Рассказ о пограничнике 3 класс короткий
Ночью границу перешёл враг. Мой товарищ, ефрейтор Вторушин, на рассвете обходя свой участок, заметил на поседевшей от росы траве тёмную полосу. Полоса уходила в глубь нашей территории и пропадала в низкорослом кустарнике. Вторушин сигнализировал на заставу.
Я на заставе был проводником служебной собаки Сильвы.
Капитан Тесленко приказал мне:
— Младший сержант Баширев, задержать нарушителя и доставить на заставу.
Сильва обнюхала всё ещё тёмную полосу в траве и взяла след. Она очень умная собака. Понимает меня с полуслова. И даже когда я ничего не говорю, а только подаю знак рукой, знает, что ей делать. С Сильвой на заставу мы прибыли почти одновременно: я — из колхоза, а она — из Ленинграда. Её вырастили пионеры одной школы, а затем передали в клуб служебного собаководства, откуда она и попала на границу.
Так с ней миновали мы кустарник, который растянулся почти на полкилометра. Вышли к небольшому болоту. Здесь след терялся. Нарушитель путал, стараясь скрыть свои следы от собак, поэтому и побрёл по воде. Но мне знакома повадка врага: сообразив, что он выйдет где-нибудь в стороне, я взял вправо. И вот мы уже на противоположном берегу. Тщательно осмотрел кочки, траву, но ничего подозрительного не заметил. Сильва тоже не нашла следа. Пришлось свернуть по краю болота влево. В поисках потеряли около часа. Солнце, выглянув из-за леса, пригревало. Роса испарилась, и обсохшая трава везде была одинакова.
Теперь след не заметишь, вся надежда на собаку. Однако она тоже ничего не находила.
— Сильва, ищи, ищи, — показал я на землю.
Сильва поняла меня и, махнув хвостом, стала обнюхивать траву. Не знаю, сколько прошло времени, но только мне казалось, что оно бежит очень уж быстро, а мы топчемся на одном месте безо всякого результата. Нарушитель-то ведь не ждёт. Так обогнули почти всё болото. До того места, где мы впервые вошли в воду, осталось метров триста. И вот, когда уже казалось, что наши поиски ни к чему не приведут, я заметил недалеко от берега на кочке маленький кустик. Кустик самый обыкновенный, только одна веточка у него надломлена и примята к траве, а неподалёку след, уже наполненный водой. Через несколько метров след вывел на берег.
Нарушитель, пройдя немного по воде, вернулся обратно. Он решил, что пограничники кинутся на противоположный берег и потеряют след, и в этом, к сожалению, не ошибся, сумев выиграть время. Видно, опытный диверсант. Но уйти ему всё-таки не удалось.
Сильва снова взяла след. Моё волнение, должно быть, передалось и ей. Она шла быстро — торопить не приходилось. Повернув туда, откуда мы пришли, след уходил немного в сторону от болота. И вот мы снова обогнули болото, только значительно дальше от берега. Прошли километра три. Почти бегом пересекли открытое поле и углубились в лес. Я еле успевал за собакой, держась за натянутый поводок.
В лесу, ещё попетляв немало, нарушитель пошёл напрямик.
Сильва рвалась всё сильнее. Я понял, что враг близко, и стал постепенно подбирать поводок, уменьшая бег собаки. Наган держу наготове. Вдруг — выстрел, чувствую, как с головы слетела фуражка.
«Вот он», — мелькнула мысль.
Быстро падаю за дерево. Но тут меня будто палкой ударили по плечу. Правая рука повисла, как плеть. Всё-таки я успел отстегнуть поводок и перехватить наган в левую руку. Сильва кинулась вперёд. Я даже не успел скомандовать. Но собака сама знала, что делать. Щёлкнули ещё два выстрела. Это нарушитель пытался попасть в собаку.
Осторожно выглядываю из-за дерева, выставив вперёд руку с наганом. Вижу, ноги торчат из-за куста, согнутые в коленях.
