А Земля правда круглая? Что открыл миру Магеллан в первом кругосветном путешествии
Эпоха великих географических открытий – один из самых удивительных периодов в нашей истории. Постепенно раздвигались границы мира и на карту наносились новые острова, страны и целые континенты. Первое кругосветное путешествия буквально открыло людям глаза на нашу планету, и карта мира вдруг стала почти в два раза больше! Однако за все эти открытия пришлось поплатиться тысячью жизней. Кто же были эти смельчаки, впервые прошедшие кругом света, и что с ними случилось в пути?
История первого кругосветного путешествия
Самое первое кругосветное путешествие случилось в 1519–1522 годах. Кругосветным оно стало совершенно случайно и изначально задумывалось, как обычная коммерческая экспедиция. Однако это путешествие принесло крайне значимые для человечества открытия:
Подготовка первой кругосветной экспедиции началась задолго до самого плавания. В то время в мире господствовали две великие державы — Испания и Португалия. Между ними был поделен весь мир. Испании достались западные просторы до Америки, а Португалия контролировала путь на восток в Индию. Однако американский континент не приносил Испании такой же выгоды, как португальцам восточные страны. К тому же спорными оставались далекие и богатые Острова специй (Молуккские острова в современной Индонезии).
В 1517 году португальский мореплаватель Фернан Магеллан, уже несколько лет собиравший сведения о таинственном пути из Америки в Индию, прибывает в Испанию и пытается найти финансирование на свою экспедицию. Магеллан, заручившись расчетами своего друга-астронома Руи Фалейру, пытается убедить севильскую «Палату Контрактров», отвечающую за морские экспедиции, что найдет путь к заветным Островам специй, пройдя через Америку. К тому же он убежден, что острова находятся в испанской части земного шара. Ведь его друг и мореплаватель Франсишку Серран писал, что Острова специй расположены очень далеко от Индии. А значит, они должны быть совсем близко к испанской Америке!
Однако представители «Палаты» португальцу не поверили. Помог Магеллану один из испанских чиновников Хуан де Аранда. С помощью своих связей он устроил аудиенцию в королевском дворе, которая и принесла Магеллану необходимые финансы. За это чиновник потребовал 1/8 от прибыли, полученной по возвращению из экспедиции.
Испанское правительство снарядило в плавание 5 кораблей с двухгодичным запасом провианта и товаром для торговли по пути. Магеллан командовал «Тринидадом», Жуан Серран, брат Франсишку Серрана, встал за штурвал «Сантьяго», ну а во главу оставшихся трех кораблей поставили испанцев.
По документам суммарно на всех судах находилось 230 моряков. Однако общая численность экипажей могла доходить до 280 человек. К команде Магеллана присоединялись сверхштатные участники, к примеру, итальянский летописец Антонио Пигафетта, да и рабов, отправившихся в плавание в качестве слуг, никто не считал. Всего на подготовку к экспедиции было потрачено 8 миллионов испанских мараведи (монета в 3,46 граммов золота).
Сколько длилось первое кругосветное путешествие?
Первое кругосветное путешествие началось 20 сентября 1519 года, а единственный уцелевший в плавании корабль «Виктория» с 18 участниками экспедиции на борту вернулся в порт Севильи 6 сентября 1522 года. Итого первое в истории человечества кругосветное плавание продлилось 1082 дня. Правда, не все это время экспедиция находилась в море, на ее пути предстояла длительная зимовка в Патагонии, войны за господство на Филиппинах и даже мятежи на борту!
Переход из Атлантики в Тихий океан
29 ноября 1519 года флотилия Магеллана достигла берегов Южной Америки в районе устья реки Ла-Плата. Сейчас здесь находятся две столицы — аргентинский Буэнос-Айрес и уругвайский Монтевидео. По информации от плавающих у берегов Южной Америки кораблей, именно здесь находился заветный пролив, по которому можно было добраться в Азию. Однако отправленное на разведку судно принесло неутешительные новости — это всего лишь широкое устье большой реки.
Магеллан принял решение двигаться на юг вдоль береговой линии вплоть до 75 параллели южной широты. И если на пути не встретится пролив, то повернуть в обратную сторону и дойти до Островов специй через мыс Доброй Надежды. Забегая вперед, скажем, что нужный путь экспедиция нашла значительно выше на 52 параллели! Сейчас он называется Магеллановым проливом и отделяет архипелаг Огненная земля от континентальной Аргентины.
