Рассказ о падении белогорской крепости

Сказки

Пересказ падения белогорской крепости в капитанской дочке

I have been working in your company as well but the only way I can do it for the first to

Каждый вечер зимы 1912 года рассказчик посещает одну и ту же квартиру напротив храма Христа спасителя. Там живёт женщина, которую он безумно любит. Рассказчик возит её в шикарные рестораны, дарит книги, шоколад и живые цветы, но не знает, чем всё кончится. О будущем она говорить не хочет. Настоящей, последней близости между ними ещё не было, и это держит рассказчика «в неразрешимом напряжении, в мучительном ожидании». Несмотря на это, он счастлив рядом с ней.

Она учится на исторических курсах и живёт одна — её отец, вдовый просвещённый купец, обосновался «на покое в Твери». Все подарки рассказчика она принимает небрежно и рассеянно.У неё есть любимые цветы, книги она прочитывает, шоколад съедает и ужинает с большим удовольствием, но её единственная настоящая слабость — «хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех».

И рассказчик, и его возлюбленная молоды и очень красивы. Рассказчик похож на итальянца, ярок и подвижен. Она смугла и черноглаза как персиянка. Он «склонен к болтливости и простосердечной весёлости», она всегда сдержана и молчалива.

Рассказчик часто вспоминает, как они познакомились на лекции Андрея Белого. Писатель не читал лекцию, а пел её, бегая по сцене. Рассказчик «так вертелся и хохотал», что привлёк внимание девушки, сидящей в соседнем кресле, и та смеялась вместе с ним.

Иногда она молча, но не противясь, позволяет рассказчику целовать «её руки, ноги, изумительное в своей гладкости тело». Почувствовав, что он больше не может владеть собой, она отстраняется и уходит. Она говорит, что не годится для брака, и рассказчик больше не заговаривает с ней об этом.То, что он смотрит на неё, сопровождает в рестораны и театры, составляет для рассказчика муку и счастье.

Так рассказчик проводит январь и февраль. Приходит Масленица. В Прощёное воскресенье она велит заехать за ней раньше обычного. Они отправляются в Новодевичий монастырь. По дороге она рассказывает, что вчера утром была на раскольничьем кладбище, где хоронили их архиепископа, и с восторгом вспоминает весь обряд. Рассказчик удивлён — до сих пор он не замечал, что она так религиозна.

Они приезжают на кладбище Новодевичьего монастыря и долго ходят между могил. Рассказчик смотрит на неё с обожанием. Она замечает это и искренне удивляется: он действительно любит её так сильно! Вечером они едят блины в трактире Охотного ряда, она снова с восхищением рассказывает ему о монастырях, которые успела посмотреть, и грозится уйти в самый глухой из них. Рассказчик не воспринимает её слова всерьёз.

На следующий вечер она просит рассказчика отвезти её на театральный капустник, хотя и считает подобные сборища исключительно пошлыми. Весь вечер она пьёт шампанское, смотрит на кривляния актёров, а потом лихо танцует польку с одним из них.

Глубокой ночью рассказчик привозит её домой. К его удивлению, она просит отпустить кучера и подняться к ней в квартиру — раньше она этого не позволяла. Они сближаются окончательно. Под утро она сообщает рассказчику, что уезжает в Тверь, обещает написать и просит оставить её теперь.

Письмо рассказчик получает через две недели. Она прощается с ним и просит не ждать и не искать её.Рассказчик исполняет её просьбу. Он начинает пропадать по самым грязным кабакам, постепенно теряя человеческий облик, потом долго, равнодушно и безнадёжно приходит в себя.

Проходит два года. Под Новый год рассказчик со слезами на глазах повторяет путь, который проделал когда-то вместе с любимой в Прощёное воскресенье. Затем он останавливается у Марфо-Мариинской обители и хочет войти. Дворник не пускает рассказчика: внутри идёт служба для великой княгини и великого князя. Рассказчик всё же заходит, сунув дворнику рубль.

Во дворе обители рассказчик видит крёстный ход. Возглавляет его великая княгиня, за ней следует вереница поющих инокинь или сестёр со свечами возле бледных лиц. Одна из сестёр вдруг поднимает чёрные глаза и смотрит прямо на рассказчика, словно почувствовав его присутствие в темноте. Рассказчик поворачивается и тихо выходит из ворот.

