«Православный храм». Урок в IV классе (Орксэ)
токарева ольга
«Православный храм». Урок в IV классе (Орксэ)
Тема: «Православный храм»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
1. Познакомить с понятием «православный храм».
2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, рабочие листы, карточки с заданиями, аудиозаписи.
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности:
Учитель: Здравствуйте, ребята!Прошу вас прослушать отрывок из музыкального произведения и ответить на вопрос: где исполняется данное музыкальное произведение? (Звучит «Не умолим никогда Богородице», муз. А. Астафьева, в исполнении архиерейского хора Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы.)
– А теперь посмотрите на экран. Что вы видите на нем?
— Правильно, а что вы можете рассказать об этом храме?
— Храм Христа Спасителя – построен в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года.
– Правильно. Как вы понимаете слово «храм»?
– Кто из вас был в храме?
II.Формулирование темы урока. Постановка цели.
Сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.
Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.
III. Актуализация знаний учащихся
Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.
(учащиеся дают определения слову «храм»)
— Здание для богослужения, церковь. (сл. С. И. Ожегова)
— В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
— В храме много икон.
ЗАДАНИЕ: записать определение слова «храм» в рабочих листах.
Зачем люди посещают храмы?
— В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
IV. Изучение нового материала.
Ваши ответы правильные. На уроке мы разберем устройство православного храма. А потом вы составите памятку «Как правильно себя вести в храме».
1. Беседа с учащимися.
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви.
Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее.
Издавна храмы строили в самых красивых местах,и перед строительством молились, чтобы Господь указал место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
— А когда и где был построен первый храм?
Принципы строительства древнерусских храмов были заимствованы из Византии. В ХI веке при Ярославе Мудром в Киеве был сооружён Софийский собор (1037 г.)
Каким образом храм отличается от всех остальных
— У него есть купол, на котором находится крест.
Храм Божий по внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу.
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
— Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.
Купол заканчивается главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
-девять глав (девять чинов Ангельских);
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница.
Как вы думаете, зачем нужны колокола?
— Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
•Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
•Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника, называется «трезвон».
•Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Колокольный звон напоминает о вышнем, небесном мире.
2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.
Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?
— Мысли о храме, церкви, России… ФИЗМИНУТКА
3. Изучение устройства храма.
Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.
Из каких частей состоит храм?
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.
Православный храмделится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
V. Первичное закрепление
Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается (колокол).
Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица (Ангел).
Жил, Богу угодил, к Богу ушел, к людям пришел (святой).
На горе стоит свеча, в ней молитва горяча (церковь).
Что выше колокольни? (крест).
Дверей много, а входят не все (алтарь).
На руках Младенец чистый,
Взгляд Его такой лучистый,
Солнце за главой сияет,
Нас Он всех благословляет. (Иисус Христос).
Золотое поле, желтые колосья,
Огонек гуляет, колоски сжигает. (Подсвечник)
— ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между понятием и его определением (работа в группах).
1) Кадило А) символ молитвы верующего человека
2) Церковная свеча Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном, которые кладутся на горящие угли.
3) Иконостас В) место, где молится священник, туда никто не может входить без его благословения
4) Алтарь Г) двери, через которые во время службы выносят Евангелие – благую весть о царе-Христе
5) Царские врата Д) это картина, на которой изображен лик святого или события Священной
3. Творческие работы учащихся.
Сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмах города Нижнекамска и посёлка Красный Ключ.
Первый каменный храм в честь праведного Иоанна Кронштадтского п. Красный Ключ был освящен 6 мая 1995 года. Строительство шло три года. Это одна из первых церквей, возведенных в Казанской епархии в постсоветский период.
Храм новый, каменный, приходской, однопрестольный в честь Воскресения Христова построен в 2000 году, освящен в 2004г. Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием. В храме Воскресения Христова хранятся особо чтимые верующими иконы преподобного Серафима Саровского и праведного Симеона Верхотурского. В настоящее время богослужения в храме совершаются в субботние, воскресные и праздничные дни.
3. Театрализация («Как вести себя в храме»)
Часто ли вы бываете в храме?
Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?
Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
На молитву приходи.
О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
Как мы заходим в храм?
Как мы стоим во время богослужения?
Чтение учителем стихотворения
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Так отрадно плакать и молиться,
И так близко Небо там к земле,
Что потом печально возвратиться
В грешный мир, лежащий весь во зле.
Но душа опять будет вновь стремиться
В чудный мир, обратно, к тишине,
В мир святой, где может возродиться
Та любовь, что спит еще во мне.
— Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
VI. Домашнее задание.
— рассказать родителям о том, что запомнил на уроке
— составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»
Макет православного храма Наша программа по духовно-нравственному воспитанию детей состоит из тематических блоков. Для решения образовательных задач на занятиях по.
Экскурсия в храм Андрея Первозванного Цель:знакомство детей старшего дошкольного возраста с основами православной культуры. Прежде,чем зайти в православный храм, закрепили правила.
Урок ОРКСЭ «Православные храмы». 4-й класс
Класс: 4
Презентация к уроку
Виды деятельности: Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, презентация.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Оргмомент |
2. Актуализация знаний
— Проверим готовность к уроку.
Сегодняшний урок я хочу начать со стихов, но вы не просто должны послушать стихи, вы должны узнать ответ на вопрос: “Что автор стихотворения призывает восстановить?”
Учитель читает стихи:
Восстановить в России надо храмы,
Чтоб возродить святую прежде Русь,
А раны нашей пережитой драмы,
Все зарастут травой и былью пусть.
Пусть над Россией чистым будет небо
Твои глаза пусть смотрят к нам с небес.
Пусть в каждом доме много будет хлеба,
И чтобы нас не путал больше бес.
И пусть звонят колокола России,
Пусть все плохое сгинет в прах и пух,
Чтоб дети нас за все, за все простили,
А в нас живет пусть воскрешенья дух.
— Что же автор стихотворения призывает возродить?
— А кто знает, что такое храмы?
Дети приветствуют учителя. Готовятся.
Дети слушают и обдумывают ответ на вопрос.
— Храмы. Слайд №2.
— Обо всем об этом мы сегодня и поговорим.
Куда ходят молиться, где звонят колокола, где крестят детей, где живет Бог.
— А все ли здания вокруг одинаковые? Есть ли какие-нибудь необыкновенные здания?
— Чем же оно необыкновенно?
— А зачем же нам такое необыкновенное здание?
— А как вы думаете, этот храм давно построили или он новый?
— Раньше на месте нашего района находилось село. И вот тогда выстроили храм.
— Кто знает, чем отличается село от деревни?
— Если в населенном пункте есть храм, то это село, а если нет – то деревня.
— Кто из вас заходил в храм? С кем вы ходили?
— Ходить в гости к Богу. Молиться.
Ответы детей. (Давно, недавно).
— Ответы детей.
Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.
— Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.
Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.
Памятка мальчику: Слайд № 3.
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.
Памятка девочке: Слайд № 4.
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мы с вами поднимаемся на паперть. Слайд № 5.
Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего.
Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. Внутри православный храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть и притвор. Слайд № 6.
Чего много в храме? (Свечей. Икон.)
Свеча ставится около иконы.
Икона – священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Слайд № 8.
Иконами обычно называются изображения, выполненные на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведенным с жидким клеем).
Наш взгляд упирается в иконостас.
Уточки крякнули,
Бережки звякнули:
Собирайтесь, детушки,
К одной матушке.
— Что это за матушка: (- Храм (церковь)).
— Что это за «бережки», за «краешки», которые «звякнули»? (- Колокола.)
— Зачем они звонят? (- Зовут в храм на молитву.)
— А кто из вас видел другие храмы?
— Они все одинаковые? (- Нет. Слайд № 11.)
— Давайте посмотрим друг на друга. Мы с вами все одинаковые? (- Нет и да.)
Храм – это не просто здание, это живой организм.
Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, “красном” месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.
Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.
Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
Для православного человека храм — всегда особое, святое место. “В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним”, — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.
Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.
— Здороваемся.
— Где можно молиться Богу? Только в храме?
— Тогда зачем же молиться в храме?
— Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе “Пчела”:
— В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?
— Это особое место, где Бог особенно близок.
Читает хорошо читающий ученик.
— Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается.
— Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица.
— На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.
— Дверей много, а входят не все.
— Золотое поле, желтые колосья,
Огонек гуляет, колоски сжигает.
— Подсвечник.
Я знаю ________________________
Я хочу узнать___________________
Я был(а) удивлен тем, что________
Я хочу рассказать родителям______
Дома сделайте страницу из приложения в тетради.
Те, кто хочет, может вылепить из пластилина макет любого храма.
На партах листочки с предложениями.
По окончании работы листочки сдаются.
Некоторые варианты ответов проговариваются вслух.
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Храм – дом Божий на земле
Первый храм Скиния
ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА
Что мы видим в храме Паникадило аналой купол иконостас подсвечник Царские Врата
Алтарное убранство СвятойПрестол (Престол Божий) семисвечник Напрестольное Евангелие дарохранительница Антиминси илитон
Свято-Петропавловский Кафедральный Собор
Свято-Александро-Невский Храм п. Иллирия
Свято-Владимирский кафедральный собор
Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление»
Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они. Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой.
Бывает, некуда пойти, А на душе- тяжелый камень. Ты в храме Божьем засвети Перед иконой тихий пламень. Свечи. Очистится душа От всех тревог и огорчений, Добром наполнится она, И исцелится от мучений. Дорога к Храму- солнца луч, Сияет в красках день весенний, А небо синее- без туч, А мир- без войн и потрясений.
Номер материала: ДБ-942222
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов
Время чтения: 1 минута
Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет
Время чтения: 1 минута
В России создадут «белый интернет» для школьников
Время чтения: 1 минута
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Спортивные клубы появятся в каждой российской школе к 2024 году
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.