2 очень важные истории. О родителях…
История про маму
У моей матери был только один глаз. Когда я был маленьким, я не любил ее за это. Не любил за излишнее внимание в школе. Ненавидел, когда другие дети таращились на нее, а потом в отвращении отводили взгляд. Моя мать работала на двух работах, чтобы обеспечить семью, но она все время вызывала у меня раздражение, и я хотел, чтобы она меня просто не замечала.
Каждый раз, когда моя мать приходила в школу, моим единственным желанием было, чтобы она исчезла. Я чувствовал волну ненависти к женщине, которая делала меня посмешищем школы. Однажды в минуту чрезвычайного гнева, я даже сказал своей матери, что хотел бы, чтобы её и вовсе не было. Я был абсолютно безразличен к тому, что она чувствовала.
Когда я повзрослел, то сделал все что мог, чтобы удалиться от нее. Я отлично учился и получил работу за границей, чтобы никогда ее не видеть. Я женился и начал сам содержать свою семью. Я много работал, чтобы обеспечить комфортную жизнь своей семье и моим обожаемым детишкам. И никогда не вспоминал о своей матери.
Однажды внезапно моя мать приехала навестить меня. Ее одноглазое лицо испугало моих маленьких детей, и они начали плакать. Я разозлился на неё за внезапный приезд и запретил ей появляться в моем доме, но моя мать спокойно принесла извинения и уехала, не сказав ни слова.
Спустя десятилетия я получил приглашение на встречу с одноклассниками и приехал в родной город. Я не смог побороть искушения и решил зайти в хибарку своего детства. Мои соседи сказали мне, что моя мать давно умерла, но оставила для меня письмо.
«Мой дорогой сын:
Прости за то, что я так неожиданно приехала к вам домой и напугала твоих очаровательных детишек. Прости меня за то, что я доставляла тебе столько неприятных моментов и была причиной твоего унижения в детстве.
Я узнала, что ты собираешься приехать в родной город встретиться с одноклассниками. Я боюсь, что могу не дожить до этого времени, поэтому считаю, что наступило время рассказать тебе о том, что случилось с тобой, когда ты был совсем маленьким. С тобой произошел несчастный случай, в результате чего ты лишился глаза. Я умирала при мысли, что мой любимый ребенок будет расти с одним глазом. Я хотела, чтобы ты видел этот чудесный мир во всей красе и отдала тебе свой глаз.
Мой дорогой сын, я всегда люблю и буду любить тебя всем сердцем. Я никогда не сожалела о своем решении отдать тебе свой глаз, и я умираю со спокойной душой и мыслью, что смогла дать тебе возможность жить полноценной жизнью.
Вечерний ужин с отцом
Сын взял с собой на ужин в ресторан престарелого отца. Так как отец был очень стар и беспомощен, во время еды он ронял на себя крошки и кусочки пищи. Посетители ресторана смотрели на него с отвращением, в то время как сын был абсолютно спокоен.
После того, как старик закончил трапезу, его сын так же спокойно и невозмутимо очистил его одежду от остатков еды, пригладил волосы и поправил очки на переносице. Когда они встали из-за стола, весь ресторан смотрел на них в абсолютной тишине, недоумевая, как можно молодому человеку вот так позориться.
Сын подписал счет и повел отца к выходу. И в этот момент один из посетителей, человек преклонного возраста, спросил у молодого человека:
«А вы ничего после себя не оставили?»
На отрицательный ответ старик возразил:
«Нет, вы оставили – урок для каждого сына и надежду для каждого отца!».
В ресторане воцарилась абсолютная тишина.
Мораль: заботиться о тех, кто когда-то заботился о нас – высочайшее благородство. Мы все знаем, как наши родители всегда беспокоились и переживали за нас. Любите, уважайте и заботьтесь о своих родителях.
Эссе «Почитай своих родителей»
Алевтина Вунберова
Эссе «Почитай своих родителей»
«Чти отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которые
Господь, Бог твой, даёт тебе». Именно эти строки записаны в одной из заповедей Библии. Бог приказал людям почитать своих отцов и матерей. Это
является вечной обязанностью детей.
