Доклад Нервная система 4 класс сообщение
Как устроено наше тело, кто управляет организмом? На такие вопросы можно ответить, что сам себе хозяин и все процессы контролируются самостоятельно. Нет, не все процессы происходят по одному только приказу, например, чтобы волосы росли быстрее, заставить сердце биться медленно или быстро. Это организм со сложной конструкцией и для его работы требуется сплоченность всех частей вашего тела. Вот за эту коллективную работу и отвечает нервная система.
Определение НС: Это часть организма, которая отвечает за весь процесс работы в одном целом. Главным центром управления будет человеческий мозг. Его помощником будет спинной мозг. Соединение работ мозговой деятельности, это и будет нервная система. От ЦНС отходит целая сеть нервных окончаний, похожие на паутину. Эти отростки проходят к каждому органу, мышце, клетке.
Что значит периферические нервы? Это восприятие предметов из внешней среды органом зрения. Увиденный объект, запоминает мозг, и передает по сигналу нервным окончанием, какое действие нужно сделать. Например, переходя улицу на увиденный красный цвет, мозг дает команду ногам прекратить движение. Сигналы от мозга и к нервам, несутся с огромной скоростью, этим самым быстрым сигналом называют рефлекс. Рефлексы работают с органами чувствительности, тем самым ощущается боль или присутствие опасности.
Безупречную коллективную работу НС осуществляют нейроны. Нейрон представляет собой клетку с множественными ветками. По этим веткам передается вся информация к головному мозгу. Каждый нейрон сообщается с соседним и передает сигнал по цепочке.
Головной мозг соединен со спинным мозгом и контролирует наши действия. Это может быть ощущения, движения, отвечает за эмоции, мысли, полностью руководит работой всех внутренних органов. Мозг состоит из 3‐х основных отделов.
Мозг работает непрерывно, поэтому ему всегда нужна подпитка. Весь мозг окутан кровеносными сосудами. Как раз они и поставляют мозгу пищу и кислород. Если долго находится в закрытом помещении, то заболит голова. Это сигнал мозга, что ему не хватает кислорода и нужно выйти на открытый воздух, подышать. Еще мозгу требуется отдых. Отдыхает мозг тогда, когда приходит сон.
Нервная система
Популярные темы сообщений
Джордж Гордон Байрон родился 22 января 1788 года в Лондоне на Холл-Стрит в очень бедной семье и носил при рождении титул Лорда. До рождения Байроны имели большое состояние, но его отец,
Во времена средневековья вся земля принадлежала феодалам или сеньорам. Поля и леса, холмы и овраги, реки и озера-всё это было в собственности у европейских феодалов. Примерно к девятому-десятому веку сложились феодальные вотчины и поместья-хозяйства,
С тех пор как образовалась планета на которой мы живем прошло очень много времени. Но общее число вод на ней, можно сказать осталось без изменения. Но поскольку вода все время совершает движение на земной поверхности
Нервная система человека – центр работы организма
Нервная система человека очень важна в обеспечении всех функций организма. Она отвечает за его связь с окружающей средой, за обмен информацией между органами и частями тела и их согласованную работу.
Строение ЦНС
Нервная система состоит из большого количества клеток – нейронов. Они имеют отростки и связаны ими между собой. Все вместе они похожи на паутину и называются нервами. Группы этих клеток, образующие спинной и головной мозг, называют центральной нервной системой (ЦНС).
Центральная нервная система человека
Головной мозг
Головной мозг – это самая важная часть организма и ЦНС. Здесь обрабатывается вся получаемая человеком информация. Его строение очень сложное. Он состоит из двух полушарий, которые отвечают за такие важные процессы, как:
Большие полушария делятся на правое и левое и имеют отделы:
Участки головного мозга
Каждая зона отвечает за определённые процессы в организме и выполняет свои функции. Например, лобные доли руководят поведением человека и сложным мышлением. Затылочный отдел отвечает за зрение, височный – за слух и обоняние.
Спинной мозг
Спинной мозг напоминает длинный шнур толщиной с мизинец. Он расположен внутри позвонков. Его основная функция – это передача информации по нервам от всего тела в головной мозг и обратно. Он выполняет роль промежуточного звена и очень важен для организма.
