Рассказ о подводном царстве 3 класс

Сказки

Кто живет на дне океана? сказка для детей

На дне огромного океана жила большая изумрудная Черепаха. Она была настолько стара, что даже сама не помнила, сколько ей лет. На голове Черепаха носила корону из драгоценных камней и считала себя королевой. Кто знает, может она и в самом деле родилась в королевской семье и являлась наследницей королевского трона. Так или иначе, сейчас уже никто не знал, кто правил королевством на дне океана до нее. Ведь старше изумрудной Черепахи за много миль вокруг в океане никого не было.
Все дети Черепахи уже давно переселились жить в другие моря и океаны, и только юный Черепашонок, совсем еще малыш, жил рядом с ней в ее королевском доме. А дом этот был по истине великолепным. Вокруг все блистало и сверкало. Украшения из цветных кораллов и океанских водорослей, из перламутровых ракушек и ожерелья из жемчуга были развешены по всему дворцу. Королева спала на ложе из мягчайших водорослей, и даже песок на дне океана здесь был не простым, а собранным из мельчайших песчинок.
Старая Черепаха почти все время спала. Но дворец не пустовал. Сотни королевских слуг готовы были выполнить любое ее указание. Полчища морских пауков и крабов, вооруженных твердыми непробиваемыми панцирями, защищали королевский дворец со всех сторон. Гигантские осьминоги стояли на страже у ворот дворца и готовы были отбить любое нападение врагов. Да и в самом дворце было множество слуг. Разноцветные каракатицы мгновенно подстраивались под настроение своей владычицы. Меняя цвет, как настоящие хамелеоны, они готовы были выполнить любой приказ ее величества королевы. Кальмары помогали им, ведь своими крепкими щупальцами они могли делать все, что угодно. Танцевальный ансамбль маленьких королевских креветок устраивал представления под музыку длинноусых креветок, а музыкальными инструментами им служили красивые перламутровые ракушки.
По вечерам сама королева укладывала спать маленького Черепашонка и читала ему сказки. Вот только все сказки своей бабушки Черепашонок уже слышал, ему хотелось узнать что-то новое. И тогда старая Черепаха приказала самому большому гигантскому Осьминогу изловить кого-нибудь в океане и привезти в ее королевство. Так королева надеялась добыть новые сказки, которые, конечно же, знают океанские обитатели и рассказывают своим детям.
– Самыми умными люди считают дельфинов. Эти морские животные, наверняка, хранят в памяти много сказочных историй об океане, – сказала Черепаха и отправила осьминога на охоту.
Вскоре осьминог притащил Дельфина и посадил его в клетку.
– Ты знаешь древние океанские сказания и былины? Тебе их кто-нибудь рассказывал? – спросила Черепаха. – Если вспомнишь пять таких историй и расскажешь мне, я тебя отпущу.
Бедный Дельфин не знал пяти историй, он вспомнил лишь три сказки об океане. А Черепаха разозлилась и не захотела его отпускать. Осьминог, зная, что Дельфину нельзя долго оставаться на дне океана без воздуха, что он может умереть, сказал об этом королеве.
– Пусть подумает и вспомнит еще две истории, тогда ты его отпустишь, – зевнула старая Черепаха и пошла спать.
Малыш Черепашонок все это слышал и, как только бабушка Черепаха уснула, сказал осьминогу:
– Отпускай Дельфина. Я не хочу, чтобы он умер. Я сам придумаю две истории и расскажу их королеве.
Вот так малыш Черепашонок спас дельфина от гибели. На прощание он сказал дельфину:
– Пожалуйста, прости мою бабушку за ее злой поступок. Живи долго-долго. Я люблю тебя. Прощай!
– Спасибо, мой юный друг! – ответил Дельфин. – Я у тебя в долгу. Если тебе нужна будет помощь, позови меня, и я приду.
И он уплыл.
С той поры Черепашонок уже не слушал бабушкины сказки перед сном. Малыш подрос и стал самостоятельным. Часто он уплывал из подводного королевства бабушки Черепахи, чтобы лучше узнать большой океанский дом. Однажды после утомительного плавания Черепашонок сильно замерз и заболел. Все королевство лечило его травяными настойками, но Черепашонок никак не мог поправиться. Тогда Осьминог сказал:
– Я знаю, где живет твой друг Дельфин, и поплыву к нему за советом. Может быть, он поможет тебе выздороветь.
Осьминог нашел Дельфина, а тот, узнав о беде Черепашонка, принес ему самое лучшее лекарство своей семьи. Еще бабушка дельфина лечила его этим лекарством, когда он был маленьким.
Вскоре Черепашонок выздоровел. И теперь не только он, но и королева Черепаха была очень благодарна Дельфину и его семье за помощь. Она долго извинялась перед дельфином за свой злой и необдуманный поступок.
Вот так, казалось бы, совсем разные семьи – королевы Черепахи и Дельфина – смогли подружиться. В жизни часто так случается. Мы находим себе новых очень добрых и преданных друзей там, где совсем не ожидаем их найти.