С самого раннего детства каждый ребёнок ожидает ласки и тепла, так и каждая мать и отец ждут почтения. А ведь они заслуживают этого! Именно родители с рождения заботятся о нас, работают, не покладая рук, чтобы мы были сыты, одеты и имели возможность радоваться жизни. Именно они научили нас ходить и говорить. Когда у нас что-то болит, они готовы взять всю боль себе, лишь бы ребёнку было лучше. Они дарят нам столько тепла и ласки, что это трудно оценить!
В мире очень много детей-сирот, у которых нет отца и матери. Сколько любви они недополучают! Это очень печально. Как они хотели бы, наверное, обнять своих родителей, ощутить их ласку, услышать доброе слово, которое утешит, поделиться своими переживаниями. Но некому их выслушать, не с кем поговорить о своих проблемах. Какая горечь в их глазах! Поэтому, воистину счастливы те дети, которые растут в полноценных семьях. У них есть возможность исполнять ту самую библейскую заповедь, чтобы получить благословение и долголетие на земле. Ведь настанет когда-то время, и наши дети будут уважать и почитать нас.
Почитание родителей — одна из главных христианских добродетелей, справедливых и гуманных. Мы, дети, должны любить и уважать отца и мать, быть послушными, не оскорблять их ни словами, ни поступками. Ведь в переводе с греческого языка глагол «почитать» означает «считать драгоценными». К родителям нужно относиться как к бесконечно дорогим людям, быть признательными, верными, кроткими, любящими.
Таким образом, через Библию мы видим, что Богу очень важно то, в каких отношениях человек находится со своими родителями, и от этого в большой степени зависит то, как сложится его жизнь.
Почитают ли сегодня дети своих родителей? Как же в жизни исполняется пятая заповедь? Эти вопросы требуют честного ответа. В кругу молодежи отца и мать называют «предками», обижают их мелочными придирками. У подростков есть телефоны, планшеты. Конечно, неплохо иметь желаемую вещь. Но какой ценой она достается?Ребята ставят условия: «Купите телефон, буду хорошо учиться. Не приобретете мотоцикл, не пойду в школу». А если семейный бюджет не позволяет совершать дорогие покупки? Современные дети отвечают своим родителям невниманием, равнодушием, ворчанием, оскорблением. Хотелось бы им напомнить цитату из книги XVI века «Домострой»: «Чада,вслушайтесь в заповеди Божьи: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле… Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сaми себя погубят и не доживут до концa своих дней, если прогневят отца или досадят матери… Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вaс благословят они: отчее благословение дом укрепит, a материнская молитвa от нaпaстей избaвит». Взрослые любят нас, стараются предупредить от ошибок и пагубных последствий. У отца и матери много жизненного опыта. Они решают семейные проблемы, работают, устают, преживают за будущее сына и дочери. Стоит нам, детям, глубоко задуматься, что значит для нас родители. Мы должны научиться понимать и жалеть их.
В Христианской заповеди сказано: «Да любите друг друга! Любовь- это истина и смысл жизни». Любовь, доброта, верность, почитание родителей – вечные семейные ценности. Родной очаг, крепость – это место, где обогреют, помогут, дадут дельный совет в трудный час. Это уютная колыбель, это дар, подаренный судьбой. В России День семьи отмечается 8 июля. Этот праздник утвержден в честь муромского князя Петра и его жены Февронии. Верные супруги со смирением и кротостью переносили тяготы жизни. Петр и Феврония считаются православными покровителями семьи и брака. Это супружеская пара —образец человеческих отношений: понимания, поддержки, благочестия. История с муромскими святыми подтверждает одну простую истину – подвиги семейной жизни у Господа щедро одариваются.
Я считаю, что родители – это святое! Я люблю своих родителей. Они для меня самые близкие люди на свете. Где бы ни находилась, всегда вспоминаю о родителях и молюсь за них. Сколько света, любви и нежности излучают сердца дорогих людей! Мне повезло с родителями. Они для меня пример для подражания. Я всегда буду любить и беречь своих родителей!
В своих обращениях к Богу благодарю его за такую дружную семью, замечательных родных и близких. Сочинение хочу закончить стихотворением.
Почитание родителей и послушание родителям
Некоторое время назад на портале Православие.ру была опубликована статья «Родительская неприкосновенность» (журнал «Виноград» № 6, 2017 г.). Статья вызвала у читателей множество вопросов. Мы предложили ответить на эти вопросы протоиерею Димитрию Рощину, настоятелю храма Свт. Николая на Трех горах, и игумену Августину (Заярному), главному редактору журнала «Виноград».
