Рассказ о петропавловском соборе для детей

Сказки

История и легенды — всё самое интересное о Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор, расположенный на территории Петропавловской крепости, является ценным памятником архитектуры, ярким образцом петровского барокко, старейшим православным храмом, одним из символов Санкт-Петербурга. Он известен во всём мире благодаря своей красоте и как усыпальница русских императоров.

Как любой объект старины и культурного наследия страны, он обладает удивительной историей. А ангел на шпиле собора является стражем и защитником города на Неве. Ангел с крестом означает, что Петербург храним Богом!

Деревянная церковь

Пётр I понимал, что Петербургу нужна архитектура, способная выразить идеи времени, и он задумал сооружение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни в Москве.

Строительство деревянной церкви началось 10 июля 1703 года — в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 12 апреля 1704 года.

Церковь начали строить в день апостолов Петра и Павла, и имя ей дали в честь двух святых. В XXI веке этот праздник в православном мире отмечается ежегодно 12 июля.

Каменный Петропавловский собор

В 1712 году 10 июня заложили каменный Петропавловский собор. Его возводили так, чтобы действующий деревянный храм оказался внутри новой постройки. Строительством руководил швейцарский архитектор Доменико Трезини.

Строительство храма велось на продолжении 21 года. Весь собор был достроен только к 1733 году, уже после смерти императора Петра I. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос.

По приказу Петра I возведение каменного храма началось с колокольни. В 1722 году государь с гордостью показывал свой «парадиз» «господам иностранным министрам», заставив их подняться на верхний ярус колокольни.

Высотная доминанта

Петропавловский собор по высоте на 40 с лишним метров превзошёл храм-колокольню Ивана Великого (82 м), который находится в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. С 1733 до 2012 года Петропавловский собор высотой 122,5 метра был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, а до 1952 года — самым высоким в России.

С годами в городе на Неве появились другие доминанты: в 1953—1962 годах построили Телевизионную башню высотой 312,8 м. В 2012 году был возведён небоскрёб «Лидер-Тауэр» — 145,5 м. В 2019 году появился «Лахта центр» — 462 м. Собор — уже не самое высокое сооружение Петербурга, но является доминантой среди духовных храмов.

Усыпальница коронованных особ

В период правления Петра I место погребения царских особ не было окончательно определено. Их хоронили в Благовещенской усыпальнице. В 1715 году в ещё недостроенном Петропавловском соборе похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины — Наталью.

После смерти Петра I в 1725 году, гроб с его телом поместили внутри строившегося собора — во временной часовне. А само погребение прошло лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно.

Исключения составили умерший в Москве и похороненный в Архангельском соборе Пётр II и убитый в Шлиссельбурге в 1764 году Иван VI, кстати, место его захоронения до сих пор не известно.

Усыпальница близких родственников императоров

В 1831 году император Николай I повелел похоронить в Петропавловском соборе своего брата великого князя Константина Павловича. С этого времени в храме стали погребать и близких родственников монархов.

К концу XIX века в Петропавловском соборе насчитывалось 46 захоронений. Потребовалось строительство Великокняжеской усыпальницы — места захоронения некоронованных особ российского императорского дома.

28 сентября 2006 года в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Фёдоровну, которая скончалась в Дании в 1928 году.

Ангел на шпиле — символ и страж Санкт-Петербурга

Ангел на шпиле Петропавловского собора стал символом и одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Петербуржцы считают ангела защитником, стражем и покровителем города на Неве.

Ангел-хранитель представляет собой собственно фигуру ангела (флюгер), венчающий шар (кугель) шпиля. Ангел появился на шпиле Петропавловского собора в 1720-х годах. В то время многоярусная колокольня храма стала самым высоким сооружением в России.

Автор ангела

А предложил установить ангела-хранителя на вершине архитектор, по проекту которого строился собор, — Доминико Андреа Трезини в мае 1722 года. Ангел или архангел должен был стать покровителем не только Санкт-Петербурга, но и России, провозглашённой к этому времени империей, и её первого императора Петра Первого.