Я мигом туда. Подбегаю, а Сильва рвёт его.
Фу! — что значит — назад, — оставь его живого!
А он побелел весь, как снег, и бормочет:
— Уберите вашего зверя.
— Сам ты зверь. Границу переходить не боишься, а теперь дрожишь, как овечий хвост. Вставай!
С врагами много говорить не положено. И я больше ни слова, только наган навёл в переносицу. Он на наган не смотрит, лишь на Сильву косится и трясётся да губами дёргает. Повели мы его. Он впереди — «руки сушит», то есть кверху поднял, Сильва за ним следом, а я сзади. Иду, а кровь у меня из плеча всё сильнее течёт.
Вышли из леса. Тут солнце припекать стало. Жарко. В глазах у меня какие-то круги появляются, то тёмные, то оранжевые. Плечо заныло. Вначале я боли не чувствовал. Приложу холодный наган барабаном ко лбу — так легче. Кругов в глазах меньше, но кровь сильнее течёт. Весь рукав намок, и на груди тёмное пятно расходится. А впереди — то один человек, то двое идут — двоит в глазах. Крови много вышло. И жарко очень. Голова гудит. Что делать? Не дойду… Если упаду, Сильва со мной может остаться, нарушитель уйдёт. Выстрелить ему в спину, пока не поздно. Но нельзя. Приказано живым доставить на заставу. А мне всё хуже и хуже. Тогда я снял с головы фуражку, дал её собаке, скомандовал:
Она поняла, но посмотрела на меня, а потом на задержанного, мол, как с ним быть? Я ей кивнул головой, дескать, всё будет в порядке, и ещё раз сказал: «Домой!».
Она махнула хвостом и понеслась к заставе.
Думаю: «Увидят её там одну, да ещё с моей фуражкой, поймут, что случилась какая-то беда».
Когда Сильва скрылась, нарушитель осмелел, опустил руки и оглянулся через плечо. Но я так посмотрел, что он сразу же понял меня без слов и опять задрал руки. А меня тошнить начало и ноги совсем ослабли. Наган стал тяжёлым, словно целый пулемёт в руке. Так и тянет вниз руку. Вижу я, что точка, силы кончаются.
Тот помялся немного, но лёг. Я сел неподалёку. Жаль, что не придётся доставить врага на заставу, но делать было нечего. Через минуту он бы ушёл. Я стал ловить на расплывающуюся мушку его бритый затылок. В это время послышался лай Сильвы.
Я опустил наган. Скоро Сильва подлетела и лизнула меня в закрывающиеся глаза.
Капитан, обеспокоенный долгим нашим отсутствием, послал помощь — троих пограничников. Сильва встретила их около болота и привела прямо ко мне.
Двое солдат подхватили меня под руки, а один повёл нарушителя. Он оказался крупным шпионом той страны, которая больше всех точит на нас зубы.
Занятие по патриотическому воспитанию «Знакомство со службой пограничников»
Бурцева Светлана
Занятие по патриотическому воспитанию «Знакомство со службой пограничников»
Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что в мирное время нашу страну охраняет Российская армия, познакомить детей со службой пограничников, воспитывать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа. Воспитывать чувство гордости за воинов-защитников.
Оборудование: Картина «Охрана границы», географическая карта России.
Предварительная работа: беседа «Наши Армия», рисование «Солдат», беседа о празднике День Защитника Отечества.
Словарная работа: граница, государство, пограничник, контрольно-следовая полоса.
Ход НОД
Воспитатель (выставляет географическую карту) Кто из вас знает, что это такое? (Ответы детей) Это карта. На ней обозначены разные страны. Как узнать, где какая страна расположена? (Предположение детей)
Воспитатель: Одна страна отделена от другой границей. Вот граница нашей страны – России. (Показать указкой границу) Покажите границу России. (Вызвать несколько детей и помочь им провести указкой вдоль границы России)
Воспитатель: А теперь покажите границы других стран (Дети показывают границы других стран, а воспитатель говорит им названия стран – Франция, Германия и т. д.)
