Конспект занятия «Беседа о рыбах»
ольга фролова
Конспект занятия «Беседа о рыбах»
Задачи: Формирование знаний об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.
1. У родителей и деток вся одежда из монеток.
2. Куда хотим, туда плывём, река наш дом, мы в ней живём.
3. Плавают под мостиком и виляют хвостиком. По земле не ходят, рот есть, да не говорят, глаза есть – не мигают, крылья есть, а не летают.
— А вы знаете какие рыбы водятся в нашей реке? (Ответы детей)
Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб? (Ответы детей)
— Почему вы так решили? (Рыбы питаются, движутся, дышат, размножаются.)
Рыбы делятся на группы по месту обитания:
— Рыбы, живущие в реке, называются… речными.
— Рыбы, живущие в море, называются… морскими
— рыбы, живущие в аквариуме, называются … аквариумные
Чем питается рыба? (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, часто лакомится икринками других видов рыб).
— Внимательно рассмотрите изображение и назовите части тела рыбы. (Голова, тело, хвост, плавники.)
Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, чтобы привлечь хищника за несколько сот метров.
Рот рыбы служит для захвата пищи и пропуска воды в жабры, он имеет различную форму и положение, которое зависит от способа и характера питания рыбы. Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост.
— А чем, ребята, покрыто туловище рыбы? (Ответы детей)
— А как вы думаете, для чего рыбе чешуя? (Предположения детей)
— Скажите, кто из вас знает, для чего рыбе хвост? (Предположения детей)
Я вижу о том, что хвост нужен рыбам для того, чтобы двигаться вперед, вы знаете. Но помимо этого хвост служит рыбам еще и рулем. А некоторым рыбам длинный хвост нужен для того, чтобы нападать на свои жертвы и защищаться от врагов. А морской конек, например, при помощи хвоста прикрепляется к водным растениям.
Органы движения – не только хвост, но и плавники. Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами, которые необходимы для управления движения и балансировки.
Ребята, обратите внимание на окраску рыб. Что вы можете сказать? (ответы детей)
— Верно, окраска у рыб различная. Она служит рыбе для маскировки, так как делает рыбу малозаметной в водоеме.
Ребята, а есть ли польза от рыб и какая?
— Рыбы являются важной частью нашего питания, т. к. содержат много белка; из рыб получают жир, богатый витаминами. Рыбы – богатейший источник витаминов и минеральных веществ. Кроме этого рыбу используют для производства кормовой муки для домашних животных. Из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.
Таким образом, роль рыб в жизни человека очень велика.
— А надо ли беречь рыб и почему? (Предположения детей)
Нельзя без надобности вылавливать рыбу иначе она полностью исчезнет.
«Однажды в изостудии…» Минизарисовка Мои любимые воспитанники! Мои мыслители и философы, остроумцы и оригиналы! Книгу нашего дорогого Корнея Ивановича пополняем активно и.
Конспект занятия «Рыбы: части тела, способы передвижения» для воспитанников с ОВЗ I ступени школы VIII вида Цель: Формирование знаний об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания. Задачи: •.
Еженедельное употребление рыбы полезно для детей
Омега-3 жирные кислоты, содержащиеся в рыбе, улучшают сон и повышают уровень интеллекта у детей
Исследователи утверждают, что дети, которые едят рыбу не реже одного раза в неделю, лучше спят, а уровень их интеллекта в среднем на 4 пункта выше, чем у детей, в рационе которых отсутствует рыба.
Научные факты о пользе рыбы для детского организма
Польза омега-3 жирных кислот для детского организма была доказана и раньше, однако только последние исследования показали взаимосвязь между ее потреблением, качеством сна и умственными способностями детей.
После этого родители ответили на вопросы о качестве сна детей, принимавших участие в исследовании (как долго ребенок спит ночью, часто ли он просыпается, спит ли он днем и т. д.). Наконец, исследователи собрали информацию о семьях, в которых росли испытуемые дети: полная или неполная семья, профессии родителей, количество детей в семье и т. д.