Семочки. Художник: Леонид Баранов
– Могут ли родители своими злыми делами в отношении детей совершить самоотпадение от пятой заповеди?
О. Димитрий:
– Заповедь о почитании родителей дана не для родителей, а для детей. Поэтому независимо от того, как ведут себя родители, дети обязаны ее исполнять. Другой вопрос, что не все ясно представляют себе, в чём это почитание должно заключаться. На мой взгляд, почитание – это неосуждение. Мы не вправе выносить суд над своими родителями. Мы, дети, не можем обсуждать или осуждать их деяния. Это и есть почитание. Конечно, родители бывают разными. Есть равнодушные, злые, грубые родители. Но здесь полезно вспомнить еще одну заповедь – она уже не о родителях, но о людях вообще: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Если ненавидящими и обижающими вас оказались ваши родители – Господь заповедал благословлять их и творить им добро. Это высший идеал христианства, к которому нужно стремиться.
О. Августин:
– Пятая заповедь – очень глубокая, очень действенная, это не просто какое-то пожелание. Есть такой духовный закон, по которому воля Божья возвещается детям в том числе и через родителей, какими бы они ни были. У нас в Псково-Печерском монастыре при отце Иоанне (Крестьянкине) не брали в монастырь человека, у которого не было благословения отца и матери на монашество. Приходит молодой человек, говорит: «Я хочу в монастырь». Отец Иоанн его спрашивает: «А родители как?» – «Да они у меня нецерковные, они против». И отец Иоанн не благословлял такому человеку оставаться в монастыре.
Есть духовный закон, по которому воля Божья возвещается детям в том числе и через родителей
Даже если родители ведут себя неподобающим образом, не являются христианами, грубо влезают в жизнь своих детей – ни в одном из этих случаев пятая заповедь не прекращает свое действие. Нет ни одной причины, по которой дети могли бы отречься от родителей. Конечно, взрослые дети должны охранять свою семью, в том числе и от навязчивых родственников; но это не значит, что родители должны стать им чужими.
– Как почитать мать, которая оскорбляет взрослых детей, требует выполнения своих указаний, предъявляет бесконечные претензии?
О. Димитрий:
Не нужно путать почитание и послушание
– Почитание родителей и послушание родителям – это разные вещи. Я повторю, что для меня почитание – это неосуждение. Мы не осуждаем поступки родителей, их наклонности, человеческие слабости. Но оказывать послушание своим родителям мы обязаны лишь до определенного момента – до начала самостоятельной жизни. А дальше родители могут быть только советчиками для своих детей, но не деспотами. Не нужно путать почитание и послушание. Если родители велят нам делать что-то, что не совпадает с нашей точкой зрения, с нашим устроением, слушаться их мы не обязаны. Можно прислушаться, взять на заметку, но не выполнять, как по приказу. Тем более – если то, что они говорят, противоречит заповедям.
Игумен Августин (Заярный) О. Августин:
– Конечно, есть такие родители, которые хотят контролировать детей до самой своей смерти – это неправильно. Мы должны понимать, что если ребенок уже взрослый и у него есть своя семья – в эту семью нельзя вмешиваться, в ней нельзя командовать. Даже советовать нужно очень аккуратно, чтобы никого не раздражать. Нужно понимать, что семья твоего ребенка – это, по сути, чужая семья. Не твоя, не совсем твоя. Дедушка, бабушка должны осознавать, что их функция теперь заключается в молитве за своих детей, в посильной помощи – если о ней просят. В совете, если его спрашивают. Всегда полезно помнить, что советовать можно только человеку, который просит совета, иначе это просто слова на ветер.
Бывает много примеров, когда мамы хотят, чтобы в семье детей было всё по их желанию. Если таким мамам дать власть, они могут разрушить семью. Как правило, такие женщины очень конфликтные, скандальные, поэтому общение с ними лучше ограничивать. Стараться не вступать в ссоры, хранить мир, насколько это возможно; как-то приспосабливаться, находить приемлемый уровень общения. Главное, не устанавливать расписания: раз в неделю звоним, раз в месяц встречаемся. Расписание – это признак охлаждения отношений.
