Рассказ о органах чувств человека для 3 класса

Сказки

Доклад-сообщение Органы чувств 3 класс

Человеческие органы чувств и как они устроены.

Организм человека устроен таким образом, что мы с вами умеем чувствовать такие вещи, как запахи, вкус или температуру. Каждый человек точно знает, как пахнут апельсины, как неприятно лекарство на вкус, какого цвета твой учебник по геометрии и насколько больно, когда получил очередную ссадину. Однако, сам по себе человек всего этого почувствовать не способен. Наверное, потому в нашем теле и есть органы чувств, как мы их называем. Какие существуют чувства, какую роль они играют и сколько их вообще?

Основная характеристика чувств.

А как чувствуют другие живые организмы?

Да, у животных также существуют органы чувств, но с небольшим различием. Только у высших существ есть подобные органы. У низших же все обусловливается одним свойством – раздражимостью.

Какие органы чувств существуют у людей?

Как уже было сказано, их 6 видов. Пойдем по порядку.

1) Глаза.

Только один глаз устроен достаточно сложно, а их у человека два. Я не стану рассматривать полное строение всех органов, иначе дело будет растянуто часа на 2. Итак, главная часть глаза – это глазное яблоко. Состоит это яблоко, по большей части, из двух оболочек – белочной и радужной. В радужную оболочку включен зрачок и роговица. Вот, по сути, и все строение. Еще можно отметить веки и ресницы, защищающие глаза от пыли. Глаза отвечают за зрение человека.

2) Уши.

Еще одна не менее важная структура в организме, отвечающая за слух. Разбирать строение уха – это смертный приговор. Легче просто перечислить составляющие. Ухо делится на 3 раздела: наружное, среднее и внутреннее.

3) Язык.

Благодаря языку мы способны ощущать вкус любого вещества, которое съедобно. Понятно дело, несъедобное никто пробовать не будет. Язык состоит из трех основных зон: корня, соединенный с подъязычной костью, тела и кончика. Кстати, именно на кончике расположены рецепторы, распознающие сладкий вкус. Само собой, еще есть кислый, острый и горький вкусы. Однако, не только вкусовые рецепторы расположены на языке, но еще и тактильные. Так что, получается, язык тоже способен осязать.

4) Нос.

И так всем известно, за что отвечает нос. Правильно, за запахи. Строение достаточно сложное для разбора, а потому задерживаться не будем.

5) Тело.

Есть загвоздка. Речь должна идти о тактильном ощущении. Проблема в том, что человек способен чувствовать прикосновение или боль всем своим телом. Поэтому сложно выделить какую – либо отдельную часть.

6) Вестибулярный аппарат.

Если кто не знает, что это такое, сейчас поясню. Данный орган отвечает за равновесие тела в пространстве. Его необходимо развивать, иначе после первой же минуты на карусели вас начнет сильно укачивать. Кстати, еще аппарат отвечает за чувство собственного веса и ускорение.

Доклад №2

Глаза являются органами зрения. Они располагаются в специальных углублениях черепа, которые называются глазницами. Глаза – это парный орган, их у человека и животных два. Глаза состоят из глазного яблока, хрусталика и радужки – цветной оболочки, которая обеспечивает цвет глаз. В центре радужки есть отверстие, это – зрачок, который может увеличиваться в темноте. Снаружи глаза прикрыты кожными складками, которые называются веки. С помощью глаз можно получить представление о размерах предмета и его цвете, составить свое представление о красоте: красивый цветок, красивый почерк. Человеку удобнее иметь глаза внутри черепа. А у стрекозы – очень большие глаза, которые покрывают почти половину черепа и находятся снаружи. И стрекоза может видеть все вокруг себя: ведь ей важно, чтобы ее не смогли поймать и съесть, или же засушить для красоты.