Анализ полученных данных привел к выводу, что дети, которые еженедельно употребляли рыбу, имели уровень интеллекта в среднем на 4,8 пунктов выше, чем те, кто редко употреблял ее или не употреблял вообще. Те же дети, которые употребляли рыбу нерегулярно, имели уровень интеллекта выше на 3,3 пункта. Кроме того, у детей, которые регулярно употребляли рыбу, реже отмечались расстройства сна.
Недостаток сна и слабо развитые навыки познавательной сферы являются главными причинами асоциального поведения. Омега-3 жирные кислоты помогают справиться с его проявлениями. Это косвенно указывает на то, что потребление детьми рыбы (которая является богатым источником омега-3) снижает предрасположенность к асоциальному поведению.
Рекомендации для родителей
Польза употребления рыбы для здоровья детского организма бесспорна, и родителям следует усвоить это как можно раньше. Необходимо включить рыбу в рацион ребенка с раннего возраста: в 10 месяцев уже можно давать ребенку мелко нарезанную рыбу без костей, а с двух лет уже можно регулярно готовить ему блюда из рыбы.
Чем раньше в рационе ребенка появится рыба, тем вероятнее, что она ему понравится. Иногда это стоит родителям усилий, особенно в семьях, где рыбу готовят не очень часто. Ребенку может не понравиться вкус или запах рыбы, и он может отказаться ее есть.
Для улучшения сна, умственных способностей и успеваемости в школе детям подходят все сорта морской рыбы, богатой омега-3 жирными кислотами. Хотя польза от употребления рыбы не подлежит сомнению, ученым еще предстоит выяснить полный перечень ее преимуществ для детского организма.
Добавлять в рацион ребенка рыбу можно в любом возрасте. Постепенно можно повышать ее потребление. Так ребенок улучшит качество сна и умственную активность. Если у ребенка проблемы со сном, гораздо эффективнее пересмотреть его рацион, чем заставлять ложиться спать по распорядку против его воли. Вдобавок к этому вы сможете ощутить множество других преимуществ от употребления рыбы.
Польза рыбы для детей — вкусный рацион для взрослых
Насколько рыба полезна и питательна для детского организма? Подавляющее большинство родителей активно дают мясо нежирных сортов (говядина, индейка, курица), но рыба в детском меню встречается достаточно редко. Однако рыбный продукт очень полезен для детского организма.
Полезные свойства рыбы
Рыба – продукт с высоким содержанием аминокислот и микроэлементов. Давать подобную еду детям рекомендуют, как педиатры, так и диетологи. Полезность рыбы зависит от многих факторов. Степень ее питательности зависит от времени улова и сезона, водоемов и кормов, которыми ее кормили. Однако в любом сорте продукта неизменно содержатся:
В рыбе содержатся уникальные витамины и минералы, которые необходимы подрастающему поколению. Более того, в ней содержится легкоусвояемый белок, который лучше воспринимается детским организм, нежели мясо. Врачи отметили, что поджелудочная железа в «рыбные дни» работает в полсилы. Это говорит о том, что еда хорошо усваивается организмом и быстро переваривается.
Жирность тушки: какую брать
Практически все знают, что рыбка – это достаточно жирная еда. Но, этот параметр больше зависит от сорта рыбы. Самая питательная тушка содержит в себе 33% жирности. Это не так много, как например, в свинине. Но все же продукт лучше детям не давать, особенно маленьким. Наилучший вариант покупать тощие или средней жирности сорта. К первым можно отнести такие виды, как хек, судак, минтай, а ко второй – окунь морской, форель, лосось или карп.
Как часто можно давать рыбу детям
Во-первых, нужно строго учитывать возраст ребенка, во-вторых – следить за свежестью продукта. Педиатры рекомендуют употреблять рыбу по возрастной таблице. Например, детям 1-2 лет можно давать 80-100 г легкоусвояемой тушки не больше чем 1-2 раза в неделю. Такого количества достаточно, чтобы напитать тело необходимыми витаминами и минералами. Более взрослым детям врачи рекомендуют потреблять блюдо 3-4 раза в неделю, но не в большом количестве.