Источник

Сказка «Случай с Евсейкой» Максим Горький стр 11

1. Что увидел Евсейка в подводном царстве? Обрати внимание на сравнения. Их можно найти в тексте с помощью слов как, точно.

Оказавшись в подводном царстве, Евсейка смог увидеть много дивных созданий:

1. Актиний, которые рассыпались по камням точно вишни;

2. Быстрых креветок, точно летающих мух;

3. Зелёных рыбёшек, похожих на воздушных бабочек;

4. Точно пробка вода лезет в рот;

5. Проплывающая сепия точно мокрый, носовой платок;

6. Сифонофорчики, точнёхонько как стеклянные шары.

2. Прочитайте с другом выразительно разговор рыб с Евсейкой. Чего опасался мальчик?

Евсейка очень переживал, что рыбы могут его скушать.

3. Опиши морских существ, с которыми встретился мальчик. Что необычного в их изображении?

Автор изображает морских существ очень необычно.

Рака-отшельника, тащащего свою раковину, он сравнивает с дядюшкой Яковом и его тележкой, актиний сравнивает с вишнями, а креветок с мухами.

Также очень красочно описывает двух маленьких рыбок, которые играют как стеклянные шарики.

4. Что ты думаешь о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор? Почему ты так считаешь?

Я думаю, что Максим Горький считает Евсейку очень хорошим мальчиком, об этом он написал в начале сказки.

Дальше по мере сказания сказки автор рассказывает о том, что Евсейка хочет получить профессию авиатора, любит маму и папу, а также у него хорошие оценки по русскому языку.

В разговоре с рыбами мы видим, что Евсейка вежливый мальчик, он не хочет обидеть рыб неосторожным словом.

Читая диалог с рыбами, мы видим, что Евсейка также храбрый мальчик и очень сообразительный.

5. Придумай продолжение сказки.

Продолжение сказки про Евсейку для 3 класса.

. Проснулся Евсейка и не может понять, что с ним было.

То ли был он в подводном царстве то ли всё это приснилось ему.

Ничего не понимает.

Удочка его уплыла в море, а он сидит на камне сухой.

Наверное, это был сон — подумал Евсейка и решил рассказать его другу Сашке.

Набрал друга по телефону и давай ему рассказывать своё путешествие.

Сашка очень удивился такому сну и спрашивает Евсейку — а может это всё на самом деле было?

— Да нет — говорит Евсейка — такого не бывает.

Вдруг он услышал какой-то всплеск на воде.

Смотрит и видит его старую знакомую — большую рыбу в сизо-серебряной чешуе.

Она так спокойненько себе поплыла к удочке Евсейки и давай толкать своими большими рыбьими губами удочку мальчика прямо к берегу.

Евсейка как стоял, так и сел на свой камень.

Евсейка встал, протянул руку и достал своё удилище, а рыба тем временем ему подмигнула и нырнула опять в глубину.

6. Обсудите с друзьями, во сне или наяву всё происходило с Евсейкой.

Я думаю, что это история происходила с Евсейкой во сне.

Ведь пока мальчик ловил рыбу, он немного задремал и увидел сон, что свалился в воду и увидел всех тех рыб, которых собирался поймать.

Источник

«Сказка о морском Царе, дочке его Осетринке и другом морском люде» в рамках проекта «Этот удивительный подводный мир»

Татьяна Безменова
«Сказка о морском Царе, дочке его Осетринке и другом морском люде» в рамках проекта «Этот удивительный подводный мир»

В середине марта, после всех хлопот, связанных с праздником для мам и бабушек, стартовал в нашей группе новый познавательный проект «Этот удивительный подводный мир». В ходе проекта мы с ребятами занимаемся творчеством – лепим, рисуем, конструируем, создаём фантазийные, необычные работы. А у меня каждый раз возникает желание придумать сказку по теме проекта и обыграть её.

И сегодня, дорогие друзья, предлагаю вашему вниманию сказку, которую я сочинила специально для проекта. Сказку мы обыграли с помощью настольного театра. И пусть сказка не такая уж ладная, но ребята с таким внимание слушали и смотрели, что думаю, сказка им очень понравилась. А вот персонажей сказки и атрибуты к ней мы готовили вместе с детьми, но об этом расскажу в следующей публикации.

«Сказка о морском Царе, дочке его Осетринке и другом морском люде».(Каждое действие сказки обыгрывается на настольном театре)

В некотором царстве, некотором морском государстве, жил-был морской Царь со своей дочкой, рыбкой Осетринушкой, и другим морским людом. И было в его владениях много всего интересного и необычного. Вместо деревьев и цветов росли повсюду удивительные зелёные водоросли, красные кораллы распускали свои причудливые ветви, а дно морское было усыпано мельчайшими песчинками и красивыми ракушками. Вместо домов с окнами на каждом шагу виднелись огромные ракушки, в которых и проживали подданные морского повелителя.