Спинной и головной мозг — главные органы нервной системы человека
Периферическая нервная система и передача информации
Нейроны находятся во всем теле человека и присоединяются ко всем мышцам, внутренним органам, коже и даже глазам. Эти связи называются периферической нервной системой. Именно она передает информацию в спинной и головной мозг и обратно к тканям, мышцам или органам. Информация поступает в виде сигналов – импульсов.
Движение импульса можно рассмотреть на простом примере. Когда человек дотрагивается до горячего, от кожи в мозг поступает сигнал. Там он определяется как опасность и к руке поступает ответное сообщение – «отдёрни её!». Это происходит очень быстро, меньше чем за секунду.
В периферическом отделе выделяется вегетативная нервная система. Она отвечает за передачу информации между внутренними органами. Благодаря ей они работают как один механизм.
Важность поддержания здоровья
Нервная система человека
Центральная нервная система
Нервная система объединяет все части организма в единое целое и тщательно контролирует его работу. Это очень похоже на локальную сеть, в котором все части организма соединены с мощным компьютером – центральной нервной системой (ЦНС), которая, в свою очередь, состоит из головного и спинного мозга.
Головной мозг – это важнейшая составляющая ЦНС и организма в целом. Именно благодаря этому органу человек способен обрабатывать полученную информацию и правильно реагировать на окружающую его действительность.
Рис. 1. Головной мозг.
Головной мозг состоит из двух полушарий, которые отвечают за очень важные процессы жизнедеятельности человека:
Каждое из двух полушарий головного мозга разделено на 4 отдела: лобный, теменной, затылочный и височный. За каждым отделом закреплены определенные функции. К примеру, лобные зоны отвечают за поведение человека и сложное мышление, а височные – за слух и обоняние.
Рис. 2. Спинной мозг.
Главная задача спинного мозга – передача полученной информации от нервов к головному мозгу и обратно. Он служит промежуточным звеном в выполнении важного процесса и без него человеческий организм не смог бы полноценно функционировать.
Периферическая нервная система
От центральной нервной системы отходит огромное количество мельчайших нервов или нейронов. Они соединяются с каждым органов, каждой мышцей в организме, и образуют периферическую нервную систему.
Организм человека оплетен такой густой паутиной нейронов, что, если бы соединить их в одну нить, то она выйдет в 4 раза длиннее расстояния от Земли до Луны.
Периферическая нервная система передает полученную извне информацию в спинной и головной мозг, а затем обратно к органам, мышцам или тканям. Вся информация поступает и передается в виде импульсов или сигналов. Например, когда человек дотрагивается до горячей поверхности, от кожи поступает тревожный сигнал в головной мозг о грозящей опасности. Он за доли секунды обрабатывает информацию и посылает ответный сигнал – немедленно одернуть руку. Все это действие происходит невероятно быстро.
Что мы узнали?
При изучении темы «Нервная система человека» по программе окружающего мира 4 класса мы узнали, каково строение нервной системы, из каких органов она состоит. Мы выяснили, насколько сложной является работа нервной системы, от которой полностью зависит функциональность всего организма.
Нервная система человека (окружающий мир, 4 класс)
Человеческий организм представляет собой сложный механизм, состоящий из множества деталей. Для слаженной и полноценной его работы необходимо, чтобы каждая деталь, то есть каждый орган, каждая клеточка, слаженно работала и взаимодействовала с остальными частями тела. Контроль над этим процессом осуществляет нервная система человека.
Центральная нервная система
Нервная система объединяет все части организма в единое целое и тщательно контролирует его работу. Это очень похоже на локальную сеть, в котором все части организма соединены с мощным компьютером – центральной нервной системой (ЦНС), которая, в свою очередь, состоит из головного и спинного мозга.
Головной мозг – это важнейшая составляющая ЦНС и организма в целом. Именно благодаря этому органу человек способен обрабатывать полученную информацию и правильно реагировать на окружающую его действительность.
Рис. 1. Головной мозг.
Головной мозг состоит из двух полушарий, которые отвечают за очень важные процессы жизнедеятельности человека:
Каждое из двух полушарий головного мозга разделено на 4 отдела: лобный, теменной, затылочный и височный. За каждым отделом закреплены определенные функции. К примеру, лобные зоны отвечают за поведение человека и сложное мышление, а височные – за слух и обоняние.
Рис. 2. Спинной мозг.