– Ребенок по отношению к родителю всегда находится в слабой позиции. Как защитить себя от родительских ошибок?
О. Димитрий:
– Если родитель злоупотребляет своей властью, ребенок, пока он мал, ничего не может с этим сделать. Но я не согласен, что ребенок всегда пребывает в зависимом состоянии. Когда родители приближаются к старости, дети и родители меняются местами. Если раньше родители были великодушны по отношению к ребенку и терпели его младенчество, переходный возраст, то теперь дети должны быть великодушны к своим родителям. Мы терпим их немощи, старческие или человеческие. Но если родители обижали нас – это не даёт нам морального права поступать с ними так же. Отвечая добром на зло, мы ничего не теряем, только приобретаем.
О. Августин:
Если ты обидел сына или дочь, нужно просить прощения
– Любой христианин, родитель или ребенок, может ошибаться. Как христиане мы должны понимать, что любая ошибка в отношении другого человека требует покаяния. Если ты обидел сына или дочь, нужно просить прощения. Это естественная вещь. Проблема в том, что такие простые, естественные вещи многие люди не понимают. То есть они понимают, что неправы, но не могут этого признать – им не позволяет гордость, может быть, страх за свой родительский авторитет. Однако это заблуждение: в педагогике авторитет взрослого только возрастает, если он просит у ребенка прощения. Если преподаватель в университете на заданный вопрос честно ответит «Я не знаю» – он не уронит, а поднимет свой авторитет. Родителям полезно признавать свои ошибки. Но ребенок не должен требовать, чтобы родитель просил у него прощения, даже если родитель явно неправ. Ребенок может желать этого, молиться об этом, но требовать не может.
Во всех спорных ситуациях навстречу идет более духовный человек. Чужую агрессию лучше всего покрывать любовью. Если это понимают обе стороны, проблема разрешится сама собой. Если нет, вопрос сможет разрешить та сторона, которая на данный момент является более духовной.
– Насколько полезно для родителей требовать от детей традиционного почитания? Не станет ли пятая заповедь поводом для родителей оправдывать свои страсти?
Протоиерей Димитрий Рощин О. Димитрий:
– Уважение и любовь к себе нужно заслужить определенным образом. Требовать почитания мы не можем. Если мы требуем от другого исполнения заповедей, мы и сами должны их исполнять, иначе мы бессильны. Я могу быть священником, даже епископом, но если я сам не исполняю заповеди – меня слушать никто не будет. Я должен являться примером, иначе все мои слова – пустые звуки. Мы даем человеку свободу, разумную свободу. Пока ребенок находится в нашей власти, до его совершеннолетия, мы имеем право требовать послушания, но это требование непременно должно быть сопряжено с любовью. И мы должны понимать, что изначально растим человека, который нам не принадлежит. Мы не владыки над своими детьми, поэтому мы должны готовить детей к свободе. Это как отношения Бога и человека: Бог дает человеку свободу, человек ее принимает и почитает Бога за то, что Он дает ему возможность быть свободным – то есть подобным Себе.
О. Августин:
– Если мама все время жалуется, что ей мало уделяют внимания, что её мало любят – это неправильно. Это говорит о том, что ей хочется быть в центре внимания, поэтому она требует этого внимания с утра до ночи. Такие женщины могут быть даже воцерковленными – и тем не менее считать, что раз она приехала в дом, все должны ей служить. Корень этой довольно частой проблемы – элементарный эгоизм. Взрослым детям в таком случае нужно постараться занять среднюю позицию: бросать маму нельзя, но жить жизнью мамы или жить только для мамы – неправильно. Нужно очень мягко игнорировать, не обращать внимания на скандалы. Лучше не ругаться. Необходима мудрость; если ее нет – смиряться и терпеть, закусив губы.
– Много говорят о том, что дети должны уважать родителей. А родители разве не должны уважать детей?
О. Димитрий:
– У каждой стороны есть своя заповедь. У детей есть заповедь о почитании родителей. Но и у родителей есть заповедь в отношении детей. Апостол говорит: «Не раздражайте детей ваших» (Еф. 6, 4). Святитель Феофан Затворник даёт на эту заповедь такое толкование: «Образом своего на них действования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев». Неважно, выполняет ли противоположная сторона заповедь или нет – мы всё равно должны выполнять свою часть. Каждый отвечает только за свою собственную заповедь.