Нос является органом обоняния. Внутри носа расположены специальные клеточки, которые называются обонятельными рецепторами. Ими мы улавливаем и чувствуем разные запахи – хорошие и плохие. У собак таких клеточек гораздо больше, чем у человека, поэтому они могут улавливать запахи, которые не чувствует человек. И это позволяет использовать собак для работы в полиции – они по запаху могут «взять след» и найти преступника.

Орган вкуса – это язык. Он находится во рту. На поверхности языка располагаются чувствительные клеточки, которые называются вкусовыми сосочками. Ими мы чувствуем, какую пищу едим: холодную или горячую, соленую или сладкую, вкусную или не очень. Человеку не нужен длинный язык, ему удобней жить с коротким языком – и говорить удобнее, и во рту свободно помещается. Но есть животные, которым очень удобно с длинным языком: ловить добычу, не двигаясь с места. Так делает хамелеон, у которого язык равен длине тела. В языке нет костей. Но в природе существует одна рыба, у которой в языке есть кости. И улитка, у которой на языке расположено много мелких зубов.

Орган осязания – наша кожа. Кожа покрывает все тело человека, и мы можем чувствовать всей кожей. Но особенно хорошо человек чувствует кожей пальцев рук. У животных, покрытых шерстью, чувствуют подушечки лап и нос. Потрогав предмет, мы можем определить, какой он на ощупь – гладкий или шершавый, плотный или тонкий, холодный или горячий. А постучав по нему, можем понять, из чего этот предмет сделан: из стекла или железа.

Когда какой-то из органов чувств не развивается, другие органы приходят ему на помощь: слепые люди могут «видеть» пальцами рук, они ощупывают человека или предмет и понимают, какой он есть. Для слепых придуманы специальные книги, страницы у них сделаны из картона, а буквы не напечатаны, а выдавлены в картоне и состоят из маленьких ямок и выпуклостей. Слепые люди, ощупывая эти буквы, могут «читать» книги, как мы с вами.

Плохо видящие летучие мыши испускают неслышимый людям ультразвук.

Много лет назад, еще в СССР, родилась девочка. Звали ее Оля Скороходова. Она не могла видеть и слышать, поэтому не могла научиться говорить. Такие люди называются слепо – глухонемыми. Девочку не оставили без внимания, а стали пытаться развивать. Это было очень тяжело – поэтому стали учить ее общаться с миром при помощи кожи рук. Ей давали ощупать предмет, а потом стучали по ладони определенное число раз или чертили разные значки на ладони. И научили азбуке, научили читать. Девочка смогла окончить специальную школу, смогла работать, даже писала стихи и слушала музыку, положив ладонь на крышку фортепиано.

Органы чувств

Популярные темы сообщений

Святослав, правивший в 944 – 972 гг., являлся единственным ребенком в семье Ольги и Игоря. Точный год рождения историкам установить пока не удалось. Одни источники называют 940 г., другие 920 г.

Шестнадцатый век был одним из самых экстравагантных и роскошных периодов во всей истории европейского костюма и одним из первых периодов, когда современные идеи моды влияли на то, что носили люди. Возможно, самым большим фактором,

Неповторимым богатством нашей Земли являются лесные массивы, занимающие огромную площадь. Некоторая их часть принадлежит хвойным растениям. Человек давно нашел применение этим представителям мира флоры.

Источник

Класс: 3

Презентация к уроку

Ход урока

Организационный момент.

Пусть в этот зимний и прекрасный день
Всем нам сопутствует удача и везение!
И пожелаем мы друг другу, всем гостям
Чудесного настроения!

1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Изучая организм человека, нам встретились такие слова: “легкие, кишечник, желудок трахея, пищевод, бронхи”.

Что такое “система органов”? (Органы, выполняющие общую работу.)

2. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

Сегодня на уроке мы будем изучать органы. Найдите в пространстве слова: глаза, уши, нос, язык, кожа. Что это за органы? Это органы чувств. Сегодня о чём будем говорить? (Тема урока на доску).

3. Работа по теме урока

1) С какого органа мы начнем разговор узнаем, если отгадаем загадку:

Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит.(глаза)

Об этом расскажет ученик.