Главная задача спинного мозга – передача полученной информации от нервов к головному мозгу и обратно. Он служит промежуточным звеном в выполнении важного процесса и без него человеческий организм не смог бы полноценно функционировать.
Периферическая нервная система
От центральной нервной системы отходит огромное количество мельчайших нервов или нейронов. Они соединяются с каждым органов, каждой мышцей в организме, и образуют периферическую нервную систему.
Организм человека оплетен такой густой паутиной нейронов, что, если бы соединить их в одну нить, то она выйдет в 4 раза длиннее расстояния от Земли до Луны.
Периферическая нервная система передает полученную извне информацию в спинной и головной мозг, а затем обратно к органам, мышцам или тканям. Вся информация поступает и передается в виде импульсов или сигналов. Например, когда человек дотрагивается до горячей поверхности, от кожи поступает тревожный сигнал в головной мозг о грозящей опасности. Он за доли секунды обрабатывает информацию и посылает ответный сигнал – немедленно одернуть руку. Все это действие происходит невероятно быстро.
Что мы узнали?
При изучении темы «Нервная система человека» по программе окружающего мира 4 класса мы узнали, каково строение нервной системы, из каких органов она состоит. Мы выяснили, насколько сложной является работа нервной системы, от которой полностью зависит функциональность всего организма.
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ урок 33 4 кл.docx
Тема: Нервная система человека
Цель: формировать понятия особенностей строения и роли нервной системы для человека, выделить основные правила гигиены и поведения для сохранения здоровья.
Повторение изученного материала
Ответьте на вопросы:
Какие органы относятся к системе пищеварения?
С помощью каких органов мы дышим?
Почему артериальная кровь – яркая, алая, а венозная – темно-красного цвета?
Что обеспечивает наше движение?
Что управляет нашим организмом?
/Ответы обучающихся при фронтальном опросе. Последний вопрос использовать для подведения обучающихся к новой теме урока/
— Есть такая пословица: «Самый хороший друг и самый злейший враг – это наши нервы».
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? /Высказывания детей/
Изучение нового материала
Слайд 2 – Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия: осязания, обоняния, слуха, зрения, вкуса.
Слайд 3 – Благодаря головному мозгу мы можем двигаться, видеть, слышать, думать, говорить, сохранять в памяти все, что мы воспринимаем.
Слайд 4 – Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека.
Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы и нервные узлы)
ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ПОСТОЯННАЯ ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА
СЕРДЦЕ СОКРАЩАЕТСЯ И РАССЛАБЛЯЕТСЯ
ЧЕЛОВЕК РЕШАЕТ СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ
ЧЕЛОВЕК СОВЕРШАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
ЗА ВЗДОХОМ СЛЕДУЕТ ВЫДОХ
Слайд 6 – Головной и спинной мозг – «командиры нашего организма. Работая слаженно они обеспечивают жизнь нашего организма.
Слайды 7-9 – Головной мозг является «главным начальником» в нашем организме. Именно он регулирует работу всех органов чувств человека. Он состоит из огромного количества нервных клеток, каждая из которых решает свою задачу. /Работа со схемой/
Головной мозг защищен черепом и особыми оболочками.
В больших полушариях располагаются зоны, отвечающие за мышление и сознание, речь, слух, вкус, обоняние, осязание, основные движения.
Мозжечок отвечает за координацию движения.
Гипоталамус регулирует температуру тела, чувство голода, жажды, и другие функции.
Ствол мозга регулирует дыхание и сердцебиение.
Слайд 10 – Ребята, а как вы думаете, имеет ли значение масса мозга для умственного развития? /Ответы обучающихся/ На самом деле не имеет!
Анатоля Франса, писателя – 1017 г
С. Ковалевская, математик – 1385 г
Д. И. Менделеев, химик – 1571 г
И. П. Павлов, физиолог – 1653 г
Слабоумный мальчик 10 лет – 2069 г
Человек со средними способностями – 1375 г
Учёными выявлено, что мозг человека использует всего лишь 3-4% своих возможностей.
Мозг должен постоянно трудиться, получать знания, тогда он будет развиваться.
Слайд 12 – Мозг много трудится и ему требуется отдых. Если мы спим глубоким сном, не видя сны, то и наш мозг отдыхает. Интересно и то, что у наших мам, даже если они спят также глубоким сном, мозг оставляет активный «сторожевой пункт», который дает сигнал, если ребенок проснулся или начал плакать.
