Рассказ о памятнике крылова и его героям

Сказки

Два самых необычных памятника Крылову

Неспешно прогуливаясь по Летнему саду, я наткнулась на памятник. Он сильно отличался от белоснежных мраморных фигур греческих богов и богинь, украшающих аллеи сада))) Даже издалека было легко угадать, кому посвящен памятник. Это дедушка Крылов — первое, что приходит на ум, и ведь правда — Крылов!

Я не особо люблю памятники, но вот мимо этого невозможно пройти мимо. Уж очень он необычен. Вернее даже необычен не сам монумент, а гранитный постамент покрытый бронзовыми рельефами животных из басен Крылова.

Это герои 36 самых известных басен Крылова. Глядя на фигурки животных, начинаешь вспоминать названия басен и цитировать отрывки из них:))

Всё таки интернет — великая сила. Изучая подробности создания памятника в Летнем саду нашла интересную информацию о создание памятника:

После смерти Ивана Андреевича Крылова, в 1845 году, в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» появилась заметка о сборе средств на возведение ему памятника.
Горожане и руководство Санкт-Петербурга одобрили эту идею и в скором времени был создан специальный Комитет. За три года своей жизни он собрал достаточно большую по тем меркам сумму – 13 000 рублей. В разных источниках эта сумма разнится от 13000 до 30000.

В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на проект лучшего памятника баснописцу, в котором приняли участие скульпторы Н.С. Пименов, А.И. Теребенев, И.П. Витали, П.К. Клодт, П.А. Ставассер. Совет Академии одобрил проект Петра Карловича Клодта. Скульптор трудился над созданием памятника больше пяти лет.

Петр Карлович Клодт (фото из интернета).

Что самое необычное, Клодт лепил фигуры животных для рельефов с натуры! Можете себе представить? Даже льва и медведя с медвежатами. На несколько лет обширная мастерская скульптора превратилась в настоящий зверинец, где в клетках и на привязи сидели разные звери.Самые ручные свободно разгуливали в помещении и даже нередко заходили в жилые комнаты (квартира Клодта соединялась с мастерской переходом).

Царские егеря передали в «зверинец» Клодта прирученного волка, из Новгородской губернии, брат скульптора прислал медведя с двумя медвежатами, художник А.П. Боголюбов подарил обезьянку-макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрел овцу с ягненком, осла, журавля, лисицу… Натуру со слона Клодт ходил делать в царский зверинец.

Вот со львом приходилось сложнее. Для иллюстрации басни «Лев и Барс» понадобились экземпляры этих двух хищников. Они нашлись на Мойке, куда их привез для демонстрации приезжий немец Зам. Когда работа была окончена, всех животных из мастерской скульптора переселили в его зверинец.

Памятник Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Через двадцать с лишним лет после открытия, во избежание порчи бронзовых барельефов, его обнесли металлической оградой, выполненной в стиле эклектики.

Памятник в Летнем саду был первым памятником после смерти баснописца. Но так сложилось, что мне довелось увидеть и второй памятник Крылову, который находится в Твери. Памятник Крылову в Твери был открыт 14 августа 1959 года в память о юных годах писателя, проведённых в городе.

У этих двух памятников, не смотря на разные годы создания и разные города установки, есть сходство. Оба памятника украшают легко узнаваемые герои басен.

В композицию монумента в Твери включено восемь горельефов на мотивы известных басен. Авторы памятника — скульпторы С. Д. Шапошников, Д. В. Горлов и архитектор Н. В. Донских. Памятник расположен в небольшом сквере в историческом центре города.

«… вороне где-то бог послал кусочек сыра. «

Скульптурные иллюстрации известных басен расположились по углам небольшой площади, на которой возвышается фигура баснописца. Всего представлено четыре стелы с восемью рельефными изображениями сцен из басен «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Квартет», «Лев и Волк», «Свинья под дубом», «Лев состарившийся», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок». Они расставлены как страницы открытых книг, выполненных в бронзе.