Выступление ученика: Глаза – это окно в окружающий нас мир. Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если ее пробить, то с глазом может пройти то же, что и с разбитым яйцом. В центре глаза есть черная точка, это – зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далекие и близкие предметы. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевернутыми. Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно.

Что нужно делать, чтобы сберечь зрение?

Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.

Если попала соринка, то нельзя тереть руками.

— Делать зарядку для глаз.

— Телевизор смотреть 1-1.5 часа.

Компьютер до 40минут в день с перерывом 10-15 минут (3 раза в неделю, через день)

Физкультминутка для глаз (слайд)

2) Следующая загадка:

У зверушки на макушке,
А у нас – ниже глаз. (уши)

С помощью уха мы слышим.

Наши уши должны слышать спокойные звуки, когда мы громко кричим, хохочем, слушаем громкую музыку, мы вредим нашим ушам.

Давайте послушаем спокойную музыку, полезную для наших ушей.

Расслабляющая физминутка «Звуки природы».

Нужно ли беречь орган слуха? Как? Выберите верные утверждения.

— Сильный шум портит слух.

— Не ковыряй в ушах острыми предметами;

— Почувствовал боль в ухе, обратись к врачу;

— Всегда ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами;

— Регулярно чисти уши туго скрученной ваткой.

Проверка. Каждая группа зачитывает 1 верное утверждение.

Между двух светил
В середине я один. (нос)

б) Хорошо мы чувствуем запахи весной и летом. Нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.

в) Проведём эксперимент. Определите предмет по запаху. (Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, конфета).

— Какой орган помогает нам различать запахи? (орган обоняния)

Читайте также:  Сказки с фольклорными традициями

— О чём нас могут предупредить запахи? (об опасности)

4) Отгадайте загадку:

а) Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

б)На языке расположены окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи.

в) Практическая работа №1.

— Как беречь органы вкуса? (слайд)

Кто знает, что слово язык обозначает ещё?

5) И еще одна загадка:

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее,
Холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша… (кожа)

б) Проведём опыт. (Вызывается ученик.)

Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мягкая игрушка, кубик, замок, рука, тряпка мокрая)

— Правильно ли он определил?

— Какой орган чувств помог определить предметы? (орган осязания)

в) О значении кожи приготовил рассказ… (слушаем подготовленного ученика).

Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела.

г) Рекомендации- правила ухода за кожей

— Старайся не ранить кожу;

— Не допускать ожогов;

— Не допускать обмораживания;

— О каких органах мы говорили? Говорят: не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг. Как это понять? (Всеми органами руководит головной мозг.)

1. У человека есть органы …

6. Органы чувств нужно …

7. Всеми органами чувств руководит ….

4. Итог.

Посмотрите на мандарин. Какой орган включается? (Орган зрения) Потрогайте кожу на ощупь. (Орган осязания). Почистим мандарин. (Орган обоняния).

Съедим (Орган вкуса). Какой орган помог всё услышать? (Орган слуха).

Источник

Доклад про Органы чувств (сообщение)

Органы чувств помогают человеку воспринимать окружающий мир. С помощью рецепторов они транспортируют в мозг импульсы, передающие ощущения о предметах, а мозг уже формирует на основе этих ощущений представление о них.

Ещё один орган чувств, действующий дистанционно – нос, отвечающий за обоняние. Рецепторы обоняния расположены по всей носовой области. Молекулы воздуха, обладающие запахом, так называемые одоранты, и попадая в носовую полость, растворяются в слизи и действуют на обонятельные рецепторы. Те воспринимают сигнал и передают его в мозг.