Читайте также:  Рассказ на тему моя дружная семья 2 класс

Дочь Царя, Осетринушка, с самого раннего детства росла рыбкой быстрой, ловкой, умной, а какой красавицей была, и не передать словами. Сильно любил морской Царь свою единственную дочку, баловал её, ни в чём не отказывал. Захочется Осетринушке игрушку заморскую иль книжку замысловатую, тут же выпишут по почте, и доставят морские почтовики – коньки-горбунки всё, что не пожелает царская дочка. Рыбки –клоуны особую службу при дворе служат, им велено царскую дочь веселить да потешать. А, уж, когда подходит время именин Осетринушки, то готовятся с особым трепетом, во всём морском государстве порядок наводят, дорожки из морских камушек выстилают, дома-раковины до блеска начищают. А приглашения всем гостям, друзьям рассылают задолго до праздника, чтобы все успели наряды свои яркие в порядок привести, и перед Царём и его дочкой во всей красе предстать.

Приплыла на праздник к Осетринушке и мать её крёстная – рыбка Золотая. Как известно большая мастерица фокусы показывать и желанья разные исполнять. Как только увидела Осетринушка крёстную свою, подплыла к ней,и давай умолять:

Засмеялась рыбка Золотая и молвит:

-Что ты, дитя моё, у каждого своя судьба, каждому суждено жить в своём мире – птицам летать в небе, людям по земле ходить, а нам, рыбам, в водице резвиться.

Ответила Золотая рыбка и уплыла по своим рыбьим делам. Не послушалась Осетринушка крёстной и решила ночью на землю отправиться. Хоть на морском дне всегда темно и не понять день это иль ночь. Царь морской разделил указом своим всё тёмное время на день и ночь, а ночью повелел всем спать ложиться, а, чтобы не путаться, когда день, когда ночь, по утрам морские петушки раньше всех просыпаются, весь морской народ будят. Когда время для сна подходит, достают петушки горны свои звонкие и трубят что есть силы, напоминают – спать пора.

Так вот, наступила ночь, прогремели горны шумные, а наша Осетринушка в путешествие на землю отправилась. Долго плыла маленькая рыбка, ровно три дня и три ночи, и вот показались берега земные, выплыла Осетринушкана бережок и обрадовалась:

— Ах, посмотрю теперь, как люди живут, чем занимаются, побеседую с иноземцами.

Фотоотчет о работе над проектом «Удивительный подводный мир Чёрного моря» В рамках реализации региональной программы «Крымский веночек» с 1 по 9 ноября 2017г. у нас в детском саду проходила «Неделя Чёрного моря».

Фотоотчет проекта «Этот удивительный мир пуговиц» Проект «Этот удивительный мир пуговиц»О пуговицах иногда говорят пренебрежительно: “простой, как пуговица”. Но оказывается, обычные пуговицы.

Конспект НОД по пластилинографии «Удивительный подводный мир» Конспект НОД по художественному творчеству (пластилинография) по теме: «Удивительный подводный мир» Программные задачи: Уточнить и расширить.

Мини-проект «Этот удивительный мир камней» МИНИ- ПРОЕКТ «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЕЙ» 1. Вид проекта: познавательно-исследовательский. 2. Продолжительность: краткосрочный (17-28.

ННОД «Подводный мир и его обитатели» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Подводный мир и его обитатели».

Сценарий праздника в рамках проекта «Удивительный мир птиц» Цель: Расширять знания детей о птицах родного края Задачи: продолжать знакомить с народными приметами, учить.

Презентация к экологическому проекту «Этот удивительный мир деревьев» У китайцев есть пословица: «Расскажи-и я забуду, покажи-и я запомню» Мы можем много рассказывать, показывать картинки, видеофильмы –результат.

Источник

Урок ИЗО по ФГОС «В сказочном подводном царстве»(3 класс)

специалист в области арт-терапии

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Лабынцева Л.А.

Предмет: изобразительное искусство

Тема раздела: рисование по представлению

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучение новых знаний

Тема урока: «В сказочном подводном царстве»

УУД (универсальные учебные действия).

Познавательные – понимание значения и красоты окружающего мира, решение творческого задания поставленного на уроке;

Личностные – развитие познавательного интереса, формирование познавательных потребностей и мотивов, умение использовать цвет для достижения своего результата , повышение культуры речевого общения, развитие способности к творческому самовыражению;

Регулятивные – уметь самостоятельно поставить цель творческой работы, обдумать замысел, выработка внимания, саморегуляции, дисциплинированности;

Коммуникативные – уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать результаты художественно-творческой работы.

образовательная: совершенствовать композиционные навыки, отрабатывать понятие равновесия в композиции через анализ положения каждой отдельной фигуры и ее место во всей композиции; учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах;

воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах;

развивающая: развивать творческую фантазию и чувство гармонии; вырабатывать навыки оценивания своей работы; работы группы и умения отстаивать свою точку зрения; вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие темы.

Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный, словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Тип урока: Формирование и закрепление способов деятельности.

Межпредметные связи: русский язык, чтение.

Изобразительный ряд: Видеофильм «Подводный мир океана», картинки с изображением различных видов рыб; таблички с прилагательными, обозначающими цвет и изображения медуз, соответствующих цветов.

Литературный ряд: отрывки из сказки А.Дюма «Сиреночка» (распечатка у каждого на столе).

Материалы для учащихся: альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, ножницы, магнитики, маркеры по одному на группу.

Характеристика этапов урока

I. Организационный момент (1 мин.)

Создание эмоционального настроя

Самооценка готовности к уроку

Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Проверка готовности класса к уроку

Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность: лист бумаги, краски, кисти, воду, простой карандаш, ластик.

Самооценка готовности к уроку.

Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей)

II. Целеполагание (1 мин.)

Определение цели урока

Ребята, чтоб узнать тему сегодняшнего урока внимательно посмотрите на доску и попробуйте расшифровать надпись.

Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Сегодня мы узнаем о многообразии морских обитателей, научимся рисовать этих обитателей.

Отгадывают название темы

Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)

Регулятивные (в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи)

III. Введение в тему урока (5 мин.)

Проявление интереса к теме

Вспомните произведения, в которых действие происходит в сказочном подводном мире.

Верно, есть замечательная сказка П. П. Ершова «Конек-горбунок» и Г.-Х. Андерсена «Русалочка», былина «Садко».

Ребята, скажите все то, что, только что вы перечислили одним словом как называется?

Ребята, из каких частей состоит сказка? Правильно, а вы ребята любите сказки? Я тоже, когда была маленькой, любила сказки, так же как и вы, но и сейчас ничего не изменилось. Я принесла вам небольшой отрывок из одной сказки прочитайте его сейчас.

Отрывки из сказки А. Дюма «Сиреночка»

Посреди самого большого океана, называемого Тихим, находится дворец морского царя. Стены замка сложены из красных, черных и розовых кораллов, крыша покрыта красивыми черными, синими и зелеными ракушками.

Перед дворцом был разбит сад. Стволы у росших там деревьев были коралловыми, а листья изумрудными. Росли на них рубиновые гранаты и золотые апельсины. Дорожки аллей были посыпаны синим песком, подобным сапфировой пыли.

Меж стеблей и листьев морских деревьев скользили рыбы, блестя золотом и серебром в прозрачной лазури водной толщи.

Вообще все в этом морском мире имело лазурный оттенок, как будто небо находилось и под ногами, и над головой.

В тихую погоду было очень хорошо видно солнце. Оно походило на огромный фиолетовый цветок, из чаши которого истекали волны света.

Ребята, давайте попробуем в этом тексте найти прилагательные, которые обозначают цвет. И мы узнаем, кто из вас внимателен.

Молодцы, дети! Много прилагательных нашли! А вот это что за цвета такие (показывает на доску где расположены таблички)? Помогите мне расставить вот эти разноцветные медузы напротив прилагательного, обозначающего ее цвет.

Учитель показывает рисунок медузы, дети называют прилагательное. Если прилагательное соответствует цвету медузы, то она помещается радом с табличкой, обозначающей цвет.

(показывая медузу ярко красного цвета) Какого цвета эта медуза?

Верно, кораллового (прикрепляет медузу рядом с табличкой «коралловый» и показывает медузу синего цвета). А эта, какого цвета? Ребята, кто внимательно слушал? Где в тексте была подсказка?

Дорожки были усыпаны синим песком, подобно сапфировой пыли.

Так какого же цвета эта медуза?

(показывая бордовую медузу) А это какой цвет? Где в тексте подсказка?

Хорошо! Этой медузе мы место тоже нашли (ставит медузу против таблички «рубиновый» и показывает изумрудную медузу). А вот эту медузу, куда мне поставить?

Осталась только одна медуза. Какого же она цвета?

Молодцы, ребята, как много вы знаете о красках, читаете хорошо и рисунки у вас хорошие. А теперь давайте посмотрим на доску (раскрывает доску с изображением морского царства). Вот посмотрите, какое Подводное Царство. А главный в этом Царстве знаете кто –Морской Царь Нептун. Но, что-то в его царстве, как то скучно, ребята давайте его оживим, нарисуем подданных Нептуна. Ребята, а скажите кто его подданные?