Возведение золочёного шпиля, который заканчивался крестом и парящим над ним ангелом, завершилось в 1724 году. До настоящего времени сохранился рисунок Трезини. На нём летящий ангел держит в руках большой крест, внизу у креста — шар, который венчает шпиль, под ангелом надпись:

фигура длиною 7 футовъ английских (

Трезини предложил поставить ангела хранителя города, который служил бы одновременно и флюгером. Первоначальный ангел отличается от того, который мы видим сейчас и который растиражирован в книгах, альбомах и на коробках конфет. Нынешний облик фигура ангела приобрела в XIX веке.

Бури против ангела

В 1777 году шпиль собора повредила буря, его восстановил сын бывшего придворного мундкоха Пётр Юрьевич Патон — архитектор, который изучал архитектуру под руководством Пьетро Трезини, работая в качестве его помощника в течение двух лет. Пьетро Антонио Трезини приходился Доменико Андреа Трезини дальним родственником. П. А. Трезини жил и работал в Петербурге, также был главным архитектором столицы России.

Новую фигуру ангела с крестом выполнил итальянский архитектор Антонио Ринальди. В 1829 году из-за сильного ветра ангел сильно накренился и чуть было не упал. Русский мастер Пётр Телушкин полтора месяца занимался его ремонтом. Самое интересное, он взбирался на шпиль лишь с помощью верёвок, без строительных лесов.

Легенда о мастере и «щелчке» под скулой

По легенде, за эту работу Пётр Телушкин получил грамоту, по которой ему выдавали выпивку в любом кабаке бесплатно. Вскоре он её потерял, и ему под правой скулой поставили клеймо. Когда мастер заходил в кабак и хотел выпить, он щёлкал пальцами по клейму под скулой и владелец питейного заведения наливал ему выпивку без слов. Считается, что оттуда пришёл к нам этот жест в виде «щелчка» под правой скулой, обозначающий алкоголь.

Ангел во время войны

Во время Великой Отечественной войны шпиль Петропавловского собора выкрасили маскировочной краской, а саму фигуру ангела накрыли мешковиной. Но всё равно он был несколько повреждён.

Освящение ангела и капсула с посланием

Освящение отреставрированной фигуры ангела состоялось 13 февраля 2003 года. Освящение ангела с крестом означало, что город храним Богом, и в нём присутствует духовная жизнь.

Ранее, 30 января того же года в позолоченную сферу на вершине 40‑метрового шпиля была заложена капсула с посланием к потомкам и икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Источник

Конспект занятия «Легенды ангела Петропавловского собора»

оксана недашковская
Конспект занятия «Легенды ангела Петропавловского собора»

Цель: Расширять знания и представления детей о родном городе.

Развитие воображения детей за счет воссоздания легенд об ангеле Петропавловского собора (познавательное развитие).

Активизация познавательной активности детей путем включения в проблемные ситуации (познавательное развитие).

Развитие умения отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения (социально – коммуникативное развитие).

Обогащение словаря: «шпиль», «карильон», «колокол» (речевое развитие).

Закреплять умение слушать музыкальное произведение (художественно-эстетическое развитие).

Мультимедиа-презентация, разрезные картинки с изображением ангела, аудиозапись «Аве Мария», «Карильон».

Экскурсия в Петропавловскую крепость.

Последовательность проведения НОД:

Слайд 1. Воспитатель включает фрагмент аудиозаписи «Аве Мария» (слушаем)

В: Говорят, что если бы люди могли услышать голоса ангелов, то они были бы похожи на самые красивые и чистые голоса детей. А чтобы узнать про кого наша история я приготовила для вас задание.

Задание «Собери картинку» (на столе конверты с разрезными картинками)

Дети собирают картинки, говорят, что на них изображено. (ангел)

В: Сегодня наша история про ангела. Ангела, который любит наш город.

Как вы думаете, где царь мог бы поселить ангела? (ответы детей)

В: Правильно, на самом высоком месте в городе.

Слайд 3. Тогда царь решил построить в крепости собор с колокольней-высокой башней, на которой находятся колокола. У колокольни было несколько этажей. А чтобы колокольня казалась еще стройнее, ее украсили завитками.

