Два ряда мачт
В 1854 году командование Черноморского флота принимает непростое решение – затопить собственную эскадру, чтобы преградить пути вражеским судам. Шла Крымская война, силы англо-французского флота значительно превышали русские. У противников были новые по тем временам пароходы, а у нас – старые деревянные парусники. Было ясно: в бою им не выстоять. Топить свой флот было жалко, но в итоге это решение спасло Севастополь.
11 сентября 1854 года между Константиновской и Александровской батареями были затоплены семь устаревших кораблей, через пару месяцев еще два. В феврале 1855 года была проложена вторая линия мачт, выступающих из воды. От Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи на Южной было затоплено еще шесть судов.
Двадцать названий
Некоторые туристы ошибаются, называя памятник «затонувшим кораблям». Это неверно, корабли были именно затоплены, а не затонули сами. Но мало кто знает, что официальное название памятника неоднократно менялось, всего насчитывается около 20 разных вариантов его именования.
Где теперь орудия
Перед тем, как топить парусники, с них снимали все ценные орудия. Их отправляли на берег для усиления батарей и редутов, так что военная мощь кораблей еще сыграла свою роль при Первой обороне города.
Удивительная стойкость
В 1944 году рядом с памятником был подбит и сгорел немецкий танкер, тоже не причинив вреда монументу. Останки этого судна пролежали там какое-то время в уже мирном Севастополе и остались запечатлены на фото.
Изменчивый внешний вид
По задумке архитектора, на вершине круглой колонны сидит двуглавый орел, который держит в клювах венок с прикрепленным к нему якорем. Одна половина венка сплетена из лавровых листьев, а вторая – из дубовых. Голову орла венчает корона.
Звучали предложения убрать корону с орла и заменить ее на звезду, но этого так и не произошло. Единственное, что изменилось – после революции был сбит крест на короне орла. Восстановили его только во время реставрации в 2003 году.
Два ряда мачт
В 1854 году командование Черноморского флота принимает непростое решение – затопить собственную эскадру, чтобы преградить пути вражеским судам. Шла Крымская война, силы англо-французского флота значительно превышали русские. У противников были новые по тем временам пароходы, а у нас – старые деревянные парусники. Было ясно: в бою им не выстоять. Топить свой флот было жалко, но в итоге это решение спасло Севастополь.
11 сентября 1854 года между Константиновской и Александровской батареями были затоплены семь устаревших кораблей, через пару месяцев еще два. В феврале 1855 года была проложена вторая линия мачт, выступающих из воды. От Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи на Южной было затоплено еще шесть судов.
Двадцать названий
Некоторые туристы ошибаются, называя памятник «затонувшим кораблям». Это неверно, корабли были именно затоплены, а не затонули сами. Но мало кто знает, что официальное название памятника неоднократно менялось, всего насчитывается около 20 разных вариантов его именования.
Где теперь орудия
Перед тем, как топить парусники, с них снимали все ценные орудия. Их отправляли на берег для усиления батарей и редутов, так что военная мощь кораблей еще сыграла свою роль при Первой обороне города.
Удивительная стойкость
В 1944 году рядом с памятником был подбит и сгорел немецкий танкер, тоже не причинив вреда монументу. Останки этого судна пролежали там какое-то время в уже мирном Севастополе и остались запечатлены на фото.
Изменчивый внешний вид
По задумке архитектора, на вершине круглой колонны сидит двуглавый орел, который держит в клювах венок с прикрепленным к нему якорем. Одна половина венка сплетена из лавровых листьев, а вторая – из дубовых. Голову орла венчает корона.
Звучали предложения убрать корону с орла и заменить ее на звезду, но этого так и не произошло. Единственное, что изменилось – после революции был сбит крест на короне орла. Восстановили его только во время реставрации в 2003 году.
Памятник затопленным кораблям
Это безусловный символ Севастополя. Его можно встретить как на городском гербе, так и на многочисленных сувенирах.
Монумент сооружён в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли. Создан по проекту скульптора академика Амандуса Адамсона, при участии архитектора В. А. Фельдмана и военного инженера Ф. О. Энберга. Интересно, что авторство эстонского скульптора Адамсона установили только в 1949 г.