Читайте также:  Рассказ о природной зоне краснодарского края

Хорошо, а вы уже знаете, что вместе и работа спорится и то, что не под силу одному, вместе легко сделается. Поэтому работать сегодня вы будете в группах:

1 группа — медузы;
2 группа — морские звезды;
3 группа — осьминожки;
4 группа — рыбки;

Вам предстоит нарисовать морских обитателей, раскрасить их и вырезать. Ребята, а все ли цвета мы сможем использовать при раскрашивании своих морских обитателей?. Можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских обитателей во всей красе, ярких красках!

Источник

В подводном лесу. Сборник рассказов — Сладков Н.И.

Интересные и познавательные рассказы о жизни рыб. У каждого вида рыб свои привычки и повадки и очень интересно наблюдать за ними.

Под водой

В подводном мире всё не так, как у нас на земле.

Передвигаться там нужно не стоя, а лёжа. Там очень трудно шагать, но зато просто летать. А прыгать там можно даже вниз головой.

Руки и ноги в этом мире становятся на треть короче, а рыбы, раковины и водоросли — на треть своего роста длинней. Вода сплющивает расстоя­ния и увеличивает предметы.

В подводном мире никогда не бывает дождя и снега. На небе там не звёзды, не тучи, а волны. Между волн перекатываются пузырьки воздуха — блестящие, как звёздочки!

Зимой там не бело, а черно: всю зиму непро­глядная ночь.

Там нет горизонта — черты, где земля сходится с небом.

По земле подводного мира не скачут весёлые солнечные зайчики. Там колышутся широкие сол­нечные ленты — отсветы волн и солнца. Лиловые тени от красных кустов лежат на зыбкой серой земле. Мягкая зелёная дымка заволокла всё во­круг —- нет ни резких теней, ни острых углов.

Всё неверно, призрачно и таинственно.

Всё не так, как у нас на земле.

Я еле дождался лета: так не терпелось спус­титься под воду и увидеть рыб.

Наши озёрные рыбы — не диковина. Ерши, плот­ва, окуни, щуки — кто их в руках не держал?

Но одно дело — рыба в руке, а другое — в во­де. В воде рыба дома, там она живёт. А в руке рыба снёт — умирает.

У снулой рыбы даже цвет неживой—блёклый.

Рыбаки говорят, что снулая рыба вянет.

А то ли дело рыбы живые! Яркие, быстрые, резвые.

Кому на таких посмотреть не охота!

На лицо я надел водолазную маску.

Ноги сунул в резиновые ласты.

Стал я похож на одноглазую лягушку. И, как лягушка, нырнул в воду.

Пятое имя

Плотвицы совсем как ласточки: стройны, быстры, непоседливы. Но цветом они на ласточек не похожи.

В воде плотвицы кажутся серыми, и рыбаки иногда называют их за это серянками. Или крас­нопёрками— за красные плавнички.

Плотвицы всегда в движении. То серыми те­нями шныряют между водорослей, то разом взметнутся, блеснут, как солнечные зайчики. За этот блеск плотву зовут ещё серебрянкой.

Есть у плотвы и ещё одно имя — четвёртое.
Как-то пробирался я сквозь заросли и выплыл на подводную поляну. Пусто на полянке. Одни пузырьки, будто белые мотыльки, взлетели вверх.

И вдруг вокруг меня вихрем закружили крас­ные искры!

Я даже вздрогнул — глаза!

Красные, блестящие, как огоньки.

Мимо таких глаз не проплывёшь, остановишь­ся: не глаза, а настоящие стоп-сигналы!

За красные глаза многие рыбаки зовут плотву красноглазкой.

Сколько имён у плотвы: серянка, краснопёрка, серебрянка, красноглазка! И все хороши.

Но будь моя воля, дал бы я плотвицам пятое имя — водяная ласточка. Уж очень они резвы и ловки. И хвост, как у ласточки, вилочкой.

Подводные ежи

В ерше, как и в еже, заметнее всего — колючки.

Голова, хвост, посредине колючки — вот и весь ёрш.

И ещё глаза: лилово-синие, большие, как у ля­гушки.

Ростом ёрш—с мизинчик. А если с указатель­ный палец, то это уже ершовый старик.

Напугали меня эти старики. Плыву и вижу: дно зашевелилось! Зашевелилось и уставилось на ме­ня точками тёмных глаз.

Это ерши—старик к старику! Сами-то неза­метны: хвосты, головы, колючки — всё такое же пятнистое, как дно. Видны одни глаза. Я повис над ершами, свесив ласты.

Ерши насторожились. Пугливые вдруг стали падать на дно, выгибаться и нарочно поднимать облачка мути.

А сердитые и отважные взъерошили на горбу ко­лючки— не подступись!

Как ястреб над воробьями, стал я кружить над ершовой стаей.

Я стал похрипывать в дыхательную трубку.

Ерши не испугались.

Я вытаращил глаза — им хоть бы что!