Слайд 4. Крышу колокольни царь приказал построить в форме шпиля. На что похож шпиль? (ответы детей)

В: Шпиль похож на спицу и иглу и это не случайно. С немецкого языка слово «шпиль» переводится как «спица» или «игла».

Слайд 5. На вершине шпиля был прикреплен шар. На какой фрукт он похож? (ответы детей)

В: На яблоко. Шар так и называют, яблоко. Но это «яблоко» не простое, оно состоит из двух половинок. Когда колокольню реставрируют, внутрь яблока кладут записки с посланием, их смогут прочитать люди, которые будут в будущем реставрировать колокольню. Ребята, а что бы вы хотели пожелать нашему городу? (ответы детей)

В: Молодцы, ребята. Очень хорошие пожелания.

Слайд 6. В «яблоко» вставлен крест. Ангел держится за крест и летит над городом. Его волосы развеваются. Почему? (ответы детей)

В: Наверху очень холодно, там всегда ветер. Когда ветер дует очень сильно, ангел поворачивается. Так он может осмотреть весь город.

Слайд 7-11 Гимнастика для глаз.

Слайд 12. Посмотрите, как сложены пальцы ангела. Ангел благословляет город и его жителей. Ангела называют защитником нашего города. Есть легенда, которая говорит о том, что в случае очень большой опасности, которая может угрожать нашему городу, ангел будет защищать наш город, как воин. Для этого небесные силы опустят ему в руку огненный меч, которым он победит любых врагов.

Слайд 13. Петру 1 захотелось, чтобы ангела не только все видели, но и слышали. Поэтому на колокольне царь приказал устроить карильон. Карильон-необычный инструмент. В нем много колоколов. Играть на карильоне очень трудно, потому что колокола тяжелые. А сейчас давайте послушаем голос карильона. (слушаем)

Слайд 14. Чтобы ангелу было не скучно, на стенах собора живет множество его братьев, ангелов-малышей (херувимов).

Слайд 15. Ангел никогда не спит. Уже много лет он смотрит на город и все о нем знает.

В: Ребята, вам понравилось? (ответы детей) Устали? Давайте немного отдохнем.

Слайд 16. Танец-игра с ускорением «Мы пойдем налево»

Отдохнули? А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили то, что видели и слышали. Давайте попробуем разгадать кроссворд. (разгадываем кроссворд) Молодцы, ребята, у вас все получилось. Спасибо.

Фотоотчет «Сказки и легенды полярной ночи» Фотоотчет «Сказки и легенды полярной ночи» В рамках проведения тематической недели «Жизнь и быт народов Севера» в группе «Умка» детского.

Изготовление куклы-ангела из бисера и бусин. Мастер-класс Пятак Алёна Изготовление куклы-ангела из бисера и бусин. МАСТЕР-КЛАСС Ангел из бисера и бусин МАСТЕР-КЛАСС по теме Изготовление куклы-ангела.

Легенды о герани в обработке Надежды Пермяковой О появлении герани существует много легенд и все они у меня в первую очередь вызывают чувство грусти. Слышала я одну легенду о журавлях,.

Легенды о пионе в обработке Надежды Пермяковой Середина июня – у нас это начало цветения пионов. Пион считают королём цветов, потому что это очень красивый, роскошный цветок с тонким.

Легенды о ромашке в обработке Надежды Пермяковой Дорогие коллеги, сегодня мне хочется поделиться легендами об одном из наиболее узнаваемом и родном нашему сердцу цветке, который воплощает.

Легенды о сирени в обработке Надежды Пермяковой Уважаемые коллеги, ознакомившись с публикацией Галины Михальченко «Лето дарит радость детям» и увидев фотографию белой сирени, я вновь.

Мастер-класс «Нимбы для ангела» Приближается большой и значимый праздник для нашего небольшого города Аркадака – День Города! Задействован в его проведении и наш детский.

Мастер-класс по изготовлению ангела из мишуры на проволоке Этот мастер-класс предназначен для детей и взрослых. Возраст детей от 6 лет. Работа не потребует никаких специальных навыков и инструментов.