Воспитатель: Как вы думаете, легко ли пройти с территории одного государства на территорию другого? (Предположение детей)
Воспитатель: Конечно, из одной страны в другую просто так пройти нельзя, потому что все страны охраняют свои границы. Кто же охраняет границы, как вы думаете?
Дети: Солдаты, военные.
Воспитатель: Как называют военных, которые охраняют границу своего государства?
Дети: Пограничники. (Если дети не ответят, воспитатель сам называет это слово и предлагает детям повторить его хором и индивидуально)
Воспитатель: Пограничники во всех странах охраняют границы своего государства. А как вы думаете, легко это делать? А что вы знаете о работе пограничников? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим картину, которая поможет вам узнать, как охраняют границу нашей Родины пограничники. (Выставить картину «Охрана границы» и дать детям время для самостоятельного рассматривания) Кого вы видите на этой картине?
Дети: Пограничников.
Воспитатель: Почему вы решили, что это пограничники?
Дети: Они одеты в военную форму, у них автоматы.
Воспитатель: Давайте внимательнее рассмотрим пограничников. Почему у них такая пятнистая форма?
Дети: Чтобы их не было заметно.
Воспитатель: А что у них в руках еще, кроме автоматов?
Дети: Сумка, кинжал.
Воспитатель: Как вы думаете, что в сумке? (Предположение детей) В этой сумке аптечка. А что может находиться в аптечке? (Предположение детей) Да, там может быть бинт, вата, разные лекарства. А зачем же пограничникам все это нужно?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Мы рассмотрели с вами форму пограничников, но ведь так могут быть одеты все военные. Что вам подсказало, что на этой картине изображены именно пограничники? (Предположение детей)
Воспитатель: А что это такое?
Дети: Столб.
Воспитатель: Это пограничный столб. Такие столбы тянутся вдоль всей границы. Он раскрашен красными и зелеными полосками, а наверху – герб страны. Что вы видите за спиной пограничников?
Дети: Вспаханную полосу, похожую на поле.
Воспитатель: Да, это действительно распаханная полоса, ее называют контрольно-следовая полоса. Вслушайтесь в слово и скажите, для чего нужна эта контрольно-следовая полоса? (Предположения детей)
Воспитатель: Контрольно-следовая полоса проходит вдоль всей границы. Каждое утро проезжает трактор и распахивает ее. Если кто-то с другой стороны границы, из соседнего государства перейдет эту контрольно-следовую полосу, то на ней останутся следы. Пограничники, выходят в дозор, проходят вдоль границы и очень внимательно осматривают контрольно-следовую полосу, чтобы не пропустить следов, оставленных нарушителями. Повторите новое слово – контрольно-следовая полоса. (Дети повторяют слово хором и индивидуально)
Воспитатель: А кого вы еще видите на картине?
Дети: Собаку.
Воспитатель: Что она делает.
Дети: Помогает пограничникам, тянет за собой, идет по следу.
Воспитатель: Какой след учуяла собака?
Дети: Тот, что остался на контрольно-следовой полосе.
Воспитатель: Как вы думаете, кто мог оставить следы на контрольно-следовой полосе?
Дети: Нарушители, шпионы.
Воспитатель: А могли оставить следы животные?
Дети: Да
Воспитатель: Если будут следы животных, пойдут пограничники по этим следам? (Предположение детей) Пограничники должны проверить, действительно ли следы оставили животные. Ведь нарушители могут надеть на руки и на ноги следы животных и перейти границу, чтобы запутать пограничников. Придумайте, как могло проходить преследование нарушителя? (Направлять развития сюжета – пограничники преследовали настоящих нарушителей; пограничники в конце преследования обнаружили, что границу перешел настоящий медведь)
Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?
Дети: «Случай на границе», «Ошибки пограничников», «Охрана границы» (Выбрать то название, которое больше подходит к данной картине)
Воспитатель: Как вы думаете, пограничников можно назвать защитниками Отечества?