Кроме дистантных органов чувств человек обладает двумя контактными органами чувств: это язык, отвечающий за вкус, и кожа, отвечающая за осязание. Поверхность ротовой полости: язык, задняя стенка глотки и мягкое небо содержат рецепторы, воспринимающие различные вкусы- сладкое, соленое, кислое и горькое. Это так называемые вкусовые почки, состоящие из вкусовых и поддерживающих клеток. Вкусовые поры, верхушки вкусовых клеток, выводят на поверхность языка микроворсинки, которые воспринимают вкусовые раздражители. Раздражители расположены неравномерно, при попадании пищи в ротовую полость горький вкус возникает при раздражении основания языка, сладкий и соленый вкус- при раздражении кончика, края и основания языка, кислый вкус возникает во рту при раздражении основной и средней частей боковой поверхности языка. При попадании пищи в рот вкусовые рецепторы раздражаются и передают импульсы в кору головного мозга. Орган осязания- это все наше тело. Рецепторы расположены по всей коже, по всей ее поверхности. При нашем касании к чему-либо они передают импульсы в мозг, строящие наше восприятие предмета: твердое или мягкое, горячее или холодное, сухое или мокрое и т.д.

Органы чувств очень важны для человека. Они помогают взаимодействовать с окружающим миром, предостерегают и защищают.

Картинка к сообщению Органы чувств

Популярные сегодня темы

Всем известно, что в индийской культуре много всего разнообразного и интересного. Эта удивительная страна с давних времен славится своими обычаями и традициями, религией, национальными танцам

Планету населяет огромное количество различных насекомых. Их можно встретить повсюду. Единственные места, куда они не могут попасть – это ледниковые долины. Приспособиться к низкотемпературно

Наверное, невозможно подсчитать точное количество российских героев, таких людей тысячи. Они отдавали свои жизни в сражениях и битвах, спасали женщин и детей, защищали свою Родину

Игорь Эммануилович Грабаль — живописец, теоретик искусства, который родился в семидесятых годах прошлого века в Венгрии. Его отец был Эммануил Грабарь, который прославился на посту общественн

Белоруссия – государство в Восточной Европе. Расположено на границе с Россией, Украиной, Польшей и странами Балтики.

Исаак Эммануилович Бабель – писатель, драматург, создатель сценариев. Родился 13 июля 1894 года в Одессе, Российская Империя. Закончил жизненный путь 27 января 1940 года в Москве

Источник

Урок+презентация Познание мира 3 класс «Органы чувств»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ organy_chuvstv_3_klass.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок «Познание мира» 3 класс Подготовила учитель начальных классов высшей категории: Кальщикова Елена Кимовна

Посмотрите-ка на нас, Вот какой хороший класс! Приготовились учиться, Ни минутки не лениться. Не стучать, не отвлекаться, А стараться и стараться!

Как человек узнаёт об окружающем мире и о самом себе? Как мы чувствуем окружающий мир? Сколько органов чувств у человека? Что вы знаете об органах чувств?

Смотряшки Обоняшки Звукашки Вкусняшки Ощущашки

1 Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2 Не согласен- объясни, почему. 3 Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4 Говори только по делу. 5.Работайте дружно, помогайте друг другу.

Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия: зрение слух обоняние осязание вкус

Посмотри вверх-вниз. Посмотри направо-налево. Посмотри вдаль- на кончик носа. Закрой глаза, не открывай, пока не досчитаешь до 20.

С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки, шумы и шорохи. При повреждении органов слуха человек становится глухим. Берегите уши!

Разгадайте тайну «шести ушей» человека Как ухо воспринимает окружающий мир? Что такое барабанная перепонка и ушная раковина? Как уши улавливают звуки?

Обоняние – это способность чувствовать запахи

Отгадай загадку: Между двух светил В середине я один.

Узнайте тайну запахов Как нос воспринимает окружающий мир? Как мы чувствуем ароматы цветов, духов и бензина, табака и пищи?

Разведчик запахов- нос. Чувствительные волоски обнаруживают разные запахи. От них идут сигналы по нервам в твой мозг.

Разгадайте загадку Что всегда во рту, а не проглотишь? Как язык воспринимает окружающий мир? Как язык узнаёт кислое или сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное?

