Сказка «Перелётные птицы»
Екатерина Кузнецова
Сказка «Перелётные птицы»
Сказка «Перелётные птицы»
Цель: формирование знаний и представлений о живой природе.
Задачи.Образовательные: закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах, продолжать изучать роль птиц в природе, значение их в жизни человека.
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, выносливость и эстетическое восприятие природы, умение подражать пению птиц, устанавливать причинно-следственные связи, нырять под воду и доставать предметы со дна.
Воспитывающие: воспитывать у детей гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Жили-были на одном болоте Журавль и Цапля. Жили они дружно, ходили, друг к другу в гости.
Вот однажды Журавль пригласил Цаплю на чай. Вместе с Цаплей прилетела на чай Мудрая Сова. Беседуя за столом, Журавль сказал: «Цапля мы с тобой одного рода! Ты, так же как и я живешь на болоте и ловишь лягушек, улетаешь в тёплые края. Мы с тобой очень похожи!
Тут вступила в разговор Сова: «Заметьте, не смотря на то,что вы одного рода вы имеете ряд отличий:
У тебя Журавль шея длинная, а у Цапли.
У тебя Журавль хвост длинный, а у Цапли.
У тебя Журавль клюв средний, а у Цапли.
Сова: А ещё помимо вас существуют и другие птицы, которые тоже не зимуют, а улетают в тёплые края.
Журавль: А почему они улетают в тёплые края?
Сова: Им не холодно, у них достаточно пера, которое их согревает. У них пропадает еда с наступлением холодов. Эти птицы питаются насекомыми и лягушками, которые в холодное время года уходят в спячку.
Цапля: Мудрая Сова, а скажи, как же называют таких птиц?
Сова: Таких птиц называют перелетными. Своё название они получили, потому что перелетают из одного места в другое, затем возвращаются.
Журавль: Значит, кроме нас с тобой Цапля есть и другие перелетные птицы Интересно, что это за птицы?
Совы: Вы узнаёте, отгадав мои загадки.
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали.
В чужие гнёзда эта птица,
Подбросить яйца мастерица.
Ку-ку кричит подружка.
Эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день.
Весной прилетает птица.
Журавль: А где же эти птицы живут, когда прилетают?
Вторые строят себе гнезда на деревьях. Это грачи, жаворонки, ласточки.
А есть птички, которым нужен определенный домик.
Цапля: А как называется этот домик?
Сова: Вот отгадайте мой ребус
Это скворечник. Весной люди развешивают на деревья скворечники. Скворечник должен быть не крашенный, висеть окошечком на южную сторону.
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Сова: А вы знаете, почему птицы весной строят гнёзда и заселяются в скворечники?
Сова: Именно весной они создают себе семью и ждут появления деток-птенчиков.
Цапля: Очень интересно как же называют птенчика у каждой птички?
Сова:Вот давайте подумаем вместе и попробуем назвать:
Цапля: Да Сова ты рассказала очень много интересного. Я не знала, что существует так много переплётных птиц, которые живут рядом с нами.
Журавль: Я понял, что перелетные птицы могут жить около болот и озёр. Значить они могут плавать?
Каких птиц вы можете к ним отнести?
Цапля: утку, лебедя, гуся.
Сова: Да все правильно.
Цапля: А я поняла, что птички строят гнезда и заселяются в скворечники, создают семью и ждут появления потомства.
Сова: Ну, раз вы все так хорошо усвоили.Предлагаю вам ответить на мои вопросы:
1. Как называются птицы, которые улетают в тёплые края (перелетные)
2. Русская народная сказка «Лиса и Журавль».
3. Кто не высиживает своих птенцов (кукушка).
4. Птенец аиста (аистёнок).
5. О чем узнали Журавль и Цапля от Мудрой Совы (о перелётных птицах).
6. Сказка Г. Х. Андрерсена «Гадкий.»(утёнок).
7. Что строят люди птицам? (скворечник)
8. Куда вешают скворечник? (на дерево).
9. Кто лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).
Журавль, Цапля и Мудрая Сова так засиделись за разговорами, что пора уже было, расходится по домам. Журавль поблагодарил своих гостей и сказал, что с нетерпением будет ждать следующей встречи.
Фотоотчёт «Перелётные птицы» в старшей группе В последнее время все чаще наблюдаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого.
Фотоотчёт о реализации проекта «Зимующие и перелётные птицы» Осень паутинки развевает, В небе стаи будто корабли – Птицы, птицы к югу летают, Исчезают в розовой дали…. (Асадов Эдуард) О проекте Тип.
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Перелётные птицы» Тематическая карта занятия Образовательная область: «Развитие речи» Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное.
Конспект занятия «Перелетные птицы весной» для детей 5–6 лет
Евгения Гайдайчук
Конспект занятия «Перелетные птицы весной» для детей 5–6 лет
Перелетные птицы весной Детям о птицах
Оживает природа весной, все расцветает. Слышны трели, чириканье и пение птиц. Они радуются теплу, солнышку. С наступлением весны перелетные птицы возвращаются в родные края. Они начинают строить гнезда и выводят птенцов.
Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дорогее в детский сад, школу послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже на улице поиграть в словесные игры, которые помогут развить речь ребенка, обогатить словарный запас.
Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела 41 градус. Чтобы они могли остаться на зиму и были активными, им нужно много корма. А пищи для насекомоядных птиц зимой нет. Поэтому они улетают в теплые края осенью.
Главная причина отлета птиц — холод и отсутствие пищи.
Весной появляются насекомые, тает снег, уже можно отыскать семена прошлогодних растений, личинки жуков и птицы возвращаются домой.
Птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются в родные края, называютя перелетными.
Грачи. Еще снег не сошел полностью, а грачи уже вернулись и важно расхаживают по полям.
Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Оперение черное, с фиолетовым отливом.
Грачи всеядны. Собирают на полях злаки, плоды и семена растений, могут есть дождевых червей, мелких грызунов. Гнездятся колониями, строят гнезда высоко на деревьях.
Уничтожая жуков и их личинок, клопов, гусениц, грачи приносят огромную пользу садоводам и огородникам.
За грачами прилетают скворцы и жаворонки.
Скворцы — небольшие птицы, внешне похожи на дрозда, но в отличие от них ходят по земле, а не прыгают. У скворца острый клюв черного цвета. В сезон размножения окраска клюва меняется на желтый. Оперение черное, как у самца, так и у самки, с фиолетовым, зеленым оттенком. Зимой на перьях появляются белые крапины. Хвост и крылья у скворца короткие.
Скворцы всеядны: питаются и растительной, и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей.
Скворцы интересно поют, могут подражать звукам другим птицам и животным: издают скрип, дребезжание, могут блеять как овцы и лаять, как собаки.
Гнездо строят оба родителя. Самка откладывает 4-6 голубоватых яиц.
Когда скворцы прилетают домой,начинают искать место для гнездования: дупло, старый скворечник.
В школах дети часто делают весной для скворцов скворечники и вешают их на деревья.
Жаворонок. Прилетает рано весной.
Полевой жаворонок чуть крупнее воробья. Спинка у него коричнево-желтая, с пестрыми крапинками, оперение живота белое, грудь коричневая, на голове у жаворонка небольшой хохолок. Окраска помогает жаворонку удачно маскироваться в траве и на земле.
Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Для постройки гнезда использует траву, корешки растений, стебли, выстилает гнездо пухом. Свое гнездо жаворонок маскирует хорошо.
Зяблик. Очень красивая птичка и поет хорошо.
Прилетает в конце марта.» Зяблик прилетел, весну на хвосте принес».
У самца оперение яркое (особенно весной). Голова сине-коричневая, грудь буровато-красная, на крылышках белые пятна.
Питается зяблик насекомыми. Гнездится в лесах и парках. Взрослые птицы заботятся о птенцах, кормят их и предупреждают друг друга об опасности тревожным позывом.
В апереле прилетают и другие перелетные птицы: дрозды, лебеди, коршуны, гуси, утки, цапли, журавли, пеночки.
В мае: ласточки, мухоловки, соловьи, стрижи, иволги.
Ласточка. Красивая, небольшая птичка. Добывает себе пищу в воздухе, ловит насекомых на лету. Живут ласточки 4-5 лет.
У них стройное тело, узкие и длинные крылья, клюв маленький, лапки короткие, хвост длинный.
Гнездо ласточки строят из глины, песка и грязи, смачивая комочки своей слюной. Внутри гнездо выстилают мягкой подстилкой. Часто гнезда делают возле жилья человека, под крышами домов, в сараях, на берегу рек. Помню в моем детстве у нас в сарае было гнездо ласточки. Она каждую весну возвращалась и высиживала своих птенцов.
Ласточки откладывают 4-6 яиц в гнездо и по очереди высиживают птенчиков и кормят их оба родителя.
Соловей. Маленькая, певчая птичка.
»Соловей прилетел, запел, значит, весна расцвела».
Оперение у соловья буроватое, хвост рыжеватый. Зимует он в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долине рек. Гнездо делает на земле или в кустах.
Питается пауками, насекомыми. Поет соловей очень красиво. Его не зря называют певцом, поют о нем песни.
Дрозд, варакушка- насекомоядные птицы.
Иволга. Большая птица, красивая, с желтым оперением. Поет иволга очень красиво, как флейта.
Лебеди. Изящная птица. Крупная.
Улетают осенью в Африку и возвращаются весной. Символ чистоты, красоты и благородства. Говорят, что лебеди не могут жить друг без друга. Бывают белые, серые и черные.
Цапля. Длинноногая птица, с острым клювом. Стоят у воды и высматривают добычу.
У нас в Тирасполе возле собора есть озеро, где живут лебеди.
Первыми в теплые края улетают насекомоядные птицы, потом зерноядные позже всех утки, гуси, когда замерзают водоемы.
Кукушка. Известная птица. Беспокойная, не любит общаться с другими птицами.