Затопление кораблей осенью 1854 года – драматическая страница в истории отечественного флота. 11 сентября у входа в бухту поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, были затоплены семь устаревших кораблей: фрегаты «Сизополь», «Флора», корабли «Уриил», «Три Святителя», «Силистрия», «Селафаил», «Варна». Это было тяжелое, но как казалось главнокомандующему генералу Меншикову единственно возможное решение. У русских было 45 кораблей, из них 11 паровых, остальные – парусные. У противника только паровых кораблей было более 50.
Начальник штаба адмирал Корнилов открыто выступил против решения Меншикова, собрав военный совет. Был найден компромисс – затопить самые старые корабли. Тяжелое решение морякам объявил сам Нахимов, безусловный авторитет для всех офицеров и матросов: корабли затопить, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь».
На флоте матросы служили почти всю зрелую жизнь, корабль был для них вторым домом. С кораблей сняли орудия и снасти, выведя их на линию, в днищах прорубили отверстия… Сошедшие на берег матросы пополнили ряды защитников города.
По воспоминаниям очевидцев, один из кораблей долго не мог уйти на дно – «Три Святителя», герой Синопского сражения. Он трещал, гремел, но не уходил под воду. «Боевой смерти просит», сказал кто-то из матросов. И тут вспомнили, что на корабле осталась икона. Посланные матросы забрали ее и корабль, выпустив из трюмов последний выдох, ушел на дно.
Осенние шторма частично разрушили эту преграду, в ноябре — декабре дополнительно были затоплены корабль «Гавриил» и корвет «Пилад». В феврале 1855 года, от Михайловской батареи форта на Северной стороне до Николаевской батареи — на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды — было затоплено еще шесть судов: корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Месемврия», «Мидия». Как раз на второй линии затопления и находится памятник.
27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили и остальной флот. Огонь береговых батарей и затопленные корабли сделали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота.
Рассмотрим памятник. В 23 метрах от набережной из воды вырастает искусственная гранитная скала. На вершине возвышается светло-серая диоритовая колонна коринфского ордера. В сторону моря обращен бронзовый двуглавый орел, увенчанный большой императорской короной. Он держит в клювах венок с якорем. На груди орла — щит с рельефным изображением Святого Георгия Победоносца. Экскурсоводы на прогулочных катерах любят показывать с определенных ракурсов, как контур орла превращается в профиль то ли адмирала Нахимова, то ли Льва Николаевича Толстого.
Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 гг. для загражденiя входа на рейдъ». На подпорной стене набережной напротив монумента установлены два якоря с затопленных кораблей. Раньше со стороны моря была закреплена выступающая из воды бронзовая мачта парусного корабля. Общая высота памятника — 16,7 м, колонны — 0,95 м, размах крыльев орла — почти три метра.
Памятник Затопленным кораблям в Севастополе
Севастополь известен большим количеством достопримечательностей, но символом города по праву является Памятник Затопленным кораблям. Это 17-метровое сооружение посвящено не просто десятку затопленных парусных судов. Смысл памятника более глубокий: он символизирует мужество, стойкость и храбрость моряков Черноморского флота. Это знак самопожертвования, навсегда останется в памяти поколений. Это памятник людям, которые ради Родины были готовы на все.
Находится он недалеко от Приморского бульвара и напоминает о событиях первой обороны Севастополя 1854-1855 годов. Этот мемориал изображается на всех сувенирах, которые туристы на память приобретают у местных торговцев.
История затопления
В сентябре 1854 русские потерпели поражение на реке Альме и в это же время англо-франко-турецкая армия высадилась на берега полуострова. Все это значительно дестабилизировало положение защитников. Руководство опасалось, что отбить атаку при прорыве через рейд будет сложно, практически невозможно. Именно поэтому было принято решение затопить часть парусных судов на входном фарватере. Это сделало бы недоступной для врага Северную бухту.
В результате такого решения 11 сентября 1854 года было затоплено несколько устаревших списанных кораблей и фрегатов:
Они ушли под воду между Константиновской и Александровской батареями. Позже вследствие осенне-зимних штормов эти искусственно созданные преграды были частично разрушены. Поэтому в начале зимы дополнительно затопили корвет «Пилад» и корабль «Гавриил». В итоге было затоплено 10 суден на первой линии заграждения. Приказ затопить корабли был отдан князем Александром Меншиковым (по некоторым данным вице-адмиралом П.С. Нахимовым).
Расположены были корабли строго с севера на юг. Ближе к северному берегу затопили фрегат «Сизополь», а к южному – «Флору». В ночь на 11 сентября 1854 года бригады корабельных плотников проламывали днища, а на некоторые судна установили пороховые заряды. Удивительно, что не все сразу пошли на дно, корабль «Три Святителя» держался аж до самого утра.
Вражеский флот эта новость повергла в шок, и они отменили нападение на северную сторону. Решили двигаться в обход. Те же корабли, что пошли напрямую получили серьезные повреждения: мачты затонувших фрегатов пробивали им днище, а огонь с берега завершал дело.
А уже в феврале 1855 затопили еще шесть кораблей на Северной стороне от Михайловского форта до Николаевской батареи. Таким образом, появилась вторая линия мачт, возвышающихся над линией воды. Это были корабли:
И в августе 1855 года был затоплен оставшийся Черноморский флот после того, как защитники перешли с Южной стороны на Северную. Многие смотрели на данное решение неоднозначно, кто-то выступал против. Но по мнению вражеских флотоводцев – это стало единственно правильным действием. Иначе союзный флот очень быстро бы попал в бухту со своей армией. Это мнение вице-адмирала Фердинанда Гамелена.
Появление монумента
История памятника началась в 1854 году, когда объединенный флот 4-х государств приблизился к Севастополю – главной базе Черноморского флота. Вражеские судна имели конкретный план: захватить территорию за две недели. Они рассчитывали за этот период уничтожить наш флот, захватить Севастополь и другие крупные города.
Обороной тогда руководили вице-адмирал В.А. Корнилов и вице-адмирал П.С.Нахимов. Было принято решение затопить большую часть парусных судов, чтобы флот неприятеля не зашел в бухту. План был очень прост: мачты затопленных кораблей будут пробивать днища врагов, ломать рулевое управление, а огонь с берегов уничтожил бы беспомощные корабли.
Некоторые современники писали, что адмирал П.С. Нахимов плакал, как ребенок, когда топили судна. Но все было рассчитано верно: несколько раз флотилия пыталась зайти в бухту, но каждый раз терпела поражение. С этого момента началась долгая изматывающая 349-ти дневная оборона Севастополя. Военные действия длились 11 месяцев, до тех пор, пока 8 марта 1856 года не был подписан Мирный договор.
Официально считается, что Памятник Затопленным кораблям – символ Севастополя и не зря. Пятидесятилетний юбилей обороны города моряки праздновали в 1905 году и тогда же городские власти решили увековечить этот подвиг очень необычным памятником. В 23 метрах от набережной установили сооружение, которое представляло собой утес с восьмигранным пьедесталом и бронзовой картины с тонущими в пучине парусниками.
Официального открытия не было, поскольку в этот же год началась революция, а в 1917 царский режим был свергнут. Памятники начали массово разрушать, но Памятник Затопленным кораблям в Севастополе решили оставить. Монумент был известен во многих городах, поскольку после установки было выпущено очень много открыток с его изображением. Хотя попытки видоизменить внешний вид выдвигались:
Единственное, что сделали из вышеперечисленного – демонтировали крест в 1927 году.
Долгое время была неизвестна история Памятника Затопленным кораблям и не могли обнаружить автора.Узнали лишь когда нашли список работ известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона. Помогали ему архитектор Фельдман и инженер Энберг. Названий у монумента было огромное множество и ни одно надолго не прижилось. Нынешнее появилось в 1930-х гг. и осталось по сей день.
Памятник представляет собой диоритовую мраморную колонну высотой 7 метров, установленную на восьмиугольном гранитном основании. И стоит этот мемориал на мысе, который выложен из гранитных валунов в хаотичном порядке. Под водой вся конструкция держится на каменных блоках в форме квадрата. Высота самого памятника составляет 16,7 метров.
Значение символов изображенных на памятнике
Очень много символичности несет в себе Памятник Затонувшим кораблям в Севастополе, каждый его элемент наполнен смыслом и имеет особое значение. На утесе, который возвышается над водой есть цитата: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд».
На семиметровой белоснежной колонне находится капитель с двуглавым орлом, обращенным в сторону моря, который широко расправил свои крылья и гордо держит лавровый венок. Сам венок состоит из листьев лавра, означающих свободу и листьев дуба – символа веры и славы. На груди орла имеется щит с изображением Георгия Победоносца. В клювах он держит якорь, а над головой – царская корона с крестом.