Дети: Да.
Воспитатель: Пограничники первыми встречают вражеские войска, когда они переходят границу. Они, как и все военные – защитники Отечества. Сейчас я вам прочитаю рассказ В. Коржикова о пограничниках.
В конце НОД дети делятся впечатлениями о прочитанном.
Уголок патриотического воспитания, посвященный Дню Защитника Отечества Добрый день! Мне хочется поделиться с вами своими наработками по оформлению патриотического уголка к 23 февраля ко Дню Защитника Отечества.
Проект «Этих дней не смолкнет слава» Цель проекта:Обобщение и расширение знаний детей об истории Великой Отечественной войны. Ознакомление детей с боевыми наградами, которыми.
Никита Федорович Карацупа — человек-легенда. Служил он на дальневосточной границе.
Смелость, мужество, умение быстро найти правильное решение в сложной ситуации не раз позволяли ему выходить победителем в неравных схватках с разного рода лазутчиками — шпионами, диверсантами, контрабандистами.
Вместе с верным своим помощником — овчаркой Ингусом пограничник Карацупа задержал и обезвредил около шестисот нарушителей государственной границы.
Сейчас Герой Советского Союза Никита Федорович Карацупа — полковник, находится в запасе. Эту книгу он написал для маленьких читателей, а помог ему журналист Виталий Захаров.
Никита Федорович Карацупа
Жизнь моя — граница. Рассказы пограничника
Когда я был еще маленьким, то лишился родителей. А без родителей как прожить? Пошел к богатым наниматься на работу. Пас овец и коров. Каждый день вставал до рассвета и шел по дворам, собирая коров в стадо. Очень хотелось спать, но кому об этом скажешь? Хозяин обзовет лентяем и лоботрясом или выгонит. И я старался, чтобы меня не выгнали, чтобы всегда был кусок хлеба да место, где переночевать. Правда, чаще ночевал я под открытым небом — на пастбищах. И это мне нравилось. Разведу костер, напеку картошки. А потом сяду на лошадь и воображаю, что я настоящий кавалерист. Прутом сбиваю траву, как будто сражаюсь с невидимыми врагами, с богатеями.
Как это здорово! Ветер освежает лицо, конь цокает копытами, поворачивает в ту сторону, куда я потяну уздечку. Больше всего на свете нравилось мне пасти коней. Я любил их, и они меня любили. Здесь, в ночном, никто меня не ругал, не попрекал куском хлеба.
И все же долго я на одном месте не задерживался. Не мог мириться с несправедливостью: как только выскажу хозяину все, что о нем думаю, сразу же меня — за ворота.
Исколесил я весь Казахстан, где жил с родителями, был на юге страны. Свершилась революция. Услышал я, что в Сибири живут хорошо. Приехал в Сибирь. Вступил в колхоз. И впервые вздохнул свободно. Все здесь были равны, все помогали друг другу. И прежде всего ценили тех, кто мог работать. Так бы я и остался в колхозе, но нужно было идти в армию служить. Провожали меня тепло, давали добрые напутствия. Я обещал, что не подведу односельчан.
Бодро я вошел в кабинет военкома и сразу же попросил: «Направьте меня в пограничные войска».
Военком разгладил пышные усы, оглядел меня, щуплого, низкорослого, усмехнулся:
— Мал ты ростом, — и стал перебирать какие-то бумаги, не обращая на меня внимания.
Я чуть не расплакался от досады, но взял себя в руки: не уйду, пока своего не добьюсь, так решил и сказал военкому:
— Так это даже лучше, что я мал ростом: нарушители не заметят, когда я буду в дозоре.
— Что? — военком поднял голову, внимательно на меня посмотрел и весело засмеялся. — Находчивый ты парень! Находчивый, — повторил задумчиво, провел осторожно рукой по усам, словно боясь, как бы они не отвалились, и строго спросил: — Родители есть?
