Песенная культура алтайского народа.
Песенная культура алтайского народа исторически уходит в древние времена. Изначально она была связана с бытом обычных людей, их трудовой деятельности, культурно-исторических особенностей и мировоззрением. Отличительной особенностью песенной культуры народов Алтая является наличие в особенностях племенного исполнения, в каждом из которых были свои мелодические окраски песен.
Известно, что для песен Телеутов (северных алтайцев) характерны песни с многоголосыми элементами. При исполнении использовался широкий диапазон голоса и разнообразное музыкальное сопровождение. В народных песнях хорошо прослеживается влияние русской музыкальной культуры, что объясняется давними связями алтайцев с русскими жителями. Что касается южных алтайцев, они гораздо позже вступили в контакты с русским населением, поэтому их музыкальное творчество имеет самобытные особенности, им характерны древние традиции исполнения произведений.
Алтайская народная песня.
Традиционная алтайская народная песня имеет долгий путь развития. В свое время песня являлась своего рода отражением потребностей людей, идей и мыслей племен, позже после прохождения множественных этапов развития она стала нести культурно-просветительский смысл. Благодаря наличию такого явления как алтайская народная песня человечество может изучить и понять взгляд предков на окружающий их мир, узнать их мысли и чувства, а также отношение к тем или иным историческим событиям. Исполнители народных песен в своих произведениях выражали не только личные чувства, но и, что особенно ценно, мировоззрение всего Алтайского народа. Благодаря песням удалось проанализировать жизнь, обычаи и историю Алтайцев.
Исполнители алтайских народных песен.
Несомненно, исполнителями песен были творческие и духовно одаренные люди, которые имели огромную популярность в народе и пользовались большим авторитетов. К таким исполнителям относятся: Соозын, Адыбас, Кундузек и другие. Интересно, что исполнители песен являлись еще и композиторами, так как без музыки песня не существует. Музыка алтайских песен отличается большим разнообразием звуков. Многоголосье используется практически во всех видах песен.
Влияние феодальной и религиозной среды.
Поскольку в традиционном творчестве Алтайцев существуют произведения созданные, под влиянием феодальной среды или религиозных культов, исследование песенного репертуара народов Алтая требует дифференцированного подхода. Различные шаманы и баи старались выдать свои произведения за народные, однако, Алтайский народ имел отличное творческое чутье и отличал традиционные песни от реакционных, и они переставали существовать. По этой причине в настоящее время сохранилось очень мало информации о религиозных и феодальных песнях. Большая же часть песен является исконно народными, имеет глубокое высокохудожественное нравственно-психологическое содержание.
При анализе песен народов Алтая удалось выделить такие характерные черты, как оптимизм, вера в лучшее, любовь к родине, взаимовыручка, вера народа в свои силы и свое будущее, свидетельствуют о духовном развитии народа, эстетическом восприятии. Благодаря чему, песни несут большой воспитательно-патриотический заряд.
Отдельно хочется отметить, что такое явление как алтайская народная песня до сих пор остается малоизученным, из-за чего привлекает своей уникальной самобытностью, поражает и вдохновляет.
Рассказ о песенных традициях алтая
член Союза писателей России, доктор филологических наук,
профессор ГАГУ.
Песенная культура алтайского народа своими истоками уходит в глубокую древность. Она тесно связана с трудовой деятельностью, бытом, мировоззрением народа, его историей. Специфической особенностью песенного жанра алтайцев является то, что каждый род, каждое племя имели свои песни и соответственно свою своеобразную мелодическую окраску этих песен.
Алтайская традиционная народная песня прошла длительный путь своего развития. Она служила удовлетворению духовных и эстетических потребностей человека в период родового строя, отражала насущные идеи рода, племени, затем песня вошла в репертуар последующих этапов исторического развития фольклора и стала всеобщим народно-просветительным достоянием. Посредством знакомства с песенной культурой народа мы узнаем его взгляд на окружающую действительность, его думы и чаяния, оценку исторических событий, его философию и психологию, а также этнопедагогику. В народной песне заложен глубокий идейный смысл. В ней выражен дух народа.
Народные певцы посредством исполняемых ими песен выражали не только свои личные чувства, но также переживания, радости и горести всего народа. Вот почему через посредство песен определяются душа любого народа, его жизнь, обычаи, история. Алтайские народные песни имеют глубокий внутренний психологический и педагогический смысл, богатое идейно-художественное содержание и высокую поэтическую образность.
Создателями и исполнителями песен были наиболее одаренные поэтически люди, пользующиеся большой популярностью и авторитетом в народе. Их имена оставались в памяти нескольких поколений и дошли до наших дней. К числу таковых знаменитостей относятся народные певцы рапсоды: Калан, Колонди, Соозын, Адыбас, Амыр, Улагаш, Кучук, Кундузек и другие. Народные певцы, как правило, были создателями мелодий и музыки своих песен, ибо песня без мелодии как птица без крыльев.
