Рассказ о низших божествах сатиры и нимфы

Сказки

Сатиры

В греческой мифологии сатиры были рогатыми божествами дикой природы, следовавшие за богами Паном, Дионисом и Бахусом. У них были тело, руки и половые органы мужчины, а также раскосые глаза, приплюснутые носы, заостренные уши, ноги с раздвоенными копытами, маленькие рожки и хвост козла. Их тела были в основном покрыты жесткой курчавой шерстью, их лица с плоским или вздернутым носом и низким лбом скорее напоминали обезьяньи, чем человеческие. Им нравилась музыка, танцы, смертные женщины, лесные нимфы и вино. Считалось, что они сохраняли свой вид, насилуя лесных нимф. Водяным нимфам эта опасность не угрожала, так как сатиры боялись воды. Они были очень злостными шутниками, разгоняли стада овец и пугали одиноких путников, а также получали удовольствие от пьяного вандализма, который часто приписывали людям.

Гесиод писал, что сатиры в основном были ленивыми, бесполезными существами, которым нравилось делать лишь то, что доставляет им удовольствие. Некоторые мифы утверждают, что сатиры были братьями лесных нимф и куретов[25]. Древнегреческий поэт Нонн писал, что сатиры были родственниками кентавров.

Сатиры чаще всего обитали в чащах лесов, где им нравилось танцевать под музыку своих флейт, называемых сиринксами. Их особый танец был известен под названием «сикиннис», а чтобы его исполнять, требовалась резвость коз.

Как и бог Дионис, образ сатиров был связан с короной из плюща, тирсосом (жезлом), виноградом, рогом изобилия и змеями. В своем подземном аспекте Дионис был известен как Меланайгис (имя, которое связано с тем, что он носил черную козью шкуру) и трубил в рог-трубу. Этой ипостаси Диониса поклонялись во время старейшего афинского религиозного празднества Апатурия («Пир всеобщего родства»). Менады, смертные женщины, принимавшие участие в оргиях, посвященных Дионису, добровольно отдавались сатирам.

В римской мифологии сатиров иногда изображали с козьими ногами, в остальных случаях это были юноши, сопровождавшие Бахуса. В человеческом облике у них были заостренные уши и маленькие рожки на головах, они были одеты в шкуру пантеры, а в руках держали флейты. Римских сатиров считали более добрыми и менее агрессивными в навязывании своих сексуальных желаний женщинам.

Римские силени по темпераменту напоминали сатиров, но внешне отличались — это были юноши с конскими ушами и хвостами. (См. главу 5.)

Письменные свидетельства того, как людям удавалось увидеть сатиров, — большая редкость. Святой Иероним писал о том, что одного сатира поймали живым во времена правления императора Константина.

Он выглядел как человек, но у него были козьи рога и ноги. Его выставляли на обозрение людей, пока он не умер; затем существо поместили в соль, чтобы лучше сохранился, и доставили императору Константину, чтобы у него было свидетельство существования сатиров[26].

Средневековый писатель Андрованд утверждал, что много сатиров обитало в Ирландии.

Психологические характеристики: человек, чье существование заключается в вечеринках, веселье, сексуальных связях и алкоголе. Тот, кто будет навязывать свои сексуальные ухаживания другому. К этой категории относятся насильники, а также те, кто преследует детей и подростков.

Магические свойства: музыка, танцы, занятия любовью. Укрощение похотливых и необузданных эмоций. Помогает научиться, как обращаться с неприятными, помешанными на сексе людьми. Вызывая сатиров, исключите употребление наркотиков, алкоголя и других стимулирующих веществ.

Читайте также

6. Сатиры и фавны

6. Сатиры и фавны Несмотря на то, что многие не видят разницы между фавнами и сатирами, темперамент представителей этих двух видов существ и легенды о них имеют огромные отличия. Сатиры, даже более чем кентавры, символизируют преобладание сексуального желания человека

Сатиры

Сатиры (греч.) — низшие лесные божества, демоны плодородия, составляющие свиту Диониса. С. изображали покрытыми шерстью полулюдьми-полукозлами с заостренными ушами, конскими или козлиными копытами и хвостом, с растрепанными волосами и коротким вздернутым носом. С.

Источник

Сатиры — рогатые и козлоногие персонажи греческой мифологии (8 фото)

Сатиры — существа из греческих мифов, неизменные спутники дриад. Представляют собой группу лесных божеств, демонов плодородия, всегда жизнерадостных, полных сил. Эти козлоногие создания в великом множестве населяли греческие острова.

Сатиры — что они собой представляют

Сатиры представляют собой существ териоморфных и миксантропичных. На их телах произрастает густая шерсть, у них длинные крепкие и жесткие волосы. На лицах растут козлиные бородки, а на ногах — копыта, как у коз или лошадей, хвосты тоже либо козьи, либо лошадиные. Лоб могут украшать рожки, а вместо человеческих ушей имеются лошадиные.

