специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Правила этикета Выполнила: ученица 4 «А» класса Кубалова Залина Кл.рук.Сундукова Р.И.
Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. Понятие «этикет» произошло от французского «etiquette» и означает: Форму поведения; Совокупность правил поведения и манеры; Правила учтивости и вежливости и т. д. Этикет — собрание правил, который регламентирует отношения между представителями различных групп населения, слоев..
Номер материала: ДБ-881509
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию
Время чтения: 2 минуты
Просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции
Время чтения: 3 минуты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет
Время чтения: 1 минута
Аккредитация российских вузов станет бессрочной с 1 марта 2022 года
Время чтения: 2 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Классный час. Хорошие манеры 4 класс
Классный час 4 класс на тему Этикет
Конспект классного часа для 4 класса на тему «Хорошие манеры»
Цель: способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения.
Подготовительная работа
1. Поручить 2 парам учеников разыграть диалоги.
2. Попросить 2 учеников подготовить сообщения об истории этикета.
3. Предложить детям написать рассказ о курьезных ситуациях, в которые они попадали.
Оборудование: вырезать из бумаги сердечки.
План классного часа
I. Беседа «Хорошие манеры».
II. Информационный блок «Из истории этикета».
III. Памятка воспитанного человека.
2. «Когда в товарищах согласья нет. »
3. «Встречают по одежке. »
4. Учись смеяться над собой.
IV. Заключительное слово.
Ход классного часа
I. Беседа «Хорошие манеры»
(Учащиеся разыгрывают диалоги.)
Первый диалог
— Да так, дела стремные.
— На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?
— А меня как-то не колышет.
— Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.
— Везуха тебе, а мне еще мозги парить.
Второй диалог:
— Спасибо, отлично. А твои?
— Как поживают твои родители?
Классный руководитель. Чем отличаются эти ситуации?
— За кем вам приятнее было наблюдать? Почему?
Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.
Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона. Для любого человека важно знать хорошие манеры. Прежде всего, что такое манеры? Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.
— Как вы думаете, что принято считать хорошими манерами?
II. Информационный блок «Из истории этикета»
Ученик 1. Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстается, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки.
Ученик 2. Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет.
Ученик 2. Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.
Классный руководитель. Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание правил этикета и демонстрацию хороших манер я буду поощрять вас сердечками.
III. Памятка воспитанного человека
Классный руководитель. Предлагаю вам составить памятку воспитанного человека. В нее мы запишем самые важные правила этикета.
— Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)
В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.
— А что же говорят при встрече русские? (Здравствуйте!)
То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.
Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости.
(Учитель читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)
1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)
4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)
(Дети высказывают предположения.)
Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку.
2. «Когда в товарищах согласья нет. »
Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.
— На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Ответы детей.)
— Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)
— В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу?
— Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)
Послушайте вот какую историю. (Читает рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».)
Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.
Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
— Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся.
Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните сточки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. »
— Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? <«Уступайте друг другу».)
3. «Встречают по одежке. »
1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)
2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что. (можно пролить суп).
3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как. (ему надо отдохнуть и набраться сил).
4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете. (невоспитанность).
Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.
— Как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.)
Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться.
— Какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)
4. Учись смеяться над собой
Классный руководитель. В любом классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, неумным подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы послушаем веселые истории, которые произошли с вашими одноклассниками.
(Школьники по желанию рассказывают смешные случаи из жизни.)
Все мы порой попадаем в нелепые ситуации и чувствуем себя неловко. Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей юмора относиться к себе самому.
— Какое золотое правило мы могли бы записать? («Учись смеяться над собой».)
IV. Заключительное слово
Дополнительный материал
Как не надо дарить подарки
1. Расскажите, каких трудов и затрат стоил вам подарок. Обязательно подчеркните, что у вас такого нет. Пусть товарищ понимает и ценит вашу самоотверженность.
2. Всем знакомым и друзьям обязательно покажите подарок и объявите, что это именно вы его подарили.
3. Проследите за судьбой подарка. Время от времени напоминайте о нем, интересуйтесь, как ваш друг его использует.
4. Если сочтете, что друг недостойно обращается с подарком или с вами самими, потребуйте его вернуть. Может быть, это научит зазнайку ценить дружбу и щедрость.
Домашнее задание. Составьте памятку «Как надо дарить подарки».
Презентация «Этикет» (1-4 классы)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект ученика 4 класса Лицея №590 Г. Санкт-Петербурга Щедрина Артёма Этикет
Что такое ЭТИКЕТ? Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет. (А. Усачёв)
Что такое этикет? Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Когда появилось слово «Этикет» в русском языке? В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.
При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или «Показания к житейскому обхождению». Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета: Думай, кому говоришь. Что говоришь. Где говоришь. Зачем говоришь. Какие из этого будут последствия?
Гостевой этикет Правило 1. В гости ходить лучше всего по приглашению. Правило 2. Необходимо принарядиться, привести себя в порядок. Необходимо быть пунктуальным и приходить к тому времени, к какому тебя пригласили. Опаздывать или приходить раньше времени – признаки плохого воспитания. Правило 3.Самое первое, что вы должны сделать, как только переступите порог дома, куда пришли в гости – это поприветствовать хозяев и других гостей, пришедших раньше вас. Правило 4. Если вы идете в гости на день рождение, то необходимо заранее позаботиться о подарке. Хорошо бы заранее продумать красивые поздравительные слова. Правило 5. В гостях необходимо вести себя тактично: • говорить спокойно, без крика; • нельзя перебивать взрослых; • нельзя обижать других детей; • нельзя ни на кого обижаться; • нельзя капризничать; • не отбирать игрушки у других детей. Правило 6. Также тактично необходимо вести себя за столом Правило 7. В гостях нельзя брать без спроса интересующие тебя вещи, включать бытовые и аудио приборы. Необходимо вежливо спросить разрешения у взрослых или у друга, к которому пришел в гости. Правило 8. В гостях не вежливо долго засиживаться. Уходить нужно вовремя, не забыв попрощаться с хозяевами и поблагодарить за оказанный прием.
Про этикет для школьников 4-6 класса
Тайна записной книжки
Покраснеть и упасть в обморок. Из истории этикета
Вы за столом: Сначала прожуй, потом говори
А вот как иногда бывает…
Но вот гости усаживаются за стол. Ты сел первым, не дождавшись остальных. А что такого, ты же гость! Подвинул к себе самое большое блюдо, налил сока в фужер, чуть не опрокинув его, откинул салфетку в сторону и торопливо начал есть.
Неприглядная картина, правда? Прямо стыдно за такого невоспитанного человека. Давай разбираться, что прилично и что неприлично делать за столом.
Кстати: Очень неприлично уходить сразу же после обеда или ужина. Прощаться с хозяевами нужно не раньше чем через полчаса после застолья. Иначе может создаться впечатление, что ты пришёл в гости, чтобы только поесть.
Тайна записной книжки
Короли без вилки. Из истории этикета
Боярский свадебный пир. Худ. К.Е. Маковский, 1883г
Вы – хозяин дома: Семеро одного не ждут
А вот как иногда бывает…
Тайна записной книжки
Гостю – место. Из истории этикета
Классный час в 4 классе об этикете.
специалист в области арт-терапии
Классный час в 4 классе на тему:
«Учимся быть культурными»
«Поведение — это зеркало,
в котором каждый показывает
Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но, главное направление разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к окружающим.
Значительную часть сценария занимает беседа, направленная на мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков. Пятиклассникам не всегда удается объяснить, почему им нужно вести себя культурно.
Практическая часть требует некоторой психологической подготовки: четвероклассники обычно стесняются проявлять вежливость и учтивость по отношению к девочкам. Нужно им объяснить, что это всего лишь упражнение – упражнение в культуре поведения – такое же, как физическое упражнение. Только там наращиваются мышцы, а здесь растет общая культура. А она, кстати, у каждого мужчины проявляется, прежде всего, в том, как он относится к женщинам.
Необходимо предупредить и девочек, чтобы они помогли ребятам, подыграли им. В конечном итоге выиграет от этих упражнений весь класс.
— расширить представления детей о правилах этикета;
— развивать умение правильно оценивать себя и других;
— формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Предварительная подготовка.
Предупредить девочек (каждую в отдельности), чтобы они подыграли ребятам и помогли им выполнить упражнения по этикету, объяснив, что игра поможет их взаимоотношениям с мальчиками, улучшит атмосферу в классе.
