Рассказ о правилах поведения в школе

Сказки

Правила поведения учащихся в школе (классе)

Во время обучения дисциплина и порядок имеют большое значение для наиболее эффективного усвоения новых знаний. Когда этим фактом пренебрегают, занятия превращаются в балаган, и учитель тратит драгоценное время не на объяснение нового материала, а на попытки успокоить учеников. Поэтому так важно, чтобы правила поведения в школе соблюдались всеми без исключения.

Некоторые родители считают, что воспитание детей полностью должно лежать на плечах учителей. Однако это неверная точка зрения, так как воспитание в первую очередь начинается дома.

Еще будучи дошкольниками и готовясь пойти в первый класс, дети должны быть знакомы по крайней мере с элементарными правилами этикета, например, что нужно здороваться со взрослыми (конкретно в школе – с учителями).

Начиная с первого дня в школе, дети будут ежедневно сталкиваться с определенными требованиями, и, по мере привыкания к учебному процессу, правила поведения учащихся в школе будут лишь ужесточаться.

Чтобы школьникам было легче запомнить, как вести себя в школе, и придерживаться правил, им нужно рассказывать не только об их обязанностях, но и об их правах.

Права и обязанности школьника

Права школьника

Когда человеку известны его права, он охотнее выполняет свои обязанности. То же самое касается и детей. Поэтому прежде чем обязывать ребенка соблюдать правила школы, ему следует рассказать, какими правами он обладает.

Права ребенка в школе:

Поговорив о правах школьников, можно переходить и к их обязанностям. Правила для учащихся школы довольно многочисленны и могут иметь свои варианты в том или ином образовательном учреждении, поэтому здесь будут приведены основные.

Школьные правила поведения в раздевалке

Как театр начинается с вешалки, так и культура поведения в школе с умения правильно вести себя в гардеробе.

Правила поведения для учащихся в школьном гардеробе следующие:

Правила поведения на уроке

Поведение на уроке и успеваемость находятся в прямой зависимости друг от друга. Поскольку дети приходят в школу за знаниями, не нужно на уроках отвлекаться на разговоры со своим соседом по парте. Для этого есть перемены или время после уроков.

Также необходимо помнить, что на освоение нового материала отводится определенное количество часов, поэтому не стоит пропускать занятия, особенно без уважительной причины, чтобы не отстать от программы.

До урока, во время и после него необходимо соблюдать следующие правила поведения в классе:

Как вести себя на перемене

Во время перемены школьники могут немного отдохнуть от занятий, пообщаться со своими одноклассниками и приготовиться к следующему уроку. Однако не стоит в это время переворачивать школу с ног на голову.

Поведение в школе во время перемены регулируется следующими правилами:

Правила поведения школьников в столовой

Не все дети регулярно обедают в школьной столовой, но тем не менее время от времени ходят туда, например, чтобы купить булочку. Поэтому каждый школьник обязан знать в том числе и то, как вести себя в школьной столовой.

Правила поведения учащихся в столовой:

Как должен вести себя ученик в школьной библиотеке

Иногда школьникам необходимо обращаться в библиотеку, чтобы найти нужную информацию для подготовки домашнего задания.

В библиотеке любой школы установлены следующие правила для школьников:

Поведение учащихся на школьном дворе

Во время перемены или после уроков ученики могут проводить время во дворе школы. На пришкольном участке дети должны соблюдать те же нормы поведения, что и в любом другом общественном месте.

Правила школьника, находящегося на школьном дворе:

Еще одно очень важное правило. Если ученик стал свидетелем несоблюдения школьных правил поведения, он должен сообщить об этом классному руководителю или любому другому учителю.

Этикет в школе. Как должен вести себя ученик в школе?

Как приучить детей соблюдать правила школы (советы учителю)

Большинство детей, особенно это касается детей младшего школьного возраста, невероятно энергичны, в связи с чем, они часто нарушают правила поведения в школе, в первую очередь, это касается разговоров во время занятий. Конечно, в желании школьников общаться со сверстниками нет ничего плохого, но важно с 1 класса учить детей не мешать проведению урока.

С самых первых дней в школе ученики должны соблюдать правила для учащихся и нести ответственность за их нарушение.

Установите «Правила ученика» в первый же учебный день

В начале учебного года необходимо установить правила поведения для детей. Объясните школьникам, что разговоры во время уроков строго запрещаются, и напоминайте им об этом каждое утро, а также по мере необходимости. Можно также распечатать правила и развесить их на стендах класса.

Для детей младшего школьного возраста, особенно для первоклассников, лучше составить простые правила, как вести себя на уроке, которым все должны следовать. Постарайтесь, чтобы их было не более пяти, и они состояли из простых предложений. При этом лучше использовать формулировки, которые указывают, что дети должны делать, а не то, что они делать не должны.

Например, «оставайтесь на своих местах до тех пор, пока учитель не скажет, что вы можете быть свободны» или «дождитесь разрешения, чтобы сказать что-либо».

Постарайтесь не читать нотаций нарушителям дисциплины

Формированию у школьников осведомленности о неправильном поведении способствуют открытые вопросы.

Когда вы столкнетесь с тем, что кто-то из детей нарушает дисциплину, спросите у него так: «Что ты делаешь?», а не так: «Разве я не говорила тебе, что так делать нельзя?»

Удержитесь от соблазна прочитать лекцию и выслушайте объяснение ребенка. Если школьник должен будет объяснить, что он делает, то у него будет возможность поразмышлять, и он начнет осознавать свои действия и их последствия. Используя такой подход, вы научите ребенка брать на себя ответственность за свое поведение.

Сами выполняйте установленные в школе правила

Очень важно, чтобы учитель и сам выполнял установленные правила поведения и этикет в школе.

Если у класса есть правило о том, чтобы относиться друг к другу с уважением, то вы не должны прибегать к сарказму, когда ученики не могут дать правильного ответа на уроке, ведь этим вы нарушите принятое правило. А если вы не практикуете то, что вы проповедуете, ученики не будут ценить и выполнять ваши инструкции. Это создаст благодатную почву для безответственного поведения.

Не отступайте, если ребенок продолжает нарушать школьные правила

Детей, нарушающих общепринятый порядок, нужно обязательно дисциплинировать. Если ученик начинает разговаривать, урок необходимо остановить. Посмотрите на ученика и спокойно скажите ему, что он мешает вам проводить занятие.

Обращая внимание всего класса на его недостойное поведение, можно предотвратить повторное нарушение дисциплины.

Если ученик продолжает разговаривать в классе, попросите его остаться после урока. Еще раз объясните ему, что разговоры во время урока – это признак неуважения, и расскажите о последствиях такого поведения. Важно добиться не только того, чтобы ученик хорошо себя вел на следующий день, но научить его с уважением относиться к правилам поведения учащихся в школе.