А пока на пути к заветному проливу экспедиции встречались лишь бури, которые напрочь измотали моряков. К тому же приближалась зима. Поэтому, не доплыв до желанного пролива, корабли встали на зимовку в бухте Санта-Крус. Стоянка продлилась до 24 августа 1520 года и далась экспедиции крайне тяжело. Еще в мае разбился корабль «Сантьяго», попавший в шторм недалеко от бухты. Кроме того, в результате мятежа, устроенного испанцами, экспедиция лишилась одного моряка и оставила на суше капитана Хуана де Картахена и бортового священника — зачинщиков мятежа. Больше о них ничего не слышали.
И казалось бы, 21 октября 1520 года вышедшая в путь экспедиция достигла нужного пролива, но здесь ей пришлось расстаться с еще одним кораблем «Сан-Антонио». Уставшие от постоянных бурь, измученные и напуганные недостатком провизии и полной неопределенностью впереди, моряки просто повернули корабль назад и сбежали в Испанию. Оставшиеся три корабля «Тринидад», «Консепсьон» и «Виктория» почти 40 дней плутали по лабиринтам пролива вдоль островов Огненной земли.
Через Тихий океан к заветным островам
28 ноября 1520 года экспедиция выходит в Тихий океан! Размеры его стали настоящей неожиданностью для моряков. Они-то предполагали что до заветных Островов специй осталось всего ничего, а впереди их ждали 17 тысяч километров водной глади и почти 4 месяца плавания. Хорошо еще, что в океане установилась спокойная погода и корабли прошли его без особых потерь. За это Магеллан назвал океан «тихим».
6 марта 1521 года экспедиция достигает первого обитаемого острова Гуам. Однако общение с местными жителями не складывается. Аборигены с удовольствием начинают торговлю, но под шумок тащат с корабля все, что плохо лежит. В результате рассердившиеся моряки забирают провизию, сжигают местную деревню и уплывают с этого прозванного «воровским» острова. Через несколько дней они достигают Филиппин — первые из европейцев.
Конец первого кругосветного путешествия
Еще несколько месяцев понадобилось морякам, чтобы достичь Молуккских островов. Правда, вернуться домой с богатой добычей специй посчастливилось не всем. Корабль «Консепсьон» пришел в такую негодность, что команда его затопила. «Тринидад» удалось починить, и судно отплыло на восток — назад в испанские владения в Америке. Однако в пути было захвачено португальцами, а команда взята в плен. «Виктория» отправилась на запад, где, с трудом обогнув Африку, несколько месяцев без остановки шла на север, мечтая добраться до испанских берегов.
Правда, 9 июля 1522 года пришлось-таки сделать одну отчаянную остановку на португальских островах Зеленого мыса. Новоиспеченный капитан экспедиции Хуан Себастьян Элькано решил пополнить закончившиеся запасы провизии, обманув местный гарнизон и утаив историю своей экспедиции. Однако высадившиеся на берег 13 моряков были взяты в плен. «Виктории» опять пришлось наспех уплывать. И только 6 сентября 1522 года ее злоключения, а с ними и самое первое кругосветное путешествие, были закончены — корабль вошел в порт испанской Севильи.
Несмотря на то, что в процессе плавания погибли, пропали или были взяты в плен большинство членов экипажа, да и целыми вернулись только два из снаряженных кораблей, экспедицию признали успешной. Доходы от продажи привезенного товара позволили покрыть все затраты на путешествие и сверх того принесли значительную прибыль. Да и португальский монарх поверил в принадлежность Островов специй Испании и выкупил их за 350 тысяч дукатов (по 3,5 грамма золота в каждой монете).
Кто командовал экспедицией, совершившей первое кругосветное путешествие?
Командующим первой кругосветной экспедицией был португалец Фернан Магеллан. Это была его собственная идея — найти путь на запад из Европы в Азию. С ней-то он и обратился к португальскому монарху, но поддержку не нашел и был вынужден отправиться за поиском финансирования в Испанию.
К тому времени 37-летний Магеллан уже был опытным мореплавателем и солдатом. В 1505 году он отправился в Индию в качестве сверхштатного воина. Во время плавания участвовал в захвате кенийской Момбасы. Позже из Индии он вновь вернулся в Африку, где присоединился к подавлению местного восстания и участвовал в строительстве Мозамбика.