Проект «Легенды и сказки бурятского народа» Этническое воспитание на современном этапе является весьма актуальным и вызвано необходимостью развития национальных культур, формированием.

Источник

Петропавловский собор

Это самый старый и самый известный собор в Санкт-Петербурге.

Даже Исаакиевский, намного более величественный с архитектурной, и сложнейший с инженерной точки зрения, все равно в умах горожан и туристов остается на втором месте.

Когда Петербурга еще не было, и только начиналась строиться Петропавловская крепость, на ее территории одной из первых построек стала деревянная церковь. Освятили её в честь Святых Петра и Павла.

Петр Первый велел начинать строительство с колокольни.

Но, колокольня отличалась не только этим.

Во время своих европейских турне царю понравились куранты. Они были закуплены и установлены на еще не достроенную колокольню Петропавловского собора. Главным же её украшением стал шпиль, высотой 112 метров.

Шпиль был сделан по проекту архитектора Ван Болеса. Это была деревянная конструкция, обшитая золочеными медными листами, а Трезини установил на вершине флюгер, выполненный виде ангела.

Собор стал не только первым в Петербурге, он еще и послужил примером строительства церквей по всей России до середины 18 века.

Традиционно на Руси их строили пятиглавыми, тонкостенными, темными. Теперь стало по-другому.

Постройку венчает один купол, стены его гораздо толще обычных, а окна – большие и светлые.

Внутри стены, опять же вопреки традициям, расписаны не только библейскими, но и светскими сюжетами.

Кафедра и царское место выполнены из резного позолоченного дерева, обитого бархатом.

Символом победы России в Северной войне служит уникальный иконостас, выполненный в форме триумфальной арки. Изготовили его в Москве, в мастерской Ивана Запрудного, по чертежам Доменико Трезини.

Так как Запрудный внес много корректив в первоначальный проект, авторство приписывают обоим архитекторам.

Привезли иконостас в Петербург по частям и покрыли позолотой уже на месте. Кстати, и некоторые иконы, дошедшие до нас с 18 века, очень необычны по своей форме.

Строили его 21 год.

В конце апреля 1756 года в шпиль ударила молния, он загорелся, упал на основную кровлю и повредил её. Колокольня тогда полностью сгорела, само здание сильно пострадало, но благодаря разборной конструкции, иконостас удалось спасти.

В авральном режиме собрали рабочих практически со всех строек города, и в кратчайшие сроки собор был отремонтирован.

А вот колокольню восстанавливали целых 20 лет. Так как решено было сделать ее каменной, пришлось вбивать в фундамент дополнительные сваи. Шпиль вырос до 117 метров. На нем установили нового ангела, а на башне – новые куранты, голландской работы.

Позднее механизм потребовал ремонта, который выполняли уже русского мастера гатчинского завода Лаврова. Сегодня на четырех уровнях башни установлены 103 колокола, 31 их которых относятся ко второму голландскому карильону 1757 года.

История часов Петропавловского собора началась в 1720 году, когда в Голландии был куплен механизм и комплект карильона в 35 колоколов.

Но, что примечательно, на главной колокольне города не было православной звонницы. Мелкий штрих, но он один из многих, показывающий тайное противостояние светских и религиозных властей.

Правда, сразу после смерти Петра, когда на трон взошла ограниченная в правах Екатерина (кстати, немка!), в 1725 году на втором ярусе была устроена русская православная звонница, которая стала служить сигналом к началу перезвона всех петербургских церквей.

Забавно, но в тридцатых годах после революции карильон пытались перестроить на исполнение «Интернационала», из чего, к счастью, ничего не вышло.

Ангела на шпиле не щадили ветра, постоянно гулявшие по Северной столице. Особенно сильно его повредили ураганы 1778 и 1830 годов. Его восстановление после урагана 1830 года – пример удивительной находчивости и смелости одного человека.