«Могучий Лев, гроза лесов, Постигнут старостью, лишился силы: Нет крепости в когтях, нет острых тех зубов, Чем наводил он ужас на врагов, И самого едва таскают ноги хилы. »

Иван Андреевич Крылов прожил довольно долгую жизнь. Был популярным и плодовитым автором. Он написал около двухсот басен. Сегодня увековеченный в бронзе Крылов является настоящим украшением Летнего Сада. Не менее оригинальная скульптурная композиция и в Твери. Есть ли ещё памятники баснописцу в России? Конечно, есть, но их я ещё не видела в живую, поэтому не могу вам их показать, а это значит есть к чему стремиться)))

Источник

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Памятник Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга

Памятники

В Летнем саду Санкт-Петербурга находится необычный памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Писатель изображен в длиннополом сюртуке, сидящим в непринужденной позе, с открытой книгой в руках. Взгляд его задумчив, лицо выглядит очень сосредоточенным. Он как будто бы глубоко погрузился в собственные размышления. На лицевой стороне пьедестала — лаконичная надпись:

Внешний облик скульптурной композиции

Памятник Крылову отлит из бронзы, высота его основания – 3,5 метров, самой статуи — 3 метра.

Гранитный постамент покрыт бронзовыми рельефами в виде фигур животных. Это герои 36 наиболее известных произведений И. А. Крылова

Несмотря на то, что монумент имеет некую тяжеловесность и отличается от остальных скульптур Летнего сада, выполненных из белого мрамора, он достаточно органично вписывается в общую композицию места.

Читайте также:  Рассказы для детей о культуре речи

Горельеф

Что же можно увидеть при ближайшем рассмотрении композиции?

Вот, например, осел, козел, медведь и маленькая обезьянка взяли в лапы музыкальные инструменты. Над ними свисают гроздья винограда, на который смотрит, задрав хитрющую мордочку, лиса

Раскидистые ветви дуба, чьи корни подрывает своим рылом свинья, заняли большую часть одной из сторон горельефа. Это лишь несколько героев знакомых всем сюжетов басен «Квартет», «Лисица и виноград», «Свинья под дубом».

Здесь также изображены персонажи следующих произведений:

Следует отметить, что все герои представлены весьма реалистично и совершенно лишены сатирических черт, присущих им в баснях.

Местонахождение памятника

Однако барон Клодт настоял на том, чтобы памятник воздвигли в Летнем саду, и именно его мнение стало решающим

Почему Летний сад?

Летний сад заложили в 1704 году недалеко от летней резиденции Петра I, который не жалел никаких денег на его устройство. Со всей России и даже из Европы привозили туда деревья, цветы и мраморные статуи. Царь Петр всячески пытался приобщить своих гостей к европейской культуре. С этой целью был создан лабиринт Эзоповых басен, где среди пышной зелени и фонтанов возвышалась статуя античного баснописца в окружении героев его произведений.

К сожалению, большинство прекрасных скульптур Летнего сада впоследствии были уничтожены наводнениями 1777 и 1824 годов.

С целью возобновления традиции просвещения будущих поколений было вполне логичным установить там же памятник автору современных басен

Строили всем миром

Памятник Крылову И. А. в Петербурге был отлит и установлен в 1855 году. На строительство памятника было собрано по различным источникам от 13 до 30 тысяч рублей от частных лиц. Сбор денег объявила газета «Петербургские ведомости» после смерти писателя.

Талантливый скульптор

В конкурсе на участие в строительстве памятника соревновались лучшие мастера того времени, но победу одержал талантливейший скульптор-анималист барон Петр Карлович Клодт, известный также своей композицией «Конь с водничим» на Аничковом мосту. К тому времени он был знаменит не только в России, но и за границей, и вряд ли кто-нибудь смог бы превзойти его в искусстве изображения лошадей.

П. К. Клодт представил комиссии Академии художеств эскиз памятника, выполненный его другом, художником-реалистом Александром Алексеевичем Агиным.