Фаллос — символ их плодородного мужского начала. Типичный представитель данного рода похотлив, влюбчив, задирист, крайне нагл и прилипчив. Нимфам и менадам нет от них спасу: обязательно найдется такой сатир, что погонится за девами, желая ими овладеть.

Сатиры страдают ленью и распутством, проводят дни за пьянством и погонях за нимфами с целью овладеть ими. Их происхождение описал Гесиод, им же он приписывал первое изготовление вина. Сатиры были поклонниками алкоголя, а также отличались неумеренным сексуальным аппетитом. Они входили в свиту Диониса, Вакха — веселились, пели, а в безумии разрывали людей на части.

Рационалистическая теория полагает, что первоначально за сатиров греки принимали варваров, обитателей гор. Варвары избегали мытья — от того-то и пошло поверье о том, что они покрыты козьим мехом. Вполне вероятно, что за волшебных лесных существ с необузданным нравом греки принимали именно их.

Сатиры — воплощение дикости, их животные качества берут верх над всеми остальными. Они не задумываются о морали, табу и запретов для них нет. Как природные духи и полузвери, сатиры также отличались невероятной выносливостью — любой человек, не будь он полубогом, проиграл бы сатиру в бою и на пиру.

Сатиры также увлекаются игрой на флейте. Флейта — двусмысленный символ, она всегда была основным их атрибутом. Другие атрибуты — это тис, свирель, мехи с вином и глиняные сосуды. Сатиры — частые гости на полотнах таких художников, как, например, Адольф Вильям Бугро. Нередко в их компании были изображены и человеческие девы — общеизвестная слабость лесных созданий.

Привычки, повадки, особенности сатиров

Греки и римляне описывали их как довольно трусливых, проказливых сластолюбцев, охочих до женщин и вина. Комплексами сатиры не страдают — они вовсе не знают этого слова. У них бурная фантазия и много идей, но человеческих чувств вроде стыда им не понять.

Сатиров привлекают сборища людей праздных, предающихся безделью. Вдвойне хорошо, если поблизости есть пивной или винный погреб: тогда хорошего веселья не миновать! Во все века появление сатиров означало, что грядет бурный праздник. Козлоногие, козлорогие, покрытые густой шерстью, бородатые, с блеющими голосами, они приносили с собой неистовое веселье и желание плясать до упаду.

По окрасу эти существа бывают разными — даже рыжими или ярко-красными. И волосами может быть покрыто не всё тело, а только копыта. Или наоборот: шерстью сатир может зарасти по самый лоб. Существуют расхождения и относительно копыт: в одних источника указано, что те являются парными, как у всякого домашнего скота, а в других — вместо двух ороговевших образований у них имеется три.

Женщины-сатиры не упоминаются ни в одной легенде, а потому человеческие девы и лесные нимфы представляют для них особый интерес. На празднествах они стараются держаться близ женщин, играть на флейтах, веселить народ. Несмотря на свою падкость до женщин, сатиры не насильники. Не прямые, во всяком случае: получив отказ, они стараются споить деву, чтобы она переменила свое решение. Ну а если дева лишится сознания от выпитого, сатир не преминет воспользоваться шансом. Такова их природа.

Бог Пан — главный среди сатиров

Главным над сатирами был бог Пан, покровитель охотников, пастухов, лесной чащи. Сначала он был самостоятельным божеством, но позже вошел в свиту Диониса. Рождение Пана произошло в Аркадии. Матерью его была нимфа Дриопа, а отцом — Гермес. Ряд мифов приписывает материнство Ойнеде, а отцовство — Зевсу.

В любом случае, стоило великому Пану родиться, его мать увидела сына и ужаснулась: он оказался козлоногим, рогатым, длиннобородым. Можно представить, каково было прекрасной нимфе породить такое существо. Дриопа (или Ойнеда, что зависит от версии мифа) бежала от своего позора. Отец был рад такому сыну. Он отнес его на гору Олимп, чтобы показать другим богам. Все небожители были рады рождению Пана, они же и наградили его таким именем.

Пан не стал жить с ними на горе бессмертных. Он предпочел удалиться на землю, под сень лесов, к подножью гор. Он играл на сладкозвучной свирели, пас тучные стада скота. Нимфы полюбили Пана и его игру. Стоило Пану начать играть, как толпами спешили они к нему, водили хороводы, танцевали пока пела свирель. Веселье Пана шумное, далеко разносятся музыка и смех. Сатиры и нимфы развлекаются со своим покровителем. А стоит дневной жаре усилиться, как Пан уходит в чащу или грот, чтобы отдохнуть.

Как и все небожители, Пан опасен — может неожиданно появиться, испугав беспечного путника. Может навести панический страх, такой, что человек ничего не понимает и лишь бежит прочь, не замечая ничего вокруг. По легендам, целым войскам доводилось испытать на себе проклятье Пана. Греки считали, что такой страх овладел персами в битве под Марафоном.

Гневить бессмертного опасно, ведь бог-сатир вспыльчив. Но он отходчив, а в хорошем настроении добродушен, может щедро одарить. Особенно благосклонен к пастухам. Он защищает их стада от диких зверей, болезней и голода.

Греки считали, что именно Пан изобрел свирель. По легенде, он воспылал страстью к прекрасной нимфе Сиринге. Но нимфа испугалась бога, попыталась от него убежать. Путь ей пересекла река, и Сиринга упросила речного бога обратить ее в тростник. Пан взял тот тростник и вырезал из него первую свирель, назвав сирингой. Полюбил Пан и другую нимфу — Эхо. От неё родилась дочка Ямба, любительница непристойных шуток. Он её имени пошло название стихотворного размера. Римские Фавн и Сильван — это аналоги греческого Пана, бога-сатира.

Читайте также:  Сказки русские народные приметы

Миф о сотворении винограда

По греческим легендам, вино было подарено людям богами. У Диониса был друг — сатир по имени Ампелос. После его смерти Дионис был очень печален. Он обратился к своему отцу Зевсу с просьбой вернуть друга к жизни. Зевс откликнулся на его просьбу, превратив мертвого сатира в первую лозу винограда, чьи плоды по вкусу напоминали нектар. Дионису так понравился вкус плодов и напитка, изготовляемого из них, что с той поры бог редко обходился без вина, поминая усопшего друга.

Сатиры из свиты Диониса отжимают виноград

У этой легенды существует иная версия. Если верить ей, Дионис подарил виноградную гроздь своему другу — сатиру Ампелосу. Бог предложил сатиру самому взять подарок, который находился на тонкой ветке высокого вяза. Ампелос не смог добраться до виноградной грозди, упал и разбился насмерть.

Опечаленный смертью друга Дионис превратил его тело в гибкую лиану, на которой рос виноград. Так появилась традиция виноделия в античном мире. Имя сатира же увековечено в названиях наук ампелологии и ампелографии.

Сатиры и христианство

С приходом христианской веры на греческую землю сатиры потеряли свою функцию веселых божеств плодородия. Христианство часто связывало облик Дьявола, Люцифера с человеком-козлом. В Средние века сатиры, чей образ полностью противоречил концепции христианской морали, стали чертями, мучившими грешные души в аду.

Античные творцы показывали сатиров как юношей и мужчин с козьими копытами, в венках, со свирелями. Сатиры собирали виноград и делали из него вино, призывали весну и лето, воплощали расцвет природы, её буйную плодоносящую силу. Христианские миссионеры исказили этот образ, сделав из сатиров чертей, от которых воняет серой, шерсть пропитана смолой, а в руках острые вилы.

Вполне вероятно, что появлением в христианском фольклоре черти и бесы обязаны именно прообразом сатиров из греческой мифологии. Они воплощают собой все то, что христианство считает греховным. Нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства полулюди-полукозлы превратились в чертей, бесов и демонов.

Сатиры как наставники героев и враги дриад

Самым известным наставником из рода сатиров является Филакрет, обучавший воинским премудростям знаменитого Геркулеса. Такую известность в двадцать первом веке он приобрел из-за одноименного диснеевского мультфильма. Несмотря на сильные расхождения с оригинальной легендой о Геркулесе, создатели мультфильма отлично передали характер сатира, да и всех сатиров заодно. Это племя всегда готово и к бою, и к любви.

Кадр из мультфильма

С другой стороны, сатирам приписывается привычка строить козни против смертных и против природы заодно. Они с удовольствием обманывают и толкают людей на неверный путь, подначивают сделать какую-нибудь мерзость, от которой станет тошно даже богам на Олимпе. Причиной эту вовсе не изначальное зло, которого в природе сатиров нет — а попросту привычка делать дурное, развлекаясь.

Так и повелось, что на пирах сатиров привечают как дорогих гостей, а вне празднеств они становятся жестокими и беспринципными врагами людей. И природы заодно. Хоть они и обитают в дикой природе, но не имеют с ней единства. Не любят их ни звери, ни духи природы. Нет у них своего дома, оттого что все живое видит в них злокозненных противников, с которыми надо держать ухо в остро, а люди нуждаются в них лишь как в собутыльниках. Остается сатирам лишь странствие в поисках дома, вино, песни и веселье.

В целом, сатиры — существа переменчивые, гонимые с места на место. Общей их чертой остается пристрастие к вину, музыке и веселью. И, разумеется, тяга к женщинам.

Источник

Картины (живопись) : Сатир и нимфа.

Эллины — неутомимые путешественники, авантюристы, морские разбойники и торговцы — обладали неиссякаемой фантазией. Они заселили невысокую, два с половиной километра, гору Олимп бессмертными и прекрасными внешне, но коварными по существу богами, которые всегда радовались, если у людей случались неприятности. Эллины окружили своих недобрых богов свитами из прекрасных девушек — нимф — и страшноватых сатиров — наполовину людей, наполовину животных. Сатиры и нимфы жили не на безоблачных небесных далях с высшими богами, а на земле.

Нимфы и сатиры — боги чего?