— Родителей нет. Живу сам по себе…
— Сам по себе, — повторил военком: такая у него была привычка — повторять отдельные слова. — А как же ты жил?
Я откровенно признался:
— Как придется. Батрачил. Был пастухом. Работал в колхозе.
— Работал в колхозе, — повторил военком, — ну хорошо, уважу твою просьбу, — и посмотрел на мои руки, сбитые, огрубевшие в работе. — Не подведешь?
Сердце у меня заколотилось от радости:
— Никак нет, не подведу!
И вот я еду на Дальний Восток. Но не так, как раньше ездил — «зайцем», когда меня, безбилетного, ссаживали на первой же станции, а впервые с билетом, и гордился этим. Мне хотелось всем его показать, чтобы и другие за меня порадовались, но я стеснялся: не к лицу красноармейцу хвастовство.
На пограничной заставе встретили меня с большим радушием. Накормили, напоили, сводили в баню, одели в новенькое обмундирование.
Пограничная застава стояла в излучине реки, в широкой долине, окруженной сопками. Все здесь мне нравилось: и высокая наблюдательная вышка, и конюшни, и вольеры для собак, и посыпанный мелким песком плац. И то, что вся солдатская жизнь расписана не только по часам, но и по минутам. Здесь я провел не один месяц и не один день.
Красноармейцы стали для меня братьями, а начальник заставы — вроде отца родного.
Один из таких нарушителей стал первым, которого я задержал. Было это ранним утром. Густой туман стоял — ничего не видать. Вытянешь пальцы — они скрываются в молочной пелене.
Я нес службу дозора. Было тихо. Вдруг я почувствовал — встрепенулся Ингус. Я приложил ухо к земле, прислушался. Откуда-то справа послышался еле уловимый хруст сухой ветки. Кто-то шел. Я замер. Прежде всего нужно разобраться: свой это или чужой?
Шаги раздаются ближе. Они торопливые, сбивчивые. Так пограничники не ходят. Все ясно: чужой! Один вопрос решен. Нужно решить другой: куда, в каком направлении идут нарушители? Еще не видя их, я уже определил: их двое. Понял, что пройдут мимо. Значит, надо перебраться правее, чтобы с ними встретиться.
Я сделал несколько шагов в сторону, замаскировался и стал ждать. Ингус чутко прислушивался и посматривал на меня, словно спрашивал:
— Ну что же ты медлишь?
— Молчать! — тихо приказал я ему. — Слушай.
Ингус, поводя ушами, в нетерпении перебирал лапами.
Нарушители вышли прямо на меня. Они на мгновение растерялись: не ожидали такой встречи. Реакции их можно было позавидовать: я еще не успел сказать слова, хотя готов был к встрече, как они бросились в разные стороны. Я побежал за одним, Ингус — за другим.
Туман мешал ориентироваться. Нарушителям он помогал, а мое движение задерживал. По примятой траве я следил, куда держал путь нарушитель. Сделав несколько сот шагов, я остановился, прислушался и бросился на звук трещавшего валежника.
Лазутчик, гонимый страхом, резко свернул в сторону, и я вышел ему наперерез. Остановился, жду за кустом. Вот он бежит по тропе, тяжело дышит. Я приказал: «Стой! Руки вверх!» Тот упал, перевернулся, хотел откатиться в сторону. Но я навалился на него, заломил руку с зажатым пистолетом.
Диверсант вырвался, разжал мои пальцы и потянулся к моему горлу. Пятерня, как щупальца.
Я изловчился, двинул его кулаком в висок. Лазутчик обмяк, расслабился. Я воспользовался этим. Еле перевалил его. Связал на спине руки. Перевел дыхание, скрутил ноги. Подняться нет сил. Выдохся. Нарушитель был сильнее меня: в плечах пошире и ростом повыше. Пришлось с ним повозиться. Все силы израсходовал. А подниматься надо. Надо спешить на сердитый лай овчарки. Пошатываясь, пошел туда, где лаял Ингус.