Питается кукушка в основном насекомыми и их личинками. Любимое блюдо — мохнатые гусеницы. Уничтожая их, кукушка помогает природе.
Кукушка- пример неправильного отношения родителей к своим детям. Она не строит себе гнезд и не высиживает птенцов. Свои яйца кукушка подкидывает в чужие гнезда. Яйца кукушки по размерам и окраске похожи на яйца птиц, в чьи гнезда она их подкидывает.Подкидывает кукушка яйца в гнезда разных птичек: овсянкам, трясогузкам, пеночкам, крапивника.
Когда появляется кукушонок, он может выбрасить из гнезда яйца или других птенцов. Его одного потом выкармливают приемные родители, чтобы насытить прожорливого подкидыша.
Перелетные птицы. Игры и задания
Познакомив детей с перелетными птицами, для закрепления знаний и названий птиц, можно поиграть в игры. Предлагаю игры, которые помогут развить речь ребенка.
Конспект занятия в старшей группе «Перелётные птицы»
Любовь Попова
Конспект занятия в старшей группе «Перелётные птицы»
«Перелётные птицы»
1. Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.
5. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры;подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»;дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Право – лево»; «Мнемотаблицы», моделирование; работа со штампами; выполнение упражнений в тетради в клетку; знакомство с пальчиковой азбукой.
Материал к занятию
Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, мнемотаблицы, дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, гуашь синего цвета, штампы; листы бумаги в клетку, простые карандаши, прищепки, обручи, мяч, медали «Друг птиц».
Ход занятия
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!
— Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.
«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»
От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (ворона). Поможем расколдовать птиц? Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.
Беседа «Перелетные птицы»
Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)
А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)
В какое время года птиц больше? (летом)
Почему? (и зимующие, и перелетные)
Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)
В какое время года они возвращаются? (весной)
Запели первые ручьи,
А на полях кричат грачи.
Поочередное загибание пальцев на каждое слово
Хлопки на каждое слово
Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям
Ритмичные хлопки на каждое слово
В: Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?
Игра с мячом «Поймай и назови»
Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.
Проверьте, правильно ли подобраны птицы?
На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети их убирают.
Пришло время расколдовать наших птиц.
Работа с мнемотаблицами
В. : Расскажите, какие птицы здесь спрятались. На таблицах схематичное изображение (голова птицы;особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).
«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица.»
«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»
«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»
«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица.»
«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»
«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.»
Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам. Другие называют птицуи отвечают на вопросы воспитателя:
Беседа о птицах
Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)
Чем он питается? (мелкими грызунами)
Для чего нужны утке перепонки на ногах? (утка – водоплавающая птица)
Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)
Дети поочередно отдают мнемотаблицу воспитателю и берут силуэт с изображением отгаданной птицы. Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.
А для чего птице нужно гнездо? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.
В. : Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А вы слышите пение птиц? (нет) Что же делать? Кто нам поможет?
Звучит музыка. Появляется ученая птица, машет крыльями, в руке – портфель.
П. : Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.
П. : Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?
П. : Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?
Д. : Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.
П. : Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.
Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам. на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?
С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь.
Д. : Сначала птицы летели прямо, потом повернули на право, на лево, еще раз на право и прилетели на родину.
П. : Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.
Работа с раздаточным материалом
Раздает листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он держит штамп, хвалит за аккуратность и т. д.
П. : Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.
Работа с картинкой «Дерево»
какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)
какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)
какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)
что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)
что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)
что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)
что находится перед деревом? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)
где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)
где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)
П. : А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.
Игра «Птицы, гнезда, птенцы»
Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.
Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.
По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.
По команде «Гнезда» — собираются в круг, взявшись за руки.
По команде «Птенцы» — находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку,утка: кря-кря,грач: крак-крак,ласточка: фьють-фьють,журавль: курлы-курлы,гусь: га-га.)
Повторить игру два раза.
В. : Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.
Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.
Перед работой разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика. Скворечник
Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным
Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем
Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным
клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем
Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки
голова. Рисуют в воздухе руками круг
В. : Построим скворечник на листе бумаги в клетку. Посмотрите, на листе в клетку слева рисунок, надо нарисовать по клеткам точно такой же рисунок справа. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру будете рисовать сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!
Во время работы детей повторить гигиенические правила письма.
В. : Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками). Теперь скворечников хватит всем. Слышится пение птиц. Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.
Беседа «Птицы и люди»
Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)
В. : Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью пальчиковой азбуки, узнаете про награду.
Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.
Фотоотчёт «Перелётные птицы» в старшей группе В последнее время все чаще наблюдаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого.
Конспект лексико-грамматического занятия «Перелётные птицы» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Закрепить и уточнить знания детей о перелетных птицах (скворец, грач, ласточка, журавль, соловей). Закрепить в словаре обобщающее.
Конспект занятия по окружающему миру «Перелётные птицы» (старшая группа) Цель:расширять представления о перелетных птицах, закреплять знания об осени, осенних изменениях в природе. Развивать познавательную активность,.