В 1509 году Магеллан в составе эскадры Сикейра совершил первое плавание в Малакку. Несколько недель в Малакке прошли мирно и большинство из моряков много времени проводили на берегу. Однако местные жители спланировали захват португальских кораблей и неожиданно напали на них. Находившийся в то время на одном из суден, Магеллан отправляется на шлюпке на флагманский корабль, чтобы предупредить адмирала Сикейру. Благодаря ему португальцам удается отстоять флотилию. Однако почти весь экипаж на суше убит малайцами. Спастись с берега получилось только у небольшой группы моряков — за ними на шлюпке приплыл опять же Магеллан. Среди уцелевших был Франсишку Серран. После этого случая молодые люди стали лучшими друзьями. И именно Серран подтолкнул Магеллана к первому кругосветному плаванию.
Однако Магеллану не удалось закончить экспедицию. После его гибели командование берет на себя Хуан Себастьян дель Кано (Элькано). До плавания с Магелланом этот испанец баскского происхождения служил наемным солдатом в Италии, затем приобрел себе торговый корабль, с которым участвовал в осаде Триполи. Но влез в долги, был вынужден продать судно и вернулся в Севилью, где и присоединился к экспедиции Магеллана. После завершения мореплавания Элькано был удостоен собственного герба, на котором испанский император Карл V распорядился изобразить земной шар с надписью на латыни «Ты первый обогнул меня» (Primus circumdedisti me).
Ну а если уж быть совсем честными, то первым человеком, обогнувший земной шар, стал раб Магеллана — Энрике де Малакка. Родился он на острове Суматра и жил в Малакке. После захвата города португальцами, там его и купил Фернан Магеллан, а после взял с собой в экспедицию в качестве слуги и переводчика. Когда экспедиция прошла Тихий океан и высадилась на филиппинских островах, Энрике завершил свое кругосветное путешествие — первым из всех людей на земле. После гибели Магеллана он покинул корабль и больше об Энрике де Малакка ничего не слышали.
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Первое путешествие вокруг Земли. Краткое описание для детей
Первый мореплаватель, совершивший кругосветное плавание, известен под именем Магеллана. Он стал организатором экспедиции, которая преодолела тяжелейший путь и погиб, не завершив путешествия. В его честь назван открытый им пролив, и 2 звездных скопления в космосе: Магеллановы облака Большие и Малые. Ф. Магеллан стал первым европейцем, который пересек 3 океана.
Краткая биография
Ферденанд Магальяйнш (Магеллан) родился более 500 лет назад – в 1480 г., поэтому история не сохранила точных сведений о его биографии. Дата и место рождения имеет двоякую информацию: он рожден в селении Саброза (городе Порту) Португалии, 17 октября (20 ноября).
Улицы поселка Саброза
Известные факты жизни путешественника условно разделены на несколько периодов:
Замысел
Идея плавания зародилась именно у Магеллана при изучении королевских секретных архивов Португалии. Им была найдена карта, созданная немецким географом Мартином Бейхемом. На карте обозначен пролив между Атлантическим океаном и неизведанным Южным морем, которое было во владениях Испании (открытое Нуньесом де Бальбоа со стороны Панамского перешейка).
Был разработан проект похода до богатых Молуккских островов, но не восточным португальским, а западным путем. В нем предполагалось, что путь окажется короче, чем западный. После долгих торгов о получении обоюдных выгод, король Испании согласился на проведение поисков. К одобрению проекта Карла V привела ситуация, сложившаяся в Европе в конце 15 в.
Подготовка к экспедиции
Капитан-генерал руководил установкой на суднах пушек и осуществления погрузок:
Состав и снаряжение экспедиции
В кругосветной экспедиции участвовало 5 разнотипных кораблей.
Тринидад
Название судна | Капитан | Водоизмещение судна, т | Экипаж по штату, чел. |
Тринидад | Фернан де Магеллан | 110 | 55 |
Сан-Антонио | Хуан де Картахена | 120 | 60 |
Консепсьон | Гаспар де Кесада | 90 | 45 |
Виктория | Луис де Мендоса | 85 | 42 |
Сантьяго | Жуан Серран | 75 | 32 |
В плаванье тронулось 234 интернациональных моряка и 26 заштатных сотрудника, из различных государств Европы. Кроме них были размещены около 50 африканских и азиатских рабов. Точное количество людей, которое было в походе неизвестно, вербовка моряков производилась и в пути.