История и правда, уникальна: отремонтировать флюгер вызвался кровельщик Петр Телушкин. Он взобрался на шпиль без страховки, при помощи веревки и одних рук. Постепенно перекидывая веревку выше и выше, цепляясь за двухсантиметровые фальцы, кровельщик взобрался на самый верх и сумел починить Ангела.

Последний раз пику реконструировали в середине 19 века. Он снова вырос, теперь его высота вместе с ангелом составляет 122,5 метра. Таким он дошел до наших дней, до сих пор это самое высокое сооружение в городе.

Так как высота зданий исторической застройки определялась по Зимнему дворцу, с колокольни отлично видна вся панорама города, от Здания 12 коллегий до Смольного монастыря и даже до Александро-Невской Лары.

С самого начала Петропавловский собор стал служить усыпальницей для членов царской семьи. Сам Петр и его жена также упокоились в стенах собора, перед алтарем. Когда же в самом храме не осталось места для надгробий, рядом была сделана пристройка на 30 склепов. Оба здания соединили коридором.

Став императорской усыпальницей, принявшей в себя первого представителя дома Романовых больше 300 лет назад, Петропавловский собор сыграл заметную роль и в формировании идеологического цемента современной России. Сюда были перевезены и официально захоронены останки последнего русского Императора и его семьи.

Таким образом в российской истории разом поставили очень много «точек»…

Адрес:

Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь, дом 1

Официальный сайт

Как добраться:

Ближайшая станция метро: Горьковская.

Источник

Конспект занятия по петербурговедению «Петропавловская крепость» для средней группы

Мария Беклемешева
Конспект занятия по петербурговедению «Петропавловская крепость» для средней группы

Программное содержание:

• познакомить детей с Петропавловской крепостью- сердцем нашего города;

• вызвать познавательный интерес к городу, восхищение им;

• осознать ценность памятников культуры и искусства;

Материал: презентация

Активизация словаря:

Заячий остров, крепость, башни, ворота, пушка, выстрел, полдень, собор, купол, шпиль, Петр Первый.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

— Дети, сегодня я хочу познакомить вас с одной из главных достопримечательностей нашего города – Петропавловской крепостью.

Пётр I торопил со строительством крепости. Время было тревожное, в любой момент можно было ожидать нападение шведов. Вначале крепость была из земли и дерева. Но через три года земляные и деревянные стены крепости стали заменять на каменные. Работы велись под руководством архитектора Доменико Трезини.

Форма крепости-шестиугольник с выступающими угловыми башнями (бастионами, которые соединяются между собой стенами. Толщина этих стен-20 метров. По ним можно ходить, как по дороге.

Физкультминутка «По болоту Петр шел»

По болоту Петр шел дети идут на месте широким шагом

Остров Заячий нашел смотрят в бинокль

Он собрал рабочий люд машем руками, созываем людей;

И построил крепость тут стучат кулак об кулак

Крепость новая стоит, вытягиваем руки вверх и изображаем шпиль

пушками врагу грозит грозим пальцем

Бам-бам, бам-бам, не осталось зайцев там топаем поочерёдно ногами

Зайцы пушек испугались садимся на корточки закрываем глаза руками

И на острове не остались. встают пожимают плечами

Воспитатель: Ну вот мы и с вами поиграли

В Петропавловской крепости был построен монетный двор, где чеканили русские медали. Через 15 лет после окончания строительства Петропавловская крепость превратилась в государственную тюрьму. А через много лет она стала музеем и её посещает много людей со всего мира.

Петропавловка не спит

Ангел город наш хранит,

Пушка в полдень возвещает:

День, двеннадцать, каждый знает.

Прикреплённые файлы:

Конспект НОД по петербурговедению в старшей группе «Автобусная экскурсия по Санкт-Петербургу» Цель: Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга.

Конспект открытого занятия по петербурговедению с детьми старшего дошкольного возраста «Мифические животные в нашем городе» Конспект открытого занятия С детьми старшего возраста Тема: «Мифические животные в нашем городе» Задачи: 1. Продолжать формировать,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мой дом — моя крепость» Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мой дом – моя крепость» Цель: развитие способности понимать ценность пространственно-предметной.