Тогда я… чуть не сказал: «Плюнул на ершей»… Нет, я не плюнул, под водой ведь не плюнешь, — а махнул на ершей ластом и поплыл прочь.

От резкого взмаха ластом со дна взмыла и за­вихрилась муть. Все ерши устремились к ней: ведь вместе с мутью поднялись со дна вкусные червячки и личинки!

Чем быстрее я работал ластами, торопясь уплыть, тем больше поднимал со дна ила.

Тучи ила клубились за мной, как тёмные гро­зовые облака. За тучами тянулись стаи ершей.

Отстали ерши только тогда, когда я выплыл на глубину. Но на глубине мне стало не по себе. Я ещё не привык к глубине, — это были ведь ещё мои первые шаги под водой.

Дно опускалось всё глубже и глубже. А мне казалось, что я лечу над землёй и взмываю всё выше и выше. Так и хотелось за что-нибудь ухва­титься, чтобы не грохнуться с этакой высоты!

Вот опять заросли. В зарослях ерши. Вроде и веселей: всё живые души!

Ерши-мизинчики плавают в полводы, а стари­ки— на дне. Теперь я нарочно поднял ластами муть. «Старики» и «мизинчики», как воробьи на просо, кинулись на неё.

Я уже больше не пугаю ершей: не хриплю в трубку, не таращу на них глаза.

И потому даже самые пугливые больше не па­дают на бок, чтобы поднять со дна муть и спря­таться в ней. А самые сердитые не топорщат ко­лючки на горбах.

Покладистые ребята. Колючки в ершах хоть и самое заметное, но не самое главное!

Рыбята

Светло и весело под водой в солнечный день!

Особенно на мелководье. Там на песчаных по­лянках растут длинные и тонкие водоросли, похо­жие на зелёные волосы.

На эти полянки из холодной и сумрачной глу­бины выплывают мальки — принять солнечную ванну. Мальки толкутся на поляне, как комары- толкуны.

Проплывёшь сквозь мальковый рой—будто под грибным дождиком пробежишь. Всё вокруг сверкает, и тело щекочут лёгкие «дождинки». Мальки заглядывают в маску, виляют хвостиш­ками у самого носа. Но поймать их так же не­возможно, как и схватить падающие капли дождя.

Мальки всегда очень заняты. То они сосут листики — зелёные соски. То подвешиваются на губах к водорослям — и висят как блестящие ро­синки.

Жадные хватают комаров с водяного неба, а лю­бопытные даже высовывают свои носы в наш мир.

Пронеслась однажды над водой мотыльковая метель. Легкокрылые подёнки устлали воду белы­ми крылышками. Мальки сейчас же высунули носы из воды. Но тут вдруг страшная чёрная тень пронеслась над их головами. Мальки в ужасе брызнули вниз.

Я вынырнул и успел увидеть чёрное чудовище. Это была… ласточка! Она подхватывала упавших на воду мотыльков.

Вот натерпелись мальки страху!

Но рыбята, как и все ребята, не любят уны­вать. Унеслась ласточка — все сразу за дело. Кто нос в небо, хвостик вниз; кто листик сосёт; кто мотылька за крыло тянет.

Катят по небу серые волны. Колышутся по дну широкие жёлтые ленты-блики.

Между волн перекатываются шарики воздуха, а между жёлтых лент покачиваются мальки. Блес­тящие, как капельки солнца.

Светло и весело под водой!

Рыцарь

Никто и никогда не нападал на меня в воде. Даже большие зубатые щуки. И вдруг накинулся малыш, ростом с палец! Тело его защищено широкими блестящими пластинка­ми. Как у рыцаря, закованного в латы. На горбу трезубец — три колючки. На груди ещё две, как два кинжала.

Рыцарь грозно растопырил все свои пять колю­чек и бесстрашно встал на моём пути. Он прямо весь потемнел от гнева, и глаза его позеленели от злости.

Рыцарь был смел и красив. Спина у него была синего цвета, бока — как серебро, а щёки малино­вые.

Я протянул к нему палец. Он кинулся вперёд, ткнул палец трезубцем, и из пальца вязкой струй­кой потянулась вверх кровь.

Я попятился назад, поднимая ластами тучи ила. Скорей укрылся за кустом пушистого рого­листника и стал смотреть.

И тут открылась мне тайна маленького смело­го рыцаря: оказывается, он сторожил свой дом!

Дом его был размером с кулак и похож на кулак, неплотно сжатый: с одной стороны вход, с другой — выход. А в домике была икра.

Никто не мог безнаказанно приблизиться к его дому. Грозя колючками, он бросался даже на больших рыб. Вот проплыла над домиком, изви­ваясь, как чёрная лента, пиявка. Рыцарь весь по­багровел, вцепился в пиявку зубами и стал тре­пать её, как треплет собака крысу. Водяного скорпиона он схватил за клешню, уволок под ши­рокий лист кувшинки и там выплюнул.