Найдите способы мотивировать на хорошее поведение учащихся в школе

Мотивируйте детей исполнять общепринятые правила – это лучший способ поддерживать дисциплину в школе и в классе. Учитель, который хвалит за хорошее поведение и побуждает детей задуматься о последствиях недостойного поведения, будет мотивировать школьников вести себя благоразумно.

Помните, что школьники постоянно наблюдают за вами, а младшие школьники еще и во всем стремятся подражать, поэтому вы должны следить за своим поведением и быть хорошим образцом для подражания.

Вознаграждайте детей, которые примерно вели себя во время урока. Вы можете просто похвалить их или в качестве награды помочь с домашним заданием, угостить шоколадными конфетами, подарить наклейку или карандаш. Благодаря этим небольшим вознаграждениям у детей появится стимул спокойно вести себя во время урока и в следующий раз.

Источник

Правила этикета в школе. Топ-20 общих правил

Современные школьники, к сожалению, склонны игнорировать правила этикета. Учителя считают детей балованными, невоспитанными, а родителей часто вызывают в школу. При этом детям в начальной школе не всегда объясняют эти правила этикета, считая это само собой разумеющимся фактом. А главное – никто не объяснит почему нужно вести себя так, а не иначе.

Каждый из нас должен познать правила этикета. Научиться всему: вести себя в обществе, дома, правильно общаться, кушать и одеваться. Часто так бывает, что все это мы приобретаем уже к зрелому возрасту. Мы сталкиваемся с проблемами незнания, и это плохо влияет на нашу жизнь, ведет к переживаниям, смущениям, чувству неуверенности. Было бы правильно осваивать правила этикета с детства, со школьного возраста. Поэтому очень важно правильно донести до ребенка те прописные истины, которые мы – взрослые считаем нормами правильного, здорового поведения и правилами этикета.

Когда и как начинать учить правила этикета в школе?

Дети очень быстро воспринимают новую информацию и все, что их окружает. Они берут пример с родителей, копируя их действия и поведение. Поэтому на вопрос «как научить ребенка этикету?» ответ один: соблюдать его самим. Видя хороший пример каждый день, сын или дочь будут подражать, приучаясь правильному поведению. Чем раньше ребенок усвоит этот перечень правил и навыков – тем в будущем будет чувствовать себя свободнее и увереннее в любом обществе.

Правила этикета востребованы во многих сферах: в общественных местах и дома, в гостях, театре и кафе, также на работе и, конечно, в школе. Запомнить их будет проще, если приучать к ним ребенка в раннем возрасте. Это поможет быстрее адаптироваться в обществе, чувствовать себя уверенно, повысить самооценку и сформироваться как личность. Поможет избегать конфликтов и казусов, неловких моментов.

Примерно с 5 лет можно начинать сознательное обучение ребенка этикету как таковому, но не нужно превращать это в урок или лекцию.

В этом возрасте усвоение информации происходит через тематические игры, активность, образы. Но не ждите, что уже через неделю такого обучения малыш все поймет и пойдет в 1-й класс идеальным и образцовым ребенком. Это многолетний процесс воспитания и родительских наставлений.

И все же родители или учителя должны брать на себя эту ответственность? Скорее, это соработничество. Одним из важнейших этапов познания всех правил, является школьное обучение. Помимо школьной теории, знаний в математике и литературе учителя должны объяснять и показывать «нормы поведения». Школьное воспитание так же важно, как и дома в семье. Ведь школа становится еще одним домом, где школьники должны научиться важным правилам поведения в обществе. Учителя становятся вторыми родителями, с которых дети тоже берут пример. И вне уютных домашних стен именно школа должна прививать с раннего возраста многие правила и порядки, которыми ребенок будет следовать всю жизнь.

3 формы обучения правилам этикета в школе

Топ-20 общих правил этикета, которые нужно донести до школьника

Правила этикета в школе очень смежны с этикетом других отраслей, поэтому перечисление всех истин не уложится в одну статью. Сюда относят внешний облик (аккуратность, состояние книг, тетрадей, чистоту рабочего места), манеру общения, поведение в стенах учреждения во всех локациях (урок, перемена, столовая, библиотека, территория), отношение к чужой собственности и границам других, взаимопомощь, дружбу.

Ребенок должен твердо знать хотя бы 20 общепризнанных норм:

Если ученик неадекватно ведет себя в школе?

Как бы старательно мы не говорили своим детям о правилах этикета в школе и не показывали бы это на личном примере – это не всегда срабатывает. Как быть, если ребенок постоянно балуется, обижает младших, хамит учителям? Ответит профессиональный психолог:

«Первая причина кроется в возрасте. Либо школьник еще мал и не может долго заниматься, поэтому вымещает агрессию на тех, кто его заставляет. Либо это подростковый возраст, когда подобное поведения является своеобразной характеристикой пубертатности.

Вторая причина – дефицит внимания. Таким образом ребенок восполняет все свои потребности и довольно успешно. Ведь после очередной выходки все внимание сосредоточено на нем.

Третья причина – неврологический или психиатрический диагноз (возможно задержка развития, гиперактивность или другие проявления, которые требуют вмешательства специалистов. Об этих моментах скажет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая комплексно изучит реакции и поведение ребенка совместно с родителями.»

Впрочем, согласно исследованиям, 85% детей приходят в школу уже зная некие ключевые правила школьного этикета. В тоже время, 46% учащихся ответили, что знакомы с этим, но соблюдать получается не всегда. Специалисты уверены – повышать уровень знаний детей в этой сфере необходимо. Но никто не должен требовать от ребенка невозможного.

Правила этикета в школе – это важная составляющая формирования нашей личности, нашего сознания. Все что мы получаем от школьного воспитания в дальнейшем помогает нам существовать, гармонично чувствовать себя во всех сферах нашего общества. Правильное развитие и навыки способствуют комфортной жизни. Вежливость, доброта, грамотная речь, спокойствие и гармония каждого человека просто необходима для культурного общения. И пускай пока школьник не задумывается о столь важных вещах – главное, чтобы он запомнил все правила, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Источник

Доклад на тему:«Правила поведения детей в школе и работа над ними впервые дни».