Крепость из глины в средней группе Оборудование: глина, стеки, зубочистки, емкость с водой, влажные тряпочки для рук. Подготовительная работа: если это работа планируется.

Конспект НОД по петербурговедению в подготовительной группе «Охота на львов» НОД по петербурговедению «Сказочные животные СПб – Охота на львов» Воспитатель Богданова В. М. Задачи 1. Обогащение представления детей о.

Конспект занятия «Снежная крепость» В феврале этого года, в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость» состоялся снежный праздник «Построй свою крепость», где я и мои коллеги из.

Опыт работы «Занятия по петербурговедению в подготовительной группе детского сада» Занятия по истории города достаточно сложны для восприятия детьми дошкольного возраста, потому что материал насыщен энциклопедическими данными,.

Технологическая карта занятия по петербурговедению «Город и село» Технологическая карта занятия (совместная деятельность) Тема : «Город и деревня» Задачи: 1. Речевые: ввести в активную речь слова город,.

Источник

Петропавловский собор

История Петропавловского собора неразрывно связана с возникновением на Заячьем острове Петропавловской крепости. Поскольку Петропавловская крепость была самой первой обжитой территорией Санкт-Петербурга, то вполне естественно, что первая городская церковь появилась именно здесь. В День Святых Петра и Павла 29 июня, в 1703 году, по велению Петра Первого произошла закладка церкви с именем этих святых.

Первая церковь, сооруженная менее чем за год, была деревянной. А через восемь лет, когда миновала угроза нападений извне, когда уже вовсю шло строительство первого российского города по европейским стандартам, над деревянной церковью начал возводиться храм из камня. Это произошло в 1712 год, когда Петербург был провозглашен официальной столицей страны. Поэтому собор, возводимый архитектором Д.Трезини, создавался уже в качестве главного храма всей империи.

Архитектурно соборное сооружение создавалось в стихийно возникшем в первых десятилетиях 18 столетия стиле «петровское барокко», основанном на смеси европейских барокко и классицизма, адаптировавшихся на русской почве. До Петра подобных православных храмов на Руси не возводилось, поэтому собор является не просто ярким памятником исторической эпохи Петра Первого, но и символичным сооружением новой европейскоподобной столицы.

Колокольня Петропавловского собора

Очень важную роль Петр отводил строительству высокой многоярусной колокольни, которая должна была нести большую символическую нагрузку столичного Петербурга. Поэтому с ее возведения и началось сооружение собора. Более чем 100-метровая колокольня, как и было задумано, была выше знаменитой московской колокольни Ивана Великого, а на деревянном колокольном шпиле был помещен ангел-флюгер, держащий крест. Колокольня была оснащена часами-курантами и карильоном, привезенными Петром из Амстердама, где он купил их за очень большие деньги.

Колокольня Петропавловского собора

Петропавловский собор строился очень длительное время, и Петр не дожил до окончания строительных работ, которые пришлись на период царствования Анны Иоанновны (1733г). Вскоре пожаром, произошедшим от молнии в 1756 году, был уничтожен и шпиль с ангелом, и петровские куранты, и большая часть колокольни. К концу 18 века шпиль и ангел были восстановлены в первоначальном варианте.

В 1856 году, при Александре Втором, колокольня была увенчана новым металлическим шпилем в форме восьмигранной пирамиды, внутри которой проходит винтовая лестница (инженерное решение Д.Журавского). Сверху шпиля, покрытого медными с позолотой листами, появился новый ангел при новом кресте. Результатом этих усовершенствований стало увеличение высоты колокольни, которая выросла почти до 123 метров, став самым высоким сооружением не только Петербурга, но и России. Колокольня приобрела сегодняшние внешние очертания.

Верхние ярусы Колокольни

Многоярусная колокольня, расположенная поверх западного фасада собора, является его доминирующей частью. Она состоит из двух широких нижних ярусов, от которых к верху стремится третий, заканчивающийся золоченой крышей и круглыми окошками в белорамном обрамлении. Далее колокольня продолжается барабаном с восьмью гранями и вертикальными прорезями.

