Памятник И.А. Крылову в Санкт-Петербурге
В 1855 год, знаменит тем, что был установлен памятник Крылову в Санкт-Петербурге. Находится он в Летнем саду, рядом с основной аллеей. Статуя сделана из бронзы и является одной из первых, которую установили в Питере.
Как появился памятник?
В 1848 году было собрано около 30 тысяч рублей, что на то время было очень крупной суммой. В Академии художеств объявили конкурс, в нем приняли участие десятки скульпторов, чтобы создать памятник Крылову в Санкт-Петербурге (фото ниже).
Среди многочисленных участников одержал победу барон Клодт. Предварительные наброски скульптора были посвящены басням и песням автора.
Вскоре был создан и установлен памятник, который можно увидеть сегодня. Он изображает знаменитого баснописца на высоком гранитном пьедестале, где изображены герои его знаменитых произведений.
Памятник Крылову в Петербурге в высоту всего 3 метра, но работа по его созданию была долгой и трудной. Клодт всегда был за реализм, поэтому все животные на монументе изображены такими, как они есть в реальной жизни.
Создание шедевра
Памятник Крылову в Санкт-Петербурге создавался 4 года. В мастерских содержались животные, которые служили «моделями», для изображения их на монументе.
Там был и ручной волк и медведица с медвежонком, журавль, осел, лисица и многие другие. Когда работа по созданию памятника закончилась, животные были переселены в специальный зверинец.
За всю свою жизнь И. А. Крылов написал 300 басен. На пьедестале его монумента представлены отрывки из 36 самых знаменитых его произведений.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Познавательное видео о памятнике И.А. Крылову
Где находиться памятник Крылову?
Место для установки выбиралось долго. Сначала его хотели поставить рядом с могилой знаменитого баснописца, потом в сквере библиотеки, где он проработал более 30 лет, рассматривалась и набережная Невы.
Если вы не знаете где памятник Крылову, то отправляйтесь в Летний сад. Именно на этом месте и настоял скульптор. Почему же именно здесь?
Когда-то в Летнем саду было огромное количество различных удивительных памятников и скульптур. При Петре I там находился зеленый лабиринт, а рядом с ним статуя Эзопа (знаменитый баснописец времен античности), но к сожаление это великое искусство кануло в лета.
Осталось только название реки Фонтанки, полученное в честь большого количество фонтанов расположенных у лабиринта. Но потом 77-го года внес поправки в историю уничтожив все.
Поэтому не удивительно, что спустя более 50 лет, было принято установить памятник Крылову в Санкт-Петербурге именно в этом знаменитом месте.
Через 20 лет монумент был огражден изгородью, для защиты от вандалов, а в 60-е годы проведена капитальная реставрация.
Во Вторую мировую «Крылова» закрыли досками и бревнами для защиты, но осколки от снарядов все равно не смогли его уберечь и повредили памятник. В 45-ом памятник Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга был восстановлен, и вы можете видеть его таким и по сей день.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
Памятник Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга
Прекрасный город, словно многоликий памятник, поражает обилием достопримечательностей и интересных исторических мест. Они формируют атмосферу магии, величия в северной столице России. Вот он знаменитый Летний сад, заложенный Петром I в 1704 году. Дожди, туман, зимние метели не мешают прогулке по старинным аллеям.
Он тоже памятник воздвиг, и было по сему…
Сразу возле главной аллеи руки автоматически тянутся к средствам для съемок. Памятник. Перед посетителями возникает ожившая фигура известного баснописца И.А. Крылова. Слегка усталый, задумчивый он внимательно читает книгу. Его произведения известны во всем мире и тропинки многих поколений (прошлых и будущих) будут вести сюда всегда.
Почему Летний сад был выбран местом для установки памятника? Просто, Крылов любил гулять в этом месте, получать вдохновение для написания своих произведений. Среди других предложений для установки монумента был вариант, находящийся рядом с местом захоронения Крылова в некрополе Александра – Невской Лавры.
Советую прочитать статью про Некрополь Мастеров в Александро-Невской Лавре, где захоронен Крылов, это своего рода отдельный музей памятников.
Монумент установлен в 1855 году (это подтверждает надпись на переднем фасаде), но решение о его создании появилось после неожиданной смерти Крылова в 1844 году. Памятник стал вторым, установленным русским талантам литературы в Санкт-Петербурге. До него существовал памятник Н.М. Карамзину и многочисленные памятные сооружения в честь царей, знатных особ.
На кубическом пьедестале из гранита видна фигура поэта. Он одет в будничную одежду без прикрас, пафоса, напудренного парика. Таким изобразил Крылова автор памятника П. Клодт (его фигуры коней, украшающих Аничков мост, вызывают восторг). Высота скульптуры составляет 3 м. На всех четырех сторонах пьедестала находятся бронзовые фигуры животных из знаменитых басен.
Не только школьники, но и взрослые стараются вспомнить название басен и узнать «героев». Даже если чуть подзабыли, то мгновенно появляется желание перечитать заново бесценные творения. Особенно полезно это сделать ученикам.
Крылов написал 200 басен и «действующие лица» 36 из них застыли в оригинальных скульптурных композициях. Вот, например, козел, осел, маленькая собачонка, медведь пытаются играть на музыкальных инструментах. С другой стороны гранитного ансамбля свинья подрывает корни у развесистого дуба. На четырёх сторонах пьедестала размещаются изображения персонажей из басен «Кукушкин петух», «Квартет», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки» и т. д.
Герои басен (звери) наделены характером человека. Их поведение указывает и высмеивает многие человеческие пороки. Персонажи произведений выполнялись с «живых натурщиков». В мастерской жили птицы, кошки, волк и т.д. Многие находились в клетках, а отдельные ходили по мастерской, спокойно уживаясь друг с другом. Только волк упорно отказывался от охоты на кошек. Козла регулярно приводила соседка. Льва, слона, медведя с медвежонком «брали в аренду» у зоопарков, частных владельцев. Медведь при этом полюбил угощение спиртным, преподносимое ему рабочими. После окончания работ все звери были определены в зверинец немца Зама на Фонтанке.
Рядом с памятником дедушке Крылову любят играть дети, создавая особое место традиционных детских развлечений Летнего сада. В это время родители, пожилые люди, гуляющие отдыхают на уютных скамейках, расположенных в историческом месте города. Здесь зарождался Летний сад, находилась скульптура знаменитого баснописца Эзопа, произведения которого переводил на русский язык Крылов.
Фигура Эзопа украшала вход в сад фонтанов (свыше 60 единиц), где все скульптурные композиции басен (в виде отдельного фонтана) сопровождались письменными пояснениями. В этом месте формировались знания о нравственных представлениях, мире у будущего знаменитого баснописца. Новый монумент, воздвигнутый здесь с целью возобновления традиций, вызвал многочисленные мнения, как положительные, так и отрицательные.
Отзывы
Современники скульптора высказывались по отношению к неожиданному монументу в добродушной, сентиментальной, саркастической, язвительной форме. Появлялись ехидные эпиграммы, превратившиеся в поговорки, веселые и грустные четверостишья. Несмотря на разные мнения, памятник занимает достойное место в списке достопримечательностей города.
Предлагается узнать мнения отдельных посетителей https://www.tripadvisor.ru/:
Если раньше рядом с ним в нарядных одеждах гуляли представители среднего (и выше) сословья, молодые франты, то сейчас вход в Летний сад доступен каждому жителю, гостю города.
Как добраться
Увидеть фигуру «лукавого дедушки Крылова» предлагается в составе экскурсий по Летнему саду, Летнему Дворцу Петра I, Михайловскому замку, набережным Фонтанки, Мойки, Кутузова, лебяжьей канавки и т.д. Цена, продолжительность, время начала экскурсий уточняются перед поездкой. Общая информация: памятник находится в центральной части Летнего сада (набережная Лебяжьей канавки), недалеко от Чайного домика.
Ближайшие станции метро: Гостиный двор, Невский проспект, Чернышевская. Остановки наземного транспорта располагаются рядом. Это автобусы № 46, 49, 2М. Маршрутные такси К-212, К-76. При поездке на трамвае №3 выходить надо на остановке «Суворовская площадь». Использовать личный транспорт рекомендуется при отличном знании города. Сложно найти парковку рядом с необходимым объектом.
Пройти в Летний сад предлагается без оплаты с учетом разного режима работы летом и зимой. Точная информация указывается на сайте садов Русского музея.
Современное украшение Летнего сада не оставит равнодушным любителей русской литературы, гостей, стремящихся поближе знать все о культуре России. Фигура обычного человека с одухотворенным лицом, светящемся незаурядностью, талантом, делает это сильно и незаметно.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Памятник Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга
Памятники
В Летнем саду Санкт-Петербурга находится необычный памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Писатель изображен в длиннополом сюртуке, сидящим в непринужденной позе, с открытой книгой в руках. Взгляд его задумчив, лицо выглядит очень сосредоточенным. Он как будто бы глубоко погрузился в собственные размышления. На лицевой стороне пьедестала — лаконичная надпись:
Внешний облик скульптурной композиции
Памятник Крылову отлит из бронзы, высота его основания – 3,5 метров, самой статуи — 3 метра.
Гранитный постамент покрыт бронзовыми рельефами в виде фигур животных. Это герои 36 наиболее известных произведений И. А. Крылова
Несмотря на то, что монумент имеет некую тяжеловесность и отличается от остальных скульптур Летнего сада, выполненных из белого мрамора, он достаточно органично вписывается в общую композицию места.
Горельеф
Что же можно увидеть при ближайшем рассмотрении композиции?
Вот, например, осел, козел, медведь и маленькая обезьянка взяли в лапы музыкальные инструменты. Над ними свисают гроздья винограда, на который смотрит, задрав хитрющую мордочку, лиса
Раскидистые ветви дуба, чьи корни подрывает своим рылом свинья, заняли большую часть одной из сторон горельефа. Это лишь несколько героев знакомых всем сюжетов басен «Квартет», «Лисица и виноград», «Свинья под дубом».
Здесь также изображены персонажи следующих произведений:
Следует отметить, что все герои представлены весьма реалистично и совершенно лишены сатирических черт, присущих им в баснях.
Местонахождение памятника
Однако барон Клодт настоял на том, чтобы памятник воздвигли в Летнем саду, и именно его мнение стало решающим
Почему Летний сад?
Летний сад заложили в 1704 году недалеко от летней резиденции Петра I, который не жалел никаких денег на его устройство. Со всей России и даже из Европы привозили туда деревья, цветы и мраморные статуи. Царь Петр всячески пытался приобщить своих гостей к европейской культуре. С этой целью был создан лабиринт Эзоповых басен, где среди пышной зелени и фонтанов возвышалась статуя античного баснописца в окружении героев его произведений.
К сожалению, большинство прекрасных скульптур Летнего сада впоследствии были уничтожены наводнениями 1777 и 1824 годов.
С целью возобновления традиции просвещения будущих поколений было вполне логичным установить там же памятник автору современных басен
Строили всем миром
Памятник Крылову И. А. в Петербурге был отлит и установлен в 1855 году. На строительство памятника было собрано по различным источникам от 13 до 30 тысяч рублей от частных лиц. Сбор денег объявила газета «Петербургские ведомости» после смерти писателя.
Талантливый скульптор
В конкурсе на участие в строительстве памятника соревновались лучшие мастера того времени, но победу одержал талантливейший скульптор-анималист барон Петр Карлович Клодт, известный также своей композицией «Конь с водничим» на Аничковом мосту. К тому времени он был знаменит не только в России, но и за границей, и вряд ли кто-нибудь смог бы превзойти его в искусстве изображения лошадей.
П. К. Клодт представил комиссии Академии художеств эскиз памятника, выполненный его другом, художником-реалистом Александром Алексеевичем Агиным.
Проект был окончательно утвержден 26 ноября 1849 года
Звери-натурщики
Скульптурная композиция, посвященная великому поэту, создавалась довольно долго – более 5 лет, ведь это была очень трудоемкая работа. Всех зверей П. К. Клодт лепил с натуры.
Для создания горельефа постамента использовались настоящие животные, многие из которых жили в мастерской ваятеля.
У скульптора постоянно содержались: ручные волк и лиса, медведь из Новгородской губернии, журавль, осел, ранее живший на даче в Павловске, макака, подаренная художником-маринистом А. П. Боголюбовым и другие. В уходе за животными принимали участие дети барона Клодта и его главный помощник – формовщик Арсений.
Однако не все звери и птицы, необходимые для памятника, жили в мастерской скульптора. Некоторых ему приносили на время, например, козла, орла, свинью, лягушек. Натурщик-слон нашелся в царском слоновнике, где скульптору позволили работать.
Для иллюстрации басни «Лев и Барс» понадобились экземпляры этих двух хищников. Они нашлись на Мойке, куда их привез для демонстрации приезжий немец Зам. Когда работа была окончена, животных из мастерской скульптора переселили в его зверинец.
Второй памятник литератору
Композиция в Летнем саду — это второй памятник деятелю культуры в России, после памятника поэту и прозаику Н. М. Карамзину. Раньше подобные сооружения устанавливались только в честь царей или очень знатных особ.
И. А. Крылов уже при жизни стал необычайно популярен, любовь к нему была поистине всенародной. Прекрасный поэт и публицист создал более 200 басен, каждая из которых несет в себе бесценную, глубокую мораль, актуальную и на сегодняшний день.
Зверинец скульптора Клодта. (о памятнике И. А. Крылову)
В 1844 году умер знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Горевала в те дни Россия. Крылов был истинно всенародным поэтом.
Басни его любили не только люди образованные, но и те, кто и вовсе читать не умел, а басни знал понаслышке.
И как-то сама собой родилась мысль поставить баснописцу памятник в городе, где он прожил всю свою жизнь, – в Санкт-Петербурге. До того времени в столице Российской империи воздвигались памятники лишь царям да лицам особо знатным. Крылов был первым сочинителем, чьи заслуги собирались увековечить памятником. Для этого нужны были средства, и немалые. Где их взять? На монументы царям и полководцам деньги щедро отпускала государственная казна. А для какого-то сочинителя тратиться они не собирались.
И всё же мысль увековечить память великого баснописца не осталась без отклика. Начался сбор средств от частных лиц, вносили, как говорится, кто сколько мог. А пока собирали нужное количество денег, решено было объявить конкурс среди скульпторов на лучший проект памятника. Кроме того, надо было подумать и о том, в каком месте воздвигнуть монумент.
Иван Андреевич долгие годы работал в Государственной Публичной библиотеке, ныне носящей название Российской национальной библиотеки. В те времена площадь перед Александринским театром и Публичной библиотекой была свободна. Там было и задумали поставить памятник баснописцу. Для этого требовалось разрешение самого царя. Но Николай I и слышать не хотел, чтобы в центре города, вблизи Невского проспекта, на одной из красивейших площадей вдруг соорудили бы монумент какому-то сочинителю. «Не разрешаю» – таков был ответ всесильного царя. Николай I соизволил заявить просителям, что он самолично выберет место для памятника.
Тем временем русские скульпторы готовили на конкурс свои проекты. Когда пришёл срок, специальная комиссия рассмотрела все проекты, и после долгих обсуждений первое место было присуждено ваятелю Петру Карловичу Клодту.
Что же предложил скульптор? Он задумал поместить Крылова среди многочисленных героев его басен. А героями этими главным образом были звери. Пётр Карлович пригласил близкого своего знакомого, известного художника Александра Алексеевича Агина, нарисовать на стенках будущего памятника различных героев особо любимых в народе басен Крылова. Агин охотно откликнулся на предложение скульптора. Долго они обсуждали, каких именно животных и из каких басен поместить по всем четырём сторонам пьедестала. И, когда договорились, Агин приступил к работе. Сделать это надо было умело и красиво: ведь проект предназначался не только для конкурса, его должен был утвердить сам император. Разместить многих животных на памятнике оказалось нелёгкой задачей, но Агин был искусный рисовальщик и со своей задачей справился.
Царь утвердил проект и, кроме того, указал место, где поставить памятник. Местом этим оказался Летний сад. Правда, площадка в саду, указанная царём, была мало подходящей, и скульптор в конце концов добился того, чтобы монумент воздвигли там, где он стоит и поныне, неподалёку от Летнего дворца Петра I.
В том, что Пётр Карлович Клодт победил на конкурсе, не было ничего удивительного. К тому времени не только в России, но и за границей он был уже известен как талантливейший скульптор-анималист. Вряд ли кто мог сравниться с ним в искусстве изображения лошадей. С самых юных лет у маленького Петруши Клодта проявилась эта удивительная страсть к воспроизведению всевозможных животных на бумаге. А то, взяв ножницы, вырезал он волчат, лисят, ягнят. Бывало, найдёт подходящий деревянный обрубок и примется сразу же вырезать из него какого-нибудь медвежонка. Но самым любимым животным маленького художника всегда была лошадь. Самой любимой она и осталась на всю жизнь. Его знаменитые бронзовые кони на Аничковом мосту и по сей день вызывают восхищение у всех, кто только взглянет на них.
Когда же вместе с художником Агиным Клодт обсудил, героев каких именно басен он должен был изобразить на четырёх стенках постамента, выяснилось, что потребуются следующие животные: лев, медведь, волк, лисица, обезьяна, слон, осёл, козёл, барс, вол, овцы, кот и представители пернатых: орёл, кукушка, ворона, соловей, журавль. Нужны были также лягушки, змея, мыши.
Скульптор Клодт работал над памятником Крылову задолго до того, как в Петербурге открылся первый зоологический сад. А верный своим правилам художник мог правдиво создать всё это животное царство только с натуры. С картинок в книгах не создашь настоящей скульптуры.
И вот с некоторых пор во дворе мастерской Клодта начали появляться четвероногие, крылатые, ползающие и квакающие натурщики. Они поселялись здесь надолго. Зимой переходили под крышу в хорошо отапливаемое помещение. У скульптора собрался целый зверинец! Не хватало только льва, барса и слона. Но и этих зверей Пётр Карлович лепил с натуры. Подаренный в своё время персидским шахом русскому императору слон находился в царском слоновнике, где скульптору разрешалось сколько угодно работать. Слон был спокойным и покладистым натурщиком. Он мог часами стоять неподвижно, лишь ритмично помахивая длинным хоботом.
А где же взять хищников, и прежде всего самого царя зверей? К счастью, в то время заезжий предприимчивый немец Зам демонстрировал на Мойке нескольких привезённых им животных. Был среди них и старый лев, на склоне лет своих отсыпавшийся в большой клетке. Привёз Зам и барса. Пётр Карлович ходил на Мойку лепить этих двух нужных ему для барельефов хищников. Все остальные животные находились в собственном скульптора Клодта зверинце, привлекавшем огромное количество зевак.
Хлопот у скульптора с животными было превеликое множество. Да и содержать этот домашний зверинец обходилось в копеечку. К счастью, в помощниках недостатка не было. Главным «служителем» зверинца был формовщик Арсений. Этот человек являлся правой рукой ваятеля. Клодт был не только выдающимся скульптором, но и первоклассным мастером по художественному литью. Большинство своих скульптур Пётр Карлович отливал самолично. А с Арсением у него была старая дружба, и, работая со старым формовщиком, скульптор всегда добивался желанных результатов.
Помимо Арсения за зверями ухаживали дети скульптора: двое мальчиков и четыре девочки. Старший из мальчиков – Миша впоследствии и сам стал известным художником, чьи картины выставлены в Государственном Русском музее и в Третьяковской галерее.
Чувствую, что не терпится и вам поближе познакомиться с обитателями клодтовского зверинца. Ну что ж! Пожалуйте со мной в Летний сад к памятнику знаменитому баснописцу.