Мелодии алтайских народных песен богаты и разнообразны. Элементы многоголосья присущи почти всем видам народных песен. У алтайцев наиболее характерными являются хоровые и многоголосные песни.
Баи и шаманы пытались выдавать их за народные, но народ умел отличать свои песни от реакционных и таким образом, пройдя своеобразную «народную цензуру», реакционные, чуждые народу песни переставали бытовать, не получив поддержки и распространения в народной среде. Поэтому в алтайском песенном репертуаре оставалось очень мало песен, созданных в феодально-байской среде. Подавляющее же большинство песен является подлинно народными, с дидактическим, нравоучительным содержанием, они прошли испытание временем на право бытования. Эти песни по своему идейно-художественному содержанию глубоко оптимистичны, высокохудожественны, выражают веру народа в свои силы и свое будущее, свидетельствуют о духовном и эстетическом здоровье народа, несут в себе большой заряд воспитательного и патриотического значения.
Вместе с тем следует отметить, что жанр алтайской народной песни все еще остается малоизученным.
В дореволюционное время им интересовались В.И. Вербицкий и В.В. Радлов. Исследованию песенно-музыкального фольклора алтайского народа посвятил свои работы этнограф и композитор А.В. Анохин.
Сделав первые записи песенного фольклора, русские ученые опубликовали их в своих трудах. Они отмечали большую способность алтайцев к поэтической импровизации.
А.В. Анохин в течение тридцати лет занимался изучением духовной культуры, быта, обычаев, верований, песенного фольклора алтайцев, шорцев, телеутов и других племен. Только у алтайцев им записано более 500 народных песен и около 800 мелодий. По алтайским народным мотивам им написаны музыкальные поэмы «Хан Эрлик» и «Талай-хан», сюита для хора и оркестра «Хан-Алтай» и множество песен. Наиболее популярными и ставшими народными являются «Алтын-коль», «Катунь», «Гусь», «Алтай кожон» («Алтайская песня»). В них воспевается величие и красота природы Горного Алтая, его озер, рек, лесов на фоне мелодичной музыки, мастерски передающей национальный колорит, народную напевность. Опираясь на алтайский песенный фольклор, автор сумел через эти произведения передать настроение, характер, душу народа.
Труды А.В. Анохина являются первыми в исследовании песенно-музыкального фольклора алтайских племен и представляют большую научную ценность и воспитательную значимость. Однако следует признать, что не все собранные им фольклорные, музыкальные, этнографические материалы всесторонне изучены. Они не систематизированы, не изданы, хранятся в рукописном фонде Горно-Алтайского научно-исследовательского института и краеведческого музея.
Песни, записанные после Великой Октябрьской социалистической революции и установления советской власти в Горном Алтае, продолжали развивать лучшие народные традиции песенного искусства народа. Они были разнообразными по своему интонационному строю и ритмическому рисунку. По содержанию и изобразительным средствам они отличались от старых традиционных, ибо отражали уже новую свободную жизнь и новые задачи в воспитании. В новых песнях уже нет минорности, жалоб, стона и печали. Вот одна из первых записей песен тех лет, отражающих новое время, новую жизнь:
Куреленип чыккан кун Кумуш тууга тен тийди, Кундулу буткен Совет дьян Куреелей дыуртка тен келди. | Восходящее лучистое солнце Озарило ровным светом горы. Высокочтимый советский закон Озарил одинаково всех нас [1]. |
Создание своей национальной письменности и издание газет на родном языке способствовали публикации фольклорных произведений. Особенно популярными были в эти годы появившиеся в печати народные песни с новым содержанием.
30-е годы в Горном Алтае ознаменовались появлением в центральной прессе, наряду с выдающимися эпическими памятниками народного творчества, образцов песенной поэзии алтайского народа. В 1934 году в Москве было издано несколько алтайских песен в музыкальной обработке Б. Сальмонта. В 1938 году в Новосибирске выходит сборник алтайских народных песен. В этом же году несколько алтайских песен в переводе, осуществленном сибирскими поэтами по рекомендации А.М. Горького, было опубликовано в журнале «Колхозник».
Со второй половины 30-х годов в пропаганде и распространении алтайских народных песен большую роль сыграл инструментально-вокальный ансамбль под руководством композитора А.Ф. Хитрова, который исполнял народные музыку и песни, записанные в разных районах Горно-Алтайской автономной области.
В конце 30-х годов в Москве мастером П.А. Шошиным были изготовлены национальные музыкальные инструменты, что положительно сказалось на дальнейшем развитии песенно-музыкальной культуры народа. Сибирскими композиторами А.П. Новиковым и А.М. Ильиным было собрано и обработано большое количество народных песен и наигрышей. Очень популярными стали песни композитора А. Новикова «Аргымак», «О Конституции» и другие; песни композитора А. Ильина «Алтын коль», «Партизанская», «Шонкор», «Новый Алтай», «Яблоня», «Песня матери» и другие.
Минген болзом кайдадым!
Кргн болзом кайдадым!
Если бы я сел сейчас!
Подругу свою верную и Родину
Если бы я увидел сейчас.
В годы военного лихолетья алтайский народ создал песни, разнообразные по своему содержанию и жанровой разновидности. Это песни-наказы, песни-благопожелания, песни-клятвы, песни-прощания, песни-призывы, а к концу войны появились песни-ожидания, победные песни, песни-раздумья о мире.
Адым турза, крип дьюр.
Айдышкан кркий, санан дьюр.
Ты присматривай за ним.
Если уйду на фронт,
Давшая мне слово, не забывай меня.
Как бы отвечая на просьбу и наказ своего друга-воина, девушка в «песне-благопожелании» говорит:
Кайран менин кркийм Кайра круп кунукпа. Унду дым деп санаба Агаш кепт кезип дьур Не оглядывайся и не грусти, Отправившись на бой с врагом, Не думай, что ты забыт. Словно сорную траву срезай, Защищающим свой народ Будь славным батыром. |
В этих песнях используются традиционные приемы и средства народной поэтики. Советские воины отождествляются с эпическими батырами-богатырями. Одной из разновидностей традиционных песен является «песня-клятва», имеющая древние корни. В новых условиях она принимает новое содержание. «Песня-клятва» произносится как мужчиной, так и женщиной. Провожая на ратный подвиг своего любимого, девушка клянется в верности:
Кзим дьажы тглбей, Дьуу божогон кийнинде Дьажына эжин болорым. | Не проливая из глаз слез, Буду ждать твоего возвращения. Когда кончится война, Навечно твоей подругой стану [1]. |
После окончания Великой Отечественной войны были широко распространены «встречные песни», «победные песни»:
Дьууган лн корболу Дьуудан арткан дьыргадлу Оставшиеся в живых после войны будут счастливы. Алтайские народные песни героических военных лет были проникнуты пафосом патриотизма, несгибаемой воли бойцов фронта и тыла, они проповедовали веру народа в великую победу. Песни военных лет наглядно свидетельствуют о неразрывной связи фронта и тыла, личной жизни каждого советского человека, с жизнью всей большой страны. Послевоенный период в Горном Алтае ознаменовался двумя крупнейшими событиями в культурной жизни. В начале пятидесятых годов по решению Советского правительства были открыты педагогический и научно-исследовательский институты. С организацией этих учреждений собирание и изучение алтайского фольклора было поставлено на научную основу. В пятидесятые и последующие годы были организованы плановые комплексные фольклорные экспедиции. Собранные материалы обрабатывались и публиковались в различных изданиях [1]. В настоящее время работа по собиранию и научному изучению алтайских народных песен продолжается. В этой работе активное участие принимают местные ученые, композиторы, музыковеды, учителя и студенты. Композиторами написана музыка ко многим народным песням. Совместная работа творческой интеллигенции и ученых оказывает положительное воздействие на развитие песенно-музыкальной культуры алтайского народа. 1. Песни Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1957; Народные песни алтайцев. Горно-Алтайск, 1962 и др. издания. Конспект урока родной литературы, 9 класс. Песенные традиции Алтая (В. М. Щуров)2. Актуализация опорных знаний. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Открытие новых знаний. Проводится минутка релаксации. 6. Первичное закрепление. 7. Рефлексия. Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Старые люди рассказывают, что песня родилась в далекой Индии, где научила этому искусству людей богиня Песни. Люди других племен, приезжая в Индию, с наслаждением слушали певцов и певиц, проникаясь игрой искусных музыкантов. Горько сожалели они, что в их краях совсем нет песен. Прослышала об этом богиня — покровительница музыки и песен и повелела песне лететь за Гималайские горы, чтобы научить тамошние народы складывать песни и играть на музыкальных инструментах. Алтайский комус – разновидность варгана, язычкового музыкального инструмента. Под разными названиями подобный инструмент встречается у многих народов мира. На территории России данный инструмент встречается в Якутии и Туве (хомус), Башкирии (кубыз) и на Алтае (комус). При игре комус прижимают к губам, а ротовая полость служит резонатором. Используя разнообразные приемы дыхания и артикуляции можно менять характер звука, создавая волшебные мелодии. Комус считается женским инструментом. Приложение 5 Наступает на нас ночка темная, Выходили мы на Дунай-реку, Общий план работы в группах: |