Все больше педиатров говорят о том, что детям рыбные блюда нравятся меньше, чем мясо. Они советуют не «пичкать» ребенка полезностями, если у него выражается стойкое неприятие к блюду. Так, вы только усилите негативные эмоции. Все нужно делать дозировано. Рыбка специфический, и по вкусу, и по запаху продукт. Главное, постепенно, планомерно вводить рыбу в недельное меню семьи.
Какую рыбу покупать
Разумеется, все понимают, что лучше покупать свежепойманую рыбку. Да, это факт, но и мороженый вид не уступает по полезным свойствам. Замороженные тушки нужно уметь правильно готовить, чтобы не лишить продукт питательности. Для этого, тушку рыбки нужно положить в подсоленную воду. Таким образом она сохранит все свои свойства. Можно даже не дожидаться полной разморозки продукта. После того, как она чуть-чуть полежит в подсоленной жидкости (примерно 15 минут) ее можно варить, тушить или жарить.
Учтите несколько моментов при выборе качественной рыбки:
А вот после разморозки туши, если вы купили ее в супермаркете, обратите внимание на плотность и консистенцию. Она должна хорошо держать форму и сама тушка не должна отступать от костей. И разумеется, общеизвестный фактор, по которому определяется качество еды – это запах. Если после размораживания тушка источает неприятный аромат, ее не то чтобы ребенку, но и себе готовить нельзя.
Рыба – это действительно колоссальный продукт с точки зрения содержания питательных элементов. Но нужно также понимать, что этот продукт сильный аллерген. Поэтому стоит учесть этот факт при введении продукта в повседневное меню ребенка. Кстати, врачи рекомендуют приучать ребенка к рыбе еще когда он находится в животе матери. Это лучший способ избежать возможных аллергических реакций на продукт.
Итоговый классный час по программе «Разговор о правильном питании» «Рыба и морепродукты»
Оборудование: слайды презентации проекта «Береги здоровье смолоду», карточки с заданиями для каждого ученика, карточки с индивидуальными заданиями, картинки морепродуктов, рыб, физическая карта России, плакаты с информационной справкой о пользе рыбы и морепродуктов, рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. А.Г.Макеева), рецепты от родителей, семейные проекты «Рыба и морепродукты», методическое пособие для учителя «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева), компьютер учителя, интерактивная доска, ноутбуки.
Форма проведения – нетрадиционная: презентация «Рыба и морепродукты».
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Целевая установка
– Сегодня итоговый классный час мы проведем в форме презентации «Рыба. Морепродукты» (на ИД слайд №1), закрепим наши знания о пользе рыбы и морепродуктов. В течение месяца вы готовили с родителями семейные проекты «Дары моря», «Рыбные блюда в моем рационе», писали сочинения, составляли задачи, головоломки, рисовали рисунки «В подводном мире», делали поделки и, конечно же, с большим удовольствием работали в тетради «Две недели в лагере здоровья» над темами «Что и как можно приготовить из рыбы», «Дары моря». У нас гости, они хотят посмотреть, как мы используем с вами информационные технологии. Приступаем к интересной совместной творческой работе.
II. Активизация знаний
На ИД первый слайд презентации «Рыба. Морепродукты».
1. Индивидуальная работа по карточке №1.
– Ирина выполняет задание на интерактивной доске. Она напишет в окне 6 путей дерева Р. Выполнение этого задания поможет вам вспомнить 6 разновидностей вторых рыбных блюд.
2. Выполнение заданий по карточкам № 2, № 3, № 4, № 5 с остальными учащимися.
– А мы с вами выполним задание по карточке № 2, тоже напишем все пути дерева Р.
– Давайте вспомним, сколько можно построить путей для каждого листа дерева? (Только один)
Карточка № 2. Напиши в мешке все пути дерева Р.
Учащиеся записывают: ставрида, судак, сазан, сардина, сайра, салака, скумбрия, севрюга, т.е. пути дерева – названия рыб на букву «С».
– Многие из вас помогают дома готовить различные блюда. Какую рыбу, из только что названных в задании, вы ели? Какие блюда готовят вам мамы, бабушки? – Ваши родители в семейных проектах поделились своими рецептами вкусных блюд из рыбы: салат из сайры с овощами от Алины, уху из сазана от Ваниного папы, котлеты из судака от Ирининой бабушки. Кто какими блюдами заинтересовался, может взять рецепт домой, чтобы мама вам приготовила это блюдо.
– Чем полезна рыба? (Дети отвечают)
– Давайте посмотрим на слайды презентации «Береги здоровье смолоду», посвященные рыбе – «Рыба полезна всем!» Мы узнаем, чем же так хороша рыба как продукт? Костя прочитает нам информацию на слайде. (Чем же так хороша рыба как продукт? Помимо того, что она очень вкусна и готовится быстрее, чем мясо, в ней очень много полезных веществ. Это и витамин А, который «отвечает» за зрение, витамин В2 (рибофлавин), помогающий быстрее расти, витамин РР (ниацин), необходимый для здоровья нашей кожи, фосфор, помогающий думать и строить скелет, а еще в морской рыбе содержится йод, которого жителям России часто не хватает в питании, а между тем он может спасти от многих тяжелых болезней. В рыбе, как и в мясе, очень много ценного белка, который усваивается гораздо быстрее и легче, чем мясной. Поэтому рыба очень полезна и взрослым, и детям.)
– На следующем слайде картинка с рыбами: ставрида, скумбрия, сельдь, салака, севрюга, судак, сардина.
– Вспомните, пожалуйста, какие из этих рыб обитают в Азовском и Черном море? (Судак, ставрида, скумбрия.)
– Откройте тетради и проверьте ваши ответы. (Дети открывают тетради «Две недели в лагере здоровья» на странице 56 и сверяют ответы.)
– Покажем на физической карте России, где находятся Азовское и Черное моря. Теперь посмотрите на интерактивную доску, проверим задание, выполненное Ирой.
Дети читают все пути дерева. Ира объясняет, что выделяют 6 разновидностей вторых рыбных блюд: отварная, запеченная, паровая, жареная, тельная, томленая.
– Как готовится тельная и томленая рыба? Ели ли вы когда-нибудь тельную рыбу? (Дети отвечают.) – Очень вкусна рыба в кляре, своими рецептами приготовления такой рыбы поделились мамы Паши и Максима, вы можете взять рецепты домой, вам дома приготовят такую рыбку мамы. А сейчас вас ждут другие задания. Вы выполните их на карточках, а Алеша на интерактивной доске. Итак, задание по карточке № 3.
Карточка № 3. Напиши буквы на бусинах дерева М так, чтобы мешок П стал мешком всех путей дерева М. (Задание придумал Костя)
– Нужно написать буквы на дереве М так, чтобы мешок П стал мешком всех путей дерева М. (Все учащиеся выполняют задание на карточке, а один ученик – на интерактивной доске.)
– Алеша, прочитай нам слова из мешка и скажи, как можно назвать их одним словом. (Морепродукты).
– Назовите морепродукты – обитателей Японского моря? (Краб, креветка, гребешок, кальмар.)
– Покажите этих обитателей на картинке тетради (стр.55). – Чем богаты морепродукты?
– Давайте посмотрим на слайд «Морепродукты».
Дети: В них содержится йод, который необходим организму для нормального роста, хорошего самочувствия и учебы.
– Употребляете ли вы морепродукты? Что такое морепродукты? (Морепродукты – морские растения и животные, кроме рыбы, которые мы используем в пищу.)
– Есть замечательные рецепты блюд из морепродуктов, вы можете взять их домой и приготовить блюда – полезные и вкусные.
– Интересные задания выполнят ребята на ноутбуках (карточка №4), затем объяснят, чем полезен морепродукт, название которого зашифровано у них в цепочке. (Это задание вам придумал Вова).
Карточка № 4. Напиши в окне цепочку В из 5 букв, чтобы все утверждения были истинными. (Учащиеся выполняют задание на ноутбуках, затем отвечают на вопросы).
– Можно ли употреблять в пищу этот морепродукт? – Этот морепродукт – обитатель, каких морей?
– Мы с вами выполним задание по карточке № 5. Выполнив его, вы узнаете название морепродукта Японского моря. (Дети работают в паре с товарищем)
Карточка № 5. Мешок Д – это мешок букв цепочки М. Напиши буквы в пустых бусинах так, чтобы были истинны оба утверждения.
– Назовите этот морепродукт? (Ламинария)
– Какое название морепродукта зашифровано на ноутбуках? (Фукус)
– Фукус – обитатель каких морей? (Обитатель Белого и Балтийского морей)
– Посмотрите на слайд «Морепродукты». Паша прочитает нам информацию на слайде. (Ламинария и фукус – водоросли. Из них получают вещество агар-агар, которое используют для приготовления желе, мармелада, суфле. Спиртовой настойкой из морских водорослей (йодом) вам смазывают порезы, царапины. В магазинах продают йодированную соль и хлеб с морскими водорослями. Еще можно приготовить салат из морской капусты.)
– Алеша, Денис поделились с вами рецептами салатов из морской капусты. После этого урока мы попробуем с вами салат из морской капусты, который приготовили мамы. У меня для вас есть еще одно задание, мы выполним его на интерактивной доске.
III. Подведение итога классного часа
– Пользуясь знаниями, полученными при изучении материала программы «Разговор о правильном питании» (II-ой части «Две недели в лагере здоровья», тема «Дары моря»), определите истинность утверждений (Л – ложно, И – истинно).
(Материал к заданию 5 взят из рабочей тетради «Две недели в лагере здоровья», М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева, М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2007, стр. 54–57).
Дети читают по одному утверждению и определяют, истинны или ложны утверждения.
(Ложные – № 1, № 3, № 5.) (Истинные – № 2, № 4, № 6, № 7.)
– Молодцы! Отлично справились с заданиями. Посмотрите на наш заключительный слайд «Угадай-ка». Вам Настя приготовила кроссворд про рыбу, Саша – лабиринт про рыб, Ира – головоломку, отгадаете их на перемене.
– Вам понравилась наша презентация?
– Были ли для вас какие-нибудь задания сложными?
– Какое задание – самое интересное?
– Скажите, чем богаты морепродукты и рыба? Зачем нужно их употреблять в пищу?
– Ребята, вам огромное спасибо за помощь в подготовке и проведении классного часа. Итоги конкурса семейных проектов «Рыба. Морепродукты» подведем позже, 24 апреля я поеду на Областной конкурс методик по реализации профилактической программы «Разговор о правильном питании» в поселок Пролетарский в «Ариадну», повезу ваши работы, свой материал.
IV. Вкусная минутка
– Для нас ваши родители приготовили аппетитные блюда из рыбы и морепродуктов: салат из морской капусты, креветки отварные с лимонным соком, котлеты рыбные, рыбу в кляре. Аппетитное угощение на любой вкус, а главное очень полезное ждет нас! Потом будем пить чай с мармеладом. Давайте помоем руки и пройдем в столовую.
На доске с помощью магнитов прикреплены картинки рыб, морепродукты, а также рыбки на магнитах, физическая карта России, на столе рецепты от родителей, проекты «Семейная кулинария», плакаты с информацией о пользе рыбы и морепродуктов. Данная информация взята из методического пособия «Две недели в лагере здоровья», Москва ОЛМА Медиа-Групп 2007, стр. 57–58,61. На интерактивной доске – презентация «Рыба. Морепродукты».
Рыба в питании детей.
Мы много говорили о правильном и разнообразном питании ребенка, сегодня хотелось бы остановиться на одном из важных блюд детского рациона, вызывающем много вопросов и сомнении. Я говорю о рыбе. Сегодня на прилавках магазинов можно найти и мороженую, и свежую и обработанную рыбу, можно ли давать рыбу малышам? Нужна ли она и полезна ли деткам?
Наиболее жирной будет рыба в зимний период, когда морозы, и ей необходимо питать свое тело и не замерзнуть в водоеме. Разные сорта рыб по-разному накапливают жир, наиболее жирными являются глубоководные рыбы и океанические. По степени жирности рыбу разделяют на особые сорта:
— тощие или нежирные рыбы, у них жира в теле содержится примерно 2-3%. Такую рыбу можно есть детям и худеющим женщинам, к ней относят хека и пикшу, судака, речного окуня, минтая и навагу.
— рыбка средней жирности полезна всем, она не только насыщает, но и пополняет организм полезными жирами и жирорастворимыми витаминами. В ней жира содержится от 4% до 8%, это такие сорта как морские окуни, карпы, сомики, салака или зубатка.
— жирными рыбами считают тех, у кого жира в теле более 10%, такие рыбы вкусные, калорийные, хорошо насыщают и содержат много полезного витамина Д (для профилактики рахита). К ним относят кету и горбушу, осетров и стерлядь, скумбрию, сельдь, севрюгу.
Особую ценность с точки зрения медицины представляет рыбий жир, так нелюбимый многими детьми, и знакомый нам с детства ужасным вкусом. В составе рыбьего жира высокое содержание жирных кислот омега-три или омега-шесть, которые необходимы для метаболизма тела, участия в процессах деления клеток и роста и дифференцировки нервной системы. Рыбий жир – это источник витаминов А и Д, частично Е, необходимых для полноценного метаболизма организма ребенка, нормального зрения и здоровья кожи и ногтей. Но жирные сорта рыбы плохо усваиваются и перевариваются детским желудком, поэтому, в раннем возрасте рекомендуется использовать для детского питания только тощую и средней жирности рыбу.
По месту отлова рыбу делят на речную и морскую, хотя рыбу также ловят в прудах, озерах, искусственных водоемах и даже выращивают на рыбных фермах. Но последние относят также к речной рыбе. Если выбирать из двух этих видов, то морская, несомненно, более полезна чем речная, и более чиста с точки зрения современной экологии (хотя и не всегда). Морская рыба является первостепенным источником йода, как необходимейшего из микроэлементов для роста и здоровья. Также она дает организму ребенка необходимый фтор и бром, этих элементов в рыбе больше чем в мясе и овощах-фруктах. Еще она богата кальцием, фосфором, натрием и калием, эти элементы никогда не будут лишними в организме ребенка. А вот железа в рыбе мало, особенно в белых ее сортах, в этом отношении рыба существенно проигрывает мясу.
Какую рыбку покушать?
В нашей стране традиционно более распространена пресноводная рыба – ее ловят наши мужья и отцы, она широко распространена в реках и озерах. Особенно хороши для питания представители карповых – лещик, карп, вобла и карасики, сазаны и лини, толстолобики, жерехи и язи. Они полезны и взрослым, и детям как источники нежного мяса и полезных веществ. Преимущество этих сортов рыбы в том, что их можно приобрести свежими, живыми и приготовить сразу после покупки. Морская же рыба в основном нам доступна в замороженном, реже в охлажденном виде, а значит, встает вопрос о ее первичной обработке, заморозке и хранении.
Однако не стоит отказываться от морской рыбы в питании детей – это полезный источник минералов, ценных белков и более интересный и насыщенный вкус, чем у пресноводных рыб. Особенно ценными считается семейство тресковых пород рыбы. У нас в продаже можно найти треску, хека, минтая, навагу и сайду, путассу. У них белое и плотное мясо, достаточно сухое и богатое белком, но при этом в данной рыбе мало жира, что подходит для детского питания. В рыбе практически нет холестерина, что ценится в медицине. Минтай – это классический представитель морского рыбного семейства в садиковом детском питании. Его тушат, варят, делают из него котлеты и суфле.