После нашего пробуждения все зоны мозга сразу же берутся за работу.
Слайд 13 – Спинной мозг находится внутри позвоночника, который защищает его.
Он выполняет важную работу – отвечает за разнообразные движения человека. Его можно назвать «информационной дорогой». Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 граммов!
Нервы напоминают нити, которые состоят из длинных тонких волокон, те, в свою очередь, состоят из нервных клеток, т.е. нейронов. У каждого нейрона есть отростки (нервные окончания).
В работе нервной системы участвуют 31 пара нервов от спинного мозга и 12 пар нервов, которые связаны с головным мозгом.
— Сегодня вы узнали много нового о нервной системе. Какой вывод мы можем сделать? Что главное в работе нервной системе?
Слайд 16 – Вывод: НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ ЧАСТИ ОРГАНИЗМА В ЦЕЛОЕ И РУКОВОДИТ ЕГО РАБОТОЙ.
Слайд 17 – Достаточно часто мы слышим: «Все болезни от нервов!» Можем ли мы уберечь нервную систему?
При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.
Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки, и физический труд на свежем воздухе.
Вред приносят вещества, содержащиеся в табаке и спиртных напитках.
Разрушает нервную систему и грубость в отношениях между людьми. Никогда не грубите, будьте вежливы и предупредительны. Пользуйтесь чаще волшебными словами: «спасибо» и «пожалуйста».
Необходимо регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.
Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться.
Читайте много хороших книг. Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много друзей, обычно знают больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе нет.
Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для мозга и нервной системы.
Слайд 19 – Берегите органы чувств и они помогут познавать окружающий вас удивительный мир! Растите здоровыми, красивыми и умными.
Закрепление изученного материала
Слайд 20 – А теперь проверим, насколько вы были внимательны.
Задание: Укажите верные высказывания.
1. Клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности? (ДА)
2. Чем больше мозг, тем умнее человек? (НЕТ)
3. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды? (ДА)
5. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим? (ДА)
6. Устают ли клетки мозга? (ДА)
7. Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом? (ДА)
Слайд 21 – Тест «Нервная система»
1.Что способствует попаданию информации в головной мозг:
2. Какую функцию выполняет головной мозг?
В) отвечает за рост волос
3. Сколько полушарий имеет головной мозг?
4. Какую функцию выполняет спинной мозг?
А) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом,
Б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств,
В) отвечает за речь.
5) Какую функцию выполняют нервы?
А) переносят к органам питательные вещества,
Б) защищают организм от вирусов,
В) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам.
После выполнения заданий проводится взаимопроверка.
— Кто из вас ответил на вопросы без ошибок? Вы получили отметку «5»
— У кого одна ошибка? Будьте внимательны. У вас отметка «4»
— У кого три неправильных ответа? Дома, как следует, повторите материал. Вы обязательно исправите свои отметки «3»
Подведение итогов урока.
— Молодцы, ребята, как вы хорошо потрудились на уроке? Не у всех всё получилось, но не нужно отчаиваться.
— Что вам было интересно на уроке?
— Что было непонятно?
— Какие чувства вы испытали, когда давали ответы на задания? (Волнение).
— То есть некоторые из вас нервничали. Нужно беречь нервную систему, укреплять её!
Одно из самых трудных дел –
Не делать сразу двадцать дел.
Иметь на всё свой час и время:
И на потеху – сладкий миг.
И долгий час на чтенье книг!
— Соблюдайте режим дня, и это поможет вам в вашей жизни!
— Спасибо за работу и всего вам доброго!
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ
ПО ТЕМЕ: НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Ученика(цы) 4 «___» класса _________________________________________________________
Задание 1. Укажите верные высказывания.
1. Клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности?
2. Чем больше мозг, тем умнее человек?
3. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?
5. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?
6. Устают ли клетки мозга?
7. Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?
Верно ________________ Неверно __________________
1.Что способствует попаданию информации в головной мозг:
2. Какую функцию выполняет головной мозг?
В) отвечает за рост волос
3. Сколько полушарий имеет головной мозг?
4. Какую функцию выполняет спинной мозг?
А) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом,
Б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств,
В) отвечает за речь.
5) Какую функцию выполняют нервы?
А) переносят к органам питательные вещества,
Б) защищают организм от вирусов,
В) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам.