Рассказ о несправедливости 4 класс орксэ

Сказки

Открытый урок по светской этике «Справедливость»

Матявина Елена Петровна
Открытый урок по светской этике «Справедливость»

Тема урока: «Справедливость»

Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному поведению по моральным правилам справедливого человека.

1. Довести до сознания ребенка мысли о том, кто такой справедливый человек, какими качествами он должен обладать, воспитание в детях чувства справедливости.

2.Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

3. Продолжить работу по воспитанию нравственности через анализ содержания художественных произведений. Развивать внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести. Научить детей думать и привить в них такие качества, как доброта и справедливость.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость)

(три ученика, работая вместе, составляют это слово на доске).

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость».

Послушайте пожалуйста русскую народную сказку “Лиса и рак”и ответьте на такой вопрос: как может быть сказка связана с темой нашего урока?

Начали перегоняться. Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом,рак отцепился и говорит:

— А я уже давно тебя жду.

— Кто же оказался победителем? Почему вы так считаете? – Ответы детей.

— Как можно оценить поступок рака? Почему? – Ответы детей.

Как же может быть эта сказка связана с темой нашего урока?

А Может ли “похожая ситуация” произойти в отношениях между людьми? – Да.

— Что же ещё мы узнаем на уроке?

– Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

2. Работа по учебнику с. 28 (читаем 1 и 2 абзац).

3. Работа по учебнику с. 28 (чтение 3 и 4 абзаца).

В тексте встретилось правило, которое перешло в поговорку. Зачитайте её.

Ребят, к нашему уроку я подготовила пословицы, но вот проблема, пока ехала, все части перепутались. Поможете мне собрать?

1. Как аукнется, так и откликнется.

2. Любишь кататься, люби и саночки возить.

3. Око за око, зуб за зуб.

4. Что посеешь, то и пожнешь.

Быть справедливым – это значит использовать свои права, не нарушая при этом прав других людей.

Каждый ученик имеет право на нормальные условия учебы и отдых на перемене. Несправедливо по отношению к одноклассникам, мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения.

— Было ли в вашей жизни так, что с вами поступали несправедливо?

(Дети приводят свои примеры)

Раз – подняться, потянутся.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

6. Работа по учебнику с. 28 (чтение 6 и 7 абзаца).

7. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Фантазеры»

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.

— Девяносто пять. А тебе?

— Почему же ты не умер?

— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

— Конечно, без головы. Зачем мне голова?

— Как же ты шёл без головы?

— Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

— Почему же ты теперь с головой?

— Вот так соврал!- рассмеялся Стасик

— Почему же ты теперь живой?

— Так он же меня потом выплюнул.

Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика,потом говорит:

— Вот врут-то! И вам не стыдно?

— Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!

— А ты думаешь, легко выдумывать! (Стасик)

— Ну, выдумай что-нибудь. (Мишутка)

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

— Сейчас! Дайте подумать.

— Ну, думай, думай! (Мишутка)

— Сейчас. Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

— Ничего. Как было, так и рассказал.

— Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

— А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья.Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал.Мама пришла: «Кто варенье съел?»Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

— Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Стасик.

— Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

— Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушёл. Стасик и Мишутка тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.

Читайте также:  Сказки сутеева для какого возраста

— Меня мама гулять не пускала.

— За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

— А вы разве не хотите сами?

Справедливо ли мама наказала Иринку?

• Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?

Вот мы с вами говорим, что справедливо, а что нет. А по каким признакам мы это определяем?

8. Работа по учебнику с. 28 6 и 7 абзацы

Таким образом, каким правилами мы должны пользоваться.

(Работа с текстом с. 29 (чтение последних двух абзацев).

Каждый человек считает, что он справедливый, его действия справедливы, требует от всех справедливости, и как правило самостоятельно определяет, справедливы или не справедливы другие.

Вот примеры справедливого отношения с точки зрения морали. На добрые слова следует отвечать благодарностью, а на добрые дела – услугой. За серьезную помощь (доброту) – платить добротой. Справедливо вознаграждать одноклассников за их хорошие поступки уважением и расположением (симпатией). Будет справедливо извиниться перед тем одноклассником, в отношении которого допустили несправедливость, нечаянно или умышленно. Быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.

Я думаю, что многие со мной согласятся, что каждый человек считает себя справедливым. А вот на сколько вы справедливы, мы сейчас узнаем. Я предлагаю вам пройти тестирование, из которого мы узнаем, на сколько мы справедливы.

О чем нужно помнить прежде, чем мы начнем отвечать на вопросы? (Мы отвечаем сами себе, поэтому нужно это делать честно)

Тест «Справедливый ли Я человек»

Засчитайте себе по одному баллу за ответ «ДА» на вопросы 1, 3, 4, 7 и

за ответ «НЕТ» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10.

1. Вам помогли заработать деньги. Готовы ли вы отдать часть из них тому, кто вам помог?

2. Вам сообщили, что ваш друг (подруга) нелестно отзывался о вас. Отразится ли такое сообщение на вашем отношении к другу (подруге?

3. Если ссорятся ваши родители, то пытаетесь ли вы их примирить?

4. Если учитель делает вам заслуженное замечание, то соглашаетесь ли вы с ним?

5. Если в вашем присутствии говорят то, о чем вы не согласны, то поддерживаете ли вы сказанное?

6. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

7. Если вы уверены в своей правоте, то выслушиваете ли вы того, кто с вами не согласен?

8. Стараетесь ли вы отплатить за нанесенную ранее обиду?

9. Подсмеиваетесь ли вы над кем-нибудь, чтобы развеселить окружающих?

10. Если вам приписывают чужие заслуги, то соглашаетесь ли вы с этим?

От 3 до 8 баллов. Ваша справедливость – дело случая. Для одних вы справедливы, а для других – не очень. Есть опасность стать «флюгером». Так называют людей, которые поворачиваются в ту сторону, в которую «дует ветер». Постарайтесь не делить людей на «своих» и «чужих». От этого проиграете, прежде всего,вы: люди, которые, возможно, нужны вам больше других, пройдут мимо.

Меньше 3 баллов. Вы весьма несправедливый человек. Многие окружающие вас люди уверены,что к вам обращаться со своими нуждами бесполезно: вы можете «присоветовать» не то, что нужно и полезно человеку, а то, что выгодно вам. А вам может быть выгодно все, что не выгодно другим. Будьте справедливы к людям, и они будут чаще поворачиваться к вам и вашим нуждам лицом.

Итог урока

Чем нужно руководствоваться, чтобы справедливо относится к людям? (ПРАВИЛАМИ)

Первый признак оценки справедливости (СОРАЗМЕРНОСТЬ)

Поступок должен быть оценен по (ЗАСЛУГАМ)

Моральное правило, регулирующее отношение между людьми (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)

Аристотель назвал справедливость совершенной (ДОБРОДЕТЕЛЬЮ)

За хороший поступок человек заслуживает награду, похвалу, уважение и (ПОЧЁТ)

Кто такой справедливый человек? Оцените свою работу на уроке.

Учащиеся высказывают свою точку зрения по поставленному вопросу. По классу пускаю предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» четко и лаконично излагает свою мысль. (Варианты ответов детей).

— Что нового узнали на уроке?

— Что больше всего запомнилось?

Качества, которые должны быть у каждого воспитателя. Какими же качествами должен обладать настоящий воспитатель, может быть это доброта и терпение, может быть строгость и непоколебимость. Какие.

«Все работы хороши!» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: Все работы хороши! (Беседа 1). Цель: Познакомить детей с многообразием профессий. Ход беседы: Воспитатель: Кем работает твоя мама,.

Источник

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ по теме»Справедливость»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ справедливость.docx

Тема урока: справедливость.

Цель урока: раскрыть смысл нравственных понятий « справедливость»,

-познакомить с ключевыми понятиями урока;

-формировать у учащихся ценностное отношение к понятию о справедливости;

-совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного рассказа;

-воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.Тема урока: «Справедливость»

Цель урока: Формирование представлений о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям.

Задачи: Развивать самостоятельное мышление, умение добывать информацию из дополнительных источников.

Повысить интерес к предмету.

Воспитывать моральные, нравственные и уважительные качества по отношению друг к другу.

Оборудование: Тексты русских народных сказок, учебники, презентация.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные термины и понятия: справедливость, поступок, моральные правила

1. Дома на лепестках ромашки вы записали, за какие дела отвечаете только вы.

Давайте поговорим об этом.

Всегда ли без подсказки вы их выполняете?

-Молодцы. Хорошо рассказали.

-А как вы думаете, что труднее:

Читайте также:  Рассказы современных писателей для детей 8 лет

красиво говорить или поступать красиво?Орг момент

(На Доске : Быть человеком …)

1-й ученик. Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?

2-й ученик. Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать все, что захочет.

3-й ученик. Нет, мне кажется, что главное для человека — быть умным. Умный человек сумеет избежать неприятностей, все точно рассчитает.

4-й ученик. Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.

5-й ученик. Я считаю, что главное в жизни — быть Человеком.

1-й ученик. Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Что – то я не понимаю?

2-й ученик А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни быть, чтоб званье Человека заслужить? Мини-инсценировка рассказа

У В.Сухомлинского есть рассказ «Семь дочерей».