Фантазия древних греков не знала предела, и когда во времена Ренессанса просвещенные европейцы узнали мифы и предания эллинов, то античные боги, сатиры и нимфы послужили неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, художников и музыкантов. Они узнали, что духами гор были нимфы ореады, лесов и деревьев – дриады, источников – наяды. В лугах и долинах жили лимнады и напеи, а в морях и океанах – нереиды и океаниды. О многих из них греками сложены интересные легенды, но об этом – ниже. Питер Пауль Рубенс создал замечательный портрет двух фавнов.

Их внешность – курчавые нечесаные спутанные волосы с венком из виноградных листьев и рожками, приплюснутый, красный от пьянства нос и в мощных ручищах — гроздь винограда, из которого делается вино, – полностью соответствует описаниям греков. Не видно только хвоста. Сатиры не имели конкретных мест обитания: на своих козлиных ножках вечно похотливые, часто пьяные, они скакали везде, преследуя нимф, пока их не призывал на службу бог Дионис или бог Пан. Это описание должно дать ответ на вопрос: «Низшие божества, сатиры и нимфы, боги чего?» Это духи, заселившие, по мнению греков, всю окружающую их природу. Сатиры часто преследовали нимф, имея самые низменные побуждения, но прекрасные девушки убегали от них.

Легенды о нимфах

Сатиры и нимфы в мифах далеко не всегда соседствовали. История нимфы Дафны рассказывает, как над прекрасным Фебом посмеялся Эрот, пустив в него стрелу, вызывающую любовь, а в нимфу Дафну – убивающую. Так само совершенство, Феб, увидев Дафну, стал ее преследовать, умоляя о любви. Но дочь речного бога Пенея, стремительно убегая от преследования и чувствуя, что ее оставляют силы, взмолилась своему отцу. Она просила его помочь ей спастись и отнять у нее земной облик. И сразу же ее стройный стан стал покрываться корой, поднятые в мольбе руки превратились в ветви и на них зашелестела листва. Девушка превратилась в лавровое дерево. С грустью стоял рядом с лавром Феб. Он попросил у него ветвей, чтобы сделать себе венок, и дерево зашелестело листвой и в знак согласия склонило крону к Аполлону. Нимфы, выглядывающие из ветвей деревьев, составляли свиту сестры Феба, охотницы Артемиды.


И какое при этом стояло веселье – смех девушек, лай собак. А когда Артемида уставала на охоте, то тогда все вместе водили хороводы под звуки кифары Феба.

За сбором винограда

Иногда нимфы и сатиры мирно встречаются и собирают вместе плоды, которые им дает земля.


На картине Рубенса изображен именно такой момент. На первом плане стоит мощный сатир, который держит плетеную корзину, наполненную гроздьями зеленого и черного винограда и другими плодами. За его спиной стоит очаровательная нимфа, которая ему помогала. Это время – время полной гармонии в природе.

Описание и отзывы

На картине изображена группа нимф, которые, купаясь обнажёнными в уединённом водоёме, обнаружили подглядывающего за ними сладострастного сатира. Окружив его со всех сторон, они тащат упирающегося своими копытами сатира в воду[2]. Перед тем как соединить все фигуры в цельную и ритмическую композицию, Бугро сделал ряд набросков[11].

Признавая высокое качество академического стиля Бугро, после появления картины критики о нимф. Один из критиков писал[2], что они

… прелестны, стройны и элегантны, словно парижские дамы высшего света… Я бы сказал, что они слишком прелестны. Кажется, что они только что вышли из салона красоты, и атла́сная нежность их кожи могла была быть достигнута только благодаря регулярному купанию в миндальном молоке.
Оригинальный текст (англ.)

very pretty, slim and elegant like high-life Parisian women…I would gladly say that they are too pretty. They have clearly just walked out of the beauty parlor, and the satin quality of their skin could only have been obtained by a long series of baths in almond milk.

Дионис и Пан

Среди свиты таинственного, насмешливого и грозного бога Диониса можно встретить не только сатиров, но и бога Пана. Его отцом был Гермес, а матерью — нимфа Дриопа. Когда Пан родился, мать, бросив на ребенка всего лишь один взгляд, в ужасе убежала. О кошмар! Малыш имел бороду, козлиные ноги и рога. Но Гермес обрадовался своему ребенку и отнес его показать олимпийцам. Те все только весело посмеялись. Пан спустился на землю и стал на ней жить. Тенистые рощи и горы стали его прибежищем. В них Пан пасет стада и играет на свирели. К нему собираются нимфы и водят вокруг него хороводы. Звуки его свирели нежны и полны грусти. Ведь Пан был влюблен в чудесную нимфу Сирингу, которая, чтобы не ответить на его любовь, превратилась на берегах реки в тростник. Опечаленный Пан из тростинки сделал себе свирель-сирингу и с тех пор с ней не расстается.