Вот сидит он на камне, старый библиотекарь, с книгой в руках. Взгляд его задумчиво устремлён в зелёную паутину деревьев Летнего сада. Одет он просто, по-домашнему. На нём длиннополый сюртук. Этот сюртук и вправду принадлежал баснописцу. Клодт попросил его у родных Ивана Андреевича и в точности воспроизвёл на фигуре знаменитого сочинителя.
А ниже на пьедестале застыло многоликое крыловское царство. Давайте знакомиться.
Делать это мы будем переходя от одной басни к другой. Вот на лицевой стороне пьедестала, справа от медальона, где вычеканены слова «Крылову», мы видим четырёх героев знаменитой басни, очень хорошо вам знакомой:
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Орёл
Из-под небес на стадо налетел
И выхватил ягнёнка,
А Ворон молодой вблизи
на то смотрел.
Взманило это Воронёнка.
Да только думает он так:
«Уж брать, так брать,
А то и когти что марать!»
Чем это кончилось, вы также помните, конечно.
Воронёнок выбрал самого прежирного и прематёрого барана и вцепился в его шерсть, в которой и запутался. Так был пойман хвастунишка.
Ему все крылья окорнали
И детям отдали играть.
На барельефе можно увидеть и орла с ягнёнком. Царя птиц для позирования скульптору приносили от одного южнорусского помещика, возившего всюду с собой ширококрылого орла, некогда пойманного в украинской степи. Помещик этот, между прочим, был несказанно горд, что его пленник попал на барельеф памятника самому Ивану Андреевичу Крылову, и долго хвастался потом этим счастливым для него обстоятельством.
Обходя памятник с задней его стороны, в самом центре барельефа видим мы «Свинью под дубом вековым. » Свиней Пётр Карлович в своём зверинце не держал. «На Васильевском острове достаточно хавроний, возьмём по надобности во временное пользование». Точно так же вылепил скульптор вола где-то на даче в Финляндии. А вот на стыке двух барельефов виден слон, вернее его огромная голова. Вначале при взгляде на слона начинаешь искать пресловутую Моську. Но не видно этой «всемогущей» собачки, облаявшей слона. Когда приглядываешься, то замечаешь, что хоботом своим слон держит овечью шкуру. Оказывается, серый великан представляет здесь другую басню, в прошлом веке очень известную. Называется она «Слон на воеводстве». Тут и другие персонажи этой басни: слева от слона – стадо овец, справа – стая волков. Воевода-слон чинит суд по жалобе овец, «что волки-де совсем сдирают кожу с нас». А хоботом воевода держит вещественное доказательство – овечью шкуру.
На этой же стороне барельефа видна змея, обвившаяся вокруг ствола. Это та самая, которая умолила самого Юпитера дать ей голос соловья. Но как ни сладко пела эта змея, от страшного вида её шарахались в стороны все птицы. Эта птичья стая изображена здесь же на постаменте.
Что же стало с зверинцем Клодта, когда все его натурщики были больше не нужны и работа над памятником окончательно завершена? Как ни привыкли добрый мастер и его дети к своим четвероногим и пернатым друзьям, пришло всё же печальное время расставаться с ними. Михаил Иванович, Макарка, Воля и вся прочая компания, за исключением, конечно, кота, петуха, а также Жури, – сменили квартиру и с Васильевского острова перекочевали на Мойку к немцу Заму. Тут не было ни привольного, большого двора, ни привычной мастерской, одни клетки. И когда некоторое время спустя Клодт с детьми наведался к Заму, он увидел питомцев своих в очень унылом состоянии. Воля узнал Петра Карловича и детей, жалобно-жалобно завыл и бросился к прутьям клетки. Стоявшие рядом зрители шарахнулись в сторону, но Клодт с детьми протянули руки серому пленнику, и он, радуясь встрече, с необыкновенной тоской в глазах шершавым языком лизал их ладони. Совсем унылым выглядел и косолапый. Он глухо урчал, точно жаловался на горькую судьбу, и мастер, взглянув в глаза Топтыгина, прочёл в них обиду и укоризну.