Нижние ярусы Петропавловской колокольни

Ангел с крестом на колокольне

По внутренней лестнице колокольни Петропавловского собора за дополнительную плату можно подняться наверх. Это любопытное и весьма полезное в информационном плане мероприятие. Правда, надо иметь в виду, что нужно будет совершить подъем практически на 16-й этаж без лифта и еще заплатить за это деньги!

Карильон Петропавловского собора

Колокольня Петропавловского собора – это и символ Петербурга, и его главный ориентир, и самая узнаваемая «визитная карточка» города. И не только города – ведь изображение собора присутствует на 50-рублевых купюрах, с которыми мы ежедневно соприкасаемся.

Часы-куранты

При создании города, подобного европейскому, Петр Первый вводил много заимствований, которые до того в российских городах не применялись. Так, например, традиция устанавливать часы-куранты на башнях всех развитых городов была привнесена в нашу жизнь также Петром. Уже на первой деревянной колокольне в 1704 году были установлены механические часы – впервые в Петербурге. Те, самые первые башенные часы, были изготовлены русским умельцем Никифором Архиповым.

А вот уже на каменной колокольне установили огромные голландские куранты, которые в то время были одним из чудес нового города. И сегодня Петропавловские куранты являются старейшими наружными городскими часами. К сожалению, часы, приобретенные самим Петром, сгорели при пожаре 1856 года. Голландскому часовых дел мастеру О.Красе были заказаны новые куранты, которые опять-таки обошлись очень и очень не дешево. Зато новые часы, в отличие от петровских, имели минутные стрелки, маятники и различные музыкальные устройства. Благодаря этим усовершенствованиям Петропавловские куранты исполняли российский гимн.

Часовой механизм Петропавловского собора за историю своего существования с конца 18 века и до наших дней останавливался всего два раза, и оба раза это происходило не по причине неисправности. Часы останавливали в годы революции-Гражданской войны и в период Великой Отечественной войны. Причем в период революционного поворота общества к светлому будущему, часы подверглись расстрелу за исполнение ненавистного большевиками гимна – на часах сохранились пулевые отметины.

Куранты Петропавловского собора изнутри

Тем не менее, этот гимн (Боже, царя храни…) можно услышать и сегодня, он исполняется в 12.00 и в 18.00. А каждые 15 минут слышен перезвон из четырех музыкальных фраз.

Здание Петропавловского Собора

Соборное сооружение внешне более сравнимо с обычным среднеевропейским строением, чем с русским православным храмом. Выполнено оно в форме прямоугольника 30х60 со скромным и довольно строгим оформлением (уплощенные колонные пилястры и лица херувимов в оконном декоре).

Декор окошек Петропавловского собора

Купол Петропавловского собора (слева от колокольни)

Внутренний интерьер храма, как и его внешний силуэт, абсолютно не соответствовал принятым в те времена российским стандартам. Надо учитывать, что сооружение собора шло в победоносный для России период Северной войны, в период переустройства страны и возвышения роли императора-реформатора. Все эти факторы отразились в парадности и торжественности отделки собора, территория которого была поделена пилонами на три части.

Интерьер Петропавловского собора

Интерьеры отделаны мрамором, яшмой и родонитом. Росписи и лепка выполнялись известными художниками. Освещался храм хрустальными бронзово-позолоченными люстрами. От пяти люстровых светильников 18 века сохранился только один, который находится сегодня перед алтарем.

Нарядный декор внутреннего интерьера; обилие света, обеспеченное большими окнами; разделенное пилонами пространство; лепка и росписи – все это придает храму праздничную атмосферу. Всем своим содержанием храм олицетворял радость победы над шведами, прославлял отечественную военную доблесть и героизм. Петропавловский собор какое-то время был также и местом сохранения знамен и атрибутов воинской славы.

Памятником и произведением искусства русской резьбы по дереву бароккского стиля является удивительный 20-метровый храмовый иконостас, который был создан умельцами в Оружейной палате по рисункам Д.Трезини. На примере этого иконостаса отчетливо видно как светскость начала вторгаться в церковное искусство – именно этим выразительно выделяется петровское время.