Мифическое существо Сатир

Мифическое существо Сатир

Согласно мифам и легендам, сатиры — спутники и последователи богов природы Сильвана, Фавна, Пана, Диониса (Вакха). Символизируют мужской дух неукрощенной природы, распущенность и похоть. У них человеческие головы с рогами и козлиной бородкой, человеческие руки, а от талии и ниже — тело козла. Часто их изображают с венком Диониса на голове и его жезлом-тирсом в руках. Другие атрибуты сатиров: кисти винограда, корзины с фруктами, кувшины с вином, рог изобилия и змея. Их женскими соответствиями на вакханалиях являются менады.

В более широком смысле сатир символизирует двойственность человеческой натуры, состоящей из эмоций и разума.

Первые упоминания о сатирах – лесных существах, полулюдях-полукозлах, относятся к VIII столетию до н. э. Мифы о них связаны с культом Диониса, бога виноделия и веселья, которого римляне называли Вакхом (Бахусом). В греческих и римских легендах сатиры и их двойники – фавны, сильваны, силены, паны – выступали чаще всего как проказники, шуты, трусишки, пьяницы, сластолюбцы, обманщики и развратники. В христианской традиции их стали ассоциировать с дьяволом. Контрастность качеств, приписываемых сатиру, сделала его одним из самых популярных образов литературы и искусства на протяжении всей мировой истории. Даже в нашем столетии он остается одновременно символом невинности и простодушия и зла.

Хотя в современном понимании между сатирами, фавнами и панами практически ставится знак равенства, стоит уточнить, какие различия между ними видели древние греки и римляне. У греков сатиры – мужские духи лесов и гор в пантеоне Диониса – были существами с «приплюснутыми носами, лохматыми волосами, козлиными ушами и короткими хвостами». В римской мифологии появились и сатиры-женщины. Наиболее близким сатиру можно назвать Пана – лохматого и бородатого бога полей и лесов с козлиными рогами и копытами, который также служит Дионису.

В каждой из древнегреческих провинций существовал свой собственный Пан. Фессалийского Пана называли Аристеем, и он считался покровителем животноводства и земледелия. В Малой Азии Пан был богом плодородия по имени Приап, которого изображали с огромным эрегированным фаллосом. В греческих и римских садах нередко устанавливали «гермы» – четырехгранные колонны с фигурами бога плодородия, называвшиеся так в честь Пана – Гермеса.

Один из сыновей Пана, Силений, согласно некоторым легендам, был учителем Диониса. Именно он помог Дионису впервые изготовить вино. Силения, самого старого среди сатиров, обычно изображали как толстого, пьяного старика с отвисшим животом и лысой головой, все тело которого было покрыто волосами. Потомки Силения – силены считались божествами ручьев и рек. Самый известный из силенов – Марсий. Главным отличием силенов от сатиров был конский хвост.

Римляне идентифицировали Пана с богом плодородия Фавном, имя которого происходит от слова «фари» – «рассказчик». Фавн мог предсказывать будущее по своим снам. Его потомки-фавны – шаловливые существа обоих полов, которые вызывали ночные кошмары. Другим римским божеством, которого можно связать с Паном, был Сильван – дух лесов и садов. Он также оставил после себя потомство обоих полов – сильванов.

Отличить всех этих многочисленных богов и духов друг от друга довольно трудно. Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес (1899-1986) считает, что речь идет об одном и том же типе существ, которых в Древней Греции называли сатирами, а в Древнем Риме – панами, фавнами и сильванами; сатиры имели козлиные ноги и человеческое тело выше поясницы. «Сатиры были покрыты густой шерстью, у них были тонкие рога, острые уши, быстрые глаза и кривые носы». Далее в этой статье мы будем именовать всех существ этого рода сатирами, за исключением тех случаев, когда между ними будет необходимо провести различие.

Греческий поэт Гесиод (VIII век до н. э.) пишет о том, что сатиры, нимфы и куреты произошли от дочерей Гекатера. Сатиры, по его мнению, – бесполезные, непригодные к работе существа. В то время как Гесиод не уделяет внимания описанию сатиров, «Гимн Пану», приписываемый анонимному ученику Гомера, содержит яркое описание этого бога: «С козлиными ногами, двумя рогами, идет он по зеленому лесу, среди деревьев, вместе с нимфами… Пан – светловолосый бог природы».

В пьесе Эсхила «Эдонианы» Диониса-ребенка воспитывает Силен – отец сатиров. Эта комедия отражает рост значения культа Диониса в Греции. Составной частью ритуала Диониса было сопровождаемое танцами распевание песен восхваления – «дифирамбов». Аристотель в «Поэтике» пишет о том, что греческий театр родился из дифирамбов.

Дифирамбы исполняли мужчины, одетые сатирами с конскими хвостами. Этот сюжет многократно отражается в росписях на греческих вазах. Из дифирамбов были сложены первые сатирические комедии. После трех трагедий, которыми начиналось представление в греческом театре, на сцене появлялся хор из сатиров и силен, которые вели себя развязно, а порой неприлично, чтобы развеять торжественную обстановку, созданную предыдущими пьесами, и подчеркнуть связь театрального общества с культом Диониса.

Сатирические пьесы нередко ставились на открытом воздухе, в лесу. На актерах были уродливые маски, и они были облачены в козлиные или оленьи шкуры. Иногда к костюмам добавлялись хвосты и искусственные кожаные фаллосы внушительных размеров. Театральный сатир – глупое, уродливое и дикое существо.

Обязательной частью сатирической пьесы был танец с игрой на двойной «флейте Пана» (сиринксе). Греческий писатель Лукиан излагает в «Диалоге о богах» (II век н. э.) легенду о том, как Пан погнался за целомудренной нимфой Сиринкс, которая, чтобы спастись, превратилась в тростник на реке Ладон. Пан не смог отличить ее от остальных тростинок и, срезав несколько наугад, сделал из них флейту, которая стала непременным атрибутом сатиров. Эту историю повторяет в «Метаморфозах» Овидий. Он пишет о том, что Сиринкс удалось убежать не только от Пана, но и от сатиров и других богов. Этот вариант интересен тем, что Овидий указывает на связь между многочисленными «козлинообразными» существами.

В указанных сатирических пьесах ноги исполнителей-актеров были, естественно, человеческими, в то же время в «Гимне Пану» описан бог «с козлиными ногами». Слияние этих образов отчетливо видно в поэме Горация «Могущество Вакха», в которой упоминаются «козлоногие сатиры».

Одна из самых примечательных комедий о сатирах была создана после походов Александра Македонского (IV век до н. э.). В ней Дионис в сопровождении Пана, Силения, сатиров и менад (жриц Диониса) покоряет Индию при помощи вина. Эта комедия подтолкнула некоторых авторов к забавному выводу о том, что сатиры были не вымышленными, а реальными существами, населявшими Индию. Ктесий и Мегасфен, посол диадоха Селевка I при дворе индийского царя Чандрагупты, упоминают о том, что сатиры населяют индийские плоскогорья.

Римский энциклопедист Плиний Старший (23-79 н. э.), видимо, пользовался трудами Ктесия и Мегасфена. В его «Естественной истории» говорится о том, что сатиры получили свое название от греческого «сате», то есть «мужской орган», поскольку они «всегда одержимы похотью». Плиний утверждает, что сатиры населяют не только Индию, но и Эфиопию.

Вера в реальное существование сатиров дожила до позднего средневековья. В «Нюрнбергских хрониках» Шеделя (1493) содержится иллюстрированная антология загадочных животных Индии, включающая сатира. Этот пример – не единственный. Причиной служит то, что сатиры упомянуты в Библии. Пророк Исайя говорит о том, что после разрушения Вавилон превратится в логово злых существ: «Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые (сатиры) будут скакать там». То же произойдет и с городом Едом: «И лешие (сатиры) будут перекликаться один с другим».

В «Золотой легенде» – собрании французских историй о святых, созданном в XIII веке Якобом из Ворагина, рассказывается о том, что святой Антоний во время поисков святого Павла Отшельника встречает в пустыне сатира – «дьявольское существо, которое язычники почитают как лесное божество».

Хотя ни в греческой, ни в римской мифологии сатиры не воспринимались как зло, их средневековый сатанинский образ во многом обязан своим происхождением легенде о сатире Марсии, который, возомнив себя непревзойденным игроком на флейте, вызвал на соревнование Аполлона. В наказание за дерзость с проигравшего Марсия заживо сдирают кожу. Средневековые теологи увидели в этом аллегорию победы Аполлона – олицетворения света и чистоты – над злом.

Другой причиной превращения сатира в сатану в средневековых легендах была его связь с Паном и Дионисом, которых нередко изображали в виде рогатых существ с неутолимой жаждой плотских утех. Козлиные ноги, острые уши и бегающие глаза несомненно подходили к образу дьявола. В Пане, сыне Гермеса, провожающего мертвых в подземное царство, и Дионисе, воскрешающем из мертвых, средневековые теологи видели символы тьмы.

В VII веке н. э. английские женщины продолжали имитировать менад и их ритуал поклонения Вакху (то есть Дионису). Лунными ночами, одевшись в шкуры животных, они пели песни и танцевали вокруг козла в лесной чаще. Архиепископ Кентерберийский Теодор заклеймил этот древний ритуал плодородия как «дьявольский. Несмотря на это, ритуал, трансформировавшийся в ведьминский шабаш, продолжал исполняться еще, по крайней мере, тысячу лет, а сатану стали часто изображать в образе козла. Для средневекового человека дьявол и сатир стали неразделимыми символами зла. Подтверждением этому служит строка из „Кармина бурана“ – латинского песнопения, сочиненного монахами монастыря Бенедиктбойер в Верхней Баварии в XIII веке: „Я изгоняю вас, фавны, нимфы, сатиры, тролли… демоны во всех обличьях“.

Кроме того, в средние века сатиров стали прочно ассоциировать с обезьянами. Еще в III веке греческий ритор Филострат Младший писал в «Жизни Аполлона» о том, что видел ребенка сатира, целиком покрытого шерстью. В «Естественной истории» Плиния сатир – ловкое животное, передвигающееся на четырех лапах, но способное тем не менее подниматься на задние лапы и передвигаться как человек. В бесчисленных бестиариях сатиры и обезьяны описывались в одних и тех же главах. Этот взгляд отражен и в современном научном названии орангутана – «симиа сатирис».

Варфоломей Английский пишет не только о том, что сатиры – разновидность обезьян, но и что некоторые из них – циклопы, у некоторых нет голов, а у отдельных особей глаза расположены на плечах. Эдвард Топселл в «Истории четвероногих зверей» (1607) видит отличие между обезьянами и сатирами в том, что последние – «похотливые животные, охотящиеся на женщин».

С началом эпохи Возрождения средневековый образ сатира начинает уступать место прежнему классическому. В пьесе Джона Флетчера «Верная пастушка» (1608 год) Пан – «хранитель овец, защитник чистоты и свободы». А его современник драматург Бенджамин Джонсон сравнивает с Паном короля Якова I – покровителя овцеводства.

Ницше раскрывает смысл совмещения козлиного и божественного в сатире в «Рождении трагедии» (1872). По его мнению, сатир – философская метафора греческой цивилизации, образ, соединяющий в себе красоту, идиллию, сексуальность, простоту и зло.

Образ сатира в литературе и искусстве также изменялся на протяжении веков. Изображение сцены из комедии Эсхила «Прометей и сатиры», первое представление которой состоялось в 472 году до н. э., можно увидеть в росписях на греческих вазах: сатиры танцуют с факелами, зажженными от огня, похищенного Прометеем у богов. На греческих вазах сатиров-актеров в звериных шкурах легко отличить от «настоящих» хвостатых сатиров, которые нередко изображены во время совокупления друг с другом, менадами или животными.

Мраморное изваяние «Сатир» работы Праксителя (IV век до н. э.), выставленное в Капитолийском музее Рима, представляет собой скорее идеализированный человеческий образ. О его природе сатира напоминают только заостренные уши и звериная шкура, наброшенная на плечи. Спящий «Сатир Барберини» из Мюнхенской глиптотеки (музея скульптуры) изображает историю царя Мидаса, который опьянил сатира для того, чтобы изловить его и потребовать от него пророчеств.

Статуи Пана в греческом и римском искусстве воплощали в камне более животное, чем человеческое существо. Рогатых, лохматых Панов с козлиными ногами можно увидеть изваянных в скульптурах, изображающих обучение Олимпа игре на флейте и оргии Диониса (Национальный музей Неаполя). Слияние образов сатира и Пана можно заметить уже в относящейся ко II столетию н. э. мраморной статуе молодого сатира с козлиными ногами, играющего на флейте.

С наступлением средневековья сатир в европейском искусстве превратился в дьявола. Назовем лишь несколько из бесчисленных примеров: волосатый сатир-сатана с безобразным лицом и козлиными копытами, искушающий святого Иеронима на гравюре Пьера Боэстюо «Чудесные истории» (1597); сатир-дьявол, сеющий семена зла на гравюре Франса Хогенберга (1559), сатир с козлиной головой, взвешивающий человеческие души, на испанском алтаре XIII века из Барселонского музея.

В позднем средневековье сатиров было принято изображать с музыкальными инструментами – флейтой или волынкой. Лютня и рожок, считавшиеся символами светской музыки, противопоставляемой духовной, тоже нередко представлялись инструментами сил зла.

В эпоху Возрождения были сделаны многочисленные переводы античных книг и пьес, что вызвало волну интереса к языческим темам и соответственно пересмотр сложившихся взглядов на сатиров. На полотне Боттичелли «Марс и Венера» (1485) четыре шаловливых ребенка-сатира олицетворяют невинные радости сельской жизни. А на картине «Открытие меда» Пьеро ди Козимо (1498) сатиры собирают мед для приготовления спиртного напитка. После создания в 1516 году Рафаэлем фрески «Свадьба Купидона и Психеи» сатиры стали на картинах непременными персонажами сцен свадеб античных богов и языческих празднеств.

Вплоть до 1563 года, когда католическая церковь запретила изображать эротические сцены, сатиры были их постоянными героями. Наиболее известны полотна итальянских мастеров – «Сатир нападает на женщину, которую защищают три купидона», «Возбужденный сатир несет женщину», на которых сатир, как ясно из названий, принуждает женщин к соитию. Интересно, что существуют и картины, изображающие противоположные сцены: вырывающегося сатира несут к женщине, готовой принять его.


В XVII и XVIII веках снова в живописи и скульптуре преобладают идиллические изображения сатиров. На полотнах Никола Пуссена сатиры с козлиными конечностями отличаются от фавнов с человеческими ногами. В XIX веке трактовка художественного образа сатира была крайне широкой. Его можно увидеть и на иллюстрациях к «Сну в летнюю ночь» Шекспира, и в сценах ведьминских шабашей.

Немало рисунков, на которых изображен сатир, было сделано в конце XIX века английским художником Обри Бердсли. Многие рисунки выполнены в юмористической манере, как, например, сатир-парикмахер, стригущий девушку. На других изображены классические сатиры, играющие на флейтах для танцующих нимф.