Заготовить лотерейные билеты с номерами от 1 до 15 (по количеству мальчиков в классе). По ходу игры мальчики тянут билеты с номерами заданий, учитель читает по книге задания, а мальчики выполняют упражнения по этикету. В карточках нужно указать конкретные имена и фамилии девочек класса.
3. Оформление класса.
На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф.
План классного часа.
1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»
3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»
4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».
Ход классного часа.
1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
— Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?
Примерные ответы детей:
– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.
— Люди тоже бывают дикие и культурные. В чём отличие одних от других?
Примерные ответы детей:
– Дикие не умеют себя вести, хамят, грубят, а культурные ведут себя культурно, вежливо, за них не стыдно
— Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
— Дикой груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему можно привить?
Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила поведения, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.
— Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети хором отвечают: культурным, воспитанным.
— Что значит, быть культурным человеком?
Примерные ответы детей:
– Это значит, соблюдать правила этикета, правила культурного поведения.
– Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить и своих родителей.
— Я с вами совершенно согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?
Примерные ответы детей:
– Человека невоспитанного, необразованного, невежливого, некультурного.
– Того, который ничему не учился.
– Того, которого никто не уважает.
— Действительно. Обтесать бревно или камень – значит, сделать их гладкими, блестящими. Неотесанный – значит, необработанный. А в переносном значении, неотесанный, значит, невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в толковом словаре Даля.
— Хотите ли вы быть культурными людьми?
Дети отвечают утвердительно
— Итак, культурный человек – это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет. Этикет – в переводе с французского – это правила культурного поведения, которые нужно знать каждому человеку.
В России первые правила поведения были записаны в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».
Царь Петр Первый часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. На этих балах и приемах молодые люди могли найти себе невесту, сделать карьеру. Но для того, чтобы достичь успеха, нужно было уметь себя вести. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения. Там были, например, такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало». И многим это помогало казаться культурными, воспитанными людьми. Книга эта называлась «Юности честное зерцало». Как вы понимаете эти слова?
Примерные ответы детей.
– Книжка как зеркало, глядя в которое будешь выглядеть честным и красивым.
– Это зеркало, которое честно показывало молодежи ее бескультурье.
– Это волшебное зеркало, в котором ты видишь только хорошее.
2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»
— Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но, все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!
В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по рядам: каждая группа – половина ряда)
2. Вопрос второй группе. Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому что можно задеть руками постороннего человека)
3. Вопрос третьей группе. Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать; потому что громкая речь мешает окружающим)
4. Вопрос четвёртой группе. Почему нельзя мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор; потому что это неуважение к жителям города)
5. Вопрос пятой группе. Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы; потому что сейчас в школах вводится постепенно единая школьная форма)
6. Вопрос шестой группе. Почему за столом некультурно разговаривать с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в лицо и тарелки соседей)
3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»
— Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?
Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»
«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?
Примерные ответы детей.
– Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.
– Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.
– А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.
— Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но, если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
— А теперь продолжение этого рассказа.
«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»
— Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?
Примерные ответы детей.
– Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену.
– Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.
– Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.
– Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.
— Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения.
И, сам того не желая, оскорбил окружающих.
4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».
— А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.
Мальчики выходят к доске.
— Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете в награду аплодисменты наших девочек.
Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Задания для карточек:
Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.
(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)
С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери
Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.
(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»
Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.
(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто
За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»
Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.
(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)
Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске
Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.
(Нужно сказать: «Простите»)
Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)
Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.
(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)
Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия
(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»
Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелай ей чего-то хорошего.
Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелай им чего-нибудь хорошего
Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку)
Скажи всем девочкам: «Доброе утро, девчонки!»
Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.
(Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки
— Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?
Примерные ответы детей.
– Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.
– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.
– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.
5. Подведение итогов.
— Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но, значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?
Примерные ответы детей.
– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга.
– Без правил этикета нельзя жить в обществе.
– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.
— Сегодня, во время классного часа мы рассмотрели некоторые ситуации и сделали вывод, что правила этикета имеют большое значение для жизни общества, Эти правила необходимо знать и соблюдать, а иначе можно стать невежественным, некультурным человеком, с которым никто не захочет общаться и дружить.