Царские врата, расположенные по центру иконостаса, похожи на триумфальное сооружение. Они увенчаны скрещенными ключами – это как бы и ключи от рая Св.Петра и, в то же время, герб новой столицы. Иконостас собора отличается отсутствием горизонтальности иконных рядов и наличием не характерных для русских храмов скульптур.

Имеющиеся иконы отражают важные в историческом плане события, объединенные идеей победы российской государственности и единения церковной и светской власти.

Царские врата иконостаса

Богоматерь иконостаса (фрагмент)

Среди икон иконостаса можно увидеть и изображение петербургского хранителя Александра Невского, и причисленных к рангу святых из династии Рюриковых князей Владимира, Ольгу и Бориса с Глебом. В предалтарном пространстве расположена трибуна для читающего проповедь священника и императорское место с атрибутикой монаршей власти.

Петропавловский собор выполнял функцию Кафедрального до 1858 года, затем эта роль перешла к Исаакиевскому собору. Статус же Петропавловского храма свелся только к роли царской усыпальницы, хотя ею он был с начала своего существования. В этом храме никогда не проводились никакие церковные обряды, кроме отпевания и панихид. А отпевали здесь только членов Дома Романовых.

С начала 90-х годов прошлого века в храме проводятся панихиды по представителям императорской семьи. В начале нынешнего века в соборе возобновились службы.

Некрополь Петропавловского собора

Основываясь на божьем происхождении монаршей власти, все члены правящих российских династий издавна хоронились в соборах. До Петра Первого основным храмовым местом захоронений русских князей и первых царей был некрополь Архангельского храма Московского Кремля. От захоронения Петра и вплоть до кончины Александра Третьего царская усыпальница была в некрополе собора Петра и Павла Петропавловской крепости.

Считается, что некрополь Петропавловского храма ведет свою историю от Петра Первого, но это не так. Уже при Петре здесь появились захоронения его рано умерших детей. Царевича Алексея и его жену также захоронили в соборе (под колокольней). С 1831 года здесь начали хоронить и других близких императорских некоронованных родственников.

Сам Петр умер внезапно в январе 1825 года, когда еще шло строительство собора. Поэтому в строящемся храме установили деревянную часовню, куда и был помещен гроб с телом почившего реформатора. Через два года к нему присоединился гроб Екатерины Первой. Лишь после достройки собора, останки Петра и Екатерины наконец-то предали земле. После этого собор считается официальной Усыпальницей российских императоров.

Саркофаг Петра Первого

Саркофаги родителей Александра Третьего

Великокняжеская усыпальница

Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора

Хотя Усыпальница является архитектурным строением конца 19- начала 20 столетий, ее фасадное оформление сочетается с оформлением собора, и они смотрятся гармонично как единое целое. Внутреннее оформление Усыпальницы было довольно богато. Здесь можно видеть и сердобольский гранит, и белый итальянский мрамор, темные лабрадорские колонны. А вот беломраморный иконостас вместе с бронзовыми царскими вратами был утрачен вскоре после революционных событий 1917 года.

Усыпальницу окружили чугунной решеткой, рисунок которой повторял рисунок решетки Летнего сада. Это было личное пожелание Александра Третьего.

Ограда у входа в Великокняжескую усыпальницу

Если в храме места захоронений готовились только после кончины представителя царской династии, то в Усыпальнице изначально было подготовлено 60 погребальных камер. Первое захоронение здесь состоялось уже через 4 дня после освящения Усыпальницы – это были похороны великого князя Алексея Александровича. А всего до 1915 года здесь нашли последнее пристанище 13 великокняжеских Романовых. Причем 8 из них – это перенесенные захоронения из собора.

После свержения монархии, с 1918 года и собор, и Усыпальница стали собственностью Музея революции. Здесь проводились экскурсии, и с 1919 года церковные службы прекратились. В 50-х годах Музей революции передал эти историко-архитектурные сооружения Историческому музею, и только тогда начались первые реставрационные работы, которые продолжаются до сегодняшних дней.

Источник

Читайте также:  Сказки про буквы для дошкольников
Познавательное и интересное