Неважно, выполняет ли противоположная сторона заповедь или нет – мы всё равно должны выполнять свою часть
Когда ссорятся родители со взрослыми детьми, я всегда говорю родителям, что они должны делать первый шаг, потому что они мудрее и старше. Неважно, кто прав, а кто нет. Попытка примирения должна исходить от родителей.
О. Августин:
– Обязанность родителей – с трепетом относиться к детям. Обязанность ребенка – почитать родителей. Но если ребенок говорит родителям: «Вы мне должны!», а родители говорят ребенку: «Ты нам должен!» – это тупиковая ситуация. В конечном счете проблема отцов и детей трудноразрешима, потому что люди несовершенны. И всё же дети, как правило, многие вещи понимают лучше родителей. Они более начитанны, более духовны, как это ни парадоксально. Они и должны выравнивать ситуацию. Терпение, молитва и труд все перетрут.
Занятие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родительская любовь.5 заповедь: Почитай отца своего и матерь свою!»
Елена Аксенова
Занятие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родительская любовь.5 заповедь: Почитай отца своего и матерь свою!»
Формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.
Закрепить знания у детей Божьих заповедей.
Воспитание чувства почтения и любви к родителям, послушания и благодарности к ним.
Развитие в личности ребёнка умений видеть теплоту отношений в семье.
Дать понятие о значении заповеди в повседневной жизни.
Ход занятия
1. Воспитатель: Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить,послушайте стихотворение:
У меня есть бабушка,
У меня есть дедушка.
Как назвать одним словом: мама, папа, бабушка, дедушка, я? (Ответы детей)
Воспитатель: сегодня мы поговорим о семье, родителях. Как вы понимаете слово «семья»? (Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге, оказывают внимание каждому члену семьи).
— Иногда нам приходится слышать такое выражение «дружная семья». Сейчас я вам расскажу одну историю, вы внимательно слушайте,для того чтобы ответить на вопрос: «Почему данную семью называют дружной?»
— Почему эту семью назвали «дружной»? По-вашему мнению, какую семью называют «дружной»? Какие качества есть в вашей семье? (Ответы детей).
2.Меня интересует такой вопрос: у кого родители самые лучшие? Давайте каждый ответит, будем слушать и слышать друг друга. (Рассказы детей)
Почему вы так считаете? Почему родители любят вас? Откуда вы знаете это? А вы родителей любите? А если родители не дарят вам подарки, значит они плохие? А теперь я прочитаю вам историю,которая произошла с одной девочкой Светой:
— Мама, давай вернемся домой и куклу Милу возьмем с собой.
— Света, нельзя нам домой возвращаться. Я опоздаю на работу. Начальник будет ругаться.
“Мама не любит меня”,- подумала я. Мама видит, что я погрустнела. Она на меня долго смотрела. Потом вздохнула глубоко. Мы повернули домой. На сердце снова легко. Я всем расскажу обязательно, что мама моя замечательная”.
Вопросы к детям: Почему Свете всегда хорошо с мамой? Почему Света остановилась посредине пути? Кто виноват в забывчивости Светы? Что предложила Света, что бы исправить свою ошибку? Что мама ей ответила?
Почему Света решила, что мама ее не любит? Почему же мама решила вернуться за куклой? Что ожидает маму, если она опоздает на работу?
Получается, что Света искупив вину перед куклой, обидела маму.Помните: мама “вздохнула глубоко”. Только представьте, что должна чувствовать мама, как трудно ей было уступить Свете. И все-таки они “повернули домой”. Мама у Светы замечательная, она в самом деле любит ее. Не знаю, любит Света маму или нет, а вы как поступили бы со своей мамой? А вашим мамам хорошо с вами? Вы их любите? откуда вы знаете, что вы их любите?
Вывод: так что же такое любовь? (забота, переживания, помощь). Когда мы любим, мы должны думать не только о себе, но и о своих близких. Учитывать интересы близких людей.
3. Упражнение “Как быть, что делать…”
— если хочется мороженого, а мама забыла дома деньги?
— если родители устали, хотят отдохнуть, а тебе просто необходимо поплясать и послушать музыку?