Вся скульптурная композиция выполнена из бронзы:
Так же, как и две мемориальные таблички на пьедестале с барельефом, отлиты из бронзы. Они изображают тонущие суда с памятными надписями.
Глубоким смыслом пронизана вся композиция. Лавровые листья – это триумф, слава, очищение, а дубовые – сила и стойкость. Орел не просто так повернут к морю – это говорит о постоянной готовности защищать город от захватчиков.
В 2007 году конструкцию уже ремонтировали, средства выделило правительство Москвы. На бронзового орла взобрались альпинисты Валерий Кныш и Дмитрий Радулов. В основании правого крыла появилась трещина – ее и заклеили специальным клеем. Но такая заплата не рассчитана на длительный срок, поэтому в ближайшем будущем скорее всего потребуется дополнительная реставрация.
Памятник отлично просматривается с любой точки бухты и считается центральной частью города. Сам мемориал представляет собой символ принадлежности к великой русской истории.
Интересные факты
Некоторые факты говорят о том, что вопрос защиты Севастополя и его бухты обсуждался еще далеко до начала боевых действий. И еще в 1853 годы проводились разные мероприятия по проверке эффективности береговых батарей.
А в августе 1854 года для этого отдали на проверку старый купеческий бриг. При попутном ветре на него поставили паруса, закрепили руль и пустили плыть под выстрелами орудий. Удивительным был результат: судно получило минимальные повреждения, а на фортах наоборот – появились трещины от частых выстрелов. Именно так пришли к непростому итогу: поперек фарватера поставить на дно устаревшие парусные корабли.
Это было трудное и тяжелое решение. Казалось немыслимым топить свои собственные корабли. И для его принятия необходимы были мужество и решительность. Но как вышло, в итоге это было единственно верное решение.
Туристам будет интересно знать, что в архиве военно-исторического музея Черноморского флота хранятся два проекта памятника. Создателем одного является главный городской архитектор города А.М. Вейзен, инженер Ф.Н. Еранцев и Г.Н. Долин. А автором второго был военный инженер О.И. Энберг.
Первый вариант совсем не похож на тот, что установлен. Он представляет собой четырехгранный обелиск, установленный на суше, на небольшом месте, возвышающемся над морем. Первоначальная конструкция Энберга представляла собой мраморную квадратную колонну, появляющуюся прямо из моря и на вершине – орел с лавровым венком. Чуть позже Фельдман изменил квадратную колонну на круглую и установил ее на искусственную скалу.
Очень много раз Памятник погибшим кораблям в Севастополе переименовывался. За всю историю в различных литературных источниках встречается более десяти названий. В 30-40-е гг. он получил имя «Колонна памяти погибшим морякам», но оно не прижилось.
Этот мемориал овеян тайнами и слухами. Так по мнению некоторых, настоящая длина колонны достигает 19 метров, поскольку она уходит под воду и даже под землю, являясь основанием всей конструкции.
Также ходит легенда, что в расправленных крыльях орла можно увидеть профиль П.С. Нахимова. Многие проверяли, фотографируя с разных ракурсов, но это оказалось мифом.
Расположение достопримечательности на карте
Памятник находится по адресу: Россия, Крым, г. Севастополь, Приморский бульвар. Координаты: 44.618345, 33.524362.
Как добраться
Добраться до Памятника Затопленным кораблям очень легко практически из любой точки города.
На общественном транспорте
Со стороны проспекта Победы и улицы Горпищенко:
С района Камышовой бухты:
Выходить нужно на остановке площадь Нахимова, после этого пройти мимо центрального фонтана и двигаться прямо к морю. Также можно выйти на площади Лазарева и немного прогуляться пешком, осмотреть достопримечательности центральной улицы города.
На личном транспорте:
Двигаясь на личном автотранспорте со стороны Балаклавского шоссе, нужно повернуть на проспект Генерала Острякова, далее на улицу Маршала Бирюзова, ул.Олега Кошевого, далее будет улица 4-го Бастиона и на улицу Ленина. Вы приедете прямо на площадь Нахимова, где есть стоянка для автомоблей. Также, машину можно оставить на парковочных местах вдоль улицы (где нет знаков остановка запрещена).