В команде было несколько переводчиков и историограф Антонио Пигафетту. За все время пути он старательно записывал все, что происходило. По прибытию на родину все рукописи были переданы королю Карлу V. На всех 5 судах было установлено 70 пушек.
В арсенале из военного снаряжения имелось:
Магеллан изобрел систему сигнализации, которая позволяла судам флотилии не терять друг друга из виду. Капитаны собирались на «Тринидаде», они рапортовали о событиях и принимали от командира указания для дальнейшего путешествия.
Атлантический океан
Путешествие началось 20 сентября 1519 г. из порта Санлукар де Баррамеда. Экспедиция через Атлантический океан стала долгой и тяжелой. Сначала был выбран нелегкий путь вблизи берегов Африки из-за опасения встреч с португальским флотом. Потом, боясь пропустить желанный пролив, Магеллан держался близко к берегам Южной Америки.
Экспедиция с трудом пробиралась к южным широтам, природные условия не давали развернуть большую скорость. 13 февраля 1520 г. они попали в жуткую грозу с огромными электрическими разрядами в виде разветвленных искрящихся кистей, касающихся мачт судов. В дальнейшем поход сопровождался многочисленными холодными штормами, усиливающимися в южных широтах.
Первый конфликт среди офицеров
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана для капитанов-испанцев проходило в условиях секрета маршрута. Они еще в начале экспедиции начали требовать от адмирала разъяснений. На что было сказано: просто они должны держаться его флага днем, и его фонаря – ночью. Естественно, такой заносчивый ответ португальца совсем не нравился, и капитаны договорились при удобном случае «проучить» Магеллана.
Капитан Хуан Картахена в походе представлял королевскую власть. Со временем, на ежедневных рапортах он начал выказать свое неуважительное отношение к адмиралу, называя его капитаном, а не капитан-генерал, как положено по субординации. Несмотря на замечания Магеллана, так продолжалось несколько дней.
Тогда генерал провозгласил его арестованным, а командование судном передал Алвару Мишкита. Картахена продолжил плавание под стражей на судне «Виктория».
Ла плата — не пролив
26 декабря 1519 г. флот достиг залива Ла-Плата. Предполагалось, что заветный пролив находится в нем. Ранее, в 1515 г. район был обследован Хуаном Солисой. Он был убежден, что разыскал пролив в Восточный океан, но не исследовал его. Он не предполагал, что отыскал широкие устья рек Уругвая и Параны.
Ла плата с космоса
Около месяца флотилия исследовала невысокие берега залива. В разведку вверх по реке Парана был отправлен корабль «Сантьяго», но он вскоре вернулся с известием, что это русло большой полноводной реки, а не пролив.
Снова мятеж
Флотилия продвигалась все дальше к югу, преследуемая холодами и сильными штормами, близилась южная зима. 31 марта 1520 г. встали на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Все судна вошли в залив, а корабль генерала устроился на его входе. Вечером 1 апреля начали разворачиваться события, о который Магеллан узнал только утром следующего дня.
Капитаны выдвинули требование по выполнению инструкции короля – повернуть направление и к Молуккским островам пойти на восток. Наставив пушки на флагмана и «Сантьяго», они потребовали к себе на переговоры генерала. В ответ, через посыльного, передали приглашение лишь капитану «Виктории».
Пока Луис Мендоса читал письмо, его смертельно ранил посланник Магеллана Гонсало Эспиносу. Командиром судна назначен шурин генерала Дуарти Барбоза. На оставшихся двух мятежных судах матросы сами обезвредили офицеров и сдались.
Мятежники были осуждены трибуналом, учрежденным для суда над ними. Суд постановил казнить 40 участников, но их помиловали.
Капитаны-мятежники судов понесли суровые наказания:
Зимовка
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана было остановлено на зимовку 31 марта 1520 г. в заливе Сан-Хулиан. Зима началась неожиданно и продлилась около 5 месяцев. На время зимовки были урезаны дневные нормы питания, что вызвало недовольство моряков.
Голод и холод привели к тому, что за зимовку погибло 30 человек. Кроме того, длительное путешествие, ветра и штормы поспособствовали обветшанию судов флотилии.
За зимовку, в мае судно «Сантьяго» совершило разведку дальнейшего маршрута. Им выявлен залив Санта-Крус. В шторм у судна сломалась система навигации, и оно разбилось о скалы. Вся команда, за исключением одного члена, уцелела, но до своей базы они дошли лишь через 3 недели, замерзшие и истощенные. Потеря судна нанесла значительный урон флотилии.