Читайте также:  Рассказ бьянки лесная газета читать

Ни на миг он не забывал о врагах. Даже про­плывающий листик и шевелящаяся тень выводили его из себя. Он сразу «менялся в лице», глаза его зеленели, и на скулах выступали красные пятна. Даже белый живот краснел от гнева.

По цвету живота можно было сразу узнать его настроение.

Блестели латы: рыцарь готов был к бою и с крохотным жучком-гладышем, и с великаном-чело­веком.

Кто бы мог подумать, что даже простая колюшка становится рыцарем, если угрожать её дому!

Колюшка-папа сторожил свой дом.

Колюшка-папа очень заботливая рыбка — не то что колюшка-мама. Колюшка-мама отложит ик­ру— и поминай как звали. А колюшка-папа икру стережёт. А потом пасёт своих непоседливых колюшат. Самых бойких и непослушных, убега­ющих из дома, он хватает ртом, тащит назад и выплёвывает прямо в дверь.

Говорят, что если разорить колюшкин дом, то колюшка-папа от горя бледнеет — совсем теряет свою яркую боевую окраску. И даже перестаёт есть.

Мне совсем не хотелось, чтоб такая красивая и бойкая рыбка стала бледной и скучной. Я вы­брался из куста роголистника и поплыл в сторону от рыбьего домика.

Голубой рак

Всем известно, что рак красный. Даже го­ворят: «Красный как рак!» Но красным рак становится только в кипятке. Живой рак бу­рого цвета. Это тоже всем известно.

Но вот известно ли кому, что среди обыкно­венных раков встречаются голубые?

Однажды летом я поймал такого в Грязной речке. Всё у него, как у бурого рака: клешни, гла­за на стебельках, раковая шейка. А цвет — голу­бой!

Панцири обыкновенных раков всегда под цвет тёмного дна, а этот голубой, как весеннее небо. А что, если и его в кипяток, каким тогда станет? Неплохо бы сварить. Ракоеды говорят, что в те месяцы, в которых нет буквы «р» — летом — раки особенно вкусны!

И всё-таки я голубого рака не сварил, пожалел. Выбросил обратно в речку. Ведь может, это всем ракам рак. Может, от него вся порода рачья пере­менится. Может, не будут они, как водяные кры­сы, прятаться по тёмным норам, не станут пятить­ся задом. Может, поднимутся с тёмного дна к под­водному небу и заживут среди ярких и красивых рыб. И может, нашу Грязную речку все назовут тогда — речка Голубых раков!

Так что вот: не все раки бурые.

Да будет и вам это известно!

Рыбьи пляски

До восхода висело над горизонтом лиловое облачко с огненным ободком. Солн­це поднялось багровое, и всё — земля и небо — окрасилось в красный цвет. Сижу под ивовым кустом с узкими красными листьями. Над головой свистят крыльями утки, и крылья у них розовые.

Красные волны дробятся в красной реке. Алые клубы пара шевелятся над волной.

Чёрные чайки с криками мечутся в вышине, как чёрное вороньё над заревом пожара. Будто обожжённые, они заламывают крылья и падают в горящую реку, выплёскивая снопы искр.

Всё ближе чайки, всё резче их крики.

И вдруг из красных волн стали выпрыгивать чёрные рыбки. Узкие, как листики ивы. Вылетят стоймя и стоймя же, хвостом вниз, падают в крас­ную воду. Вот вылетел целый косячок и рассы­пался веером. Вот опять: одна за одной, одна за одной.

Гляжу во все глаза.

Неужто и рыбья кровь вспыхнула в это уди­вительное красное утро?

А посреди реки, в сутолоке волн, движутся два чёрных пятнышка: пятнышко поменьше и пятныш­ко побольше. Из воды торчит плоская головка да спина горбинкой. Выдра! Вот нырнула, будто рас­таяла, а из воды тотчас выметнулись рыбки и за­плясали: вверх-вниз, вверх-вниз!

Чайки увидали—упали, заломив крылья. Стали хватать рыбок прямо на лету.

Всё сразу стало обыкновенным.

Солнце поднялось, и чёрные чайки стали бе­лыми, чёрные рыбки—серебристыми, красная во­да— серой. Лиловое облачко на горизонте шевель­нулось и растаяло.

Хищники—чайки и выдра — вслед за пляшу­щими рыбками скрылись за поворотом реки.

Осень под водой

Вы купаетесь — раздеваетесь, а я ку­паюсь— одеваюсь. Надеваю тёплое бельё, тёплые брюки и тёплую куртку. На ноги натягиваю шерстяные носки, а на руки—шерстя­ные перчатки.

Поверх всего—резиновый костюм.

На лицо маску, на ноги ласты — и в воду.