— если воспитатель просит тебя внимательно его послушать, а лучшая подруга (друг) шепчет на ухо что-то интересное?
— Должен ли ты заслуживать мамину любовь или она любит тебя просто так?
4. Физкультминутка «Веселый круг»
Станем, дети, шире в круг,
Шире в круг, шире в круг. (Идут по кругу, взявшись за руки)
Посмотри внимательно вокруг!
Ты – мой друг! И я – твой друг! (Останавливаются, поворачиваются друг к другу в парах, обнимаются).
В ногу дружно мы шагаем.
Хочешь, вместе поиграем? (Берутся по два за руки, кружатся на месте)
Сложим руки в кулачок.
И поставим на бочок. (Ставят руки на пояс)
Ножкой весело притопнем
Раз, два, три…Раз, два, три (Топают ногами)
И в ладоши звонко хлопнем!
Три, четыре, пять…Три, четыре, пять… (Хлопают в ладоши)
В круг опять все повернулись,
На носочках потянулись. (Руки вверх, поднимаются на носочках)
Скажем тихо: Бог. Любовь. Творец!
Ты небесный наш Отец! (Повторяют слова полушепотом)
Любили тебя без особых причин:
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей. (В. Берестов)
«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле».
Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти.
Неуважение родителей есть великий грех. Бог ясно указал людям, что по значимости после него, сразу стоят наши земные родители. Родители – это врата, через которые человек входит в этот мир. Страшно, что ожидает тех, кто злословит на своих родителей и досаждает им.
Дерево не может долго существовать без корня, так как это его главная основа, от которого он питается и растёт. Так и отвергший родителей долголетен не будет, потому что дети без родительской поддержки, без любви и воспитания идут по дороге зла.
6.Толкование пословиц: “При солнышке светло, а при матери – добро”; “Почитай своих родителей, учителей и старших, исполняй приказания первых и слушай советы последних”.
7. Игра «Продолжи предложение».
Воспитатель: Если бы сейчас к нам на занятие пришли самые близкие вам люди – мама и папа, подумайте, что бы вы им могли сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены.Ваша задача: закончить предложение.
1. Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
2. Мои мама и папа для меня самые…
3. Я люблю своих родителей за то, что…
4. Я хочу своим родителям пожелать…
5. Свою семью я считаю….
Воспитатель: Я хотела бы пожелать всем вам помнить эту важную заповедь Божию, почитать отца своего и матерь свою. Это ваша семья. Пусть ваша семья будет самая дружная, чтоб в ней всегда царили дружба, понимание, любовь, помощь, доверие, уважение, забота, счастье, согласие.
— А наше занятиея хочу закончить словами:
Пока ты молод, чти того, кто немощен и сед,
Чтобы уважали самого тебя на склоне лет.
Конспект разработки внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Уроки добра» Конспект разработки внеклассного мероприятия по духовно – нравственному воспитанию дошкольников «Уроки добра». Праздник «День Рождения.
Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на 2017–2018 учебный год (подготовительная группа) № п\п Месяц Тема Цели, задачи Форма проведения Дидактический материал, оборудование Сопутствующие формы работы Сентябрь Диагностика.
Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на 2017–2018 учебный год (старшая группа) № п\п Месяц Тема Цели, задачи Форма проведения Дидактический материал, оборудование Сопутствующие формы работы Сен-тябрь Анкетирование.
Презентация по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Современная жизнь и современные требования к профессии требуют поиска новых форм и методов в работе с детьми. Но, по-моему мнению, одна.
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Пасхальная ярмарка» Над проектом работал старший воспитатель по основам православной культуры Нестеренко Екатерина Александровна. Участники проекта: дети,.
Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Горенка» 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами,.
Сценарий праздника «Пасхальная корзинка» для старших дошкольников (из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию) Звучит колокольный звон. На фоне музыки ведущий читает стихи. Выходят дети в народных костюмах, исполняют танцевальную композицию «Белой.
Выступление с докладом из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! В своем выступлении я хочу рассказать о том опыте и той работе, которую проводят педагоги нашего.
Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Разоренное гнездо» Цель: Формировать способность ребенка видеть границу между хорошими и плохими поступками, делать правильный выбор. Желать другому того,.