Проект был окончательно утвержден 26 ноября 1849 года

Звери-натурщики

Скульптурная композиция, посвященная великому поэту, создавалась довольно долго – более 5 лет, ведь это была очень трудоемкая работа. Всех зверей П. К. Клодт лепил с натуры.

Для создания горельефа постамента использовались настоящие животные, многие из которых жили в мастерской ваятеля.

У скульптора постоянно содержались: ручные волк и лиса, медведь из Новгородской губернии, журавль, осел, ранее живший на даче в Павловске, макака, подаренная художником-маринистом А. П. Боголюбовым и другие. В уходе за животными принимали участие дети барона Клодта и его главный помощник – формовщик Арсений.

Однако не все звери и птицы, необходимые для памятника, жили в мастерской скульптора. Некоторых ему приносили на время, например, козла, орла, свинью, лягушек. Натурщик-слон нашелся в царском слоновнике, где скульптору позволили работать.

Для иллюстрации басни «Лев и Барс» понадобились экземпляры этих двух хищников. Они нашлись на Мойке, куда их привез для демонстрации приезжий немец Зам. Когда работа была окончена, животных из мастерской скульптора переселили в его зверинец.

Второй памятник литератору

Композиция в Летнем саду — это второй памятник деятелю культуры в России, после памятника поэту и прозаику Н. М. Карамзину. Раньше подобные сооружения устанавливались только в честь царей или очень знатных особ.

И. А. Крылов уже при жизни стал необычайно популярен, любовь к нему была поистине всенародной. Прекрасный поэт и публицист создал более 200 басен, каждая из которых несет в себе бесценную, глубокую мораль, актуальную и на сегодняшний день.

Источник

Joomla! Open Source Content Management

Nav view search

Навигация

Искать

В 1811 году была написана знаменитая басня Ивана Андреевича Крылова «Квартет» о том, как «проказница Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка затеяли играть квартет». Звери не имели ни слуха, ни умения, но были уверены, что мир очаровывать искусством очень легко. Просто надо взять музыкальные инструменты, ноты и играть себе. На деле оказалось, что всё не так просто. Впрочем, басня, как вы понимаете, высмеивает не только бездарных музыкантов, но и вообще всех, кто берётся не за своё дело. Вот уже два века мораль басни не теряет своей актуальности. Русский композитор Рубинштейн положил её на музыку, а во многих городах страны четырёмгоре-музыкантам установлены памятники.
14 августа 1959 года памятник Крылову был открыт в Твери возле площади Победы. Скульпторы – С.Д. Шапошников, Д.В. Горлов, архитектор Н.В. Донских. По сторонам памятника установлены 4 стелы, на каждой из которых горельефы с известными персонажами басен, главная из которых, конечно, «Квартет».
В 1976 году памятник писателю работы скульпторов А.А. Древинаи Д.Ю. Митлянскогои архитектора А.Г. Чалтыкьяна открыт в Москве на Патриарших прудах. Баснописец сидит в окружении героев своих бессмертных произведений, среди которых и здесь, конечно, одно из почётных мест отведено «Квартету».
«Квартет» из железа создал сочинский скульптор Акоп Халафянв сквере своего родного города.
А в Санкт-Петербурге Осёл, Козёл, Мартышка и косолапый Мишка затеяли играть квартет посередине детской площадки возле дома № 21 б по Лиговскому проспекту. Несмотря на то, что изготовлены «музыканты» из искусственных кустов, скульптурную композицию вполне можно считать памятником.

Читайте также:  Пословицы к рассказу человек нового типа

Скульптурная композиция к басне И.А. Крылова «Квартет» (г. Москва)

Патриаршие пруды – замечательное место для прогулок и отдыха. Здесь завораживающая панорама на гладь озера, уютный сквер и множество памятников и скульптурных композиций. Пожалуй, самым необычным способом увековечить героев известных басен И.А. Крылова, являются те скульптуры-иллюстрации, которые установлены в сквере, вдоль аллеи.
Композиции представлены в виде страниц раскрытой книги, на которых бронзовые барельефы персонажей из басен. Из двенадцати героев, размещенных на иллюстрациях, присутствуют персонажи из басни «Квартет». На иллюстрации изображена сцена из басни: проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка, затеявшие сыграть квартет. Композиция и барельефы животных, выполненные из бронзы.

