- говорит ему товарищ. Вытащил он золотой рог с табаком и показал мужику.
– А давай, если так, поменяемся,- попросил мужик.
– Давай,- согласился товарищ.
Вот подошли они к постоялому двору. Так как время было позднее, и с улицы едва ли можно было достучаться до хозяев, товарищ и посоветовал мужику:
– Лезь под ворота, чего думаешь?
Мужик уже собрался под ворота лезть, как вдруг увидел, что стоит он на худом мосту, который установлен был на глубокой речке. Товарищ посоветовал мужику лезть в щель, и тот мог бы утопиться.
Опомнившись от испуга, мужик бросился бежать домой. Весь хмель у него из головы вышел. Дома он вспомнил про рог, который выменял у своего товарища. Полез за ним и вытащил лошадиную, почти свежую, кость.
Ехал однажды мужик на санях домой. Вдруг на пути ему попался священник в полном облачении. Попросил священник, довезти его до села. Мужик согласился. Когда они подъехали к тому места, где дорога шла по страшной крутизне над пропастью, священник этот, сойдя с лошади, начал, как бы пугая мужика, стаскивать в пропасть.
– Батька, не балуйся, а то не только лошади, но и мы с тобой головы поломаем, если только, не дай Бог, свалимся,- говорит мужик.
Священник после этого приутих. Когда подъехали к самому опасному месту, поп этот не утерпел и опять начал стаскивать сани в пропасть.
– Господи Иисусе Христе! Да что ж ты, батька, делаешь?- закричал мужик, и размахнувшись со всей силы ударил попа по голове. Да так ловко угодил, что попал прямо по обгоревшему пню, который появился на этом месте. Мужик даже заорал от боли.
Между тем, попа и след простыл, а пень, который мужик счел за попа, покатился в пропасть, и оттуда вслед за ним слышался какой-то пронзительный хохот.
Тут только мужик и догадался, что с ним был не настоящий священник, а черт в его образе.
Одна крестьянка шла мимо старой полуразвалившейся церкви. Вдруг ей из-под крыльца послышался детский плач. Она бросилась к крыльцу, но, к своему удивлению, ничего не смогла отыскать. Придя домой, она рассказала обо всем случившемся мужу. В другой раз, проходя мимо той же церкви, она встретила, как будто, своего мужа, который приказал ей идти за собою.
Долго они ходили по полям, а потом этот муж её мнимый как пихнет её в ров, говоря:
– Это будет тебе наука, в другой раз не будешь рассказывать, как плачут под церковью дети.
Когда женщина опомнилась от страха, то, кое-как выбравшись из рва, она на пятый день добралась до дома.
Лесовик, который представился ей мужем, за семьдесят верст отвел её от дома.
Шел раз мужик ночью и видит: церковь стоит, освещена, и в церкви служба идет, а у попа и прихожан лица какие-то неподходящие. Нечисто что-то,- подумал мужик. Стал он пятиться задом к дверям. А это были нечистые. Увидели они мужика, погнались за ним. Глядят нечистые,- из церкви назад ни одного следа нет, а только в церковь. Поискали, поискали, да и бросили.
Одного покойника, по какому-то случаю, на ночь в церкви оставили. Церковь отперта была; вот и забрел в неё вор. Подошел он к иконе и хотел ризу обдирать; вдруг мертвец из гроба поднялся, взял вора за плечи, отвел вора от иконы и опять в гроб лег. Вор испугался. Прошло мало ли, много ли времени, он опять к иконе. Мертвец опять встал и ещё раз отвел. Так до трех раз. Под конец вор пошел к попу и во всем покаялся.
Страшные истории в русской литературе
Р ассказы о встречах человека с нечистой силой — один из самых древних и живучих фольклорных жанров. В народе такие истории именовались былинками, а ученые делили их на былички и бывальщины. В быличках герои рассказывали о личных «приключениях», а бывальщины передавали те, кто при событиях не присутствовал. Писатели XIX века часто вплетали в сюжеты своих произведений старинные «страшилки». Предания о русалках и мертвых женихах, встречах с лешим и чертом — вспоминаем, кто из отечественных классиков особенно любил этот фольклорный жанр.
Василий Жуковский. «Светлана»
Василий Жуковский нередко выбирал для своих произведений исторические и фольклорные темы. Это роднило его литературные баллады с балладами народными — жанром, близким исторической песне. Одно из своих самых известных произведений в этом жанре, «Людмила», Жуковский написал на основе немецкого текста. Это была «Ленора» — «Подражание Биргеровой Леоноре» — немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера. А он, в свою очередь, опирался на популярный фольклорный сюжет о том, как погибший жених забрал в могилу невесту. Вторая известная баллада Жуковского, «Светлана», имела выраженный русский колорит:
Во время крещенского гадания главной героине явился жених, «бледен и унылый», который увез девушку якобы на венчание. А на самом деле тоже оказался мертвецом. Однако, в отличие от Леноры и Людмилы, Светлана осталась жива: страшная история оказалась ночным кошмаром.
Орест Сомов. «Киевские ведьмы»
Орест Сомов включал в свои тексты былички и бывальщины в их исконном виде. С помощью деталей русского и украинского фольклора писатель старался отразить подлинные картины народной жизни. Его повесть «Русалка» вышла с подзаголовком «Малороссийское предание», а «Кикимора» — как «Рассказ русского крестьянина на большой дороге». В сказке «Оборотень» автор «вывел напоказ небывалого русского оборотня» — простодушного сына колдуна, который по примеру отца обратился в волка, не ведая, что с этим делать и как стать снова человеком.
Герой повести «Киевские ведьмы» — казак Федор Блискавка — женился на красавице Катрусе, которая оказалась колдуньей. Блискавка проследил за женой и стал свидетелем шабаша на Лысой горе:
Вся история наполнена магическими деталями: Сомов описал страшные ингредиенты для «летательной» мази, которой молодая жена натиралась перед шабашем, дикую музыку на Лысой горе, гибель главного героя и казнь самой Катруси — ведьмы не пощадили ее за то, что она раскрыла тайну своему мужу.
Александр Бестужев-Марлинский. «Страшное гадание»
Александр Бестужев-Марлинский был известным беллетристом XIX века. Иван Тургенев писал в 1869 году: «Пушкин был еще жив, но правду говоря, не на Пушкине сосредотачивалось внимание тогдашней публики. Марлинский все еще слыл любимейшим писателем». Бестужев-Марлинский не стремился к правдивому описанию народной жизни, зато его повести и романы отличались закрученными сюжетами и эффектными подробностями. Герой рассказа «Страшное гадание», офицер, отправился в метель на званый вечер. Он заблудился и попал в деревню на святочные посиделки.
Во время страшного ритуала главному герою явился незнакомец — то ли человек, то ли нечистая сила. События развивались стремительно: поступки, на которые у героев раньше не хватало мужества, убийства, преследование и снова роковая встреча. Как и во многих традиционных «страшилках», в конце герой понял, что все это было просто страшным сном.
Николай Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий»
Николай Гоголь был настоящим знатоком страшных историй. Его первая большая книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» поразила современников. Пушкин писал о ней: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности». Из восьми повестей сборника семь представляют собой по форме бывальщины, которые пересказывает пасечник Рудый Панько. Перед читателями оживают русалки, колдуны и черти, описанные не со страхом и трепетом — что было бы обычно для фольклора, — но с юмором, а иногда и поэтически возвышенно.
К повести «Вий», которая вошла в сборник «Миргород», Гоголь оставил комментарий: «Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Вия — фольклорного персонажа, которого считали предводителем гномов и духом преисподней, — Гоголь описал так:
Иван Тургенев. «Бежин луг»
Известность пришла к Ивану Тургеневу в конце 1840-х годов, когда в журнале «Современник» стали выходить рассказы из цикла «Записки охотника». Михаил Салтыков-Щедрин считал, что они «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды». Тургенев с таким состраданием описал в «Записках охотника» тяжелую жизнь крестьян, что цензора Владимира Львова, который пропустил рассказы к печати единым изданием, уволили без права пенсии по личному распоряжению Николая I.
В произведении «Бежин луг», которое входило в цикл, Тургенев собрал целую коллекцию быличек и бывальщин. Их по сюжету пересказывают у ночного костра мальчишки-пастухи. В рассказ вошли страшные истории про водяных и русалок, домового и призрак умершего барина.
Одному из юных пастухов привиделся леший — звал его из реки голосом утонувшего приятеля. Конечно, мальчики посчитали такое видение дурной приметой. И как оказалось, не зря: по сюжету, герой погиб в том же году.
РАССКАЗЫ О НЕЧИСТОЙ СИЛЕ
Рассказы о нечистой силе – это небольшой сборник русских старинных рассказов о встрече со сверхъестественными существами.
Рассказ – 1
Один мужик шел поздно вечером с крестин, порядочно захмелевший. вдруг навстречу ему является его приятель, ушедий несколько недель назад на заработки. Приятели решили обмыть водочку свою встречу. Пошли они на ближайший постоялый двор. Дорогою мужик вытаскивает свою табакерку и начинает нюхать из неё табак.
— О, какая же у тебя дрянная табакерка!- говорит ему товарищ. Вытащил он золотой рог с табаком и показал мужику.
— А давай, если так, поменяемся,- попросил мужик.
— Давай,- согласился товарищ.
Вот подошли они к постоялому двору. Так как время было позднее, и с улицы едва ли можно было достучаться до хозяев, товарищ и посоветовал мужику:
— Лезь под ворота, чего думаешь?
Мужик уже собрался под ворота лезть, как вдруг увидел, что стоит он на худом мосту, который установлен был на глубокой речке. Товарищ посоветовал мужику лезть в щель, и тот мог бы утопиться.
Опомнившись от испуга, мужик бросился бежать домой. Весь хмель у него из головы вышел. Дома он вспомнил про рог, который выменял у своего товарища. Полез за ним и вытащил лошадиную, почти свежую, кость.
Рассказ – 2
Ехал однажды мужик на санях домой. Вдруг на пути ему попался священник в полном облачении. Попросил священник, довезти его до села. Мужик согласился. Когда они подъехали к тому места, где дорога шла по страшной крутизне над пропастью, священник этот, сойдя с лошади, начал, как бы пугая мужика, стаскивать в пропасть.
— Батька, не балуйся, а то не только лошади, но и мы с тобой головы поломаем, если только, не дай Бог, свалимся,- говорит мужик.
Священник после этого приутих. Когда подъехали к самому опасному месту, поп этот не утерпел и опять начал стаскивать сани в пропасть.
— Господи Иисусе Христе! Да что ж ты, батька, делаешь?- закричал мужик, и размахнувшись со всей силы ударил попа по голове. Да так ловко угодил, что попал прямо по обгоревшему пню, который появился на этом месте. Мужик даже заорал от боли.
Между тем, попа и след простыл, а пень, который мужик счел за попа, покатился в пропасть, и оттуда вслед за ним слышался какой-то пронзительный хохот.
Тут только мужик и догадался, что с ним был не настоящий священник, а черт в его образе.
Рассказ – 3
Одна крестьянка шла мимо старой полуразвалившейся церкви. Вдруг ей из-под крыльца послышался детский плач. Она бросилась к крыльцу, но, к своему удивлению, ничего не смогла отыскать. Придя домой, она рассказала обо всем случившемся мужу. В другой раз, проходя мимо той же церкви, она встретила, как будто, своего мужа, который приказал ей идти за собою.