сладкое солёное кислое горькое

Игра «Чудесный мешочек» Способность человека чувствовать прикосновение, тепло, холод, боль называется ОСЯЗАНИЕ

Смотреть телевизор на расстоянии 3 метров не более двух часов в день Работать за компьютером 15-20 минут в день При письме и чтении держать голову на расстоянии 30 см от книги и тетради Регулярно делать гимнастику для глаз

Беречь уши от холода, мороза, сильного ветра Никогда не кричать никому в ухо и не слушать громкую музыку в наушниках Давать отдохнуть слуху от шума Систематически чистить уши Не засовывать в уши мелкие предметы

После приема пищи прополоскать рот. Не брать в рот острые предметы Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки. Систематически очищать язык от налета, чтобы избежать попадания инфекции в организм

Неприлично ковыряться в носу Содержать нос в чистоте Беречь организм от простуды Закаляться Не засовывать в нос мелкие предметы Пользоваться личным носовым платком Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей

Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом. Мыть руки после загрязнения. Носить свободную одежду и обувь. Закаляться. Стараться не ранить кожу, не допустить ожогов, обморожения. Чтобы кожа дышала, делай каждое утро зарядку.

Ушная раковина Слуховой проход Барабанная перепонка Среднее ухо Внутреннее ухо С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки, шумы и шорохи. При повреждении органов слуха человек становится глухим. Берегите уши!

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word (4).docx

Открытый урок по познанию мира на тему «Органы чувств»

Цель: сформировать знания об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире, о механизме их работы.

расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;

Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире;

развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;

формировать эстетическое отношение детей к жизни, воспитывать чувства сопереживания, умение работать как самостоятельно, так и в группе;

развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

развивать логическое мышление и творческие возможности у детей;

развивать речь, кругозор, мышление, память, внимание.

Оборудование: презентация “Органы чувств человека”;

Рабочие материалы: маркировочные таблицы; кроссворд; листы для составления кластера

— Сегодня у нас необычный урок. Но прежде мы скажем друг другу “Здравствуй!”.

— “Здравствуйте!” Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

Посмотрите-ка на нас,
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться.
Не стучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!

— Усаживаемся поудобней, расслабьтесь и давайте перенесёмся в мир чудес.

— Как человек воспринимает окружающий мир?

— Поможет вам вспомнить кроссворд. Если вы правильно разгадаете все слова, вы прочитаете ключевое слово.

1) У зверушки – на макушке.
А у нас – ниже глаз. (Уши)

2.На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… ( Кожа )

4.Меж двух озер стоит утес,

В нем две пещеры – это…(Нос)

5. Первым пробовать привык

2. Объявление темы урока.

— Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об органах чувств)

— Тема нашего урока – “Органы чувств”.

1.Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются в группы – жетоны пяти цветов.

Повторить правила работы в группах (слайд)

1 Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2 Не согласен- обьясни, почему.

3 Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4 Говори только по делу.

5 Работай дружно, помогайте друг другу

II. Стадия осмысления

1. Изучение нового материала.

Объясните значение слов:

Органы – части тела, отделы тела…

Чувств (чувства ) – ощущения, восприятия….

б) Приём “сотрудничество в группах”.

Учитель: А сейчас выберите по одному ученику в каждой группе, которые будут моими помощниками.

— Этот человек будет распределять задания между членами всей группы, организовывать обсуждение темы сегодняшнего занятия.

— Этот ученик должен организовать процедуру оценки каждого члена группы.

(Ребята выбирают руководителя группы – ученика, который выдаёт “Памятки работы в группах” и знакомит с правилами работы.)

— У вас на столах лежит пакет рабочих материалов к уроку, руководитель группы должен распределить задания между членами всей группы.

(Ребята работают согласно плану, заложенному в “Рабочие материалы”, в соответствии с памяткой.)

Игра «Чудесный мешочек». Орган зрения.

В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – 11111лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.

— У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)

— Какой цвет этого предмета?

— Почему не можем сказать? (Не видим)

— А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.

— Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. (Слайд 2)

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему? (Ответы детей. Возможно составление правил о том, как беречь глаза)

Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

1-й ученик: «Орган зрения играет самую большую роль в восприятии окружающего мира. Примерно 80% всей информации мы получаем с помощью зрения. Например, о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них».

2-й ученик: «Благодаря зрению мы можем по книгам, а теперь и с помощью компьютера, изучать опыт, накопленный человечеством».

3-й ученик: «Одна из важных характеристик зрения – это острота зрения. Она снижается в результате длительного напряжения глаз, в результате чего могут возникнуть различные нарушения зрения».

Например, в школьные годы возникает близорукость или дальнозоркость. возникает при нарушении гигиены зрения (показывают хрусталик).

Эксперт – всезнайка: «Чтобы сберечь свое зрение, вам надо соблюдать правила гигиены (читает стихотворение собственного сочинения):
Береги свои глаза
Глаз поранить очень просто,
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя,
Тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко.
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до самых глаз
Должно быть 30 сантиметров.
Я вас хочу предостеречь!
Нужно всем глаза беречь!

Группа «орган зрения» подводит итоги и говорит правила гигиены для органа зрения. Эти правила проецируются на экране.

Правила гигиены органа зрения:

Не трогай глаза грязными руками.

Остерегайся острых предметов.

Не наклоняй голову близко к книге, расстояние должно быть около 30 сантиметров.

Не читай в транспорте.

Не смотри долго телевизор, и не сиди часами за компьютером.

Не читай при плохом освещении и береги глаза от яркого света и вспышек.

Выполняй упражнения для отдыха глаз.

Эксперт-всезнайка: «Хочу всех предупредить, что очень вредное действие на зрение оказывает курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков, особенно в подростковом возрасте! Токсические вещества вызывают у подростков поражения зрительного нерва, что может привести к потере зрения!».

Ученик, работающий над презентацией: «Глаза немного подустали от экрана компьютера, давайте сделаем гимнастику для глаз!».

Гимнастика для глаз. Выполняется стоя.

Голова неподвижна. Движутся только глаза. В вытянутой руке карандаш. Движения карандаша: влево – вправо – вверх – вниз. Глазами следить за кончиком карандаша (5 раз).

Ноги на ширине плеч, руки – на поясе. Резкие повороты вправо и влево. Взгляд по ходу движения (10 раз).

Быстро поморгать 15 секунд.

Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями в течение 30 секунд.

Эксперт-всезнайка: «А я предлагаю зарядку и для глаз и на внимание!»
Комплекс упражнений
Ты молодец!

2.Игра «Угадай голос». Орган слуха.

Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить правила, которые мы составили. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

Что помогало ведущим угадывать? (Слайд 4)

Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?

Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.

Громкие звуки, особенно если их долго слушать, могут ослабить слух.

Из всего вышесказанного можно вывести правила для органа слуха:

Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку в наушниках.

Отрегулируй дома нормальную громкость телевизора, радио, музыкального центра.

Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.

Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.

Нельзя долго находиться там, где громкость звуков превышает 50 децибел.

Учитель опять включает музыку и предлагает, закрыв глаза и порелаксировать минутку. И при этом берёт и начинает чистить апельсин и прохаживаться по классу. Задаёт вопрос ученику, работающему над презентацией: «Какие органы чувств у тебя сейчас работают?».

-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)

-Откройте учебники на странице 19. Прочитайте, какой орган чувств помогает услышать запах?

— Как называется этот орган чувств? (Орган обоняния, слайд 5)

-. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.

— Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? Кто они?

Обоняние – это способность чувствовать запахи.

Выступление ребенка: Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии. В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.

2-й ученик: «Человек способен различать около 4 тысяч самых различных запахов. Это дает возможность без труда отличить запах еды от запахов духов, запах живых цветов от запаха сена. Орган, который чувствует запахи – нос. В нем находятся обонятельные клетки, которые передают в мозг сигнал о запахе».