Вы купаетесь летом, а я купаюсь и поздней осенью. Смотрю, какая осень под водой.

Холодно осенью в подводном лесу. Бешеный ветер гонит поверху злые волны. Жёлтые трост­ники клонятся над водой, будто заглядывают в глубину.

А в глубине всё в движении. Ёрзают по дну утонувшие листья. Покачиваются обомшелые тростники. Набухшие брёвна-топляки перевали­ваются с боку на бок, как поросята.

Над озером высокое синее небо. На берегах берёзки — горящие свечи. Чёрные строгие ели. Трепетные красные осинки. Золотая осень.

А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Стынет от воды лицо. Не шуршат листья, не посвистывает ветер. Вокруг пустынно и глухо.

Ветви водорослей поломались, поникли, обвис­ли. Всё поблёкло и покрылось густым слоем мути.

Не играют быстрые блестящие рыбки. Рыбы опустились в тёмную глубину. Лягушки сбились в кучу и зарылись в густой ил. Одни зеленоглазые щуки быстро уходят, поднимая хвостами муть. Длинные тонкие водоросли шевелятся, как лени­вые сонные змеи…

Землю скоро укутает снег—наступит белая зи­ма. А воду затянет лёд. И под водой настанет долгая ночь — чёрная зима. И на земле и под во­дой все с нетерпением будут ждать прихода зелё­ной весны.

Шепот рыб

Когда первый раз заглянешь под воду, то хочется только смотреть и смотреть. Но оглядишься — и уже хочется вмешиваться в жизнь подводного мира: хочется рисовать, фотографиро­вать. Но больше всего хочется узнавать. К тебе подплывают рыбы, рты их открываются и закры­ваются, будто они что-то шепчут…

Чтобы приучить к себе рыб и понять их язык, я устроил под водой сад. Я опустил на дно ёлочки и укрепил их большими камнями. Расчис­тил песчаные аллейки и обсадил их деревьями- водорослями. Под водорослями разложил большие раковины.

Ночью я зажигал в саду фонарь, рыбы заво­рачивали ко мне на огонёк и танцевали, и пор­хали вокруг фонаря, как ночные бабочки.

На песчаной полянке я вбил кол и к колу при­крепил полочку. На полочку сыпал пареное зерно и крупу, клал червяков и кузнечиков. Это была кормовая полочка, совсем такая, как и для птиц. И, словно птицы, на полочку слетались яркие ры­бы: окуньки, плотвички, уклейки. Начиналась возня, суматоха, догонялки и отнималки. Точь-в- точь как у птиц! Только не слышно было птичьего чириканья и писка. И не потому, что чириканья и писка не было: крику было даже больше, чем у птиц. Но человеческое ухо так устроено, что не может слышать рыбьего голоса. Для этого нужно иметь особый, сложный прибор.

У меня не было такого прибора, и я не слышал, что говорят рыбы. Но, кроме хитрых приборов, есть на свете простой и верный способ услышать бессловесных животных. И не только услышать, но и понять, что они говорят. Для этого нужно их полюбить…

Мне очень понравились живые рыбы, и пото­му, наверное, я понял, что они хотели мне ска­зать.

Рыбы оказались большими хвастунишками! Они хвастали, что люди об их жизни знают совсем мало: куда меньше, чем о жизни зверюшек и птиц. Что вот только теперь, когда даже ребята смогут пользоваться водолазной маской и наблюдать рыб под водой, они расскажут людям кое-что инте­ресное.

Рыбы хвастались, что они спасают людей от комаров и малярии: ведь они так много поедают комариных личинок!

Рыбы говорили, что если они покинут озёра и реки, то ребятам придётся выбросить свои удоч­ки. А озёра и реки станут пустынны и неинтерес­ны, как леса, из которых улетели птицы.

Рыбы жаловались. Они жаловались на жадных рыбаков, которые вылавливали их сетью с мелкой ячейкой. В такой сети запутываются даже мальки, не успевшие пожить и нагулять рыбьего жирку. Они жаловались на бесхозяйственных людей, ко­торые сваливают в озёра и реки всякий хлам и спускают туда загрязнённую воду. От этого гиб­нут все рыбы: старые и малые.

Щуки и форели жаловались на охотников, ко­торые стреляют в них из ружей во время нереста.

Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, а то от застоя в них начинает портиться вода. Жители мелких озёр очень просили пробивать зи­мой лунки во льду—чтобы не задохнуться.

И за всё это рыбы обещали — все в один го­лос! — не покидать водоёмов и веселее клевать ле­том на ребячьи удочки. Даже если приманка на крючке будет невкусная, а поплавок будет такой огромный, что его и под воду-то нелегко окунуть.

Это уже известно: там, где рыба хорошо живёт, всегда веселее клёв!

Вот сколько дел тем, кто захочет не только рыб ловить, но и помочь им.

Источник

Познавательное и интересное