За время рейда путешественники взаимодействовали с индейцами. Индейцы зимой, защищая ноги от охлаждения, обматывали их сухой травой, поэтому размеры ног казались особенно большими. Эту землю Магеллан назвал Патагония (большие ноги).
Перед экспедицией король издал приказ об обязательной доставке представителей новых народов. Из-за чего произошла стычка с местными жителями. Обманом моряки заманили двух индейцев. В схватке обе стороны понесли потери, в пути оба индейца погибли.
Зимовка была завершена 24 августа. Но, из-за поломок судов, а также из-за критических погодных условий флотилия через 2 дня вынуждена снова встать на рейд до 18 октября.
Магелланов пролив
Продолжая путь на юг, 21 октября, странниками был замечен узкий проход. На разведку были отправлены суда «Сан-Антонио» и «Консепсьен». Они возвратились с вестью, что возможно пролив обнаружен. Караван судов начал свой путь по узкому проливу между скалистыми берегами. Приливные волны достигали высоты более 10 м и окатывали палубы.
У одного из островов, названному Доусоном, путь раздвоился. Было принято решение: «Сан-Антонио» и «Консепсьен» пойдут разведывать юго-восточное направление. А юго-западное – исследует лодка. Остальные будут ждать вестей.
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана открыло более безопасны пролив, в отличие от опасного пролива Дрейка. В честь первооткрывателя пролив был назван Магеллановым проливом
Лодка вернулась за 3 дня, с радостью известив о свободной воде. В скором времени возвратился «Консепсьен». Опасный поход через пролив, названный Проливом Всех Святых, продолжился 38 дней, его расстояние – 372 км.
На судне «Сан-Антонио» произошел мятеж, возглавленный кормчим Эстебаном Гомешом. Мятежники арестовали капитана Мишкиту и поплыли в Испанию. Вернувшись в Севилью, Гомеш донес на Магеллана, обвинив его в измене королю.
Тихий океан
Мореплаватели не знали о длительности их экспедиции, их современники считали, что Азия расположена вблизи от Америки. В океан флотилия из 3 судов вышла 28 ноября и пошла в северном направлении, стараясь быстрее уйти из холодных вод. В течение 15 суток они плыли вдоль скалистых берегов Южной Америки, затем повернули от материка.
По Тихому океану суда прошли расстояние около 17000 км. За все время плавания по океану не произошло ни одного шторма, поэтому он был назван Тихим. Пережив трудные испытания в Атлантике, экспедиция была не готова к долгому и тяжелому переходу по океану, который продолжился около 4 месяцев.
Путь экспедиции прошел так, что они не встретили ни одного обитаемого острова. Провизия закончилась, в питание пошло все, что можно: сухарная пыль с червями, древесные опилки, готовили кожаные изделия, ловили крыс, пили протухшую воду. Моряки погибали от голода и цинги. Наконец на 100 день увидели вершину горы.
Воровские острова и остров Хомонхом
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана приблизилось к Марианскому архипелагу – населенному острову Гуам – 6 марта 1521 г. Островитяне на лодках окружили суда, предлагая свежую пищу в обмен на испанские товары. Отвлекая странников, местный народ похищал с судов все, что можно было унести, даже попытались увести шлюпку.
Разгневанные мореплаватели сошли с кораблей и сожгли поселение, погибли 7 местных жителей. Забрав местную провизию и свою лодку, флот поплыл дальше. Островитяне попытались отомстить, забрасывая корабли камнями, но никакого урона не причинили. Вся цепь архипелага получила название Ландронесские (Воровские).
Флотилия достигла Филиппинских островов, названным именем Святого Лазаря. 17 марта мореплаватели сошли на безлюдный остров Хомонхом, организовали лазарет. Вылечившись и набравшись сил, экипажи судов снова тронулись в поход. На одном из островов раб Магеллана услышал свою родную речь – стало понятно, что они совершили кругосветный поход.
7 апреля 1521 г. мореплаватели подступили к порту острова Себу. Богатство селения позволило свободно обменивать местные продукты, золото на испанские товары. Властитель Себу – раджа Хумабон был поражен военной мощью моряков и сразу согласился стать подданным Карла V. Вначале он покрестился сам (стал Карлос), а за ним его семья и почти все жители острова.