специалист в области арт-терапии

Выступление на конференции «Первые дни ребенка в школе»

на тему: «Правила поведения детей в школе и работа над ними

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, усвоению школьных норм поведения». Со школьной скамьи нам знакомы правила поведения в школе. А как же формировать у детей правила поведения первые дни? На этот вопрос ответить мне помогла практика первые дни ребенка в школе.
От того, как будет введен ребенок в свои первые серьезные обязанности, как пойдет освоение всего строя школьной жизни, во многом зависит дальнейшее обучение и определяемое им формирование личности и интеллектуальных способностей ребенка.
Наблюдая за поведение первоклассников первые дни в школе, я сделала вывод: Что это самые трудные дни для учителя. Каждый день после практики, я в своем дневнике записывала и анализировала понравившиеся эпизоды с практики. Хочу познакомить вас с некоторыми эпизодами.
Первый день. Что будет делать, учительница с только что пришедшими в школу ребятами, задавала я себе вопрос?

После того как закончилась торжественная линейка, мы отправились с учениками в класс. Цветы поставлены в вазы. В классе чисто и немножко торжественно. Дети рассаживаются за столы.
Учительница учила детей правильно располагать на столах учебные принадлежности. Проверяла, что дети принесли с собой. Затем показывала, как надо вставать из-за стола и садиться, чтобы не нарушать тишины. Наступил момент знакомства с учениками. Почти шепотом, но очень отчетливо, так, чтобы слышно было всему классу, учительница называла по алфавиту фамилии и имена учеников. Я внимательно наблюдала, как учительница смотрела на каждого из них, одобряла взглядом, улыбалась и говорила «Садитесь, пожалуйста!»
Первый вывод:
Очень важно сразу же, с первого урока, установить доброжелательно-внимательное отношение с каждым учеником. Для того чтобы во время этой довольно утомительной процедуры дети тоже знакомились друг с другом, Рахмат Юнусовна предупреждала их о необходимости внимательно слушать и запоминать, как зовут каждого из них. И хотя некоторые ребята уже знакомы или по совместному пребыванию в детском саду, или по месту жительства, они внимательно слушали фамилии и имена друг друга, поворачивая головы в сторону каждого встающего.
Второй вывод:
В классе тихо. Я заметила впоследствии, что тишина и рабочая обстановка в классе во многом зависят от того, как учительница начинала урок. Если учительница начинала урок с такого почти шепота, то и дети говорили негромко и старались не нарушать тишины. Очень важно своим собственным поведением внушить детям необходимость соблюдать тишину в классе, создавать рабочую обстановку.
На втором уроке дети выходили к доске и рассказывали детские стихотворения.
Некоторые дети, выступая, обращались только к учительнице. Они старались повернуться к ней лицом и произносили стихотворение тихо, невнятно. Учительница учила детей обращаться к классу, говорить громко и отчетливо. Вывод третий: У только пришедших в школу детей имеется тенденция к непосредственному общению с учителем — необходимо с самого начала научить их обращаться к классу. Конечно, каждого прочитавшего стихотворение необходимо похвалить. После похвалы они, полные собственного достоинства, отправлялись на свое место подчеркнуто «по правилам» и тихо садились.

Читайте также:  Рассказы про маму для 2 класса по литературному чтению

Вернемся, однако, к первому дню в школе.
Особое мероприятие — перемена. В первые дни, когда связи друг с другом еще не налажены, дети на перемене бежали к учительнице. Они окружали ее стайкой, стараясь занять место поближе, взять ее за руку, притронуться к ней, обратить на себя внимание. Было заметно, им еще необходимо непосредственное общение с учителем, необходимо ее внимание, поощрение, ласковый взгляд.
На уроке письма дети учились, как надо отсчитывать вверху и внизу тетради пять клеточек, как поставить точку, как приложить линейку, как держать карандаш, как провести тонкую линию от одной точки до другой. Дело это для первоклассников довольно трудное. Один из них неправильно посчитал. Сколько было слез! Я подумала, как же поступит учительница? А если в моей практике будет такой случай, как быть? Рассердиться, сделать замечание или, наоборот, утешить, приласкать? И то и другое неправильно. Учительница подчеркнула ошибку, но вместе с тем обнадежила ученика, сказав, что на следующей странице он будет внимателен и сделает все правильно.
Я заметила, что первоклассники, чрезвычайно чувствительны к выполнению всех правил. Они в некотором смысле формалисты, стараются сами неукоснительно соблюдать правила и требуют этого от своих товарищей. Приходилось наблюдать, как дети указывают учительнице на несоблюдение правил соседом по парте: «Он неправильно поднял руку!»; «Он неправильно держит карандаш!»; «Он не туда положил тетрадь!» Этими замечаниями они не столько хотели «донести» на товарища, сколько хотели подчеркнуть, что они эти правила знают. Но, учительница не оставила это без внимания и ответила: «Он тоже знает, как надо поднимать, руку, только забыл правильно это сделать. В следующий раз он поднимет руку правильно». Вывод следующий: Это объясняет, что конечно, можно сделать замечание и тому ученику, который нарушает правило, и тому, который сообщает об этом учителю, но делать этого не следует, поскольку подобные замечания могут обострить отношения обоих ребят. Надо поступить так, чтобы не нарушить между ними товарищеских отношений и не огорчить нечаянного нарушителя: Вообще, требования должны быть неукоснительными, но выражать их следует в уважительной и доброжелательной форме. Это особенно важно первые дни пребывания в школе, когда правила только осваиваются. Во время обучения дисциплина и порядок имеют большое значение для наиболее эффективного усвоения новых знаний. Поэтому очень важно, чтобы правила поведения в школе соблюдались всеми без исключения.

Источник

Сказки для обсуждения правил поведения в школе

специалист в области арт-терапии

Жили-были. Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории.

Для школьников такие приятные вечера часто остаются в памяти как воспоминание о беззаботном детстве. Родители все реже читают детям вслух. Школьники читают сами, и, скорее всего, не сказки, а программные произведения. Но бывают моменты, когда хочется вернуться в мир детства, вновь почувствовать теплоту и единство семьи.

Предлагаемые тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление.

Сказки о героях из Лесной школы дети с нетерпением ждут, беседуют о поступках героев, понимают их причины, учатся прощать и любить.

Сказки для школьной адаптации

Создание «Лесной школы»

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.

Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для «живого уголка» еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки.

Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал.

И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

Сорока важно ответила:

— Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.

— Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками.

Но Лисенок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя. Собирали и разговаривали.

Все ребята-зверята весело засмеялись.

— А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить!- воскликнула Белочка.

Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути.

Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.

Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

После этих слов Учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть.
Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.

Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики.
Еж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клетку. В тетради надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание.

Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали устанавливать теннисный стол в коридоре. А Еж научил всех новым играм.

Так весело и интересно прошел первый день в Лесной школе.

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.

До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят!

Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
если хочешь отвечать
или важное сказать.

— Очень хорошо, Медвежонок!

Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовет.

— Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем?

Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку все,
Чтоб училось нам легко!

Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей.

Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины. Адаптационный этап проходит по-разному у каждого ученика, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут педагогу выявить удовлетворенность детей школьным обучением, наличие у них эмоциональных переживаний, школьной тревоги, стрессовой ситуации.

Сказки об отношении учеников к вещам

После школы все ученики добросовестно выполнили домашнее задание, сочинили стихи-правила. Белочка решила нарисовать свое правило питания в альбомчике. Рисунок получился удачным: цветными карандашами был изображен чистенький первоклассник за столом, он правильно держал ложку, локти и салфетку, а его ротик был закрыт. Белочка немного полюбовалась своей работой. Потом она убрала альбом в портфель и побежала играть с друзьями в лесу.

В школе учитель проверял домашнее задание. Ребята порадовали учителя своими ответами. Только Белочка еще не показала свой рисунок. Она не могла найти альбом в своем портфельчике.

Правильно раскладывать, одевать в обложечки, вовремя ремонтировать, лечить. Заботиться, ухаживать за вещами необходимо так же, как за живыми существами, тогда они будут верно нам служить. А если мы будем к своим вещам равнодушны, то они могут убежать, как посуда в сказке «Федорино горе».

На перемене каждый ученик проверил свои вещи в портфеле, разгладил смятые листочки в тетрадках, поточил карандашики, распределил все по отделениям.

Белочка целый вечер наводила порядок. Она перебирала школьные предметы и распределяла их по отделениям. Когда из портфеля ей удавалось извлечь игрушку или что-нибудь веселенькое, то Белочка забывала о своем серьезном деле и увлекалась игрой. Потом она вновь возвращалась к скучному занятию, но скоро ей это надоело, она с раздражением бросила портфель и воскликнула:
— Все, не хочу больше такого порядка! Пусть все будет, как было! Мне так больше нравится!

Повеселевшая от принятого решения, Белочка еще немного поиграла, пролистала книжку с яркими картинками и легла спать.
И снится нашей Белочке сон.

В комнате было тихо. Все вещи разбросаны по углам, портфель лежал на боку, из него вывалились тетрадки, учебники, ручки, карандаши.

Учитель улыбнулся и продолжил:
— Наши помощники-дежурные всю неделю трудятся, обучают своим секретам. А в конце недели, в пятницу, назначают новых дежурных, новых хранителей секретов Госпожи Аккуратности.

Целый месяц прошел после назначения дежурных помощников. И наши первоклассники старались изо всех сил, чтобы научиться секретам Госпожи Аккуратности. У многих это чудесно получалось! Школьники стали очень бережно относиться к своим вещам! У некоторых учеников бережливость стала проявляться слишком сильно, и даже обидно для окружающих.

Волшебное яблоко (воровство)

Слушая историю, дети очень эмоционально реагируют на события, на поступки героев. Все это видно по их лицам. Читая или рассказывая, взрослый наблюдает за реакциями детей на протяжении всей сказки. Ребята, которые имеют привычку брать чужое, сразу выделяются из группы. Некоторые из них настораживаются и пытаются спрятать взгляд. Изменяется цвет лица: они бледнеют или краснеют.

После сказки не рекомендуется ее анализировать и обсуждать. Можно провести с детьми беседу на тему «Когда я взял чужое». Чаще всего дети, склонные к воровству, не участвуют в разговоре, но они очень внимательно слушают, как ребята описывают неприятное чувство стыда от содеянного и испытывают облегчение после признания.

Психически здоровый ребенок школьного возраста знает, что брать чужое нельзя. Если такое все же случается, он часто презирает себя за это. Но так порой хочется иметь то, что есть у приятеля или соседа по парте. Мы обсуждаем такие действия и поступки, но с пониманием и прощением.

После беседы детям нужно дать возможность поиграть в различные игры во время переменки. Пусть информация пройдет внутреннюю переработку. Не исключено, что в скором времени вы «случайно» найдете пропавшие предметы или игрушки.

В моей практике было и такое, что дети признавались в содеянном друг другу сразу после занятия. Очень сложно признаться взрослому, особенно учителю. Но и не следует требовать этого от детей. Гораздо важнее, чтобы ребенок мог сам себя контролировать.

Читайте также:  Рассказ про рестораны и еду на английском

С младшими школьниками, у которых наблюдается клинический вариант клептомании, требуется длительная работа разнообразными методами, приемами, с привлечением членов семьи, специалистов.

Еж понял, в чем дело:
— Да, плохо, что кто-то яблоко взял и съел. Но еще хуже, что яблоко-то было не простое, а волшебное. Да, да! Оно ведь было приготовлено для мамы в подарок от чистого сердца. А тот, кто такое яблоко съест, тот ослепнет, оглохнет и у него отвалится хвост.

Подарки в день рождения

Тема подарков актуальна для многих детей, да и взрослых тоже. Что подарить другу, близкому человеку, учителю? Иногда дети бросаются в крайности: то покупают дорогие вещи, которые трудно принять имениннику, то небрежно раскрашивают открытки. Как принимать и дарить подарки, расскажет детям эта сказка.

Завтра день рожденья у Белочки. Она пригласила в гости всех своих школьных товарищей, и ребята готовят подарки для Белочки. Каждый по-своему относится к подаркам. Лисенок, например, долго изучал свою комнату с игрушками, чтобы выбрать ту, с которой уже не жалко было бы проститься. И он выбрал игрушку-копилку, правда она уже была облезлой, но зато он точно не нуждался в ней.

Волчонок, Лисенок и Медвежонок собрались посмеяться над этим подарком, но их остановило необычное поведение именинницы. Белочка читала стихи шепотом, и глаза ее светились от счастья и благодарности.

Праздник состоялся на славу! Все остались довольны и счастливы!

Заканчивая тему отношения детей к подаркам, можно поиграть в день рожденья, вспомнить правила этикета, правила поведения гостей и хозяев на празднике, устроить конкурс веселых и добрых гостей, внимательных хозяев.

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям.

В период адаптации к школе у детей часто наблюдаются сложности в отношении к урокам, к домашним заданиям, к оценкам. Для одних учеников оценки являются очень мощным стимулом, а для других это серьезное препятствие к раскрытию своих возможностей, причина возникновения школьных страхов. Адекватное отношение к результатам позволяет понять детям логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а также вероятность и возможность при желании их улучшать, исправлять, то решение проблем, преодоление трудностей для них будет привычным делом. Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками в течение всей их жизни.

После дня рождения трудно было Волчонку сосредоточиться на домашнем задании. Ему вспоминались игры, музыка и смех, но только не школа, не математика. Однако он еще помнил слова учителя о проверке решения задач. И Волчонок с неохотой достал учебник и несколько раз перечитал условие задачи.

Отец важно и гордо отдал учебник и решенную задачку Волчонку, а сам продолжил чтение газеты.

На следующий день перед уроком ребята сравнивали ответы в задачках. Волчонок с гордостью показывал всем свою домашнюю работу.

Учитель-Еж проверил решение задач и похвалил Волчонка за сообразительность.
Волчонку было приятно и почему-то немного стыдно.

Волчонок опустил глаза и твердо сказал:
— Я буду стараться!
— Вот и замечательно! Продолжим урок, Медвежонок поможет нам решать задачу.
Если ты справишься, Медвежонок, то получишь пятерку. Это самая лучшая отметка в школе.
Но об отметках и оценках на следующем уроке.

Жизнь протекала скучно и однообразно. Много интересного происходило рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве.

Быстро пробегали дни, наши ученики взрослели, учились писать и считать, учились исправлять не только свои школьные ошибки, но также ошибки в поведении.

За окном ветер срывал последнюю листву, первые пушистые снежинки кружились над оголенным лесом. В классе было тепло и тихо. Ученики рассматривали гербарий из сухих листьев, повторяли их названия. Взгляд Волчонка остановился на большущей снежинке, которая прилипла к стеклу, сопротивляясь порывистому ветру. Но снежинка не хотела улетать, напротив, к ней прилипали ее подружки, собираясь в настоящий снежный ком на стекле. Это зрелище заворожило Волчонка своим волшебством, и он не сразу услышал вопрос Учителя, а почувствовал, что Белочка толкает его в бок. Поднявшись, он растерялся, не зная, что же надо делать.

Предлагаемые шестнадцать сказок включили основной материал по школьной адаптации, поэтому их лучше использовать в первой четверти, два раза в неделю. Эти сказки содержат позитивные модели поведения для детей и взрослых. Некоторая идеализация образа учителя соответствует возрастным требованиям и особенностям личности старшего дошкольника и младшего школьника. После прослушивания этих сказок повышается учебная мотивация, понижается уровень тревожности, дети хотят учиться в школе, справляться со своими трудностями.

Сказки о здоровье и о том, как стать большим.

Приближались холода. Все реже солнце появлялось на небе, где-то снег уже прикрыл землю, а ночи стали длинными и темными. Лес уснул до весны.

«В одном доме жил-был Поющий Цветок. Вообще-то это комнатное растение, с длинным зеленым стеблем и листьями, похожими на гладкие атласные ленты. Но раз в год, в начале лета у него появлялись чудесные цветы, которые напоминали крупные золотистые колокольчики. Они мелодично звенели, когда Цветок поливали или рыхлили его землю. Но самое удивительное пение этих колокольчиков можно было услышать на закате летнего дня. Все растения и птицы замирали в эти минуты и наслаждались волшебными звуками. Но эта песня отнимала много сил у Поющего Цветка, ему требовался отдых. Цветок ставили в темное место, чтобы листья замедляли свой рост и не вытягивали из клубня питательные вещества. Затем его подкармливали, удобряли, и на следующий год он продолжал радовать всех своим пением. Но однажды Поющий Цветок очень загордился собой:

На следующий день, вернувшись в класс, ребята увидели новенького ученика, маленького Енота. Оказывается, добрая слава о Лесной школе быстро распространялась по всей округе. В скором времени обещали принять в школу и других желающих учиться.

Все с удовольствием согласились. Весь урок ученики старались сделать газету красивой, рисовали снежинки в этом номере, подписывали яркими цветами названия тем. А статьи Учитель предложил подготовить дома.

Утром самым первым в газете появился материал «Наши успехи». Зайчонок так подробно расписал свои математические победы, отметил, что Волчонок стал грамотно писать сочинения, а Белочка аккуратнее оформлять тетрадь.

Енот и Лисенок познакомили всех со «Школьными новостями». В основном новости были хорошими, но одна заставила некоторых учеников встревожиться.

Наступила настоящая зима. Морозы рисовали узоры на окнах, сугробами завалило всю школьную площадку, ученики в них сооружали крепости для игры, заливали горки и ледяные дорожки. На прогулке ребята веселились. С блестящими глазами, полные сил, ученики возвращались в класс, переодевались, просушивали свою обувь и одежду и принимались за уроки.

Сказки о школьных конфликтах

Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. По законам формирования коллектива проявление негативизма, конфликтных форм поведения часто наблюдается как переходная стадия в развитии группы. Особенно часто такие явления отмечают учителя и психологи в весенний период, когда эмоциональная активность нарастает, а усталость накапливается. Однако с этим приходится встречаться и в другое время. Педагогический такт, профессиональная осторожность в такие моменты обязательны. Сказки о животных, о героях из Лесной школы диссоциируют читателей от мира людей, поэтому с ними легче подойти к работе над обострившейся проблемой. Эти сказки можно использовать отдельно друг от друга в момент нарастающей агрессии.

Двадцать первая сказка.

Очаровательная пушистая Кошечка появилась в классе ранним утром. Крупные зеленые глаза ее завораживали и поражали глубиной и красотой. Особенная чистота, сверхаккуратность прослеживалась во всем облике новой ученицы. Каждому из ребят хотелось посидеть рядом с ней, потрогать ее красивый бантик, но всех останавливал пренебрежительный голос новенькой:

Двадцать вторая сказка.

Шапка-невидимка.
(демонстративное поведение)

Когда первоклассники приходят в школу, то для них наступает новая пора. И адаптация детей зависит от подготовительного этапа (детского сада, подготовительного класса, установок взрослых). Можно сразу выделить детей, которых родители, педагоги мучили усиленной подготовкой и чрезмерным вниманием к себе. Очень рано такие дети познакомились с системой «уроков». Взрослые постарались! И что же? Быстро разобравшись в требованиях учителя, они начинают чувствовать, что им слишком легко и даже скучно. Дети ищут дополнительных развлечений, стремятся доиграть упущенное, демонстрируют свое поведение, требуют постоянного внимания со стороны учителя и сверстников. Замечания педагога, смех новых товарищей порой закрепляют негативные формы поведения на уроке. На ребенка «вешают ярлык» баловника, хулигана и пр.

Учитель борется за порядок в классе, а ученик за лидерство, за социальное признание. Сроки и средства такой борьбы различны, а результаты неутешительны. Проигрывают обе стороны, так как нет взаимопонимания, доверия и уважения друг к другу, возникают проблемы в обучении. Попробуем помочь ребенку понять неадекватность своего поведения и поискать позитивные модели с помощью сказочного персонажа. Итак, предлагаем первоклассникам коррекционную сказку. Используя сказкотерапию, учитель может предложить игру «Шапка-невидимка» после прослушивания данной сказки. И результаты более заметны, чем после постоянных окриков, угроз, записей в дневнике.

Но вместо ответа все услышали пронзительный писк Мышонка. Ребята-зверята смеялись, и Мышонок был счастлив. Когда пришли за первоклассниками родители, новый ученик чувствовал себя героем. Учитель-Еж спросил у мамы и папы Мышонка, что могут означать его действия. Но, увидев восхищение своим сыном в глазах у родителей, он призадумался:
«Что же делать? Как помочь Мышонку стать настоящим учеником Лесной школы? Ведь пока он поступает, как маленький ребенок, а не как ученик! Как научить его быть терпеливым и выполнять школьные правила? Как научить Мышонка веселить всех на перемене, а не на уроке? Как научить его помогать, а не мешать своим товарищам? Как научить его радоваться успехам своих новых друзей?»

Белочка молча кивнула. Они вместе справились с задачкой, и Мышонок вновь услышал звонкий, радостный смех Белочки и увидел благодарность в ее глазах! Никогда Мышонок не чувствовал себя таким нужным и взрослым! Ему было очень приятно!

Двадцать третья сказка.

Задача для Лисенка (ложь).

В семье старого Лиса стали часто происходить конфликты. Причиной разногласий было воспитание маленького Лисенка. На самом деле Лисенок был уже достаточно взрослым, но папа-Лис и дедушка-Лис его называли маленьким. Вероятно, потому, что взрослые порой не замечают, как вырастают их дети.

Так вот, дедушка считал, что воспитать настоящего Лиса очень сложное дело, так как Лис должен знать три правила хитрости:
1. Во всем находить собственную выгоду.
2. Уметь ловко обмануть.
3. Уметь избежать неприятностей, «выйти сухим из воды».

Папа-Лис был противником такой хитрости. Он твердил, что это правила для одиночек. А сейчас другое время, когда одному живется трудно, нужна помощь друзей и близких. Поэтому Лис может использовать не хитрость, а фантазию, чтобы радовать друзей новыми играми и историями.

Лисенок часто прислушивался к этим спорам и размышлял: «Кто же из них прав, дедушка или папа?»
Что касается дедушки, то он действительно одиночка-Лис, его считали самым хитрым Лисом во всей округе. Друзей у него не было, кому же понравится, чтобы его постоянно дурачили. Дедушка твердил, что никто ему не нужен, но Лисенок-то понимал, что это от гордости или от отчаянья, и порой замечал у старого Лиса грустный тоскливый взгляд в пустоту.

У папы все по-другому. Обманывать, как дедушка, папа совсем не умеет. Сам папа объяснял, что просто этого он не хочет делать, так как ложь всегда становится явью, то есть обнаруживается окружающими, даже у мастера лжи. А для папы очень важно, чтобы ему доверяли его друзья и близкие. И папу за это многие любят, а больше всех, конечно, Лисенок.

Но иногда Лисенка одолевают сомнения, и он пытается использовать правила хитрости старого Лиса, да и фантастические истории, как папа, тоже любит рассказывать своим друзьям.

А тем временем в школе закончились уроки, и Учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе, Еж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку. Учитель немного удивился, подумал, что ему показалось, ведь как можно веселиться, если болен любимый человек. Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку Учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте.

Еж встал как вкопанный.

Двадцать четвертая сказка.

Его брат, хоть и близнец, но совсем на него не похож. С маленьким ротиком и сощуренными глазками он большой любитель спорить и все отрицать. Его так и зовут Отрицалкой. Он считает, что все на свете знает, и вряд ли существуют еще в мире какие-то загадки. Когда Удивлялка делится своими впечатлениями с братом, то в ответ слышит:
— Подумаешь, я это давно знал!

Жители леса обходят стороной Отрицалку, очень трудно общаться с ним. Слушать он не умеет, да и сам мало рассказывает. А если кто за советом к нему пожалует, то Отрицалка ему говорит:
-Что же ты такую ерунду не знаешь?
Пристыдит, а ничем и не поможет, не посоветует.
Легко и свободно живется Удивлялке. Хоть он уже взрослый гном, но выглядит юным, как ребенок. У него много друзей и увлечений.
Трудно живется его брату-близнецу. От постоянного брюзжания его лицо быстро сморщилось и состарилось, а друзей совсем нет.

После этой сказки можно предложить школьникам любую нейтральную тему для дискуссии, например: Какие лучшие игры? Книги и др.? Напомните правила ведения дискуссии (см. текст сказки) и введите для самоконтроля «мяч-переходник» (можно использовать любой предмет для передачи слова товарищу). Наиболее эффективно использовать видеозапись, которую сразу после дискуссии можно доброжелательно проанализировать вместе с детьми.

Двадцать пятая сказка.

А девочка гладит его по спинке:
— Если кто смеется, значит, им весело; порадуйся, ослик, за них. А я ведь знаю, что ты у меня самый добрый, веселый ослик на свете. Покатай меня, пожалуйста!
Но ослик обиделся и стоит как вкопанный. Стала еще больше уговаривать девочка ослика, гладить, ласковые слова приговаривать, а он опять стоит, обижается.
Тут народ увидел упрямство ослика, и опять все стали смеяться. Расстроилась девочка и ушла к подружкам. А купец стал думать, что же ему с осликом делать? А потом придумал: раз он дочку катать не хочет, будет воду возить. Вот и по сей день из-за своих обид ослики в той стране воду возят. С той поры и говорят: «На обиженных воду возят!»

Читайте также:  Поздравления 50 лет женщине переделанные сказки пушкина

Двадцать шестая сказка.

Хвосты (межгрупповые конфликты).

В классе по разным причинам могут возникать «враждующие лагеря» (национальные группы, фанаты и болельщики и другие). Педагогам стоит большого труда организовывать специальные беседы, объединяющие игры для работы с коллективом. Под надзором педагогов дети сдерживаются от шумных конфликтов, но продолжают проявлять внутреннюю агрессию, тихо терпят друг друга, но в дружный коллектив не объединяются. Трансформировать такие убеждения традиционными педагогическими методами практически невозможно. Так как дети твердо верят в свои групповые принципы и следуют девизу «Один за всех и все за одного!», ситуация далеко не безнадежна. Повлиять на нее можно при помощи сказки.

В Лесной школе учились разные звери: Белка, Заяц, Волчонок, Лисенок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Кошечка и другие животные и птицы. Звери помогали друг другу, ведь у каждого что-то получалось лучше, чем у другого: Медвежонок был самым сильным, поэтому, когда надо было что-то поднять или передвинуть, то на помощь звали его. У Лисенка лучше всех получались логические задачки, и он помогал другим справляться с математикой. Белка лучше всех вытирала доску. Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них возникали, но быстро наступало перемирие. Каждый ученик пытался понять и принять другого таким, какой он есть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки. Белка тоже поменяла и никак не могла налюбоваться своим новым нарядом, а особенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Заяц случайно наступил Белке на хвостик. Раздался громкий крик. Белка заплакала, а Заяц извинился дрожащим голосом:

Школьный день продолжался. Были уроки, перемены. Но Белка теперь не играла с Зайцем, а Медвежонок уже не помогал «хвостатым».
Продолжали звучать насмешки и обидные прозвища. Домой хвостатые и бесхвостые ученики пошли разными дорогами.
Волчонок ушел из школы после всех. Он шел не спеша, наслаждаясь солнцем, теплым ветром, запахом растений, цветов.
Пройдя половину дороги, он услышал странный звук. Похожий на лай собак. Звук приближался очень быстро, и Волчонок увидел разъяренных псов. Изо всех сил он бросился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их горячее дыхание и слышался лязг зубов. Но дом совсем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасен!

В этом месте прервите сказку. Дайте детям предположить, чем она может закончиться. Без комментариев и оценок. А после того как школьники выскажут свое мнение, продолжите сказку.

Заканчивается сказка, заканчивается урок без обсуждений и без вопросов. Дети по-разному усваивают смысл сказки. Для кого-то должно пройти длительное время, а некоторые уже на следующей перемене в свободной игре пытаются строить новые отношения.

Двадцать седьмая сказка.

— Это что за петухи?
Услышали голос Учителя Лисенок с Волчонком, драться перестали, стоят, смотрят, чумазые, зареванные и злые друг на друга. А Учитель и говорит:
— Кто драку затеял, не буду выяснять, знаю, что каждый по-своему рассказывать будет. А вот что делать, чтобы злость прогнать, скажу, да еще и других научу.
Повел Учитель драчунов в школу, помог умыться, синяки и царапины зеленкой намазал. Вроде успокоились немного Волчонок и Лисенок, да все равно друг на друга сердито смотрят, кулачки сжимают.

Когда каждый ученик попробовал свои злинки и упрямки прогнать, Еж подозвал всех к себе поближе и сказал:
— По разным причинам появляются злинки, накапливаются, но теперь мы знаем секрет, как прогнать их. Эта «Сердитая подушка» будет в школе вам помогать, ваши злинки да упрямки собирать.

После этой сказки вместе с детьми проверьте эффективность метода «Сердитая подушка», дайте возможность максимально выразить свою накопившуюся агрессию каждому ученику. Соблюдайте инструкции Учителя-Ежа. Хорошо в классе такую подушку предлагать детям по необходимости, под руководством взрослого. Многие дети после таких игр просят родителей завести «Сердитую подушку» и дома. Особенно в семье, где детей несколько, такая эмоциональная разрядка дает возможность снизить напряжение в отношениях, добавить юмора и физической активности.

Двадцать восьмая сказка.

В классе стояла рабочая тишина, ученики проверяли ошибки в диктанте. Вдруг у кого-то из учеников выскочило грубое слово. Конечно, от перенапряжения, да и от расстройства, что глупую ошибку сделал, кто-то не сдержался, выругался на весь класс. В ужасе ученики смотрели на Учителя и ждали его реакции. Никто не хотел признаваться, да Учитель этого и не требовал. Он спокойно попросил закончить проверку диктанта и приготовиться к новому уроку. Перемена прошла напряженно, проблему надо было решать прямо сейчас.
Когда прозвенел звонок на урок, ребята от Учителя ждали строгих слов или новой сказки, а он вдруг объявил всем, что сегодня урок «В школе клоунов».

— Началом урока будет «Ругательство овощами и фруктами». Каждый с соседом по парте начнет ругать друг друга только овощами и фруктами по моему сигналу и по сигналу закончит ругаться.

Ребята думали, что Учитель шутит, но он совершенно серьезно просигналил старт, и ученики робко, но сердито стали обзывать друг друга «капустой», «картошкой», «морковью», «яблоком» и прочими «съедобными» словами. Иногда к этому непонятному занятию подключался сам Учитель и поругивал робких учеников «свеклой», «апельсином», «репкой» и пр. В ответ его тоже старались как следует «отругать». Если кто-то использовал другие слова или касался своего соседа, то игра останавливалась, отмечалось нарушение, а затем вновь продолжали ругаться по всем правилам. После сигнала Учитель предложил похвалить друг друга с ласковой интонацией цветами: розочками, тюльпанчиками, колокольчиками и др. И вновь игра продолжилась. Но некоторым ребятам хотелось еще поругаться, и Учитель повторил парное «Ругательство овощами и фруктами», а затем вновь все перешли к «Цветочным ласкам». Некоторые ученики во второй раз обращались уже не к своему соседу, а выбирали себе другого напарника. Учитель их понимал и разрешал менять пару.

Как следует отругавшись и похвалив друг друга, ребята перешли к следующему уроку «Школы клоунов».
Выбирался по желанию клоун, который должен рассмешить весь класс. Захотел попробовать свои силы Мышонок. Ему дали три попытки, он старательно корчил рожицы, но, подсчитав рассмеявшихся, ученики отметили, что этому клоуну еще надо учиться смешить.

Следующим клоуном стал Лисенок, он рассказал историю, над которой все дружно смеялись.
А потом клоунами были Волчонок и Белочка, они разыграли пантомиму, тоже было очень весело.
— А теперь, ребята, пора из «Школы клоунов» вернуться в нашу школу, в наш класс. Когда мы устаем, то задорный смех возвращает нам силы. Меньше хочется произносить грубых слов после таких игр. Давайте иногда на переменах или на прогулке вспоминать эти игры, прогонять обиды, радовать друг друга.

Эта сказка, как и предыдущая, помогает ввести новый способ реагирования на агрессивное поведение, обучает эмоциональной разрядке. Эти игровые методы можно использовать в школе и в семье. Однако хочется отметить, что сказкотерапия является средством снятия старых стереотипов, а новые позитивные модели поведения необходимо систематически прививать педагогам, психологам и родителям.

Двадцать девятая сказка.

Дружная страна (межполовые конфликты).

Половая идентификация происходит в старшем дошкольном возрасте, но соперничество в группах характерно уже для начальной школы. Поэтому здесь очень важно поведение учителя. Дети чутко реагируют на учительские замечания, расположение к отдельным ученикам, а если педагог необоснованно делит класс на мальчиков и девочек, половые конфликты возникнут почти наверняка. Чтобы детям осознать положительные стороны совместного женско-мужского общения, психологи в начальной школе могут использовать сказки, которые дают возможность детям отвлечься от своих личных обид, осознать причины конфликта, понять необходимость мирного сосуществования, сотрудничества и взаимопонимания.

В Лесной школе все почувствовали наступление весны. Ветерок в класс приносил запахи первых весенних ароматов. Пахло цветами и свежестью. Солнечные зайчики прыгали в тетрадках, отвлекая учеников от серьезных занятий.

Медвежонок проснулся и вновь пришел в школу. После зимней спячки он все время приставал на переменах к товарищам с задиристыми играми, уж очень хотелось ему размяться, побороться и поваляться. А звери опасались его неуклюжести и тяжелой лапы. Другим ученикам тоже хотелось чего-нибудь веселого и озорного. Учитель-Еж понимал это и прощал активную возню на перемене.

Как-то раз Медвежонок не рассчитал свою силу и больно «осалил» Волчонка. Волчонку было очень больно, но он сдержался, не заплакал, а только потирал бок лапой. Хотя Медвежонок видел это, но не подошел, не извинился, а продолжил игру как ни в чем не бывало. Вдруг упала Белочка, ее толкнул Медвежонок и тоже не извинился. Белочка стала возмущаться.

Поднялся шум. Сколько несправедливых и обидных прозвищ услышали звери друг от друга! Девочкам легко удавалось придумывать обидные прозвища, которые задевали мальчиков за живое. Мальчишкам хотелось сразу броситься в драку, но пока они только сжимали кулаки и бормотали: «Ну, мы им покажем!»
Мальчики больше не играли с девочками. А если вдруг Зайчику хотелось попрыгать с Белочкой через скакалку, то кто-нибудь из мальчишек ему кричал: «Эй ты, девчонка!», и Зайчик с грустью возвращался к другим, «мужским», развлечениям.

Завершая тему конфликтов и агрессии, вспомним, что для коррекционной работы необходим комплексный подход к личности ребенка. В общении с агрессивными детьми рекомендуют следовать следующим правилам.

Правила работы с агрессивными детьми:

1. Выяснить причину поступка, выработать другие пути достижения цели (расширять социальные модели поведения).

2. Проявлять недовольство именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом (продолжая любить).

3. Установить запрет, объясняя причины (кратко излагать свое объективное недовольство), и вводить социальные правила (в доступной форме).
4. Отметить отсутствие выгоды негативного поступка для личности ребенка (неотвратимость наказания, социальная изоляция, возвращение зла и др.).

5. Беседовать с ребенком о его поступке без свидетелей (класса, родственников и др.).

6. В беседе использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.) и собственных чувств (тревоги, страха, желания наказать и др.).

7. Дать возможность самому ребенку исправить ситуацию, предлагать позитивные модели поведения.

8. Учить ребенка предвосхищать последствия своих негативных действий.

9. Исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

10. Больше проявлять эмоционального тепла (обнимать не менее четырех раз в день), чаще использовать положительную стимуляцию, позитивные формы воспитания: отмечать и радоваться успехам, достижениям ребенка.

11. Дать возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д.

12. Разработать единый систематический подход родителей и педагогов к ребенку. Противоречия в убеждениях и требованиях взрослых способствуют закреплению негативного поведения у ребенка.

К концу учебного года ученики готовили сюрприз своему Учителю. После уроков они оставались, шептались, репетировали.

Перед летними каникулами дети вновь пригласили своих родителей и вместе с ними дружно поприветствовали Учителя-Ежа. Выключили в зале свет, в полной темноте зрители ожидали сказочного спектакля. Занавес раскрылся, вся сцена была освещена в светло-зеленых тонах. Но что это? На сцене стоят парты, висит доска? Да это точная копия нашей школы! А вот и Учитель вошел, его роль досталась Еноту. Лисенка играл Волчонок, а Волчонка играл Лисенок, Белочка играла Зайчонка, а он Белочку. Ребята играли друг друга, копировали манеры, подчеркивали достоинства и по-доброму отражали недостатки. Играли все прекрасно! Самые яркие события ученики включили в спектакль. Каждому на этом спектакле удалось увидеть себя со стороны. Учитель и родители были в восторге, под веселый смех, рукоплескания одно событие сменялось другим. Учебный год на сцене и в реальной жизни завершился криками «Браво!». Это кричал Учитель своим ученикам, которые успешно постигали школьную науку, где важно терпение и старание, уважение и любовь, умение исправлять свои ошибки и радоваться успехам!

Он умеет рассмешить
И с ребятами дружить! (Лисенок)

Любит прыгать, веселиться
И в уборке мастерица! (Белочка)

Друг наш очень добрый,
Сильный, но спокойный! (Медвежонок)

Смог он злинки победить
И за яблоко простить! (Волчонок)

Про улыбку рассказал
И конфету Зайцу дал! (Енот)

Обижаться перестала,
С Белкой весело играла! (Кошечка)

Хвастать, спорить он любил,
Стал сейчас совсем другим! (Мышонок)

Он умеет всех лечить,
О здоровье говорить! (Доктор-Филин)

Дверь откроет и закроет
И ребят домой проводит! (Сторож-Крот)

На урок звонит, с урока,
Наша звонкая. (Сорока)

Он и учит, и играет,
И от бед всех защищает,
Сказки сказывать хорош, Дорогой Учитель. (Еж)

С 1 сентября 2011 года все общеобразовательныеучреждения РФ начали работать по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Новый стандарт устанавливает совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО).

Цель портфолио ученика начальной ступени обучения – сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей, склонностей, интересов.

Портфолио является современным инструментом оценивания результатов, с помощью которого раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышается его самооценку и, помимо всего перечисленного, решает ряд важных педагогических задач :

создание для каждого ребёнка ситуации успеха;

повышение учебной мотивации;

поощрение активности и самостоятельности;

развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;

формирование умения учиться;

содействие индивидуализации образования.

Основными функциями портфолио являются:

подборки работ, демонстрирующие нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней творчества, рефлексии;

систематизированные материалы текущей оценки;

материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ.

В портфолио могут быть включены и иные материалы внеурочной деятельности.

Единых требований к структуре портфолио на данный момент не существует. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель подходит творчески, учитывая особенности учеников класса. Исходя из опыта, предлагаю примерный вариант структуры портфолио ученика начальной ступени обучения: Титульный лист.

Раздел «Я познаю мир».

Раздел «По лестнице знаний».

Раздел «Подводим итоги».

При создании портфолио важно помнить, что это совместная деятельность ребёнка, родителей и учителя. Где учитель – организатор, родители в первом классе – соучастники, во втором, третьем и четвёртом классах – заинтересованные наблюдатели и, если присутствует необходимость, помощники, а ребёнок – творец. Творческих успехов учителям, родителям и детям!

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011

Источник

Познавательное и интересное