Учитель читает слова автора

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

-Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочь.

-Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды,- проговорила вторая.

-Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.

-О чём этот рассказ?

-Как вы думаете, что труднее: красиво говорить или поступать красиво?

Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек. И мы с вами на наших уроках и в разных жизненных ситуациях пытаемся в этом разобраться.

— Попробуйте уловить в данном стихотворении строки, которые помогут нам ответить на этот вопрос

О, если ты покоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг.

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назовешь.

… И если можешь быть в толпе собою,

При короле с народом связь хранить

И, уважая мнение любое,

Главы перед молвою не клонить,

И если будешь мерить расстоянье

Земля – твое, мой мальчик, достоянье!

И более того, ты – человек!

— Что такое моральный долг человека? (Это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм)

— Какие моральные обязанности есть у человека? (исполнять установленные в обществе моральные нормы, уважать других людей и их права, бескорыстная помощь другим людям, сдержать слово, давая обещание что-то сделать, благодарность и др.

— Из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки » назовите поступки, которые можно считать выполнением морального долга?

— Сегодня мы продолжим тему морали, будем говорить об отношениях между людьми.

У вас на парте лежат карточки с буквами, составьте слово и вы узнаете тему нашего урока. (Справедливость)

— И сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека.

а)Как вы понимаете что такое справедливость?

б)От какого слова произошло это понятие?

— На доске записаны пословицы.

Прочтите их и объясните.

а)»Быть добрым очень легко, быть справедливым вот, что трудно» (В.Гюго)»

б)»Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней («Ж.Ж.Руссо)

Прочитайте цитаты великих людей, записанные на доске.

«Справедливость без мудрости значит очень много, мудрость без справедливости не значит ничего.» Цицерон

«Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.» Менандер

«Первая награда справедливости- это сознание, что справедливо поступили.»

-Выберите и запишите понравившуюся цитату.

-Подчеркните ключевое слово.

— Что вы думаете по поводу высказывания этих великих людей?

5. Работа с учебником

— Откройте учебник на стр.28 Найдите определения и выпишите его в тетрадь.

— В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).

— А что значит быть справедливым?

— Вспомните и расскажите случаи из жизни когда с вами или вашими знакомыми поступили справедливо (несправедливо) объясните почему?

-Прочитайте статью в учебнике С.28-29.

-На сколько частей можно разделить текст?

— Поработайте с текстом и составьте план статьи.

Заслушиваются ответы учащихся. После редактирования план записывается на доске.

1.Что такое справедливость?

2.Почему представления о справедливости разные?

3.Каковы основные признаки, по которым можно судить о справедливости?

4.Какими моральными правилами нужно руководствоваться?

5.Что такое несправедливость?

— Перечитайте статью еще раз и выпишите ключевые слова к теме.

— Что в статье показалось самым важным?

-Получили ли вы ответ на поставленные вопросы?

— Как вы поняли, что такое справедливость?

-Назовите признаки, по которым можно судить о справедливости.

-Согласны ли вы с этими моральными правилами? Почему?

Самостоятельная работа в группах.

Определите, можно ли финал сказки назвать справедливым. Почему?

1группа: сказка «Морозко»

2группа: «Цветик – семицветик»

3группа: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Интерактивные модели. Работа с электронным приложением.

— Прочитайте пословицу. Рассмотрите к ней вкладку.

Почему на иллюстрации к пословице изображена именно такая ситуация? Обсудите в паре.

Разгадывание интерактивного кроссворда

Противоположность справедливости (НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ)

Чем нужно руководствоваться, чтобы справедливо относится к людям? (ПРАВИЛАМИ)

Первый признак оценки справедливости (СОРАЗМЕРНОСТЬ)

Читайте также:  Рассказа по картинке составленного ребенком дошкольного возраста

Поступок должен быть оценен по (ЗАСЛУГАМ)

Моральное правило, регулирующее отношение между людьми (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)

Аристотель назвал справедливость совершенной (ДОБРОДЕТЕЛЬЮ)

За хороший поступок человек заслуживает награду, похвалу, уважение и (ПОЧЁТ)

1.Одно слово: поступок

регулирует, заслуживает, наказан

4.Краткое предложение: Задумываться над своими поступками

5. Одно слово(ассоциация): правило

6. Работа в группах. Анализ ситуаций

Каждая группа должна подумать и написать, справедливо ли поступили родители в следую¬щих ситуациях:

• Мама не разрешила сыну идти на тренировку, потому что он не выучил уроки;

• Мама отругала детей за обман, а папа пожалел их и уго¬стил конфетами;

• Старший ребенок в семье подрался с младшим, и родители наказали старшего;

8. Прослушивание сказки «Лиса и журавль»

Определите, можно ли финал сказки считать справедливым? Почему?