Памятник Ивану Андреевичу Крылову открыт в Санкт-Петербурге 12 мая 1855 года близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. На барельефах, помещённых на постаменте памятника Крылову, скульптор изобразил сцены из басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий».

Парк отдыха имени тридцатилетия Победы в Лазаревском – одна из ярких достопримечательностей курортного посёлка на берегу Чёрного моря. Парк создан в 1975 году, но благоустройство рекреационной зоны велось и ведётся постоянно. Так, в 1983 году в детском городке – там, где расположена миниатюрная железная дорога – были установлены садово-парковые скульптуры из песчаника. Персонажи из русских сказок и басен Крылова собрались на специально отведённой поляне сказок.
Герои известнейшего произведения Ивана Андреевича Крылова «Квартет» облюбовали уютный уголок в тени деревьев. Здесь и Осёл, упорно изображающий игру на скрипке, и Медведь, вдохновенно расправляющийся с контрабасом, и Козёл с альтом, и «первая скрипка» любой компании – проказница Мартышка. Ансамбль состоит из четырёх отдельных фигур, каждое животное стоит на собственном небольшом постаменте. Это решение дополнительно подчёркивает смысл басни, известной, наверное, всем школьникам: «…А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Квартет

Использованные источники:

Источник

ПАМЯТНИК КРЫЛОВУ В ЛЕТНЕМ САДУ

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,

Он, точно с старческой неспешностью речей,

Рассказывает нам, с своих высоких кресел,

Про нравы странные и глупости зверей,

И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

Иван Алексеевич Майков

Неподалеку от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову. 1855».

Иван Андреевич сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг. Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался. А может быть, в этот момент рождается новая басня?

Пьедестал в сравнении с трехметровой статуей невелик и с четырех сторон сплошь покрыт бронзовыми фигурами различных животных — героев басен Крылова.
На лицевой стороне пьедестала, справа от надписи и даты, изображены «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» с музыкальными инструментами, живо и образно воскрешающие в памяти басню Крылова «Квартет». Чуть выше — остромордая лисонька из басни «Лиса и виноград» с жадностью смотрит на упругие кисти винограда.

Занятно, обходя памятник и внимательно рассматривая бронзовый зверинец, вспоминать знакомые с детства басни. Вот известные всем «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Кот и Щука», «Осел и Соловей», «Свинья под Дубом».
Фигурки животных помогают вспомнить названия басен, но они не говорят о том, кто скрыт за их образом.

«Звери мои за меня говорят», — заметил однажды Крылов. К этому можно добавить, что все животные в его баснях наделены характером, у каждого своя судьба. Они не только говорят и действуют по-человечьи, но и бичуют людские пороки и социальное зло.
Животные на памятнике в Летнем саду изображены очень правдоподобно, живо и выразительно, но их нельзя рассматривать как иллюстрации к крыловским басням, потому что «в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, — писал В.Г. Белинский, — но есть люди, и притом русские люди». В зверях Клодта отсутствует иносказание, без которого немыслима басня. В них нет уподобления определенным людским характерам или общественным группам, то есть тому, чему истинная басня обязана своим эффектом.

Читайте также:  Рассказ хождение за три моря текст

Крыловым было написано около двухсот басен, из них тридцать шесть показаны скульптором на пьедестале памятника. Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал.