Самый известный среди художников XX века, изображающих сатиров, Пабло Пикассо, который вскоре после освобождения Парижа от оккупантов в 1944 году создал три полотна: «Вакханалия», «Триумф Пана: радость жизни» и «Фавн, играющий на флейте», символизирующие возвращение Европы к жизни после кошмара второй мировой войны.

Из литературных памятников сатиру следует отметить комедию Еврипида «Циклоп» – единственную из дошедших до нас греческих сатирических пьес, в которой сатир вместе с Одиссеем и его спутниками попадает в логово циклопа Полифема. Одиссей и его люди ослепляют циклопа и уходят, сатир же остается с ним в качестве его любовника. Пьеса в сатирической форме передает смысл справедливости. Само слово «сатира», как жанр литературы, стало употребляться в связи с романом «Сатирикон» (66 н. э.) римского писателя Петрония, в котором, однако, сатиры не фигурируют.

Наиболее значительные из произведений средневековья, в которых являются действующими лицами сатиры, – «Рай, вновь обретенный» Джона Мильтона (1671), «Гимн о демонах» Пьера де Ронсара (1555) и «Жизнь души» Генри Мора (1650). Сатиры – важные персонажи многих пьес Вильяма Шекспира и Эдмунда Спенсера. Им посвящали свои произведения Шелли, Гюго, Браунинг, Стивенсон, Уайльд и другие.

Необходимо упомянуть и о балете «Послеполуденный отдых Фавна» на музыку Стравинского. Костюм, в котором Вацлав Нижинский танцевал в нем в 1912 году в Париже, отражает классическую сущность безобидного шаловливого сатира.

В заключение приведем мнение режиссера Эндрю Берната, который считает, что современное общество вывело свой особый вид сатира – «голливудский». Нового сатира, который изысканно одевается, спит весь день, а по ночам волочится за женщинами, излишне много пьет и курит, можно назвать олицетворением самоубийственных тенденций безумного XX века, не ведающего любви и благородства.

Еще материал по данной теме

А было ли проклятие? Перун Тексты пирамид Стихи о Робин Гуде Рассвет астрономии Мятежный граф, происхождение Робин Гуда

Вещая Русь. Языческие заговоры и арийский обряд. 3-е издание

Автор: Лев Прозоров

Формат: 130×200 мм (84х108 1/32)

Карты таро в мешочке (Четки в комплекте)

В набор также входят четки, которые дополнят образ. Отлично подойдут в качестве подарка.

Сатиры

Они внешне похожи на Пана, но не обладают его благородством. Они ленивы, распутны, вечно пьяны и любят при этом петь. Когда сатиры не сопровождают Диониса, то проводят время в поисках нимф.


Играя на флейтах, сидя под тенистыми кронами деревьев, они стараются привлечь внимание прекрасных девушек. Но их грубость и бесцеремонность отталкивают от них женщин. Все, кто их завидит, стараются убежать от сатиров. Они вместе с менадами участвуют в вакханалиях и оргиастических празднествах Диониса. По преданию, именно сатиры спасли Ариадну, когда она убежала с острова Крит. После этого Ариадна стала женой Диониса. Сатиры – это дикая неукрощенная природа.

Так эллины воспринимали природу, заселяя ее нимфами, божествами и духами лесов, полей, гор, воды, но полной безмятежности в ней не было, поэтому и появились сатиры.

Привычки, повадки, особенности сатиров

Греки и римляне описывали их как довольно трусливых, проказливых сластолюбцев, охочих до женщин и вина. Комплексами сатиры не страдают — они вовсе не знают этого слова. У них бурная фантазия и много идей, но человеческих чувств вроде стыда им не понять.

Сатиров привлекают сборища людей праздных, предающихся безделью. Вдвойне хорошо, если поблизости есть пивной или винный погреб: тогда хорошего веселья не миновать! Во все века появление сатиров означало, что грядет бурный праздник. Козлоногие, козлорогие, покрытые густой шерстью, бородатые, с блеющими голосами, они приносили с собой неистовое веселье и желание плясать до упаду.

По окрасу эти существа бывают разными — даже рыжими или ярко-красными. И волосами может быть покрыто не всё тело, а только копыта. Или наоборот: шерстью сатир может зарасти по самый лоб. Существуют расхождения и относительно копыт: в одних источника указано, что те являются парными, как у всякого домашнего скота, а в других — вместо двух ороговевших образований у них имеется три.

Женщины-сатиры не упоминаются ни в одной легенде, а потому человеческие девы и лесные нимфы представляют для них особый интерес. На празднествах они стараются держаться близ женщин, играть на флейтах, веселить народ. Несмотря на свою падкость до женщин, сатиры не насильники. Не прямые, во всяком случае: получив отказ, они стараются споить деву, чтобы она переменила свое решение. Ну а если дева лишится сознания от выпитого, сатир не преминет воспользоваться шансом. Такова их природа.

Источник

Читайте также:  Рассказ о своем питомце хомяке 3 класс
Познавательное и интересное