Также в детском питании применяют камбалу и палтуса, относящихся к одному семейству, они богаты белком, мясо у них белое и рыбки достаточно жирные. Эти сорта применяют для приготовления деликатесных рыбных изделий. Также полезны в питании корюшка, тунец и ставрида. В них достаточно белка, и жиров в них немного. Применяют в питании детей как свежую, так и замороженную рыбу, сегодня рыбу замораживают особыми способами – путем быстрой шоковой заморозки, что позволяет сохранить все полезные свойства и пищевую ценность, которые были в свежей рыбе.
Как готовить рыбу детям?
Если рыба свежая, ее необходимо готовить сразу же, не откладывая на потом, не стоит длительно хранить ее в свежем виде. Так рыба может испортиться, в ней могут накопиться токсины и вредные микробы. В идеале – рыба должна быть живой. Если рыба была заморожена, ей необходимо дать оттаять, и правильнее это делать при комнатной температуре или в условиях холодильника. Это позволит минимально потерять витамины и минеральные вещества. Многие мамы проводят оттаивание рыбы в воде с добавлением соли, чтобы не потерять полезные витамины и минералы. В дальнейшем при варке не нужно будет подсаливать рыбу. Лучше вообще подсаливать уже готовое рыбное блюдо.
Всегда возникает вопрос – что приготовить из рыбы ребенку? Выбор блюда будет зависеть от возраста малыша. Совсем маленьким, для первого прикорма, предлагают отварное филе в пюре, детям постарше – отварную рыбу кусочками, рыбный суп, рыбные фрикадельки, тушеную, запеченную, блюда с начинкой из рыбы и в смеси с овощами. Но? чтобы рыба была полезной и вкусной для малыша, ее нужно правильно приготовить. Нужно отделить у рыбы кости, отделив филе от кожицы, важно удалить все косточки, чтобы они не попали к малышу. Важно промыть рыбу, залить ее водой, чтобы воды было на два-три сантиметра выше. Также в воду добавляют специи – немного лаврового листа, приправ, доводят рыбу до кипения, а затем необходимо слить первичный концентрированный бульон. Важно его слить, так как он содержит все вредные вещества, концентрированные внутри тушки. Также в первичный бульон уходят все экстрактивные вещества, которые раздражают пищеварительный тракт.
Если далее планируется приготовление первого блюда, его варят на вторичном бульоне на медленном огне, почти без кипения, варят примерно пятнадцать-двадцать минут. Специи в питании детей до года не применяют, в питании с года до трех лет их применяют очень ограниченно, добавив пару лавровых листиков и пару горошин перца. Солить бульон стоит только в конце варки. Если необходимо сварить рыбу куском или филе, тушку заливают холодной водой, чтобы по мере варки рыбное мясо равномерно прогрелось, и все слои рыбы сварились одновременно. Варят филе рыбы небольшого размера около получаса, крупную рыбу варят до полутора часов. При прокалывании готовой рыбы из отверстия будет сочиться прозрачный сок без крови.
Детям двух-трех лет можно готовить припусканием – то есть ее тушат в небольшом количестве воды, держа ее на слабом огне. Так готовится нежная рыба с кожей, небольшого размера – это судак, треска, камбала или окунь. Этот способ позволит проварить рыбу и сохранить в ней максимум полезных и питательных веществ и рыба не развалится на кусочки и не потеряет форму в блюде.
Жарить рыбу детям до трех-четырех лет не стоит, при жарке рыбы в ней сохраняются максимум полезных веществ, но в процессе рыба сильно поглощает жир, дает корочку. Это дает повышенную калорийность, приводит к раздражению пищеварительной трубки. Жареная рыба сложно усваивается пищеварением ребенка, что приводит к несварению желудка, особенно у малышей до трех лет и если сорта рыбы жирные.
Можно приготовить ребенку рыбные котлеты или тефтели, пропустив их дважды через мясорубку, добавив к фаршу хлеба и соли со специями. Фарш тщательно перемешивают и формируют из него тефтели или котлеты. Их можно предварительно обжарить с небольшим количеством масла, затем их тушат в водичке или запекают до готовности в духовке. До готовности доводят котлеты в течение десяти минут.