Из истории создания памятника

После смерти Ивана Андреевича Крылова, в 1845 году, в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» появилась заметка о сборе средств на возведение ему памятника.
Горожане и руководство Санкт-Петербурга одобрили эту идею и в скором времени был создан специальный Комитет. За три года своей жизни он собрал достаточно большую по тем меркам сумму – 13 000 рублей.
В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на проект лучшего памятника баснописцу, в котором приняли участие скульпторы Н.С. Пименов, А.И. Теребенев, И.П. Витали, П.К. Клодт, П.А. Ставассер. Совет Академии одобрил проект Петра Карловича Клодта.
Проект памятника великому русскому баснописцу в рисунке был утвержден советом Академии художеств 26 ноября 1849 года.
Эскиз памятника и рисунки рельефов на сюжеты крыловских басен выполнил друг Клодта художник А.А. Агин. Скульптор трудился над созданием памятника больше пяти лет. На постаменте Клодт изобразил персонажей из самых известных басен Крылова.

Петр Карлович Клодт

Длительную и трудоемкую работу пришлось проделать Клодту по лепке с натуры всех тех животных, изображения которых мы видим на пьедестале памятника. На долгие четыре года обширная мастерская Литейного дома превратилась в настоящий зверинец, где в клетках и на привязи сидели разные звери, а другие, ручные и миролюбивые, свободно разгуливали в помещении и даже нередко заходили в жилые комнаты (квартира Клодта соединялась с мастерской переходом).
Царские егеря передали в «зверинец» Клодта прирученного волка, из Новгородской губернии брат скульптора прислал медведя с двумя медвежатами, художник А.П. Боголюбов подарил обезьянку-макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрел овцу с ягненком, осла, журавля, лисицу. Были и другие звери и птицы.

Впоследствии сын скульптора М.П. Клодт вспоминал: «Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком. Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».
Клодт часто бывал на Мойке у немца Зама, содержащего большой зверинец, там делал этюды льва и других хищников. А чтобы понаблюдать за живым слоном, приходилось ездить в Царское Село. Когда все необходимые работы были закончены, Клодт передал своих животных в зверинец Зама.

Весной 1852 года скульптор представил совету Академии художеств большую модель и после ее одобрения приступил к формовке. В мае следующего года он сам отлил памятник в бронзе в академической литейной мастерской, которой он руководил в течение многих лет. Статуя баснописца была отлита целиком, а не по частям, что свидетельствует о мастерстве Клодта как бронзолитейщика.
Встал вопрос о выборе места установки памятника: одни полагали, что лучшим местом будет участок набережной Невы между Академией наук и университетом. Другие указывали на сквер у Публичной библиотеки, в которой баснописец проработал около тридцати лет. Третьи предлагали установить памятник на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Клодт же избрал Летний сад. Скульптор понимал, что памятник Крылову всегда будет окружен детьми, а Летний сад особенно любим ими.
Была и еще одна причина для установки памятника в этом саду — традиция.
В далеком прошлом в Летнем саду устраивалось немало диковинных сооружений на потеху и удовольствие гуляющих. Еще в петровское время в саду на обширном прямоугольном газоне по проекту архитектора М.Г. Земнова был разбит зеленый лабиринт. При входе в лабиринт стояла отлитая из свинца и позолоченная статуя великого баснописца древности Эзопа. Самые различные животные — персонажи эзоповских басен, исполненные в натуральную величину из свинца, сверкая позолотой, в живых, естественных позах располагались в бассейнах, декорированных мхом, диким камнем и большими раковинами. Рядом стояли таблички с кратким изложением басен и пояснениями их иносказаний.
Эзоп и его золотой зверинец давно исчезли: фонтаны были разрушены наводнением 1777 года, и память о них сохраняется лишь в названии реки Фонтанки.
Спустя более полувека в Летнем саду снова появился памятник, на этот раз великому русскому баснописцу; на пьедестале монумента — бронзовый зверинец.

Памятник Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Через двадцать с лишним лет после открытия во избежание порчи бронзовых барельефов его обнесли металлической оградой, выполненной в стиле эклектики, вошедшей в моду в середине ХIХ века.

В 1966 году памятник был реставрирован.
Сегодня невозможно предствить себе Летний сад без этого памятника.Здесь всегда многолюдно. По выходным дням часто можно услышать живую музыку. Молодые музыканты на ксилофоне исполняют любимые мелодии прошлых веков.

Источник

Познавательное и интересное