1-й ученик: «Мужские запахи – это лимон, эвкалипт, грейпфрут, мандарин, сосна, ель, ладан, корица, нарцисс, можжевельник …».

2-й ученик: «Женские запахи – это роза, мелисса, герань, жасмин, ромашка, гвоздика, кипарис, мускатный орех …».

1-й ученик: «Но нужно быть очень осторожными с другими запахами, которые могут вызвать опасную зависимость от химических веществ, разрушающих клетки головного мозга и такая зависимость называется токсикоманией».

2-й ученик: «Обонятельные центры очень чувствительные, достаточно одной десятимиллионной доли грамма пахучего вещества, чтобы его воспринял человек. Поэтому нужно соблюдать определённые правила:

При выполнении лабораторных работ с пахучими веществами, нельзя резко их вдыхать, а нужно лёгкими движениями руки направлять воздух к носу.

Необходимо регулярно проветривать помещение.

Особенно опасна для здоровья человека банальная пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.

Курение и даже пассивное вдыхание табачного дыма очень вредны для органа обоняния, так как разрушают чувствительные клетки».

— А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)

— Прочитаем об этом органе на стр.22.

-Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. ( Слайд 6)

Язык помогает различать вкус еды.

2-й ученик: «Разные участки языка по-разному ощущают вкус (показывают схему языка и расположением вкусовых зон на нём):

кончик языка более всего чувствителен к сладкому,

передняя и боковые части – к солёному.

По нервным волокнам сигналы поступают в определённые отделы головного мозга».

Эксперт-всезнайка: «Я предлагаю это проверить, проведя дома лабораторную работу “Вкусовые зоны языка”. (Используйте 4 раствора: сладкий, кислый, горький и солёный, по капельке из пипетки наносите на разные зоны языка и прислушивайтесь к своим вкусовым ощущениям). Практический совет от меня: горькую таблетку кладите на кончик языка, где у вас зона, воспринимающая сладкий вкус, и тогда вы не почувствуете горечи».

Так какие же правила необходимо соблюдать, чтобы наш орган вкуса работал без ошибок?

Не употребляй слишком горячую пищу.

Соблюдай режим и рацион питания.

Мой руки перед едой.

Не бери в рот незнакомые растения.

Научись оказывать первую помощь при отравлениях.

Содержи в порядке полость рта.

1-й ученик: «Но оказывается, чтобы получить от пищи удовольствие, одних вкусовых ощущений недостаточно. Человек, не воспринимающий запах пищи, перестает ощущать и ее вкус. В создании вкусового образа пищи обязательно участвует также осязание, и зрение. Ведь мы оцениваем одновременно пищу и по механическим, и по температурным и по внешним признакам».

5. Орган осязания. Игра «Узнай, что это?»

— И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).

— Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)

-Что помогает определить, какой это предмет?

-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (слайд)

— Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

1-й ученик: «Самый большой по площади орган чувств – это кожа. Она воспринимает прикосновение и давление, тепло и холод и наконец – боль. В коже на 1 квадратном сантиметре около 100 рецепторов боли, которые тут же дают сигнал тревоги организму и мобилизуют его на борьбу с опасностью».

2-й ученик: «В коже находятся нервные окончания, которые помогают определить температуру окружающей среды и предметов, к которым мы притрагиваемся. Известно, что разные участки тела по-разному чувствительны к холоду. Что у нас замерзает быстрее всего в сильный мороз? Ну конечно, пальцы рук и ног, уши, нос. В них больше нервных окончаний, чувствительных к холоду».

3-й ученик: «Много осязательных нервных окончаний на кончиках пальцев. Ощупывая предметы с закрытыми глазами, мы можем определить их форму, величину, характер поверхности, температуру. Особенно хорошо развито осязание у слепых людей. Благодаря осязанию они даже читают с помощью пальцев по особым выпуклым знакам-буквам».

1-й ученик: «Очень важно сохранить все рецепторы кожи, а для этого нужно соблюдать следующие правила:

Личная гигиена. Ведь недаром говорят, что чистота-залог здоровья. Ежедневные водные процедуры должны стать правилом №1.

Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой.

Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм.

Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.

Не трогай незнакомых животных на улицах».

Кластер (англ.cluster – скопление) гроздь, пучок, созвездие (алгоритм составления кластера очень прост – соответствует модели Солнечной системы: солнце, планеты, спутники, их спутники).

Учитель: А теперь, давайте наши знания попробуем показать на схеме.

Возьмите лист и попробуйте расположить в виде схемы то, что знаете об органах чувств.

Обязательно посоветуйтесь в группах, как лучше это сделать.

( Ребята составляют кластер. )

О чём было интересно узнать? Что понравилось больше всего?

— Подумайте, ребята, все ли органы чувств были задействованы на уроке?

— Каким образом вы задействовали свои органы чувств?

— Ребята, у вас на столе лежат таблички. Заполните их, что вам понравилось, что хотели бы еще узнать.

Поднимите сигнальную карточку вашего настроения. Оцените свою деятельность на уроке.

Народная мудрость гласит: “Здоровье – дороже богатства!”.

— Как вы понимаете эту пословицу?

Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение, слух, обоняние, вкус, осязание?

Учитель: Дома составьте памятки (правила), как сохранить органы чувств здоровыми.

1 группа: Правила: “Хорошее зрение”.

2 группа: Правила: “Здоровые уши”.

3 группа: Правила: “Правильное питание. Здоровые зубы”.

4 группа: Правила: “Хорошее обоняние”.

5 группа: Правила: “Здоровая кожа”.

Урок хочу, закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”. А другой мудрец предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас –

это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет”.

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Дополнительный материал к уроку.

Тексты для чтения по группам

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что происходит вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

80% всей информации об окружающем мире человек получает зрительно и только 20% с помощью органов обоняния, осязания и слуха.

— Что же такое зрение?

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

( Cмотри учебник “Окружающий мир, часть 2-я – страница 41 )

Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость.

Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок хорошо видит на расстоянии 3 см, в сорок пять – 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассмотрения близких предметов. У человека развивается дальнозоркость.

Близорукость часто развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещённости помещения.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

То, что мы называем “ушами” – это только так называемые наружные уши, или ушные раковины. Ими они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее – в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.

Если закрыть глаза, ты всё равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Есть ещё чувство равновесия, которое обычно называют шестым чувством.

Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.

(Мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

— Почему так произошло?

— У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

Разведчик вкуса – язык.

Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное.

Растворённые слюной вещества действуют на вкусовые зоны языка и слизистой оболочки ротовой полости. Получив от них информацию, мозг формирует ощущение вкуса. Он же решает, съедобна или несъедобна пища. От вкусовых ощущений зависит аппетит и выделение пищеварительных соков. Вкусовая чувствительность человека может изменяться от температуры пищи, от состояния здоровья.

Замечал ли ты, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое

( Смотри учебник “Окружающий мир, часть 2-я – страница 46 )

Таким образом, язык – тоже один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Нос – это не только орган обоняния, но и важный орган дыхания.

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. С запахами

у человека связаны многие ассоциации. На слизистой поверхности носа находятся нервные окончания, чувствительные к различным запахам. Обоняние необходимо, чтобы узнавать, съедобна ли пища, свежа ли вода, не отравлен ли ядовитыми газами воздух.

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. Острота обоняния снижается при насморке и некоторых других заболеваниях. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественной пищи.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Кожа – орган осязания.

Наружный покров – кожа – самый обширный орган человека. Она защищает тело от повреждений, удерживает в нём жидкости, препятствует проникновению в организм вредных веществ.

По всему телу спрятаны в коже разведчики осязания. Они разные: для холода и тепла, для прикосновения и для боли. И тоже передают свои сигналы в мозг.

Вот такая у нас разведка!

Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего “скафандра” заключается в том, что сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе нашего тела, ещё более важная её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого нашего тела.

Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже в виде чувств. Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Источник

Познавательное и интересное