— Когда вы смотрите на других людей, что в первую очередь броса¬ется вам в глаза: их хорошие или плохие качества?

— В какой профессии справедливость самое необходимое каче¬ство?

Жил-был когда-то мудрый судья, наводивший страх на всех воров и преступников. Дело в том, что судья обладал такими очками, при помощи которых он мог видеть насквозь всех людей. Как бы искусно ни врал обвиняемый, как бы ни старался он извернуться — стоило только судье взглянуть на него сквозь свои очки, чтобы узнать: стоит ли перед ним виновный или невинный. И когда он после того своим властным голосом говорил обвиняемому: «Полно притворяться, я знаю, что ты сделал, вижу, как терзает тебя совесть», преступник тотчас же падал духом и признавался в своей вине. Судья отправлял его после этого в тюрьму, чтоб он мог на досуге подумать о своих делах.

Откуда взялись такие удивительные очки — оставалось для всех тайной. Известно было только то, что очки принадлежали еще отцу, дедушке и прадеду судьи, которые также были судьями в том же городе. Рассказывали, что лет двести тому назад очки были подарены тогдашнему судье добрыми карликами, чтобы помочь ему открыть вора, выкравшего лучшие драгоценности из их сокровищницы в недрах земли.

Для воров не было ничего страшнее очков судьи, с их большими круглыми стеклами в черной роговой оправе. И вот однажды они собрались и стали совещаться о том, как им отделаться от очков. И они выкрали эти очки у судьи. Каждому из них пришла в голову мысль самому надеть чудесные очки, и в ту же минуту всё, что их окружает они увидели другими глазами. С помощью очков каждый увидел насквозь всех своих приятелей. Увидели, что все они друг другу завидуют. Первый увидел, что один даже задумал похитить у него десять талеров; он прочел в их сердцах, что все они лжецы и негодяи, что на совести у некоторых немало пролитой крови. И каждого охватил ужас перед прежними друзьями. В своих родных и близких увидели боль, страх, сочувствие, надежду и любовь. Больше они не друзья, все пошли по своей дороге, вернулись в семьи, не совершая плохих поступков, всегда оставаясь честными и трудолюбивыми и счастливо прожили с еще многие годы.

— Волшебные очки помогли ворам посмотреть на себя другими глазами. Были ли в вашей жизни случаи, когда что-либо помогло вам посмотреть на себя по-другому?

— Как вы думаете, с волшебными очками справедливости жить легче или труднее?

— Как вы думаете, смог бы судья работать без своих волшебных очков?

10. Игра «Очки справедливости»

Дети встают в круг. Один из них надевает очки и рассказывает о каком-либо справедливом поступке своего соседа по кругу. Затем очки надевает следующий по кругу, и игра продолжается. Перед началом игры попросите детей вспомнить все хорошее о своих одноклассниках. Если ребенок не может рассказать о справедливом поступке своего товарища, педагог и другие дети помогают ему. В конце игры очки справедливости может надеть педагог и, в свою очередь, сказать о каждом ребенке что-то хорошее и справедливое

11. Справедливая война М. Скребцова

У меня есть друг Антон,

Справедливый парень он.

Как-то раз он объявил:

«Я войну начать решил

С хулиганами двора,

Наказать их всех пора,

Кто со мною — собирайтесь

И скорей вооружайтесь!»

Я Антона поддержал,

Под его знамена встал,

Мне врага ничуть не жалко. —

Вас отшлепать всех пора!

Ишь, устроили войну,

Дед мой крикнул из окна,

И закончилась война. —

Честь двора я защищал,

Дома деду я сказал.

— Смысла в вашей нет войне, —

Дедушка ответил мне.

Тот, кто драку выбирает

Справедливым не бывает!

• Как вы думаете, может ли драка быть справедливой?

• Как можно отстоять справедливость без драки?

• Были ли в вашей жизни случаи, когда вас кто-то обижал, и вы от¬вечали ему тем же? Как вы считаете, это справедливо или нет?

• Считаете ли вы себя справедливым человеком, и почему?

• Кто самый справедливый из ваших друзей, и почему?

— Так какими качествами должен обладать справедливый человек?

Оценивать, наказывать, награждать.

Уметь признавать правоту других!

Не лжёт, испытывает, обогащает

С нею ты в безопасности

— Продолжите мысль. Быть человеком…….

(«Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек»

Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. Объясните, почему вы так считаете.

4.Сухомлинский В.А. Семь дочерей. Хрестоматия по этике.-М.:Педагогика, 1990

Источник

Познавательное и интересное