Долго они ходили по полям, а потом этот муж её мнимый как пихнет её в ров, говоря:
— Это будет тебе наука, в другой раз не будешь рассказывать, как плачут под церковью дети.
Когда женщина опомнилась от страха, то, кое-как выбравшись из рва, она на пятый день добралась до дома.
Лесовик, который представился ей мужем, за семьдесят верст отвел её от дома.
Рассказ – 4
Шел раз мужик ночью и видит: церковь стоит, освещена, и в церкви служба идет, а у попа и прихожан лица какие-то неподходящие. Нечисто что-то,- подумал мужик. Стал он пятиться задом к дверям. А это были нечистые. Увидели они мужика, погнались за ним. Глядят нечистые,- из церкви назад ни одного следа нет, а только в церковь. Поискали, поискали, да и бросили.
Рассказ – 5
Одного покойника, по какому-то случаю, на ночь в церкви оставили. Церковь отперта была; вот и забрел в неё вор. Подошел он к иконе и хотел ризу обдирать; вдруг мертвец из гроба поднялся, взял вора за плечи, отвел вора от иконы и опять в гроб лег. Вор испугался. Прошло мало ли, много ли времени, он опять к иконе. Мертвец опять встал и ещё раз отвел. Так до трех раз. Под конец вор пошел к попу и во всем покаялся.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Hairy Tale Очень красивый, красочный видеоролик. В одноминутном видео рассказана история, полна.
Про трубочистов Вот уже почти 400 лет профессия трубочиста в Северной Европе – одна из самых ува.
Озерная мистика НЕВЕРОЯТНЫЕ ОЗЕРА Природное озеро, наполненное настоящими чернилами, находится.
Никтограф Мало кто знает, что Льюис Кэрролл (он же математик Чарльз Доджсон) любил работать по но.
—Метки
—Рубрики
—Приложения
—Фотоальбом
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Я видела два раза огненные снопы — летунов. Однажды вечером на
гулянье за поселком, когда еще молодой девчонкой была, мы плясали под
гармонь, и вдруг один парень как закричит: «Смотрите! Смотрите! Что
летит!»
Все взглянули на небо и увидели горящий сноп. Он летел к нашему
поселку и рассыпался, разбрасывая искры. Люди говорят, что летуны
знают, куда им надо лететь.
Зап. от Е. Д. Ивановой в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова. М. А. Арташина, М. В. Белоус.
Зап. от Елизаветы Ивановны Банниковой (1910 г. р.) в д. Бол. Лом Тоншаевского района в 1991 г. М. В. Белоус.
Как от Тананкн па Пиштань идти, там есть место в тайге, где
Диконькой появляется. Он большой, в острой шапке. Людей пугает,
лошадей. Если кого не любит, так в лесу запутает, с дороги
собьет.
Зап. от Зои Ильиничны Подоплеловой (1912—1989) в д. Танайка Шарангского района в 1986 г. Н. В. Морохин
Давно дело было. Пошли мы с подружками по бруснику. Костер на
тропинке разожгли, а он никак не разжигается. Старые люди говорили:
Екшук здесь ходит. Если костер и разожжется, то ветер его все равно
разметет. С Екшуком медлить нельзя — надо уходить.
Сейчас-то этого ничего нет. А раньше был мужик—так он понимал это
дело — колдовство. Встречался ему Екшук, так борются они. Если крест
носили, так крест сорвет — сильный, И заблудиться можно было из-за
Екшука. У меня хозяин в лес поехал, а лошадь не везет. Тогда лошадь
перепрягают, хомут задом наперед одевают. У нас тоже раз ездили,
ездили — все дрова вываливали. Не едет лошадь и все, не смогает везти.
Потом перекрестились. А Екшук за-хлопал в ладоши и говорит:
— А,— говорит,— догадались!
Это, говорят, было давно. Теперь этого нет.
Я девчонкой еще была. Летом мы хлеб молотили, а иной раз уходили со
своей полосы за малиной. Вот раз я пошла за малиной на эту полосу.
Сестру звала, а та не хочет. Я обиделась на нее. И по всякому ее ругаю
— чертовкой, сатаной. Собираю малину. И вдруг подул ветер какой-то хо-
лодный. И я уже в ельнике в темном. «Ой, господи!— думаю.—Что же я
делаю? Как же я сестру-то поругала! Что же теперь?»
Это меня Ексюк проучил: он услышал. Тюньга — речка там была. Как
пройти, не видно, куда иду, не пойму. Давай бога просить: что же это я
как Маруську поругала, согрешила. И вдруг выхожу на дорогу большую.
Что за дорога, не знаю. Но дяденька идет. Я ему говорю: «Заблудилась
я. Куда мне идти?» Он объяснил, что это в Изъянку дорога. Идет со
мной. Так и до дому дошла.
Зап. от Марии Яковлевны Малышевой (1915 г. р.) в с. Черномуж Шарангского района в 1991 г. Н. В. Морохин, Д. Г. Павлов, Л. В. Калинина, Н. В. Слепнева.
Ночью зимой в Кувербовской келемети такое делается! Обходишь ее
подальше, как со станции идешь. Раз посмотришь — костер горит, а
возле него фигуры большие колышутся. Или огоньки маленькие, по
келемети летают. А утром там по свежему снегу видали очень большие
следы босых ног. Это Кугу Енг приходит к костру.
Зап. от отказавшейся себя назвать женщины в д. Куверба Тоншаевского района в 1992 г. А. В. Харлов.
— Эви!— по-марийски кричу. И чувствую — это Они. Волосы у меня
поднимаются, по телу мороз! Я же знаю, рассказывают — лошадь выпрягут,
сани забросят на елку. Лошадь стронуть хочу — лошадь не идет. Господи
Иисусе! Помоги! аминь! Аминь! Упряжь крещу, сани, лошадь. Господи,
помоги! А Они лошадь разворачивают, насели на нее, ездить по ней
принялись. Их не видно, лошадь ни с места, а они на ней едут,
изматывают ее. Но, видно, помогла крестная сила — к утру отпустили
они нас.
А мать другой дорогой шла, она меня не звала — дома уж она была.
Зап. от А. Ф. Лапшиной в с. Бол. Поле Воскресенского района в 1990 г. О. В. Жуковская, С. Ю. Камерилова. Н. В. Морохин, А. В. Харлов.
Зап. от Е. Д. Ивановой в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова и М. А. Арташина.
Мой отец лесовщик. Один раз они поехали с бригадой в лес, и у них
там мужик пропал. Они его стали искать. Но в этот день не нашли.
Только как в двух церквях молебен отслужили, нашли его на пне за
тридцать километров от того места, где были с бригадой. Когда его
спросили, что с ним было, он рассказал:
— Где я только не был, где я только не был, и кормили хорошо. Даже
ноги не мочил, хотя через реки и болота шел. Это меня Млит на спине
таскал. Все мне показывал.
Правда, после этого случая он скоро умер.
Я своими глазами Млита видела. Как-то два года назад пошла в Ширту к
сестре. Было это вечером. Иду-иду, и вдруг дорогу потеряла.
Испугалась, стала молитву читать. Когда читала и увидела Млита. Он
мне бородатым показался. Я молитву дочитала и дорогу нашла. А слыхала
я, что Млит далеко уносит и уводит.
Зап. от Пелагеи Петровны Веселовой (1917 г. р.) в д. Бол. Лом Тоншаевского района в 1991 г. М. В. Белоус.
Не показывай пальцем на Луну
Раньше одна девушка вышла было за водой и сказала другой девушке: «Вот
и Луна показалась!» Другая ей сказала: «Не показывай пальцем: Луна
может притянуть к себе».
А Луна это видела и подняла эту девушку к себе.
Зап. от 3. Ф. Маяковой (1929 г. д.) в с. Бол. Селки Тоншаевского района и 1966 г. Ф. И. Айплатов.
Работал я как-то на лесоповале на реке Юронге. Летом лес сплавляли,
а осенью пошел деньги за работу получать. А темнеет рано осенью-то. С
деньгами боязно возвращать-ся лесом, но иду. Вдруг сзади — шум, звон.
Оглянулся — тройка как барская, серая, в яблоках скачет. На облучке
мужик, в повозке — две женщины. Смеются, шутят. Просил я их с собой
взять, подвезти, но не взяли. Говорят — только до Кузьменок едут. Когда я дошел до Кузьменок, опросил, пролетала ли здесь тройка такая.
Но никто не видел. А потом я узнал — в тот самый вечер у одного мужика
дочь задавилась. Это были черти-дьяволы — они за ней ехали.
Зап. от Якова Трофимовича Сергеева (1910 г. р.) в д. Нестерино Воскресенского района в 1990 г. О. Н. Ляпаева.
Рассказывают, черти являются к тем, кто тоскует. Виг к одной бабе
мужик ходил, а он чертом оказался! Затаскал, затерзал однажды женщину
до смерти и исчез.
А вот бывает, что домовые заводятся в избах. А хозяева даже не
подозревают, что в доме он есть. А вот если часы тикают, а часов нет в
доме, то это верно — домовой завелся.
А в воде черти водяные живут. Они страшные — длинные волосы, длинная
рубаха, и детей к себе домой заманивают.
Зап. от Веры Анисимовны Лопатиной (1923 г. р.) в д. Бол. Юронга Воскресенского района. Н. В. Слепнева и О. Н. Ляпаева.
Записала от Мулиховы Александры Ивановны в г. Павлове
Вот одна рассказывала. Сын у нее оборотнем сделался. Превратиться
мог в кого угодно: в зверя, в птицу, в волка, в зайца. Она раз пошла
куда-то, а заней кошка бежит, бежит за ней. Так всю дорогу и
обратно. Пришла, взяла ножницы, и остригла ухо кошке-то.
На следующий день смотрит — сын не поднимается с кровати, захворал.
Она посмотрела, а ухо у него нарушено.
Так и сделался он у ней колдуном.
Они колдуны-то, говорят, умирать не могут. Силу и колдовство свое
отдать должны. А умирают они, только когда охлупень снимают с крыши.
Зап. от Наталии Григорьевны Пуртовой (1930 г. р.) в д. Керганы Шарангского района в 1991 г. И. Г. Фирова.
Зап. от Егора Егоровича Архипова (1931 г. р.) в д. Ромачи Тоншаевского района в 1990 г. Т. В. Михайлова и Т. Е. Аксенова.
Когда помрет муж или ребеночек, хозяйке кажется, что леший к ней
летает. Прилетит как огненный сноп, как самолет, влетит в трубу дома.
Вот к мужу моему второму жена покойница все ходила, ночью казалось
приходила к нему. Ночью сплю и слышу, как он заматерился. Оказыва-
ется, Леконида к нему прилетела и снегу за шиворот положила. Муж
схватил костыль и в нее кинул. С тех пор не появлялась. Я один случай
сама видела. Отец у нас учителем был и приходил домой поздно. Мама
скучала, в окно смотрела и мы-то смотрели. Мне было девять лет, брату—
пять. Вот как раз соседа убили четыре года назад. Вдовушка осталась с
одними детьми. Говорят—прилетал к тетке Дарье кто-то в образе мужа.
Она боялась — никому не говорила. Вот вечером темненько было, смотрим
в окно. Мама спрашивает: «Гера, видишь?»
С северной стороны огненный сноп влетел в трубу. Перетянутый-то
чисто сноп. И прямо в трубу. А уж как вылетел-то, не знаю.
Зап. от Ф. Я. Носковой в д. Пеньки Тоншаевского района в 1991 г. О. Н. Ляпаева и Е. В. Зырянова.
Случается, когда к женщине приходит домовой в образе человека. Это
бывает, когда женщина тоскует по умерше-му мужу или ребенку. Домовой
сначала заманит ее, потом высушит, тоску наведет, и женщина быстро
умирает. Как только люди замечают эту женщину, что домовой ее посе-
щает, они ее предостерегают от этого, молятся за нее. А сама женщина,
чтобы уберечься от злых намерений домо-вого, когда ложится спать,
натыкает иголок по краям кро-вати или положит с боков кровати детей.
Домовой придет, уколется, затем хлопнет дверью — и только изба
дрогнет.
Домовой в подполье живет. Его никто не видел, живет невидимкой. Идет
бывало, когда спишь, и душить начина-ет. К плохому человеку холодным
обернется, к хорошему — теплым. Спросит человек:
— К худу или к добру?
— К худу, к худу, к худу! — скажет.
Закрываю однажды двери на ночь — ворота, задвижки, защелки. Лежим в
пологе, вдруг слышим громко так— «топ-топ» слышится во дворе. Потом
шаги по лестнице. Гремят, падают замки. «Что за черт?»— думаю. И
страшно, и интересно. Нюра за плечо трясет: «Что двери не закрыл?» —
«Да закрыл!»—говорю. Встал, вышел в сени—никого нет и все запоры на
месте. Вернулся. Опять — ‘топ-топ!» Вот у двери завозился, вот защелка
упала, дверь открылась. Вот по комнате уже ослышится «топ-топ».
Боязно — не показываюсь.
Пошуршал еще в доме и затих.
Зап. от Елены Даниловны Ивановой (1929 г. р.) в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова и М. А. Арташина.
1.Раньше чертей много было. У нас в бане нельзя было мыться третьей
партией. Там черти поджидают. У нас тетка пошла мыться третьей
партией, так ее черти живьем сожгли.
2.Ночью трактористы боятся пахать. На многих полях ночью черти пашут.
Их называют. Уди Каящ (Плохое Ви-дение), а чертями нельзя называть.
Беду накличешь.
1. Зап. от Екатерины Афанасьевны Краевой (1973 г. р.) в с. Старые Краи Тонкинского района в 1991 г. О. Н. Ляпаева, Л. В. Калинина и Н. М. Самхарадзе. 2. Зап. от Геннадия Михайловича Краева (1966 г. р.) в с. Старые Краи Тонкинского района в 1991 г. О. Н. Л
Зап. в с. Бол. Ошкаты Тоншаевского района от В. В. Теркина в 1991 г. Н. В. Морохин и Д. Г. Павлов.
Раз ночью шел почтальон через лес. Вдруг рядом человек появился и
говорит:
— Давай, с тобой выпьем!
— Не хочу.
— Да по сто грамм всего!
— Ну давай!
Взял стопочку, перекрестился, а человек-то пропал.
Зап. от Е. А. Краевой в д. Ст. Краи Тонкинского района в 1991 г. О. Н. Ляпаева и Л. В. Калинина.
Про лешего слышала. Живет у нас в деревне Лиза Бан-никова. Вот с ней
и произошла страшная история. Летом собрались девчата за грибами,
пошли. Разбрелись, кто куда. А Лизка отстала от нас и тем временем
была на поля-не. Вот тут-то ее леший у самой опушки и утащил.
Она потом сама рассказывала. Как он отпустил ее, дол-го ходила, куда
шла, сама не знала. Испугалась, потеряла корзину, искать ее стала.
Даже через болото переходила. Леший ее крутил. А под вечер ей плохо
стало. Говорила, сильно к земле ее давило. Ближе к ночи примостилась у
дерева в лесу. Где потом была, она и не знала. Как рассвело, очнулась
и стала искать дорогу. А как выходила из лесу, ее подобрал трактор,
который проходил по дороге. После этого случая она долго болела.