Магеллан сделал попытку привезти к власти новоявленного Карлоса все окружающие острова. Но не все острова хотели стать подданными Испании, правитель острова Мактан Лапу-Лапу был один из них. Магеллан на примере захвата острова захотел показать мощь Испании. Но покорение острова не было подготовлено должным образом.
Ранним утром 27 апреля 1521 г. 60 моряков на лодках пошли в бой за остров. Но, с самого начала все пошло не по плану: из-за прибрежных рифов лодки не смогли подступиться к берегам, чтобы помочь огнем десанту из 50 моряков. Мактанцы прятались за деревянными щитами. Из-за расстояния моряки не могли пробить щиты ни стрелами, ни пулями. Тогда Магеллан приказал сжечь поселение.
Такой оборот событий сильно разозлил островитян, и они ринулись в атаку на пришельцев, используя стрелы, копия, камни. Поняв, что они проигрывают, испанцы начали отступать. При отходе Магеллана сначала ранили в лицо копьем, потом в руку. После получения ранения в ногу, он рухнул, и островитяне добили его копьями. В бою погибло 9 моряков.
Последствия этого сражения были плачевны – все прежние завоевания были погублены, престижу Испании нанесен огромный ущерб. Капитаны Жуан Серран и Дуарте Барбоза, просили Лапу-Лапу отдать тело генерала. Но он категорически отказался.
Молуккские острова
Бывший союзник Хумабон воспользовался ситуацией. Узнав, что иностранцы уходят, он устроил прощальное пиршество, созвав весь офицерский состав флотилии, но заподозрив подвох некоторые остались.
Во время обеда устроил бойню – погибли все. Суда быстро покинули остров. До Молуккских островов добирались несколько месяцев. Там до них дошло известие: король Португалии провозгласил Магеллана изменником, его флот приказано арестовать.
Начальником экспедиции назначен Жуан Карвалью (позже его переизбрали за саботаж указаний короля). Проанализировав техническое состояние кораблей, начальник и капитаны Г. Эспиноса и Х. Элькано приняли решения по дальнейшему их использованию.
Острова Зелёного мыса
Кругосветное плавание близилось к финалу, но лишения продолжали преследовать экспедицию. Запасы провизии подошли к концу, часть членов экипажа начала требовать сдаться португальским властям в Мозамбике. Но, основной костяк – приверженцы Ф. Магеллана – решили плыть дальше.
20 мая судно, обойдя мыс Доброй Надежды, продолжило нелегкий путь на северо-запад в Атлантическом океане. В походе по Индийскому океану команда потеряла около 25 моряков. 9 июля 1522 г. потрепанное судно подошло к португальским островам Зеленого мыса. Не встать на острове было нельзя – кончились продукты и питьевая вода.
Купить продукты было решено на острове Святого Иакова. Первый рейс с 2 лодками стал удачным – португальцы поверили в выдуманную историю об аварии с фок-мачтой на экваторе (ее потеряли у мыса Доброй Надежды), а генерал с другими судами поплыл в Испанию. Второй рейс завершился арестом 13 моряков. Судно с оставшимся экипажем поспешно пустилось в дальнейшее плавание.
Завершение экспедиции
6 сентября 1522 г. обветшалое судно «Виктория» причалило к испанскому берегу. Плавание продлилась 1081 дней. В экипаже осталось 18 человек. Через 5 месяцев Испания выкупила всех арестованных моряков на острове Святого Иакова. В 1525 г. вернулись еще 4 моряка с судна «Тринидад».
Вырученные деньги с привезенных пряностей с лихвой покрыли расходы в экспедицию. Ко всему Испания стала первооткрывательницей Марианских и Филлипинских архипелагов. Карл V предъявил претензии на Молуккские острова. Португалии пришлось их выкупить за огромное состояние – 350 тыс. дукатов.
Итоги экспедиции, что открыл Магеллан
Во время первого кругосветного мореплавания получены материалы, которые изменили представления о планете:
Испанская экспедиция первая пересекла Тихий, а позже Индийский океаны.
Открыты:
Мореплаватель не намеревался свершить кругосветное плавание. В его намерениях было открыть новый западный путь к Молуккам. Это желание заставило его организовать экспедицию и совершить тяжелый переход через 3 океана. Не он лично закончил великий поход, это сделали остатки его флота. Но первое известное в мире путешествие известно под именем Ф. Магеллана.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о путешествии Магеллана
Документальный фильм кругосветного путешествия Магеллана: