Окружающий мир 2 класс 1 часть Что такое погода стр. 32 – 35
1) Вспомни свои наблюдения за погодой в 1 классе. Как она менялась по сезонам? Расскажи о погоде сегодняшнего дня.
Летом погода была самой тёплой и самой хорошей. Иногда шли дожди и грозы, но чаще светило солнце.
Осенью часто случались дожди, а температура всё время понижалась. К концу осени стал падать снег.
Зимой погода была морозной, часто шёл снег.
Весной стало теплее, снег стаял.
Сегодня погода хорошая для осени. С утра светит солнце, температура поднялась до +15 градусов. Ветра почти нет, небо ясное.
2) Как ты думаешь, зачем Серёже нужно знать, какая сегодня погода? А как ты, собираясь в школу, узнаёшь о погоде?
Сереже нужно знать о погоде на улице, чтобы выбрать одежду, в которой идти в школу. Если тепло и солнечно, можно пойти без куртки, в туфлях. Если холодно и идёт дождь, надо надеть куртку и взять зонтик.
3) Попробуй объяснить, что такое погода.
Погода — это состояние атмосферы. Это температура, влажность, ветер, облачность. Всё вместе и есть погода.
4) На основе наблюдений расскажите о явлениях погоды. Составьте общий план рассказа о погодных явлениях. Запишите его в рабочую тетрадь.
Общий план рассказа о погодных явлениях для 2 класса:
1. Название явления
2. В какое время года наблюдается
5. Влияние на природу и человека
6. Опасное или неопасное.
Пример рассказа о погодном явлении для 2 класса:
2. Наблюдается летом в жаркую погоду.
3. На небе появляются чёрные тучи, дует сильный ветер. Сверкает молния, и раздаются раскаты грома. Идёт проливной дождь.
4. Продолжается около 30-60 минут.
5. Все стараются укрыться от грозы, звери в норках, люди прячутся по домам. Молнии часто поджигают деревья, а ветер их ломает.
6. Опасное погодное явление
5) Подумай и расскажи, для чего нужны прогнозы погоды.
Прогнозы погоды нужны для того, чтобы человек планировал не только то, что надо будет одеть, но и свои дела. Зная прогноз погоды, люди решают, когда можно сеять, убирать урожай, нужен ли полив растениям, когда проводить другие работы.
Домашнее задание
1) Что такое погода?
Погода — это сочетание температуры, осадков, облачности и ветра.
2) Приведи примеры погодных явлений.
Ведро, ливень, гроза, снегопад, буран, ураган.
3) Как называется наука о погоде?
Наука о погоде называется метеорология.
4) Что помогает предсказывать погоду?
Предсказать погоду помогают метеорологические станции и метеоспутники.
Детский час
для детей и родителей
Рассказ о погоде и непогоде детям
Прогноз погоды всегда был интересен и детям и взрослым. В любое время года человеку важно знать, какой будет погода – ясной или пасмурной, холодной или теплой. Можно ли будет взрослым поработать на свежем воздухе, а детям целый день играть на улице или придется провести время в помещении. О том, что такое «погода» и «непогода» и почему погода бывает разной – этот рассказ.
Наша планета, Земля, окутана атмосферой – своеобразным одеялом, состоящим из воздуха, которым все мы дышим. В разных местностях воздух имеет разные свойства – где-то воздух теплый, где-то – холодный и тогда мы говорим о температуре воздуха.
Что, кроме температуры, определяет погоду? Понятие «погода»
В воздухе всегда есть какое то количество водяных паров. В пустынях, например, водяных паров очень мало. На других территориях, например, над морями и океанами, водяных паров в воздухе много. Количество воды в атмосферном воздухе называется влажностью.
Как известно, воздух — это газ и в разных условиях воздух имеет разную плотность. Поэтому атмосферное давление на земную поверхность в разных местах нашей планеты разное. Кроме того, в силу множества причин, атмосферный воздух не стоит на месте, а постоянно движется. Люди ощущают перемещение воздушных масс, как ветер. Где-то это легкий ветерок, а где-то – ураган. Сила ветра зависит от скорости движения воздушных масс.
Сочетание температуры, влажности, давления воздуха, а также скорость и направление движения воздушных масс, различного рода атмосферные явления и осадки и принято называть «погодой».
От чего зависит погода?
Погода в определенной местности, в определенное время может зависеть от множества причин. Например, на границе областей теплого и холодного воздуха может сформироваться атмосферный фронт. Если, при этом, теплый воздух наступает на холодный, то говорят, что это «теплый фронт». А если, наоборот, стена холодного воздуха надвигается на теплую область, говорят о «холодном фронте». Протяженность атмосферных фронтов может достигать тысячи километров, а высота составляет сотни метров.
Когда скорость движения воздушных масс на границе теплого и холодного воздуха достаточно высока, в атмосфере нашей планеты образуются гигантские воздушные вихри, диаметр которых может составлять несколько тысяч километров. Если давление воздуха в центральной части такого вихря ниже, чем по краям, его называют «циклоном». А при высоком давлении воздуха в центре вихрь называют «антициклоном». Циклоны обычно приносят пасмурную погоду с осадками, антициклоны же дарят нам ясные, безоблачные дни.
У природы нет плохой погоды
Наблюдение за погодными явлениями на протяжении всего срока существования человечества привело к тому, что люди научились достаточно хорошо предсказывать погоду. В наши дни на помощь ученым-метеорологам приходит сеть метеорологических станций, разбросанных по всей планете, космические спутники, атмосферные зонды и метеосамолеты. Результаты наблюдений за погодой, полученные в разных местах Земли, постоянно обрабатываются мощными компьютерами и снабжают людей краткосрочными и долгосрочными прогнозами погоды.
Прогнозы погоды важны, потому что от погодных явлений существенно зависит хозяйственная деятельность людей. Человеческая цивилизация успешно приспособилась к современному климату и свою жизнь и трудовую деятельность люди подстраивают под климатические и погодные условия окружающего мира.
Предсказываем погоду сами
В ряде случаев предсказывать погоду можно и самостоятельно, ведя наблюдение за параметрами воздуха (температура, давление, влажность, скорость и направление ветра) и атмосферными явлениями.
Например, если высоко в небе видны перистые облака и при этом снижается атмосферное давление, значит, приближается теплый фронт, который приносит потепление и осадки. А если облака в небе громоздятся, как горы, значит, идет холодный фронт и можно ожидать ливни и похолодание.
Признаки наступления хорошей погоды
Высокое и стабильное атмосферное давление, слабый ветер, который стихает к вечеру, дым из труб поднимается высоко вверх, высоко летают ласточки, закат — желтый или оранжевый.
Признаки надвигающейся непогоды
Резкие колебания или понижение атмосферного давления, усиление ветра, нарастание облачности с появлением вначале перистых облаков, а затем – слоисто-дождевых, облака на разной высоте движутся с разной скоростью, ласточки летают невысоко, рассвет и закат — красного цвета.
Автор текста: Лев Поясникин
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
У природы нет плохой погоды, или что рассказать детям о погоде
Каждого ребенка, как самого главного первооткрывателя интересует окружающий мир. А погода вообще одна из самых излюбленных и волнующих детвору тем. Это немудрено, ведь это практически магия, волшебство природы! Вопрос волнует и с точки зрения возможности, к примеру, искупаться в пруду, побыть на свежем воздухе и не промокнуть, слепить снеговика и т.п.
И вот сейчас, когда вдруг летнее солнышко резко сменилось холодным осенним дождем, самое время поговорить со своим чадом о том, что же такое погода, почему она раскапризничалась, как она меняется изо дня в день и можно ли узнать погоду, к примеру, на следующий день или неделю?
Какая бывает погода?
А что же такое погода? Это состояние атмосферы в конкретном месте на планете и в конкретное время. Атмосферой называют воздушную оболочку Земли. Сама барышня погода довольно капризная, она может быстро меняться. Также она может быть абсолютно разной в разных местах.
Погода складывается из нескольких вещей: температура и влажность воздуха, атмосферное давление, сила и направление ветра и осадки.
Если вы внимательно понаблюдаете каждый день за тем, что происходит на улице, то легко сделаете вывод, что погода может быть ясной, солнечной, теплой, холодной, дождливой, сырой, сухой, осенней, ветряной, радостной, изменчивой, переменчивой, облачной, пасмурной, морозной.
Как изменяется погода
Погода может измениться в любой момент в любом месте. Это зависит от целого ряда причин. Если, к примеру, на границе холодного и теплого воздуха сформируется атмосферный фронт – именно так называют место встречи холодного и теплого воздуха – произойдет наступление так называемого «теплого фронта», либо наоборот «холодного фронта». Это часто можно услышать по телевизору в прогнозе погоды. Это накладывает отпечаток на изменение погоды.
Зависит погода и от скорости воздушных масс на этой самой границе. В атмосфере могут образоваться вихри небывалых размеров, но нам они не страшны. Но если давление воздуха в центральной части такого вихря ниже, чем по краям, то вихрь называется «циклоном», а если наоборот, то «антициклоном». Приход циклона означает пасмурную погоду с осадками, а антициклон дарит нам ясные, солнечные дни.
Другая причина изменения погоды – это изменение температуры воздуха. Если меняется температура, то меняется влажность и давление. Когда температура увеличивается, то повышается и влажность, а вот атмосферное давление наоборот понижается. Когда повышается влажность, на небе появляются облачка. А колебания атмосферного давления призывают ветер.
Теперь вы знаете, что такое циклон и антициклон, теплый и холодный фронт, влажность.
Как можно спрогнозировать погоду: научные подходы и народные приметы
Наука, изучающая погодные явления, называется метеорологией. Человек, который изучает погоду и умеет определять, называется метеорологом. Это весьма интересная профессия. Если вам интересны причуды погоды, а также наука в целом, то в будущем вы вполне можете стать метеорологом. Ну а пока мы немножко окунемся в мир погоды и узнаем, как люди научились прогнозировать погоду, как ее определяли раньше и сейчас.
А зачем нужно знать, какой будет погода, зачем ее предсказывать?
Прогноз нужен, чтобы правильно одеться и выбрать время для прогулки или поездки. Но, конечно, дело не только в том, чтобы знать, какую одежду надеть завтра на улицу и взять ли с собой зонт. Погода влияет на здоровье человека, на поведение птиц и зверей. Она также играет важную роль для организации движения транспорта, выполнения работ в сельском хозяйстве и даже в промышленности. А точное предсказание таких страшных погодных явлений, как смерчи, торнадо, наводнения, может помочь спасти миллионы жизней.
Научный подход
Для того чтобы наблюдать за погодой человек сейчас использует множество различных инструментов. В настоящее время предсказание погоды – это достаточно простой процесс. На выручку ученым-метеорологам приходят метеорологические станции, которые расставлены по всей Земле, спутники из космоса, зонды, запущенные в атмосферу, специальные самолеты и морские суда. Все собранные данные обрабатываются при помощи мощнейших компьютеров и выдают прогноз, как краткосрочный, так и долгосрочный. Данные отмечаются на специальной метеорологической карте. Впервые ее составили в Париже в 1864 году.
Народные приметы про погоду
Но так прогнозировали погоду не всегда. Про погоду детям могут рассказать наблюдения. Наши предки были очень наблюдательными, они вывели несколько закономерностей, которые мы сейчас называем приметами.
Кстати, наблюдения о погоде можно найти в трудах древних философов и ученых: Аристотеля, Вергилия, Катона, Плиния и других древнегреческих и римских писателей.
Рассмотрим несколько самых основных. Попробуйте понаблюдать, действительно ли по приметам можно предсказать погоду?
К сожалению, предсказать точно погоду невозможно ни с помощью современного оборудования, ни с помощью примет, потому как главная ее особенность – это переменчивость. Прогноз – он на то и прогноз.
Интересные факты про погоду
Погода не перестает нас удивлять. Сколько рекордов поставлено за всю историю! Давайте поскорее узнаем все самое интересное!
В завершении приглашаю посмотреть виртуальный урок о погоде, о том, отчего зависят ее изменения и как научиться предсказывать погоду:
Теперь мы знаем, не только, как изменяется погода и почему, но и, народные приметы про погоду и интересные факты. При внимательном наблюдении вы с детками можете сами прогнозировать погоду. А чтобы научные знания добывались и складировались еще интереснее, быстрее и легче, снабдите маленького ученого хорошим рюкзаком! О том, какие они бывают, на любой размер, вкус и цвет смотрите по ссылке.
В продолжении темы обязательно загляните и в эти статьи:
Много о погоде мы говорили, обсуждая тему времен года.
Урок окружающего мира Погода
специалист в области арт-терапии
Конспект урока по окружающему миру
Тема: Что такое погода?
1. Систематизировать и расширить представление детей о погоде, ее изменениях, о природных явлениях.
2. Создать условия для развития УУД
— обобщить знания о таком явлении погоды как гроза, о правилах поведения во время грозы;
— учиться делать выводы, развивать речь детей, логическое мышление;
— работать с информацией учебника, анализировать представленный материал.
— определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— слушать и понимать речь других;
— оформлять свои мысли в устной форме;
— способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Оборудование: учебник «Окружающий мир. 2 класс.» А.А. Плешакова, карточки со словами для работы в паре, карточки с новыми словами «метеорология», «метеорологические », «синоптика», таблички для схемы-кластера «Погода», «Памятка» (для каждого ученика).
1.Проверка домашнего задания.
-Что называют явлениями природы?
-Приведите примеры явлений природы.
-Что такое термометр?
-Какие термометры вы знаете?
-Ребята, а сейчас отгадайте о чём идет речь в загадке, и вы узнаете какая же тема нашего сегодняшнего урока.
Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а ещё морозная и капризная.
-Догадались? Ну, конечно, это… (открывается слово «ПОГОДА» на доске)
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
-Правильно, мы будем говорить о погоде. А тема нашего урока «Что такое погода?» (вывешивается на доску)
— Какие цели мы поставим перед собой?
-Какой показалась вам погода сегодня?
-В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера.
— Какую одежду выбрали, когда собирались в школу? Почему?
-Взяли ли с собой зонт? Почему?
-Как узнали, во что надо одеться, чтобы не замёрзнуть или не вспотеть?
-Так что же такое погода?
-От чего будет зависеть погода?
-Во-первых, погода зависит от температуры воздуха.
— Когда мы слышим слова «температура воздуха», то что мы понимаем? О чём идёт речь?
— Что же такое погода? Об этом будет разговор сегодня на уроке.
4. Работа над новым материалом.
-. Какой вопрос вы задаете утром дома, когда собираетесь в школу?
— Послушайте, о чем спрашивает Сережа своих родителей.
( Читаю текст на стр. 33 учебника )
— Зачем нужно знать, какая сегодня погода?
— Чтобы знать, как одеваться.
-На карточке подчеркните слова, которые могут характеризовать погоду.
Проверка работы. (Ученики читают подчеркнутые слова.)
— Так что же такое погода?
Коллективное определение. На доске появляется схема- кластер :
Чтение вывода в учебнике на стр. 33.
6.Закрепление пройденного материала.
Задание «Продолжи предложение»
— Холодно, тепло, жарко – это…
-. Ясно, облачно, пасмурно – это…
-. Сильный, порывистый, слабый – это …
Чтобы сильным стать и ловким
(руки к плечам, рывки в стороны)
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
8.Продолжение работы над новым материалом.
— Природа удивительна, а погода очень переменчива. Ученые постоянно наблюдают за погодой и составляют прогнозы (предсказания) на завтра, на несколько дней вперед.
-Как вы думаете, для чего это нужно?
— Погоду нужно знать летчикам, капитанам кораблей, водителям машин, путешественникам, чтобы не попасть в беду.
— Кто знает, как называется наука о погоде?
Работа с доской и учебником на стр. 35.
-Наука о погоде называется метеорология ( слово читают хором )
Места, где ведутся наблюдения за погодой – метеорологические станции,
в космосе работают метеорологические спутники ( найдите на рисунке ),
в море устанавливают метеорологические буи (рисунок ),
есть метеорологические самолеты и корабли ( рисунки ).
( По ходу рассказа на доске появляются карточки:
Все наблюдения обрабатываются с помощью компьютера и составляется прогноз погоды.
-Как вы думаете, какая еще существует наука, предсказывающая погоду?
-Да, так же существует такая наука о погоде, как синоптика. Как вы думаете, как называют людей, которые определяют будущее состояние погоды в таком разделе метеорологии, как синоптика? (вывешивается термин на доску)
-Но есть еще много народных примет, которые помогают определить, какая будет погода.
Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде
Ласточки низко летают – к дождю
Если солнце садится в облака – жди дождя
Если днём соцветия одуванчиков закрылись – будет дождь
Если клевер сблизил листочки, а соцветия его поникли – жди дождя.
Дома прочитаете приметы в учебнике и найдете новые народные приметы. Спросите у старших, узнайте в библиотеке.
-Мы сегодня на уроке говорили о явлениях погоды. Отгадайте загадки.
Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
Басовитый и серьезный,
У него характер крут;
Заворчит он очень грозно –
Все сейчас же убегут. (Гром)
Все промыла и ушла.
Всей округе полила. (Гроза)
-Как вы думаете, опасна ли гроза для жизни человека?
— А какие еще явления погоды опасны для здоровья человека?
( Мороз, метель, вьюга, гололед)
-Об этих явлениях погоды мы поговорим попозже на внеклассных занятиях. А сегодня разговор пойдет о грозе.
Что вы знаете о грозе?
— Гроза – это молния, гром, ветер, дождь. Она чаще всего бывает летом и весной.
— Сначала надвигаются кучево-дождевые облака. Они занимают все небо. Усиливается ветер, сверкают молнии, раздаются раскаты грома и на землю обрушивается ливень.
А чем опасна гроза?
-. Гроза опасна прежде всего молниевым разрядом. Ежегодно в мире от молнии погибает около 3 тысяч человек.
Другая опасность – сильный ветер, ломающий деревья, строения.
-И, наконец, сильный ливень, который бывает иногда с градом.
Каждый человек должен знать и помнить, как уберечься от грозы.
Знакомство с текстом памятки (Читают вслух цепочкой)
Правила поведения во время грозы.
Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении.
Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите телевизор, радио, электроприборы, телефон.
Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.
Если гроза застала на улице, укройтесь в ближайшем здании.
Если гроза застала в парке, в лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как дуб и тополь.
Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и отходите подальше от воды.
При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухом песчаном грунте, удаленном от водоема. Можно сидеть, но постараться сжать колени вместе, обхватить их руками, опустить голову пониже.
Во время грозы не бегайте.
Нельзя находиться на открытых незащищенных местах, вблизи металлических предметов, влажных стен.
Если вы застигнуты грозой будучи на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение, покиньте их и переждите грозу на расстоянии примерно 30 м от них.
10. Закрепление пройденного материала.
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Какие явления погоды вы знаете?
-О каком явлении погоды говорится?
Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.
(О грозе. Молния, гром, дождь)
— Что нельзя делать во время грозы?
-(Прятаться под одиноким деревом, купаться в реке, бегать, ездить на велосипеде)
— Молодцы! Сегодня я увидела, что вы много знаете о погоде, о явлениях погоды и узнали еще больше. Очень надеюсь, что полученные знания помогут вам в жизни. С «Памяткой» познакомьте своих родных, друзей.
Прочитать приметы, предсказывающие погоду, в учебнике и найти новые. Может быть, кто-то найдет народные приметы, предсказывающие грозу.
Конспект урока по окружающему миру
Тема: Что такое погода?
1. Систематизировать и расширить представление детей о погоде, ее изменениях, о природных явлениях.
2. Создать условия для развития УУД
— обобщить знания о таком явлении погоды как гроза, о правилах поведения во время грозы;
— учиться делать выводы, развивать речь детей, логическое мышление;
— работать с информацией учебника, анализировать представленный материал.
— определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— слушать и понимать речь других;
— оформлять свои мысли в устной форме;
— способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Оборудование: учебник «Окружающий мир. 2 класс.» А.А. Плешакова, карточки со словами для работы в паре, карточки с новыми словами«метеорология», «метеорологические», «синоптика», таблички для схемы-кластера «Погода», «Памятка» (для каждого ученика).
1.Проверка домашнего задания.
-Что называют явлениями природы?
-Приведите примеры явлений природы.
-Что такое термометр?
-Какие термометры вы знаете?
2.Выделение темы.
-Ребята, а сейчас отгадайте о чём идет речь в загадке, и вы узнаете какая же тема нашего сегодняшнего урока.
Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а ещё морозная и капризная.
-Догадались? Ну, конечно, это… (открывается слово «ПОГОДА» на доске)
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
-Правильно, мы будем говорить о погоде. А тема нашего урока «Что такое погода?» (вывешивается на доску)
— Какие цели мы поставим перед собой?
-Какой показалась вам погода сегодня?
-В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера.
— Какую одежду выбрали, когда собирались в школу? Почему?
-Взяли ли с собой зонт? Почему?
-Как узнали, во что надо одеться, чтобы не замёрзнуть или не вспотеть?
-Так что же такое погода?
-От чего будет зависеть погода?
-Во-первых, погода зависит от температуры воздуха.
3.Мотивация.
— Когда мы слышим слова «температура воздуха», то что мы понимаем? О чём идёт речь?
— Что же такое погода? Об этом будет разговор сегодня на уроке.
4. Работа над новым материалом.
-. Какой вопрос вы задаете утром дома, когда собираетесь в школу?
— Послушайте, о чем спрашивает Сережа своих родителей.
( Читаю текст на стр. 33 учебника)
— Зачем нужно знать, какая сегодня погода?
— Чтобы знать, как одеваться.
5.Работа в паре.
-На карточке подчеркните слова, которые могут характеризовать погоду.
Ясная, сырая, большая, облачная, длинная, солнечная, широкая, сухая, дождливая, ветреная, круглая, жаркая, маленькая, холодная, теплая, узкая, короткая, квадратная.
Проверка работы. (Ученики читают подчеркнутые слова.)
— Так что же такое погода?
Коллективное определение. На доске появляется схема- кластер:
Чтение вывода в учебнике на стр. 33.
6.Закрепление пройденного материала.
Задание «Продолжи предложение»
— Холодно, тепло, жарко – это…
-. Ясно, облачно, пасмурно – это…
-. Сильный, порывистый, слабый – это …
7.Физкультминутка.
Чтобы сильным стать и ловким
(руки к плечам, рывки в стороны)
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
8.Продолжение работы над новым материалом.
— Природа удивительна, а погода очень переменчива. Ученые постоянно наблюдают за погодой и составляют прогнозы (предсказания) на завтра, на несколько дней вперед.
-Как вы думаете, для чего это нужно?
— Погоду нужно знать летчикам, капитанам кораблей, водителям машин, путешественникам, чтобы не попасть в беду.
— Кто знает, как называется наука о погоде?
Работа с доской и учебником на стр. 35.
-Наука о погоде называется метеорология (слово читают хором)
Места, где ведутся наблюдения за погодой – метеорологические станции,
в космосе работают метеорологические спутники (найдите на рисунке),
в море устанавливают метеорологические буи (рисунок),
есть метеорологические самолеты и корабли (рисунки).
(По ходу рассказа на доске появляются карточки:
Все наблюдения обрабатываются с помощью компьютера и составляется прогноз погоды.
-Как вы думаете, какая еще существует наука, предсказывающая погоду?
-Да, так же существует такая наука о погоде, как синоптика. Как вы думаете, как называют людей, которые определяют будущее состояние погоды в таком разделе метеорологии, как синоптика? (вывешивается термин на доску)
-Но есть еще много народных примет, которые помогают определить, какая будет погода.
Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде
Ласточки низко летают – к дождю
Если солнце садится в облака – жди дождя
Если днём соцветия одуванчиков закрылись – будет дождь
Если клевер сблизил листочки, а соцветия его поникли – жди дождя.
Дома прочитаете приметы в учебнике и найдете новые народные приметы. Спросите у старших, узнайте в библиотеке.
9.Отгадывание загадок.
-Мы сегодня на уроке говорили о явлениях погоды. Отгадайте загадки.
У него характер крут;
Заворчит он очень грозно –
Все сейчас же убегут. (Гром)
Все промыла и ушла.
Всей округе полила. (Гроза)
-Как вы думаете, опасна ли гроза для жизни человека?
— А какие еще явления погоды опасны для здоровья человека?
( Мороз, метель, вьюга, гололед)
-Об этих явлениях погоды мы поговорим попозже на внеклассных занятиях. А сегодня разговор пойдет о грозе.
Что вы знаете о грозе?
— Гроза – это молния, гром, ветер, дождь. Она чаще всего бывает летом и весной.
— Сначала надвигаются кучево-дождевые облака. Они занимают все небо. Усиливается ветер, сверкают молнии, раздаются раскаты грома и на землю обрушивается ливень.
А чем опасна гроза?
-. Гроза опасна прежде всего молниевым разрядом. Ежегодно в мире от молнии погибает около 3 тысяч человек.
Другая опасность – сильный ветер, ломающий деревья, строения.
-И, наконец, сильный ливень, который бывает иногда с градом.
Каждый человек должен знать и помнить, как уберечься от грозы.
Знакомство с текстом памятки (Читают вслух цепочкой)
Правила поведения во время грозы.
10. Закрепление пройденного материала.
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Какие явления погоды вы знаете?
-О каком явлении погоды говорится?
Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.
(О грозе. Молния, гром, дождь)
— Что нельзя делать во время грозы?
-(Прятаться под одиноким деревом, купаться в реке, бегать, ездить на велосипеде)
11. Итог урока.
— Молодцы! Сегодня я увидела, что вы много знаете о погоде, о явлениях погоды и узнали еще больше. Очень надеюсь, что полученные знания помогут вам в жизни. С «Памяткой» познакомьте своих родных, друзей.
12. Домашнее задание.
Прочитать приметы, предсказывающие погоду, в учебнике и найти новые. Может быть, кто-то найдет народные приметы, предсказывающие грозу.