Источник

Падение Белогорской крепости

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературы в 8 классе

Падение Белогорской крепости
(По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Автор
Рыжкова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ гимназии №1 г.Липецка

ПадениеБелогорской крепости
Народ живо помнит кровавую пору, которую так выразительно назвал он пугачевщиной.
А.С.Пушкин

Цели урока:
Проанализировать один из ключевых эпизодов повести; проследить, как раскрываются в нем характеры героев: Гринева, капитана Миронова, Пугачева.
Раскрыть истоки нравственной стойкости Гринева в отношениях с Пугачевым.
Совершенствовать навык анализа эпизода.

Индивидуальные задания
Перескажите, как в крепости готовились к приходу Пугачева.
Перескажите эпизод взятия Пугачевым Белогорской крепости.
Найдите в главе 6 детали, которые дают ответ на вопрос: «Почему урядник Максимыч перешёл на сторону Пугачева?»
Каково значение эпизода с изувеченным башкирцем?

Дуэль Гринёва и Швабрина
Историческая справка
В 18 веке дуэли еще не были распространены, как во времена Пушкина. Дуэлянтов обычно переводили из столичных гвардейских полков в армейские части в провинции.

Любовь Петра Гринёва
к Марье Мироновой

Вопрос:
Как раскрывается характер Петра Гринёва в ссоре со Швабриным? В любви к Маше?

Падение Белогорской крепости

Вывод:
Два враждебных лагеря находятся в непримиримом конфликте, и жестокость восставших порождена жестокостью правительства. А Белогорская крепость, незащищенная, неукрепленная, обречена достаться врагу.

Личность капитана Миронова

Вопрос:
В чем причины падения Белогорской крепости?

Анализ эпизода
«Разговор Пугачева и Гринёва»
1 вариант
Как Пугачев пытается убедить Гринева, что он царь Петр III?
Какие доводы он приводит, убеждая Гринева идти к нему на службу?
Почему Пугачев отпускает Гринева?

Анализ эпизода
«Разговор Пугачева и Гринёва»
2 вариант
Не уронил ли Гринев чести и достоинства дворянина и офицера в разговоре с Пугачевым?
Чем отличается поведение и речь Гринева в разговоре с самозванцем от ответа Ивана Кузьмича?
Почему Гринев отказывается от предложения Пугачева?

Домашнее задание:
читать главы 10-14
Итоги урока
Как раскрывается характер Гринева в эпизоде взятия Пугачевым Белогорской крепости?

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня

Время чтения: 2 минуты

Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию

Время чтения: 2 минуты

Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет

Время чтения: 1 минута

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Время чтения: 3 минуты

В российских вузах начнут готовить новых специалистов в области климата

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок литературы в 8 классе «Падение Белогорской крепости по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

специалист в области арт-терапии

Урок литературы в 8 классе по теме «Падение Белогорской крепости» по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» составила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.

Тема. Падение Белогорской крепости.

— проследить за новыми событиями романа;

— учить присматриваться к деталям;

— высказывать своё мнение, развивать умение сопоставлять и делать самостоятельные выводы;

— прививать интерес к истории страны.

Оборудование: учебник, текст романа, иллюстрации к роману.

Актуализация опорных знаний учащихся.

— Дайте краткую характеристику каждому герою, проживавшему в Белогорской крепости до известных событий.

— Была ли готова крепость противостоять натиску пугачёвцев? Свои наблюдения обоснуйте.

— Какое письмо получил комендант крепости?

— Расскажите о реакции Ивана Кузьмича на полученную бумагу.

— Каким образом в крепости готовились «принять надлежащие меры»?

— Какие черты капитана Миронова проявились в новых обстоятельствах?

Читайте также:  Рассказ необычный случай из моего детства

III . Объявление темы и цели урока.

IV . Восприятие учащимися учебного материала.

— Перескажите близко к тексту описание тех событий, которые стали происходить в крепости.

Вопросы и задания к учащимся.

— Какую роль играет эпизод с изувеченным башкирцем? Каким мы видим капитана Миронова, к которому привели башкирца, имевшего «возмутительные листы», то есть прокламации Пугачёва, призывавшие к восстанию (возмущению)?

— Описывая башкирца, Пушкин останавливает наше внимание на одной существенной детали. Какой именно и для чего? Что ещё нас удивляет в нём?

Иван Кузьмич ненавистен башкирцу как представитель власти того государства угнетателей, против которого он выступает, а для капитана Миронова башкирец – «злодей», «бунтовщик», подрывающий основы того государства, которому он присягал и служил верой и правдой всю жизнь. Жестокость обоих объяснима. Для Ивана Кузьмича законы, которым он служит, незыблемы и он не задумывается о причинах, толкнувших башкирца в стан восставших.

— Расскажите о Петре Гринёве. Кто и что его волнует? Как вообще он относится к последним событиям?

Свои записки Пётр Андреевич Гринёв пишет по прошествии многих лет, но даже спустя время он не может забыть ни стона изувеченного башкирца, над которым Юлай занёс свою плеть, ни горящих ненавистью глаз несчастного, ни своего волнения, охватившего его при мысли о Маше.

— Как вы объясните эпиграф к VI главе?

Создавая роман «Капитанская дочка» и работая над архивными материалами по делу Пугачёва, Пушкин призывал своих современников обратиться к недавнему прошлому, чтобы понять настоящее и задуматься о будущем.30-е годы XIX века были неспокойными: холерные бунты, неурожайные годы, нищета с одной стороны и равнодушие правительства с другой могло привести к новым крестьянским выступлениям в таком масштабе, как шестьдесят лет тому назад.

В VI главе Пушкин показывает, как нарастает восстание, как углубляется конфликт между противоборствующими лагерями.

— VII главе мы видим представителей этих противоборствующих лагерей – капитана Миронова и Емельяна Пугачёва, их сторонников. Как приготовился к отпору неприятеля Иван Кузьмич?

— Как рассказчик описывает поведение неприятеля?

— Какими описаны оба командира – Пугачёв и капитан Миронов? В чём сила одного и слабость другого?

— Расскажите об Иване Кузьмиче. (Вопрос домашнего задания). Прочитайте эпиграф и раскройте его смысл, вспомнив о последних минутах жизни капитана Миронова.

— Как погибли Иван Игнатьевич и Василиса Егоровна? Можно ли здесь обвинить Пугачёва в жестокости по отношению к женщине?

Иван Кузьмич не стал присягать Пугачёву: он, старый солдат, остался верен той присяге, которую давал в юности. Ещё во время приступа он говорит: «Умирать так умирать: дело служивое».

Иван Игнатьевич тоже не захотел присягать, он повторил слова своего капитана и ещё прибавил: «Ты, дядюшка, вор и самозванец!» Это прозвучало насмешливо, и «Пугачёв опять махнул платком».

— Как складывается судьба иных обитателей крепости – Швабрина и Гринёва?

— Как вы оцениваете поведение Гринёва у виселицы? Готов ли он присягнуть Пугачёву? Прочитайте и прокомментируйте отрывок от слов «Очередь была за мною…» до слов «и оставили на свободе».

— Каким изображён Пугачёв? Составьте цитатную характеристику героя на основе VII главы. Обратите внимание на иллюстрацию, сравните её с описанием. «На нём был красный кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза…»; «… на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнажённою саблею в руке… Пугачёв грозно взглянул… мрачно нахмурился».

— Как ведут себя казаки, захватившие крепость? Почему им всё дозволено?

— На чьей стороне рассказчик?

Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Мы всё видим глазами рассказчика. Для него Пугачёв – враг. Гринёв «смело глядит на Пугачёва, готовясь повторить ответ великодушных товарищей». Он не станет целовать руки, даже когда Савельич слёзно просит его об этом.

Пушкин же свою позицию, своё отношение к Пугачёву выражает несколькими словами: «Весь чёрный народ был за Пугачёва». Все, кто находился на площади, были потрясены происходящим. И белый конь под Пугачёвым, и его красный кафтан, и высокая соболья шапка производили неизгладимое впечатление. Действия Пугачёва, «сверкающие» глаза, властный голос внушали и восторг и страх одновременно.

Когда Пугачёв уехал, за ним бросился народ.

Подготовить выразительное чтение диалога Гринёва и Пугачёва.

Описать состояние Гринёва у виселицы и тогда, когда по велению Пугачёва он отправился к нему.

Подготовить сообщение о пребывании Гринёва в Оренбурге.

Источник

«Падение Белогорской крепости по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Прототип крепости

Прототипом Белогорской крепости, описанной в романе, послужила крепость Татищево — место героического сражения бунтовщиков в годы Пугачевского восстания.

В романе она находилась в 40 километрах от Оренбурга и была вверена в управление коменданту Миронову в воинском звании капитана. О внешнем виде и расположении оплота восставших крестьян известно следующее:

Белогорская крепость представляла собой затерянную в степи деревушку, обнесённую прогнившим во многих местах тыном. Население в большинстве своём составляли солдаты инвалидной (инвалид- то есть вышедший из военного возраста, но оставшийся в рядах армии) команды, составлявшие гарнизон из ста тридцати человек, и казаки. Порядки в крепости были самые что ни есть домашние — всем заправляла Василиса Егоровна, жена капитана. В значительной мере это происходило из-за того, что и солдаты, и их командиры, кроме Швабрина, сами были крестьянами, жили на натуральном хозяйстве, а военной угрозы как таковой никогда не было. Мирная немудрёная жизнь диктовала свои правила существования. Мелкие волнения немногочисленных шаек башкир и киргизов были сравнительно неопасны, да и их не было уже много лет. Большинство солдат уже состарилось на службе в Белогорской, их командир с супругой жили там уже двадцать лет.

Иван Кузьмич был старый служака, глуповатый, но честный и добрый. Он вышел в офицеры из солдатских детей и в глубине души продолжал оставаться солдатом. Его дворянство (а офицером мог быть только дворянин) было лишено даже того минимального аристократизма, которым обладали родители Гринёва. Он иногда вспоминал про службу и пытался «учить» солдат, пытаясь объяснить им, где находится правая, а где левая нога, но жена его беспрестанно одёргивала и с точки зрения житейской была, как правило, совершенно права.

Василиса Егоровна была женщина неглупая, говорливая и любопытная, как и всякая бойкая деревенская женщина, вынужденная управляться с большим хозяйством, а своим хозяйством она считала всю крепость. Она обожала новости и всё, что вносило разнообразие в скучную жизнь, старалась держать всё в своих руках, что у неё с успехом получалось, так как она была женой коменданта. Конечно, кругозор у неё был минимален, и то, что отец Гринёва владел трёмястами крепостными, произвело на неё глубокое впечатление, в то время как это было очень небольшое число крепостных душ во времена Екатерины.

Марья Ивановна, их дочь, была тихая молчальница, легко смущающаяся, но очень искренняя и душевная. Она была девушкой на выданье, но в такой глуши познакомиться с интересным человеком было совсем непросто. Маша обладала большой сердечной чуткостью и интуитивно могла почувствовать качества человека, поэтому она сторонилась Швабрина.

Алексей Иванович Швабрин поначалу производил впечатление остроумного и раскованного человека, знающего цену местным тайнам и добродушно над ними подтрунивавшим. После окажется, что впечатление это обманчиво, а Швабрин таит в душе глубокую уязвлённость.

Солдатская песня, вынесенная в эпиграф, с одной стороны, настраивает читателя на определённый бравый лад и сообщает, о чём должна идти речь в главе, с другой стороны, — является своеобразным юмором автора. В самом деле, деревянный забор вокруг деревни трудно назвать «фортецией». в песне поётся про пушку, и кажется, что как раз про пушку из повести, потому что она гам одна и была. Цитата из фонвизинского «Недоросля» ориентирует как раз на такое восприятие. Именно «старинными людьми» оказываются оторванные от мира обитатели Белогорской крепости.

Что представляли собой Белогорская крепость и порядки заведенные в ней?

Прибыв на место, Гринев видит деревню. Она затерялась в степи и была окружена забором из бревен. Многие из них уже прогнили, но это не волновало здешних обитателей. Все потому, что в этом месте очень редко проходили боевые действия, а редкие волнения шаек киргизов опасности не несли. Деревня имела неприглядный вид с ее кривыми улочками, низкими домиками, покрытыми соломой. Встретил Гринева комендант, который на учения мог с легкостью выйти не в мундире начальника, а в обычном халате. Войско было представлено воинами инвалидами, теми кто уже давно вышел из военного возраста. Совершенно не защищенная крепость, на чьей территории была лишь одна старая пушка.

Читайте также:  План города княжье вено из рассказа в дурном обществе рисунок 5 класс

Но, несмотря на странную действительность, Гриневу понравились обитатели. Он встретил замечательных людей, смог разглядеть прелесть их жизни. Кто-то может и желал бы другого общества в крепости, но юноша писал в своих записках о том, что не нуждался в другом обществе. Парню нравятся душевные разговоры с людьми. Все порядки на территории крепости построены по-домашнему. Объяснить такой семейный характер отношений, что установился между людьми, проживающими в крепости, не трудно. Там заправляет жена коменданта, сами военные — это бывшие крестьяне, да и отсутствие военной угрозы диктует домашний лад.

Каковы ваши впечатления о каждом из героев?

Читая главу Крепость, остаются только хорошие впечатления почти о каждом герое. Здесь и комендант Кузьмич, бывалый солдат, которому на старости лет хочется уже покоя. Знакомимся мы и с его женой, которая всем и управляет в крепости. Зовут ее Василиса Егоровна. Она неглупая, любопытная и даже бойкая женщина, которая умело распоряжалась домашним хозяйством. Она была набожной, властной особой. Живет по старому стилю.

Краткое содержание пятой главы произведения «Капитанская Дочка» Краткое содержание — Разбор четвертой главы произведения «Капитанская Дочка» Краткое содержание — Разбор второй главы произведения «Капитанская Дочка»

Нужно ответить так: Белгородская крепость — это деревушка, окруженная бревен- чатым забором. Всё имело довольно неприглядный вид: улицы тесны и кривы, избы низки. Люди в крепости привыкли к тому, что активных военных действий здесь не происходит, служба идет спокойно. Капитан Миронов и Василиса Егоровна, его жена, живут здесь уже много лет. Василиса Егоровна принима- ет участие во всех делах мужа, обстановка в крепости почти до- машняя. Это произвело на Гринева удручающее впечатление Чем объяснить такой «семейный» характер отношений меж- ду людьми в крепости? Это объяснялось нравами коменданта крепости и его жены. Это люди старого уклада, они обращались с подчиненными без церемоний, да и большинство солдат были местными жителя- ми. Еще это определялось тем, что строгой дисциплины не тре- бовалось, так как мелкие волнения башкир не были опасными. Расскажите о её обитателях. Иван Кузьмич, комендант крепости, и его жена, Василиса Егоровна, показывают образец старого патриархального укла- да жизни. Они живут душа в душу, Василиса Егоровна во всем поддерживает мужа, комментирует (не без доли иронии) его действия, дает советы. Из её реплик мы узнаем, что капитан «не ведает толку» в службе, соответственно, не может ничему научить подчиненных. Василису же Егоровну Швабрин назы- вает «прекрасной дамой». О Швабрине мы узнаем, что он в крепости пятый год, нахо- дится здесь в наказание за дуэль, которая закончилась смертью. Швабрин пытается подружиться с Гриневым, это ему удается сделать. В этой главе он охарактеризован как остроумный, жиз- нерадостный человек. Марья Ивановна — дочь капитана Миронова. Она миловид- ная восемнадцатилетняя девушка. Пока не понятно, почему Швабрин в разговоре с Гриневым охарактеризовал её как ду- рочку. Но читатель понимает, что она чувствительная (не пере- носит стрельбы из пушек), воспитана в старых традициях, не- богата (Мироновы бедны, но сожалеют об этом только потому, что это может помешать их дочери выйти замуж). Какое значение имеет солдатская песня, стоящая эпиграфом к III главе? Вспомним о том, что эпиграф — одно из средств выражения авторской позиции. Именно в эпиграфах мы угадываем лич- ность А.С. Пушкина, так как повествование ведется от имени главного героя. Автор иронизирует, используя такой эпиграф: Белгородская крепость мало походит на фортецию, да и «лю- тые враги» здесь пока еще не были. Эта бравая песня не соот- ветствует тому, что здесь на самом деле. Вторая цитата из «Недоросля» Фовизина тоже настраивает читателя на ироничный лад: «странные люди» в том смысле, что очень далеки от мира, не развиты должным образом, пото- му что находятся далеко от центра России, от крупных городов

Что представляли собой Белгородская крепость, порядки, заведенные в ней?

Белгородская крепость – это деревушка, окруженная бревен­чатым забором. Все имело довольно неприглядный вид: улицы тесны и кривы, избы низки. Люди в крепости привыкли к тому, что активных военных действий здесь не происходит, служба идет спокойно.

Капитан Миронов и Василиса Егоровна, его жена, живут здесь уже много лет. Василиса Егоровна принима­ет участие во всех делах мужа, обстановка в крепости почти до­машняя. Это произвело на Гринева

Удручающее впечатление. Чем объяснить такой “семейный” характер отношений меж­ду людьми в крепости?

Это объяснялось нравами коменданта крепости и его жены. Это люди старого уклада, они обращались с подчиненными без церемоний, да и большинство солдат были местными жителя­ми. Еще это определялось тем, что строгой дисциплины не тре­бовалось, так как мелкие волнения башкир не были опасными. Расскажите о ее обитателях.

Иван Кузьмич, комендант крепости, и его жена, Василиса Егоровна, показывают образец старого патриархального укла­да жизни. Они живут душа в душу, Василиса Егоровна во всем поддерживает мужа, комментирует (не без доли иронии) его действия, дает советы. Из ее реплик мы узнаем, что капитан “не ведает толку” в службе, соответственно, не может ничему научить подчиненных. Василису же Егоровну Швабрин назы­вает “прекрасной дамой”.

О Швабрине мы узнаем, что он в крепости пятый год, нахо­дится здесь в наказание за дуэль, которая закончилась смертью. Швабрин пытается подружиться с Гриневым, это ему удается сделать. В этой главе он охарактеризован как остроумный, жиз­нерадостный человек.

Марья Ивановна – дочь капитана Миронова. Она миловид­ная восемнадцатилетняя девушка. Пока не понятно, почему Швабрин в разговоре с Гриневым охарактеризовал ее как ду­рочку.

Но читатель понимает, что она чувствительная (не пере­носит стрельбы из пушек), воспитана в старых традициях, не­богата (Мироновы бедны, но сожалеют об этом только потому, что это может помешать их дочери выйти замуж). Какое значение имеет солдатская песня, стоящая эпиграфом к III главе?

Вспомним о том, что эпиграф – одно из средств выражения авторской позиции.

Именно в эпиграфах мы угадываем лич­ность А. С. Пушкина, так как повествование ведется от имени главного героя. Автор иронизирует, используя такой эпиграф: Белгородская крепость мало походит на фортецию, да и “лю­тые враги” здесь пока еще не были. Эта бравая песня не соот­ветствует тому, что здесь на самом деле.

Вторая цитата из “Недоросля” Фовизина тоже настраивает читателя на ироничный лад: “странные люди” в том смысле, что очень далеки от мира, не развиты должным образом, пото­му что находятся далеко от центра России, от крупных городов. Каковы ваши впечатления о каждом из героев?

Герои представлены недостаточно.

Мы только что начали читать произведение. Но впечатления о каждом из них уже сло­жились. Иван Кузьмич Миронов – уже немолодой комендант крепо­сти, порядка строгого не держит, так как, видимо, считает его необязательным. Слушает свою жену.

Василиса Егоровна – очень умело ведет хозяйство, умеет чет­ко и правильно организовать быт так, чтобы все чувствовали себя по-домашнему. Интересуется судьбами других людей. Марья Ивановна – скромная, милая девушка, которая во всем подчиняется родителям, воспитана в патриархальной семье, воспринимает свой образ жизни как естественный.

Швабрин вызвал двойственное чувство. С одной стороны, это веселый, остроумный человек. С другой стороны, настора­живает реплика Гринева, что Швабрин представил Машу со­вершенной дурочкой.

Можно предполагать наличие у Шваб­рина темных чувств и мыслей.

История Гринева до службы

Повествование в произведении ведется от лица Петра Гринева. Он рассказывает о годах своей молодости, будучи в преклонном возрасте. Известно, что он овдовел, испытывает ностальгию о прошлом, и хочет выговориться. Лучшее средство для этого — перо и бумага, которым Петр доверяет свою историю.

Детство юного Пети в родительском поместье в Симбирской губернии до поступления на службу в крепость было однообразным, сытым и беспечным. До рождения он был записан на службу в классы Семеновского полка Петербурга. Рос недорослем, гоняя голубей с соседскими мальчишками. К двенадцати годам он хорошо изучил качества борзых собак и стал учиться у месье Бопре, выписанном из Москвы.

Преподаватель Пети частенько напивался до потери сознания и неровно дышал к слабому полу, за что в итоге был уволен. В Белогорскую крепость Гринева отправили по воле отца в возрасте 16 лет. В дороге он встретил Емельяна Пугачева — еще никому не известного беглого казака. Начался буран, и Пугачев согласился проводить Петра и его крепостного слугу Савельича в трактир, за что получил вознаграждение — заячий тулуп юноши.

Читайте также:  Пересказ любого рассказа из сборника последний поклон

Жизнь героя до осады

Описание Белгородской крепости из «Капитанской дочки» дает понять, что она была тихим дальним местом, куда новости из столицы приходили с большим опозданием. Неудивительно, что юноше, мечтавшему вырваться во взрослую жизнь, перспектива службы здесь казалась весьма скучным делом. Он представлял грозные башни, валы, однако очутился в деревушке меленькими домишками и узкими дорогами. Здесь, среди «дружелюбного хрюканья свиней» ему предстояло провести лучшие годы.

Становление личности главного героя тесно связано с событиями, происходящими во время службы. При всей своей домашней обстановке крепость все же была военным бастионом. Однако ничто здесь не могло поспособствовать обучению Гринева военному делу:

Однако жизнь Гринева до начала осады крепости Пугачевым оказалась намного интересней, чем он представлял. Она изменила характер героя в положительную сторону, помогла ему окрепнуть духом, стать более ловким и сильным.

Постепенно Гринев узнает людей, с которыми живет и трудится, принимает и одобряет свою жизнь в глуши. Здесь ему суждено встретить любовь — Машу Мирону, дочь капитана крепости. Однако и нажить себе врага в лице соперника, Алексея Швабрина.

Маша — простая и скромная девушка, которая знает себе цену. Она отвергла ухаживания Швабрина, но Гриневу ответила взаимностью. Любовь к ней дала Петру возможность ощутить свой истинный долг — оберегать возлюбленную, а с нею и всю крепость. Это место стало для него не просто точкой на военной карте. Здесь обитает счастье, за которое нужно бороться до конца.

Вступая в рассуждения с простыми людьми, которые были приветливы и внимательны, герой открыл для себя другую сторону жизни. Общества, к которому он привык, здесь не было, но он ничуть не жалел об этом. То, чем занимался Гринев в крепости, ему нравилось: он беседовал с соседями, писал сочинения, побывал на дуэли со Швабриным, где был ранен, участвовал в подготовке к осаде. Его больше не привлекали военные парады, блестящая карьера, шумные балы. Единственной отрадой стала Маша, к которой стремилось его сердце.

Браку между Петром и возлюбленной, которая ухаживала за ним после ранения, не суждено было сбыться. Узнав о поединке из письма Швабрина, отец рассердился и воспротивился его союзу с бесприданницей. Это привело к охлаждению отношений: Маша старалась избегать Петра, и он больше не посещал семью Мироновых. Пришла беда и в саму крепость: она была захвачена пугачевским войском во время бунта, который историки охарактеризовали, как «бессмысленный и беспощадный».

Урок литературы в 8 классе «Падение Белогорской крепости по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Иван Кузьмич ненавистен башкирцу как представитель власти того государства угнетателей, против которого он выступает, а для капитана Миронова башкирец – «злодей», «бунтовщик», подрывающий основы того государства, которому он присягал и служил верой и правдой всю жизнь. Жестокость обоих объяснима. Для Ивана Кузьмича законы, которым он служит, незыблемы и он не задумывается о причинах, толкнувших башкирца в стан восставших.

— Расскажите о Петре Гринёве. Кто и что его волнует? Как вообще он относится к последним событиям?

Свои записки Пётр Андреевич Гринёв пишет по прошествии многих лет, но даже спустя время он не может забыть ни стона изувеченного башкирца, над которым Юлай занёс свою плеть, ни горящих ненавистью глаз несчастного, ни своего волнения, охватившего его при мысли о Маше

— Как вы объясните эпиграф к VI главе?

Создавая роман «Капитанская дочка» и работая над архивными материалами по делу Пугачёва, Пушкин призывал своих современников обратиться к недавнему прошлому, чтобы понять настоящее и задуматься о будущем.30-е годы
XIXвека были неспокойными: холерные бунты, неурожайные годы, нищета с одной стороны и равнодушие правительства с другой могло привести к новым крестьянским выступлениям в таком масштабе, как шестьдесят лет тому назад.
В
VIглаве Пушкин показывает, как нарастает восстание, как углубляется конфликт между противоборствующими лагерями.
— VII главе мы видим представителей этих противоборствующих лагерей – капитана Миронова и Емельяна Пугачёва, их сторонников. Как приготовился к отпору неприятеля Иван Кузьмич?

— Как рассказчик описывает поведение неприятеля?

— Какими описаны оба командира – Пугачёв и капитан Миронов? В чём сила одного и слабость другого?

— Расскажите об Иване Кузьмиче. (Вопрос домашнего задания). Прочитайте эпиграф и раскройте его смысл, вспомнив о последних минутах жизни капитана Миронова.

— Как погибли Иван Игнатьевич и Василиса Егоровна? Можно ли здесь обвинить Пугачёва в жестокости по отношению к женщине?

Иван Кузьмич не стал присягать Пугачёву: он, старый солдат, остался верен той присяге, которую давал в юности. Ещё во время приступа он говорит: «Умирать так умирать: дело служивое».

Иван Игнатьевич тоже не захотел присягать, он повторил слова своего капитана и ещё прибавил: «Ты, дядюшка, вор и самозванец!» Это прозвучало насмешливо, и «Пугачёв опять махнул платком».

События после бунта

Падение крепости — переломный момент в произведении. Многие ее обитатели не стали противиться судьбе и сразу признали власть Емельяна Пугачева. Однако комендант Миронов и служилый Иван Игнатьевич, остались верны долгу и преданы родине. Их повесили на глазах у всех за непокорность «истинному императору». Василиса Егоровна, супруга коменданта, отправилась на казнь вместе с мужем. После взятия крепости и скорого суда Гринев также оказался среди смертников. Однако во время пути к эшафоту произошло событие, которое спасло ему жизнь.

Преданный слуга Савельич бросился в ноги Пугачеву с просьбой помиловать барское дитя. Емельян согласился с условием, что молодой человек примет его власть. Однако Петр остался преданным императрице Екатерине II. Рассерженный Пугачев все же отпустил Петра, вспомнив давнюю встречу и подаренный барским сыном заячий тулуп.

Гриневу было больно смотреть на гибель людей, которые стали ему близки. На его глазах были убиты защитники крепости. Смелость и преданность Петра отчизне восхитили Пугачева, и он отпустил молодого человека. Однако связь героя с крепостью не разорвалась. Он уехал не навсегда: узнав, что возлюбленную держит в плену Швабрин, переметнувшийся на сторону участников восстания, он вернулся назад, имея план ее спасения.

Получив заступничество Емельяна Пугачева, герой увез сироту из крепости. Однако на этом испытания не закончились. По доносу Швабрина героя арестовали правительственные войска и приговорили к казни, заменив впоследствии ее на вечное поселение в Сибири.

После этого Маше было суждено приехать на аудиенцию к Екатерине II и вымолить прощение своему жениху. Она рассказала, что Гринев не смог оправдаться во время суда лишь потому, что не хотел впутывать ее.

Жизненные уроки

В финале романа торжествует добро. Герои счастливы вместе и благодарны судьбе. Белогорская крепость помогла им обрести светлое чувство, которое лишь окрепло после всех испытаний. Она выступает важною частью произведения, имеет большое значение для становления личности героя. Здесь он впервые встретил любовь, принял бой, столкнулся с недоброжелателями. Каждое испытание сделало его сильнее и привело к становлению цельной личности.

Пережитые к крепости события помогли стать Гриневу человеком, ответственным за свои поступки. Здесь ему пришлось столкнуться с предательством, задуматься о чести, ценности жизни, здесь окончательно выкристаллизовались такие качества, как нравственность и чистота. Отношение героя к месту постоянно менялось:

Белогорская крепость в романе аккумулирует все подлинно русское, народное, национальное. Гений Пушкина сумел показать, что важен не внешний вид, а быт, традиции и культура определенного места. Благодаря влиянию народа Петр Гринев вырос честным, принципиальным и верным родине.

Белогорская крепость в жизни Гринева: сочинение

И вот Петруша уже сидит в санях и едет по заснеженным полям в Белогорскую крепость. Только вот он и представить себе не мог, как она будет выглядеть.

Главным образом в теме «Белогорская крепость в жизни Гринева» сочинение надо начать с того, что увидел наш романтичный герой вместо грозных и неприступных бастионов крепости обычную глухую деревушку, где стояли избы с соломенною крышей, окруженные бревенчатым забором, скривившаяся мельница с лениво опущенными лубочными крыльями и три скирды сена, занесенные снегом.

Однако, несмотря на это, Белогорская крепость в жизни Гринева станет настоящей наковальней, которая сделает из него не труса и мягкотелого предателя родины, а верного присяге, отважного и мужественного офицера.

А пока он только знакомится с милыми обитателями крепости, они дарят ему радость общения и трогательную заботу. Другого общества там не было, но большего он и не желал.

Источник

Познавательное и интересное