Зап. от Е. Ф. Ивановой в д. Ширта Тоншаевского района в 1991 г. Е. В. Зырянова, М. А. Арташина и М. В. Белоус.
Русалка на ветвях сидит
Еще с древности люди селились по берегам рек. Поэтому существует
много легенд и преданий о жителях подводного царства. Вот, например,
легенда о русалках.
Люди сказывали, что летом, от Троицы до Петрова дня, русалки вылазят
из воды на берег. Они странствуют по берегам рек в поисках женихов. В
основном залазят на деревья, прячутся в листве и поджидают одиноких
путников. Они останавливали их, завлекали красой своей, речами
сладкими. А затем спускались с деревьев и защекачивали «любимого» до
смерти, а потом уволакивали его в речку.
Чтобы уберечься от русалочьих колдовских чар, мужики носили с собой
пучки полыни, собранные в субботу накануне Троицы. В Троицкую неделю
или, как ее называют в народе, Русалочью утопленницы выходят на берег
и водят хороводы, купаются в реке, плещутся при луне, качаются на
ветвях деревьев.
Не знаю, правда, не знаю, нет ли, но так люди сказывают.
Записал от Быдреевской Ирины Ивановны, в г.Семенове в 2000 г. Игнатова
Еще в 1924 году мой дед Кузьма Егорович Маяков рассказывал: Стояла
огромная липа, потом она повалилась, сейчас от нее остался лишь пень.
Люди приходили к этой липе и оставляли на специальной для этого
тарелке деньги. Перед восходом солнца каждый раз старик Суртан с
огромной бородой брал эту тарелку и тряс так, что вокруг слышался
звон монет. Этот звон монет и тарелки доходил до нашей деревни. Все
слышно было. Мы, маленькие еще, пугались. Суртан жил в этой самой
липе. У него была тропка от этой липы до леса. Ходить по этой тропинке
боялись. Даже лошади не ходили по этой тропе: пугались. Они вставали
на задние ноги, так упирались. Даже близко подходить к этой тропинке
боялись. Там мог ходить только Суртан. Он был марийским богом, вроде
Иисуса Христа. Мой дед очень верил и ходил к этой липе. На моление
можно было брать свою жену, а другим женщинам, детям ходить туда
запрещалось. За это наказывали как следует.
Зап. от К. Д. Маякова (1912 г. р.) в с. Б. Селки Тоншаевского района в 1961 г. В. А. Акцорин.
Тайна дома № 25 по улице Шмидта
Многие истории были связаны с нахождением кладов (заветная мечта
бедноты). Признаки нахождения кладов выражались появлением животных
желтоватого цвета (сходство с цветом золота).
Например, в доме №25 по улице Шмидта появлялась желтая курица, на
чердаке этого дома. Время появления было временем суток между
полуночью и часами выхода солнца. Чаще всего такие явления наблюдались
в летний период. Для взятия клада надо было знать определенный набор
молитв и заклинаний вроде: «Аминь. Рассыпься». По произнесении нужных
слов появившаяся фигура рассыпалась набором золотых монет. Однако за
жизнь, прожитую мной и моими предками трех известных до меня
поколений, ни перед кем появившиеся клады не рассыпались.
Записала от Мулиховы Александры Ивановны в г. Павлове
Зап. от В. С. Ложкина в р. п. Тоншаево и 1990 г. Н. В. Морохин и Д. Г. Павлов
Зап. от Татьяны Михайловны Сусло-вой (1909 г. р.) в д. Изъянка Воскресенского района в 1990 г. Н. В. Слепнева и О. Н. Ляпаева.
Зап. от Евгения Петровича Воронина (1957 г. р.) в с. Бол. Поле Воскресенского района в 1990г. Н. В. Морохин.